Автомобильный стартер: устройство и принцип работы.
Как следует из самого названия, автомобильный стартер применяется для запуска двигателя внутреннего сгорания. Для этого он обеспечивает первичное вращение коленчатого вала с необходимой частотой. Стартер является неотъемлемой частью электрооборудования любого современного автомобиля. Конструктивно он представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, получающий питание от аккумуляторной батареи. Мощность его бывает разной, в зависимости от конкретной модификации автомобиля, однако для запуска большинства бензиновых моторов достаточно стартера мощностью 3 кВт.
В этой статье будет подробно рассмотрено устройство и принцип работы «классического» стартера.
Автомобильный стартер: устройство и основные функции.
Как известно, ДВС вырабатывает энергию, необходимую для движения автомобиля, за счет оборотов коленвала. От этой же энергии работает все электрооборудование автомобиля. В неподвижном состоянии мотор не способен выдавать ни крутящего момента, ни электрической энергии. В связи с этим приходится его «раскручивать» при помощи специального электродвигателя (стартера) и внешнего источника питания (АКБ).
Устройство стартера включает в себя следующие основные составляющие:
- Корпус (электродвигатель). Стальная деталь цилиндрической формы. В нем размещаются обмотки возбуждения и сердечники.
- Якорь. Выполнен в виде оси из легированной стали. На якоре запрессовывается сердечник и коллекторные пластины.
- Втягивающее реле. Предназначено для подачи питания на электродвигатель стартера от замка зажигания. При этом оно выполняет еще одну немаловажную функцию — выталкивает обгонную муфту. Реле имеет в своей конструкции силовые контракты и подвижную перемычку.
- Обгонная муфта (бендикс) и приводная шестерня. Роликовый механизм, передающий крутящий момент на венец маховика через специальную шестерню зацепления.
После запуска мотора рассоединяет приводную шестерню и венец маховика, обеспечивая тем самым сохранность стартера.
- Щеткодержатели и щетки. Предназначены для подачи рабочего напряжения на коллекторные пластины якоря. Повышают мощность электродвигателя, при осуществлении основного рабочего цикла стартера.
Устройство большинства стартеров аналогично между собой и непременно включает в себя «классические» компоненты приведенные выше. Отличия могут быть лишь незначительные. Чаще всего они затрагивают механизм автоматического рассоединения шестеренок. Помимо этого, на автомобилях с автоматическими трансмиссиями, стартер комплектуется дополнительными удерживающими обмотками. Они предназначены для предотвращения пуска двигателя, если селектор «автомата» установлен в любое ходовое положение (L, 1, 2, 3, D, R).
Принцип работы автомобильного стартера.
Рабочий процесс электростартера можно условно разделить на три этапа: соединение приводной шестерни с венцом маховика, пуск стартера, рассоединение маховика и приводной шестерни. Рабочий цикл стартера является кратковременным, т.к. он не участвует в последующем движении автомобиля — его основная задача запустить мотор. Если рассмотреть подробнее, то принцип работы стартера выглядит следующим образом:
1) Поворот ключа в замке зажигания в положение «запуск». Ток передается по цепи от АКБ на замок зажигания и далее на тяговое реле;
2) Приводная шестерня обгонной муфты (бендикса) входит в зацепление с маховиком;
3) Одновременно с перемещением и зацеплением шестерни замыкается цепь и напряжение подается на электродвигатель;
4) Осуществляется запуск мотора и после того, как его обороты превысят обороты стартера, обгонная муфта рассоединяет приводную шестерню и вал электродвигателя.
Что еще нужно знать про стартер?
Помимо перечисленных, существует еще два классификатора автомобильного стартера. По типу своей конструкции он может быть:
- с редуктором
- без редуктора.
На моторах с дизельной системой питания, а также на двигателях повышенной мощности устанавливается стартер с редуктором. Планетарный редуктор, состоящий из нескольких шестерен, монтируется в корпусе стартера. Он в несколько раз усиливает проходящее напряжение, увеличивая тем самым крутящий момент. Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами:
- он более эффективен, обладает высоким КПД;
- потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя;
- сохраняет высокую эффективность и превосходные эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора.
Принцип действия безредукторных стартеров заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней. Среди преимуществ такого устройства можно отметить:
- простоту устройства и более высокую ремонтопригодность;
- более быстрый запуск мотора, за счет моментального соединение с венцом маховика после подачи тока;
- стойкость в к высоким нагрузкам.
Наверх
Электростартер.

