Ручная коробка, но две педали: что такое полуавтоматическая КП Saxomat и как она работает
- Главная
- Статьи
- Ручная коробка, но две педали: что такое полуавтоматическая КП Saxomat и как она работает
Автор: Евгений Балабас
Центробежное сцепление, как у скутера или газонокосилки, на автомобиль? Это не бред и не гаражно-алкогольный креатив, а вполне себе жизнеспособная конструкция, которой много лет комплектовались вполне серийные автомобили! К слову, именно КП с центробежно-вакуумным сцеплением можно считать в некоторой степени предтечей современных роботов. Да и в наши дни у «центробежки» есть определенный потенциал и перспективы!
Saxomat, Olymat, Hycomat и прочие…
Классическая трехпедальная схема трансмиссии автомобиля с ручной КП – самая простая и дешевая из существующих. Главный недостаток у нее – необходимость для начинающего водителя осваивать искусство манипулирования двумя педалями при трогании, а если в горку – то и всеми тремя. Период освоения грамотного оперирования тремя педалями с помощью всего лишь двух ног для многих мучителен, для некоторых он затягивается дольше разумного, а кто-то в редких случаях вынужден даже отказываться от автомобиля из-за психологическо-физиологической несовместимости с ручной трансмиссией…
Проблема эта общеизвестна с момента появления в мире первых автомобилей, и инженеры бесконечно трудятся над делегированием автоматике манипуляций с передачами и сцеплением. Однако, помимо всем известной классической гидротрансформаторной автоматической коробки, в разные годы существовали десятки разновидностей «полуавтоматических» трансмиссий, в той или иной степени упрощающих жизнь водителю. И одной из самых простых концепций считается сохранение традиционной ручной коробки, где переключение передач человек осуществляет по-прежнему вручную, рукояткой: традиционное сцепление при этом сохранено, но третья педаль отсутствует, а за привод сцепления отвечает какая-либо автоматика. Наиболее известной (в прошлом, разумеется) и давшей максимальное число клонов разной степени эволюционности из таких систем можно назвать европейскую технологию «Sax-O-Mat» (или Saxomat).
В 1956 году компания Sachs (ныне входящая в состав ZF) представила полуавтоматическую трансмиссию для легковых автомобилей. Машины с системой Saxomat имели две педали – газа и тормоза. А также рукоятку переключения передач – в целом вполне обычную и на привычном месте. Передачи переключались вручную и на усмотрение водителя, а за сцепление отвечал центробежный механизм, работа которого зависела от оборотов двигателя. Эта технология с успехом использовалась в 60-х годах ХХ века на достаточно большом количестве моделей автомобилей разных европейских брендов: Volkswagen, Opel, BMW, Saab, Fiat, Lancia и т.д. У некоторых марок система имела собственное название – «Olymat», «Hycomat». Тем не менее это был все тот же лицензированный Saxomat от Sachs. В дальнейшем появились системы, где центробежное сцепление заменили на гидротрансформатор, сохранив ручное переключение передач – но это уже были иные фирменные названия и иные патенты, не связанные с Sachs. Тем не менее они являлись развитием той же самой концепции.
Как это работало?
Классическое сцепление с педальным выжимом находится в нормально включенном состоянии – то есть при отпущенной педали передает крутящий момент. Нажатие же педали выключает сцепление – то есть разрывает связь двигателя с КП.
Корзина сцепления Saxomat внешне идентична классической корзине, но внутри устроена иначе, и алгоритм работы имеет иной. Ее нормальное состояние – выключенное. Пока двигатель не работает или вращается на холостых оборотах, сцепление не передает крутящий момент от маховика на первичный вал коробки. Но как только мы поддали газу выше холостых – сцепление включается. За это отвечает центробежный механизм с радиально расположенными грузиками-роликами, разбегающимися при нарастании скорости вращения от центра к периферии, прижимающими ведущий диск к маховику и, соответственно, зажимающими между ними диск ведомый.
Несмотря на автоматическую сущность центробежного механизма, у корзины Saxomat дополнительно имелись лапки для принудительного выключения, на которые давил выжимной подшипник, приводимый в движение через вилку – как и у обычного классического сцепления. Только осуществляла этот принудительный выжим не нога водителя, а вакуумный сервопривод под капотом. Вакуумный механизм включался в работу после легкого касания рукой водителя набалдашника рукоятки КП, что вызывало замыкание электрической кнопочки без фиксации. Кнопка подавала питание на электромагнитный клапан в вакуумной магистрали, соединявшей впускной коллектор со здоровенным сервоприводом, по конструкции и габаритам весьма напоминавшим вакуумный усилитель тормозов. Клапан открывался, в сервоприводе возникало разрежение, его мембрана двигалась и тянула шток, который был связан через рычаг-кулису с вилкой сцепления. Иными словами, касание рукоятки КП было идентично нажатию на отсутствующую в данном случае педаль сцепления.
Центробежного механизма недостаточно?
