Полиция и спецслужбы: Силовые структуры: Lenta.ru
В нынешнем году российско-казахстанская граница оказалась в центре внимания СМИ: через нее множество молодых россиян пытались покинуть страну. Основной удар пришелся на автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Маштаково», рядом с которым образовались пробки на десятки километров. Впрочем, и без потока эмигрантов в «Маштаково» хватает работы: именно здесь в обоих направлениях границу пытаются перейти тысячи контрабандистов. Корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин отправился туда и выяснил, как сегодня ведется война с контрабандой и почему против ее перевозчиков таможня порой применяет спецназ.
Сегодня в качестве контрабанды в Россию в первую очередь везут не золото, драгоценности, наркотики и оружие, а куда более простые товары — парфюмерию, бытовую технику и сигареты. Современный контрабандист — не настороженный мужчина угрожающей внешности с бородой и вороватым взглядом, а обычный водитель-дальнобойщик.
Чаще всего это житель СНГ с натруженными руками и уставшим взглядом. Такие водители почти всегда ездят парами, а в случае задержания клянутся: мол, мы понятия не имели, что везем, и даже не видели, что грузят в кузов. Наша задача — дорога, остальное — не наши проблемы.
Материалы по теме:
Аэропорт — безопасно?Четвероногие враги наркотиков, «Янтарь» и миллиметровое сканирование
Чемодан кокаина по зеленому коридоруКак российские таможенники вылавливают наркоконтрабандистов
Грузная картинаРассказ таможенника об изобретательности контрабандистов
И правда, в современных условиях ни продавец, ни покупатель чаще всего не видят и не знают водителя той фуры, который повезет товар: логистические компании принимают груз на одном складе, а выдают — на другом, за тысячи километров от первого. Все, что между этими пунктами, остается практически без внимания.
Между тем на практике в это «между» входят упаковка товара в транспортные поддоны, погрузка в фуры, а затем — перевозка. В итоге в одном полуприцепе может оказаться товар десяти разных компаний, причем без компьютера и сканера зачастую нельзя понять, что скрыто за многими слоями упаковочной пленки и картона.
Фото: Игорь Надеждин / Лента.ру
Снаружи — лишь этикетки штрих-кодов. У водителя же в руках только бумаги, и часто даже в них не написано, что же конкретно он везет. Пойди пойми, что скрывается за 14-значной цифрой и тремя буквами ТНП — товары народного потребления.
«За каждым инспектором закреплено оружие»
МАПП «Маштаково» расположен на границе России и Казахстана, в Оренбургской области, но дежурят здесь сотрудники Самарской таможни — после реформы так распределились зоны ответственности. К тому же от МАПП до Самары всего 203 километра, а до Оренбурга — более 400.
По словам майора таможенной службы и начальника отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни Дмитрия Усова, каждое утро в 08:30 новая смена мобильной группы таможенной службы приезжает в Самару к нему в кабинет, где он проводит инструктаж.
Я проверяю у каждого форму одежды, наличие служебных удостоверений, личной номерной печати инспектора таможни. Кроме того, здесь же дежурная смена вооружается — за каждым инспектором закреплено табельное оружие. Затем проходит инструктаж, я довожу ориентировки, сообщаю об изменениях в законодательстве, оглашаю приказы и распоряжения
Дмитрий Усовмайор таможенной службы, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Корреспондент «Ленты.ру» вместе с майором Усовым едет на МАПП — именно там с 12 мая 2022 года базируются мобильные группы таможни. Формально в законодательстве понятие «мобильные группы» закрепили летом 2022 года, а с октября изменения в ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступили в силу.
МАПП «Маштаково»
Фото: ФГКУ Росгранстрой
Но фактически эти группы в порядке эксперимента функционируют на Самарской таможне с конца 2015 года — и у них уже есть богатая история. Дело в том, что и Россия, и Казахстан входят в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), поэтому российско-казахская граница как бы считается внутренней.
Однако именно здесь российские таможенники выявляют много нарушений, а МАПП «Маштаково» — один из самых напряженных участков ФТС.
Задача — пресечь попадание в Россию товаров, ввоз которых запрещен: санкционных, контрафактных, безакцизных, а также того, что мы называем «товары изъятия»
Рустам Тунтаевполковник таможенной службы, заместитель начальника Самарской таможни
Санкционные товары — это товары из стран, в отношении которых введены санкции. В основном в регионе деятельности Самарской таможни это плодоовощная продукция: яблоки, груши, орехи. Именно они составляют большинство обнаруженного на российско-казахстанском участке границы.
Товары изъятия — товары, по которым ставки таможенных пошлин, установленных в республике Казахстан, ниже тарифов таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Наша задача — выявлять такие товары и в случае выявления возвращать их обратно в Казахстан. Это, например, крупные партии товаров народного потребления, игрушки и новогодние гирлянды
Рустам Тунтаевполковник таможенной службы, заместитель начальника Самарской таможни
Ко всему прочему с 14 марта 2022 года, согласно постановлениям правительства РФ №311 и №312 от 9 марта 2022 года, из России полностью запрещен вывоз некоторых видов товаров, а на некоторые надо обязательно получить сертификат происхождения. Так что на таможню легла и проверка вывозимых грузов.