Электростартер – это вспомогательный электрический прибор, предназначенный для запуска двигателя внутреннего сгорания. Он представляет собой двигатель постоянного тока, питающийся от аккумуляторной батареи подзаряжаемой генератором. При подаче питания стартер создает вращательное движение коленвала двигателя внутреннего сгорания, создав тем самым необходимые условия для розжига топлива и дальнейшей стабильной работы цилиндров.
Для запуска двигателя внутреннего сгорания требуется создание оптимальных условий для розжига топливной смеси. Для этого важно раскрутить коленчатый вал до минимально необходимых оборотов, требуемых для воспламенения топлива в цилиндрах. Чтобы раскрутить коленчатый вал применяется сторонний источник механической энергии, в качестве которого и выступает стартер.
По сути он является электрическим двигателем постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом. Стартер воздействует на двигатель только в период его запуска. После стабилизации работы он отключается. Специально для этого в устройстве предусматривается механизм управления.
За механическое управление электрического стартера отвечает втягивающее реле. Оно выполняет две функции. В первую очередь реле замыкает электрическую цепь, которая обеспечивает питание электродвигателя. Также оно вводит в зацепление шестерни, передающие вращательное движение на коленвал. Фактически оно выполняет такую же функцию, как коробка передач между колесами и двигателем.
Принцип работы электрического стартера в автотранспортеПри повороте ключа зажигания водителем, выполняется замыкание цепи втягивающего реле. Напряжение от аккумулятора поступает на обмотку реле, в результате чего образовывается сильное магнитное поле. Оно воздействует на якорь, тот сдвигается и реле соответственно втягивается. Зацепленная вилка смещает бендикс (обгонная муфта) по роторному валу. Как следствие шестеренка состыковывается с зубьями маховика.
После срабатывания втягивающее реле прекращает питание цепи. С обратной стороны на нем установлено 2 провода. Один идет для подключения питающего кабеля, а второй передает напряжение на электрический мотор.
Как только происходит срабатывание реле, то якорь втягивается и замыкает пятаки, являющиеся разрывными элементами цепи питания мотора. В результате на двигатель подается напряжение, и якорь двигателя начинает вращаться. В тоже время шестерня бендикса находится в зацеплении, поэтому передаточное усилие заставляет коленчатый вал вращается, двигая тем самым поршня в цилиндрах.
После запуска мотора, коленвал начинает обгонять по скорости вращение стартера. Тогда в устройстве срабатывает обгонная муфта, которая и прекращает контакт с валом. Это позволяет предотвратить механические повреждения обеих систем. В противном случае при продолжении подачи питания два механизма просто противодействовали бы друг другу.
Как только двигатель автомобиля переходит в штатный режим работы и водитель отпускает ключ замка зажигания, то пропадает питание стартера. От этого втягивающее реле срабатывает обратно. Отсутствие магнитного поля приводит к тому, что пружина возвращает якорь в штатное положение, пятаки размыкаются и бендикс спускается на место.
Электростартер, работающий по данной схеме, сейчас считается устаревшей конструкцией, главным недостатком которой выступает значительный вес и размер. Для реализации такой конструкции требовалось использование мощного электродвигателя, способного выдавать высокие тяговые усилия. При этом электромотор должен вращаться медленно. Такие стартеры плохо подходят для современных автомобилей, спецтехники, генераторов и прочих устройств, где требуется их установка.
Электростартер с редукторомБолее современные стартеры оснащаются редуктором. Благодаря этому возможно использование высокооборотистого, но мелкого мотора. Редуктор понижает обороты, переводя их количество в качество. Он увеличивает силу стартера, позволяя создать достаточный крутящий момент для раскручивания коленчатого вала. Такая система не просто компактная, но и экономичная. Она позволяет завести ДВС большее количество раз на одном заряде аккумулятора.
Современные стартеры могут оснащаться различными типами редукторов, но в подавляющем большинстве случаев применяются устройства с так называемой планетарной передачей. Ее достоинством является компактность и надежность. Характерной чертой планетарного редуктора выступает наличие дополнительного вала для установки бендикса. Это исключает прямую связь якоря с бендиксом. Они способны взаимодействовать между собой только через редуктор.