После описания конструкции Saxomat у многих может возникнуть вопрос: а зачем в центробежное сцепление был добавлен вакуумный привод принудительного выключения? На любом скутере, садовом триммере или лодочном моторе с центробежным сцеплением обходятся без лишних узлов – для выключения сцепления достаточно сброса газа до холостых оборотов…
Такой двойной принцип управления сцеплением в Saxomat использован сразу по двум причинам.
Во-первых, это нужно для возможности быстрого переключения передач в движении. Ведь чтобы переключить передачу, нужно кратковременно прервать связь двигателя с трансмиссией, но размыкание центробежного сцепления Saxomat происходило лишь на холостых оборотах после отпускания педали газа. А коленвал двигателя обладает значительной инерцией, да и колеса продолжают вращать двигатель после сброса газа – то есть, сцепление продолжает оставаться включенным (на скутере отключение двигателя от колес происходит за счет проскальзывания ремня, а в газонокосилках и прочей бензотехнике нет эффекта вращения коленвала двигателя рабочим валом инструмента). Введение в конструкцию дополнительной системы принудительного выжима сцепления с помощью вакуумного сервомеханизма, управляемого от кнопочки на рукоятке КП, решало проблему в переключении на скорости, когда обороты не успевали быстро падать до значений, необходимых для отпускания центробежного механизма.
Вторая, менее существенная причина применения выключения сцепления силой вакуума проистекает из того факта, что машины того времени были карбюраторными. После холодного пуска у них присутствовал период прогрева, во время которого обороты как минимум вдвое превышали холостые. Если бы использовалось исключительно центробежное сцепление, без вспомогательных механизмов, то на недогретом моторе водитель не мог бы ни включить, ни выключить передачу – максимальное зажатие диска и полная передача крутящего момента без проскальзывания достигалось в Saxomat на 1800 об/мин, а начало схватывания сцепления – при скорости вращения коленвала около 1000 об/мин. То есть, когда холодный двигатель работает на подсосе, а коробка в нейтрали, разомкнуть сцепление, чтобы воткнуть первую или заднюю, невозможно… Просто нечем!
Вакуумный сервопривод выжима сцепления в Volkswagen Beetle Saxomat 1965 года.![Расположение педалей в машине с механической коробкой: Коробка автомат – как ей пользоваться](/800/600/https/images.theconversation.com/files/27056/original/nstjjzw2-1373259968.jpg?ixlib=rb-1.1.0&q=15&auto=format&w=754&h=542&fit=crop&dpr=3)
Как выглядит и работает центробежное сцепление?
Предполагаю, что в нашей стране практически нет людей, реально знакомых с автомобилями с оригинальной трансмиссией Saxomat, поскольку она сошла со сцены задолго до того, как на рубеже смены СССР на РФ к нам начали поступать первые иномарки. Возможно, единичные машины с «саксоматом» имеются у кого-то из современных российских коллекционеров. Тем не менее принцип работы этой системы более-менее известен, и в наше время даже существуют еще отдельные её пользователи! Которые, правда, никогда не называли то, чем пользуются, «саксоматом»… Называли его «вариоматик» или «трансматик» (фанаты Volvo, думаю, уже поняли, о чем речь).
Механизм, представляющий собой комплекс автоматического центробежного сцепления с дополнительным ручным выжимом посредством вакуумного сервопривода, управляемого от кнопки на рукоятке КП, применялся на автомобилях Volvo 300-й серии с клиноременными вариаторами разработки DAF. Эти машины выпускались в Швеции с 1976 по 1991 годы, и некоторое незначительное их количество все еще на ходу и в строю, в том числе и в России. И работали эти узлы на Volvo 300 с вариаторами точно по такому же алгоритму и принципу, как и на машинах с ручными КП Saxomat. Да и функции выполняли те же…
С помощью центробежного сцепления на Volvo, укомплектованных клиноременным «вариоматиком», реализовывалось формирование нейтрали и максимально плавный старт, а с помощью вакуумного сервопривода – отключение двигателя от трансмиссии на повышенных прогревочных оборотах, характерных для карбюраторных моторов, широко распространенных на 300-й серии.
На первый взгляд центробежное сцепление ничем не отличается от любого традиционного. Выглядит, как обычная корзина устаревшей лапковой конструкции…
…однако, если заглянуть внутрь, можно разглядеть центробежные грузики-ролики. Кстати, на фото ниже хорошо виден еще один важный нюанс – потрескавшаяся и посиневшая от перегрева поверхность – к этому нюансу мы еще вернемся чуть позже!
