Моторное масло с молибденом, что это такое?
Многие автолюбители уже давно знают о существовании моторных масел с молибденом, но зачем он в масле – не каждый. Производители утверждают, что наличие такой присадки отличное преимущество, при его содержании масла получают повышенные эксплуатационные характеристики. В то же время часть автомобилистов утверждает, что такие присадки оказывают негативное влияние на агрегаты при постоянном использовании молибдена.
Давайте в этой статье разберемся, какие преимущества и последствия для автомобильного двигателя с применением молибденсодержащих масел.
Что такое молибден ?
Дисульфид молибдена (если говорить терминами MoS2)- порошок из минерала молибденита черного или серого цвета, по структуре схож с графитом.
Первый зафиксированный случай использования дисульфида молибдена в качестве смазки был в 1600 году, тогда его использовали в качестве смазки осей телег.
Более широкое применение добавка получила при использовании в тяжелой военной технике во время второй мировой войны.
Дисульфид молибдена фактически “прилипает” металлическим деталям, в результате непосредственный контакт металлических деталей исключается, в результате из-за слабого трения минимальный снижается износ компонентов двигателя. В моторных маслах присадка выпадает в осадок, что дает стабильность свойства.
Смазочные материалы с добавлением молибденовых присадок обеспечивают такие преимущества как:
— Хорошая способность работы в критических температурах и также при низких температурах, это значит что ДВС может работать даже в критических условиях.
— Снижение износа
— Предотвращение появления задиров, продляют срок службы поршневой группы.
— Повышение энергосберегающих характеристик
Но какие негативные моменты молибденсодержащих масел.
Масла с содержанием этой присадки необходимо чаще менять из-за образования нерастворимого оксида, который образуется под действием нагрева.
Многие производители смазочных материалов используют в своём составе кальциевые и щелочные добавки, они удалят слой молибденовой присадки ещё до появления защитного покрытия.
Можно сделать вывод, что использование масел с молибденовой добавкой в автомобилях испытывающие постоянные нагрузки и температурные перегрузки хороший выриант безопасный работы. Большое количество автомобилистов имею положительный опыт применения масел с добавлением присадки молибден, особенно учитываю тот факт что на изношенных агрегахат эти смазочные материалы увеличивают срок эксплуатации двигателя и отсрачивают капитальный ремонт. Некоторые производители выпускают специальные линейки масел, например у MANNOL есть Molibden Benzin для бензиновых и Molibden Diesel для дизельных ДВС.
LIQUI MOLY — присадки Liqui Moly с дисульфидом молибдена
Фирменные присадки Liqui Moly с дисульфидом молибдена применяются там, где особенно высоки нагрузки, имеется риск продавливания масляной пленки и образования задира. Дисульфид молибдена способен защитить двигатель даже при масляном голодании и попадании воды в масло. Научные исследования и реальные моторные тесты показали снижение расхода масла и топлива, а также уменьшение износа более чем на 50%.
Одна из основных проблем двигателестроения — износ трущихся поверхностей. Несмотря на все усилия сделать поверхности деталей гладкими, чтобы свести трение к минимуму, их структура все равно обладает микроскопическими неровностями. Эти неровности могут быть сглажены благодаря присутствию на поверхностях трения тонкой пленки дисульфида молибдена (MoS2), которая способна выдерживать значительные механические нагрузки и температуру до +450°C. Такое улучшение поверхности снижает коэффициента трения и, как следствие, уменьшает износ трущихся деталей двигателя. Дисульфид молибдена способен защитить двигатель даже при масляном голодании и попадании воды в масло. Научные исследования и реальные моторные тесты показали снижение расхода масла и топлива, а также уменьшение износа более чем на 50%.
Благодаря своим уникальным свойствам, дисульфид молибдена стал незаменимым компонентом многих смазочных композиций.Таким образом, присадка с дисульфидом молибдена применяются там, где особенно высоки нагрузки, имеется риск продавливания масляной пленки и образования задира. Высокая термоокислительная стабильность позволяет применять её в экстремальных условиях эксплуатации. Высокая устойчивость к старению и отменные моющие свойства позволяют снизить образование различных отложений и шламов внутри двигателя. Присадка с дисульфидом молибдена также отлично подходят для обкатки новых и отремонтированных двигателей. Дисульфид молибдена показал себя и как высокоэффективная антишумная присадка. Присадка Liqui Moly с дисульфидом молибдена получила заслуженное признание не только в Европе, но и среди российских автовладельцев.
MoS2 действует на физическом уровне. При смешанном режиме трения, трущиеся поверхности (из-за их неровностей) при движении относительно друг друга приходят в контакт «вершинами неровностей». Таким образом, происходит «местное сваривание» поверхностей и «вырывание» частей металла, то есть износ. Присадка с MoS2, благодаря своей ламинарной (слоистой) структуре, «разделяет» трущиеся поверхности, препятствуя их непосредственному контакту. Мелкодисперсный порошок дисульфида молибдена не осаждается на гидрокомпенсаторах и в масляном фильтре так как (диаметр частиц (1,3 – 1,9 мкм) значительно меньше, чем диаметр пор фильтрующего элемента (до 40 мкм). Снижает трение только за счет образования прочно удерживающегося слоя на трущихся поверхностях, не вызывая их химической модификации.
Что же получает потребитель?
— Масла с дисульфидом молибдена эффективно снижают трение и износ двигателя по сравнению со стандартными продуктами.
— Продлевают ресурс двигателя не менее чем на 50%.
— Снижается температура в парах трения, что способствует значительному увеличению срока службы самого масла, позволяет ему не терять рабочие характеристики в эксплуатации.
— Снижается шумность работы двигателя, эксплуатация становится более комфортной.
— Использование молибденовой присадки при обкатке двигателя позволяет «правильно» и без задиров приработать трущиеся поверхности, выжать из двигателя максимум мощности при дальнейшей эксплуатации.
Молибден в моторном масле – модификатор трения, увеличивающий ресурс мотора
Огромное разнообразие масляных смесей, производимых для автомобильных двигателей, позволяет выбрать автомобилистам тот продукт, который им субъективно нравится больше всего. К таким относится моторное масло с молибденом, об исключительных качествах которого многие наслышаны. С этой присадкой традиционно выпускаются масляные жидкости немецкой торговой марки Liqui Moly. Как правило, у каждой медали есть две стороны.
Поэтому попробуем разобраться, есть ли в применении дисульфида молибдена, кроме положительных, отрицательные эффекты.История появления
Использование дисульфида молибдена для двигателей внутреннего сгорания началось в США в конце Второй мировой войны. Изначально это вещество, кроме металлургии, использовалось в авиации. Молибден как чистый металл не встречается. Но такое соединение, как минерал MoS2 (молибденит), довольно распространено. Американцы отметили его антифрикционные и антикоррозионные качества, устойчивость к высоким температурам и хорошую вязкость. Эксперименты по применению этого соединения как дисперсной добавки к авиационным маслам показали потрясающие результаты.
Благодаря смазывающим качествам молибденового дисульфида мотор самолёта мог работать без смазки – правда, недолго. Это было своего рода перестраховкой – на случай если масляные магистрали или картер мотора будут повреждены. Тогда пилот смог бы дотянуть до подходящего места, где удалось бы посадить самолёт.
Идея использовать этот порошок для других целей пришла в голову немцу Хансу Хенле, когда он обнаружил баночки Liqui Moly с порошковым молибденом (в переводе означает «жидкий молибден»). Узнав, для чего они применяются, Ханс решил использовать молибденит для моторных масел. Результаты превзошли все ожидания. В 1955 году он купил патент на использование молибденового дисульфида и права на эту торговую марку, а к 1997 году основал компанию Liqui Moly GmbH.
Вначале продавались молибденовые присадки к маслам серии Kfz, предназначенные как для моторных масел, так и для трансмиссии. Моторные смазки, в составе которых был MoS2, начали выпускаться только в конце 70-х годов, после нашумевших рекламных акций присадок Ликви Моли. Два небольших автомобильчика VW-Kaefer обогнули озеро Bodensee, имея внутри моторов вместо масла только молибденовую присадку. Это произвело фурор и вызвало настоящий бум на молибденовый дисульфид.
Основные свойства MoS2
Если говорить научным языком, молибденовый дисульфид представляет собой модификатор трения. Это – одна из основных присадок, входящих в состав любого моторного масла. Только для неё используются разные вещества и их соединения – например, производители применяют графит. MoS2 похож на него многими своими качествами. Его молекулярная структура, являясь пластинчатой, как у графита, состоит из атомов молибдена и серы, образуя очень прочное соединение.
Хорошие защитные, антифрикционные и противозадирные качества появляются за счёт того, что атомы молибдена и серы приблизительно одинаковы по размеру. Таким образом, образуется равномерная кристаллическая решётка. Будучи добавленным к моторной смазке, молибденовый дисульфид создаёт прочную плёнку в местах соприкосновения деталей, способную выдержать очень большое давление без разрушения. Молекулы MoS2 обладают высокой подвижностью по отношению друг к другу. Поэтому трение между соприкасающимися деталями резко уменьшается.
Соединения молибдена отлично показывают себя при высоких температурах (300–400°С), которыми сопровождается работа поршневой группы. Другие соединения, как правило, утрачивают свои основные качества при таких температурных режимах.