Таможня берет добро
Сам пункт пропуска «Маштаково» расположен на трассе и мало отличается от других подобных МАПП: шлагбаум, огромная асфальтированная площадка с нанесенной разметкой и небольшими семафорами, зона таможенного контроля, зона пограничного контроля, вновь шлагбаум — и выезд.
Рядом — встречный поток автомобилей из Казахстана в Россию
Сейчас здесь ведут активные работы по установке огромного интроскопа — устройства, которое позволит просвечивать грузовики и видеть, что у них внутри. Запустить его должны до конца года — а пока таможня осматривает грузовики с помощью другой специальной аппаратуры.
Например, специальное техническое средство досмотра «Спрут» — по сути, это огромная телескопическая удочка, на тонком конце которой установлена видеокамера, а на рукояти — монитор. С его помощью можно, не разгружая, осмотреть весь груз полуприцепа фуры.
В конце сентября 2022 года МАПП «Маштаково» показывали по всем телевизионным каналам, и множество записей было опубликовано на YouTube — через него молодые россияне, а также многие граждане Киргизии и Узбекистана стремились выехать из России, что привело к образованию пробки на десятки километров.
Но сегодня здесь обстановка спокойная, а основная масса автомобилей в обе стороны — грузовики. Объем товарооборота между Россией и Казахстаном, несмотря на разные политические бури, возрастает.
«Товарищ майор, за время дежурства чрезвычайных происшествий не зарегистрировано, служба идет в штатном режиме, за дежурные сутки проверено 650 автомобилей», — докладывает Дмитрию Усову старший лейтенант Максим Медведев, старший мобильной группы.
Всего за 11 месяцев 2022 года мобильными группами ФТС России выявлено 6 607 транспортных средств, перевозивших 78 950 тонн товаров с нарушением российского законодательства (в том числе 573,9 тонны «санкционных» товаров, 606,9 тонны товаров «изъятия», 290,7 тонны контрафактных товаров, 545 тонн товаров без обязательной маркировки средствами идентификации, 25 049,2 тонны незаконно вывозимого леса и лесоматериалов).
Во взаимодействии с другими контролирующими органами в отношении перевозчиков возбуждено 1 728 дел об административных правонарушениях и 145 уголовных дел. Особое внимание уделялось контролю соблюдения запретов и ограничений вывоза отдельных категорий товаров.
Мобильными группами с марта 2022 года пресечен вывоз 40 582 тонн товаров, из них 11 630 тонн машинного оборудования, 1 139 тонн сахара (с 15 марта по 31 августа 2022 года) и 443 тонны зерна (с 15 марта по 30 июня 2022 года). Также с начала года пресечены попытки незаконного вывоза более 27 тысяч тонн лесоматериалов, и продолжается активная работа в этом направлении.
В этот момент на площадку таможенного контроля въезжает огромный Volvo с прицепом, судя по номерам — зарегистрированный в Киргизии. Его уже посмотрели пограничники и передали на таможенный осмотр — именно осмотр, досмотр — это другая процедура, и происходит она не здесь, а на специальной площадке.
«Что везете?» — спрашивает у водителя старший лейтенант Медведев, одновременно забирая у него документы на груз. «Как обычно, сборный груз, все документы в порядке», — отвечает шофер и поясняет: мол, я за погрузкой не следил, не мое это дело.
Невозмутимо просмотрев документы, Медведев достает служебный планшет и проверяет что-то по базе данных
А затем просит водителя открыть и фуру, и прицеп. Водитель сам открывает задний борт, а затем вскрывает одну из упаковок — таковы правила.
У самого края на паллетах, обтянутых пленкой, стоят коробки. Быстро выясняется, что в них — медицинские ножницы, очень нужный и дефицитный в последнее время режущий инструмент. К примеру, он позволяет разрезать одежду на раненом, не причиняя ему новых травм. Таких коробок — несколько десятков, в каждой — не менее тысячи ножниц.
После этого в ход идет тот самый «Спрут» — инспектор просматривает груз, расположенный в глубине, особо обращая внимание на маркировку
Вторым слоем — вновь коробки, и в них беспроводные наушники и другая электроника. Дальше — упаковки с одеждой. Со стороны кажется, что это — самый обычный груз.
Судя по лицу Медведева, он тоже ничего подозрительного не видит — улыбаясь, спрашивает водителя, нет ли еще каких-нибудь документов, а сам тихо говорит напарнику: «У нас нарушитель — вызывай спецназ».
«Среди водителей есть неисправимые»
СОБР, специальный отряд быстрого реагирования, в процессе создания Росгвардии остался в ФТС. Его задача — сопровождение подозрительных грузов на пункты таможенного досмотра. В данном случае ближайший пункт — в Тольятти: именно туда в сопровождении спецназа отправится грузовик с прицепом.
Но это произойдет не скоро — СОБР выдвигается из Самары. А пока инспектор просит водителя дать объяснение. Начинается писанина: составляется акт о назначении таможенного досмотра, получение объяснений от водителя, фотографирование груза, товаров и многое другое.
Таможенный СОБР
Фото: Игорь Надеждин / Лента.ру
Как объясняет старший лейтенант Медведев, подозрительным ему показалось то, что водитель заметно нервничал. А также маркировка на коробках с электроникой — название крупной фирмы-производителя — была выполнена не самым характерным для нее шрифтом.
