Проверка термостата тремя способами и пять его неисправностей — Блог
В 80% случаев проверка термостата легко выполняется без снятия с машины. Описанные в статье два способа диагностики «на месте» позволяют выявить 5 из 5 возможных неисправностей этой детали. Разборка же системы охлаждения потребуется лишь для того, чтобы уточнить или подтвердить поставленный диагноз, а также для замены термостата в случае подтвердившейся неработоспособности.
Принцип работы и функции термостатаЧтобы уверенно пользоваться предложенными в статье методиками диагностики термостата, придётся кое в чём разобраться. А именно:
- Как работает термостат?
- Зачем он вообще нужен?
- Как выполняет свои функции в исправном состоянии?
Работает термостат крайне просто. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при достижении охлаждающей жидкостью определенных температур. Когда антифриз холодный — термостат закрыт. При температуре выше 80 °C (зависит от двигателя) — открывается. Срабатывает это за счёт того, что внутри детали есть специальная капсула, содержащая сильно расширяющуюся от нагрева смесь (на основе воска). Когда она нагревается, её объем увеличивается, капсула давит на шток и, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан.
Теперь разберёмся вкратце — зачем нужен термостат и какие функции на него возложены. Для этого рассмотрим устройство системы охлаждения автомобильного двигателя в упрощённом виде. А состоит она из двух контуров:
- Малый контур — включает «водяную рубашку» двигателя, а также радиатор, который используется для работы печки в салоне машины.
- Большой контур — включает всё вышеперечисленное, плюс основной радиатор и расширительный бачок.
Термостат же установлен в системе таким образом, чтобы разделять или сообщать эти два контура в нужный момент. Когда мотор ещё холодный или вышел лишь на нормальную рабочую температуру – клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру. За счёт этого двигатель быстрее прогревается. Кроме того, раньше можно включать печку для обогрева салона автомобиля в зимнее время.
Когда же температура охлаждающей жидкости достигает критически высокой температуры, термостат по описанному выше принципу начинает приоткрываться. Часть горячего антифриза поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт холодная (или охлаждённая) жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.
Следует отметить, что клапан термостата необязательно открывается или закрывается полностью. Он срабатывает по мере увеличения или понижения температуры охлаждающей жидкости, и в соответствии с этим изменяет свою пропускную способность. Эта особенность позволяет добиться более плавной терморегуляции, за счёт чего в системе не происходит резких скачков температуры.
Подведём промежуточные итоги. Термостат нужен для того, чтобы:
- холодный двигатель быстрее выходил на рабочую температуру;
- раньше можно было пользоваться печкой в салоне;
- температура охлаждающей жидкости поддерживалась на нужном уровне;
- в случае перегрева понизить температуру в малом контуре, сбросив часть антифриза на охлаждение в основной радиатор.
То есть, если бы термостата не было — двигатель долго бы прогревался, а зимой вообще не выходил бы на рабочую температуру. Чтобы устранить эту проблему, пришлось бы уменьшать объём системы охлаждения. Но в этом случае двигатель будет быстро перегреваться и закипать. Это важно понимать, так как на этом основывается часть описанной ниже диагностики.
Неисправности термостата и их признакиМногие автолюбители идут путём, который кажется им более простым — они начинают искать неисправности, не зная, какими они могут быть. Однако автомобиль является таким механизмом, в котором какой узел не возьми, везде встречается целый набор поломок. Аналогичная беда и с термостатом. Неисправность у него далеко не одна, а целых пять. С их изучения и предлагается начать диагностику. Попутно рассмотрим последствия, которые следует ожидать при той или иной поломке термостата.
Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положенииКак показывает практика, заклинивание клапана в открытом положении является самой часто встречающейся неисправностью. Возникает она по разным причинам, у которых один и тот же исход. А именно — термостат независимо от температуры охлаждающей жидкости постоянно открыт. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру.
В результате заклинивания термостата в открытом положении возникают следующие проблемы:
- двигатель долго прогревается летом;
- зимой даже не выходит на рабочую температуру;
- печка дует либо слегка тёплым, либо вообще холодным воздухом;
- двигатель работает нестабильно и не на полную мощность;
- значительно увеличивается расход топлива;
- снижаются смазывающие свойства и текучесть моторного масла;
- как следствие — ускоряется износ трущихся деталей двигателя.
Как правило, автолюбители обращают внимание на эту поломку именно в зимнее время года, когда нужна печка, а она не греет. Хотя на самом деле холод в салоне не является самым неприятным последствием данной неисправности термостата. Ускоренный износ мотора и повышенный расход топлива — куда более серьёзные проблемы.
Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положенииЭта поломка встречается реже, чем первая, но зато она намного опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только по малому контуру, а к основному радиатору доступ ей отрезан. В результате двигатель и печка нормально выходят на рабочую температуру, но вскоре антифриз перегревается и закипает. В системе создаётся очень большое давление, и её, в конце концов, разрывает в самом слабом месте.
В отличие от первой описанной неисправности, долго эксплуатировать автомобиль с заклинившим в закрытом положении термостатом не получится. Как только это случится, двигатель при первом же запуске быстро выйдет на рабочую температуру, и тут же начнёт перегреваться. Если своевременно не обратить внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, то через несколько минут из-под капота повалит густой белый пар. Возможно, двигатель перегреется до такой степени, что произойдёт заклинивание деталей поршневого механизма, и тогда проблем будет ещё больше.
Заклинивание термостата в закрытом положении чаще всего происходит по одной и той же причине — расширяющийся состав вытекает из капсулы, и клапан более не может преодолевать сопротивление пружины. Также может случиться залипание тарелки клапана в корпусе термостата. Такое бывает после очень длительного простоя автомобиля, а вот при регулярной эксплуатации не встречается.
Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрываетсяЕсли термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость из малого контура сбрасывается в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда не прогревается до конца. Соответственно, дефект сопутствуется плохой работой печки, немного повышенным расходом топлива, снижением приёмистости и другими проблемами, описанными при рассмотрении первой неисправности.