Кроме явно положительного воздействия, у этого модификатора трения есть и недостатки: например, неспособность растворения в масляной жидкости. То есть состояние порошка можно назвать дисперсным, представляющим собой взвесь, состоящую из довольно крупных по размеру частиц. Поэтому масла с молибденом ведут себя хорошо не во всех моторах. Следует опасаться его применения к мощным двигателям, развивающим очень высокие температуры внутри цилиндров. Как следствие образуются отложения и коксуются силовые агрегаты, хотя такая информация официально не подтверждена. Вполне может быть, что причина образования шлаков была другой: кальций, содержащийся в других присадках, особенно моющих, активно воздействует на MoS2, нивелируя все его хорошие качества. Этому процессу как раз способствует высокотемпературный режим. Поэтому есть рекомендации относиться к молибденосодержащим смазкам с осторожностью.
Ассортимент масел Liqui Moly
Сегодня немецкая компания выпускает большой ассортимент моторных масел – от качественных минеральных до полностью синтетических, под названием HighTech-Oel. Продукция имеет разные ценовые категории. Молибден в моторных маслах присутствует как модификатор трения. Если бы молибденит отрицательно влиял на некоторые силовые агрегаты, наверное, масла не были бы сертифицированы по классификатору API (Американского института нефти) как энергосберегающие (energy conserving, EC), а также АСЕА (Европейской Ассоциации Производителей автомобилей).
Использование масел немецкого производителя позволяет экономить от 1,5 до 2% топлива. Одна из легендарных марок, принёсшая армию поклонников и признание молибденита – моторное масло MoS2 Leichtlauf SAE 10W-40. Это – полусинтетический продукт, основу которого на 40% составляет настоящая синтезированная синтетика на базе полиальфаолефинов (ПАО). Остальные 60% – высококачественный очищенный минеральный состав. Кроме MoS2 состав смазочного материала содержит дополнительные противоизносные присадки.
Таким образом, между трущимися поверхностями образуется сразу два слоя. Когда один из них перестаёт работать по причине выработки, его место занимает молибденит. Он имеет настолько мелкую структуру, что не задерживается масляными фильтрами, оставаясь во взвешенном состоянии. Благодаря ему смазочный состав сохраняет свои основные противоизносные качества на протяжении всего интервала между заменами. Классификатор API присвоил продукту значения SL/CF, АСЕА определил его категории как A3-04/ B4-04. Смазка годится как для бензиновых агрегатов, так и для дизелей.
К полностью синтетическим энергосберегающим смазкам относится Special Tec Аа 5w-30. Это – современный смазочный состав, который может использоваться с интервалом замены до 40 тысяч километров! Ему присвоены высшие категории классификаторами API, а также ILSAC – SN/CF и GF-5 соответственно. Продукт имеет множество официальных допусков от европейских и азиатских автопроизводителей:
Отзывы автомобилистов
Подавляющее число водителей со стажем и сотрудников СТО отзываются о составах с молибденитом только положительно. Отмечается, в первую очередь, более мягкая и тихая работа двигателя. Жидкость на протяжении всего периода эксплуатации не расходуется двигателем. Официально зафиксированы факты, когда применение такого масла приводило к незначительному повышению компрессии цилиндропоршневой группы.
Многолетний опыт эксплуатации показал, что использование MoS2 принесло революционные изменения в индустрию автомобильных масел. Так что Liqui Moly с содержанием молибдена – отличный выбор для долгой жизни силового агрегата.
Масло с молибденом и что даёт молибденовая присадка в маслах Ликви Моли с молибденом
Масло с молибденом — это смазочный материал, в состав которого входит присадка в виде дисульфида молибдена. Благодаря этому компоненту улучшаются характеристики смазки, поэтому многие производители стали добавлять его в моторные масла. Особенно полезно применять масло с молибденом в автомобили, чьи механизмы испытывают экстремальные нагрузки.
Что же представляет собой молибден?
Молибден — это металл, однако используется он в соединении с серой, при этом атомы образуют между собой достаточно сильную связь. Изначально такой дисульфид использовался для самолетов, однако позже его стали применять и для автомобильной отрасли. Запатентованная в Германии основателем фирмы LIQUI MOLY Хансом Хенле молибденовая присадка быстро завоевала популярность. Одним из достижений этого бренда является создание особой технологии, благодаря которой нерастворимый дисульфид молибдена можно вводить в масло таким образом, что он не выпадает в осадок, а сохраняется в подвешенном состоянии. Для этого порошок измельчают до микрочастиц и они могут проходить через отверстия фильтра, не оседая на его поверхности. Полученное вещество, оказавшись в зоне соприкосновения деталей, противостоит силе трения, тем самым уберегает металлические поверхности от преждевременного износа.
Преимущества молибденовой присадки в моторном масле
За много лет существования на рынке моторное масло Ликви Моли с молибденом стало одним из самых популярных в мире продуктов среди смазочных материалов. Его производят с соблюдением всех требований и этот процесс неусыпно контролируется. Благодаря этому полученное в результате моторное масло Ликви Моли с молибденом обладает следующими преимуществами:
- Смазка образует антифрикционную пленку, которая снижает силу трения и делает детали более износостойкими;
- Такой смазочный материал выдерживает высокую температуру и давление без потери своих свойств;
- Помогает сэкономить топливо в процессе работы двигателя.
Сегодня молибденовая присадка применяется не только в Liqui Moly MoS2 Leichtlauf 10W-40, а и у других производителей смазочных материалов, например Idemitsu Zepro Eco Medalist 0W-20 также имеет в составе молибден. Молибден применяется как для моторной группы масел, так и в смазочных материалах, предназначенных для трансмиссионных механизмов и ШРУСов.
Почему стоит покупать смазку с молибденом?
Многие думают, что если не сменить вовремя масло, содержащее молибденовую присадку, то сера распадется и образует серную кислоту, однако это не соответствует истине. К тому же, не стоит забывать, что любая смазка требует своевременной замены, что помогает избежать выхода из строя механизмов. Поэтому если вы заботитесь о своем автомобиле и хотите обеспечить ему качественный уход, стоит обратить внимание на продукт, в состав которого входит данная присадка. Самым правильным решением будет воспользоваться консультацией специалиста, который подберет подходящий вариант. Это будет гарантией того, что двигатель Вашей машины будет работать надежно и без сбоев.
Молибден в моторном масле: плюсы и минусы | autoexpert174.ru
С некоторых пор на рынке расходных материалов для автомобилей появились технические смазки с молибденовым составляющим. В большинстве случаев наличие молибдена в моторном масле подается как фишка, благодаря которой смазочный состав получает великолепные качества. С одной стороны, это соответствует истине, с другой стороны, все чаще попадаются отзывы о его вредном влиянии. Попробуем разобраться.
MoS2 обычно применяется в металлургической промышленности. К его положительным свойствам относится:
· Защищает от появления коррозии;
· Жароустойчив;
· Отличается хорошей вязкостью.
Эти характеристики заинтересовали изготовителей моторных масел. Они стали включать его в состав жидкости. Такие масла, кроме молибдена, имеют большое количество специальных присадок, которые помогают стабильной работе двигателя.
Сегодня в состав самых новых моторных жидкостей входит дисульфид молибдена. О влиянии его на работу двигателя нет однозначного мнения. Дело в том, что присутствие этого вещества по-разному сказывается на различных марках автомобилей.
Принцип работы молибдена
Все действия MoS2 напоминают работу графитовых частиц. В его основу входит графитовая платформа, имеющая вид тончайшей пластины. Соединение состоит из двух атомов серы, а также одного атома молибдена. В результате образуется сильная связь. Такое средство отличается мощной антифрикционной функцией. В состав масла входит:
· Керамика;
· Эстеры;
· Графит.
Молибденовый компонент выпускается и в качестве отдельной присадки. Ее можно добавлять в масло для улучшения его технических характеристик.
Положительное влияние молибдена
При создании моторного масла с молибденом учитывались все требования изготовителей автомобилей. Поэтому такие продукты обладают рядом очень полезных преимуществ:
· Применение модификаторов трения увеличивают энергосберегающие характеристики;
· Предотвращает появление задиров;
· Защищает от повышенного износа;
· Отличные антифрикционные показатели;
· Уменьшается сила трения;
· Противодействует перегреву двигателя.
В принципе, молекулы серы не способны создать мощное соединение, но совместно с MoS2 получается мощная связка. Когда такое вещество попадает в моторную жидкость, металлические поверхности начинают покрываться прочными защитными слоями.
Смазочная жидкость содержит минимальное его количество, поэтому оно не оказывает влияния на работу клапанной системы, рабочий процесс остается стабильным.
В современных смазках находится много специальных присадок. Это дает возможность дисульфиду молибдена образовывать добавочный смазочный слой. Он начинает действовать, если изменяются эксплуатационные свойства стандартной жидкости. Дисульфид молибдена продается сегодня в отделах автохимии.
При смешивании специализированного масла с MoS2 заметно улучшаются свойства автомасла. Молибден способен работать при очень низких или высоких температурах. Обыкновенная смазка не способна осуществлять такие действия.
MoS2 с серой способен выдержать 400 градусов. Такую присадку можно использовать и в других экстремальных условиях. Она нашла применение в точной механике, ее добавляют в различные пластические материалы.
