Новые правила дорожного движения для самокатов: можно ли на самокате ездить по тротуару и с какой скоростью — 4 апреля 2023
По тротуарам можно ездить? А пьяным? Разбираем новые ПДД для электросамокатчиков
- 1. Что такое средство индивидуальной мобильности (СИМ)?
- 2. Можно ли ездить на СИМах по тротуару?
- 3. Можно ли ездить на СИМах по автомобильным дорогам?
- 4. Можно ли ездить на СИМах детям?
- 5. Есть ли ограничение скорости для СИМов?
- 6. Как пересекать проезжие части?
- 7. Можно ли ездить на СИМах вдвоем?
- 8. Нужен ли шлем при использовании СИМа?
- 9. Можно ли ездить на СИМах в нетрезвом виде?
- 10. Кто будет контролировать соблюдение таких ПДД?
1
Что такое средство индивидуальной мобильности (СИМ)?
Обновленные ПДД дают следующее определение: «Средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя». К таковым относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и еще ряд малогабаритных форм транспорта.
Электросамокаты уравнены в правах с велосипедами
Фото: Дарья Пона / 74.RU
Важное уточнение: несмотря на наличие мотора, СИМы не считаются механическими транспортными средствами, как, например, мопеды или мотоциклы. Поэтому правила их движения во многом аналогичны таковым для велосипедистов. В ПДД нет описания двигателей СИМов и ограничений по мощности, но из контекста правил следует, что транспорт с электродвигателями мощнее 0,25 кВт считается уже мопедом, квадроциклом или другим видом механического транспортного средства.
Человек, ведущий СИМ рядом, является пешеходом.
Поделиться
2
Можно ли ездить на СИМах по тротуару?
В основном да. Приоритетным местом для катания на СИМах являются велодорожки, но в России их встретишь нечасто. Поэтому СИМам, как и велосипедам, в отсутствие велодорожек разрешено двигаться по тротуарам, но только, если масса СИМа не превышает 35 кг. Лимит, кстати, немаленький, ведь большинство электросамокатов весят в пределах 20 кг, а модели массой 35 кг обычно «дальнобойные», с увеличенным запасом хода.
Велодорожка в Екатеринбурге. По ней можно ездить и на электросамокате
Фото: Артем Краснов / 74.RU
На тротуарах и пешеходных зонах люди имеют приоритет перед СИМами. Если пешеходам создаются помехи или угроза, пользователь СИМа обязан спешиться или ехать не быстрее пешеходов. И в любом случае скорость не должна превышать 25 км/ч.
Поделиться
3
Можно ли ездить на СИМах по автомобильным дорогам?
Только если же нет ни велодорожек, ни тротуаров. Тогда СИМы должны двигаться по обочинам дорог, а если они отсутствуют или непригодны для движения — по правому краю проезжих частей. Для СИМов годятся не все проезжие части: во-первых, на них не должно быть запрета для движения велосипедистов, во-вторых, лимит скорости не должен быть выше 60 км/ч. То есть, например, кататься по загородным трассам на СИМах нельзя, но можно ехать по обочинам вдоль них (если есть), при этом в темное время суток нужно иметь светоотражающий жилет.
Для выезда на проезжую часть СИМы должны быть оборудованы тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями со всех сторон и фарой.
На проезжих частях СИМы должны двигаться в один ряд. Им запрещены не только обгоны, но и объезды транспортных средств с левой стороны. То есть, по правилам, СИМы должны протискиваться между стоящей машиной и краем проезжей части, хотя не очень ясно, что делать, если такой возможности нет.
СИМы, как и велосипедисты, не могут поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет более одной полосы в данном направлении или трамвайные пути. Исключения — дороги, где из правых полос можно поворачивать налево (например, такие встречаются у Т-образных перекрестков).
Поделиться
4
Можно ли ездить на СИМах детям?
Да, но до 14 лет двигаться по автомобильным дорогам запрещено, однако можно использовать тротуары и пешеходные зоны, а если ребенок старше 7 лет — и велодорожки.
Поделиться
5
Есть ли ограничение скорости для СИМов?
В общем случае оно составляет 25 км/ч, но при движении в плотном людском потоке СИМы не должны двигаться быстрее пешеходов.
Поделиться
6
Как пересекать проезжие части?
Ездить по пешеходным переходам на СИМах, как и на велосипедах, запрещено: перед проезжей частью нужно спешиться. Впрочем, это не дает водителям права игнорировать едущих через переход нарушителей: автомобилист должен руководствоваться пунктом 10.1 ПДД, то есть при обнаружении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Более того, если пользователь СИМа не успевает переехать дорогу через регулируемый переход, при включении зеленого автомобилисты должны дать возможность завершить маневр (здесь СИМы уравнены с пешеходами).
