Готовим автомобиль к зиме: что нужно сделать в первую очередь
Зима для автомобиля — это и влажность, и низкие температуры, и дорожные реагенты, и песок с гравием, а также короткий световой день и как следствие плохая видимость на дорогах. Вот почему долгие зимние месяцы — настоящее испытание на прочность как для водителя, так и для автомобиля. Отменить все эти сложности нельзя, а вот подготовиться — проще простого.
Защита лакокрасочного покрытия
Начать, пожалуй, стоит с подготовки и защиты одной из важнейших частей автомобиля — лакокрасочного покрытия кузова. В зимний период на дороги наносится большое количество противогололедных химических реагентов, которые пагубно влияют на ЛКП. Отрицательно сказываются на сохранности как внешнего вида автомобиля, так и самого кузова и контакты с дорожным щебнем, песком и наледью. Лакокрасочное покрытие автомобиля начинает тускнеть, покрывается химическим налетом, образовывается большое количество сколов и царапин. Но что самое страшное — на кузове появляются очаги коррозии.
Для защиты лакокрасочного покрытия от химических реагентов и потери внешнего вида существуют специальные защитные составы. Они, как правило, наносятся тончайшим слоем на всю поверхность автомобиля и предотвращают контакт ЛКП с окружающей средой. Различаются данные продукты как по сложности нанесения на кузов автомобиля, так и по продолжительности действия. Самый простой по способу нанесения — защитный воск, но он и самый непродолжительной по сроку службы. Нанести воск может любой автолюбитель без специальной подготовки после мойки автомобиля в теплом и чистом помещении. Но нужно помнить, что срок службы защитного воска составляет от одной до нескольких моек, и процедуру по нанесению необходимо будет повторить.
Второй тип продуктов — это «керамические» защитные покрытия с содержанием соединений кремния, что позволяет этим продуктам обеспечивать очень высокую степень защиты кузова. Данные составы прослужат уже гораздо дольше защитных восков. Срок их службы может составлять от нескольких месяцев до полугода. Но наносить данные составы должен специально обученный мастер в оборудованном для этих целей помещении.
Защита кузова
Часто встречающиеся повреждения ЛКП в зимнее время года — механические. Они могут возникать в процессе очистки кузова автомобиля от снега и наледи и от большого количества гравия и песка на дорогах, который вылетает из-под колес автомобилей.
Наиболее подвержены таким дефектам передние элементы автомобиля — бампер, капот, крылья, а также части около ручек дверей, передние и центральные стойки. Чтобы предотвратить образование механических повреждений на ЛКП, существует специальная полиуретановая антигравийная пленка. Она предотвращает контакт лакокрасочного покрытия с щеткой во время очистки кузова от снега и обледенения, а также спасает от образование сколов краски во время движения по дороге от летящего щебня и песка, принимая весь удар на себя.
Установкой антигравийных пленок занимаются обученные мастера, так как данный продукт требует особых навыков работы и без специальной подготовки и инструмента выполнить работу качественно будет сложно.
Также не стоит забывать и об осветительных элементах автомобиля, поскольку от чистоты и прозрачности фар напрямую зависит безопасность на дороге, особенно зимой, когда темное время суток наступает достаточно рано.
Защита фар
Для того чтобы освещение от головного света автомобиля сохранялось как новое, необходимо следить за внешним состоянием фар. Если на фаре образовывается мутность, она теряет прозрачность и как следствие ухудшается освещение во время движения. Для восстановления прозрачности оптики и придания ей первоначального внешнего вида ее корпус можно отполировать. Современные фары изготавливаются из поликарбоната, который прекрасно полируется и имеет возможность восстанавливать свою прозрачность. Для этого используются абразивные полировальные пасты, как правило, те же, что и для полировки лакокрасочного покрытия, совместно с поролоновыми полировальными кругами. Данную операцию можно выполнить и самостоятельно, но необходимо наличие специального инструмента — полировальной машинки с регулируемой частотой вращения. Рекомендуемые обороты для данной операции — до 2000 об/мин.
После того как фары будут отполированы и восстановлены, их также можно защитить полиуретановой антигравийной пленкой. Это позволит максимально сохранить их внешний вид, а также предотвратить повторный износ во время очистки фар от снега и льда.
Защита стекол
Еще одним элементом, который влияет на безопасную эксплуатацию автомобиля, является ветровое стекло. Как и в случае с фарами, в условиях короткого светового дня в зимний период обеспечение его чистоты и прозрачности является важнейшей задачей ав
www.zr.ru
Противокоррозионная защита кузова | Кузов автомобиля
Коррозия — это процесс разрушения металла при его физико-химическом или химическом взаимодействии с окружающей средой.
Кузов автомобиля имеет значительное количество замкнутых (скрытых) полостей, щелей, в которых создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии, так как они плохо проветриваются и в них скапливается влага. Коррозии подвержены также днище кузова, нижние части дверей, стоек, соединения деталей, в том числе места точечной сварки. Часто и сварные швы не имеют достаточной герметизации и являются очагами ускоренной коррозии.