Отрицательные моменты
Бытует мнение, что молибденовые добавки лучше использовать в больших силовых установках. Они совершенно не подходят для бензиновых систем. Причина проста – частицы соединения молибдена и серы имеют достаточно большие размеры. Они могут попасть в зону работу поршневых колец, что приведет к выходу из строя самого двигателя.
Смазка с молибденовой добавкой, когда температура достигает высоких значений, усиливает коксование. В результате нарушается работа поршневой системы. Через нее начинают проходить отработанные газы, увеличиваются термические нагрузки. Приходится ремонтировать двигатель. Именно этот фактор сдерживает многие мировые концерны рекомендовать широкое использование молибденовой добавки.
Чтобы уменьшить силу трения, невозможно обойтись без синтетической основы. Она должна состоять из искусственных сильнодействующих эфиров, свойства которых похожи на касторовое масло. Такие присадки стали часто добавлять в гоночные машины, так как они способны выдержать большую температуру.
В составе новейших смазочных продуктов немалый объем занимает кальций, который вступает в агрессивную реакцию с MoS2. Это происходит намного раньше, чем вещество успеет покрыть металлическую поверхность.
Прежде чем приобрести молибденовую добавку, автолюбитель должен узнать все положительные и отрицательные характеристики этого вещества. Добавив в смазку дисульфид молибдена, можно нарушить работу двигателя.
Если в состав техраствора не входят моющие присадки, молибденовая добавка будет надежно защищать топливную систему машины. В военное время молибден использовался в качестве смазки для танков. В случае неожиданной утечки смазывающей жидкости двигатель спасал молибден. Он продолжал работать. Такой эффект возникал из-за отсутствия в маслах военной техники специальных моющих добавок.
Вывод однозначен. Молибден можно добавлять в масло, когда в его составе отсутствуют моющие присадки.
https://prem-motors.ru/molibden-motornom-masle/
Моторное масло с молибденом: плюсы и минусы
Дисульфид молибдена появился в качестве компонента моторного масла в 70 годах 20 века. С тех пор применение соединения MoS2 стало набирать обороты. Состоянием на 2019 год существует более 150 разновидностей моторных и трансмиссионных лубрикантов, содержащих это включение. Однако такое дополнение вызывает множество споров среди автомобилистов. Наша редакция собрала информацию о том, что такое масло с молибденом, а также, какие плюсы и минусы есть у технологии.
Возникновение и первый производитель
Откуда возникло масло с молибденом и что это такое? Молибденовые присадки изначально разработаны для военной авиации. Технология позволяла продлить работу силовой установки в случае пробоя картера или повреждения масляных магистралей. Далее в 1955 году разработка перекочевала на гражданское автомобилестроение, где активно применяется на сегодняшний день.
Первой компанией, изготавливающей присадку MoS2, стала немецкая фирма Liqui Moly. Символическое название бренда в полном виде переводится как «жидкий молибден». Начиная с 1956 года, компания изготавливала только присадки, содержащие компонент. Однако после шумной рекламной компании, в 1978 году, на рынок было выпущено первое моторное масло, содержащее формулу.
Характеристика присадки
Молибденовые присадки состоят из соединения чистого молибдена и серы. Такое сочетание позволяет повысить вязкость, снизить фрикционный показатель, уменьшить процент возникновения задиров, износа материала.
Физическая форма соединения – тонкие пластины схожие с формированиями графитовой стружки. При добавлении в смазки, формула покрывает деталь дополнительным слоем, служащим вторичной защитой от механических повреждений.
Плюсы
Какие достоинства у автомасел с молибденом? Присадка минимизирует появление заусенцев, создает дополнительный защитный слой на поверхности подвижных узлов. Благодаря образованиям, уменьшается урон при холодном пуске, масляном голодании.
Атомы молибдена и серы примерно равны по размеру, что гарантирует образование прочной кристаллической решетки. Когда соединение закрепляется на подвижных частях, присадка способна выдерживать критические, механические перегрузки, недоступные моторному маслу. Также в формуле наблюдается высокая подвижность элементов относительно друг друга. Это позволяет быстро восстановить поврежденный участок покрытия.
Минусы
Есть ли минусы у автомасел с молибденом? Положительные черты присадки MoS2 нивелируются несовместимостью с некоторыми типами моторов, лубрикантов. Современные масла содержат большое количество кальциевых составляющих. Элемент вступает в активную реакцию с молибденом, что впоследствии образует кислоты, губительные для металлов.
Отдельно выделяется крупный размер соединений и нерастворимость. Молекулы молибдена при соединении с лубрикантами образуют взвесь. Нерастворенные частицы проникают в камеру сгорания высокомощных двигателей, где образуются коксовые отложения.
Видео
youtube.com/embed/Y2h-qv8FKRo?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Итог
Молибден в моторном масле – спорная присадка. Некоторые автопроизводители запрещают применение формулы в собственных силовых установках по причине несовместимости. С другой стороны существует категория двигателей, где рекомендуется применение добавки. Окончательный выбор добавлять молибден или нет – лежит на плечах пользователя транспортного средства. Однако перед применением, необходимо тщательно изучить руководство пользователя автомобиля.
А убийцу вы не найдете…
Рынок подкапотной автохимии велик. И немалое место в нем занимают присадки к моторным маслам в симпатичных флакончиках и маленьких канистрах. Иногда их называют добавками, иногда аддитивами, но сути это не меняет – вам предлагается открутить крышку флакона и вылить содержимое в масляную горловину двигателя. И начнутся чудеса…
Что такое присадка и добавка?
Прежде чем продолжить, договоримся о терминологии. Присадки ли это? Или все же добавки? А может, здесь необходим какой-то другой термин?
Вопрос, конечно, интересный. Специалист по дизельному топливу докт. техн. наук Тамара Митусова (ВНИИ НП) говорит, что присадки вводят в топливо до 0,5% объема, а добавки – от 0,5 до 2,0%. Все, что больше 2%, называется компонентами.
Но эти цифры, повторяем, относятся к топливу. С маслом немного сложнее, тут другие объемы и соотношения. Судите сами: если в систему смазки объемом 4 л залить 200 г жидкости из купленного в автомагазине флакончика, получится 5%-я концентрация. По топливной терминологии – компонент. По сути – неизвестно что. Ведь собственно присадки в классическом «масляном» понимании там может быть несколько граммов. Остальное – какая-то углеводородная жидкость, «носитель» этой присадки.
Поэтому договоримся так. Во флакончике плещется не присадка, не добавка и не компонент. Там содержится автопрепарат – с таким термином согласно большинство специалистов по моторным маслам. Возьмем его на вооружение и мы. А если и воспользуемся словом «добавка», то только в кавычках.
Закон равновесия
Итак, флаконы с разнообразными автопрепаратами. Сопровождающие инструкции предлагают перенести их содержимое в систему смазки двигателя, суля повышение компрессии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения. При этом о каких-то возможных негативных последствиях в рекламе не говорится. А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные? Что ж, давайте обратимся к азбуке масляных технологий.
Особенности работы современных двигателей влекут за собой (вот она, обратная сторона прогресса!) усиленное образование нагара и шлама – особенно в городском режиме «stop and go». При работе на маслах «давно забытых дней» высокофорсированный двигатель выйдет из строя буквально через несколько десятков часов. Моторист, взявшийся его реанимировать, ужаснется: поршневые кольца закоксованы, шейки коленчатого вала задраны, кулачки изношены сверх всякой меры, толкатели истерзаны питтингом…
К счастью, в современных маслах наряду с базой имеются присадки – фирменные, введенные в базу на маслосмесительном заводе. Они-то и не допустят столь удручающей кончины современного ДВС. Присадки своеобразно и не всегда одинаково взаимодействуют с компонентами базового масла и друг с другом. Специалисты выделяют три случая такого взаимодействия.
1. Антагонизм. Разумеется, он недопустим.
2. Нейтральное отношение.
3. Синергетическое взаимодействие. В этом случае совместный эффект действия всей композиции превосходит сумму эффектов отдельно взятых присадок.
Ясно, что при создании композиции присадок ведущие компании стремятся к синергетическому варианту.
Говоря о составе композиции, можно было бы ограничиться одной фразой: он содержит ингредиенты, называемые di – от английского dispensity inhibition, т.е. вещества, сдерживающие нежелательные процессы. Классический пример – ингибиторы коррозии цветных металлов и сплавов, входящих в подшипники двигателя. И подобные примеры можно привести для каждой присадки, входящей в заводскую композицию.
В чужой монастырь
И вот в этот слаженный организм, в эту синергетическую систему попадает чужеродная эмульсия или суспензия из того самого флакона. Не грозит ли композиции присадок разбалансирование?
Грозит. Иначе ведущие автомобильные концерны непременно оценили бы «чудо-добавки», присоединив свои мощные голоса к славящему их рекламному хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одной инструкции по эксплуатации мы не найдем рекомендаций по использованию дополнительных автопрепаратов для масляной системы.
Как раз наоборот: крупные автопроизводители запрещают применение каких-либо «добавок» к маслу и топливу в своих двигателях. Чтобы не быть голословными, сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Год издания неважен.
Так вот, на страницах этого каталога высказываются автопроизводители Mercedes-Benz (концерн Daimler), MAN и Volvo. Прямо скажем, отрицательно высказываются – почитайте цветные врезы в статье.