К счастью, встречается эта поломка очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения устанавливается неоригинальный термостат. Дело в том, что у разных двигателей оптимальная рабочая температура отличается, и в соответствии с этими показателями разрабатываются и термостаты. В итоге, если на машину поставить неродную деталь, то клапан может открываться и закрываться слишком рано.
Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрываетсяЭти дефекты аналогичны предыдущим, но являются более опасными. Если рано открывающийся и закрывающийся термостат — это просто непрогретый двигатель, то при позднем срабатывании возможно кипение охлаждающей жидкости и разрушение системы. Вентилятор основного радиатора в данном случае, опять же, ничем не поможет, поскольку до датчика, включающего обдув, горячая жидкость доходит с опозданием.
Проявление этих неисправностей происходит по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на срабатывание при других температурах. Однако не следует сбрасывать со счетов и такой вариант, что момент открывания и закрывания клапана сместился из-за износа. Например, если со временем ослабится пружина, возвращающая и удерживающая термостат в закрытом положении, то открываться он начнёт раньше, чем положено.
Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до концаПоследняя распространённая поломка термостата — это когда его клапан по тем или иным причинам не может открыться или закрыться полностью. Данная неисправность не является такой критической или опасной, как заклинивание в закрытом положении. Но, всё же, некоторые неприятные последствия появятся.
Так, если термостат не закрывается до конца, большой контур не полностью отсекается от малого, когда двигатель холодный или пытается выйти на рабочую температуру. Уже такого, казалось бы, незначительного дефекта хватит для того, чтобы мотор долго прогревался, а зимой так и не вышел никогда на нормальную температуру. Опять же, печка греет плохо, топлива расходуется больше, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.
Второй вариант, когда клапан не до конца открывается, может быть куда опаснее. Проблема кроется в том, что при серьёзной нагрузке пропускной способности термостата не хватит, чтобы в нужном объёме сбросить перегретый антифриз в радиатор для охлаждения. Итог может быть таким же печальным, как описано в случае с заклиниванием клапана в закрытом положении.
Проверка термостата тремя простыми способамиКак было обещано в самом начале, два из трёх предложенных способов диагностики термостата позволяют выявить неисправности без снятия детали с машины. Последний способ потребует частичной разборки системы охлаждения, но, с другой стороны, он является более точным и наглядным.
Способ 1. Проверка термостата по приборной панелиВ системе охлаждения любого автомобиля есть датчик температуры антифриза. Устанавливается он всегда на малом контуре, то есть, условно перед термостатом. Соединён этот датчик с указателем температуры, который расположен на приборной панели. В его роли может выступать как обычная стрелка со шкалой, так и цифровое табло. Независимо от исполнения в работе указателя температуры наблюдается закономерность, по нарушению которой можно определить неисправности термостата.
А работает указатель при исправном термостате следующим образом. Когда холодный двигатель запущен для прогрева, температура заметно повышается в течение нескольких минут. Затем стрелка (или цифры) останавливается на определенной отметке, и некоторое время остаётся примерно в одном и том же положении. Если после этого дать двигателю нормальную нагрузку (начать движение), то со временем можно будет заметить, как указатель резко опустится, и потом плавно начнёт подниматься.
Далее цикл повторяется, а интенсивность изменения показаний температуры варьируется в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других факторов (температура на улице, скорость движения, особенности мотора, режим работы печки и пр.).Теперь рассмотрим несколько ситуаций, указывающих на поломку термостата:
- Температура двигателя (стрелка или цифры) долго не поднимается или не достигает нормы — это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении, либо он закрыт не до конца.
- Двигатель немного прогревается (судя по стрелке), но на рабочую температуру никогда не выходит – то же самое. Термостат постоянно находится в открытом или приоткрытом положении.
- Двигатель перегревается, на что указывает зашкаливающая стрелка температуры охлаждающей жидкости – термостат заклинило в закрытом положении, либо он открывается не полностью.
Следует обратить внимание на то, третья из описанных ситуаций не всегда указывает на поломку термостата.
Для проверки термостата этим способом лучше воспользоваться каким-либо инструментом, позволяющим измерять температуру в пределах 100 °C. Подходит для этих целей мультиметр с датчиком температуры. Как альтернативный вариант, можно утащить с кухни кулинарный термометр. Ещё лучше, если таких приборов найдётся два.
Проверка термостата выполняется по следующему простому алгоритму (для двух термометров):
- Датчик первого термометра закрепляется на патрубке, идущем от термостата к основному радиатору. Делать это можно при помощи изоленты или канцелярского скотча. Главная задача — как можно плотнее прикрепить датчик к патрубку, а также закрыть его, чтобы температура окружающей среды не вносила погрешностей.
- Второй термометр надо закрепить где-то на малом контуре, причём, как можно ближе к термостату. Если ещё одного лишнего инструмента не нашлось, можно обойтись и без него.
- Двигатель изначально должен быть холодным. Кроме того, возиться с термометрами при горячем моторе довольно опасно. Высока вероятность получить ожоги.
- Запускаем двигатель, и следим за температурами охлаждающей жидкости до, и после термостата по установленным термометрам.
- Зная теперь, как работает термостат, делаем соответствующие выводы по полученным показателям температуры.
Например, если в процессе прогрева двигателя температура с обеих сторон термостата растёт примерно одинаково — клапан явно заклинило в открытом положении. Нормой следует считать ситуацию, когда охлаждающая жидкость в малом контуре стремительно прогревается, а в большом контуре первое время остаётся холодной, либо прогревается со значительным отставанием.
Здесь, наверное, стоит немного уточнить некоторые особенности устройства термостата. Дело в том, что на многих автомобилях клапан даже в полностью закрытом положении не является абсолютно герметичным. В нём есть небольшое отверстие, которое необходимо для сброса лишнего давления, возникающего в малом контуре по мере прогрева мотора. Исключением являются те системы охлаждения, в малом контуре которых предусмотрен отдельный клапан для сброса избыточного давления.