При переезде проезжей части вне перекрестка пользователи СИМов должны уступать дорогу всем участникам дорожного движения.
При проезде перекрестков по обочинам или краям проезжих частей СИМы должны руководствоваться общими правилами, то есть учитывать сигналы светофора, знаки приоритета и так далее. Поскольку СИМы являются транспортным средством, они должны уступать дорогу пешеходам, которые пересекают дорогу по переходам.
Поделиться
7
Можно ли ездить на СИМах вдвоем?
Только если это предусмотрено конструкцией СИМа. Для детей младше 7 лет должны быть специально оборудованные места.
Большинство прокатных контор запрещают езду вдвоем
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
8
Нужен ли шлем при использовании СИМа?
Нет, шлемы обязательны для мопедистов при движении по дорогам.
Поделиться
9
Можно ли ездить на СИМах в нетрезвом виде?
Нет. Поскольку СИМ считается транспортным средством, его пользователь является водителем, на которого распространяется и требование быть трезвым за рулем. То же касается и велосипедистов. Правда, в отличие от езды пьяным за рулем автомобиля, в случае с велосипедами или СИМами она наказывается лишь штрафом по части 3 статьи 12. 29 КоАП. Но есть важный нюанс: если самокат имеет мотор мощностью более 250 Вт, он считается уже не СИМом, а мопедом, так что за пьяную езду можно лишиться прав (всех категорий) или загреметь под арест.
Поделиться
10
Кто будет контролировать соблюдение таких ПДД?
Этим могут заниматься инспекторы ГИБДД, и, возможно, мы увидим кампании, направленные на безопасность самокатчиков. В соблюдении ПДД своими пользователями заинтересованы и прокатные компании, так что часть ограничений будет исходить от них: например, лимиты скорости за счет аппаратных ограничений.
Изменения ПДД, очевидно, не решат всех проблем, но в любом случае являются шагом в нужном направлении. Например, они избавляют от споров, могут ли в принципе самокатчики ездить по тротуарам.
Поделиться
По теме
01 марта 2023, 10:00
С началом весны меняются ПДД. Что с новыми знаками, круговым движением и правилами езды на самокатах05 апреля 2023, 17:30
За что будут штрафовать самокатчиков и где им больше нельзя ездить: разбор новых правил21 февраля 2023, 10:00
Кольцу подрезали приоритет.Разбираемся в новых правилах проезда круговых перекрестков
02 февраля 2023, 14:04
Где и как надо ездить на электросамокатах? Ответил глава самарской ОблГАИ04 января 2023, 10:00
«Камерное» ОСАГО, дорогой техосмотр и обновленные ПДД: какие изменения ждут водителей в 2023 году
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
АвтоликбезСамокатыЭлектросамокаты
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Гость
Войти
Изменение ПДД для электросамокатов — Новые правила 2023
До недавних пор в ПДД не было различия между электросамокатами и пешеходами, и это создавало последним немалые проблемы. С 1 марта 2023 года в России вступят в силу принятые нововведения в правила дорожного движения. Изменения коснутся не только электросамокатов, но и гироскутеров, сигвеев, моноколес. Все эти скоростные средства передвижения в поправках к ПДД теперь объединены под аббревиатурой СИМ (средства индивидуальной мобильности). Главный посыл новых правил 2022 года – статус водителя СИМ больше не приравнивается к статусу пешехода.
СИМ (средства индивидуальной мобильности). К ним относятся: электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса.
Где станет разрешено ездить на электросамокате
- На выделенных для велосипедов полосах. Правда, приоритет передвижения в таких местах останется у велосипедистов.
- На тротуарах и пешеходных зонах – если СИМ не тяжелее 35 кг. При этом человек, управляющий электросамокатом, обязан уступать пешеходам дорогу и пропускать их.
- По правой стороне или обочине проезжей части. То есть там, где дозволено держать скорость передвижения не более 60 км/ч и передвигаться на велосипеде. Электросамокатчик, согласно нововведениям, теперь будет подчиняться сигналам светофора и регулировщикам движения, а также ориентироваться на новые дорожные знаки для СИМ.
А где езда запрещена?
Согласно поправкам 2022 в ПДД РФ, нельзя ездить по автомагистралям, где не предусмотрено движение на велосипеде; по пешеходным зонам, по тротуарам – если СИМ весит свыше 35 кг.
Максимальная скорость езды
Справа от направления движения по проезжей части – не более 60 км в час, если на предупреждающих знаках не обозначено иное. По пешеходной зоне разрешена езда со скоростью не выше 25 км в час.
Ограничения по возрасту
Дети от 7 до 14 лет смогут пользоваться электросамокатами и прочими СИМ только в сопровождении взрослых.
