Устройство гелевого аккумулятора, его особенности и свойства
Гелевые аккумуляторы появились на рынке совсем недавно. Наиболее часто их используют в мотоциклах, скутерах, квадроциклах,
так как при перевороте устройства гель не растекается, а устройство может продолжать движение. Кроме этого, гелевики используют в газовых котлах и в солнечных батареях.Обзор корпусов гелевых аккумуляторов
К плюсам гелевых аккумуляторов можно отнести возможность перезарядки до 1000 раз. При этом даже во время сильных морозов аккумулятор самопроизвольно не разряжается.
Устройство аккумулятора
Устройство гелевого аккумулятора отличается от устройства привычных батарей. В обычных свинцово-кислотных АКБ аккумуляторах ток проводят электролиты (водный раствор серной кислоты).
А вот гелевые аккумуляторы содержат в своем составе меньшее количество электролитов и в другой консистенции – желе- или пастообразной. Для гелевых аккумуляторов придумали и соответствующее название, так как желе похоже на гель. В промежутках между электродами аккумулятора находятся сепараторы, изготовленные из стекловолокна. Поры данного материала не позволяют растекаться гелю.
Особенности
Мелкие повреждения на корпусе батареи не приводят к выходу из строя самого устройства. Это можно отнести к их плюсам. В то время как у обычных аккумуляторов небольшие повреждения приводят к поломке всей батареи.
Газы «гелевиков» практически не выходят наружу, поэтому чистоту отверстий контролировать не обязательно. Емкость батареи практически не изменяется при наиболее неблагоприятных условиях и в сильный мороз. Расчеты показали изменение всего на 19%. Во время хранения аккумуляторы сохраняют свой заряд надолго. Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов. Гелевый аккумулятор имеет более высокую цену, если сравнить ее с аналогичными устройствами.
Зависимость емкости гелевого аккумулятора от температуры окружающей среды
Сроки службы и эксплуатации гелевых аккумуляторов значительно выше, нежели у обычных кислотных аккумуляторов. Обычно в 3-4 раза. Аккумулятор сохраняет работоспособность в любом положении. А вот обычный АКБ этим похвастаться не может, так как зачастую перестает работать на высокий спусках или подъемах. У гелиевых аккумуляторов более высокие показатели пускового тока. Поэтому скорее всего с запуском двигателя проблем не возникнет даже в самые сильные морозы.
Минусы гелевых аккумуляторов
Гелевый аккумулятор (плюсы и минусы) устройства:
- Существенным минусом можно назвать то, что они более чувствительны к параметрам сети зарядки.
- Для них придумали особое зарядное устройство, которое не всегда можно установить на какой-либо автомобиль.
- Если раньше у вас был установлен свинцово-кислотный аккумулятор, то придется докупать и монтировать в систему автомобиля промежуточный блок.
- Степень зарядки аккумулятора придется проверять регулярно. Обычные аккумуляторы не так прихотливы в этом плане.
- Избыточно заряжать гелевые аккумуляторы нельзя – они могут просто-напросто взорваться.
- Также отрицательно скажется на гелевых батареях и длительное воздействие отрицательных температур – мягко говоря, они не созданы для использования в условиях достаточно суровой и длительной русской зимы. Поэтому гелевые аккумуляторы приходится утеплять в зимний период года.
- Но самый весомый недостаток гелевого аккумулятора – цена, которая является необоснованно высокой.
- К плюсам можно отнести то, что малейшие повреждения на корпусе АКБ не приводят к выходу из строя.
- Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов.
- Перезарядка до 1000 раз.
Срок эксплуатации зависит непосредственно от корректности работы устройства и реле-регулятора. Если будут большие и резкие скачки напряжения, то пластины окислятся очень быстро. Максимальное напряжение – 12 Вольт. Если оно будет больше, то гель начнет постепенно утрачивать свои свойства, а устройство быстро придет в негодность.
Зарядка гелевого аккумулятора
Для подзарядки гелевых аккумуляторов обычные зарядные устройства от свинцово-кислотных батарей не подойдут. От них «гелевик» может просто-напросто выйти из строя. Подойдут только зарядные устройства с возможностью регулирования силы напряжения и тока.
Это является немаловажным фактором, если вы хотите пользоваться гелевым аккумулятором не один сезон. Если вы решите зарядить аккумулятор неверным зарядным устройством, то есть риск не только быстрого выхода из строй из-за разности напряжений, но и взрыва батареи.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Гелевый или кислотный аккумулятор — не важно, их все равно рано или поздно придется заряжать. Гелевые АКБ зарядить гораздо труднее, чем обычные кислотные.
Чтобы правильно зарядить гелевый аккумулятор, необходимо выполнить следующие действия:
- Выкрутите пробки с банок устройства. Это очень важно, если ваш аккумулятор обслуживаемый.
- На правильно подобранном зарядном устройстве выставьте соответствующее напряжение и нулевой ток.
- Подключите клеммы зарядки непосредственно к аккумулятору. Обязательно проверьте, соблюли ли вы полярность.
- Установите параметры тока зарядного устройства.
- Не оставляйте аккумулятор, постоянно следите за всеми показателями. Если напряжение начнет скакать, то немедленно отключите зарядное устройство от источника тока.
Большинство специалистов рекомендуют заряжать аккумулятор около суток, при этом постепенно снижая силу тока и контролируя показатели напряжения. Это поможет значительно увеличить срок службы аккумулятора. В этих условиях аккумулятор должен будет полностью зарядиться уже через 12-15 часов.
Зарядное устройство Optima для гелевого аккумулятора
Обратите внимание, что в продаже можно найти устройства, которые могут самостоятельно отслеживать показатели силы тока и напряжения, и при их изменении сами отключаются. Такие зарядные устройства являются наиболее безопасными. За ними следить не обязательно, а обслуживание гелевого (АКБ) аккумулятора будет более эффективным.
Срок службы гелевых батарей в зависимости от срока эксплуатации
Во время зарядки гелевого аккумулятора напряжение будет расти. Если оно будет превышать допустимые значения, то попробуйте уменьшить силу тока, насколько это будет возможно. В таких условиях батарея может полностью зарядиться примерно за 12-13 часов. Не забудьте, что необходимо следить за напряжением (не более 12 Вольт).