Соответственно, если температура до термостата продолжает без конца расти, а на пути к радиатору патрубок холодный или еле тёплый, то есть вероятность, что клапан заклинило в закрытом положении. Либо он открывается с большим опозданием. Чтобы выяснить это по термометрам, нужно будет предварительно узнать, при каких температурах должен начинать срабатывать термостат на конкретном моторе.
Как показывает практика, этот способ проверки термостата является более предпочтительным и точным, нежели первый. А всё потому, что на многих не новых автомобилях детали системы охлаждения меняются на неоригинальные. К примеру, часто устанавливаются датчики температуры, из-за которых стрелка на приборной панели начинает «врать». Соответственно, ориентироваться на неё почти бессмысленно. А вот непосредственное измерение температуры охлаждающей жидкости при помощи посторонних приборов исключает подобные ошибки.
Способ 3. Проверка термостата в кипяткеПоследний способ проверки термостата требует частичной разборки системы охлаждения, однако, позволяет воочию убедиться в его исправности, своевременности срабатывания или в какой-либо поломке. В некоторых случаях уже после демонтажа видно, что деталь имеет один из описанных выше дефектов, и последующие шаги делать уже не нужно.
Алгоритм проверки термостата этим способом выглядит следующим образом:
- Слейте с системы охлаждения 1—2 литра антифриза. Это позволит не пролить его во время дальнейших действий. Полностью сливать систему нет абсолютно никакой надобности. Разве что попутно вы решили заменить старый антифриз на свежий.
- В соответствии с руководством по эксплуатации извлеките термостат из корпуса.
- Осмотрите термостат визуально. Он должен быть полностью закрыт. Если клапанная тарелка приоткрыта или «застыла» в полностью открытом положении, то проверку можно не продолжать.
- Возьмите небольшую ёмкость с водой.
- Погрузите в воду термостат таким образом, чтобы он не касался дна (можно подвесить на проволочке).
- Аналогичным образом погрузите в воду термометр для измерения температуры воды со шкалой не менее 120 °C. Градусник тоже не должен касаться дна посудины, так как температура там будет выше, чем в самой воде.
- Нагревайте ёмкость на газовой плите или другим доступным способом. Крайне нежелательно использовать для этой процедуры электрический погружной кипятильник. Он прогревает воду в посуде неравномерно, и тест может выйти очень неточным.
- Установите по градуснику температуру, при которой термостат начал приоткрываться. Это, как минимум, градусов 80-85, а то и больше. В некоторых двигателях нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости переваливает за сотню градусов. Не кипит она только потому, что находится в герметичной системе с высоким давлением.
- Затем установите температуру, при которой термостат открылся полностью. Соблюдайте осторожность — не пытайтесь повернуть погружённую в почти кипящую воду деталь рукой, чтобы было удобнее смотреть.
- Сверьте полученные данные с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.
Как правило, температурный диапазон срабатывания термостата можно увидеть прямо на его корпусе. Однако, если есть вероятность, что деталь неоригинальная, ориентироваться на эти показатели нет особого смысла. Термостат должен срабатывать не при той температуре, которая на нём написана, а при указанной в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.
Если же вода в ёмкости для проверки уже закипела, а клапан так и не сдвинулся с места, то деталь по понятным причинам подлежит замене. Хотя чаще всего встречается именно первая из описанных неисправностей, когда термостат заклинивает в открытом положении. А выявить этот дефект можно даже не снимая деталь с машины, либо, на крайний случай, при визуальном осмотре после демонтажа.
Краткие итогиПроверка термостата описанными способами позволяет легко выявить все его неисправности, и своевременно заменить деталь на рабочую. Тест же в кипятке также даёт возможность оценить работоспособность нового термостата перед установкой его в систему охлаждения. Ведь от бракованных запчастей никто не застрахован. Кроме того, воспользовавшись столь простой проверкой, можно узнать, срабатывает ли клапан при нужной температуре, а не раньше или с опозданием. Такой подход иногда позволяет сэкономить путём установки дешёвого аналога вместо оригинального термостата.
Термодинамика ДВС и гистерезис термостата
Сесть за написание статьи по термостату автомобиля меня заставил случай. На интернет-форуме завязался спор о влиянии термостата на скорость прогрева инжекторного двигателя. Каждый из спорящих приводил свои доказательства. Поскольку аргументация каждого, действительно, была убедительна, но и в то же время противоположна, то я решил самостоятельно разобраться в данной теме.
Открыл старый учебник по термодинамике и вот, что я там вычитал. Термодинамика – наука об основных способах преобразования внутренней энергии тел для совершения механической работы. Определение очень подходило к обсуждаемой автомобильной тематике. Читаем дальше о так называемом постулате Клаузиуса: «процесс, при котором не происходит других изменений, кроме передачи теплоты от горячего тела к холодному, является необратимым, то есть теплота не может перейти от холодного тела к горячему без каких-либо других изменений в системе». Из прочитанного постулата делаем для себя существенный вывод: энергия передается от горячего тела к холодному.
Теперь разберемся, откуда, собственно, берется энергия в автомобиле для его перемещения в пространстве. Конечно, это энергия сгорания бензина. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) переводят химическую энергию топлива в тепловую энергию, а затем с помощью кривошипно-шатунного механизма в механическую работу. При этом 1 литр бензина при сгорании выделяет около 9,5 кВт*ч тепловой энергии.
У современного ДВС к.п.д. достаточно низкий – до 30%, поэтому основная (70%) часть тепловой энергии, которая не была преобразована в механическую должна быть рассеяна и отведена от ДВС. Зачем её отводить от ДВС тоже ясно, т.к. двигатель работает эффективно достаточно в узком температурном диапазоне от +80 до +115 °С, который называется рабочей температурой. И если лишнюю энергию не отводить от двигателя, то он перегреется. Также не нужно забывать о том, что если скорость отвода тепловой энергии будет большой, то температура мотора упадет ниже указанных цифр, что скажется на эффективности выработки механической энергии, проще сказать, автомобиль начнет «тупить», а КПД падать.