Как правило, если автомобиль выглядит аккуратно, на нем нанесен бренд фирмы-перевозчика, а документы у водителя сложены по порядку и хранятся в специальной папке, то и с грузом все в порядке. А вот если что не так внешне — то что-то не так и внутри
Максим Медведевстарший лейтенант таможенной службы, старший инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Отправление на таможенный досмотр — событие рядовое: с начала года сотрудники Самарской таможни отправили в Тольятти 190 грузовиков, и во всех случаях подозрения, возникшие на границе, оказались обоснованы. Между тем пока инспекторы оформляют нарушителя, на другие линии заезжают новые машины — из самых разных республик СНГ.
У них в основном все в порядке — за те несколько часов, что корреспондент «Ленты.ру» провел на МАПП, лишь еще одну машину передали инспекторам Россельхознадзора для углубленной проверки. Она ввозила фрукты, судя по маркировке — казахские, но на одном из деревянных поддонов была хорошо заметна выжженная надпись Made in Polsha («Сделано в Польше»).
Польские фрукты — подсанкционны и подлежат уничтожению в ответ на недружественную позицию республики по отношению к России.
Не исключено, что на казахском складе просто использовали чужой поддон и с грузом все в порядке. Но это надо проверить: занимаются такими проверками инспекторы Россельхознадзора. Это не совсем наша зона ответственности
Дмитрий Усовмайор таможенной службы, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Корреспондент «Ленты. ру» вместе с Дмитрием Усовым переходит на другую линию — ту, где проверяют выезжающие из России грузовики. Здесь беседуют инспектор и водитель — его грузовик загружен подшипниками, а этот груз с недавних пор требует дополнительных разрешений.
Этот водитель постоянно возит подшипники, причем он уже попадал в неприятную ситуацию. Ровно в тот день, когда на подшипники были установлены ограничения, он въехал на МАПП. И мы его развернули: понятно, что погрузился он еще до выхода распоряжения правительства, но вот на таможню попал после того, как формально был введен новый порядок.
Дмитрий Усовмайор таможенной службы, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Таких, как этот водитель, таможенные инспекторы с грустной иронией называют «исправившимися» — они, проехав порой тысячи километров по территории России, не смогли пересечь таможню — потому что за время их пути поменялись правила. Поэтому им пришлось разворачиваться и ехать назад.
Товары на складе таможни
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
Что касается подшипников, то для пересечения границы России нужен сертификат происхождения формы СТ-1 или заключение/разрешение компетентного органа на вывоз товара из страны. Впрочем, из-за либерализации законодательства у водителя теперь может быть копия разрешительного документа или информация для проверки наличия сертификата.
Такие водители больше не нарушают — у них все в порядке. Правда, среди них есть и неисправимые, которые по-прежнему пытаются проскочить без полного комплекта документов, надеясь вообще непонятно на что. Они убеждены, что убытки от возвращения в пункт отправления критичны
Дмитрий Усовмайор таможенной службы, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Дорожный патруль
С МАПП корреспондент «Ленты.ру» и майор Дмитрий Усов выезжают на трассу на специальном джипе, оборудованном для мобильного досмотра. На его переднем пассажирском сиденье установлена камера, которая даже в движении может считывать государственные номерные знаки автомобилей.
Сопряженный с ней компьютер сразу проверяет их по базам данных — как таможенным, так и других ведомств (в том числе внешнеэкономической деятельности) — и быстро выдает информацию о грузе и о товаре. На таких внедорожниках сегодня и работают мобильные группы таможни.
С 7 октября 2022 года в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» внесены изменения, которые дают нам право использовать мобильные группы вне постоянных таможенных постов, на трассах. Но в Самарской таможне такие группы в порядке эксперимента были созданы в конце 2015 года: именно наш опыт использовали при подготовке нормативной базы
Рустам Тунтаевполковник таможенной службы, заместитель начальника Самарской таможни
Дело в том, что границы России со странами СНГ можно пересечь и вне таможенных постов — есть много небольших дорог с очень активным движением. Особенно это касается Беларуси — рядом там есть российские деревни, где в магазинах почти не покупают алкоголь и сигареты: у торговцев из соседней республики цены ниже из-за отсутствия акцизов и сборов.
Фото: Игорь Надеждин / Лента.ру
Пару раз в неделю они пересекают границу с багажником, полным сигарет, — и просто продают их в ближайших российских деревнях. А на вырученные деньги затариваются бензином — в России он дешевле. Причем до недавнего времени похожая ситуация складывалась и на российско-казахстанской границе.
Именно поэтому возникла необходимость в мобильных группах: есть места, миновать которые на пути от границы нельзя. В районе МАПП «Маштаково» такое место — село Большая Черниговка Самарской области. К нему в единую международную трассу Казахстан — Самара (она же — европейский маршрут Е-121) сливаются все дороги, ведущие от границы.
После внесения изменений в закон теперь наши мобильные группы могут останавливать любые машины самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД, и самостоятельно проверять груз. Задачи у них такие же, как и на МАПП, — пресечение проникновения на территорию России запрещенных и санкционных товаров, а также контрафакта.