Некоторые эксперты рекомендуют постепенно уменьшать силу тока в два раза и заряжать аккумулятор около суток. Это поможет увеличить срок эксплуатации гелевого аккумулятора.
Зарядное устройство Bosch
Вообще, на рынке можно найти современные зарядные устройства, способные самостоятельно отслеживать напряжение и понижать силу тока, если в этом есть необходимость. К тому же появились модели, которые компенсируют значения напряжения в зависимости от погодных условий(температуры воздуха). Благодаря такому зарядному устройству можно произвести восстановление гелевых аккумуляторов. Перед покупкой зарядного устройства читайте его характеристику. Заряженный аккумулятор старайтесь не хранить слишком долго, так как возможно, что он в скором времени выйдет из строя, поэтому пользуйтесь им — не бойтесь.
принцип работы, преимущества и недостатки, особенности эксплуатации автомобильных АКБ
Автономный источник питания современного автомобиля является важной его частью. Несмотря на высокую длительность работы современных АКБ, приходит время для их замены. Условно все автомобильные аккумуляторы можно разделить на две основные группы: с жидким электролитом и гелем. У гелевых АКБ больше особенностей, которые следует учитывать при выборе подходящей модели.
Определение гелевых аккумуляторов
Гелевая аккумуляторная батарея изготавливается при применении технологии Gel. В качестве основы применяются свинцовые пластины, между которыми электролит находится в гелевом состоянии. Отличительной чертой подобной батареи можно назвать полную герметизацию корпуса. При добавлении специальных присадок электролит превращается в гель.
Классические гелевые батареи представлены сочетанием следующих элементов:
- Коррозионно-стойкие клеммы, которые предназначены для подключения нагрузки. Они изготавливаются при применении различных стандартов.
- При изготовлении корпуса применяется ударопрочный полипропилен. Он обеспечивает длительную работу батареи в сложных условиях. Рассматриваемая конструкция не подлежит обслуживанию, поэтому нельзя допускать утечки электролита.
- Конструкция имеет самоуплотняющиеся герметичные клапаны, которые требуются для отвода газов. Во время эксплуатации аккумулятора электролит может нагреваться, что приводит к образованию газов. Если не будет происходит их удаление, давление внутри корпуса возрастает.
- Для повышения устойчивости конструкции к вибрации применяется конструкция из прочных скрученных в рулон элементов. При изготовлении применяется определенный сплав, который продолжает срок эксплуатации конструкции.
- Повысить степень герметизации смогли за счет установки сепаратора из стекловолокна. Для повышения защиты устанавливается решетка из чистого свинца.
Современная Gel -технология предусматривает создание кислотного раствора в виде геля. Достигается подобное состояние путем добавления специального наполнителя, который изготавливается из силикона.
Основные характеристики
Устроен гелевый аккумулятор так же, как и свинцово-кислотные источники питания, что определяет похожие эксплуатационные характеристики. Выбор более подходящей батареи проводится по следующим критериям:
- Максимальный ток заряда. Каждая аккумуляторная батарея характеризуется максимально допустимым значением тока при зарядке.
- Емкость определяется в ампер/часах. Этот показатель применяется для определения времени, в течение которого источник питания может отдавать энергию с силой тока 1 ампер.
- Рабочее напряжение на клеммах учитывается при выборе источника энергии для конкретного потребителя. В случае выбора аккумулятора для автомобиля отдается предпочтение моделям с напряжением 12 В.
- Максимальный ток разряда или пусковой ток. Это значение применяется для определения максимальной силы тока, который вырабатывается в течение 30 секунд.
- Вес источника питания может варьировать в большом диапазоне: от 8 до 50 кг. При увеличении показателя емкости повышается и вес, так как устанавливается большее количество пластин.
Принцип работы рассматриваемого источника энергии определяет то, что наиболее важными параметрами считаются емкость и максимальный пусковой ток. Показатель емкости выбирается в зависимости от объема двигателя по специальным таблицам.
Достоинства и недостатки
Применение геля определяет особые эксплуатационные характеристики источника питания. Преимущества гелевых автомобильных аккумуляторов заключаются в следующих моментах:
- Конструкция может выдерживать до 400 полных разрядов. Применение геля в виде электролита определяет то, что даже при сильном разрядке показатель плотности остается неизменным.
- Можно выполнять повторную зарядку батареи при ее частичном или полном разряде.
- Продолжительность срока эксплуатации составляет около 10 лет. Варианты исполнения с обычным электролитом служат около 5 лет.
- Нет необходимости срочно заряжать аккумулятор в случае его глубокой разрядки.
- Показатель саморазряда составляет примерно 20% в год.
- Малое внутреннее сопротивление определяет высокую эффективность батареи.
- Конструкция не требует вложений.
- Высокая безопасность, которая достигается за счет применения современных технологий производства.
Есть и некоторые недостатки применения гелевого состава. Технология GEL приводит к следующему:
- Конструкция восприимчива к показателю подаваемого напряжения. Если подавать слишком высокий ток, то начнется процесс разрушения основных компонентов.
- Высокий показатель плотности приводит к тому, что в зимний период возникают трудности с эксплуатацией подобных аккумуляторов. Как правило, при минусовой температуре жидкость начинает кристаллизоваться и он застывает.
- Конструкция характеризуется высокой чувствительностью к коротким замыканиям. Именно поэтому нужно уделять много внимания правилам эксплуатации аккумуляторов с гелем.
- Свинцово-кислотные варианты исполнения с жидким электролитом обходятся намного дешевле.
Технология GEL характеризуется довольно большим количеством различных особенностей. При этом зарядка и эксплуатация должны проводится с учетом особенностей гелевых конструкций.
При сравнении АКБ Са-Са и Gel типа отметим, что первый вариант исполнения обходится намного дешевле и встречается практически на всех автомобилях. Однако существенное увеличение количества потребителей приводит к тому, что свинцово-кислотные варианты исполнения служат недолго при постоянной и высокой периодической нагрузке. Поэтому для автомобилей средней и высокой ценовой категории рекомендуется приобретать АКБ Gel -типа.
