Зачем нужен двухмассовый маховик и почему он ломается
- Главная
- Статьи
- В два раза лучше и в пять дороже: зачем нужен двухмассовый маховик и почему он ломается
Автор: Михаил Баландин
Часто в обзорах автомобилей с пробегом, которые блестяще пишет Борис Игнашин, упоминается термин «двухмассовый маховик». И к нему часто есть претензии: мол, дорогой он, частенько разваливается, проверять его нужно тщательно. А что такое этот двухмассовый маховик? Железяка из двух частей или всё-таки что-то более сложное? Почему он разваливается и – самое главное – как его проверить?
Ровно и мягко
История двухмассового маховика довольно простая, а началась она давно – первые маховики такой конструкции появились ещё в 1980-х. Их очень широкое распространение сегодня можно объяснить двумя причинами: прогрессом моторов и требованиями экологических норм. Начнём с моторов.
Первые моторы были очень вибронагруженными. И технологии, не позволяющие изготавливать их с современной точностью, и карбюраторное питание, и несовершенные механические системы зажигания делали работу мотора не очень стабильной. Особенно на холостом ходу, когда коленвал двигался с рывками. Для того, чтобы эти крутильные колебания как-то снизить, стали ставить тяжёлые чугунные маховики. Одну часть проблемы – равномерность работы на холостом ходу – они отчасти решали. Но была и другая проблема: как трогаться с места без рывков, максимально плавно и комфортно?
Для этого решили усовершенствовать сцепление. Точнее, его ведомый диск. Видели, наверное, на этих дисках (или хотя бы их фотографиях) пружины? Это ничто иное, как основной элемент гасителя крутильных колебаний. Благодаря этому гасителю при трогании с места и езде на минимальных оборотах удалось существенно снизить крутильные полебания коленвала, передающиеся на коробку передач. Впрочем, в некоторых ситуациях гаситель крутильных колебаний ведомого диска со своей задачей справиться не может. Думаю, все помнят, как начинает трястись автомобиль, когда неопытный водитель пытался тронуться с третьей передачи или слишком медленно ехал на высокой передаче? Вот к тому издевательству ведомый диск не готов. А происходило такое всё чаще, причём не по вине водителей, а по вине экологических норм.
Да, экология виновата в этом не меньше того, кто сидит за рулём и путает передачи. Ведь нельзя быть одновременно «зелёным» и иметь высокие обороты двигателя – это не сочетается. Холостые становились всё ниже, и несмотря на рост технологий, появление инжектора, гидроопор мотора и прочих вещей, снижающих вибрацию, крутильные колебания всё-таки нарушали комфорт. Снижение веса моторов, связанного с переходом от чугуна к алюминиевым сплавам, тоже внесло свою лепту – чем мотор легче, тем больше он подвержен вибрации. И со временем из ситуации нашли интересный выход: вместо гасителя крутильных колебаний на ведомом диске его решили ставить прямо в маховике. К тому же такой двухмассовый маховик оказался легче простого чугунного, что тоже хорошо.
Большой скачок в распространении двухмассовых маховиков связан с появлением роботизированных коробок, особенно немецких DSG. Автомобили с такими коробками заточены под экономичную езду на минимальных оборотах на максимально возможных передачах – они должны тянуть с самых низов, где вибрации всегда будет много. Поэтому с современными «роботами» двухмассовый маховик есть всегда.
Ну и второй фактор – это дизели. Конечно, современные дизели с Common Rail не так пляшут под капотом, как старые-добрые дизели 80-90-х, но всё же они тоже довольно вибронагруженные, а тяга на низких оборотах у них хорошая. Тут сам бог велел ставить двухмассовые маховики, поэтому на дизельных легковых автомобилях они встречаются очень часто. С одной стороны, это даёт машине дополнительный комфорт, с другой – часто разваливается и стоит кучу денег. Почему?