Причины такого отношения очевидны. Как уже упоминалось, введение композиции присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Дополнительно к сбалансированной композиции в базовое масло вводят вязкостные присадки для получения всесезонного товарного продукта, а также депрессорные присадки. Но опять же – на маслосмесительных заводах.
Как только в масло попадает какая-либо «добавка», в картере двигателя образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок. А ведь именно она, композиция, определяет необходимый уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA.
Если говорить конкретно
А теперь несколько примеров. Иногда потребителю предлагают «добавки», содержащие порошки политетрафторэтилена. Впрочем, продавец может и не знать столь витиеватого названия. Он будет говорить о создании твердой смазывающей пленки. Но использовать эти препараты нельзя по экологическим соображениям: при сгорании масла, содержащего политетрафторэтилен, в отработавших газах оказываются чрезвычайно токсичные вещества.
По той же причине нельзя добавлять к моторным маслам маслорастворимые органические соединения фтора и других галогенов. И хотя они являются эффективными противоизносными присадками, наносимый окружающей среде вред перекрывает все положительные качества этих препаратов.
Широкое распространение получили «добавки» к моторным маслам, содержащие дисперсии пластичных металлов, – например, меди, серебра и их сплавов. Их назначение – снижение трения и износа. Звучит солидно и заманчиво, не так ли? Но и у этой «медали» есть обратная сторона. Благодаря большой удельной поверхности частицы той же меди служат мощным катализатором окислительных процессов. А это означает сокращение срока службы масла.
Если же двигатель снабжен центрифугой для очистки масла, взвешенные металлические частицы быстренько займут объем ротора, а загрязнения благополучно останутся в масле. Кроме того, диспергированные металлические порошки повышают зольность масла, которая строго ограничивается спецификациями производителей автомобилей.
Разумно ли портить этот показатель сульфатной зольности, вводя в масло металлосодержащую «добавку»? Полагаем, ответ очевиден.
Скользят лучше – моют хуже
Довольно часто автовладельцу предлагают автопрепараты с дисульфидом молибдена и графитом. По-научному это звучит так: суспензии твердых смазочных материалов с пластинчатой структурой кристаллов.
Надо сказать, что у масел с дисульфидом молибдена и графитом есть определенные преимущества. Суспензии с пластинчатой структурой образуют в парах трения твердый смазывающий слой, предотвращающей контакт металла с металлом. Что это дает? Пусковые износы двигателя снижаются – раз; экстремальные ситуации (а от них никто не застрахован) становятся не так страшны – два. Например, при нарушении подачи масла с полной потерей давления или сквозном повреждении картера можно своим ходом худо-бедно добраться до места ремонта, не опасаясь задиров.
Однако есть у вышеупомянутых суспензий и недостатки. Так, при высокой температуре дисульфид молибдена окисляется, образуя молибденовый ангидрид МоО3. А это уже абразив. Иными словами, смазка превращается в свою противоположность.
И еще: масла с дисульфидом молибдена и графитом не столь хорошо моют двигатель. Они поддерживают в диспергированном состоянии меньшее количество загрязнений, – в частности, сажи и нерастворимых продуктов окисления масла. Все сказанное легко объяснимо: беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены «отвлекаться» на постороннюю суспензию. Вот вам весьма наглядный пример разбалансирвания пакета.
Но самое главное вот в чем: нет никакой необходимости специально добавлять к маслу графит или дисульфид молибдена! Ряд производителей выпускают масла, в которые графит или дисульфид молибдена вводятся на стадии производства.
Но в условиях маслосмесительных заводов отмеченные выше недостатки можно нивелировать за счет рецептуры композиции присадок! Что и делается вполне успешно. Хотите такое масло – идите и покупайте готовый продукт. Будет дешевле и надежнее.
Иногда те самые красивые флакончики содержат макрополимерные загущающие присадки. Добавление такого препарата, естественно, повышает вязкость масла, снижает его расход, а также увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя-ветерана.
Но и в этом случае можно найти более экономичное решение. При очередной смене масла залейте в картер масло той же марки, но более вязкое. Например, вместо SАЕ 10W-30 используйте SАЕ 10W-40 или SАЕ 20W-50. Разумеется, при этом надо отследить идентичность эксплуатационных свойств по API и ACEA. Требуемый эффект будет достигнут, а гармония базового масла и композиции заводских присадок не нарушится.
Противоречия по кругу
Не забывайте, что применение добавок зачастую противоречит сложившейся практике проверки моторного масла и мониторинга двигателя. Так, при коррозии вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца. При механическом износе тех же вкладышей – содержание свинца и меди. Это тревожный сигнал, если не сказать – набат. Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить, что там, в масле, – «добавка» или продукты износа?
И вообще, можно довести ситуацию до абсурда. Боремся с износом, вводим металл – снижаем моющую и диспергирующую способность масла.
Вводим моющие «добавки» – повышаем зольность масел, что недопустимо. Добавляем антиокислительную присадку, а в ней содержится дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.
Вводим загуститель – увеличиваем нагарообразование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую «добавку» для предотвращения нагара? И – по второму кругу?
Сам выпускаю – сам отвечаю
А теперь немного позитива. Мы вовсе не желаем очернить всю подкапотную автохимию. Вот, например, автопрепрарапты, останавливающие течи сальников. Они воздействуют на состарившуюся резину, заставляя ее набухать и «расправлять крылья». Такие препараты, несомненно, полезны для двигателей, разменявших вторую сотню тысяч километров пробега. Правда, существуют и моторные масла, успешно выполняющие ту же функцию «лечения» сальников.
Еще пример. Некоторые российские и зарубежные компании со звучными именами выпускают как моторные масла, так и дополнительные автопрепараты к ним. Они рекомендуют четкие схемы: свое собственное масло плюс своя «добавка» к маслу. Они пишут: масло хорошее, но с данным препаратом оно становится еще лучше. Новому двигателю – вот этот флакон, прошедшему 50 тыс. км – этот, а после 100 тыс. – этот. Специалисты этих компаний скрупулезно просчитали последствия и гарантируют положительные результаты. Рецептуры-то свои собственные, как и ответственность перед потребителем. Что ж, флаг им в руки. Если «добавка» совпадает по своей «химии» с заводской присадкой, польза может быть ощутимой. Но подчеркнем еще раз: если это гарантирует производитель моторных масел.
Предъявите документы
И все же… Масел сегодня множество, «добавок» тоже, а примеров необдуманного их применения еще больше. Давайте зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях всех этих «добавок» по действующим в России правилам и нормативам? Испытаний длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой результатов и (внимание!) получением официального допуска к применению? Есть ли одобрения автопроизводителей? Увы, нет таких данных…
Отсюда неутешительный вывод. Вы залили в двигатель тот или иной автопрепарат. После этого мотор умер. «После» не значит «вследствие», правда? Но вы этого не докажете. Может, «добавки» тут и ни при чем, а мастер говорит: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».
Подобная история может произойти и при поломке двигателя из-за недоброкачественного масла, в которое влили изрядную порцию «улучшающих» добавок. И опять же, они могут быть и не виноваты. Но производитель или продавец масла отклонит рекламацию, обнаружив в своем продукте посторонние вещества.
А убийцу мотора вы не найдете. При этом поставщик дополнительных «присадок-добавок-автопрепаратов» скромно останется в стороне.
ДМБ
Откуда они вообще взялись на рынке – эти многочисленные автопрепараты? Не беремся судить обо всем ассортименте, но большинство «демобилизовалось» из армии и военных научно-исследовательских институтов разных стран мира.
Изначальное предназначение «чудо-добавок» – вывести неисправную машину из боя, добраться до ремонтных мастерских, иными словами, выжить, пока не добили. Об этом косвенно свидетельствуют и руководства по применению: остановка течи масла, повышение компрессии, повышение мощности, восстановление зазоров с помощью «металлизаторов» и т. д. Надолго ли эта терапия? Это неважно – двигатель боевой машины вообще не рассчитан на большой ресурс. Когда надо, применяется агрегатный метод ремонта – т. е. замена мотора, и снова выполняй боевые задачи.
Но мы-то ездим на мирных автомобилях. И хотим делать это долго и счастливо. Поэтому дешевле и спокойней выбрать для себя масло, в котором уже есть все необходимые ингредиенты. И менять его вовремя. И ничего не лить в двигатель, кроме рекомендованного производителем автомобиля моторного масла.
Впрочем, если кто-либо из производителей и поставщиков «добавок» к моторным маслам пожелает опровергнуть тезисы этой статьи, мы с удовольствием предоставим ему слово на страницах журнала.
- Юрий Буцкий
- Александр Первушин, зав. лабораторией «НАМИ-ХИМ»
Moly в моторном масле
Обработка масла Amsoil и вторичного рынка, содержащая Moly, ZDDP и другие химические соединения, модифицирующие трение и противоизносные свойства
Я не могу сказать вам, сколько раз у меня были потенциальные клиенты, которые спрашивали меня, добавляю ли меня послепродажные масляные присадки такие как обработка маслом Лукаса, Liqui Moly MoS2, BG MOS или другие.
Итак ……… .. Я бы не рекомендовал добавлять «дисульфид молибдена» (MoS2) [или любую другую добавку для вторичного рынка в этом отношении, включая цинк], который является активным ингредиентом в таких продуктах, как «Liqui Moly MoS2 Anti-Friction Engine Treatment »- к нашим моторным маслам AMSOIL.Это не только не нужно, но и может иметь неблагоприятный эффект вместо добавления дополнительной защиты.