Рекомендации по зарядке
Гелевые аккумуляторы характеризуются высокой восприимчивостью к силе тока и напряжению. Именно поэтому на момент зарядки следует контролировать параметры подаваемого того с высокой точностью. Стоит учитывать, что зарядные устройства, которые применяются для работы с традиционными свинцово-кислотными АКБ, не подойдут для работы с Gel -батареями. К особенностям процесса зарядки можно отнести:
- Выбирается правильное зарядное устройство, которое рекомендуется производителем АКБ.
- Для того чтобы исключить вероятность повреждения источника энергии, рекомендуется использовать силу тока, которая не превышает 10% значения емкости. К примеру, если емкость составляет 60 Ач, то следует подавать ток 6 ампер.
- При срочной зарядке рекомендуется подавать силу тока, которая равна 30% значения полной емкости. На корпусе АКБ часто наносится наклейка с рекомендуемым максимальным током при зарядке.
- Важно учитывать тот момент, что подаваемое напряжение не должно превышать 14,5 В. Если подается подобный ток, то происходит разрушение внутренней конструкции. Высокое напряжение приводит к нагреву геля, после чего он становится жидкостью.
- Гелевые АКБ изготавливаются с возможностью использования режима зарядки для сохранения требуемого уровня энергии на момент обслуживания. Рекомендуется использовать подобный режим для периодической зарядки.
Особое внимание следует уделить выбору подходящего зарядного устройства. Обычный прибор может привести к уменьшению срока эксплуатации источника питания. Требуемое зарядное устройство должно обладать следующими свойствами:
- При сильном нагреве или по завершении зарядки устройство должно прекратить подачу тока. В противном случае гель может сильно нагреться и превратиться в жидкость.
- Напряжение должно быть постоянным. Даже небольшие перепады показателя приведут к уменьшению срока службы конструкции.
- Температурная компенсация определяет изменение режима зарядки в зависимости от температуры аккумулятора.
- Точный контроль показателя силы тока.
Приобретенное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов может использоваться для восполнения заряда обычного АКБ с жидким электролитом. Поэтому можно приобрести его для обслуживания гелевого и обычного источника питания.
Восстановление гелевого электролита
Несмотря на то что рассматриваемые АКБ изготавливаются в не обслуживающем корпусе, в некоторых случаях есть возможность восстановить уровень электролита. Качественное изделие может прослужить отведенный срок даже без обслуживания.
При вздутии или разрушении пластин восстановить конструкцию не получится, источник питания нужно заменить полностью. Потеря емкости указывает на то, что используемый гель начал высыхать. При необходимости можно восстановить водный баланс путем добавления дистиллированной воды. Рекомендации по проведению этой работы следующие:
- АКБ снимается с автомобиля.
- Демонтируется верхняя крышка и с отверстий удаляются заглушки.
- Внести воду внутрь конструкции можно при помощи обычного шприца. В большинстве случаев требуется около 1−2 кубика.
- Вода вливается в каждую банку.
- Аккумулятор нужно оставить на несколько часов. Они требуются для того, чтобы гель равномерно пропитался.
- Проводится сборка конструкции и проверяется уровень напряжения на клеммах.
- Если показатель напряжения правильный, заглушки устанавливаются на свои места.
После восполнения водного баланса АКБ ставят на зарядку. При соблюдении рекомендаций по проведению зарядки показатель емкости восполняется до рекомендуемого значения.
Слишком сильный износ конструкции становится причиной сильной сульфации пластин. Провести десульфацию можно двумя методами:
- Добавление химического состава Трилона В. Подобное вещество можно приобрести в специализированном магазине и развести согласно рекомендациям. Перед добавлением созданного состава рекомендуется осушить аккумулятор, после чего провести его промывку дистиллированной водой. Провести подобную работу можно только при наличии определенных навыков, допущение незначительной ошибки приведет к быстрому износу пластин.
- Использование импульсных токов с различной амплитудой. Для разрушения сульфата свинца применяется метод подачи импульсных токов. Аккумуляторы гелевого типа крайне отрицательно воспринимают резкие перепады. Поэтому рассматриваемый метод не всегда позволяет достигнуть требуемого результата.
Восстановлением рассматриваемого типа АКБ занимаются в специальных сервисах. Однако, в большинстве случаев дешевле приобрести новый источник энергии, нежели восстановить поврежденный.
При соблюдении рекомендаций по эксплуатации гелевые источники энергии могут прослужить в течение длительного периода. Их эксплуатация достаточно проста, необходимость в обслуживании возникает крайне редко. Основным недостатком является высокая стоимость, которая и отпугивает многих автовладельцев.
Устройство гелевого аккумулятора — все о них
Автор avtobond На чтение 5 мин. Просмотров 86 Обновлено
Для успешной эксплуатации изучать устройство гелевого аккумулятора обычному пользователю совсем необязательно. Конструкция продумана так, что даже в неосторожных и неумелых руках АКБ будет продолжать безотказно работать. Однако, только зная устройство, можно понять, откуда взяты те самые преимущества и особенности технологий GEL и AGM, о которых говорят производители и продавцы.
Как определить гелевый аккумулятор
Распознать гелевый аккумулятор можно достаточно просто несколькими способами. Самые простые и «безболезненные» — по форме корпуса и по маркировке. Разобрав аккумуляторную батарею, тоже можно узнать, гелевым он был, или нет. Но именно «был», так как разборка в данном случае не предусмотрена производителем.
Однако начать стоит, все же, с разборки, пусть и воображаемой. Это поможет быстрее понять, чем отличается гелевый аккумулятор от не гелевого. Освободив батарею от пластикового корпуса, можно увидеть традиционные для свинцово-кислотных АКБ пластины и сепараторы. Однако классического кислотного электролита в жидком виде здесь нет. Его заменяет гелеобразная субстанция, не обладающая текучестью.
Способы определения гелевого аккумулятора
Гораздо разумнее, и без вреда для самого аккумулятора, распознавать его по маркировке на корпусе. Как узнать гелевый аккумулятор по надписям? Очень просто. На корпусах таких АКБ обязательно красуются три большие буквы – либо AGM, либо GEL. Не заметить их невозможно, так как производитель намеренно пытается донести до пользователя информацию о том, что аккумулятор именно гелевый, а значит – может стоить так дорого.