Две массы, две проблемы
Двумассовый маховик имеет две основные части. Внешний его корпус (первичный диск) похож на обычный маховик: там такой же венец для зацепления шестерни стартера и обычно – диск синхронизации для датчика положения коленвала. А вот внутри этого корпуса деталей много. Это пакеты пружин, которые гасят колебания (наборы из жёстких и мягких пружин), колесо с внутренними зубьями, планетарные шестерни, осевой и радиальный подшипники, и всё это закрыто вторым корпусом (вторичным диском), к которому прилегает ведомый диск сцепления. Таким образом, получается, что два корпуса поворачиваются относительно друг друга и удерживаются пакетами пружин. Ничего слишком сложного нет, но вполне очевидно, что это уже механизм, а не монолитная чугунная плашка, как простой маховик. А любой механизм со временем изнашивается (включая двухмассовый маховик и Тойоту Лэнд Крузер 100).
Можно выделить две причины выхода маховика из строя. Первая – это естественный износ, вторая – поломка из-за нарушения смазки.
Износ двухмассового маховика неизбежен. Пружины со временем меняют свои характеристики, оба диска начинают перемещаться относительно друг друга слишком свободно, без необходимого усилия. Это, к сожалению, неизбежно.
То же самое можно сказать и о подшипниках, которые тоже не вечные. Хочешь – не хочешь, а когда-то придёт время заниматься ремонтом или заменой этого маховика.
Но вот преждевременный его износ обычно связан с дефектом смазки. Дело в том, что смазка уложена в герметичное пространство, где работают пружины и подшипники. Само собой, она уложена «на весь срок службы», то есть условно вечная (как, например, масло в АКП). Мы все понимаем, что вечного ничего не бывает, и эта смазка стареет. Особенно быстро она приходит в негодность из-за перегрева. И совсем быстро – из-за частого перегрева.
Перегреть её просто. Помните, как неопытные водители «жгли» сцепление? Неправильная работа педалью приводила к тому, что фрикционные накладки слишком долго буксовали, сильно нагревались от трения и подгорали. Вот теперь тоже самое можно делать и с двухмассовым маховиком – перегревать смазку, которая заложена в него навечно. Обидно, но это такая плата за комфорт.
Вообще, стиль вождения довольно сильно влияет на ресурс маховика. Перегрев смазки можно вызвать долгими пробуксовками в грязи или в снежном сугробе либо при буксировке тяжёлого прицепа.
Очень отрицательно маховик относится к небрежной работе сцеплением. Резко его бросать не стоит – это удар по маховику. Не стоит и ехать на слишком низких оборотах – в этом случае маховику приходится гасить очень сильные крутильные колебания, что существенно сокращает ему жизнь.
Нежелательно ездить с неисправным мотором или опорами мотора. Маховик будет компенсировать рывки при пропусках зажигания, будет смягчать пляску двигателя на порванной гидроопоре, но в конце концов и сам выйдет из строя раньше срока.
Ну и, конечно же, чип-тюнинг. Почему-то многие при чиповке мотора переживают за автомат, а про бедный маховик не думают. А зря: если чугунному маховику плевать, какой момент с коленвала передавать на сцепление, то у двухмассового есть предел прочности. Так что тут тоже нужно быть осторожнее.
Ремонт и замена
Ремонтировать двухмассовые маховики у нас научились. Сейчас их достаточно успешно разбирают, меняют пружины, подшипники, набивают свежую смазку, заваривают, балансируют и отправляют в путь. Могут даже дать вполне приличную гарантию. Работа, конечно, недешёвая, но всё-таки не такая разорительная, как покупка нового маховика. Тут цены на оригинальные запчасти довольно высокие (например, на обычный Мондео его можно купить за 45-50 тысяч).
Менять или ремонтировать маховик лучше вместе с заменой сцепления. Потому что, во-первых, для его замены всё равно нужно снимать коробку и сцепление, во-вторых, потому что высока вероятность, что два комплекта сцепления маховик всё равно не переживёт. Но тут, конечно, всё индивидуально. Просто если есть планы ездить на машине долго, а при замене сцепления выясняется, что маховик скоро отправится на свалку, выгоднее будет его заменить сразу.