Рустам Тунтаевполковник таможенной службы, заместитель начальника Самарской таможни
Село Большая Черниговка (Самарская область)
Фото: ShinePhantom / Wikimedia
Наш внедорожник паркуется на обочине трассы неподалеку от Большой Черниговки. Аппаратура включена, камера смотрит на дорогу, но все тихо. Спустя несколько минут мимо нас в сопровождении машины таможенного СОБРа проезжает тот самый Volvo, в водителе которого ранее старший лейтенант Медведев заподозрил нарушителя.
Бортовой компьютер при этом сообщил, что машина подозревается в транспортировке контрафактного груза. Спустя некоторое время инспекторы останавливают для проверки грузовик с киргизскими номерами.
Водитель показывает бумаги, и в них все в порядке — что подтверждает и бортовой компьютер
Как оказалось, шофер везет коробки с надписями «кукуруза вареная» с QR-кодом на каждой. Планшет, отсканировав его, сразу же выдает информацию — это действительно вареная кукуруза, выращенная в Казахстане и предназначенная для продажи в России.
Одновременно открываются виртуальные копии всех документов, которые можно сравнить с оригиналами на руках у водителя. Претензий нет — грузовик может ехать дальше.
«Они знали, что грузят контрафакт»
Попрощавшись с таможенными инспекторами, корреспондент «Ленты. ру» и майор Дмитрий Усов направляются в Тольятти — на площадку таможенного досмотра. По закону, таможенники имеют право только провести досмотр всего груза, а вот вопросы разгрузки-погрузки лежат на водителе или грузоотправителе.
Последние заинтересованы в скорейшем решении всех процедур: каждый день простоя — это упущенная выгода. Поэтому к нашему приезду коробки уже заносят на досмотр.
Пункт таможенного досмотра — это, по сути, огромный склад с рядами стеллажей
Формально сразу после появления машины там создается специальная досмотровая группа, во главе которой стоит старший инспектор с опытом работы. Товар выгружают и сразу раскладывают по позициям: дело в том, что при составлении акта надо определить, какой процент груза подлежит тщательному изучению.
В случае с грузовиком Volvo — это десять процентов. «Но проверять будут не десять процентов груза, а десять процентов каждой позиции», — поясняет Юлия Мухина, ведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни.
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Товары рассортировывают грузчики — коробки с медицинскими ножницами укладывают в один ряд, спрятанную за ними электронику — в другой, одежду, которой оказалось больше всего, — в третий. На одежде, кстати, указан бренд всемирно известного торгового дома, хотя в документах на груз это название не фигурирует.
Каждый шаг здесь документируется — инспекторы записывают все обнаруженные номера в акты и фотографируют все, к чему прикасаются.
Потом будет составлен многостраничный документ, в котором перечислят и то, что нашли, и то, что вызвало подозрения
Закон предусматривает, что таможенный досмотр продолжается семь дней, но в случае обнаружения запрещенной продукции он может быть продлен на все необходимое время. По словам Юлии Мухиной, в случае с товарами из Volvo таможня направит запрос представителям владельца торговой марки, разрешали ли они ввоз этой продукции в Россию.
В случае, если торговый дом такого согласия не давал, нам об этом сообщат и сразу же приложат заявление с просьбой принять все предусмотренные законом меры в связи с распространением контрафактной продукции. А заодно и укажут сумму ущерба — именно поэтому мы должны направить всю самую подробную информацию
Юлия Мухинаведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Правда, контрафакт тут почти очевиден: брендированная продукция даже внешне блеклая и бесформенная. Ни одна уважающая себя фирма не будет никому такое показывать — засмеют. И это у таможенников еще не дошли руки до той самой электроники, которая вызвала сомнения на посту.
Водители всегда дают объяснения, что они не присутствовали при погрузке, что их не пустили на склад, поэтому они ни при чем — их дело крутить руль. А потому, мол, все вопросы надо задавать грузоотправителю. Но в частных беседах они признаются — знали, что грузят контрафакт, однако слишком уж выгодные условия предложили, не могли отказаться
Юлия Мухинаведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
«Чаще всего пытаются незаконно ввезти одежду»
Пункт таможенного досмотра по сути — это десяток кирпичных складских зданий длиной метров по сто и высотой метров около восьми каждое. Внутри они разделены на секции, чтобы проще ориентироваться. Восемь рядов стеллажей под потолок — и все заполнены изъятыми товарами с надписями для идентификации.
Вопреки распространенному мнению, сами таможенники ничего не уничтожают: после того как решение суда вступит в законную силу, они передают товар Росимуществу — по описи, проверяя, чтобы количество и описание совпадали.
По опыту, чаще всего пытаются незаконно ввезти одежду, на втором месте — обувь, затем идут электроника, запчасти к автомобилям, потом — парфюмерия. Но перед Новым годом и 8 марта духи вырываются в лидеры. Причем во всех этих случаях пересекаются два нарушения — отсутствие обязательной маркировки и наличие признаков контрафакта
Дмитрий Усовмайор таможенной службы, начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров №1 Службы таможенного контроля после выпуска товаров Самарской таможни
Как поясняет Рустам Тунтаев, к примеру, в грузовом отсеке автомобиля таможенники могут найти духи известного бренда. Следующий шаг — проверка товаросопроводительных документов, которые есть у водителя, и проверка по базам данных. А чтобы такой груз перемещать партиями, у него должно быть разрешение от правообладателя на транспортировку и хранение.