Как раз для регулирования скорости отвода «лишней» тепловой энергии и нужен термостат. Но при этом необходимо помнить, что это не единственный вариант и отведение тепловой энергии происходит тремя путями, а их процентное соотношение между собой колеблется в зависимости от оборотов двигателя (см. диаграмму):
1) через конвекцию и тепловое излучение, 2) через систему отвода выхлопных газов и 3) через систему охлаждения двигателя, где как раз и нужен пресловутый термостат для регулирования объема охлаждающей жидкости.
Теперь остановимся немного на значении стабильного рабочего температурного режима ДВС (Н5.). Я уже отметил, что его диапазон достаточно узок (80–115 °С). Но здесь также нужно понимать, что бывают разные условия движения, которым соответствуют разные температурные значения. Для экономного стиля и небольшой загрузки машины оптимальной будет температура 95–115 °С. Для эксплуатации с максимальной нагрузкой нужна температура поменьше – около 85–95 °С. Для экологичного вождения, когда процент NOх в выхлопе минимален, нужна и минимальная температура – примерно 80–85 °С. По приведенной классификации терморежимов ДВС в журнале «АБС» за январь 2012 г. эти режимы обозначаются как Н5.3., Н5.2. и Н5.1. соответственно. У разных производителей двигателей приведенные значения, естественно, будут несколько отличаться.
Теперь, понимая, что оптимальная температура ДВС зависит от условий вождения и что она находится в очень узком диапазоне температур, перейдем к вопросу регуляции и поддержания необходимой температуры. Исходя из приведенной диаграммы, мы видим, что регулировать её можно только двумя способами: регуляцией через систему охлаждения и путем рассеивания конвекцией и излучением. Для первого варианта хорошо подходит термостат, для второго же необходима регулируемая теплоизоляция моторного отсека.
Остановимся на первом варианте – термостате и его свойствах, что собственно и являлось предметом спора на автомобильном форуме. Приводить устройство термостата не буду, т.к. основная масса читателей знает его нехитрое устройство. Остановлюсь лишь на некоторых общепринятых заблуждениях и опровергну их.
1. Термостат не ускоряет прогрев двигателя.
Я категорически против распространенного утверждения, что термостат ускоряет прогрев двигателя, ибо термостат не может быть источником энергии, он всего навсего отводит лишнюю тепловую энергию. График прогрева ДВС движется по определенной кривой (красная линия), причем темп роста температуры в первой половине графика выше, чем во второй. Это как раз говорит о том, что в первой части не работает отвод тепла через конвекцию и излучение, а во второй части он усиливается. Средняя же скорость (линия тренда) – это прямая, расположенная под определенным ß-углом, который показывает рост температуры во времени и зависит только от технологических особенностей двигателя (теплоемкости) и количества сгоревшего топлива. Отличия для разных двигателей незначительны, т.к. даже на ХХ ЭБУ у многих машин готовит одинаковую смесь. Для конкретного двигателя ß-угла есть константа. Термостат же включается в термодинамический процесс только при достижении температуры его открытия: как правило, это от +87 до +93 °С. При его открытии резко усиливается теплопотеря двигателя, которая прекращается в момент его закрытия, т.е. фактически термостат замедляет и ограничивает дальнейший перегрев двигателя, отводя от ДВС лишнюю тепловую энергию! Я имел, конечно ввиду, только часть энергии, которая рассеивается через ОЖ. Про другие (выхлоп, конвекция и изучение) – отдельная история!
2. Термоизоляция моторного отсека в т.ч. термоодеялом не ускоряет прогрев двигателя.
Мои друзья спорили о термоизоляции. Один говорил, что термоизоляция моторного отсека (МО) влияет на скорость прогрева двигателя. Другой говорил, что не влияет. Я решил провести эксперимент. Утеплил моторный отсек и поставил жалюзи. В мороз в –25 °С поехал на работу и фиксировал температуру двигателя и МО. Жалюзи были плотно закрыты. На следующий день при той же температуре открыл капот и жалюзи и снова поехал на работу. Также записывал температуру двигателя и моторного отсека. Потом нарисовал графики.
Единственное, в данном вопросе нужно сначала определиться с термином прогрев. Если мы считаем, что прогрев это нагревание до температуры +50 °С ОЖ, то теплоизоляция однозначно не влияет на скорость прогрева. Если всё-таки мы считаем, что прогрев идет до максимальной температуры ОЖ, то выводы следующие:
1. От –25 °С до +50 °С скорость прогрева одинакова и утепление на нее не влияет.
2. От +50 °С до +70 °С скорость прогрева чуть больше с утеплением.
3. От +70 °С до +100 °С скорость прогрева больше с утеплением.
Строго говоря, любая теплоизоляция моторного отсека (в т.ч. теплоодеяло) хорошо работает не в фазе нагрева ДВС, а в фазе остывания, когда она удлиняет остывание МО и двигателя в т.ч. И происходит это благодаря «перекрытию» канала рассеивания тепла конвекцией и излучением.
3. Выбитые цифры на корпусе термостата ни о чем не повествуют
На графике представлены температурные кривые открытия (сплошные) и закрытия (пунктирные) трех разных новых термостатов, на корпусах которых были выбиты цифры температуры в +92 °С. При этой заявленной температуре они должны были открываться, но на практике ни один термостат не соответствовал указанным значениям (+82,+84,+89 °С). Для написания этой статьи было проверено 10 новых различных термостатов, и только один открылся точно при достижении указанной температуры!
4. Термостаты со временем теряют свои свойства.
Многие автолюбители уверены в том, что рабочий термостат не изменяет своих свойств со временем. К сожалению, это не соответствует действительности, т.к. со временем изменяются свойства наполнителя (воска) и различных присадок, и на перемещающемся штоке клапана появляются наложения из антифриза, препятствующие свободному его перемещению.
5. Главным и единственным критерием определения работоспособности термостата является «петля» гистерезиса.
Идеальный термостат должен работать примерно так, как изображено на данном графике:
1. Точка открытия А должна точно соответствовать маркировке (температуре открытия).
2. Точка В соответствует максимальной амплитуде открытия и должна быть стабильна во временя эксплуатации.
3. Гистерезис (разница в открытии и закрытии при заданной температуре) должен быть минимальным, т.е петля должна выглядеть на графике «тощей», а не «толстой».