В целях защиты от коррозии металл кузовов современных автомобилей покрывается односторонним или двухсторонним слоем цинка. Однако во время проведения точечной сварки при изготовлении кузова в местах сварки тонкий слой цинка сгорает, в то же время оголенная сталь образует в местах сварки гальванический элемент с цинком, что приводит к коррозии металла кузова.
Исследования защитной способности заводских покрытий эксперты коррозии автомобилей из института коррозии (Швеция) и практический опыт показывают, что после трех лет эксплуатации следы коррозии можно обнаружить на всех автомобилях, независимо от фирмы производителя. Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе эксплуатации автомобиля необходимо проводить противокоррозионную обработку кузова.
Разрушение кузова автомобиля при годичной эксплуатации без осуществления профилактической антикоррозионной защиты может наступить через 4…5 лет.
Факторы, влияющие на скорость коррозии металла под защитным покрытием, многочисленны и разнообразны:
- повреждения дорожными абразивными выбросами
- воздействие воды и соли,
- воздействие продуктов сгорания топлива
- температурные перепады
- периодический характер эксплуатации автомобиля
- контакт разнородных металлов
- и т.д.
Для днищ и кузовов автомобилей опаснейшим фактором является воздействие растворов электролитов, образующихся при растворении в талой и дождевой воде солей и агрессивных газов (продуктов сгорания топлива и деятельности промышленных предприятий, образующих в контакте с водой электролиты).
Установлено, что при прочих равных условиях в городской местности износ днища автомобилей протекает в 3…5 раз быстрее, чем в сельской. В этой связи возникает необходимость в регулярной профилактической антикоррозионной защите автомобиля, которая может быть осуществлена с помощью различных химических средств. Защитные покрытия могут быть использованы как для восстановления старого антикоррозионного покрытия, так и для дополнительного нанесения на соответствующие заводские.
Изолировать металл от доступа кислорода очень трудная задача. Основная концепция систем защиты от коррозии – это изолирование поверхности металла от доступа электролита, например, воды. Для изолирования металлов от внешних воздействий применяют специальные антикоррозионные составы, которые можно условно разделить на три поколения.
- Первое — консервационные, изготовленные на основе загущенных масел с добавками ингибиторов коррозии. На вертикальных поверхностях (двери, пороги) эти материалы держатся недолго. Они стекают вниз, оставляя пленку, нестойкую к механическим воздействиям и проницаемую для паров воды.
- Второе — пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС), хорошо сцепляющиеся с защищаемым металлом. Воскообразная пленка механически изолирует его от воздействия атмосферы, а ингибиторы блокируют коррозию. Иногда препараты дополнительно содержат модификаторы ржавчины. Они восстанавливают металл, превращая продукты коррозии в дополнительную защитную пленку толщиной около 100 мкм, схожую с грунтом. Некоторые фирмы предлагают составы, в основу которых введен алюминиевый наполнитель. Наполнитель увеличивает ее абразивостойкость и затрудняет проникновение агрессивных ионов (например, хлора) к защищаемому металлу.Кроме того, в последнее время появились препараты с цинковым наполнителем. Его частички, повышая абразивостойкость покрытия, способствуют замедлению электрохимической коррозии. Поскольку электродный потенциал железа больше (положительнее), цинк разрушается вместо стали.
- Третье поколение – материалы, вместо летучих нефтяных растворителей содержащие воду или высокоочищенные масла. Поэтому такие составы не отравляют окружающую среду.
В качестве примера антикоррозионного защитного покрытия можно привести антикоррозионный состав Dinol. Состав, содержит три основных компонента:
- Ингибитор – предназначен для остановки реакции коррозии. Молекулы ингибитора эффективно покрывают поверхность металла и образуют водонепроницаемый слой, а также увеличивают адгезию пленки к поверхности.
- Пленкообразователь – создает механический барьер на поверхности металла от механического воздействия. Он может формировать масляную, восковую или твердую пленку. Первая обладает наименьшей механической прочностью, последняя – наибольшей.
- Третий компонент содержит специальные химические вещества, такие как обезвоживатель и активаторы поверхности, которые активно вытесняют влагу.
Рис. Состав, замедляющий коррозию
Материалы для антикоррозионной обработки кузовов
Рынок материалов для антикоррозионной обработки кузовов представлен многими фирмами производителями. Ниже рассматриваются некоторые из них.
Автоконсервант “Мовиль” используется для обработки скрытых полостей в процессе эксплуатации. Допускается нанесение автоконсерванта на поверхности, ранее покрытые маслами, а также на ржавую поверхность. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые два года. Недостатком автоконсерванта «Мовиль» является его непригодность использования для открытых мест кузова и слабая проникаемость в ржавчину.