Узнать по форме корпуса
Следующий способ определения гелевого аккумулятора – по форме корпуса. Большинство автомобильных батарей имеют совсем не традиционную прямоугольную форму. Корпус сделан в виде бочкообразных отсеков. Каждая такая «бочка» – это привычная всем банка, или отсек аккумулятора, который способен выдавать номинальные 2,1 вольта.
Мотоциклетные и скутерные гелевые аккумуляторы тоже определить достаточно просто. Они, как правило, непрозрачные, и не имеют пробок для контроля уровня и плотности электролита. Конструкция именно такая потому, что жидкого электролита, за которым надо следить, в гелевых аккумуляторах нет. Там необслуживаемый гель.
Устройство разных гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы имеют разную конструкцию, хотя базовые принципы взяты из традиционной и всем привычной технологии. Это все те же свинцовые пластины и разделяющие их сепараторы. Это и тот же пластиковый корпус с клеммами «+» и «-». Однако отличия, все же, есть. Причем, разными бывают и сами гелевые аккумуляторы.
Это интересно! Технология гелевых аккумуляторов была придумана вовсе не в век нанотехнологий, как заверяют некоторые производители. Батареи с гелем в прямом смысле этого слова бороздили просторы космоса еще на заре эры его покорения человеком. Технологию с гелем просто пришлось придумать, так как в условиях невесомости жидкий электролит опасен и малоэффективен. В военной сфере гелевые аккумуляторы тоже служат давно, так как не боятся ни тряски, ни переворачивания. Более того, продолжают работать даже тогда, когда в них попадает пуля.
Для автомобилей и прочей крупной техники более распространенными являются гелевые аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. В них между пластинами из свинца расположен пористый стекловолоконный материал, пропитанный гелеобразным электролитом. Пакеты с пластинами и стекловолокном плотно сжаты, за счет чего обеспечивается надежный контакт свинца и электролита, что и позволяет проходить электрохимическим реакциям заряда и разряда.
Автомобильные аккумуляторы AGM бывают двух основных конструкций. Первая – классическая, выполненная в прямоугольном корпусе. Пластины в них имеют привычную квадратную форму, и сложены с сепараторами в виде бутерброда.
Вторая разновидность, о которой упоминалось выше, это АКБ, заключенные в корпусе в виде бочкообразных отсеков. Такую форму они имеют потому, что свинцовые пластины в них завернуты рулоном. Производители заявляют, что в таких аккумуляторах они уместили больше свинца и электролита, за счет чего существенно повышена емкость и пусковой ток. Однако на практике повысилась только цена. Принципиально какого-либо ощутимого для пользователя преимущества такая компоновка не дает. Пластины хоть в бутерброде, хоть в рулоне – занимают одно и то же пространство в корпусе. Больше, чем позволяет внутренний объем корпуса, туда не поместишь даже с помощью нанотехнологий.
По поводу бочкообразных аккумуляторов AGM есть ряд и других якобы преимуществ, которые были получены за счет такой формы. Однако все они, по большому счету, просто маркетинговый ход, позволяющий еще больше повысить ценник.
Это интересно! Технология производства гелевых аккумуляторов сама по себе немного дешевле, чем выпуск АКБ с жидким электролитом. Однако стоят они на порядок дороже традиционных. Это вовсе не значит, что производители нагло наживаются на доверчивых пользователях. AGM аккумуляторы действительно хороши, удобны, надежны и практичны. За это готов платить пользователь. Хотя по факту, гелевые батареи должны были бы стоить гораздо дешевле. Однако не в наше сложное капиталистическое время.
Есть также третья разновидность гелевых аккумуляторов, которые немного отличаются от АКБ AGM. Речь о технологии GEL. В данном случае уже нет никакого стекловолокна, пропитанного гелеобразной субстанцией. Гелеобразный электролит в таких аккумуляторах заполняет все пространство в корпусе, не занятое свинцовыми пластинами. Он и заливается туда изначально в жидком виде, но за счет модификатора превращается в гель. Такие аккумуляторы можно увидеть на мотоциклах, скутерах, мотоблоках, мини-тракторах и даже в китайских фонариках.
Вывод
В целом, гелевые аккумуляторы отличаются от классических только консистенцией электролита. Это все та же кислота, только со специальным модификатором. Принцип выработки и накопления электроэнергии гелевыми аккумуляторами абсолютно такой же, как и у тех, которые заполнены жидким электролитом.
Гелевые аккумуляторы — все о них за 5 минут
Автор avtobond На чтение 3 мин. Просмотров 198 Обновлено
Гелевая АКБ – это автомобильные батареи, построенные по современной и перспективной технологии GEL. Гелевые аккумуляторы превосходят свинцово-кислотные по многим техническим параметрам, однако есть и недостатки, поэтому перед выбором нового автомобильного аккумулятора следует разобраться в плюсах и минусах нового типа АКБ.
Устройство гелевых аккумуляторов
Главное отличие гелевых АКБ от кислотных – состояние электролита в батарее. В свинцовых аккумуляторах электролит находится в жидком состоянии, из-за чего возникают некоторые проблемы, например, выветривание электролита. В гелевых же батареях электролит загущается до гелевой консистенции с помощью двуокиси кремния.
Кислотный аккумуляторПластины в гелевых АКБ состоят из чистого свинца, обладающим малым сопротивлением, а удерживаются от осыпания они также благодаря гелю. В остальном же устройство гелевого аккумулятора не сильно отличается от строения кислотных АКБ.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляоторов
Данные аккумуляторы для автомобилей превосходят по многим параметрам кислотно-свинцовые благодаря современной технологии GEL.
Список плюсов довольно большой:
- Экологичность. Гелевые АКБ не выпускают выделенный электролитом газ за пределы аккумулятора. При желании, их можно поставить даже в салоне автомобиля без вреда для здоровья водителя и пассажиров.
- Большой срок службы при соблюдении условий эксплуатации.
- Быстрая зарядка.
