Автомобильный стартер: все, что нужно знать водителю
Автомобиль – довольно сложный агрегат, который состоит из многих механизмов, узлов и деталей. И для лучшего понимания нашего железного коня было бы неплохо знать, что и как происходит у него внутри. В сегодняшней статье поговорим о механизме запуска двигателя.
Для запуска двигателя автомобиля предназначен стартер. Он обеспечивает первичное вращение коленчатого вала с необходимой для работы частотой. Стартер является неотъемлемой частью электрооборудования любого современного автомобиля. Стартер – это электродвигатель постоянного тока, получающий питание от аккумуляторной батареи.
Любой автомобильный стартер состоит из довольно большого количества конструктивных элементов (от четырех до шести десятков), входящих в его основные узлы:
• Собственно электродвигатель.
• Обгонную муфту, или бендикс.
• Втягивающее, или тяговое реле.
Электрический двигатель, являющийся основным узлом стартера, функционально предназначен для передачи вращающего момента со своего вала на коленчатый вал силовой установки.
Бендикс обеспечивает надежное соединения вала электродвигателя с венцом маховика.
Втягивающее (тяговое) реле осуществляет продольное перемещение обгонной муфты (бендикса), обеспечивающее в свою очередь перемещение ее рабочей шестерни, вызываемое движением якоря реле; — замыкание контактов электрического двигателя в момент зацепления зубьев венца маховика с зубьями рабочей шестерни.
Автомобильный стартер запускает двигатель при повороте ключа. Этот процесс проходит в 3 этапа:
— передача тока от аккумуляторной батареи на замок зажигания и втягивающее (тяговое) реле;
— вхождение приводной шестерни муфты (бендикса) в зацепление с маховиком;
— замыкание электрической цепи, подача напряжения на электродвигатель стартера авто.
После запуска мотора автомобиля обгонная муфта (бендикс) разрывает соединение вала электродвигателя стартера и приводной шестерни. Принцип работы стартера можно описать и в более простой форме — эта деталь активирует электрооборудование и систему питания машины, после чего отключается.
Условно, стартеры разделяют на два типа:
— старого образца – стартер оснащен обмотками, на которые передается напряжение. Вращение на его бенедикс передается напрямую. Эти модели отличаются довольно крупным размером и относительно низкой ценой. Таким типом стартеров оснащены старые модели УАЗ, Газелей, Камазов, МТЗ и других машин;
— нового образца — оснащен магнитами вместо обмоток. Имеет небольшой размер и высокую скорость якоря. Это более надежная и дорогая конструкция.
По факту же каждый стартер уникален.
Профилактика поломок
Для предотвращения поломки стартера нужно придерживаться следующих рекомендаций:
— не задерживайте ключ замка в активном положении дольше 3-4 секунд;
— если машина не завелась с первого раза — нужно подождать несколько минут и уже затем повторить попытку;
— отпускайте ключ сразу же после запуска двигателя;
— не осуществляйте сборку и разборку стартера при отсутствии опыта в этом деле.
Инструкции по использованию:
Каждому водителю необходимо помнить, что стартер — это довольно мощный электродвигатель, но исключительно кратковременного действия. Не забывайте об этом, рекомендуем во избегания поломок стартера следовать следующим советам:
Включайте стартер не более чем на 10 сек. Если двигатель автомобиля не запустился, секунд на 30 оставьте в покое стартер, так как он охлаждается очень медленно. После 2-3 безуспешных пусков двигателя сделайте примерно 4-5 минутную паузу.
Следите за контактами в клеммах аккумуляторной батареи. Частенько бывает, что клеммы окисляются, и стартер не принимает нужный ему ток, вследствие чего не развивает достаточный крутящий момент. Двигатель не запускается, и мы вместо элементарного очищения клемм несем узел в ремонт. Конечно, мастера объяснят причину, но время и деньги будут потрачены зря.