Также… .. Просто на случай, если у кого-то когда-нибудь возникнут претензии по гарантии, связанные с маслом… Первое, что делает ЛЮБАЯ нефтяная компания (включая AMSOIL Inc) — это просит образец масла для проверки в лаборатории … .И когда оно вернется с чужой химией… .это верно, Вы можете забыть о любой гарантии на масло!
Я хотел бы отметить несколько моментов, касающихся использования «Moly» в современных моторных маслах.
Прежде всего, я должен отметить, что «молибден» (молибден) является одной из наиболее распространенных присадок, снижающих износ / трение, используемых в большинстве современных моторных масел, включая предложения AMSOIL, а также в других смазочных материалах, например Смазки.
Теперь вам необходимо понять, что в прошлые годы наиболее распространенной формой «молибдена», добавляемой в моторное масло, была форма дисульфида молибдена (MoS2). Проблема с использованием этого типа молибдена в составах моторных масел заключается в том, что дисульфид молибдена является твердым веществом и имеет плохую привычку «выпадать из суспензии» в масле.
Однако в большинстве современных составов масел (включая AMSOIL) больше не используется этот тип молибдена в своих моторных маслах (хотя он по-прежнему широко используется в составах пластичных смазок). Обычным типом молибдена, который используется в составах современных масел, является «диалкилдитиокарбамат молибдена» (MoDTC). Эта форма молибдена на 100% растворима в масле — это означает, что он остается взвешенным в моторном масле и не выпадает из суспензии.
Диалкилдитиокарбамат молибдена (MoDTC) представляет собой молибденорганическое соединение.Маслорастворимые молибдены считаются металлоорганическими уменьшителями трения. Они также обеспечивают очень эффективную стойкость к окислению.
Я также должен отметить, что Moly — это всего лишь одна из нескольких различных противоизносных или модифицирующих присадок, которые используются в составах современных моторных масел — другие могут включать бор, ZDDP (цинк, фосфор), титан и т. Д. Однако в конечном итоге имеет значение качество и характеристики готового смешанного продукта. Дело в том, что о моторном масле нельзя судить только по базовым маслам и отдельным присадкам — нужно принимать во внимание всю рецептуру.
Я, вероятно, должен также указать, что «молибденовые» добавки обладают синергетическим эффектом при использовании с другими добавками, модифицирующими трение, такими как ZDDP (диалкилдитиофосфат цинка), например — обмен между диалкилдитиокарбаматной частью и диалкилтиофосфатом в ZDDP влияет модифицирующая трение реакция MoDTC. При совместном использовании MoDTC + ZDDP работают намного лучше, чем высокая концентрация только MoDTC.
Пленки для модификации трением состоят из упорядоченных плотно упакованных массивов многомолекулярных «усов», слабо прилегающих друг к другу.Наружные слои легко снимаются, что обеспечивает низкий коэффициент трения. Это явление можно описать как колоду игральных карт с пластиковым покрытием, лежащих на столе и легко соскальзывающих с верхней карты.
Теперь о том, сколько молибдена AMSOIL использует в своих составах моторных масел … Я могу вам сказать, что они действительно используют хорошее количество диалкилдитиокарбамата молибдена в своих составах (они были в течение многих лет).
Я знаю, что наша старая рецептура SS 0W-20, например, содержала где-то между 140-150 ppm молибдена — я считаю, что в новой рецептуре она даже выше.
Сейчас есть несколько различных разновидностей MoDTC. Я понятия не имею, какое именно AMSOIL в настоящее время использует в своих моторных маслах, поскольку, как и все производители смазочных материалов, они не раскрывают свои составы, но, скорее всего, они используют более одного типа — в зависимости от области применения. Точный состав и скорость обработки молибденом будут сильно зависеть от предполагаемого применения.
Я могу сказать одно: тип используемого молибдена будет зависеть от того, у какой компании-производителя добавок они закупают свои добавки — их очень мало.Например, Infineum, совладельцем которой являются ExxonMobil и Shell, использует молибден трехъядерный в своих пакетах присадок. Трехъядерный молибден оказался гораздо более эффективным вкусом органического MoDTC, который можно использовать в гораздо более низких концентрациях, чем более традиционные типы молибдена. При скоростях обработки тримерного типа Mo FM обычно 70-100 ppm — это все, что требуется для получения эффективной защиты / модификации трения.
Когда вы видите VOA или UOA моторного масла, содержащего, скажем, 700+ ppm молибдена, вы можете быть уверены, что эта конкретная марка не использует «трехъядерный» молибден в своем моторном масле.Я считаю, что Idemitsu — это тот бренд, который все еще использует более старый, более традиционный тип молибдена в своих моторных маслах.
Теперь тот факт, что некоторые бренды масел, такие как Idemitsu, рекламируют использование молибдена в своих моторных маслах — или что некоторые их моторные масла содержат его более высокие уровни — НЕ означает, что это продукт превосходного качества (не более чем Castrol рекламирует, что они используют титан в некоторых своих маслах). Опять же, и я не могу не подчеркнуть это, действительно имеют значение качество и производительность готового смешанного продукта.
Между прочим, основная причина того, что Mazda использует более высокие уровни молибдена в своих маслах «заводской заливки», заключается в том, чтобы помочь защитить внутренние компоненты двигателя во время обкатки (вопрос о том, действительно ли это используется или нет). Однако после обкатки двигателя эти более высокие уровни молибдена больше не нужны.
Да, и что касается моторных масел марки Idemitsu (или Mazda, или Toyota), которые «превосходят» составы AMSOIL … Я могу заверить вас, что они НЕТ (особенно по сравнению с нашей линейкой Signature Series).Во-первых, они содержат только базовые масла группы III в своих смесях (они не используют базовые масла групп IV или V). Кроме того, их высокий индекс вязкости (VI), который всегда «рекламируется» на многих форумах, связан с тем, что они содержат полимеры-модификаторы вязкости (пластмассы), также известные как улучшители индекса вязкости (VII).
Итак, суть в том, что не тратьте деньги зря! … .. при покупке моторного масла высшего качества, такого как Amsoil, не только нет необходимости добавлять послепродажную обработку масла, но и делать это вредно, как и все, что вы делаете изменение уже продвинутого химического состава присадок Amsoil (и аннулирование гарантии в придачу!)
Moly Oil — что это такое и зачем оно вам? — Buy1Oils.Лучшее место для покупки масла Schaeffer Oil
Что такое масло Moly?
Молибден используется в смазочных пастах и консистентных смазках для десятилетиями, но если вы не работаете в нефтяной отрасли, вы, вероятно, не знаете, что Масло Moly или даже то, что означает «Moly». Вы можете прочитать полную историю, нажав здесь.
Считайте это своим ускоренным курсом по всем Moly…
Перво-наперво. «Молибден» — это сокращение от «Молибден». Похоже на графит.По факту, Сам по себе молибден — очень твердый металл, имеющий ряд промышленных свойств. использует. На самом деле он используется в качестве легирующего агента для производства стали. жестче, чтобы он не гнулся так легко. С его помощью производители могут использовать меньше стали и, таким образом, сделать их легче. продукты — потому что они намного долговечнее.
В нефтяном мире Дисульфид молибдена представляет собой соединение это используется как сухая смазка. Дисульфид молибдена (или молибден) — неорганическое соединение, состоящее из молибдена и серы.Пока термин «сухая смазка» может показаться оксюмороном, это точно что такое Моли! Хотя это твердый, он состоит из микроскопических частиц, которые отлично подходят для покрытия поверхностей. Этот эффект покрытия уменьшает количество трение между двумя поверхностями. Как в результате движущиеся части могут двигаться более легко, не вызывая почти такого же износа и рвет, как если бы Моли не было.
Благодаря тому, что он так хорош в уменьшении трения, Moly стал обычная присадка к маслу.Когда ты кого-то слышишь используйте термин «масло Moly», они на самом деле говорят о масле, в которое был добавлен Moly. За прошедшие годы масло Moly стало одним из премиальных видов масла на рынке.
Почему?
Поскольку возможности Moly по снижению трения очень велики иметь дело! Легко недооценить насколько плохо трение действительно может быть, так что давайте посмотрим с точки зрения вашего двигателя…
Чтобы вы могли ездить по городу на работу, все металлические части в вашем двигателе должны работать вместе.Без масла все эти поршни, шатуны, цилиндры и клапаны трутся друг о друга. Этот контакт металл по металлу вызывает много напряжение и деформация самих деталей. В конце концов, им труднее передвигаться, когда у них есть все это трение. К несчастью, чем сложнее перемещаться частям вашего двигателя, тем больше топлива они собираются съесть.
Даже самое простое моторное масло уменьшит трение в между всеми этими движущимися частями.Но когда вы добавляете в смесь Moly, трение резко снижается. Помните, что Moly покрывает каждый крошечный кусочек оборудование под капотом. Как в результате вы получаете контакт Moly-on-Moly вместо контакта металл-металл. Молибден может даже помочь защитить ваш двигатель при полной потере смазки.
Вы, наверное, догадаетесь, куда мы идем с это.
Благодаря Moly все детали внутри вашего двигателя будут иметь возможность двигаться с меньшим стрессом и напряжением.Это означает, что им не потребуется столько топлива. Вот так вы дали топливо своей машине эффективность серьезный импульс! Вы даже можете ожидать улучшения производительности.