Разработчики современных технологий предлагают материалы, которые позволят снизить число последовательных операций и применять меньшее число химических продуктов. Шведская фирма AUSON АВ рекомендует для применения 11 типов материалов «Noxudol», каждый из которых для определенных частей и узлов автомобиля сочетает в себе свойства грунтовки и лакокрасочного покрытия. Так, например, Noxudol 900 — композиция, формирующая жесткие и стойкие к механическим воздействиям покрытия, рекомендуется для нанесения на днища кузовов и колесные арки, где особенно ощутимо влияние дорожных абразивных выбросов. Напротив, Noxudol 750 – воскообразный мягкий материал с высокой проникающей способностью и рекомендуется для изоляции закрытых полостей автомобиля внутри порогов, лонжеронов, стоек. Аналогичные предложения поступают от другой шведской фирмы — «Dinol», выпускающей материалы «Dinitrol». Интерес представляет антикоррозионный материал Dinitrol 4942 RAL «Titan», который основан на восковых компонентах, но дополнительно содержит 20% диспергированного алюминия, что резко повышает устойчивость покрытия не только к антикоррозионному, но и к абразивному износу.
НП 000 «Алкид» (Беларусь) для надежной защиты от коррозии предлагает использовать в комплексе антикоры «Аутокрин» и «Ауокрин-177». Антикор «Аутокрин» обладает высокой эластичностью и механической прочностью и используется для нанесения грунтовочного слоя, обеспечивающего надежную защиту всех подверженных воздействию коррозии деталей и узлов автомобиля; «Аутокрин-177» обладает высокой адгезией к различным материалам, отличной эластичностью и прочностью, наносится вторым слоем, обеспечивающим дополнительную защиту обрабатываемой поверхности.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия узлов и частей автомобиля под кузовом на период транспортирования.
Пластизоль Д-11А применяется для защиты днища кузова от коррозии, абразивного износа и для шумоизоляции новых автомобилей. Толщина покрытия 1,0-1,5 мм.
Мастика противошумная битумная БПМ-1 используется для защиты от коррозии днища кузова в процессе эксплуатации автомобиля. Мастика наносится слоем толщиной 1,0-1,5 мм. Она хорошо снижает шум, но не обладает достаточными противокоррозионными свойствами и не может длительное время противостоять растворам солей, абразивам и другим веществам.
Более качественны мастики Tectyl и Dinitrol, изготавливаемые на восково-олифитической основе, не растрескиваются и не затвердевают в процессе старения, что выгодно отличает их от мастик на битумно-полимерной основе и очень важно при термодинамической и физической подвижности железа кузова.
Пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов и стыков деталей на внешних и внутренних поверхностях кузова.
Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова, угловых стыков и зазоров.
Нанесение противокоррозионных составов
Противокоррозионные составы необходимо наносить равномерно, они не должны содержать пор. Для их нанесения в скрытых полостях кузова используют пистолет КРУ-1 со специальным упругим трубчатым пластмассовым удлинителем, который одним концом подсоединяется к пневмопистолету с помощью накидной гайки, а на другом конце имеет форсунку, создающая факел распыла. За счет своей упругости удлинитель обеспечивает проникновение распыливающей форсунки в труднодоступные места кузова.
Противокоррозионный состав наносится на поверхности путем воздушного или безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух под давлением 0,3-0,4 МПа (3-4 кгс/см2), который подается в пистолет-краскораспылитель с бачком и далее в распыливающую форсунку. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением до 16 МПа (160 кгс/см2), которое позволяет распылять материалы значительной вязкости.
Кузов автомобиля имеет скрытые полости различной конфигурации и размера, расположенные в различных местах. Соответственно, в этих полостях различный микроклимат — влажность, температура, концентрация электролита. Некоторые участки кузова благодаря более жёсткому микроклимату более подвержены коррозии. Такие участки называются критическими. Примерами таких участков служат полости с обилием микрозазоров. Чем ниже они расположены и чем ближе к моторному отсеку, тем выше скорость коррозии.
Для автомобиля критическими являются следующие участки:
- пороги
- сварные швы
- ниши наружных световых приборов
- колёсные арки
- крылья
- полости лонжеронов и поперечин кузова
- полости дверей, капота и багажника
- стойки кузова
- детали крепления подвески
В процессе эксплуатации автомобиля требуется проверка состояния противокоррозионного покрытия, а в случае необходимости – дополнительная защита, особенно скрытых полостей, путем нанесения специальных противокоррозионных составов, а соединений деталей – нанесением уплотнительных мастик.
На каждый конкретный автомобиль имеется карта-схема противокоррозионной обработки. На карте-схеме обработки имеются четкие указания по местам сверления, какие детали необходимо демонтировать, где наносить соответствующий продукт и какую насадку использовать. Перед началом подготовки автомобиля необходимо закрыть каталитический нейтрализатор и его датчики. Не допускается попадание продукта на тепловой экран нейтрализатора. Перед подъемом автомобиля для сушки необходимо просверлить все отверстия в коробах, порогах, дверях и т.д., предназначенные для обработки скрытых полостей.
Если автомобиль имеет шумоизоляционные накладки в дверях, необходимо проверить, чтобы они не касались других механизмов во время обработки. В противном случае это может вызвать неисправность в механизме электростеклоподъемника или центрального замка.
Для введения противокоррозионных составов в скрытые полости заводом-изготовителем предусматриваются технологические отверстия или проемы, через которые можно пропускать наконечники пистолетов с удлинительными шлангами.