Мы с водителем общаемся, уточняем — нет ли каких-то дополнительных документов, все ли он нам отдал, не забыл ли чего. И если мы делаем вывод, что товар имеет признаки контрафактности, то последнее слово остается за судом. Только он может признать товар контрафактным
Рустам Тунтаевполковник таможенной службы, заместитель начальника Самарской таможни
Между тем канун Нового года — очень напряженное время для таможенников. Именно в эти дни поток «запрещенки» идет через границу лавиной. Но через пару недель он схлынет — и вновь поднимется только в феврале, накануне 8 марта. А вот 23 февраля для современных контрабандистов — не повод увеличивать товарооборот.
***
Мы идем по пункту таможенного досмотра. Он заполнен под самую крышу — тут и шубы, и верхняя одежда, и рубашки, и популярные беспроводные наушники, и духи. Причем и флаконы, и коробочки от настоящих отличить невозможно — совпадает все до деталей: яркие цвета, четкие линии стекла, внешний вид упаковки.
Но это — подделки, стоимость которых в разы меньше, чем у оригинала. Достаточно сравнить цвет оригинальных духов и тех, что завозят контрабандой. Ведь точно подбирать оттенки подпольные изготовители пока не научились.
Обратная связь с отделом «Силовые структуры»: Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]
Граница РФ-Казахстан: комфорта нет, но водки провозить можно больше
https://ria.ru/20130712/949200051.html
Граница РФ-Казахстан: комфорта нет, но водки провозить можно больше
Граница РФ-Казахстан: комфорта нет, но водки провозить можно больше — РИА Новости, 01.03.2020
Граница РФ-Казахстан: комфорта нет, но водки провозить можно больше
Таможенное оформление на границе России и Казахстана отменили в 2010 году, а в 2011 году убрали таможенные посты с границы Казахстана и РФ. Корреспондент РИА Новости съездила в отпуск в Усть-Каменогорск (столица Восточного Казахстана) и оценила, что сейчас происходит на границе и чем ситуация отличается от прошлых лет.
2013-07-12T09:36
2013-07-12T09:36
2020-03-01T11:37
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/949200051.jpg?9491925241583051854
томск
европа
сибирский фо
томская область
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright. html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
томск, россия
Томск, Европа, Сибирский ФО, Томская область, Весь мир, Россия
ТОМСК, 12 июл — РИА Новости. Добраться из Томска в Казахстан не так просто: авиарейсов нет с советских времен, маршрут на поезде остался всего один (Томск — Анапа), но только до Петропавловска, поэтому большинство пассажиров ездят на автобусах.
С 2010 года действует соглашение о едином Таможенном союзе (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Тогда отменили таможенное оформление, а в 2011 году убрали таможенные посты с границы Казахстана и РФ. Корреспондент РИА Новости съездила в отпуск в Усть-Каменогорск (столица Восточного Казахстана) и оценила, что сейчас происходит на границе и чем ситуация отличается от прошлых лет.
Путь до границы
Отправляюсь в Усть-Каменогорск, чтобы отвезти сына на каникулы к бабушке. Прямых самолетов и поездов в столицу Восточного Казахстана не осталось: из Новосибирска в 2013 году рейс отменили, добраться теперь можно лишь по автодороге. Расстояние — чуть больше тысячи километров.
Автобус из Томска отправляется утром. Пассажиры — молодые мамы с детьми, пожилые люди, студенты, отправляющиеся на каникулы. В полночь автобус подъезжает к границе на станцию Веселоярск. До Усть-Каменогорска остается около 200 километров.
После создания Таможенного союза обстановка на границе внешне не отличается: те же здания и ограждения. Въезда на территорию ждем полтора часа: пассажиры — в автобусе и на улице, кто-то курит, кто-то дышит свежим воздухом, кто-то пытается уснуть, водители натирают стекла. «Почему так долго?», — недоумевают уставшие пассажиры.
«Это еще студенты не поехали, не начались отпуска, — рассказывает водитель автобуса. — Прошлым летом таможни хоть уже и не было, а границу все равно проезжали шесть часов: четыре часа на одной стороне, два — на другой».
Пограничный контроль
По опыту знаю — условия на казахстанской стороне границы явно лучше: просторное двухэтажное здание с благоустроенным туалетом. Российский погранпост выглядит уныло: одноэтажное помещение, куда едва вмещаются 30 человек, и деревянный туалет на улице. И так уже много лет.
С отменой таможни здесь должна была остаться только пограничная служба, которая проверяет документы. Ожидала, что теперь-то все ограничится проверкой паспорта, но нет.
Спустя полтора часа пассажиров просят достать чемоданы из багажного отделения и сложить возле автобуса. Так было и раньше. Людей просят пройти в здание и не покидать его. В это время пограничник с собакой осматривает пустой автобус. Что он там ищет — сказать сложно. Женщине, вернувшейся за ноутбуком, делают замечание. «С вашей сумкой ничего не сделается», — говорит пограничник.