Лицам в этом возрасте можно ездить только по велодорожкам или тротуарам (если транспорт легче 35 кг).
Самостоятельное передвижение на всех доступных для СИМ зонах разрешается с 14 лет.
Основные правила безопасности езды на электрическом самокате
- Езда на электросамокате и других СИМ разрешена только в защитном шлеме.
- Все транспортные средства с двигателем, включая электросамокат, должны иметь фары, звонок или гудок для оповещения прохожих. Обязательно должен быть установлен тормоз.
- Запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не слезая с электросамоката. СИМ нужно перенести или везти руками.
- Находясь в движении на электросамокате, необходимо держать руль хотя бы одной рукой.
- Передвигаться на СИМе можно только одному человеку. Брать с собой пассажиров теперь запрещается.
- Также нельзя перевозить различные габаритные грузы, выступающие за пределы мобильного транспорта на 50 см и более.
- Запрещено кататься с детьми-дошкольниками без установки специального детского сиденья или подножки.
Что такое электросамокат по ПДД 2023 года?
Согласно изменениям в правилах дорожного движения, электросамокат и прочие СИМ получат статус транспорта. И хотя владельцам СИМ не придется получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них будут распространяться правила вождения, действующие на остальные виды ТС. К примеру, СИМ теперь официально станет запрещено водить в пьяном виде.
Регистрировать в ГИБДД средства индивидуальной мобильности не требуется.
Ехать по тротуару | Информация для водителей
Справочный центр
- Алабама
- Аляска
- Аризона
- Арканзас
- Калифорния
- Колорадо
- Коннектикут
- Делавэр
- Флорида
- Джорджия
- Гавайи
- Айдахо
- Иллинойс
- Индиана
- Айова
- Канзас
- Кентукки
- Луизиана
- Мэн
- Мэриленд
- Массачусетс
- Мичиган
- Миннесота
- Миссисипи
- Миссури
- Монтана
- Небраска
- Невада
- Нью-Гемпшир
- Нью-Джерси
- Нью-Мексико
- Нью-Йорк
- Северная Каролина
- Север Дакота
- Огайо
- Оклахома
- Орегон
- Пенсильвания
- Род-Айленд
- Южная Каролина
- Южная Дакота
- Теннесси
- Техас
- Юта
- Вермонт
- Вирджиния
- Вашингтон
- Вашингтон
- Западная Вирджиния
- Висконсин
- Вайоминг
Добро пожаловать в наше краткое и простое информационное руководство по вождению
Полезная информация для водителей
Драйверы онлайн Ed
Курсы доступны для всех уровней квалификации. Выберите свой штат, чтобы начать.
Тест на получение разрешения
Подготовьтесь к экзамену на получение разрешения на сайте DriversEd.com
Съезд с тротуара может привести к серьезным столкновениям. Вот некоторые действия, которые вы можете предпринять для восстановления:
- Не паникуйте.
- Крепко держите руль.
- Держитесь прямо.
- Оставайтесь на плече.
- Сбавьте педаль газа и плавно затормозите.
- Когда вы сможете это сделать безопасно, поверните обратно на дорогу на малой скорости.
Узнайте о советах, предложениях и многом другом.
© 1997-2023 DriversEd.com. Все права защищены. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации.
Дороги не строились для автомобилей
Спустя пять лет после того, как была сделана эта знаменитая фотография автомобиля, припаркованного на тротуаре (извините за тех парней, которые загораживают обзор VW Beetle), для автомобилистов было объявлено преступлением парковаться на тротуарах. Но только в Лондоне. В остальной части Великобритании — ну, кроме Эксетера — это не преступление.
Но это езда по тротуару — преступление. Как ни странно, тот факт, что автомобиль припаркован на пешеходной дорожке, не является доказательством того, что управлял там — его могли, например, уронить на тротуар краном.
Запутался? Становится хуже. Правонарушение вождения по пешеходным дорожкам датируется 1835 годом, до того, как были изобретены автомобили. Закон о шоссе 1835 года был распространен на велосипеды в 1888 году. С тех пор езда на велосипеде по пешеходной дорожке стала правонарушением, и сегодня велосипедистов регулярно штрафуют за «езду по тротуару». Однако полиция закрывает глаза на автомобилистов, виновных в нарушении того же закона 1835 года. И это закрытие глаз является официальным, как показал главный британский дорожный инспектор в парламентском комитете ранее в этом месяце. Суперинтендант Пол Кизи является председателем Национального форума разведки дорожной полиции и сказал Специальному комитету по транспорту, что парковка «наполовину на тротуаре» была проблемой, но «полиция не должна следить за этим».
Суперинтендант Кизи оптимистично добавил: «Водитель обязан вести себя заботливо, делиться и вдумчиво».