- Устойчивость к глубоким разрядам (электролит не испаряется даже при критически низком уровне заряда).
- Увеличенное количество циклов разряда и заряда.
- При повреждении корпуса электролит не вытекает, а остается внутри оболочки.
- Долгое сохранение заряда при отсутствии эксплуатации. Гелевые АКБ разряжаются на 20% за год. Однако все же стоит подзаряжать аккумулятор хотя бы раз в год.
- Гелевый электролит не растекается. Батарею можно ставить в любое положение, однако производители этого не рекомендуют, поэтому не стоит экспериментировать без явной необходимости.
- Герметичный корпус абсолютно не требует обслуживания.
- Компактность.
Однако, несмотря на длинный список преимуществ, гелевые аккумуляторы до сих пор не получили широкого распространения в России. Это происходит из-за следующих недостатков:
- Уязвимость к перезаряду. Перезаряд гелевых аккумуляторов в разы сокращает их срок службы, так как при повышенных зарядах гелевый электролит начнет таять и уже не восстановится, что означает потерю емкости или полный выход из строя.
Реле генератора должно быть всегда полностью исправно — что бы не допустить перезаряд.
. - Зарядка гелевого аккумулятора должна проводится на подходящем к конкретной модели зарядном устройстве.
- Непереносимость сильных морозов. При замерзании электролит теряет свои качества, и батарея выходит из строя, так как электроны передвигаются только во влажных субстанциях. Эксплуатация в зимний период в районах, где температура часто опускается ниже минус 30 градусов, не рекомендуется.
- Высокая цена, равная стоимости 3-4 кислотных аккумуляторов.
Зарядка аккумулятора
Рекомендуется использовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, подходящее к конкретной модели, чтобы избежать перезаряда, к которому гелевые АКБ очень чувствительны.
Как зарядить гелевый аккумулятор:
- Подключить зарядник к сети.
- Выставить напряжение, необходимое батарее.
- Понизить силу тока.
- Подключить аккумулятор.
- Понемногу увеличивать силу тока.
Какой гелевый аккумулятор выбрать?
Каждый автовладелец должен ответить на этот вопрос сам, исходя из индивидуальных условий, ведь подбор аккумулятора осуществляется по автомобилю. Гелевый АКБ – хороший вариант для современной иномарки, передвигающейся по регионам с теплыми климатическими условиями. Для старых автомобилей, особенно отечественного производства, у которых реле генератора часто выходит из строя, лучше использовать стандартные кислотные аккумуляторы.
Гелевые аккумуляторы — устройство, обслуживание, зарядка
Контакты Menu Menu- Главная
- Обзоры авто
- Audi
- BMW
- Cadillac
- Chevrolet
- Citroen
- Ford
- Geely
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Kia
- Lada
- Land Rover
- Lexus
- Mazda
- Mercedes
- Mitsubishi
Гелевый аккумулятор — конструкция, преимущества и недостатки
С момента изобретения автомобиля в его конструкции успело измениться практически все: вместо маломощных нижнеклапанных моторов под капотами стоят верхневальные двигатели с изменяемыми фазами газораспределения, карбюраторы давно уступили место впрыску топлива, но, как и сто лет назад, в качестве резервного источника энергии большинство машин использует свинцово-кислотные аккумуляторы. При всех их достоинствах (простота, солидная удельная емкость) эти батареи имеют и множество недостатков, с которыми приходится или мириться, или бороться.
Изобретение гелевых аккумуляторов – это прямое следование нуждам аэрокосмической индустрии: массивные свинцово-кислотные аккумуляторы, требующие регулярной доливки воды и неспособные работать при кренах и тем более переворотах, мало подходили в этих отраслях. Фактически гелевые аккумуляторы стали развитием технологии AGM, где электролит пропитывал инертный наполнитель между пластин: отказавшись от наполнителя, инженеры решили сделать нетекучим сам электролит.
Видео: Гелевый аккумулятор АКБ — плюсы и минусы. Просто о сложном
Устройство гелевого аккумулятора
Ключевая особенность гелевого аккумулятора – это именно его электролит: в отличие от других типов, здесь в раствор серной кислоты введен диоксид кремния, превращающий жидкость в гелеобразную субстанцию. В результате электролит может удерживаться между пластинами в любом положении АКБ и одновременно служит своеобразным демпфером вибраций: удары и тряска такой батарее практически не страшны, в то время как в традиционных АКБ приходится использовать упругие пластиковые сепараторы.
Важное отличие гелевых аккумуляторов – в их нулевом газовыделении, что достигается легированием отрицательных пластин кальцием (во время циклов заряда-разряда происходит рекомбинация водорода). Загущенный электролит не требует наличия между пластинами пространства для отвода водорода, выделяющегося при зарядке, и это определяет сразу два ценных момента:
- Во-первых, возможность разместить пластины с минимальным зазором позволяет либо снизить габариты аккумулятора, либо увеличить его емкость и токоотдачу.
- Во-вторых, это делает возможным полную герметизацию батареи – точнее говоря, каждая банка снабжается клапаном, настроенным на определенное давление, необходимое для запуска реакции рекомбинации водорода. В нормальных условиях эксплуатации клапана всегда закрыты, что позволяет считать гелевые аккумуляторы герметичными, но при резком росте газообразования (перезаряд) клапана открываются, предохраняя корпус от разрушения.
При плотной компоновке банки необязательно использовать классическую конструкцию с двумя параллельными пластинами в каждой банке. Многие производители гелевых батарей сворачивают пластины в спираль, что позволяет максимально эффективно использовать пространство – такие источники энергии можно сразу узнать по цилиндрическим обводам банок.
Читайте также: Как выбрать лучший аккумуляторВидео: Гелевый или кислотный аккумулятор — какой лучше выбрать? Просто о сложном
Главные преимущества
Для среднестатистического автомобилиста наиболее важна не способность гелевого аккумулятора работать в любом положении, а его стойкость к глубокому разряду. Напомним, что произойдет в этом случае с классическим аккумулятором: как только напряжение на пластинах банки снижается до критического предела, на пластинах начинается реакция образования сульфата свинца, приводящая к значительному падению плотности электролита и «обрастанию» пластин характерным белым налетом.