4. Со временем эксплуатации авто ß-угол не должен изменяться.
5. Отрезок А-С (начало открытия и момент полного закрытия) хорошего термостата минимален и не увеличивается со временем службы.
6. Значение точки С (полное закрытие) также должно быть нанесено на корпус термостата.
Ну, а теперь домашнее задание. Какой из новых термостатов разных производителей (V или W) с одинаковым клеймом в +92 °С Вы выберете для своей машины из представленных на графике? И можно ли выбирать термостат для своей машины только на основании выбитых цифирь или нужно обратиться за истиной все-таки к «гистерезису»?
Как говорит мой учитель, специалист по термодинамическим процессам профессор Твердислов В.А. из МГУ, все фундаментальные исследования в основных областях наук (физика, химия и т.п.) закончены, нужно только это помнить и не возвращаться в своих заблуждениях в ХIХ и ХХ века. А для этого достаточно купить кастрюльку и градусник.
- Юрий Богданов
Что такое термостат и для чего он нужен? — AutoTachki
Термостат — один из элементов системы охлаждения двигателя. Это устройство позволяет поддерживать рабочую температуру двигателя во время его запуска.
Рассмотрим, какую функцию выполняет термостат, его устройство, а также возможные неисправности.
Что это такое?
Если кратко, то термостат — это клапан, реагирующий на изменение температуры среды, в которой он находится. В случае с моторной системой охлаждения это устройство устанавливается на вилке в двух ветвях ствола. Один образует так называемый малый круг обращения, а другой — большой.
Для чего нужен термостат?
Всем известно, что во время работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя из-за чрезмерно высокой температуры, он имеет рубашку охлаждения, которая посредством патрубков соединяется с радиатором.
В результате простоя автомобиля вся смазка постепенно стекает в масляный поддон. Получается, что в холодном моторе смазки практически нет. Учитывая этот фактор, при запуске двигателя внутреннего сгорания нельзя давать ему большие нагрузки, чтобы его детали не изнашивались быстрее обычного.
Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу труднее прокачать его во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Тогда масло станет более текучим и детали будут смазываться быстрее.
Перед разработчиками первого автомобиля стояла непростая задача: что нужно сделать, чтобы двигатель быстро прогревался, но его температура в процессе эксплуатации была стабильной? Для этого была модернизирована система охлаждения, в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый прогрев всех частей двигателя (тосол или антифриз нагреваются от горячих стенок цилиндров и отдают тепло всему корпусу двигателя). Второй используется для охлаждения агрегата, когда он достигает рабочей температуры.
Термостат в этой системе играет роль клапана, отключающего подогрев мотора в нужный момент, и подключает радиатор для поддержания внутренней температуры двигателя. Что делает возможным этот результат?
Где находится термостат в машине?
В большинстве моделей автотермостат выглядит практически одинаково, за исключением некоторых конструктивных особенностей. Термостат будет располагаться на стыке трубок, идущих от двигателя и от радиатора охлаждения. Эти элементы будут соединены с корпусом термостата. Если этот механизм не имеет корпуса, то он будет установлен в рубашке двигателя (корпусе блока цилиндров).
Независимо от расположения термостата, от него обязательно будет отходить хотя бы один патрубок системы охлаждения, идущий к радиатору.
Устройство и принцип работы термостата
В конструкцию термостата входят:
- Цилиндр В основном его корпус выполнен из меди. Этот металл обладает хорошей теплопроводностью.
- Внутри находится наполнитель. В зависимости от модели детали она может быть изготовлена из воды и спирта, а может быть изготовлена из воска, смешанного с порошком меди, алюминия и графита. Этот материал имеет большой коэффициент теплового расширения. Пока воск холодный, он твердый. Когда он расширяется, он расширяется.
- Стержень изготовлен из металла. Он находится внутри цилиндра.
- Резиновый компрессор. Этот элемент предотвращает попадание наполнителя в охлаждающую жидкость и перемещает шток.
- Клапан. Таких элементов в устройстве два – один вверху термостата, а другой внизу (в некоторых моделях он один). Они открывают/закрывают малый и большой контуры.
- Корпус. На нем закреплены оба клапана и цилиндр.
- Пружины обеспечивают необходимое сопротивление движению штока.
Вся конструкция находится внутри ответвления между малым и большим кругом. С одной стороны к узлу подключен входной патрубок малого контура, а с другой — вход большого. Из ветки есть только один выход.
Пока охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, она постепенно нагревает цилиндр термостата. Постепенно температура среды повышается. Когда показатель достигает от 75 до 95 градусов, воск уже расплавился (металлические гранулы ускоряют процесс) и начинает расширяться. Так как ему не хватает места в полости, он давит на резиновое уплотнение штока.
Когда силовой агрегат достаточно прогреется, начинает открываться клапан большого круга, и антифриз (или антифриз) начинает двигаться по большому кругу через радиатор. Поскольку работа штока напрямую зависит от температуры жидкости в канале, устройство позволяет поддерживать оптимальную температуру мотора в любое время года: летом не допускает его перегрева, а в зимой он быстро выходит на рабочую температуру.
Вне зависимости от модификации термостата, все они работают по одному принципу. Единственная разница между ними заключается в диапазоне температур, при котором срабатывает клапан. Этот параметр зависит от марки двигателя (каждый из них имеет свою рабочую температуру, поэтому клапан должен открываться в заданном диапазоне).
В зависимости от региона, в котором эксплуатируется автомобиль, следует подбирать и термостат. Если основную часть года достаточно жарко, то следует поставить термостат, который работает при более низкой температуре. В более холодных широтах — наоборот, чтобы мотор достаточно прогрелся.
Чтобы автомобилист не установил не ту деталь, производитель указывает параметр открытия клапана на корпусе устройства.
Кроме того, все терморегуляторы отличаются друг от друга:
- Количество вентилей. Самая простая конструкция – с одним клапаном. Такие модификации используются в старых автомобилях. В большинстве современных автомобилей используется двухклапанный вариант. В таких модификациях клапаны закреплены на одном штоке, что обеспечивает их синхронное движение.