Дверь в помещение, где проходит контроль, просят закрыть. Там всего три сиденья, пассажиры стоят, некоторые с детьми на руках. Сотрудники проверяют паспорта за стойкой за прозрачным стеклом, ставят отметки о пересечении границы.
Фура алкоголя вместо комфорта
Пограничникам вопросов не задают, все хотят поскорее пройти проверку. Подходит наша очередь.
«Обещали, что станет лучше, но все по-прежнему. Какая перспектива?» — обращаюсь к пограничнику.
«Печальная, — отвечает он. — Объем пассажиропотока увеличивается, а штат — нет. В целом ничего не меняется, просто таможню убрали».
«А таможня чем занималась? Сумки заставляют тягать из автобуса так же, как и раньше», — отмечаю с негодованием.
«Теперь не заставляют показывать вещи», — поясняет пограничник.
Советы путешественнику, выезжающему за рубеж
5 июня 2013, 17:00
Впрочем, и до создания ТС багаж на границе проверяли не особо: таможенник находил одну-две «жертвы» на весь автобус, просил показать содержимое багажа. Вспоминается, как на моих глазах девушку попросили открыть чемодан, где лежало что-то белоснежное, и собака грязными лапами взгромоздилась на содержимое. Мне везло — за несколько лет вещи не просили показать ни разу.
«Это единственное изменение?» — продолжаю беседу.
«Еще увеличили количество ввоза алкоголя: раньше было два литра, сейчас можно целую фуру на одного человека ввезти», — отвечает он, добавляя, что в погоне за дешевым алкоголем, в Россию из Казахстана его возят часто и много.
«А для людей комфорт в чем-то увеличился? Посты убирать не планируют?» — спрашиваю его.
«Кроме того, что разрешили водку провозить, ничего не изменилось. В ближайшее время перемен не предвидится, даже улучшения бытовых условий, как для вас, так и для нас», — отвечает пограничник.
Процедура проверки документов заняла около получаса. За это время в пустой автобус налетели комары. Вместе с нами они покинули российский пост спустя два часа — в 02.35.
30 суток без регистрации
В 02.55 подъезжаем к казахстанской границе, где история повторяется: просят достать вещи из автобуса, но уже пронести с собой внутрь двухэтажного здания. Ранее здесь было досмотровое оборудование, как в аэропорту, теперь его не стало, но сумки все равно приходится тащить. А вот тележек, как в аэропорту, здесь не предлагают.
Две с половиной тысячи томичей не выехали за границу из-за долгов
10 июля 2013, 13:33
На вопрос, с какого возраста нужно оформлять миграционную карту ребенку, сотрудник поясняет — с 16-ти. Просит посмотреть в видеокамеру. Заодно узнаю, что срок пребывания в Казахстане без регистрации увеличен с пяти до 30 суток, а значит, не придется терять полдня на общение с местной полицией.
«Почему на карточке написано 5 дней?» — спрашиваю я.
«Это по старинке», — поясняет пограничник.
В 03.15 покидаем пограничный пост. Позади три часа таскания сумок, стояния на улице и томительного ожидания. В 7.00 прибываем в Усть-Каменогорск. Как следствие, ночь без сна и с комарами вычеркивает из жизни начавшийся день.
Тройная погрузка: битва за место
В обратный путь отправляюсь через неделю. Зная, что мне снова придется трижды вынимать багаж из автобуса и загружать его обратно, с трудом отбиваюсь от маминых гостинцев. На вокзале брат аккуратно ставит чемодан в багажный отсек, внутри — трехлитровая банка свежих ягод (в Сибири они еще не поспели), мед и прочие южные деликатесы.
Подъезжаем к российской территории, около границы — вереница легковых машин. К счастью, автобус пропускают без очереди, поэтому все проходит быстрее. Уточняю сроки пребывания в России без регистрации. «Раньше было 3 дня, потом 7 дней, сейчас стало 30», — отвечает пограничник. Вздыхаю с облегчением: если мама приедет в гости, тоже не придется ехать в ФМС.
После прохождения границы пассажиры утрамбовывают багаж в автобус. Из Казахстана люди всегда везут больше: дешевую одежду и продукты, алкоголь. Каждый старается найти место в багаже понадежнее, начинается спор. Мой чемодан с банкой свежих ягод валят набок, приходится охранять, пока не закроют багажное отделение.
…Каждая 20-часовая поездка на автобусе — непростая проверка даже для молодого организма, а добраться самолетом в Восточный Казахстан можно только через Москву или Астану, но ребенка транзитом отправить не получится. Маршрут на поезде с пересадкой в Новосибирске или Барнауле займет почти двое суток. На машине ездить в одиночку женщине попросту страшно и тяжело. Выбора не остается.
Несмотря на снятие таможни, прохождение «автомобильной» границы для пассажиров международных автобусов по-прежнему остается весьма утомительным: так же приходится тащить багаж через таможенные посты «на себе». При этом дешевого алкоголя можно провозить больше. Единственная радость перемен последних лет — в гости в Казахстан или Россию можно поехать теперь на целый месяц без регистрации.