После пуска двигателя выключайте стартер. Если этого не сделать вовремя, то 2-3 секунды просто уничтожат узел. Ведь при пуске двигателя якорь стартера имеет частоту вращения 1500 оборотов/минуту, а после пуска якорь начнет вращаться с большей во много раз скоростью (если бендикс зацеплен с маховиком двигателя). Увеличение оборотов повлечет увеличение износа всех деталей стартера, что повлечет полное разрушение узла. Следите за этим моментом, не допускайте такого бессмысленного вращения. К слову, этот же эффект присущ при неисправностях замка зажигания.
Не двигайтесь автомобилем с помощью стартера. Стоит учесть, что чем меньше обороты, тем больше тока поступает на обмотки стартера. Если вы поставите машину на ручной тормоз, включите передачу, а потом включите стартер, то через 30 секунд такого безумия обмотки узла просто сгорят, да и еще аккумулятор придет в непригодность.
Берегите свой автомобиль, и он не раз придет к вам на помощь.
Поделиться этой статьей
что это такое (простыми словами) и как работает
Для запуска любого двигателя внутреннего сгорания необходимо вращать его коленчатый вал до заполнения цилиндров горючей смесью и появления электрических разрядов в свечах зажигания.
Первые автомобили заводились мускульной силой водителя, крутившего заводную рукоятку. Возможность запустить мотор, не выходя из кабины, в те далёкие времена считалась выдумкой фантастов.
Заводная рукоятка долгие годы была основным, а потом резервным «механизмом» для запуска мотора. Отверстие в облицовке передка и храповик на переднем шкиве коленвала начали исчезать из конструкции легковых автомобилей в 50-х годах прошлого столетия. По ссылке можно посмотреть цены на современные стартеры для автомобиля.
Как правильно, стартЁр или стАртер?
Ответ легко найти в словарях технических терминов:
- Стартер (с ударением на А) — устройство, раскручивающее вал двигателя для запуска.
- Стартёр (через Ё) — человек, подающий команду для начала спортивного соревнования.
Конструкция стартера
Современный стартер — сложный агрегат, в основе которого — низкооборотный коллекторный электродвигатель постоянного тока с высоким крутящим моментом. Принцип действия прост: при включении электродвигателя ведущая шестерня на его валу входит в зацепление с зубчатым венцом маховика коленвала и возвращается назад после начала самостоятельного вращения маховика.
Ведущая шестерня перемещается рычажной передачей и возвратной пружиной, «руководят» которыми втягивающая и удерживающая электрические обмотки катушки (соленоида). Чтобы исключить вращение вала стартера вместе с маховиком заработавшего мотора, установлена обгонная муфта, в просторечии «бендикс».
При запуске двигателя авто поворотом ключа, срабатывают несколько реле, подавая напряжение на соленоид управления, на обмотки якоря и статора электродвигателя стартера, и, разумеется, в систему зажигания. Запуском «от кнопки» командует ЭСУД, в электрической схеме которой присутствуют реле с теми же функциями.
Электрическая часть любого стартера защищена от перегрузок предохранителями.
Особенности эксплуатации
Чем больше объём цилиндров и степень сжатия ДВС, тем выше электрическая мощность его стартера. При напряжении на клеммах аккумуляторов и в бортовой сети 12 В (у мощных дизелей 24 В), мощность, развиваемая стартером, определяется силой потребляемого тока.
Стартеру среднего автомобиля при нормальном запуске необходим электрический ток до 250-300 ампер. При этом значительная часть мощности бесполезно израсходуется на нагрев проводов, катушек и обмоток «потребителя».
В холодное время года, при загустевшем моторном масле и «замороженном» аккумуляторе, величина пускового тока намного возрастает, что приводит к быстрому разряду АКБ и пригоранию контактов стартера.
Виды стартеров
На некоторых автомобилях устанавливаются редукторные пусковые агрегаты, в которых между валом электродвигателя и приводным валом смонтирован планетарный редуктор. Такая конструкция дороже в изготовлении, но позволяет значительно уменьшить пусковые токи, габариты и обеспечивает длительную работоспособность узла в целом. В Украине редукторные стартеры впервые появились на автомобилях семейства ВАЗ-2110.