Но мы еще не закончили.
Иметь машину, которая потребляет меньше бензина, — это здорово, но Moly oil на самом деле идет еще дальше. В Помимо повышения топливной экономичности, он также снижает износ и разрыв внутри вашего двигателя — это означает, что у вас может быть меньше поломок и меньше дорогие счета за ремонт.
Но Масло Moly обеспечит этим деталям еще большую защиту. Помните, что масло Moly содержит мельчайшие частицы В нем молибден, поэтому он будет отличаться от обычного двигателя. масло. Эта дополнительная разница защитит частей вашего двигателя еще больше, что значительно продлит их срок службы дольше. Масло Moly также поможет устранить некоторые из тех странных звуков, которые исходят из-под капюшона. — как тиканье или стук — потому что практически все эти шумы результат контакта металл-металл.Это способ криков вашей машины о помощи!
Лучше всего то, что Moly достаточно прочен, чтобы выдерживать высокие нагрузки. температуры и ситуации высокого давления. Итак, отправляетесь ли вы в продуктовый магазин или собираетесь в поездке по пересеченной местности ваше масло Moly справится с задачей.
Когда вы смотрите на это так, лучший способ все подвести вверх это: «Святая моли! Это какая-то масла! »
Можно ли улучшить масло ?Ответ — да.И компания Schaeffer’s сделала именно это, добавив пенетро, их собственный секретный ингредиент.
Что такое Penetro и почему это так здорово? Penetro — действительно чудо и прорыв в области присадок к маслам. Попробуйте подумать о Moly как о очень гладком и прочном защитном покрытии, а Penetro — как о крошечных шарикоподшипниках. Он точно распределен по маслу, так что трение уменьшается настолько, что вы действительно чувствуете его в педали. Да, вы меня правильно поняли, вы действительно это чувствуете. Итак, теперь «кот из мешка», и теперь вы знаете, почему так много гонщиков тайно используют масло Schaeffer.
А теперь пора попробовать моторное масло Schaeffer Moly-Penetro и принять участие в испытании «Я чувствую это». Вы можете найти масло Schaeffer для продажи здесь каждый день на сайте store.buy1oils.com.
Заявление об отказе от ответственности:
Эта статья написана в условиях непрофессионала; но если вам нужен более научный подход, вам следует провести собственное углубленное изучение Moly Oil с этой точки зрения. Спасибо за чтение.
11.20
Твердые смазочные материалы: дисульфид молибдена — Xenum Power of Technology
9 января 2018 г. 8:00В недавних статьях мы обсудили природу масла s и то, как их нужно смешивать с присадками, чтобы подготовить их к использованию в реальных условиях. проблемы.Даже синтетические масла нуждаются в присадках, чтобы они были более чистыми и стабильными, чем сырое масло. Однако даже после необходимых присадок, есть еще способ улучшить ваше масло: твердые присадки. Вводят добавку молибдена.
Происхождение и основные преимуществаМолибден классифицируется как металл в Периодической таблице элементов. В естественной форме он встречается в виде молибденита (также называемого дисульфидом молибдена или MoS2).
Все формы молибденита имеют слоистую структуру, что делает этот минерал прекрасным смазывающим материалом.Кроме того, прочность молибденита на сдвиг увеличивается с увеличением коэффициента трения — свойство, известное как суперсмазка. Нам нужно сказать больше?
Используется добавка молибденаБлагодаря естественному низкому трению жидкий молибден широко используется в качестве добавки. Частицы MoS2 диаметром около 1–100 мкм поддерживают высокую смазывающую способность и стабильность при рабочих температурах двигателя в экстремальных и обычных условиях.
Обычно добавляют в графит для улучшения прилипания.По этой причине вы можете увидеть масла на основе молибдена в критических областях применения, таких как авиационные двигатели, потому что они сохраняют свою смазывающую способность даже в случаях утечки масла.
MoS2 также используется в качестве катализатора в нефтехимической промышленности.
Молибден в Xenum
В нашем ассортименте есть две добавки молибдена. Это Super G и MG Gear, два продукта, цель которых — уменьшить трение в двух критических точках трения: в двигателе и коробке передач.
В обоих случаях молибден смешан с угольным графитом, одним из наиболее часто используемых твердых смазочных материалов.Мы поговорим об этой смазке в следующих статьях, так что…
Следите за обновлениями!
Не забудьте подписаться на нашу новостную рассылку, и вы будете регулярно получать новую статью о том, как мы разрабатываем наши продукты. Также вы получите эксклюзивный доступ к нашим предложениям.
Вот почему LIQUI MOLY на самом деле работает
Если бы я попросил вас назвать марку моторного масла, вы могли бы вспомнить несколько марок. Castrol, Mobil 1, Valvoline и т. Д. Все эти бренды объединяет то, что их можно найти где угодно.Удобство неоспоримо, и, поскольку вы использовали их годами, у вас нет причин использовать что-то еще.
С другой стороны, что, если бы было что-то лучше , чем те бренды, которое на самом деле не намного дороже? Продукт, который дал вам немного дополнительного спокойствия? Иногда стоит присмотреться к лучшему продукту. Введите: LIQUI MOLY .
Кто такой LIQUI MOLY?
LIQUI MOLY может быть относительно неизвестным брендом в Северной Америке, но немецкая компания существует с 1957 года и до сих пор производит там всю свою продукцию.Их первый продукт, присадка к маслу MoS2 , содержала твердую смазку дисульфид молибдена, которая позволяла двигателям работать в течение короткого периода времени без масла, что идеально подходило для аварийных ситуаций.
Что такое дисульфид молибдена?
Дисульфид молибдена в его естественной форме на ощупь похож на графит — тот же скользкий материал, который можно найти на кончике карандаша. MoS 2 (химический состав) при испытании на трение имеет значение коэффициента <0.1. Для сравнения: тефлон на тефлоне имеет коэффициент 0,04, а сталь на стали имеет коэффициент 0,57. Альтернативные варианты использования MoS 2 включают смазку пистолетов и ШРУСы. А когда вы говорите о трении в двигателе, меньшее ВСЕГДА лучше.
Хотите узнать больше о молибдене и о том, как он используется в других продуктах LIQUI MOLY? Один из самых интересных способов его использования — это Molygen. Молекулы молибдата и вольфрамата объединяются в однородное твердое вещество, при этом вольфрамат проявляет УФ-реактивность.Это то, что позволяет обнаруживать утечки масла с помощью УФ-фонарика при использовании Molygen.
Чем отличается моторное масло LIQUI MOLY?
Ваш двигатель содержит несколько движущихся компонентов, таких как кривошип, клапаны и поршни. В дополнение к этим движениям каждую минуту в камерах сгорания происходят тысячи взрывов. Тепло и трение в двигателе при неправильном управлении приводят к его износу. Единственный способ уменьшить это количество — убедиться, что вы выбрали правильное моторное масло.
Если вы живете в месте, где периодически бывает снежная погода, заводить машину в очень холодных условиях — это нормально. Нулевые градусы по Фаренгейту — не такая уж редкость, и в этих условиях важно, чтобы ваше моторное масло соответствовало поставленной задаче, потому что холодная погода увеличивает вязкость масла, что потенциально может вызвать работу вашего двигателя всухую в течение короткого периода времени. В этом случае чрезвычайно важна пленка, которую оставляет масло, а также его способность течь при низких температурах.Умножьте это на количество холодных запусков с неправильным маслом, вы можете получить повышенный износ двигателя и масляного насоса.
Если вы относитесь к тому типу людей, которые выводят свою машину на трассу, вы, очевидно, будете нагружать двигатель и все его вращающиеся компоненты больше, чем средний водитель. Повышенный нагрев приведет к более быстрому разрушению масла, и, опять же, постоянная высокая частота вращения требует постоянной смазки.
Наконец, может быть, вы из тех, кто водит старый автомобиль и более осведомлен об износе двигателя, как и я.Поскольку мой двигатель приближается к 460 000 км пробега, я считаю важным всегда заправлять его качественным моторным маслом.
Имейте в виду, современные современные двигатели проектируются и производятся с такими высокими допусками, что выбор неправильной вязкости масла может законно нанести вред двигателю. В качестве наглядного изображения представьте насос, предназначенный для перекачивания воды из одного места в другое. А теперь представьте, что тот же насос пытается перекачать мед — он просто не будет работать, и этот насос очень быстро перестанет работать.Современные двигатели, в которых используются масла с более низкой массой (0W20), могут иметь ситуации повышенного износа, если используется более тяжелое масло (10W30).
LIQUI MOLY MoS2 , которое все еще содержит дисульфид молибдена, как и их первый продукт, было разработано как почти универсальное моторное масло. Обладает хорошими характеристиками при холодном запуске, а также улучшенными характеристиками износа современных двигателей.
LIQUI MOLY MoS2 также рекомендуется для старых моделей Porsche Porsche с двигателями с воздушным охлаждением.Дополнительные присадки очень эффективны для снижения износа в условиях высокой температуры, что является еще одной проблемой для производителей масел. Высокая температура = более низкая вязкость масла и, в крайнем случае, меньшее смазывание. Присадка MoS2 покрывает все движущиеся компоненты поверхностью с низким коэффициентом трения, чтобы уменьшить любые проблемы, которые могут возникнуть с маслом. Когда вы имеете дело с автомобилями и двигателями 40-50-летней давности, почему бы не использовать лучшие?