Аккумулятор фактически «засыпает» — чем меньше плотность электролита, тем хуже его электропроводность. Именно поэтому долго простоявший разряженным АКБ нельзя зарядить автоматическим зарядным устройством: ток, принимаемый батареей, слишком мал, что воспринимается автоматикой как отсутствие нагрузки. Батарею приходится «оживлять» мощными импульсами, способными запустить распад сульфата свинца и разогреть электролит. Но полностью разложить его трудно, поэтому засульфатированная батарея ощутимо снижает емкость и токоотдачу, а крупные кристаллы сульфата свинца, отрываясь от пластин, выпадают в осадок, что вызывает необратимое разрушение пластин.
Читайте также: Как выбрать лучшее пуско-зарядное устройствоВ гелевых же аккумуляторах сульфатация практически отсутствует – батарею такого типа можно «высадить в ноль», и она все равно будет исправно принимать заряд. Именно поэтому гелевые аккумуляторы используются в источниках резервного питания и ИБП: отдав весь запас энергии, они могут оставаться разряженными до подачи электропитания. Для автомобилиста же это означает возможность заводить машину «на последнем дыхании» зимой после длительных стоянок без отключения аккумулятора.
Читайте также: Зарядное устройство для гелевого аккумулятораВидео:♣ AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора ♣
Отсутствие пузырьков газа на поверхности пластин, неизбежное при работе классического аккумулятора, определяет и заметный рост токоотдачи гелевых батарей в импульсном режиме, так как площадь контакта электролита с пластинами увеличивается. Можно встретить рекламные ролики, где с помощью гелевого мотоаккумулятора заводят автомобиль: действительно, по импульсному току гелевая батарея может превосходить аналогичного типоразмера классическую почти вдвое.
Недостатки гелевых батарей
Однако именно в конструкции гелевых аккумуляторов скрыт и их главный недостаток: строгие требования к режиму зарядки. Если классический АКБ может безболезненно пережить многократное превышение зарядного тока (например, при неисправности реле-регулятора), лишь бы хватило пропускного сечения вентиляции для удаления водорода из «кипящей» батареи, то для гелевого аккумулятора подобные условия смертельны: газообразование начинает превышать скорость рекомбинации, пузырьки водорода удерживаются в геле, резко снижая площадь его контакта с пластинами, затем открываются клапана, сбрасывая избыточное давление, и аккумулятор уже не восстановит изначальные характеристики.
Поэтому, как ни странно, гелевые аккумуляторы нецелесообразно применять не только на старых автомобилях, где отказ генератора может произойти непредсказуемо, но и на вполне новых. Дело в том, что современные автомобили все больше отходят от классической схемы заряда, когда реле-регулятор поддерживает в сети фиксированное напряжение: в них генератор управляется бортовым контроллером, который запрограммирован на быструю зарядку аккумулятора после запуска мотора и может в некоторых случаях значительно увеличивать напряжение в бортсети.
Второй недостаток гелевых аккумуляторов, критичный для многих автомобилистов – это их цена: более сложная технология изготовления делает их гораздо дороже, чем AGM и тем более классические аккумуляторы того же типоразмера.
Где стоит использовать гелевый аккумулятор?
Установка гелевых аккумуляторов — один из частых элементов тюнинга. На спортивной технике меньшая масса при той же токоотдаче важна не меньше, чем и сохранение работоспособности при кренах и тряске. Способность к отдаче больших токов в пике ценна для серьезной внедорожной техники: такие батареи устанавливают для питания мощных лебедок, к тому же после герметизации клемм они могут спокойно переживать погружение под воду.
Еще одна сфера, где внимание к гелевым аккумуляторам традиционно высоко, это автозвук, и в первую очередь – шоу-кары с мощными акустическими системами. В них, как правило, акустика запитывается от собственного гелевого аккумулятора: тут снова на руку отличная импульсная токоотдача (не проседает напряжение при резких скачках громкости) и возможность уходить в глубокий разряд без повреждений.
что это такое, плюсы и минусы
Технологии в производстве аккумуляторных батарей постоянно развиваются. Они становятся все более мощными и надежными. Применение GEL-технологии позволило создать гелевый АКБ, который по многим параметрам превосходит обычные свинцово-кислотные с жидким электролитом внутри. На автомобилях подобные устройства применяются уже достаточно давно и многие автолюбители высоко оценили их эффективность.
История развития
Обратимся немного к истории создания GEL-аккумуляторов. Как и многие другие современные передовые технологии гелевые батареи пришли в автомобилестроение из военной промышленности, а точнее, из авиации. Дело в том, что АКБ с жидким электролитом невозможно применять на самолетах, так как при совершении различных маневров электролит может просто вытечь. Также батареи должны выдерживать частые перепады температуры. Выходом стали АКБ с электролитом в гелевом состоянии. Только не нужно путать понятия «гелевый» и «гелиевый», так как последний подразумевает применение газа гелия, а не вязкую субстанцию.
Гелевый АКБНачало создания гелевых АКБ относится к послевоенным годам в Германии. Сын аптекаря Яков Зонненшайн подрабатывал фотографом. Для вспышки ему приходилось таскать тяжелый аккумулятор с жидким электролитом, который постоянно расплескивался и портил одежду. Ему пришла идея загустить жидкость, добавив силикагель и формалин. Формалин выступал в роли стабилизатора, а силикагель – загустителя. Затем появилась фирма «Зонненшайн», которая долгое время была монополистом и единственным производителем батарей данного типа.
Устройство гелевых аккумуляторов
Принцип работы гелевых АКБ ничем не отличается от обычных свинцово-кислотных батарей, но они превосходят их по многим параметрам. Хотя у них есть свои особенные условия эксплуатации. Гелевый аккумулятор имеет большую емкость, долговечность и способен отдавать большой пусковой ток при запуске двигателя.
В них также применяются свинцовые пластины и электролит, которые вступают друг с другом в реакцию. Только электролит находится не в жидком состоянии, а в виде геля. Для этого добавляется специальный силиконовый состав.