Рис. Обработка скрытых полостей кузова:
а – передней внутренней части двери; б – порогов (струя с сектором распыления 360″)
При отсутствии таких отверстий в отдельных элементах кузова просверливают отверстия сверлом с центровкой диаметром не более 12 мм, которые обеспечивают необходимый доступ. При сверлении важно правильно выбирать скорость вращения, в противном случае можно вывести сверло из строя. Рекомендуется использовать дрели с малой частотой вращения, максимум на 1000 об/мин. Необходимо быть очень внимательными при сверлении автомобилей с дополнительным оборудованием, например, с центральным замком или боковыми подушками безопасности.
В каждой скрытой полости, не имеющей отверстий, сверлится, по меньшей мере, одно отверстие. Оно должно располагаться в самой нижней точке полости, чтобы обеспечить надлежащий дренаж излишков материала.
После введения состава отверстия закрывают резиновыми заглушками. Особое внимание при эксплуатации автомобиля следует обращать на целостность защитного покрытия на днище кузова, которое подвержено более интенсивным внешним воздействиям, а, следовательно, и коррозии.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей
Вследствие необходимости сложного технологического оборудования и требования высококачественного проведения работ рекомендуется обработку скрытых полостей выполнять на предприятиях автосервиса. Порядок выполнения операций для защиты скрытых полостей от коррозии следующий:
- устанавливают автомобиль на подъемник, снимают детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости
- промывают водой с температурой 40…50 «С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости, низ кузова и арки задних колес (промывать скрытые полости необходимо до тех пор, пока из отверстия не будет вытекать чистая вода, при этом стекла дверей должны быть подняты)
- удаляют попавшую в салон и багажник влагу, продувают сжатым воздухом все скрытые полости и места нанесения противокоррозионных составов
- перегоняют автомобиль в камеру для нанесения противокоррозионного состава и ставят на подъемник, наносят распылением противокоррозионный состав в местах, указанных на рисунках
- опускают автомобиль с подъемника, очищают от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите
Рис. Скрытые полости кузова (вид снизу):
1 – поперечина пола задка; 2 – задние лонжероны; 3 – кронштейны домкрата; 4 – средняя поперечина пола; 5 – передние лонжероны пола; 6 – усилители лонжеронов; 7 – кронштейны буферов передней подвески; 8 – поперечина передней подвески двигателя
Рис. Скрытые полости кузова (вид слева):
1 – кожухи фар; 2 – нижняя поперечина передка; 3 – верхняя поперечина передка; 4 – передние лонжероны; 5 – стойки брызговиков; 6 – полости под передними крыльями; 7 – внутренние и наружные пороги дверей; 8 – центральные стойки; 9 – задняя поперечина пола; 10 – задние стойки
Восстановление противокоррозионного и противошумного покрытия днища кузова и арок колес
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги, в результате чего мастика и грунтовка повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
На автозаводе на нижнюю поверхность основания кузова, арку колес и лонжероны для шумоизоляции и защиты от коррозии и абразивного износа наносится слой полихлорвинилового пластиката марки Д-11А толщиной 1,0-1,2 мм по эпоксидной грунтовке ЭФ-083.
При повреждениях слоя пластиката без нарушения слоя грунтовки поврежденные участки очищают от грязи, обезжиривают и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью наносят пластизоль. Сушат пластизоль при температуре 130 «С в течение 30 мин. Ввиду значительной сложности нагрева покрытия кузова до высокой температуры и необходимости полной разборки автомобиля допускается восстановление покрытия нанесением противошумной мастики БПМ-1, сушка которой может проходить в естественных условиях.
Перед восстановлением покрытия автомобиль устанавливают на подъемник, тщательно осматривают низ кузова и выявляют дефекты покрытия. Очищают низ кузова от грязи, удаляют ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины. Обдувают низ кузова сжатым воздухом. Затем устанавливают автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимают колеса. Закрывают барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируют плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и части кузова, не подлежащие обработке мастикой. Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжиривают зачищенные до металла места, наносят на них распылением или кистью грунтовку ГФ-073 и дают подсохнуть в течение 5-10 мин. Затем наносят на дефектные места распылением или вручную (кистью либо шпателем) мастику БПМ-1 слоем толщиной 1,0-1,5 мм. Попадание мастики на соседние участки, не имеющие повреждений, должно быть минимальным. В холодное время года мастику перед употреблением выдерживают в теплом помещении. В случае загрязнения мастики ее разбавляют ксилолом (не более 3 %).
Лакокрасочное покрытие на лицевых панелях при загрязнении мастикой очищают ветошью, смоченной в уайт-спирите. Сушат мастику при температуре 18-20 «С не менее 24 ч. Для ускорения сушки выдерживают покрытие при температуре 100-110 «С в течение 30 мин.
ustroistvo-avtomobilya.ru
Как надолго сохранить автомобиль чистым? 3 доступных способа обработки кузова, защищающих от грязи
Несмотря на то что услуги автоматической мойки стоят сравнительно недорого, в течение месяца многие автомобилисты тратят значительные суммы на эту процедуру. И особенно остро проблема очистки машины стоит в осенний и весенний периоды, когда из-за частых дождей лужи на российских дорогах не высыхают в течение многих дней. Уменьшить затраты на автомойку помогают три простых и доступных способа обработки кузова, благодаря которым машина долгое время не загрязняется.