Как выбрать подходящее моторное масло LIQUI MOLY для вашего автомобиля?
LIQUI MOLY предлагает множество вариантов моторных масел.У вас есть разные продукты с разными добавками, и все они имеют разную вязкость. Штеффен Ниемиц, инженер по приложениям из отдела исследований и разработок LIQUI MOLY, зашел в нашу штаб-квартиру, чтобы помочь нам лучше понять, какие именно продукты мы должны использовать в наших автомобилях. О вариантах вы можете прочитать или посмотреть видео ниже.
LIQUI MOLY производит больше, чем просто моторные масла
До сих пор мы говорили только о моторных маслах, которыми известна LIQUI MOLY.Однако еще одна важная часть их бизнеса — это присадки к жидкостям. Они потратили бесчисленное количество часов и разработали тысячи рецептов для создания присадок для вашего моторного масла, системы охлаждения и даже вашей топливной системы. Пока у нас был Штеффен в магазине, он познакомил нас со всеми их лучшими добавками. Вы найдете все добавки и их назначение здесь или в видео ниже.
LIQUI MOLY в автоспорте
Как правило, гонки — отличное место для рекламы вашей продукции, не только для рекламы, но и для условий, которые хуже реальных, в которые приходится переносить гоночные автомобили.С 2015 года LIQUI MOLY является единственным поставщиком смазочных материалов для всех гоночных команд Moto2 и Moto3. И они не только поддерживают гонки на мотоциклах; Вы недавно смотрели Формулу 1? Мы даже используем их масло в наших VW GTI TCR в TC America. Тот факт, что LIQUI MOLY поддерживает эти гоночные серии, показывает, что они готовы стоять за хороший продукт. Какой в этом смысл без доказательств того, насколько хороши ваши продукты?
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии о LIQUI MOLY или любой из их продукции, оставьте их в разделе комментариев ниже.
Дисульфид молибдена в качестве присадки к маслу
В прошлых RET-Monitors для этого ключевого слова мы сделали общий обзор технологии присадок к маслам, но стоит рассмотреть некоторые присадки более подробно, в данном случае дисульфид молибдена, часто называемый просто молибденом.
С химическим символом MoS 2 это черное кристаллическое соединение встречается в виде минерала молибденита, основной руды, из которой извлекается металлический молибден.Он обычно используется в качестве твердого смазочного материала благодаря своим свойствам низкого трения, аналогичным свойствам графита, а также его высокой несущей способности и тому факту, что он относительно инертен, не подвержен действию разбавленных кислот и кислорода. . Когда речь идет о двигателях, он имеет хорошую термическую стабильность до 350-400 ° C в окислительной среде.
Дисульфид молибдена был впервые обнаружен более 250 лет назад, когда смазывающие свойства неизвестной руды были отмечены в 1744 году Иоганном Александром Крамером.Руда была похожа на свинец, галенит и графит, и эти вещества были обозначены греческим словом «молибдос», что означает «подобный свинцу». В 1778 году шведский ученый Карл Вильгельм Шееле определил молибденит как сульфид отдельного металлического элемента, нагревая его до порошка белого оксида. По его предложению Петер Якоб Хьельм, другой шведский ученый, успешно выделил металл в 1782 году и назвал его молибденом.
Впервые этот материал использовался в качестве упрочняющего агента при производстве стали, и он применяется до сих пор, но только в 1935 году он использовался из-за его смазывающих свойств.Немецкий инженер Альфред Зоннтаг сконструировал огромную машину для имитации колебаний самолета, но из-за трения между движущимися частями она потерпела неудачу. Он перепробовал множество смазок, чтобы решить эту проблему, но ни одна из них не имела достаточной несущей способности, чтобы быть эффективной. Однако он натолкнулся на текст 18 века, в котором упоминались смазывающие свойства молибденита, и, используя его в качестве смазки, обнаружил, что он очень эффективен. После этого открытия Sonntag разработала метод очистки молибденита, который содержит следы кварца, в порошкообразную смазку, которая используется сейчас.
Дисульфид молибдена имеет форму микроскопических гексагональных пластинок, каждая из которых состоит из нескольких молекул. Эти пластинки притягиваются к металлическим поверхностям, что в сочетании с силой скольжения между металлическими частями приводит к термохимической реакции, создавая защитное покрытие из MoS 2 на рассматриваемых частях. Это покрытие может выдерживать давление около 500000 фунтов на квадратный дюйм и, как таковое, делает MoS 2 привлекательным вариантом для использования на компонентах, где граничная смазка является проблемой, таких как граница раздела между распределительными валами и толкателями.
Хотя применение MoS 2 в качестве смазки с сухой пленкой было начато в середине 20-го века, его эффективное использование в масле заняло больше времени, чтобы довести его до совершенства. Проблема заключалась в том, что частицы не оставались во взвешенном состоянии в масле, что приводило к образованию осадка, который мог блокировать масляные каналы (в то же время сводя на нет смазывающие свойства материала). Однако, как только были найдены методы предотвращения этого, MoS 2 оказался высокоэффективной противоизносной присадкой.Например, испытания, проведенные в Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе в 2012 году *, показали, что добавление наночастиц MoS 2 размером 50 нм к полиальфаолефиновому базовому маслу показало значительное снижение трения между юбкой поршня и гильзой цилиндра. тяжелые промышленные двигатели. Те же преимущества могут быть реализованы и в трансмиссионных маслах, где граничная смазка гораздо более распространена.
Однако, как и в случае с любой другой технологией, использование дисульфида молибдена в качестве присадки к маслу — не панацея.Например, он действует как редуктор трения только в условиях граничной смазки; в гидродинамическом и полностью пленочном режимах частицы не участвуют, а некоторые исследования даже показали, что они действительно могут незначительно увеличивать трение. Однако при условии признания его ограничений при правильном использовании он может иметь значительные преимущества.
* Николай, Г., Демас, Елена, В., Тимофеева, Жюль Л., Раутборт, Джордж Р. Фенске, «Трибологические эффекты наночастиц BN и MOS 2, добавленных к полиальфаолефиновому маслу в испытаниях юбки поршня / гильзы цилиндра», Аргонн Национальная лаборатория, 2012
Автор Лоуренс Батчер
Какая смазка для сборки двигателя лучше всего?
Живая кровь любого дизельного двигателя — смазка.Хороший дизельный двигатель может очень быстро выйти из строя из-за нехватки масла. Задолго до того, как масло попадет в двигатель, сборочная смазка является первой линией защиты от трения, которое может повредить двигатель при запуске. В этой статье будут объяснены различные методики нанесения сборочной смазки и лучшие типы смазочных материалов для использования в процессе сборки двигателя.
Процесс создания дизельного двигателя требует терпения и внимательного отношения к деталям. Двигателестроение — это и искусство, и наука, где соблюдение требований имеет решающее значение.Когда дело доходит до производства или, скорее, ремонта дизельного двигателя, нет серой зоны. Внутренние твердые детали подвергаются механической обработке с соблюдением допусков OEM, затем собираются с правильными зазорами и затем должным образом смазываются подходящей смазкой для сборки двигателя.
Первые несколько минут являются наиболее важными при первом запуске двигателя. Со свежесобранным двигателем многое может пойти не так. Например, если пропустить предварительную смазку, кольца могут не сесть должным образом, а подшипники могут двигаться слишком туго или слишком свободно.Многие проблемы могут вызвать снежный ком и привести к катастрофическому повреждению двигателя. Прежде всего, система подачи масла должна создавать давление масла в двигателе, чтобы все изнашиваемые поверхности получали надлежащую смазку. Неисправность распределительного вала — распространенный источник неисправностей при первоначальном запуске двигателя без надлежащей смазки.
Сборочная смазка предназначена для первоначальной смазки при запуске двигателя. Смазка разработана для работы со стандартным моторным маслом и обеспечивает более прочный защитный барьер вокруг металлических компонентов во время запуска.
После первого запуска двигателя большая часть смазки смывается в течение первых 10 секунд. Давление масла должно возрасти и смыть смазку, которая затем окажется в масляном поддоне. Прокачка масляной системы важна перед запуском двигателя, поскольку она предотвращает полностью сухой запуск и сокращает время, необходимое маслу для достижения распределительного вала, подшипников и клапанного механизма. По сути, заправка двигателя дает возможность давлению масла расти.
Существует много разных типов сборочной смазки, и каждый производитель дизельных двигателей отдает предпочтение тому или иному типу.Самые популярные смазочные материалы обычно основаны на молибдене (дисульфид молибдена) и предназначены для работы при высоких температурах. Новые компаунды производятся с добавками, которые лучше держатся при экстремальных давлениях, а также действуют как ингибиторы ржавчины, подобно компаунду Cosmoline.
Каждая сборочная смазка отличается консистенцией и применением. Большинство из них тонкие и вязкие, а другие немного толще. Некоторые новые смазки представляют собой очень легкие жидкие туманы, которые затвердевают вокруг металлических поверхностей. Многие предпочитают традиционные пасты, потому что вы можете легко определить, все ли поверхности покрыты.С жидким туманом можно легко пропустить одно или два пятна.