Гелевый аккумулятор имеет герметичный корпус, то есть является необслуживаемым. Корпус состоит из шести отсеков или банок. Для пластин применяется только свинец высокой очистки. Сам электролит в виде геля выполняет функцию сепаратора или диэлектрика, который разделяет плюсовые и минусовые пластины. Положительные и отрицательные пластины располагаются параллельно. В процессе эксплуатации он затвердевает, исключая осыпание свинцовых пластин. Этим также объясняется устойчивость к полному разряду. Все шесть банок сверху соединяются перемычками.
Таким образом, составными элементами гелевых АКБ являются:
- высокопрочный и герметичный пластиковый корпус;
- отрицательные и положительные электроды внутри;
- электролит;
- клапаны для отвода газов;
- клеммы.
Работа гелевых аккумуляторов
Благодаря низкому внутреннему сопротивлению гелевые АКБ способны быстро заряжаться и также отдавать большой пусковой ток. Пластины из свинца высокой очистки плотно обволакиваются густым электролитом. Это не дает осыпаться активной массе и препятствует образованию соединений сульфата свинца, как это происходит в обычных свинцово-кислотных батареях.
В процессе работы аккумулятора происходит химическая реакция между пластинами и электролитом, в результате которой вырабатывается необходимый электрический ток. Когда аккумулятор стоит без дела, то происходит процесс сульфатации (образования сульфата свинца), но в гелевых аккумуляторах он происходит очень медленно. За год теряется около 20% заряда. При правильной эксплуатации гелевый аккумулятор исправно прослужит до десяти лет.
Особенности эксплуатации гелевых АКБ
Хотя электролит и находится в состоянии геля внутри батареи, он также может кипеть и выделять газы. Для этого и предназначены клапаны, которые при необходимости сбрасывают давление. Кипение электролита может произойти из-за высокой нагрузки на АКБ (например, большой ток от генератора автомобиля). Если защитного клапана нет, то батарея может просто вздуться и разрушится. Нужно регулярно следить за уровнем и режимом заряда батареи.
Также гелевые аккумуляторы очень чувствительны к режиму заряда. Повышенное напряжение и сила тока при заряде устройства и при эксплуатации может вывести его из строя. Именно поэтому для гелевых АКБ нужны специальные зарядные устройства, которые настраиваются на определенную силу тока.
Гелевые АКБ хорошо показывают себя при низкой температуре в холодное время года. Устройство стабильно держит заряд и не разряжается, как это часто происходит с жидкими свинцово-кислотными батареями. Но снижается способность давать большой пусковой ток для старта. Электролит просто мо
Статьи оBatteryStuff | Сравните и сопоставьте AGM и гелевые батареи
В чем разница между гелевыми элементами и батареями AGM?
AGM (абсорбирующий стекломат) использует стеклянный мат специальной конструкции, предназначенный для впитывания электролита между пластинами батареи. Батареи AGM содержат достаточно жидкости, чтобы поддерживать мат с электролитом, и если батарея сломана, свободная жидкость не может вытечь.
Гелевый элемент Батареи содержат гель кремнеземного типа, в котором взвешен электролит батареи. Этот густой пастообразный материал позволяет электронам перемещаться между пластинами, но не будет вытекать из батареи, если корпус сломан.
Чаще всего AGM батареи ошибочно идентифицируются как гелевые батареи . Обе батареи имеют схожие характеристики; такие как непроливаемый, глубокий цикл, может быть установлен в любом положении, низкий саморазряд, безопасен для использования в ограниченных вентилируемых зонах и может безопасно транспортироваться по воздуху или по земле без специального обращения.
AGM Batteries продаются лучше, чем гелевые элементы, по крайней мере, на 100: 1. AGM предпочтительнее, когда может потребоваться высокий импульс тока.В большинстве случаев подзарядку можно выполнить с помощью стандартного зарядного устройства хорошего качества или генератора переменного тока двигателя. Продолжительность жизни; измеряется сроком службы или годами, остается отличным для большинства аккумуляторов AGM, если аккумуляторы не разряжаются более чем на 60% между перезарядками. Мы продаем несколько аккумуляторов AGM, которые обеспечивают отличную способность к глубокому разряду 80% +.
Гелевые аккумуляторные батареи , как правило, немного дороже и не обладают такой же мощностью, как аккумулятор AGM того же физического размера.Гелевый аккумулятор отличается низкой скоростью разряда и немного более высокими рабочими температурами. Одна большая проблема с гелевыми батареями, которую необходимо решить, — это ПРОФИЛЬ ЗАРЯДА ГЕЛЯ. Гелевые аккумуляторы необходимо правильно заряжать, иначе произойдет преждевременный выход аккумулятора из строя. Зарядное устройство, используемое для подзарядки аккумулятора (-ов), должно быть разработано или адаптировано для гелевых аккумуляторов. Если вы используете генератор для зарядки настоящего гелевого элемента, необходимо установить специальный регулятор.
Если вы не уверены, какой аккумулятор или зарядное устройство лучше всего подходит для вашего приложения, , пожалуйста, позвоните или напишите нашим техническим специалистам , чтобы помочь сделать правильный выбор
Магазин гелевых батарей или аккумуляторов AGM
Была ли эта информация полезной? Подпишитесь, чтобы получать обновления и предложения.
Написано 31 октября 2019 г. в 10:57
,Что такое гелевый аккумулятор?
Гелевый аккумулятор, также известный как «гелевый элемент», представляет собой VRLA (свинцово-кислотный аккумулятор с клапанной регулировкой), тип герметичных кислотных аккумуляторов. Технология, используемая при производстве гелевых элементов, аналогична технологии AGM аккумуляторов. Однако вместо использования абсорбирующего стеклянного материала, который используется в батареях AGM, в гелевых батареях используются гелеобразные электролиты. Затвердевшие электролиты снижают риск утечки и испарения, что приводит к проблемам с коррозией.
По сравнению с обычными батареями гелевые батареи намного легче. В этой технологии используется только небольшое количество затвердевшего электролита, чтобы кислота оставалась неподвижной. Гелевые батареи имеют более длительный срок службы, чем традиционные батареи; это связано с тем, что загущенный раствор может дольше удерживать свой заряд. Этот тип батарей также долговечен и может выдерживать экстремальные колебания температуры.