Среди распространенных методов защиты выделяется нанесение воска на корпус автомобиля. Полироли, в состав которых входят данное вещество, предотвращают оседание пыли. Обусловлено это тем, что благодаря воску кузов становится максимально гладким. В результате пыль, которая оседает на металле, сдувается порывами ветра. Недостаток этого способа заключается в том, что после каждой помывки автомобиль придется повторно обрабатывать полиролями. Воск при контакте с влагой смывается.
Второй сравнительно доступный метод защиты от грязи — нанесение на кузов автомобиля керамического покрытия. Данную процедуру проводят в специализированных сервисах, в связи с чем она обходится существенно дороже, чем натирание восковыми полиролями. Однако этот вариант считается более предпочтительным. Керамическое покрытие формирует довольно толстый и прозрачный слой, который не только защищает от оседающей пыли, но и делает цвет кузова насыщеннее. Кроме того, после контакта с влагой он не стирается.
И последний вариант сохранения автомобиля чистым — обработка кузова гидрофобными средствами. Этот способ отличается продолжительным действием. Гидрофобные средства препятствуют оседанию влаги на кузове: вода попросту стекает с металла. Наносятся они по тому же принципу, что и восковые полироли. Как и последние, гидрофобные средства, помимо воды, отталкивают еще и пыль. Но из-за описанных свойств помыть в случае необходимости автомобиль будет сложно. Вероятно, придется оттирать гидрофобный слой, чтобы убрать следы загрязнений.
Описанные способы не дают 100-процентной защиты. Каждый из приведенных вариантов рекомендуется использовать в отношении машин, которые эксплуатируются преимущественно в городе и не выезжают на бездорожье. В остальных случаях защитить автомобиль от загрязнений невозможно.
xn--80aeh6ahxx6b.xn--p1ai
Защита автомобиля плёнкой
Защита автомобиля плёнкой или бронирование плёнкой автомобиля представляет собой оклеивание панелей кузова автомобиля защитной плёнкой (Paint protection film или сокращённо PPF). Защитная плёнка состоит из нескольких слоёв, главным из которых является полиуретановый слой. Состав плёнки мы разберём в этой статье ниже. Устанавливается она на окрашенные поверхности кузова с целью защиты лакокрасочного покрытия от сколов, царапин и других воздействий окружающей среды. Такая плёнка также используется на самолётах, мобильных телефонах, мотоциклах и во многих других областях. Защитная плёнка одобрена большинством автомобильных производителей и устанавливается ими в ограниченном количестве на различные части кузова автомобиля на заводе (к примеру, на задние арки автомобилей Porsche, на края дверей, ниши дверных ручек, на часть порогов). Эта плёнка чаще всего наклеивается на области автомобиля наиболее подверженные воздействию летящих с дороги камней и абразивных частиц, но может также оклеиваться и весь кузов. Плёнка обычно устанавливается профессиональными установщиками в чистом помещении. Если подробно изучить инструкцию, то можно установить плёнку и самому. В этом нет ничего сверх сложного, тем более, если требуется защитить отдельные области кузова, а не весь автомобиль.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как осуществляется защита автомобиля плёнкой, разберёмся, что собой представляет защитная плёнка, из каких слоёв состоит, какие преимущества и недостатки имеет, как за ней ухаживать, чтобы она прослужила долго и как правильно удалять, если возникла такая необходимость.
Содержание:
История изобретения защитной полиуретановой плёнки
Защитная плёнка впервые была использована военными.
Во время Вьетнамской войны американские вертолёты падали из-за повреждения ведущих роторных лопастей осколками и песком. Чтобы защитить движущиеся части, американская армия попросила компанию 3М изобрести защитное средство, которое бы было незаметным и легковесным. Изобретённая защитная полиуретановая плёнка хорошо справилась со своей задачей. В 1970‑х военные также стали применять защитную плёнку, наклеивая её на переднюю часть реактивных истребителей. Военные по сей день продолжают применять защитную полиуретановую плёнку на самолётах.
Что касается автомобилей, впервые защитную плёнку использовали на гоночных машинах NASCAR. Первые плёнки были более толстыми и менее эластичными. Их сложно было устанавливать на сложные формы автомобильных кузовных панелей.
В 1990‑х защита автомобиля плёнкой стала доступна для обычных автомобилистов. Сейчас такую плёнку изготавливают несколько производителей. Лидирующие позиции занимают компании Suntek, Xpel, Llumar, 3M.
Из чего состоит защитная плёнка для автомобиля?
Все лидирующие бренды плёнок на рынке выпускают плёнки толщиной 150–200 микрон. Существуют и более толстые плёнки толщиной 250–350 микрон. Из-за толщины и эластичности плёнка может выдержать более сильные удары от летящих с дороги камней, чем другие защитные покрытия. Защитная плёнка состоит из 3 слоёв + 1 слой защитной подложки, которая удаляется с клеевого слоя перед установкой плёнки.