Возникает вопрос: а можно ли вместо двухмассового маховика поставить одномассовый? Который во много раз дешевле и практически вечный? Обычно – да, можно. Но при этом нужно обратить внимание на ведомый диск сцепления: если по стоку он стоял без гасителя крутильных колебаний, то его нужно заменить на другой – с гасителем. Иначе ездить будет совсем неприятно. Кстати, многим такая замена нравится ещё по одной причине: думают, машина стала быстрее трогаться с места и разгоняться. Отчасти оно так и есть: демпфирование двухмассового маховика заметно выраженнее, чем демпфирование гасителя ведомого диска, отчего кажется, что машина стала на полсекунды быстрее уезжать с места. Впрочем, «попомер» – инструмент не самый точный, и его показания очень субъективны.
Маракасы, бубен и флейта
Как понять при покупке машины с пробегом, что двухмассовый маховик требует ремонта? Честно говоря, довольно сложно. Обычно говорят, что он «лязгает», что особенно заметно при трогании с места. Однако лязгает он обычно тогда, когда уже почти совсем развалился. На начальном этапе он издаёт очень разнообразные звуки, похожие на звук маракасов, иногда – бубна. Иногда он может посвистывать, но вот определить, что это именно маховик, очень и очень сложно. Подобным образом может звучать и коробка, и сцепление. А если слушать всё это, сидя в салоне, то можно принять за звук маховика даже стучащую о кузов защиту поддона картера или экран изоляции системы выпуска.
При покупке машины более-менее точно проверить маховик можно одним способом: на одной из высших передач (пятой или шестой) резко нажать на газ с начальными оборотами в пределах 1000-1100. Если появляются посторонние звуки или рывки, маховик, скорее всего, уже требует ремонта. Если же всё в порядке, значит, он ещё способен побороть те колебания, которые в ходе такого эксперимента обязательно возникнут.
практика ремонт
Новые статьи
Статьи / Популярные вопросы Как правильно парковаться на уклоне и почему это важно Мы уже не раз говорили о парковке: о том, где можно и нельзя парковаться, что будет, если встать на месте для инвалидов, и как быть, если вам мешает припаркованная на тротуаре машина. Сег… 133 1 0 24.04.2023
Статьи / Новые авто Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн… 1286 2 3 23.04.2023
Статьи / История Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W. .. 1270 0 2 22.04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом… 9817 9 878 09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020.
Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 8162 8 9 07.04.2023
Облегченный маховик для двигателя авто
Расскажем что такое облегченный маховик для двигателя автомобиля. Зачем его устанавливают при тюнинге мотора и есть ли польза от него. Все плюсы и минусы + видео как работает.
Что это такое
При тюнинге двигателя автолюбители прибегают к замене стандартного маховика на облегченный. Его главное преимущество — меньший вес по сравнению со стандартной деталью. Уменьшения веса составляет около полутора килограмм. По сути, это позволяет мотору быстрее набирать обороты, а значит повышается мощность и скорость машины.
Почему не могут устанавливать с завода? Штатный нужен для улучшения плавности хода, когда при резком нажатии или отпускании педали газа — машина не начнёт резко поднимать/опускать обороты мотора. Поэтому доработанный маховик нужен при модернизации трансмиссии и двигателя автомобиля. Иначе от него не будет толка.
Следует помнить, для снижения веса удаление лишнего металла с малого радиуса приведет лишь к снижению прочности изделия. Необходимо удалить лишний металл с максимально радиуса. Это понадобиться тем, кто хочет самостоятельно изготовить маховик с меньшим весом. Для других, просто информация к размышлению.
Какая польза
Он быстрее раскручивается и у него меньшая сила инерции. Если простыми словами, то это положительно скажется на динамических характеристиках автомобиля. Мотор будет быстрее достигать максимальных оборотов, прибавка мощности составит примерно 3-4 процента. Не следует полагать, что если поставим облегченный маховик, то машина быстрее поедет и время разгона сократиться.
Все плюсы
- Улучшиться динамика авто.
- Отклик на нажатие газа будет более острым.