Обычное использование
Гелевые ячейкиобычно используются в сотовых телефонах, видеокамерах, мотоциклах и морском оборудовании.Он также используется в автомобилях высокого класса. Из-за того, что он не требует особого обслуживания, пользователям не нужно регулярно добавлять воду в аккумулятор, чтобы убедиться, что уровень электролита в норме. Гелевый автомобильный аккумулятор содержит меньше кислоты, чем обычные автомобильные аккумуляторы глубокого разряда. Когда раствор электролита превратился в гель, практически невозможно вылить содержимое, что предотвратит просачивание любой из кислот.
Уход за гелевой батареей
Есть определенные ограничения при зарядке гелевого аккумулятора.Чтобы предотвратить образование избыточного газа внутри ячеек, пользователю придется заряжать их с меньшей скоростью. Эти батареи необходимо заряжать более низким напряжением, чтобы предотвратить перезарядку. Избыточная зарядка гелевых батарей может сделать их пористыми, что повлияет на срок службы батареи.
Преимущества
- Простота обслуживания
- Меньше шансов пролить кислоту
- Легче обычных батарей
- Можно использовать в холодную погоду
Недостатки
- Дороже по сравнению с батареями других типов
- Более низкая скорость зарядки и напряжение, чем у обычных батарей
Статьи по теме:
Аккумулятор мокрого типа
С
.Как починить и восстановить гелевые батареи
Стивен Бенхэм
George Doyle / Stockbyte / Getty Images
Гелевые батареи обычно такие же, как и обычные свинцово-кислотные батареи, которые вы используете для запуска автомобиля, за исключением того, что аккумуляторные элементы содержат гель, а не жидкость. Гелевые батареи считаются более безопасными, потому что при повреждении корпуса гель не проливается, но в аккумуляторных батареях на жидкой основе может протекать серная кислота, если корпус поврежден. Гелевые батареи представляют собой герметичные блоки, поэтому в отличие от жидкостных батарей вы не можете получить доступ к элементам.Лучший способ исправить и восстановить гелевый аккумулятор — максимально разрядить его, а затем медленно зарядить аккумулятор.
Step 1
Убедитесь, что аккумулятор разряжен, прежде чем ремонтировать и восстанавливать его. Включите в автомобиле фары и другое электрическое оборудование, чтобы зарядить аккумулятор. Свет гаснет, когда аккумулятор почти разряжен. Необязательно полностью разряжать аккумулятор. Как только погаснет свет, выключите его и любое другое электрическое оборудование, которое вы ранее включили.
Step 2
Сожмите рукой за ручки зажима на конце черного кабеля от зарядного устройства, чтобы губки открылись. Поместите открытые губки на клемму гелевой батареи, помеченную «-» или «Neg», затем ослабьте давление, чтобы губки сомкнулись и затянули клемму. Повторите процесс, используя зажим на конце красного кабеля от зарядного устройства, но поместите его на клемму аккумулятора, помеченную «+» или «Pos».
Step 3
Проверьте переднюю часть зарядного устройства, чтобы определить, какие параметры заряда можно установить.Важно, чтобы вы заряжали гелевый аккумулятор на минимальном уровне заряда. Не используйте режимы «Boost» или «Fast-Charge», так как вы можете безвозвратно повредить аккумулятор.
Шаг 4
Установите зарядное устройство на минимальное значение; он обычно обозначается как «постоянный заряд». Некоторые зарядные устройства имеют особую настройку для гелевых батарей, поэтому используйте ее, если она у вас есть. Если у вас нет настроек гелевого или капельного заряда, убедитесь, что скорость заряда на 20 процентов ниже выходного напряжения гелевой батареи. Напряжение четко указано на батарее и обычно составляет 12 вольт.Например, при напряжении 12 вольт вам необходимо зарядить аккумулятор при напряжении 10 вольт или меньше.
Step 5
Подключите зарядное устройство к электросети. Включите зарядное устройство и дайте аккумулятору зарядиться. Пощупайте аккумулятор через 6 часов. Если он теплый, ничего страшного, поэтому продолжайте зарядку, но если он кажется горячим, выключите зарядное устройство и дайте аккумулятору остыть в течение примерно 30 минут. Затем снова включите зарядное устройство.
Продолжайте заряжать аккумулятор, но проверяйте его каждые шесть часов, чтобы убедиться, что он не слишком нагревается.Через 24 часа ваш гелевый аккумулятор будет установлен, восстановлен и полностью заряжен, поэтому выключите зарядное устройство. Отсоедините два зажима на выводах аккумуляторной батареи.
Еще статьи
.БатареяAGM или гелевый аккумулятор: что лучше?
Обе батареи, относящиеся к герметичным свинцово-кислотным батареям, батареям AGM (Absorbent Glass Matt) и гелевым батареям, часто ошибочно принимают за одно и то же. Обе батареи обладают схожими характеристиками, такими как возможность глубокого разряда, герметичность, и обе могут использоваться в разных ориентациях. Эти два типа батарей также известны своим низким уровнем саморазряда, неприхотливостью и устойчивостью к вибрации.Однако AGM и гель — это два совершенно разных типа батарей.
В этой публикации мы сравниваем два типа батарей, чтобы помочь вам определить, какой из них подходит вам.
Эти две батареи классифицируются как свинцово-кислотные батареи с регулируемым клапаном (VRLA). Кислород, образующийся на положительных пластинах свинцово-кислотных аккумуляторов, поглощается отрицательными пластинами. В свою очередь, отрицательные пластины производят воду. Это помогает отвести тепло от химической реакции, производимой электролитами.Благодаря этому пользователю не нужно поливать эти батареи, что делает их необслуживаемыми.
Отличия
В батареяхAGM используется специальный стекломат из тонких стекловолокон. Он предназначен для поглощения электролитов между пластинами аккумулятора.
С другой стороны, в гелевых батареяхиспользуется силикагель особого типа, который удерживает электролиты вместе. Густая консистенция материала позволяет электронам свободно вытекать из пластин.
Сравнение двух типов батарей
Гелевые батареитеряют мощность быстрее, чем батареи AGM, особенно при более низких температурах.Это из-за т
.