- Верхний слой толщиной 13–25 микрон. Это самовосстанавливающийся слой, сделанный из полиуретана с содержанием резиновых полимеров.
- Базовый (основной) слой имеет толщину 125–150 микрон. Состоит из полиуретана и содержит УФ-фильтр. Это ударопрочный, термо- и водостойкий слой.
- Клеевой слой толщиной 38–40 микрон также является эластичным.
Защита автомобиля плёнкой зависит от всех её слоёв. Состав плёнок всех производителей практически одинаковый. При этом разные плёнки могут выглядеть по-разному на машине (немного разная прозрачность, шагрень, блеск). Современные плёнки практически не меняют внешний вид вашего автомобиля или меняют незначительно. В случае повреждения, плёнку легко заменить на новую.
Главный ингредиент плёнки – полиуретан, крепкий полимер с уникальными свойствами. Он лёгкий, прозрачный как пластик. Но в отличие от пластика, полиуретан не хрупкий и не чувствителен к разрывам и трещинам. Он имеет высокую стойкость к ударам, абразивному воздействию и коррозии. Он также невероятно эластичный и может возвращаться в свою первоначальную форму после растяжения. Первый, верхний слой может восстанавливаться. Царапины, которые образуются не глубже этого слоя, исчезают, если плёнка нагревается (от двигателя, от солнца, горячей воды, фена). Он имеет низкую поверхностную энергию, что ухудшает прилипание насекомых и птичьего помёта. Качественные плёнки от известных производителей имеют гидрофобные свойства, похожие на свойства керамического покрытия.
Какая разница между защитной плёнкой и виниловой плёнкой?
В сравнении с защитной плёнкой, виниловая плёнка имеет толщину всего 3 миллидюйма. Это почти в 3 раза тоньше, чем защитная полиуретановая плёнка. Винил не может дать такой же защиты от сколов. В основном она защищает от УФ-излучения и небольших царапин. Виниловая плёнка не может самовосстанавливаться, как защитная полиуретановая плёнка.
Виниловую плёнку легче устанавливать (см. статью “оклейка авто виниловой плёнкой”). Она меняет внешний вид автомобиля, а защитная плёнка остаётся прозрачной.
Какие преимущества и недостатки?
Преимущества:
- Защита автомобиля плёнкой предотвращает появление сколов и царапин
- Полиуретановая плёнка устойчива к коррозии и химическому воздействию. Она защитит краску от птичьего помёта, кислотных осадков. Она не окисляется от воздействия солнечных лучей и сохранит лакокрасочное покрытие от выцветания, возникающего от УФ-излучения солнца.
- Плёнка имеет самовосстанавливающуюся функцию
- Защита автомобиля плёнкой имеет достаточно долгий срок службы. Может прослужить 10 лет и при правильном уходе оставаться в хорошем состоянии.
Недостатки:
- Плёнка может желтеть. Особенно это заметно на белых машинах. Пожелтение более дешёвых аналогов плёнки может происходить из-за окисления клеевого слоя. Это также может происходить по причине въевшихся в плёнку загрязнений. Даже незначительное пожелтение будет хорошо заметно на белой машине. По этой причине плёнку, как и весь кузов, желательно защищать специальными гидрофобными составами.
- Граница оклеенной плёнкой области и не оклеенной становится видимой со временем, потому что там собирается грязь.
- Хотя плёнка отлично защищает против сколов, она всё равно может повреждаться от сильного воздействия и выглядеть изношенной. Если плёнка повреждена, то её нужно полностью удалять и заменять на новую.
- В некоторых случаях плёнка может повредить краску при удалении, если слишком долго находилась на машине и удаляется неправильно.
- Защитную плёнку можно считать самым дорогим защитным покрытием (в сравнении с воском, керамическим покрытием).
Большинство недостатков можно решить, комбинируя два продукта – защитную плёнку и поверх неё керамическое покрытие. Компания CeramicPro даже производит специальный продукт, предназначенный для нанесения на виниловую и полиуретановую плёнку.
На какие части кузова устанавливается защитная плёнка?
Защита автомобиля плёнкой может осуществляться сегментами, установкой плёнки на наиболее уязвимые для летящих с дороги камней места, а также на весь кузов автомобиля. Обычно полиуретановую плёнку устанавливают на 1/3 часть капота, крылья и передний бампер. Также устанавливают на весь капот, крылья, бампер, зеркала и фары.
Продаются наборы с уже нарезанной плёнкой для установки на конкретную модель автомобиля.
Подготовка поверхности кузова для установки защитной плёнки
- Для подготовки поверхности к установке плёнки, её нужно отмыть мыльной водой, ополоснуть чистой водой и насухо вытереть микрофибровым полотенцем. Если на оклеиваемой панели останется пыль или частицы загрязнений, то они останутся под плёнкой и будут видны.
- После того, как поверхность полностью высохнет, её нужно протереть изопропиловым спиртом с салфеткой, не оставляющей ворса.
- Остатки воска и полироли должны быть полностью удалены.