Нажимной ведущий диск приклепан к корпусу корзины через три пружинящие радиальные пластинки, позволяющие ему быть одним целым с корзиной при вращении, но при этом двигаться в небольших пределах в осевом направлении, поджимая или освобождая ведомый диск. Собственно, этот момент реализован в «центробежке» так же, как и у любых сцеплений традиционного типа. Но если спилить заклепки и разделить корзину и нажимной диск, то мы увидим следующее:
За срабатывание сцепления при повышении рабочих оборотов коленвала отвечают три центробежных ролика. Ролики способны вращаться на своей оси (то есть у них внутри подшипник), а также имеют очень высокую твердость поверхности, чтобы не возникала выработка, мешающая им равномерно прокатываться по чугунным салазкам нажимного диска. Хотя путь прокатывания роликов от минимального до максимального прижима диска сцепления крайне короток – не более десятка миллиметров…
На поверхности корзины, там, где прокатываются ролики, также в свою очередь наклепаны три высокопрочные термообработанные стальные пластины, чтобы ролики не проминали незакаленный металл корзины.
Ну и нельзя не уточнить, что у системы Saxomat и любых ее разновидностей (в том числе и вольвовской, используемой в тандеме с вариаторной трансмиссией на 300-й серии), хватало и недостатков. Самый главный из которых – в необходимости частой регулировки. Характеристики срабатывания центробежного сцепления сохраняли заводские значения, пока ведомый диск был новеньким. Но со временем фрикционные пластины стирались, и толщина диска уменьшалась. Это смещало момент включения сцепления в область более высоких оборотов. И чтобы компенсировать износ диска, требовалось регулярно заезжать на сервис, где мастера меняли особые дистанционные пластины, находящиеся между маховиком и корзиной. Вынимались более толстые и вставлялись более тонкие, чтобы сохранить зазор в 0,1-0,3 мм между маховиком и ведомым диском. Своевременными визитами на сервис многие водители пренебрегали, в результате чего постоянно перегазовывали при стартах, на подъемах или на нетвердом дорожном покрытии. Сцепление перегревалось до синевы, ведущий диск истирался, деформировался, трескался. На фото выше это как раз наглядно показано.
Дальнейшее развитие Saxomat
Сегодня распространены роботизированные коробки передач, конструктивно представляющие собой механические КП, на корпусе которых установлено несколько электрических сервоприводов – для управления вилкой сцепления и кулисой. И, собственно, система Saxomat – это их предшественник, «полуробот», в котором управление сцеплением автоматизировано, а за физическое переключение передач и принятие решений отвечали рука и голова водителя. И, как ни странно, «дауншифтинговый» возврат к каноничному принципу «саксомата» отчасти оправдан даже сегодня! Современные коробки-роботы, к сожалению, заработали по многим причинам негативный имидж у автовладельцев, а вот надежный в силу простоты «полуробот» мог бы вписаться в сегмент сверхбюджетных машин, где преобладают ручные КП. Особенно сейчас в нашей стране на фоне проблем с более совершенными и дорогостоящими решениями, компоненты которых перестали поступать от зарубежных заводов. Подобная схема управления трансмиссией отлично бы смотрелась, например, на Lada Granta, для которой отечественному автопрому не пришлось бы осваивать с нуля изготовление центробежного сцепления и многочисленных вакуумных узлов и элементов – все это сегодня легко заменит управляющий обычным сцеплением электрический сервопривод, работу которого можно организовать по любому алгоритму, заложенному в несложный электронный блок. Электрический сервопривод не нуждается в вакуумных «костылях» и может действовать сколь угодно быстро или плавно в зависимости от скорости движения автомобиля и передачи, которую мы включаем. Может получать оптимальные команды, основанные на комплексе сигналов от разных датчиков. И примеры подобных решений в наши дни – есть!
В плане работы и восприятия водителем практически полным клоном концепции Saxomat образца 1965 года является трансмиссия Hyundai iMT, которая сегодня применяется на небольших городских автомобилях для индийского рынка. Практически Saxomat, но реализованный на современной технической базе!
iMT – это обычная механическая коробка, в автомобиле с которой отсутствует педаль сцепления. Вместо нее за выжим сцепления отвечает электрогидравлический привод, который получает команду от кнопочки на рукоятке КП, именуемой «датчиком намерений». Да-да – все то же самое! Бросил газ, взялся за рукоятку КП, сцепление мгновенно выжалось, и ты включил нужную передачу. А после касания акселератора электрогидравлический привод, управляемый электроникой, сам обеспечит оптимальное по динамике безударное и безрывковое соединение двигателя и коробки, опираясь на данные об интенсивности нажатия педали газа, номере включенной передачи и текущей скорости автомобиля.
Hyundai Venue 2019–н.в.интересно
Новые статьи
Статьи / Интересно
5 причин покупать и не покупать Renault Megane III
«Идеальный семейный автомобиль»; «вообще не годится на роль семейной машины»; «водить его – сплошное удовольствие»; «на трассе – какой-то ужас»; «можно проехать полторы тысячи километров и н.