- Одна и две ступени. Классические системы охлаждения используют одноступенчатые модели. Если в контуре жидкость течет под давлением, то устанавливаются двухступенчатые термостаты. В таких моделях клапан состоит из двух элементов. Один из них срабатывает с меньшим усилием на сброс давления, а после включается второй.
- С корпусом и без него. Большинство моделей открытые. Для его замены нужно разобрать узел, в котором он установлен. Для облегчения задачи производители внедряют некоторые модификации уже собранными в специальный блок. Достаточно подключить соответствующие насадки.
- С подогревом. На некоторых автомобилях устанавливаются термостаты с датчиком температуры и системой подогрева цилиндров. Такие устройства управляются компьютером. Основная задача таких устройств – изменение температурного диапазона открытия клапана. Если мотор работает без больших нагрузок, то термостат работает как обычно. Если блок находится под дополнительной нагрузкой, электронный подогрев заставляет клапан открываться раньше (температура теплоносителя ниже примерно на 10 градусов). Эта модификация позволяет немного сэкономить топливо.
- Размеры. В каждой системе охлаждения используются трубы не только разной длины, но и диаметра. В связи с этим параметром необходимо подобрать термостат, иначе антифриз будет свободно перетекать из малого контура в большой и наоборот. Если приобретается модификация корпуса, то в нем будет указан диаметр патрубков и угол их наклона.
- Полный комплект. Этот параметр зависит от поставщика. Одни продавцы продают устройства с качественными прокладками, другие кладут в комплект менее качественный расходник, но предлагают купить более долговечный аналог.
Типы и типы термостатов
Среди всех типов термостатов есть:
- Одновентильный;
- Двухступенчатый;
- Двухвентильный;
- Электронный.
Ключевое отличие этих модификаций заключается в принципе открытия и количестве клапанов. Самый простой тип термостата – одноклапанный. Таким механизмом оснащены многие модели зарубежного производства. Работа термостата сводится к тому, что при достижении определенной температуры клапан открывает большой циркуляционный контур, не закрывая малый контур.
Двухступенчатые термостаты применяются в системах, где теплоноситель находится под высоким давлением. Конструктивно это та же одноклапанная модель. Его пластина состоит из двух элементов разного диаметра. Сначала срабатывает малая тарелка (из-за малого диаметра она легче перемещается в контуре с высоким давлением), а за ней круг перекрывается большой тарелкой. Так вот в этих системах включен контур охлаждения двигателя.
Двухклапанная модификация термостатов используется в устройстве систем охлаждения отечественных автомобилей. Два клапана устанавливаются на один привод. Один отвечает за контур большого круга, а другой за маленький. В зависимости от положения привода замыкается один из циркуляционных кругов.
В электронных термостатах помимо основного элемента, нагревающегося от температуры теплоносителя, устанавливается еще и дополнительный нагреватель. Он подключается к блоку управления. Такой термостат управляется ЭБУ, который определяет режим работы мотора и подстраивает под этот режим систему охлаждения.
Проверка термостата в автомобиле
Проверить исправность устройства можно двумя способами:
- Демонтировав из системы;
- Не снимая с автомобиля.
Первый метод используется редко. Некоторые прибегают к нему, чтобы полностью убедиться в его работоспособности. Также этот способ позволит вам проверить работоспособность новой детали, так как в магазине этого сделать нельзя. Для этого нужно нагреть воду (кипяток – выше 90 градусов). Деталь опускают в емкость с кипящей водой.
Если через пару минут клапан не открывается, то неисправна деталь — либо что-то случилось со штоком, либо с пружиной, либо, может быть, что-то случилось с емкостью, в которой находится воск. в этом случае термостат необходимо заменить на новый.
Подробнее о том, как проверить новую деталь, смотрите в видео:
Проверка термостата автомобиля
Посмотреть это видео на YouTube
Как определить, работает он или нет?
Вам не нужно быть ведущим специалистом по механике, чтобы проверить термостат на машине, не снимая его. Достаточно понять, как работает устройство. В первые минуты работы двигателя вся система охлаждения не должна нагреваться. Имея это в виду, вам нужно сделать следующее:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать.
- В этот момент вы должны попробовать трубы, подключенные к радиатору. Если термостат работает, система не будет нагреваться до пяти минут (в зависимости от температуры окружающей среды). Холодная система указывает на то, что клапан закрыт.
- Далее посмотрите на стрелку приборной панели. Если он быстро поднимается и уходит далеко за отметку в 90 градусов, снова пробуем трубы. Холодная система указывает на то, что клапан не работает.
- В идеале должно происходить следующее: пока двигатель прогревается, система охлаждения холодная. Как только он достигает нужной температуры, клапан открывается и антифриз идет по большому контуру. В этом случае байпас постепенно охлаждается.
При нарушениях в работе термостата лучше сразу его заменить.
Горячий и холодный термостат. Температура открытия
При замене термостата рекомендуется покупать заводской аналог. Он открывается при температуре охлаждающей жидкости от 82 до 88 градусов. Но в некоторых случаях нестандартный термостат может пригодиться.
Например, есть «холодный» и «горячий» термостаты. Первый тип устройств открывается при температуре около 76-78 градусов. Второй срабатывает при прогреве охлаждающей жидкости почти до 95 градусов.
Холодный термостат можно установить вместо штатного в автомобиль, двигатель которого очень быстро прогревается и часто доходит до точки кипения. Конечно, такая доработка системы охлаждения не устранит подобную проблему двигателя, но плохо прогретый двигатель закипит чуть позже.
если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, то автомобилисты модифицируют систему охлаждения в сторону более высокой температуры открытия термостата. При установке «горячего» варианта система охлаждения двигателя не будет переохлаждать ДВС, что положительно скажется на работе печки.
Какие ошибки?
Поскольку термостат всегда должен реагировать на изменение температуры в системе охлаждения двигателя, он должен быть исправен. Рассмотрим основные неисправности термостата в системе охлаждения. На самом деле их два: с фиксацией в закрытом или открытом положении.