- Если поверхность была недавно покрашена, то краска должна быть полностью высохшей и отвердевшей.
Рекомендуемая температура поверхности кузова и температура окружающей среды должны быть между 13–32 градусами. Лучше не устанавливать плёнку под солнечными лучами. Плёнку лучше устанавливать в чистом, не пыльном и хорошо освещённом помещении. Перед установкой тщательно вымойте руки, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на липкой стороне плёнки.
Установка защитной плёнки на автомобиль
Защитная плёнка не требует нагрева для установки, так как является очень эластичной.
Для установки используется вода и средство для скольжения плёнки, чтобы можно было её легко сдвигать в нужное положение. Как только плёнка принимает нужное положение, жидкость из-под неё выгоняется при помощи сквиджа. Некоторые установщики обёртывают плёнку вокруг края панели, другие обрезают её вровень с краем.
При самостоятельной установке лучше это делать с помощником.
Для установки плёнки понадобится:
- Резиновый сквидж для разглаживания защитной плёнки
- Нож со сменными лезвиями
- Салфетка для обезжиривания, не оставляющая ворса
- Бутылка со спреем, заполненная мыльным средством для установки плёнки
- Бутылка со спреем, заполненная средством со спиртом (для смывки мыльной воды и активации клеевого слоя)
Средство для установки защитной плёнки
Защитная плёнка устанавливается мокрым способом. Для этого обычно используются 2 средства. Это мыльное средство для скольжения плёнки (slip solution) и средство со спиртом (tac solution). Оно используется для фиксации плёнки. Средство со спиртом смывает мыльную воду и клеевой слой начинает выполнять свою функцию, закрепляя плёнку на месте. Также существует гель, благодаря которому плёнка скользит для установки её в нужно положение, но меньше, чем с использованием мыльного средства.
Составы для установки можно купить или сделать самому.
- Средство для скольжения плёнки (slip solution) готовится в следующих пропорциях: 500 мл воды смешать с 6 мл/4 капли детского шампуня Johnson’s Baby Shampoo. Нужно налить это средство в бутылку со спреем.
- Средство для смывания мыльной воды и активации клея (tac solution) состоит из 75% воды и 25% изопропилового спирта. При установке больших частей плёнки без такого средства можно обойтись, так как они не сильно сдвигаются при разглаживании, когда приняли нужное положение. Более маленькие части плёнки будут сдвигаться, когда вы начнёте их разглаживать при помощи сквиджа. Это средство позволяет оставаться плёнке на месте, когда вы будете её разглаживать. Это средство также хорошо очищает поверхность перед установкой плёнки.
- Гель для установки плёнки состоит из 70–80% средства для дезинфекции рук, смешанное с 20–30% воды. Это средство позволяет позиционировать плёнку, при этом оно её удерживает на месте, в отличие от обычного мыльного средства. При использовании геля его нужно правильно распылять. Не нужно распылять больше, чем требуется на лицевую поверхность плёнки. Гель хорош тем, что он не испаряется как мыльная вода. Это хорошо для липкой части плёнки, но может быть проблемой для лицевой части, если использовать геля слишком много.
- Можно использовать комбинацию геля, мыльной воды и спиртового раствора, в зависимости от формы панели и размера плёнки.
Процесс установки
- Первым делом отрежьте плёнку из рулона. Это должен быть примерный размер панели, на которую будет наклеиваться плёнка, потом отклейте защитную подложку.
- Распылите средство (мыльную воду) на кузов перед установкой плёнки.
- Распылите средство на липкую часть плёнки. Потом расположите плёнку на кузове. Если необходимо, сдвиньте плёнку в нужную позицию. На лицевую поверхность плёнки тоже нужно распылить средство, чтобы во время разглаживания позволить сквиджу хорошо скользить по её поверхности. Лицевая часть плёнки должна быть смочена мыльным средством во время всей установки.
- При установке плёнки на сложные формы её нужно растягивать, чтобы она повторяла нужную форму. Нужно положить плёнку немного разгладить середину, чтобы она закрепилась, и начать натягивать на другие области. Рекомендуется растягивать плёнку без какого-либо нагрева, используя эластичность самого материала. Защитная плёнка может растягиваться максимум в 4 раза больше своего оригинального размера.
- В некоторых местах с глубокими углублениями может потребоваться сделать разрезы плёнки, чтобы она нормально подошла по форме.
- Как только плёнка была установлена в нужную позицию, начните аккуратно разглаживать её. Используйте резиновый сквидж и постепенно увеличивайте давление, чтобы убрать весь воздух и воду из-под плёнки. Как уже было написано, во время этого этапа лицевую часть и край сквиджа нужно периодически увлажнять мыльным средством, чтобы облегчить его скольжение по поверхности плёнки.
- Движения нужно делать так, чтобы последующий проход перекрывал предыдущий на 50%. Это гарантирует, что под плёнкой не останется мыльного средства.
- Разглаживайте от центра к краям.
- Чтобы улучшить адгезию на краях, распылите под края средство из воды со спиртом (его изготовление рассматривалось выше). Оно смывает мыльную воду и активирует клей.