Статьи / Интересно Маленький, но настоящий: как создавали Mercedes 190 и почему он стал звездой В отличие от многих мировых автопроизводителей, компания Mercedes не начинала страницы своей вековой истории с компактных малолитражек. Знатоки истории могут возразить – дескать, а как же вы… 1640 0 6 20.05.2023
Статьи / Практика
Хладагенты и масла: почему после заправки кондиционера он может выйти из строя
Приближается лето, уже сейчас в машинах становится жарко, и кондиционер приходится включать всё чаще и чаще. Однако некоторые автовладельцы сталкиваются с тем, что «кондёр» стал холодить хуж…
851
0
1
19.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 12254 8 9 07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3
Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс…
7575
17
2
23.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 7545 11 4 02.03.2023
Новый Suzuki Vitara – Обзор
Solar Yellow Pearl / Black Roof
Galactic Gray Metallic
Cosmic Black Pearl Metallic
Solar Yellow Pearl / White Roof
Galactic Grey / Black Roof
Atlantis Turquoise Pearl / Black Roof
Savannah Ivory Pearl / Black Roof
Bright Red / Black Roof
Ice Greyish Blue / Black Roof
Bright Red
Cool White Pearl Metallic
Atlantis Turquoise Pearl Metallic
ЭКСТЕРЬЕР Suzuki Vitara
ОБНОВЛЕННАЯ ОПТИКАСовременный дизайн головного освещения автомобиля – первое, на что обращают внимание.
Направленный пучок яркого света светодиодных фар SUZUKI Vitara освещает путь в любую погоду. А голубая окантовка линзы, как особенный элемент модели, добавит стиля внешнему виду автомобиля.
Дерзкий и современный образ Vitara дополнят новые задние фонари, выполненные в виде трёх светодиодных лучей, отсылающих к стилю четких геометрических линий.
ИНТЕРЬЕР Suzuki Vitara
НОВЫЙ 4.2-ДЮЙМОВЫЙ МУЛЬТИИНФОРМАЦИОННЫЙ LCD-ДИСПЛЕЙМногофункциональный мультимедийный 4,2-дюймовый цветной дисплей расположен в центре приборной панели. Он обеспечивает точные и достоверные данные о поведении и состоянии автомобиля. Динамический дисплей наглядно отражает широкий спектр функций: режимы ALLGRIP SELECT, G-Force, показатели работы двигателя и крутящий момент, а также данные об ускорении и торможении. Когда в вашем распоряжении такой широкий выбор опций, вождение никогда не превратится в рутину!
НОВЫЙ ДИЗАЙН ОБИВКИСтильная замшевая обивка передних и задних сидений обеспечивает максимальную поддержку и комфорт как для водителя, так и для пассажиров.
Вы можете быстро повышать и понижать передачи с помощью лепестковых переключателей, установленных за рулевым колесом. Они обеспечивают приятное и динамичное вождение в спортивном стиле так же, как механическая коробка передач.
МУЛЬТИМЕДИА Suzuki Vitara
7-ДЮЙМОВАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СИСТЕМА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДКЛЮЧЕНИЯ СМАРТФОНА7-дюймовый сенсорный дисплей с интуитивно понятным интерфейсом позволяет использовать множество функций, включая аудиосистему, беспроводное подключение телефона, навигацию и интеграцию смартфона. Функции распределены на четыре логических блока: «Прослушивание музыки», «Навигация», «Телефон» и «Подключение смартфона». Дисплей подключения смартфона работает с Apple CarPlay™ , Android Auto™ и MirrorLink™.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ Suzuki Vitara
1.4 BOOSTERJET / 140 Л. С.
Резвый и стремительный бензиновый двигатель объёмом 1.4 литра с системой турбонаддува и непосредственного впрыска. За счет регулировки давления наддува инженеры Suzuki смогли не только обеспечить повышенное давление при пиковых нагрузках, но и избежать эффекта турбоямы. Максимальная мощность двигателя составляет 140 л.с., предельный крутящий момент – 220 Нм. Доступен с 6-ступенчатой АКП.
1.6 / 117 Л.С.
Тяговитый и экономичный бензиновый двигатель объёмом 1.6 литра, оснащённый системой переменных фаз газораспределения VVT. Обеспечивает высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов. Доступен с 5-ступенчатой МКП или 6-ступенчатой АКП.
ALLGRIP SELECT Suzuki Vitara
ФИРМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ALLGRIP SELECT ОТ СОЗДАТЕЛЯ ЛЕГЕНДАРНЫХ ВНЕДОРОЖНИКОВ
ALLGRIP SELECT – результат применения огромного опыта и экспертизы в создании полноприводных автомобилей. Интегрированное управление двигателем, трансмиссией и ESP®¹ позволяет выбрать оптимальный режим в соответствии с типом дорожного покрытия и условиями окружающей среды. Режимы трансмиссии можно быстро переключить с помощью поворотного селектора ALLGRIP на центральной консоли.
AUTO (АВТО)
В режиме AUTO (АВТО) приоритет отдаётся экономии топлива. По умолчанию система использует передний привод (2WD). Полный привод подключается автоматически при пробуксовке передних колес.
SNOW (СНЕГ)
Режим SNOW (СНЕГ) лучше всего подходит для заснеженных, грунтовых и скользких покрытий. По умолчанию используется полный привод (4WD). Работа полного привода регулируется в зависимости от угла поворота рулевого колеса и степени нажатия педали газа для увеличения тяги и курсовой устойчивости на скользких дорогах.