Подчеркнув, что борьба с парковкой на тротуарах будет «очень достойным занятием», суперинтендант Кизи признал, что хроническая нехватка полицейских означает, что это преступление не будет раскрыто. «Полиции было бы очень сложно взять на себя дополнительную ответственность в тот момент, когда вы посмотрите на объем работы, которую мы делаем», — сказал он. «Когда вы смотрите на то, как мы пресекаем преступность и боремся с преступным элементом, и вы добавляете эту рабочую нагрузку, было бы трудно понять, как мы могли бы отвлечь сотрудников, чтобы [предотвратить парковку на тротуаре]».
Высокопоставленному офицеру полиции может быть неприятно признаться в том, что он занимается незаконным подбором полицейских, но нетрудно понять, почему был сделан такой выбор: большинство автомобилистов не считают парковку на тротуаре преступлением. Фактически, тротуарная парковка социально приемлема. Парковка двумя колесами на пешеходной дорожке рассматривается как вежливость по отношению к другим автомобилистам, то есть не блокирование шоссе. Однако пешеходная дорожка также является частью шоссе (определяемого как здание к зданию, а не «дорога»).
Автомобилисты паркуются на тротуарах не менее 19 лет.02. [Автомобильный журнал]
Член парламента Саймон Хоар пытается изменить представление о тротуарной парковке. Его законопроект о парковке на тротуаре (защита уязвимых пешеходов) 2015–2016 годов должен быть обсужден в Палате общин 4 декабря. Об этом будут говорить, как и о многих предыдущих попытках рационализировать британские законы о вождении и парковке на тротуарах.
Поскольку ни полиция, ни регулировщики дорожного движения особо не беспокоятся о крупных объектах частной собственности, создающих препятствия на дороге общего пользования, большинство мер по обеспечению соблюдения правил парковки на тротуарах, если таковые имеются, осуществляют местные власти.
Из-за того, что местные власти притесняются национальным правительством, у правоохранительных органов мало денег.
КОЛЯСКА
Вернемся к 1835 году. В то время правонарушением было «езда» по тротуару, в основном вождение, т.е. пасение животных на тротуаре. Хотя все остальные части Закона о автомобильных дорогах 1835 года были либо изменены, либо отменены, пункт 72 остается в силе. Это сочно:
«Если какое-либо лицо умышленно едет по любой пешеходной дорожке или дамбе на обочине любой дороги, сделанной или выделенной для использования или размещения пешеходов; или будет умышленно вести или управлять любой лошадью, ослом, овцой, мулом, свиньей или крупным рогатым скотом, или повозкой любого вида, или любым грузовиком или санями, по любой такой пешеходной дорожке или дамбе; или привязать любую лошадь, осла, мула, свинью или крупный рогатый скот на любой дороге, чтобы допустить или позволить привязанному животному находиться на ней».
Ключевая фраза – «вагон любого описания». Это прикрытие, которое все еще в силе. Автомобили были классифицированы как экипажи в Законе об автомобилях 1903 года; велосипеды были классифицированы таким образом в 1888 году. Владельцы велосипедов и автомобилей имеют одинаковые права на дорогу, то есть могут проезжать и повторно проезжать по дорогам общего пользования. Остановка на любой срок — это серая зона с мешаниной законов, и парковка вагона также запутана в водовороте противоречащего законодательства.
«Нарушения правил дорожного движения» Уилкинсона, стандартный онлайн-учебник, объясняет правила вождения и езды на велосипеде согласно Закону 1835 года, но ничего не говорит о парковке на тротуаре:
В соответствии с Законом об автомобильных дорогах 1835 г., раздел 72, умышленное вождение автомобиля по тротуару является правонарушением, даже если вождение может длиться всего несколько секунд (McArthur v Jack 1950 S.C.(J.) 29). Правонарушение распространяется на велосипедистов и мотоциклистов.
Раздел 72 Закона о автомобильных дорогах 1835 года используется в действующем Кодексе дорожного движения. Правило 145 гласит:
«Вы НЕ ДОЛЖНЫ ездить по тротуару, пешеходной дорожке или тротуару или над ними, кроме как для получения законного доступа к собственности или в случае чрезвычайной ситуации».
Опять же, парковка не упоминается на одном дыхании. Это надоедливая защита крана снова в действии.
Сотрудник полиции может иметь «достаточные основания» полагать, что автомобилист, припаркованный на тротуаре, проехал по тротуару, но решение о том, говорил ли водитель правду, если он или она заявит, что автомобиль был поставлен на тротуар с помощью крана. Однако, в отличие от правонарушения, связанного с превышением скорости, сотрудник полиции не имеет права в отношении движения по пешеходной дорожке настаивать на том, чтобы владелец транспортного средства сообщил, кто находился за рулем в любой конкретный момент времени.