Застрял в полностью закрытом положении
Если термостат перестал открываться, то при работающем двигателе охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу. Это означает, что двигатель будет прогреваться должным образом.
Но из-за того, что достигший рабочей температуры ДВС не получает необходимого охлаждения (тосол не циркулирует по большому кругу, а значит не охлаждается в радиаторе), он будет очень быстро достигают критического температурного показателя. Более того, двигатель внутреннего сгорания может закипеть даже тогда, когда на улице мороз. Для устранения такой неисправности необходимо заменить термостат на новый.
«Висит» в полностью или частично открытом состоянии
В этом случае охлаждающая жидкость в системе с момента запуска двигателя сразу начинает циркулировать по большому кругу. Для выхода ДВС на рабочую температуру потребуется гораздо больше времени (благодаря этому моторное масло будет как следует прогреваться и качественно смазывать все детали агрегата).
Если термостат выйдет из строя зимой, то в мороз двигатель будет прогреваться еще хуже. Если летом это не представляет особой проблемы, то зимой прогреть в такой машине будет невозможно (радиатор печки будет холодным).
Можно ли ездить без термостата
Аналогичная мысль приходит и автовладельцам, которые летом постоянно сталкиваются с перегревом автомобиля. Просто вынимают термостат из системы, и антифриз сразу идет по большому кругу при запуске ДВС. Хотя это и не выводит мотор сразу из строя, но делать это не рекомендуется (инженеры не зря придумали и установили этот элемент в машину).
Причина в том, что термостат в машине нужен для стабилизации температуры мотора. Он делает больше, чем просто прогревает или охлаждает силовой агрегат. Если удалить этот элемент из системы охлаждения, то автовладелец принудительно отключает контур подогрева ДВС. Но открытый термостат не только включает большой круг циркуляции.
В то же время блокирует малый круг циркуляции. Если снять термостат, то, в зависимости от типа системы охлаждения, помпа будет давить антифриз сразу по малому кругу, даже если термостат вынут из системы. Причина в том, что циркуляция всегда будет идти по пути наименьшего сопротивления. Поэтому, желая устранить перегрев мотора, автомобилист может устроить в системе локальный перегрев.
А вот плохо прогретый двигатель может страдать не меньше, чем от перегрева. На холодном двигателе (а при циркуляции сразу по большому кругу его температура может и не достигать 70 градусов) топливовоздушная смесь сгорает плохо, из-за чего в ней образуется нагар, быстрее выходят из строя свечи зажигания или накаливания, и лямбда будет страдать. зонд и катализатор.
Гораздо лучше при частых перегревах мотора не снимать термостат, а ставить холодный аналог (открывается раньше). Также следует выяснить, почему двигатель так часто перегревается. Причиной может быть забитый радиатор или плохо работающий вентилятор.
Видео — проверка работы
Сломанный термостат критичен для двигателя. Кроме того, прочитайте подробный обзор того, как работает термостат, а также варианты проверки:
Термостат. Устройство, принцип работы, неисправность, проверка
Посмотреть это видео на YouTube
Вопросы и ответы:
Что такое термостат и для чего он нужен? Это устройство, реагирующее на изменение температуры охлаждающей жидкости, и изменяющее режим циркуляции тосола/тосола в системе охлаждения.
Для чего используется термостат? Когда двигатель холодный, его нужно быстро прогреть. Термостат блокирует циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу для поддержания рабочей температуры ДВС (зимой предотвращает замерзание двигателя).
Каков срок службы термостата? Срок службы термостата составляет около двух-трех лет. Это зависит от качества самой детали. Если его не заменить, мотор перегреется или, наоборот, будет очень долго выходить на рабочую температуру.
1.400+ Термостат для автомобиля Сток Фото, Ресимлер и Роялти-фри Товар
Товар- Товар
- Фото
- İ llüstrasyon
- Векторлер
- Video
1.
478 термостат для автомобиля tmek için yeni bir arama başlatın. Код товара:En popüler
замена термостата для автомобиля — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerзамена термостата для автомобиля
ручной техник берет автомобильный термостат в машинном отделении и проверяет водяное отопление автомобиля для концепции технического обслуживания — термостат для автомобиль сток фотографляр ве resimlerРука техника берет автомобильный термостат в машинном отделении и…
крупным планом автомобильный термостат для обслуживания в машинном отделении и инструмент для обслуживания — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerКрупный план Автомобильный термостат для обслуживания в машинном отделении и инструмент. ..
eski kullanılan ve izole kırpma, aşırı ısınma ve motor yakmak için sistem sorun neden soğutma otomotiv beyaz bir yalıtılmış zemin üzerine lastik conta ile araba termostat zarar. — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerEski kullanılan ve izole kırpma, aşırı ısınma ve motor yakmak için
запчасти для автомобиля. — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerЗапчасти для автомобиля.
Термостат для управления двигателем двигателя внутреннего сгорания — Термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimler flar ve resimlerТермостат системы охлаждения двигателя внутренний горение…
isıtma veya soğutma kontrol hattı ve katı simgesi yüksek sıcaklık. термостат sembolü, bej arka planda anahat tarzı piktogram. i̇klim kontrolü ekran işareti mobil kavram ve web tasarımı. вектор. — термостат для автомобиля иллюстрацииIsıtma veya soğutma kontrol hattı ve katı simgesi yüksek sıcaklık.