Эксклюзив: Россия наводнила Казахстан запросами в нарушение санкций — источники
- Резюме
- Россия ищет окольные пути для импорта подсанкционных товаров Казахстан и Россия имеют очень протяженную сухопутную границу
- «Бум только начинается», — говорит один из них и импортировать крайне необходимые товары, сообщили Рейтер семь источников, непосредственно знакомых с этим вопросом.
После того, как 24 февраля прошлого года российские войска вторглись в Украину, Запад ввел широкомасштабные санкции в отношении экономики России с бюджетом в 2,1 триллиона долларов, что вынудило Москву искать обходные пути для импорта технологий и товаров.
С продажей тысяч товаров, запрещенных Западом, торговцы создали сложную сеть цепочек поставок через третьи страны, чтобы обойти ограничения. Многие товары ввозятся через Турцию и бывшие советские республики, говорят экономисты.
Семь источников, которые говорили на условиях анонимности из-за деликатности вопроса, заявили, что они стали свидетелями роста числа запросов от России о помощи в доставке всего, от подшипников и деталей самолетов до редкоземельных металлов, через Казахстан 7,591-километровая (4717 миль) сухопутная граница с Россией.
Два источника прямо связали повышенный интерес России с сообщениями о планах Турции по борьбе с транзитом подсанкционных товаров.
«Это означает, что бум только начинается», — сказал один бизнесмен, занимающийся внешней торговлей, который говорил с Рейтер на условиях анонимности из-за деликатности вопроса.
РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Другой казахстанский предприниматель сказал, что ему предложили 1 миллион долларов за помощь в перевозке грузовика редкоземельных металлов из Австралии.
«От телефонов и подшипников до деталей самолетов и редкоземельных металлов», — сказал предприниматель, приведя примеры запросов, все из которых, по его словам, он отклонил.
Правительство Казахстана не ответило на запрос о комментариях.
Россияне имеют очень длинный список покупок, который включает в себя промышленное оборудование, железнодорожные подшипники, передовую электронику, радиооборудование, турбины, детали самолетов, сырье и даже материалы для банковских карт, говорят источники.
Некоторые российские фирмы стремились установить долгосрочные партнерские отношения для обхода санкций, сообщают источники.
Согласно российскому законодательству соблюдение западных санкций является правонарушением, а нарушение санкций стало прибыльным бизнесом для некоторых предпринимателей.
Президент Владимир Путин язвительно заметил, что западные предметы роскоши по-прежнему доступны в Москве, хотя и стоят дороже.
Госсекретарь США Энтони Блинкен во время визита в регион в этом месяце призвал страны Центральной Азии соблюдать санкции и пообещал помочь им справиться с сопутствующим ущербом.
Но представитель Центральной Азии, выступая перед журналистами в кулуарах визита Блинкена, сказал, что правительства мало что могут сделать, чтобы помешать торговцам реэкспортировать товары в Россию.
«Я захожу в офис европейской компании и спрашиваю об определенном оборудовании, они говорят, что не могут его продать, потому что оно может оказаться в России», — сказал один казахстанский бизнесмен, занимающийся промышленным оборудованием.
«Когда я выхожу, мне звонит турецкая компания, предлагающая такое же оборудование.»
Турция, союзник НАТО, заявила в прошлом месяце, что не экспортирует товары, которые могут быть использованы в военных действиях России, после предупреждений США об экспорте химикатов, микрочипов и других товаров.
Анкара также заявила, что не допустит нарушения западных санкций в Турции или через нее и предпринимает шаги для предотвращения этого.
БУМ ТОРГОВЛИ
Россия остается крупнейшим торговым партнером Казахстана. Экспорт Казахстана в Россию в прошлом году вырос на четверть до 8,8 млрд долларов, а продажи некоторых товаров выросли. Например, экспорт подшипников удвоился до 111 млн долларов, свидетельствует официальная статистика.
Экспорт пластиковых труб, некоторые виды которых у России возникли проблемы с производством или поставками, в прошлом году увеличился более чем в три раза и достиг 12 миллионов долларов.
В то же время Казахстан резко увеличил импорт компьютеров из стран Европы и Тайваня, хотя неясно, сколько из них было затем реэкспортировано в Россию.
Иногда даже закон не нарушается, говорят источники. Часто сложные элементы включают санкционированные компоненты, но сами по себе прямо не запрещены.
Они добавили, что рост торговли настолько резкий, что казахстанская таможня перегружена.
Другой источник сообщил, что российские банки ввозили через Казахстан оборудование и пластик, необходимые для производства банковских карт.
Тем не менее, такой бизнес сопряжен с дополнительными расходами. По словам бизнесмена, казахстанские бизнесмены, перепродающие товары в Россию, обычно имеют право на возмещение НДС в размере 12%, но те, кто перемещает «подозрительные товары», не подают его, чтобы не подвергать риску всю цепочку поставок.
Один источник, однако, использовал русскую пословицу, чтобы объяснить, почему он решил заняться незаконной торговлей: «Для одних война — горе и нищета, а для других — способ процветания».
Под редакцией Гая Фолконбриджа и Гарета Джонса
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Давний союз Москвы с Казахстаном крепок, но нерушим
В этой части нашей серии, посвященной отношениям России со странами, расположенными вдоль ее границы, мы достигаем Казахстана, ближайшего союзника Москвы в Центральной Азии.