SPORT (СПОРТ)
Режим SPORT (СПОРТ) идеально подходит для извилистых дорог и спортивного стиля вождения. Система оптимизирует алгоритм работы ALLGRIP 4WD, двигателя и АКП для более уверенного прохождения скоростных поворотов и улучшения динамики автомобиля (переключение передач в случае АКП происходит при более высоких оборотах).
LOCK (БЛОКИРОВКА)
Режим LOCK (БЛОКИРОВКА) предназначен для высвобождения автомобиля из снега, грязи или песка. Система равномерно распределяет крутящий момент между передней и задней осями.
БЕЗОПАСНОСТЬ Suzuki Vitara
КОНСТРУКЦИЯ КУЗОВА ТЕСТВ кузове автомобиля реализована запатентованная SUZUKI технология Total Effective Control Technology (TECT), благодаря которой кузов автомобиля эффективно отводит энергию удара в специальные зоны поглощения для защиты водителя и пассажиров в случае столкновения.
7 ПОДУШЕК БЕЗОПАСНОСТИУдовольствие от вождения дополняют многочисленные защитные системы, в том числе стандартные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, передние боковые подушки безопасности, снижающие нагрузку на грудную клетку при боковом столкновении, шторки безопасности, защищающие голову, и подушки безопасности для коленей водителя.
ESP®Если колёса теряют сцепление с дорогой, электронная программа стабилизации ESP®¹ автоматически адаптирует двигатель и тормоза, чтобы помочь водителю сохранить управление автомобилем.
Обнаружив препятствия, ультразвуковые сенсоры на переднем и заднем бамперах автомобиля подают водителю звуковые сигналы и передают указания.
КОМФОРТ Suzuki Vitara
КЛИМАТ-КОНТРОЛЬЛегко регулируемые настройки всегда обеспечивают комфортную температуру в салоне.
ВМЕСТИТЕЛЬНОЕ БАГАЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕБлагодаря широкому проёму багажника, низкой высоте погрузки и внушительному 710-литровому багажному пространству (при сложенных спинках задних сидений)², Suzuki Vitara гарантирует, что вы легко сможете взять с собой всё самое необходимое.
1 — ESP – зарегистрированная торговая марка Daimler AG
2 — Измерено по методике VDA
АВТОМОБИЛИ В НАЛИЧИИ
Выберите свой Suzuki и забронируйте онлайн
ЗАКАЗАТЬ ТЕСТ-ДРАЙВ
Отправьте заявку на пробную поездку
РАССЧИТАТЬ КРЕДИТ
Воспользуйтесь кредитным калькулятором
Найти дилера
Найдите ближайшего официального дилера Suzuki
Как управлять рычагом переключения передач (Советы для начинающих) — журнал Auto Trends
Мэтью Киган
Большинство автомобилей оснащены автоматической коробкой передач с систематическим переключением передач. Другие автомобили имеют механическую коробку передач, поэтому водители должны контролировать точки переключения с помощью сцепления, рычага переключения передач и педали акселератора.
Механическая коробка передач предоставляет водителям множество преимуществ, главное из которых — более захватывающее приключение за рулем, чему вы можете научиться, следуя нашим простым советам по вождению с палкой.
Содержание
Сколько времени нужно, чтобы освоить Stick Shift?
Обучение вождению с переключением передач может занять от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от вашего предыдущего опыта вождения и того, сколько времени вы можете посвятить практике. Вот несколько советов, которые помогут вам быстрее освоиться:
Советы по рычагу переключения передач
Ознакомьтесь с внутренним устройством. Первый из наших советов по управлению джойстиком познакомит вас с интерьером автомобиля с механической коробкой передач, в частности, обратите внимание на несколько важных отличий.
Вместо двух педалей — тормоза и акселератора (педали газа) — у автомобиля с механической коробкой передач есть третья педаль — сцепление, расположенная слева от тормоза.
Между сиденьями переднего ряда вы также найдете рычаг переключения передач. В верхней части джойстика находится ручка, отображающая древовидную схему переключения передач, состоящую из цифр и символа «R» для реверса. Большинство современных автомобилей имеют пять или шесть передач переднего хода. Нейтраль определяется горизонтальной линией между шестернями.
При выключенном автомобиле потренируйтесь переключать передачи. Здесь вы будете выжимать сцепление при каждом переключении передач. Обратите внимание на простоту переключения — большинство современных трансмиссий быстро переключаются между передними передачами.
Запуск автомобиля
Теперь, когда вы знакомы с устройством педали и переключателя передач, вы можете перейти к следующему из наших советов по управлению джойстиком — запуску автомобиля.
Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, левой ногой удерживайте сцепление, а правой ногой нажмите на тормоз. Как только машина завелась, уберите ногу со сцепления.