hvac (isıtma, havalandırma ve klima) simgeler. isıtma ve soğutma teknolojisi. — термостат для автомобиля иллюстрацииHVAC (Isıtma, havalandırma ve klima) simgeler. Isıtma ve soğutma…
потому что термостат — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerпотому что термостат
автомобильный радиатор изолирован на белом фоне 3d иллюстрация — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerавтомобильный радиатор изолирован на белом фоне 3d иллюстрация
современная кабина автомобиля — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ве ресимлерсовременная кабина автомобиля
бин йиллык адам акиллы телефон тутарак якин ве эв ве мюлькиет, ай йенилик гелечек текнолоджи каврами ичинде вейя дишинда бакарак евде отомасён ишлевини кул lanarak uygulama açın — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerbin yıllık adam akıllı telefon tutarak yakın ev ve mülkiyet,. .. fotoğraflar ve resimler
автомобильный термостат, изолированный на белом
Internet of Things icons — inky series — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииInternet of Things Icons — Inky Series
beyaz arka planda araba termostat — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerBeyaz arka planda araba termostat
isıtma ve soğutma simgeleri — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииIsıtma ve Soğutma Simgeleri
термостат системы охлаждения — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerтермостат системы охлаждения
плоский вектор концептуальная иллюстрация поворотной ручки — термостат для автомобиля фондовые иллюстрацииFlat Vector Conceptual Illustration of Turning Knob
автомобильный термостат — термостат для автомобиля сток фото и заменаавтомобильный термостат
Детали двигателя — черная серия — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииДетали двигателя — Черная серия
kullanılmış araba radyatör ve termostat. закрывать. — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerKullanılmış araba radyatör ve termostat. Закрывать.
Motor ile araç radyatörü bağlayan hortum, arka planda motor bölmesi. — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerMotor ile araç radyatörü bağlayan hortum, arka planda motor bölmes
hortum motor ile araba radyatör bağlayan, arka planda motor bölmesi. — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerHortum motor ile araba radyatör bağlayan, arka planda motor bölmes
nesnelerin interneti, beyaz arka planda yalıtılmış vektör simgeleri. веб, мобиль uygulamalar ве ui tasarımı için iot simgesi ayarlandı. i̇nternet teknolojisi kavramı stok vektör illüstrasyon — термостат для автомобиля стоковые иллюстрации vuruş — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииNesnelerin İnterneti İnce Çizgi Simgeleri — Düzenlenebilir Vuruş
набор автомобильных знаков. векторная иллюстрация. — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииНабор автомобильных знаков. Векторная иллюстрация.
isıtma ve soğutma simgeleri — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииIsıtma ve Soğutma Simgeleri
современная приборная панель — термостат для автомобиля 0002 Механик, устанавливающий термостат в Блок двигателя грязный термостат — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerDirty Thermostat
akıllı ev kontrol simgesi özelliği ile mobil el tutma — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerAkıllı ev kontrol simgesi özelli ği Ile mobil el tutma
иконки для умного дома — серия monoline — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииSmart Home Icons — Monoline Series
adam yandan basın ekran ekran table yakından açmak içinde veya dışında ev ve mülkiyet, ai yenilik gelecekteki kavramı arayanlar için ev otomasyonu işlevini kullan arak için wifi teknolojisi — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimleradam yandan basın ekran ekran table yakından açmak içinde veya di
значки обогрева и охлаждения — термостат для автомобиля стоковые иллюстрациизначки обогрева и охлаждения
lkiyet içinde veya dışında arama ve monitör için evde ev otomasyon uğrama fonksiyonu kullanarak, ai yenilik gelecek kavramı — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerakıllı telefon tutan adam yakın ve wifi teknolojisini açmak ve. ..
подержанный автомобильный термостат — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerподержанный автомобильный термостат
eski ve yıpranmış bir araba radyatörünün bir tamirci tarafından sökmesi — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerEski ve yıpranmış bir araba radyatörünün bir tamirci tarafından sö
араба термостат çalışma sistemi — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииAraba termostat çalışma sistemi
insan tutan akıllı telefonu yakın ve ev ve mülkiyet, ai yenilik gelecek kavramı içinde ya da dışında bakarak evde otomasyon iş levini kullanarak wifi teknolojisini açmak — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerinsan tutan akıllı telefonu yakın ve ev ve mülkiyet, Ai yenilik…
ev otomasyonu kullanarak ve ev ve mülkiyet içinde veya dışında görünümlü monitör işlevini açmak için adam el tutarak smartphone yakın, ai yenilik gelecek kavramı — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerEv Otomasyonu kullanarak ve ev ve mülkiyet içinde veya dışında gör
ручной техник снимает автомобильный термостат в машинном отделении и проверяет водяное отопление автомобиля для концепции технического обслуживания — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerРука техника взять автомобильный термостат в машинном отделении и. ..
веб-сайты баннер, реклама и реклама malzemesi, онлайн реклама, и̇ş sunumu vb için akıllı uzaktan kavram vektör i̇llüstrasyon — термостат для автомобиля стоковые иллюстрациивеб-сайты баннер, реклама ве Pazarlama Malzemesi, Online Reklam, №
термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerТермостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания…
домашняя автоматизация черно-белые роялти бесплатно векторные иконки интерфейса — термостат для автомобиля стоковые иллюстрациидомашняя автоматизация черно-белые роялти бесплатно векторный интерфейс…
интернет-симулятор — термостат для автомобиля стоковые иллюстрации ве клима) симгелер. isıtma ve soğutma teknolojisi. — термостат для автомобиля иллюстрацииHVAC (Isıtma, havalandırma ve klima) simgeler. Isıtma ve soğutma…
клапан термостата автомобиля, изолированный на белом — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimler 9Клапан термостата автомобиля 0002, изолированный на белом термостате араба. basınç Relief vana Motoru Soğutma — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerAraba termostat. Basınç рельеф Vana мотору soğutma
термостат, двигатель soğutma системин elemanı. — термостат для автомобиля stok fotograflar ve resimlerТермостат, электродвигатель, поддерживающий систему.
beyaz arka planda otomotiv parça motor soğutma sistemi termostatı. yakın çekim izole — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerBeyaz arka planda otomotiv parça motor soğutma sistemi termostatı.
автомобильный радиатор изолирован на белом фоне 3d визуализация — термостат для автомобиля сток фото и дизайнавтомобильный радиатор изолирован на белом фоне 3d рендеринг страсьон
один показания датчика температуры сто десять градусов тепла — термостат для автомобиля stok fotoğraflar ve resimlerСто десять градусов тепла Показания датчика температуры
araç servisi garaj koleksiyonu simgeleri set vektör — термостат для автомобиля стоковые иллюстрации — термостат для автомобиля стоковые иллюстрацииОмниканальный simgeler kümesi.