- Мотор автомобиля будет быстрее набирать обороты максимальной мощности (5000-8500 об/мин).
- Охотнее работает в верхнем диапазоне с меньшими энергетическими потерями.
- Улучшиться торможение двигателем (сброс газа).
- Профессионалам легче контролировать мотор на высших оборотах.
- Меньшая нагрузка на коренные вкладыши.
Маленький нюанс
Если начали менять стандартный маховик авто на тюнингованный, то надо полностью перестраивать весь мотор (добавлять мощности).
Нужна комплексная работа по тюнингу двигателя и трансмиссии. Например, поставили данный маховик на полностью стандартную машину без доработок. В итоге получите только минусы — в пробках будет труднее передвигаться, накат уменьшиться (расход топлива возрастёт).Для стандартного мотора и гражданской езды штатный маховик имеет много плюсов и почти не имеет минусов. А для спортивного двигателя облегченный маховик — лишь часть системы, и не самая дорогая. Часть системы, а не вещь в себе. Следует помнить, что обычный маховик выполняет много полезной работы:
- сглаживает рывки и неровности работы мотора;
- демпфирует реакцию на резкую подачу топлива или резкое закрытие заслонки;
- при гражданских переключениях передач не дает сильно просадить обороты;
Видео — как работает
Приобрести облегченный маховик на авто можно в магазине тюнинга или заказать в интернете. Стоимость не высока — для отечественных автомобилей составляет от 3 200 ₽. На иномарки или под заказ стоимость будет выше.
Что делает автомобильный маховик? Причины для замены маховика двигателя
Узнайте все, что вам нужно знать о маховике вашего автомобиля, в том числе о том, что он делает и почему его иногда необходимо заменить.
Что такое двухмассовый маховик?
Маховики могут быть двухмассовыми (DMF) или одномассовыми (SMF).
Как и следовало ожидать, двухмассовые маховики состоят из двух маховиков. Один крепится к сцеплению, другой к коленчатому валу.
Что делает маховик в вашем автомобиле?
Целью одномассовых маховиков является обеспечение прямого контакта между двигателем и сцеплением в сборе, накопление энергии вращения для предотвращения остановки автомобиля.
Одномассовые маховики:
К сожалению, они вызывают больше вибраций и шума, которые могут повредить коробку передач и двигатель.
Двухмассовые маховики, с другой стороны, специально разработаны для снижения шума и вибрации. Проще говоря, их назначение — сделать процесс запуска двигателя, работы на холостом ходу и переключения передач максимально плавным.
Два диска имеют ряд пружин между ними, которые действуют как «механическая губка», уменьшая повреждения, вызванные вибрациями двигателя. Это также защищает коробку передач и позволяет более эффективно использовать мощность двигателя.
Там некоторые другие функции маховика, например, IT:
Уменьшает напряжение трансмиссии
делает скорость двигателя более плавным
Баланс. Двигатель
Помогает двигатель Ground
.0003
В чем разница между одномассовым и двухмассовым маховиком?
Одномассовый маховик представляет собой механическое устройство, изготовленное из цельного куска металла, поэтому в нем нет движущихся частей.
Вот некоторые ключевые отличия:
Двухмассовые маховики дороже
Одномассовые маховики можно шлифовать, тогда как двухмассовые
Двухмассовые маховики более подвержены деформации
Двухмассовые маховики весят значительно больше, чем SMF
Двухмассовые маховики лучше гасят вибрации
Двухмассовые маховики обеспечивают лучшую защиту трансмиссии
Двухмассовые маховики работают следующим образом:
Сохранение энергии импульса зажигания поршня
Передача этой энергии коленчатому валу
Обеспечение плавного вращения коленчатого вала0003
У моей машины двухмассовый маховик?
Двухмассовые маховики обычно используются в более крупных транспортных средствах, особенно с дизельными двигателями. Они также иногда используются в бензиновых двигателях с высоким крутящим моментом.
Почти все четырехцилиндровые дизельные двигатели будут оснащены двухмассовым маховиком.