Чтобы тронуться с места, вам нужно выжать сцепление и либо включить первую передачу, либо переключить рычаг переключения передач на заднюю передачу. Переход на заднюю передачу обычно означает подтягивание ручки вверх и перемещение ее в положение заднего хода при нажатии на сцепление.
После включения начните медленно выезжать с парковочного места, слегка нажимая на педаль газа, чтобы привести автомобиль в движение. Медленно снимите ногу со сцепления, когда начнете двигаться. Имейте в виду, что всякий раз, когда вы тормозите, вы должны выжимать сцепление, иначе машина заглохнет.
В дороге
Следующим шагом в наших советах по переключению передач на рукояти руля станет то, что вы отправитесь в путь. Здесь вы начнете свое путешествие на первой передаче и начнете переключаться на вторую передачу, когда ваша скорость достигнет 15 миль в час. Переключение передач, соответствующее увеличению скорости на каждые 12–15 миль в час, является хорошим правилом.
Таким образом, если вы приближаетесь к 30 милям в час, вы бы переключились со второй на третью передачу. И наоборот, переключайтесь на следующую низшую передачу по мере снижения скорости.
Если в вашем автомобиле есть тахометр, вы можете вместо этого переключать передачи, когда счетчик приближается к 3000 об/мин. При обучении вождению с переключением передач тренируйтесь в местах с небольшим движением и с небольшим количеством красных огней, чтобы замедлить скорость.
При приближении к знаку «стоп» или светофору начните тормозить, затем выжмите сцепление, когда скорость упадет ниже 10 миль в час. Вы можете перевести джойстик в нейтральное положение, когда остановитесь, сняв ногу со сцепления. Включайте первую передачу только тогда, когда вы готовы двигаться вперед, продолжая повышать передачу по мере набора скорости.
Drive Stick Shift Summary
Обучение управлению автомобилем с механической коробкой передач требует времени. Автомобиль будет взбрыкивать и даже глохнуть, пока вы учитесь, но не сдавайтесь. Сосредоточьтесь на активации сцепления и переключении передач, и управление педалью газа будет происходить естественным образом.
Вы также можете заручиться поддержкой терпеливого члена семьи или друга, который поедет с вами. Рабочее слово здесь «терпеливый», поскольку индивидуальная езда на переднем пассажирском сиденье должна сильно воодушевить вас, когда вы учитесь водить с механической коробкой передач.
См. также — 5 советов по вождению ночью научил его пинать шины может быть одним из способов раскрыть проблема с подвеской автомобиля. С тех пор он перешел к изучению некоторых вещей о коэффициенте аэродинамического сопротивления, перегрузках, смещении носков и пяток и о том, как работать сумасшедшая информационно-развлекательная система в каком-то случайном еженедельном водителе. Мэтт является членом Вашингтонской ассоциации автомобильной прессы и публикуется в различных печатных и сетевых СМИ.
Последние сообщения Мэтью Кигана (посмотреть все)
Категории Автомобильные советы Теги ТОРМОЗ, автомобильные советы, СЦЕПЛЕНИЕ, ПЕДАЛЬ ГАЗА, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, РУЧНАЯ ТРАНСМИССИЯ, РУЧКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯКак водить механическую коробку передач
Автомобиль не обязательно должен иметь механическую коробку передач, чтобы доставлять удовольствие от вождения, но скучная машина может казаться намного более захватывающей с рычагом переключения передач. Самостоятельное переключение передач может заставить вас чувствовать себя более привязанным к своей машине, и это ценный навык, которому стоит научиться, даже несмотря на то, что трехпедальные автомобили становятся все менее распространенными. Эй, а что, если ты окажешься на «Удивительной гонке» а палку надо водить? Это шоу все еще идет, верно?
Какими бы ни были ваши доводы в пользу изучения этого полезного жизненного навыка, Драйв технически опытная группа ботаников здесь, чтобы помочь. Давайте обсудим, как водить машину с механической коробкой передач.
The Drive и его партнеры могут получать комиссию, если вы покупаете продукт по одной из наших ссылок. Подробнее.
Меры предосторожности
К счастью, обучение вождению вручную в целом безопасно. Это не значит, что вы делаете что-то опасное, например, пытаетесь одеть медоеда в комбинезон, чтобы воспроизвести «9» Гранта Вудса.0078 American Gothic или игра в прятки в заброшенной угольной шахте.
Тем не менее, есть еще некоторые вещи, о которых следует помнить, чтобы безопасно и ответственно научиться водить автомобиль с механической коробкой передач. Во-первых, пристегните ремень безопасности. Кроме того, будьте в курсе ближайших автомобилистов, пока ваше внимание сосредоточено на процессе обучения. Наконец, соблюдайте все правила дорожного движения.
Toyota GR86 — одна из самых забавных машин с механической коробкой передач, которую вы можете купить прямо сейчас.![Расположение педалей в машине с механической коробкой: Коробка автомат – как ей пользоваться](/800/600/https/images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/51sG7i0J11L._AC_SL1000_.jpg)
Вот как водить машину с механической коробкой передач
Давайте приступим!