Классические безредукторные агрегаты по-прежнему широко распространены.
Причины основных неисправностей
- Все стартеры закрытого типа, их электродвигатели охлаждаются только через корпус агрегата.
Длительное действие пусковых токов вызовет перегрев обмоток и повреждение изоляции.
- Якорь и приводной вал вращаются во втулках из медного сплава, спечённого с графитом. Увеличение зазоров во втулках ведёт к перекосу и заклиниванию валов.
- Шестерни, рычаги, бендикс не имеют смазывающих устройств и подвержены механическому износу.
- Силовые контакты, коммутирующие пусковые токи, пригорают и склонны к электрической эрозии. Угольные щётки истираются сами и срабатывают коллектор якоря.
Что такое стартеры и различные типы стартеров
Каждый современный автомобиль с ДВС оснащен стартером. Именно этот дополнительный двигатель не позволяет вам выходить из машины и вручную запускать ее. Но как именно они работают и в чем разница между различными типами доступных двигателей?
Что такое стартеры? Двигатель внутреннего сгорания должен вращаться на высокой скорости, чтобы запустить цепную реакцию. При этом он будет выбрасывать отработавшие выхлопные газы и втягивать чистый кислород, чтобы увековечить реакцию. Работа стартера заключается в том, чтобы привести двигатель внутреннего сгорания в это состояние. Он делает это с помощью электромагнитных средств, оснащенных мощным соленоидным магнитом и двигателем, оснащенным спиральным проводом большой длины, который приводит в движение шестерню, которая, в свою очередь, приводит в движение двигатель. Весь процесс запускается с помощью электромеханического переключателя, расположенного рядом с рулевым колесом.
Стартер — это небольшое устройство, обычно расположенное где-то между двигателем и коробкой передач. Большинству автомобилистов не нужно знать, где находится двигатель, поскольку его редко нужно заменять.
Различные типыСтартеры бывают нескольких типов. Возраст и тип автомобиля, которым вы управляете, будут определять тип вашего автомобиля.
Инерционные стартеры Обычно используются на небольших транспортных средствах. Мотор здесь подключается не напрямую к двигателю, а к вторичному маховику. Когда этот маховик набирает скорость, двигатель отключается, и все еще вращающийся маховик подключается к двигателю. Следовательно, инерционные пускатели могут быть намного меньше, но им может потребоваться много времени, чтобы набрать скорость.
Это большинство современных стартеров. Они удерживают шестерню на месте с помощью магнитов, предотвращая ее выброс при вращении двигателя. Есть сцепление, чтобы стартер приводил в движение двигатель, а не наоборот.
Стартеры для тяжелых транспортных средств Если вы запускаете более крупный двигатель, вам нужен стартер другого класса. Учитывая, что существует много различных типов тяжелых транспортных средств, существует множество различных типов стартеров, предназначенных для этой цели. Эта специализация делает замену двигателей такого типа более дорогой. В некоторых случаях это просто более короткая версия стандартного стартера с предварительным зацеплением. В других случаях нам нужно несколько отдельных двигателей, каждый из которых работает параллельно в одном корпусе, чтобы обеспечить достаточный крутящий момент для привода двигателя тяжелого промышленного автомобиля.
Электромобили работают на электродвигателях, поэтому нет необходимости во вспомогательном двигателе для создания цепной реакции. Одним из преимуществ такого подхода является простота ремонта и замены, а также снижение износа.
