GAZelle NEXT. «Каркасная» маршрутка и аналоги
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
Кто из нас не знает, что такое ГАЗель – «маршрутка»? Тесная, низкая, но зато, блин, очень быстрая. С многоруким водителем Равшаном, который одновременно рулит, выхватывает деньги, отсчитывает сдачу, говорит по мобиле, да еще и громкость магнитолы настраивает… Похоже, ей-таки приходит конец, причем не только от импортных Спринтеров. ГАЗ уже вовсю выпускает совсем другие маршрутки — на новом шасси Next, да еще каркасно-панельные.
Каркасно-панельные, — это что? Речь о высоких кузовах с почти вертикальными бортами. Внутри таких кузовов можно стоять в полный рост и любоваться красотой за окном, а не подпотолочной обивкой. В отличие от «фургонбусов», переоборудованных из цельнометаллических вэнов, такие маршрутки имеют оригинальную, собственную конструкцию каркаса. По сути, это отдельный самостоятельный жанр в автобусостроении.
Европейский опыт
01.
02. Далеко не все из них отличаются ангельской красотой.
03. Но при желании даже «кубизм» можно сделать элегантным. Например, финскому ателье Kiitokori это удается
04. У французского кузовщика Vehixel «кубизм» вообще получился весьма изящным.
05. Среди европейских каркасно-панельных микроавтобусов встречаются весьма причудливые варианты, например такие, как этот трехосный австрийский Kutsenits City IV на базе Volkswagen T5.
06. Или, например, на базе Volkswagen T5, но со «взрослыми» задними колесами. Машина на фото называется VDL-НЕФАЗ-32997. НЕФАЗ? Да, были времена, когда НЕФАЗ активно сотрудничал с голландским автобусным холдингом VDL, и даже были планы по сборке таких чудо-юдо в России. Образец с переклеенной эмблемой показывали на MIMS ‘ 2007.
Украинский опыт
07. Однако главная европейская страна каркасно-панельных маршруток — это, безусловно, Украина.
08. Несмотря на неказистый внешний вид, пассажирам внутри «Руты» было значительно комфортнее, чем в традиционной ГАЗели. Фото Сергея Андреева
09. Существовало, да и сейчас существует достаточно много вариантов «Рут» — с таким / эдаким / разэтаким остеклением, разными вариантами дверей. Очень часто «Руты» красят в веселые яркие цвета. Фото Сергея Андреева
10. Малоизвестный, но интересный вариант украинской каркасно-панельной маршрутки называется Тур-А049. Небольшими тиражами такие автобусики строил «Укравтобуспром». Фото Сергея Андреева
11. Однако многократно более массовым была другая разработка все того же «Укравтобуспрома» — автобусик по имени «Дельфин». Он же БАЗ-2215. Его производила компания «Эталон» сразу на двух своих заводах — в Борисполе и Чернигове. Поскольку разрабатывали кузов в когда-то главном советском «автобусостроительном» НИИ, то выглядел он гораздо гармоничнее «Руты».
12. Существовали даже экспериментальные трехосные «Дельфины».
Российский опыт
13. Первый российский каркасно-панельный микроавтобус появился в 2005 году. Уже мало кто помнит этот прототип десятилетней давности. На MIMS ‘ 2005 его показывал Павловский автобусный завод под именем ПАЗ-CITY. Фото Максима ШЕЛЕПЕНКОВА.
14. Это была не копия какого-либо европейца, а собственная конструкция ПАЗа, хотя нечто подобное в Европе выпускают сразу несколько кузовных фирм. Естественно, до серии дело не дошло, но зато у «Группы ГАЗ» появился первый опыт работы над темой «каркасников». Фото Максима ШЕЛЕПЕНКОВА.
Следующий раз тема каркасных микроавтобусов в России всплыла в 2007 году. Новоявленное ООО «Советский автомобильный завод», созданное украинской корпорацией «Эталон» в Брянской области, должно было начать массовый выпуск «Дельфинов». Не сложилось, не началось.
15. Однако автобусик, весьма напоминающий «Дельфина», всплыл в декабре того же 2007-го, но не в Брянской, а в Тюменской области. В городке Ялуторовск появился новый автозавод, естественно, Ялуторовский. А автобус назывался ЯлАЗ-32011 «Пионер». Собирались делать чуть ли не 500 таких в год. Угадайте, осуществился ли этот план?