Найдите среду с низким уровнем стресса для практики
- Обычно это означает, что вы приглашаете друга, который водит вашу новую машину с ручкой переключения передач, которой вы еще не водили, едете вместе с вами на своей машине с ручкой переключения передач или любой другой сценарий, когда у вас есть доступ к транспортному средству с механической коробкой передач.
- Большая пустая парковка — отличное место для начала. Улица в промзоне или индустриальном парке в нерабочее время тоже работает. Вы захотите не мешать другим автомобилистам и ограничить количество вещей, которые могут помешать процессу обучения.
- Остерегайтесь близлежащих пешеходов, собак, кошек, птиц и т.
д. на дороге.
Садитесь в автомобиль
- Расположитесь удобно и удобно, убедитесь, что зеркала правильно отрегулированы и что вы можете легко управлять сцеплением (см. рис. 001) на протяжении всего его хода. Пристегните ремень безопасности тоже!
- Убедитесь, что электронный тормоз включен и/или тормоз нажат, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, затем нажмите сцепление и включите зажигание.
- Удерживая ногой сцепление, прогребите шестерни, чтобы понять, где находится каждая из них. Если это не специально построенный гоночный автомобиль с так называемой секвентальной коробкой передач, ориентация передач будет H-образной (см. рис. 002) с пятью, шестью или даже семью скоростями. Последним может быть Porsche или Corvette последней модели, и мы завидуем, что вы узнали об этом виде автомобиля. Наконец, выясните, где находится задняя передача и как на нее переключиться.
Иногда есть рычаг, который нужно потянуть вверх, или вам нужно нажать на переключатель для доступа.
Приготовьтесь к движению
- Теперь начинается захватывающая часть обучения тому, как двигаться на передаче.
- Включите сцепление и включите первую передачу.
- Слегка и медленно отпускайте сцепление, наблюдая за реакцией автомобиля, а также за тем, где точка срабатывания находится в ходе педали сцепления, иначе известном как место, где передача полностью входит в зацепление с трансмиссией.
- Автомобиль может начать двигаться сам по себе или заглохнуть. Если он заглохнет, поставьте ногу на сцепление и тормоз, переключитесь на нейтраль и запустите его снова.
Старт Балансировка педалей и переключение передач
- Если автомобиль будет катиться на передаче без использования педали газа, поздравляю, все это будет немного легче освоить!
- Затем запустите машину, включив передачу с включенным сцеплением, а затем начните балансировать педали сцепления и газа, чтобы переход был плавным.
Дайте себе достаточно места и пространства, чтобы увидеть, насколько сильно требуется педаль газа при отпускании сцепления или наоборот. Вы можете несколько раз заглохнуть, но не бойтесь, вы получите это! Машина будет в порядке.
- Просто сосредоточьтесь на включении и выключении первой передачи, используя следующую последовательность движений: включение сцепления, выбор первой передачи, медленное отпускание сцепления при добавлении газа, вращение на несколько футов, затем сброс газа, включение сцепления, переключитесь на нейтраль, затем остановитесь. Продолжайте повторять до тех пор, пока вы не освоитесь с процессом и не сможете выполнять его гладко.
- Затем, вместо переключения с первой на нейтральную, переключитесь на вторую передачу при включенном сцеплении, а затем балансируйте педали сцепления и газа, чтобы переключаться с передачи на передачу. Продолжайте совершенствовать свои навыки в определении точки подхвата и становитесь как можно более плавным.
Не пытайтесь быстро переключаться
- Не торопитесь с включением сцепления и переключением между передачами.
Вы не участвуете в гонках и можете начать работать над тем, чтобы стать быстрее, как только освоите весь процесс становления опытным водителем автомобиля с ручным управлением.
- Переключение на более низкую передачу, например, переключение с третьей передачи на вторую, как правило, выполняется легко, если вы освоили переключение на более высокую передачу или со второй передачи на третью. Опять же, ключевым моментом является определение точки захвата и плавность хода. Не беспокойтесь о согласовании оборотов при этом, просто делайте это плавно, чтобы не вызвать преждевременного износа коробки передач. Соответствие оборотов — это быстрое нажатие на педаль газа перед переключением на более низкую передачу, что обеспечивает более плавное переключение на более низкую передачу. Но опять же, сначала побеспокойтесь о том, чтобы освоить основы.
- Если вы хотите замедлиться, вы можете переключиться на пониженную передачу, чтобы позволить передаче замедлить вас, или вы можете просто включить сцепление, переключиться на нейтраль и использовать только педаль тормоза, чтобы остановиться.
Практика всегда ведет к совершенству
- Мы должны продолжать повторять: практика ведет к совершенству.
- Как только вы освоитесь с вождением автомобиля с механической коробкой передач по городу и сможете плавно управлять автомобилем, не глохнув, переходите к легким холмам и шоссе.