Согласно данным WhoCanFixMyCar за 2021 год, проблемы с двухмассовым маховиком чаще всего возникают у пяти моделей автомобилей:
BMW 3 серии
Vauxhall Insignia
Volkswagen Golf
Audi A3
Ford Mondeo
Автомобили с автоматической коробкой передач не оснащаются двухмассовыми маховиками, так как в большинстве из них вместо них установлены гидротрансформаторы.
Преобразователи крутящего момента выполняют ту же роль, но немного по-другому, используя гидравлическую муфту. Это передает мощность вращения двигателя на трансмиссию, позволяя двигателю вращаться несколько независимо.
Может ли неисправный маховик вызвать проблемы с запуском?
Система зажигания автомобиля напрямую зависит от маховика, поэтому вполне возможно, что неисправный маховик может вызвать проблемы с запуском; на самом деле, это, вероятно, так.
Когда маховик изнашивается или трескается, стартер не может правильно зацепить его, особенно если он потерял значительное количество зубьев.
Это связано с тем, что в стартере небольшая шестерня (известная как шестерня Бендикса) соединяется с маховиком при повороте ключа. Шестерня Bendix раскручивает маховик; как только двигатель запускается, он убирается, позволяя маховику свободно вращаться.
Если на маховике отсутствуют многочисленные зубья, шестерня не сможет с ним соединиться.
Как узнать, нуждается ли мой двухмассовый маховик в замене?
Существуют некоторые распространенные симптомы, на которые следует обратить внимание.
Основные причины, по которым требуется замена маховика двигателя автомобиля
Тугая педаль сцепления
Затрудненное переключение передач
Царапание двигателя, особенно на малых скоростях
Рывки или тряска
Сцепление проскальзывает (без запаха гари)
Провести визуальный осмотр
При желании можно:
смазка
Проверить поверхность трения на наличие признаков перегрева, таких как задиры
Проверить на наличие видимых повреждений, особенно деталей внутри колокола
Отключить двигатель от коробки передач
Разрешить переключение передач
Предотвратить остановку двигателя
Улучшение характеристик автомобиля
Более плавный ход
Более выгодная замена обеих частей вместе
- 9
Что делать, если пробуксовывает сцепление
Сколько служит сцепление?
Полное руководство по ремонту сцепления
Что на самом деле происходит при замене сцепления?
- пружины; их должно быть много, но они могут истощиться из-за перегрева
Если вы не уверены, нуждается ли ваш маховик в замене, лучше всего обратиться к профессиональному механику.
Сравнить цены
Как звучит поврежденный маховик?
Если у вас двухмассовый маховик, вы, вероятно, заметите необычный стук, когда автомобиль работает на холостом ходу. Вы также можете услышать царапающие шумы, особенно на низких скоростях.
Как долго прослужит шумный маховик?
Если маховик издает необычный шум, это означает, что он сильно изношен и его следует заменить как можно скорее.
Маховики обычно служат от 80 000 до 100 000 миль, если не больше, но как только вы заметите симптомы основной проблемы, вы должны проверить свой автомобиль у механика.
Как долго это продлится, зависит от степени повреждения, но это, вероятно, будет довольно коротким периодом времени, так как проблема будет усугубляться при дальнейшем использовании.
Вождение с неисправным маховиком ставит под угрозу вашу безопасность и безопасность других участников дорожного движения.
В чем разница между сцеплением и маховиком?
Сцепление и маховик выполняют схожие функции — они являются основными компонентами, используемыми для передачи мощности от двигателя к трансмиссии, — но они также существенно различаются.
Сцепление состоит из рычага (также известного как привод), диска сцепления и выжимного подшипника. И наоборот, маховик представляет собой большой металлический диск, который образует интерфейс между трансмиссией и механизмом сцепления.
Муфты предназначены для:
Нужно ли мне заменить маховик на сцепление?
Сцепление и маховик тесно связаны друг с другом, поэтому при замене одного из них часто целесообразно заменить и второй.