Пять наиболее распространенных признаков неисправного или неисправного стартера
Представьте, что вам нужно куда-то ехать, и вы полагаетесь на то, что ваша машина доставит вас до места назначения без проблем и с комфортом, как обычно. Вы уже представляете себе плавную езду, любимую радиопередачу на заднем плане, включенный обогреватель, возможно, чашку кофе на вашей стороне (осторожнее с этим!). Затем вы открываете дверь и садитесь на место водителя. Как тысячу раз, прежде чем вы повернете ключи (или нажмете кнопку «Пуск», если у вас довольно новая модель автомобиля). Ничего не произошло. Почему??? У вас горят все лампочки и нет никаких признаков низкого напряжения — это не может быть батарея. Потом внезапное осознание. Вы имеете дело с неисправным или неисправным стартером. Вы проигнорировали какие-либо знаки? Знаете ли вы, какие признаки искать ??
Если вы думаете, что это могли быть вы, то мы надеемся, что эта статья прольет свет на проблему, которая встречается чаще, чем вы думаете. Проблемы с плохим стартером возникают относительно часто, и мы, как автомастерская, сталкиваемся с ними ежедневно. Поскольку мы будем вдаваться в некоторые технические детали, мы предоставили ссылки на простые объяснения некоторых из менее распространенных терминов, которые мы будем использовать. В конце концов, мы не все бензоголовы!
Итак, стартер состоит из двух основных частей: первичного двигателя, который вращает коленчатый вал и запускает двигатель, и соленоида, который одновременно включает ведущую шестерню стартера и замыкает электрические контакты основного двигателя. Проблемы с системой запуска могут быть вызваны плохим обслуживанием или просто износом. Даже при надлежащем обслуживании различные компоненты системы сильно изнашиваются в течение срока службы, и со временем у них обязательно возникнут проблемы. По мере того, как все больше и больше автомобилей оснащаются системой «старт-стоп», нагрузка на стартеры и аккумуляторные батареи значительно возрастает.
Стартеры и соленоиды обычно сразу не выходят из строя. Если вы заметили следующие предупреждающие знаки, обязательно обратитесь в местный сервисный центр, которому вы доверяете, чтобы заказать полную проверку вашего автомобиля, поскольку эти симптомы могут указывать на проблемы с более чем одним компонентом.
Скрежет
Когда ведущая шестерня стартера изношена или неправильно зацепляется, она часто издает скрежет. Это похоже на то, что можно услышать, если вы запустите двигатель, а затем снова случайно включите зажигание. Игнорирование симптома скрежета также может привести к повреждению маховика двигателя.
Свободный ход
Свободный ход возникает, когда вы проворачиваете двигатель и просто слышите скулящий звук без проворачивания двигателя.
Когда это происходит, это означает, что стартер не взаимодействует с маховиком. Это тревожная ситуация, которая может привести к необходимости замены всего компонента. В этом случае как можно скорее выполните техническое обслуживание автомобиля.
Периодические проблемы с запуском автомобиля
Если вы пытаетесь завести автомобиль, и двигатель не запускается мгновенно, но вы снова нажимаете на переключатель, и он работает, это, скорее всего, связано с проблемой реле. Реле стартера — это устройство типа «все или ничего», что означает, что оно либо посылает полный электрический ток, либо ничего не посылает на стартер. В некоторых случаях поврежденное реле может привести к тому, что стартер издаст щелчок при повороте ключа.
Стартер остается включенным после запуска двигателя
Когда вы запускаете двигатель и отпускаете ключ (или прекращаете нажимать кнопку стартера на новом автомобиле), цепь, которая отключает питание стартера, должна замыкаться. Если он остается включенным после запуска двигателя, наиболее вероятно, что главные контакты в соленоиде приварились друг к другу в замкнутом положении. Если эту проблему не решить немедленно, реле застрянет во включенном положении. В конечном итоге это приведет к серьезному повреждению всей системы стартера и маховика трансмиссии.
Дым
Если на стартер постоянно подается питание, он со временем перегреется. Дым обычно указывает на то, что через источник питания поступает слишком много энергии. Это происходит либо из-за того, что стартер слишком долго работал без отдыха, либо из-за проблем с подключением. Дым из-под двигателя, сопровождаемый запахом гари, может быть признаком серьезных проблем.