- Для старта в гору требуется немного больше ловкости. Автомобиль, которым вы управляете, может иметь систему помощи при трогании с места, которая удерживает задние тормоза, чтобы автомобиль не откатывался назад, пока вы стоите на нейтральной передаче. В противном случае вам нужно будет выжать сцепление и дать ему больше газа, чтобы двигаться вперед.
- В противном случае может потребоваться интеграция ручного электронного тормоза, который добавляет еще один вход, который должен быть сбалансирован с педалями газа и сцепления.
- Как только вы научитесь хорошо управлять автомобилем с механической коробкой передач, вы сможете быстро и плавно выжимать сцепление, что сделает помощь при торможении совершенно ненужной.
Однако не все автомобили способны на это, и если подъем особенно крутой, рекомендуется продолжать использовать метод электронного торможения.
Советы по вождению
За прошедшие годы редакторы The Drive получили много времени в самых разных автомобилях с ручным переключением передач, все из которых имеют разное ощущение и действие педалей сцепления, переключателей, педалей газа и т. д. на. Вот что мы узнали.
- Обратите особое внимание на то, где находится точка включения сцепления, и выясните, как точно ощущается полный ход педалей сцепления и газа.
- Если вы едете на старом автомобиле или грузовике с механической коробкой передач, у него может быть очень длинный ход рычага переключения передач, пространство между шестернями в виде буквы Н и может быть очень мало ощущения того, где находятся шестерни. Эти факторы затрудняют плавное переключение, но вы можете использовать это как преимущество в обучении.
Если вы сможете справиться с этим, у вас не будет проблем с управлением ориентированным на производительность хэтчбеком или спортивным автомобилем.
- Не смущайтесь пробуксовки или даже пробуксовки после нескольких лет опыта. Это случается даже с самыми опытными водителями.
Визуальное руководство по работе ногами
Питер НельсонВключите сцепление, готово выбрать передачу и начать балансировку педалей сцепления и газа.
Питер НельсонДалее, отпуская сцепление и удерживая правую ногу исключительно на педали газа, набирая скорость.
Питер НельсонВ экстренных случаях: если вы находитесь в ситуации, когда вам необходимо резко затормозить и остановиться, поставьте левую ногу на педаль сцепления, чтобы не заглохнуть и не перезапустить машину.
Часто задаваемые вопросы о вождении с ручным управлением
У вас есть вопросы, В Drive есть ответы.
В. Можно ли начинать движение на второй передаче?
A. Это можно сделать в некоторых автомобилях, но, как правило, это плохая идея, так как это «тянет» двигатель или сильно нагружает его при слишком низких оборотах. Просто стартуйте на первой передаче.
В. Что такое автоматизированное руководство?
A. Это трансмиссия, работающая как механическая, в которой между двигателем и трансмиссией имеется сцепление. Но его движение, как и способ выбора передач, управляется электроникой. В нашу современную эпоху эта конструкция трансмиссии устарела и чаще всего встречается на высокопроизводительных автомобилях с начала до конца 2000-х годов, таких как E46 BMW M3 с SMG или Lamborghini Gallardo с E-Gear.
В.
![Расположение педалей в машине с механической коробкой: Коробка автомат – как ей пользоваться](/800/600/https/sun6-20.userapi.com/92PywfNS3tNajt3D0stxsUHloMvm1UU8rqdgyg/hoIe4JxchPU.jpg)
A. При приближении к сценарию, требующему остановки, выжмите сцепление и переведите его в нейтральное положение, но затем уберите ногу со сцепления. Затем выжимайте сцепление, чтобы включить передачу только после того, как захотите снова начать движение. Сидение с ногой на педали сцепления может привести к преждевременному износу выжимного подшипника, который является важным компонентом трансмиссии вашего автомобиля.
В. Как еще можно назвать автомобиль с механической коробкой передач?
A. Вы могли заметить, что люди называют автомобили с механической коробкой передач «рычажным переключением передач», «ручкой управления», «тремя педалями», 6МТ, 5МТ, «ручными автомобилями», механической коробкой передач или стандартной коробкой передач.
В.
![Расположение педалей в машине с механической коробкой: Коробка автомат – как ей пользоваться](/800/600/https/auto.today/media/res/4/9/3/9/3/49393.pcqkxo.1280.jpg)
A. Довольно много: переключатель с тросовым приводом использует тросы между переключателем и трансмиссией для переключения передач, а переключатель с рычажным приводом использует механическую связь между переключателем и трансмиссией для переключения передач. Также есть коробка передач, которая чаще всего встречается в переднеприводных автомобилях, в которой трансмиссия и дифференциал размещены в одном блоке из соображений экономии места, соображений баланса веса, а также для обозначения того, какие колеса являются ведущими.
Видео
Когда дело доходит до отличных инструкций, ничто не сравнится с Мэттом Фарахом из серии видеороликов The Smoking Tire о том, как водить машину с механической коробкой передач. Он настраивает камеры таким образом, чтобы вы могли видеть балансировку педалей, чтобы получить четкое представление обо всем, что происходит.