Специалист по регионам Юлия Кушнир рассказывает историю двух стран, связанных взаимозависимостью, но с одной или двумя заметными трещинами по краям.
Россия уже давно рассматривает Центральную Азию как жизненно важную область своих национальных интересов и влияния. Его основные интересы заключаются в обеспечении взаимной безопасности для защиты территории России от дестабилизирующих факторов, исходящих из региона, а также в защите проживающего там многочисленного русского населения.
Другие важные факторы включают торговые возможности и тот факт, что Центральная Азия богата природными ресурсами, не в последнюю очередь нефтью и газом. Россия также стремилась контролировать производство и транспортировку энергии из стран-производителей региона и ограничить влияние таких стран, как США и Китай. Спустя почти 25 лет после распада Советского Союза Россия по-прежнему в значительной степени контролирует маршруты экспорта газа и нефти из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.
Россия становится мягкой
Чтобы помочь в достижении своих постсоветских экономических целей, Россия отдает приоритет дипломатии «мягкой силы». В октябре 2000 года под руководством России было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Его цели заключались в содействии созданию таможенного союза и единого экономического пространства на основе режима свободной торговли и единых таможенных тарифов и правил.
В состав ЕврАзЭС вошли пять государств-членов: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В январе 2010 года последовал Евразийский таможенный союз между Россией, Беларусью и Казахстаном, в рамках которого торговые ограничения и границы будут постепенно сниматься. В мае 2014 года он был включен в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), созданного теми же тремя странами. Он вступил в силу в этом месяце, и почти сразу после этого к нему присоединилась Армения. Также было объявлено о планах присоединения Кыргызстана позднее в этом году.
Недавняя встреча лидеров пяти стран ЕАЭС: (слева направо) Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. АООСОсновной целью ЕАЭС является создание единого рынка свободного движения товаров, услуг, капитала и людей с возможностью использования в будущем единой валюты. Члены также намерены к 2025 году создать единый рынок электроэнергии и энергии.
Казахстан занимает особое место в этом процессе экономической интеграции под руководством России. Ее президент Нурсултан Назарбаев выдвинул эту идею около 20 лет назад. Он много лет продвигал его как механизм экономической интеграции постсоветского пространства и активно поддерживал инициативы России в этом отношении.
Великая русско-казахская любовь
За последние два десятилетия между двумя странами сложились тесные, многогранные связи. Помогло то, что их политическая и экономическая элиты имеют близкие отношения, восходящие к советской эпохе, и то, что четверть казахского населения составляют этнические русские.
В 2013 году российский экспорт в Казахстан достиг 17,7 млрд долларов США (11,7 млрд фунтов стерлингов), а казахстанский экспорт в Россию составил 5,8 млрд долларов США. За прошедшие годы Казахстан превратился в ведущий рынок в Центральной Азии.
А поскольку она более прозрачна и дешевле для российских инвесторов, чем их родная страна, считается, что она предлагает более привлекательный деловой климат. В 2013 году прямые российские инвестиции в страну составили около 1,3 миллиарда долларов. Обе страны развивают двусторонние финансовые институты, такие как Евразийский банк развития, чья миссия заключается в развитии рынков и содействии экономическому росту его государств-членов.
Карта Центральной Азии
ЦРУ, CC BY-SAМежду двумя странами также налажены хорошо функционирующие энергетические отношения. Большая часть экспорта казахстанской нефти транспортируется по российской трубопроводной инфраструктуре, контролируемой российским трубопроводным оператором «Транснефть».
Казахстан также является транзитной страной для импорта российского газа из Туркменистана по газопроводу Средняя Азия — Центр, который контролируется российским газовым монополистом «Газпром». Российские энергетические компании участвуют в разведке нескольких месторождений нефти и газа в Казахстане и сотрудничают в области переработки.
С безопасностью картина аналогична. Казахстан активно участвует в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), шести государствах-правопреемниках Варшавского договора, и сотрудничает в более чем 60 двусторонних оборонных и военно-технических соглашениях. Две страны также участвуют в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вместе с Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Повестка дня ШОС включает множество задач, от региональной/пограничной безопасности до либерализации торговли и развития совместных энергетических и инфраструктурных проектов.
Непрекращающаяся напряженность
Одной из областей разногласий является будущее развитие Евразийского экономического союза, несмотря на то, что это выгодно обеим сторонам.
Для России это, прежде всего, геополитический проект, попытка создания регионального блока для усиления ее экономической и политической роли на постсоветских территориях и создания противовеса американским и китайским вторжениям.
Казахстан, напротив, стремится к прагматичной экономической интеграции, не исключающей дальнейших политических союзов. Примечательно, что по инициативе казахстанских официальных лиц в принципы работы ЕАЭС были включены несколько важных пунктов, а именно то, что союз будет действовать без вмешательства в политические системы государств-членов ЕАЭС.
Будущее развитие ЕАЭС зависит от множества экономических факторов: экономических санкций Запада в 2014 году против России, мировых цен на нефть и того, как Россия реагирует на текущие экономические кризисы. Однако это также будет определяться двумя другими вещами. Во-первых, внутриполитические события в Казахстане. До сих пор не ясно, кто придет на смену президенту Назарбаеву, которому 75 лет и он управляет страной с 1989 года.