- Если сформировались складки с воздухом на плёнке, нужно поднять её, распылить средство со спиртом внутрь складок и снова разгладить плёнку сквиджем.
- Помните, что поднятие с поверхности и перестановка плёнки возможна на стадии её скольжения и когда она ещё не была разглажена сквиджем с давлением. Если переставить плёнку на поздней стадии, когда она уже приклеена, то могут остаться следы и линии на плёнке.
- Когда плёнка была установлена и разглажена, нужно срезать излишек плёнки на краях.
- Последним шагом установки плёнки нужно снова разгладить сквиджем наиболее критические области (углубления и края) при помощи влажного сквиджа, чтобы улучшить адгезию плёнки в этих местах.
- После установки плёнки не мойте машину в течение 24 часов.
Уход за автомобилем с защитной плёнкой
Уход за защитной плёнкой должен быть таким же, как и уход за обычным лакокрасочным покрытием автомобиля. Плёнку можно мыть, и наносить на неё защитный воск, как и на весь кузов. При использовании мойки высокого давления нужно соблюдать расстояние от дюзы до края плёнки не менее 30 см, чтобы край плёнки не отслоился.
Используйте только мягкую микрофибру для чистки плёнки. Не трите плёнку, когда она горячая под солнечными лучами. Не используйте абразивные очистители на плёнке. Нельзя использовать растворитель на плёнке.
Если регулярно мыть машину и наносить защитные средства, то плёнка будет блестеть не хуже лакокрасочного покрытия. Качественная плёнка при должном уходе может прослужить более 10 лет.
Причины пожелтения, появления пузырей, отслаивания плёнки
После качественной установки, защитная плёнка становится невидимой для невооружённого глаза и не влияет на цвет краски. Некоторые жалуются, что со временем плёнка начинает желтеть, покрываться пузырями и отслаиваться.
Раньше наблюдалось, что со временем плёнка желтеет, это значительно отражается на внешнем виде автомобиля, особенно белых машин. После расследования компаний-производителей плёнки, было обнаружено, что причиной пожелтения является клеящее вещество, используемое для приклеивания плёнки к автомобилю. УФ-воздействие окисляло клей, что вело к пожелтению. После этого расследования производители начали искать альтернативное клеящее вещество и начали использовать акриловый клей, который применяется в большинстве современных плёнок. Этот новый клей имеет хорошую стойкость к УФ-излучению, не окисляется и не желтеет. Плёнки низкого качества могут иметь клей старого типа, но все известные производители используют акриловый клей.
Эффект пузырения может быть связан с качеством установки плёнки. Пузыри могут возникать из-за загрязнений, которые остаются между плёнкой и кузовом, ухудшая адгезию плёнки. Качественный процесс установки предполагает тщательную чистку и обезжиривание поверхности перед приклеиванием плёнки. Подготовка кузова включает мойку, обработку чистящей глиной и полировку. Кроме того, профессиональный установочный центр создаёт контролируемые условия внутри помещения, где фильтруется воздух от мелких частиц, которые могут попасть под плёнку. Таким образом, только непрофессиональная установка плёнки может привести к появлению пузырей.
Отслаивание происходит, когда края плёнки начинают отслаиваться от кузова. Это может быть из-за некачественной плёнки или неправильной установки, но также причиной может быть неправильный уход за автомобилем с установленной плёнкой. В особенности, если вы используете мойку высокого давления, важно не подносить дюзу ближе 30 см к плёнке, в особенности к её краям. От сильного напора воды края могут подниматься, и плёнка будет отслаиваться.
В итоге, все проблемы с плёнкой могут произойти, если использовать некачественную плёнку, неправильно её установить и не правильно ухаживать за кузовом с установленной плёнкой. Если все эти факторы исключить, то защитная плёнка может прослужить не менее 10 лет, оставаясь в хорошем состоянии.
Удаление защитной плёнки
В большинстве случаев плёнку можно удалить бесследно. Нужно поддеть угол и тянуть плёнку под углом (0 — 45 градусов). Плёнка будет растягиваться и отлипать от поверхности не оставляя следов. По мере увеличения угла более 45 градусов увеличивается вероятность того, что липкий состав может остаться на поверхности кузова. Если плёнка находилась на машине очень долго, то её удаление может усложниться. Также плёнку сложно удалить, если машина холодная. Лучше всего удалять плёнку, когда температура поверхности кузова выше 10 градусов по Цельсию. При более низкой температуре нужно использовать фен.
Плёнку можно удалить в любое время. Для этого нужно подцепить и отклеить угол плёнки и отклеить ей, оттягивая на себя (под углом от 30 до 90 градусов).
Если плёнку сложно удалить по причине её износа и долгого нахождения на кузове или низкой температуры кузова, тогда можно использовать парогенератор. Пар размягчает плёнку и облегчает её удаление. При использовании пара клей остаётся на плёнке и кузов не потребует чистки. Для размягчения плёнки также можно использовать фен. В этом случае клей от плёнки может остаться на кузове, что потребует его удаления.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью
Ещё интересные статьи:
kuzov.info