Молибденовые композитные смазкиСмазка для сборки двигателей на основе молибдена (Moly) существует уже более 100 лет и широко использовалась во время Второй мировой войны. Дисульфид молибдена происходит из минерала «молибденит», который впервые был использован в металлургии в 1330 году в Японии при производстве мечей. Дисульфид молибдена был впервые синтезирован в это соединение еще в 1860-х годах в Колорадо и производится с тех пор.Первые поселенцы и старатели использовали это вещество для смазки осей колес вагонов, а также машин на литейных, плавильных и нефтеперерабатывающих заводах. Он стал коммерчески доступным в 1920-х годах и широко использовался автопроизводителями Ford и GM. Эти автопроизводители использовали продукт для смазки миллионов двигателей автомобилей во время Второй мировой войны. После войны автопроизводители продолжали использовать этот продукт на всех своих двигателях. По сей день продукт работает настолько хорошо, что большинство автопроизводителей гарантируют не менее 30 000 миль без смазки шасси и подвески.Ford гарантирует 100 000 миль пробега до того, как потребуется повторная смазка.
Дисульфид молибдена является отличным смазочным материалом из-за его химического состава. MoS2 представляет собой шестиугольный кристалл, состоящий из решетчатой структуры атомов серы и молибдена. Проще говоря, соединение сохраняет свою ламинарную структуру независимо от количества тепла или давления. Если атомные связи измельчаются, структура мгновенно переформируется, так что никакие ионные связи никогда по-настоящему не разрываются. Состав также очень устойчив к трению даже при температуре 750 градусов по Фаренгейту.Наконец, MoS2 очень легко прилипает к металлическим поверхностям, особенно при трении. Moly может выдерживать 500 000 фунтов на квадратный дюйм до полного разрушения. Он не растворяется в масле или жире и может измельчаться до 0,35 микрон. Микрон можно считать одной миллионной метра частицы, взвешенной в жидкости. Молибден снижает трение в двигателе на 60% и даже входит в состав самих компонентов двигателя. Многие компании рекламируют эффективность редукторов, поршней, колец и подшипников с покрытием Moly.
Фактически, многие синтетические масла содержат в масле молибден (триалкилдитиокарбамат молибдена (MoTDC)) или родственный карбамат. Это никак не повлияет на состав масла и, по сути, дополнительно смазывает двигатели. У Moly также есть способ закрепить мельчайшие трещины и дефекты на металлических поверхностях, которые могут предотвратить усталость металла. Однако есть некоторые споры о том, может ли MoTDC повредить штифты кулачкового толкателя. Многие производители двигателей отказываются использовать смазку Moly для распредвалов и связанных с ними подшипников.Могут быть некоторые свидетельства того, что соединения молибдена в моторных маслах могут разрушать некоторые подшипники, поскольку они агрессивны по отношению к меди. В большинстве молибденовых масел действительно есть дезактиватор меди в составе вещества, которое защищает подшипники, однако дезактиватор меди разлагается при относительно низких температурах и теряет свою эффективность только после 2000–3000 миль. Другая причина, по которой многие машинисты не используют молибден при ремонте двигателей, связана с силиконовыми шариками внутри лития. Эти крошечные силиконовые шарики могут засорить подшипники кулачка и / или масляный фильтр.Несмотря на доказательства или их отсутствие, многие производители двигателей предпочитают не использовать Moly на распределительном валу. Некоторые используют смазку на нефтяной основе для кулачков, особенно на плоских толкателях (твердых или гидравлических).
Смазки на нефтяной основеВторая по популярности монтажная смазка, которую мы рекомендуем больше всего, — Lubriplate № 105. Смазка № 105 существует почти так же давно, как и традиционные молибденовые смазки. Lubricate была основана в 1870 году как Fiske Brothers Refining и является старейшим независимым лубрикатором в Соединенных Штатах.Lubriplate № 105 действует как белая литиевая смазка, но не содержит лития. Смазка № 105 не является смазкой для экстремального давления (ЕР), в отличие от смазок на основе Moly, а является простой смазкой. Это тяжелый гидроочищенный нафтеновый дистиллят на нефтяной основе, который также содержит менее 1% дибутилдитиокарбамата цинка (ZBDC) и 5-10% жирных кислот, которые действуют как стабилизатор. Эти дополнительные составы не увеличивают смазывающую способность Lubriplate № 105. Компаунд белого цвета, водостойкий и соответствует стандарту NLGI No.0 консистентная смазка, используемая для обеспечения противозадирных свойств, используемая для покрытия всех движущихся частей двигателя в сборе. Нам он нравится, потому что он тоньше и его легче разложить по труднодоступным участкам сборки.
Lubricate # 105 — надежная и дешевая консистентная смазка для сборки двигателя для борьбы с заклиниванием двигателя при запуске. Рекомендуется, чтобы коленчатый вал, картер, поршни, кольца, распределительные шестерни, коренные подшипники и шатуны, а также штоки клапанов были полностью покрыты смазкой № 105, но ее можно безопасно использовать на всех движущихся частях двигателя внутреннего сгорания или компрессионного двигателя.Хотя есть некоторые споры, рекомендуется использовать смазку № 105 для кулачка и подъемников. Некоторые производители двигателей используют специальную смазку для подшипников кулачков и подъемников. Смазка для подшипников — это очень тонкая смазка, рекомендованная для использования в подшипниках двигателя из-за возможности «раскрутки подшипника» при запуске. Некоторые ремонтные мастерские окунают детали в трансмиссионную жидкость перед нанесением Lubriplate № 105, так как она покрывает этот добавленный слой смазки и образует плотное уплотнение. Каждый производитель двигателей индивидуален и имеет уникальный подход к выбору предпочитаемого типа сборочной смазки.Подавляющее большинство производителей двигателей предпочитают смазку № 105, поскольку она выполняет свою работу без риска засорения масляных каналов в подшипниках кулачка.
На рынке представлено множество смазочных материалов для двигателей общего назначения от всех производителей автомобильных и дизельных смазочных материалов, а также специальные продукты, предназначенные только для распределительных валов и подшипников. Компания Caterpillar производит собственные смазки для кулачков, шаров коромысла и чашек толкателей. Каждый из них немного отличается, и может быть сложно понять, какая смазка лучше всего подходит для ремонта вашего двигателя.Важно сделать уроки и просто не покупать что-то, не зная химических свойств смазки. Некоторые смазочные материалы имеют консистентную основу и не растворяются в масле, что означает, что раствор быстро улавливается масляным фильтром и стекает в масляный поддон. Другие масла растворимы и будут продолжать циркулировать в двигателе до следующей замены масла.
В любом случае, независимо от того, какую сборочную смазку вы выберете, лучше всего работает с нанесением тонкого покрытия на все внутренние твердые детали двигателя.В областях с высоким трением, таких как днище подъемника, выступы кулачков, концы толкателей, коромысла и наконечники штока клапана, картер и все подшипники, следует уделить особое внимание покрытию поверхностей дополнительным количеством монтажной смазки.
Сборочная смазка должна выполнять свою работу за эти критические 10 секунд или до того, как двигатель сможет установить давление масла и смазать твердые детали маслом. Рекомендуется, чтобы новый двигатель не простаивал в течение первых нескольких сотен миль.Лучше всего поставить двигатель на умеренную нагрузку на 1500-2000 об / мин и дать маслу делать свое дело. Как только новый двигатель сломается, в сборочной смазке больше не будет необходимости, моторное масло сможет взять на себя свою работу.
Категории товаров
Автомобильные товары, Дизельные товары,Антифрикционные и противоизносные характеристики дитиофосфата молибдена в моторных маслах (Журнальная статья)
Линь Ичао. Антифрикционные и противоизносные характеристики дитиофосфата молибдена в моторных маслах . США: Н. П., 1995.
Интернет.
Линь Ичао. Антифрикционные и противоизносные характеристики дитиофосфата молибдена в моторных маслах . Соединенные Штаты.
Линь Ичао.Солнце .
«Антифрикционные и противоизносные характеристики дитиофосфата молибдена в моторных маслах». Соединенные Штаты.
@article {osti_229896,
title = {Антифрикционные и противоизносные характеристики дитиофосфата молибдена в моторных маслах},
author = {Лин, Ичао},
abstractNote = {Антифрикционные и противоизносные исследования смазочного масла, содержащего присадки к моторному маслу, такие как металлические детергенты на основе нефтяного сульфоната кальция (PCS), беззольный диспергатор на основе полиизобутиленсукцинимида (PSI), антиоксидант на основе дитиофосфата цинка (ZnDTP) и дитиофосфат молибдена (Mo-DTP) шаровой автомат (FBM).Результаты показывают, что бинарные или тройные смеси MoDTP с ZnDTP или ZnDTP и диполиизобутиленсукцинимидом (DPSI), очевидно, оказывают положительное влияние на антифрикционные и противоизносные свойства MoDTP. Однако бинарные или тройные смеси MoDTP с PCS, мультиполиизобутиленсукцинимидом (MPSI) или PCS и ZnDTP показывают разные реакции на антифрикционные и противоизносные свойства MoDTP, которые зависят от разных составов. Молекулярные структуры компонентов добавки MoDTP анализируют с помощью {sup 31} P-ЯМР-спектроскопии.18 исх., 11 рис., 4 таб.},
doi = {},
url = {https://www.osti.gov/biblio/229896},
journal = {Lubrication Engineering},
number = 10,
объем = 51,
place = {United States},
год = {1995},
месяц = {10}
}