«Дельфин» в Россию так и не пробился, а вот «Руты» пробились. Некое ООО «Камелот» сертифицировало «Руту» и получило ОТТС на партию машин. «Руты» работали в Твери, но этим дело и ограничивалось, пока…
16. Пока в году 2012 не появился «новый российский» каркасно-панельный микроавтобус Тула-2221. Изготовлением таких машин занялось ООО «ТулаБус» из поселка Дубовка Узловского района, нетрудно догадаться, Тульской области. Не сложно и определить, что «Тула» близкая родственница «Руты». Какое-то количество таких автобусов построили и продали. Фото Николая МАРКОВА.
17. Но самый главный «первый звоночек» остался незамеченным. Летом 2012 года по Нижнему Новгороду начал бегать странный микроавтобусик. Это потом мы узнаем его индекс — ГАЗ-32219. Небольшая партия таких машин на шасси «ГАЗели Бизнес» была построена на ГАЗе для… отработки технологии серийного изготовления каркасного кузова. Это был уже прототип «Маршрутки Next».
ГАЗ-32219
Явление народу
18. И вот наступил MIMS ‘ 2012. Каркасную «маршрутку Next» представили официально.
19. На первом варианте (слева) присутствовал шильдик CITYBUS. Когда «Маршрутку Next» показывали на выставке ComTrans ‘ 2013 (справа) этой эмблемки уже не было. /кликабельно/
20. На КомТрансе ‘ 2013 впервые засветился и школьный вариант машины. Фото Дениса ДЕМЕНТЬЕВА.
Миниэкскурсия по производству
21. А в марте 2014-го удалось побывать в ГАЗовском цехе ПСТ – «Производство спецтехники». В нем собирают промтоварные и изотермические фургоны, цистерны, европлатформы, и тому подобное. Прежде именно здесь рождались правительственные «Чайки». А тогда, в начале весны прошлого года, на ПСТ только начинали осваивать собственные автобусы.
22. Как же выглядит производство? Все, как водится, начинается с рамы. Ее, уже с установленными агрегатами, привозят из цеха сборки ГАЗелей.
23. Тем временем здесь начинается сварка каркаса в кондукторах. Обратите внимание на обилие современного оборудования — даже передвижной фильтровентиляционный агрегат работает.
24. Вот и сварен кузов. Нет крыльев, задней стенки, и крыши? Все правильно — они пластиковые, их установят позже. Теперь кузов уедет на второй этаж — на покраску и сборку.
25. Вот здесь хорошо видно, что корма пластиковая.
26. Свежепокрашенные кузова ожидают «свадьбы» и сборки салона. Тогда палитра состояла из трех цветов — белого, зеленого и кремового. Теперь возможность выбора цвета расширилась.
27. А это участок сборки салона. На переднем плане — маршрутка под номером 100. Юбилей, однако! Сейчас счет построенных идет на тысячи.
28. «Паспорт» сообщает нам, что это автобус с улучшенной отделкой, но без магнитолы и антенны. Варианты опций различаются в каждой машине. Конкретный набор указан на сопроводительном листе. Тогда выбор делали сами «ГАЗовцы» для проверки различных систем.
29. А вот салон не понравился. Четыре ряда сидений, конечно, увеличивают вместимость, а значит, и прибыльность маршрутки. Но проход — узкий, да и зимой двоим рядом сидеть будет тесно…
В любой похожей европейской маршрутке не четырех-, а трехрядная планировка. Специально, чтобы расширить проход. Комфорт пассажиров важнее формальной вместимости.
30. А в декабре прошлого года таки состоялась Гранд-Презентация «Маршрутки Next».
В любом случае, новая маршрутка Next — следующий уровень отечественного автопрома. Это, однозначно, будущий бестселлер. Хотя почему будущий? Ее уже активно покупают.
Метки: GAZelle Next Микроавтобусы Производства Обзоры Группа ГАЗ Общественный транспорт GAZ
«Газель» и «Бычок» вытягивают средний класс
<BR>Почти 100 тысяч грузовиков прописаны в Петербурге, и треть из них — это легкие автомобили под названиями «Газель» и «Бычок». <BR>Парк грузовиков принято разделять на классы. Так, полная масса легких машин не должна превышать 3,5 тонны, средних — 12, а машины полной массой свыше 12 тонн относятся к тяжеловесам. Для перевозки грузов по асфальту годятся легкие маневренные машины с малым дорожным просветом, низкой высотой пола грузового отсека и сдвижными боковыми дверями. Проходимость для этих машин не играет роли. Удобство загрузки-выгрузки и низкая стоимость эксплуатации являются важнейшими требованиями к конструкции таких автомобилей.