Когда необходимо заменить маховик, необходимо снять коробку передач, что является трудоемкой (и, следовательно, дорогой) работой. Вот почему часто имеет смысл заменить сцепление одновременно, поскольку вы уже платите за работу, которая обычно делает замену сцепления такой дорогостоящей.
Аналогичным образом, когда требуется замена сцепления, если у вас одномассовый маховик, стоит одновременно заменить этот компонент.
Проблемы с одним из этих компонентов часто могут привести к проблемам с другим, поэтому, прежде чем принять решение о замене одного или обоих компонентов, тщательно проверьте их на наличие признаков износа.
Сколько стоит замена двухмассового маховика и сцепления?
Согласно данным WhoCanFixMyCar за 2021 год, средняя стоимость замены сцепления и двухмассового маховика составляет 9 фунтов стерлингов.54,63.
Марка | Средняя стоимость |
---|---|
Ford | 9 26|
Vauxhall | 1002,91 фунтов стерлингов |
Volkswagen | 960,23 фунтов стерлингов |
Citroen | 995,24 £ |
Audi | 998,70 £ |
BMW | 925,37 £ |
Mercedes .98 | |
Toyota | 882,83 фунтов стерлингов |
Каковы преимущества нового двухмассового маховика и сцепления?
Если ваш двухмассовый маховик или сцепление выходят из строя, вы мало что можете с этим поделать, кроме как организовать замену одного или обоих.
Вождение с неисправным сцеплением и двухмассовым маховиком опасно и в конечном итоге приведет к тому, что ваш автомобиль вообще не заведется, поэтому игнорировать проблему нельзя.
Тем не менее, есть по крайней мере несколько преимуществ, на которые вы можете рассчитывать при замене:
Ваш автомобиль прослужит дольше
Проблемы с двухмассовым маховиком? WhoCanFixMyCar может помочь вам найти правильный гараж по правильной цене.
Сравнить цены
Понравилось читать эту статью? Там больше, откуда это взялось! 👇Нужно ли менять маховик и сцепление?
Кевин М. Льюис
На автомобилях с механической коробкой передач сцепление и маховик являются двумя основными компонентами, отвечающими за передачу мощности от двигателя к трансмиссии. Если хотя бы один из них выйдет из строя, то автомобиль не сможет управляться. Определите, когда каждый компонент выходит из строя или вот-вот выйдет из строя, а также когда вам следует заменить их в ходе другого обслуживания.
Сцепление
Сцепление в сборе состоит из рычага сцепления или привода, диска сцепления и выжимного подшипника. Когда вы нажимаете педаль сцепления, привод сцепления отрывает диск сцепления от маховика, позволяя водителю переключать передачи и/или переводить автомобиль в «нейтральное положение».
Маховик
Маховик является связующим звеном между механизмом сцепления и коробкой передач. Это большой металлический диск с рядом зубцов по внешнему краю; он напоминает большую шестерню. Цель зубьев — позволить стартеру зацепить их и, таким образом, провернуть двигатель.
Проблемы
Диск сцепления может изнашиваться; это нормальное последствие вождения и происходит с интервалом в 60 000-100 000 миль, в зависимости от условий вождения. При сильном износе сцепление «проскальзывает», теряя сцепление с маховиком; это приведет к гонкам двигателя без передачи мощности на трансмиссию, особенно под нагрузкой или резким ускорением.
Также может изнашиваться подшипник выключения сцепления. Это приведет к жесткой работе механизма сцепления, шуму, вибрации или «стуку». В этот момент требуется замена подшипника.
Маховик также может иметь сломанные и/или изношенные зубья. Это может привести к неправильной работе стартера.
Когда заменять
Когда вы замечаете «пробуксовку» сцепления, это обычно происходит из-за износа диска сцепления. Другие механические проблемы со сцеплением могут быть вызваны выходом из строя выжимного подшипника. Вы должны заменять обе детали как единое целое, даже если изношена только одна, потому что работа по замене любой детали дорога, а сами детали недороги; вместе замена диска сцепления и выжимного подшипника будет стоить около 150-200 долларов по состоянию на 2009 год.