Классическая схема планетарного редуктора:
Основные неисправности электростартеровЭлектростартер выступает ремонтопригодным механизмом, в случае неисправности который можно восстановить практически до первоначального рабочего состояния. Поскольку он состоит из вращающихся деталей, для него выпускаются ремкомплекты, в состав которых входят мелкие детали, нуждающиеся в периодической замене. Большинство остальных комплектующих, склонных к поломкам, можно найти в свободной продаже. Однако такие части электростартера как корпус в продаже в новом виде не встречаются. Их можно приобрести для ремонта в б/у состоянии. Отсутствие данных комплектующих обусловлено исключением их износа. Если они и нуждаются в замене, то только по причине нештатной ситуации, к примеру, механического повреждения сильным ударом, что бывает при аварии.
Чаще всего электростартера выходят из строя по причине:
- Износ подшипников.
- Подгорание пятаков.
- Стирание зубьев шестерни.
- Заклинивание якоря.
- Износ и/или заклинивание обгонной муфты.
Перечисленные неисправности относятся к механической части стартера. Большинство из них решаются заменой поврежденной детали. Исключением являются только заклинивание частей механизмов. В таком случае требуется их очистка и смазка. Также простым обслуживанием решается проблема подгорания пятака. Она устраняется механической чисткой.
Более сложными в диагностировании и решении выступают проблемы электрической части. Электростартер может быть неисправен по причине:
- Замыкания обмотки.
- Обрыва обмотки.
Кроме этого неисправность может вызвать износ щеток контактных пластин коллектора. Это определяется по их размеру. По мере износа они стираются и становятся меньше, поэтому со временем перестают доставать до контактных пластин. Конструкция большинства стартеров предусматривает простой механизм их замены, поскольку данная проблема является самой частой.
Неисправности обмотки стартера могут устраняться только специалистом. С помощью специального оборудования возможна перемотка якоря, что обходится дешевле, чем его замена на новый агрегат.
Оптимальный режим работы стартера и диагностирование поломкиЧтобы минимизировать частоту поломок стартера и увеличить его ресурс, требуется придерживаться некоторых правил. В первую очередь при запуске двигателя нельзя передерживать электростартер включенным. В противном случае тот может сгореть от перегрева. Именно это и выступает основной причиной выхода якоря из строя. Обычно на стартерах имеется табличка, на которой указывается рекомендуемая максимальная длина работы и частота перезапусков.
В большинстве случаев если двигатель не запускается больше 5 сек с момента начала работы стартера, то это говорит об неисправности последнего. Исключением может быть только сильный мороз, при котором топливо в двигателе плохо воспламеняется. Если дело именно в этом, то не стоит крутить стартер подолгу, чтобы он не сгорел. В таком случае у дизельных моторов нужно лучше прогреть свечи, а в бензиновых применить специализированную стартовую аэрозольную жидкость для пуска холодных двигателей.
Плохой запуск ДВС может быть связан не только с плохой работой стартера, но и множеством других причин:
- Недостаточный заряд аккумулятора.
- Поломка двигателя.
- Отсутствие подачи топлива.
- Засорение системы выхлопа.
Однако по определенным признакам можно без диагностики определить, что неисправен именно стартер.

- Задержка в работе после поворота ключа зажигания.
- Характерный треск.
- Слышен звук запуска электродвигателя, не сопровождаемый вращением коленвала ДВС.
- Полное отсутствие реакции на поворот ключа зажигания.
- Стартер не отключается после запуска ДВС.
В целом уход за электростартером подразумевает соблюдение 2-х основных правил:
- Делать перерывы между безуспешными пусками мотора не менее 30 сек.
- Не применять электростартер для движения авто.
Запуск стартера при включенной передаче автомобиля приводит к его движению. Этим часто пользуются при неисправности мотора или отсутствии топлива, чтобы продвигаться вперед. Такой способ движения быстро истощает аккумуляторную батарею, а кроме этого перегревает стартер. Таким способом можно вполне безопасно проехать несколько метров, но не более.
Хотя рекомендуемая пауза между поворотами ключа в замке зажигания составляет 30 сек, но в жару этот период лучше увеличивать. Короткая пауза не проблема если стартер запустил мотор со второй попытки, но при множественных повторениях подряд это повлечет сгорание якоря.
Похожие темы:
- Актуаторы. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности
- Магнето. Устройство и работа. Виды и применение
- Электрооборудование автомобиля. Устройство и работа. Особенности
- Электрические приводы. Виды и устройство. Применение и работа
НАЧАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / От 700 долларов США
{% для опции в product.options %} {% назначить option_index = forloop.index0 %} {% assign option_index_name = ‘option’ | добавить: forloop.index %} {% присвоить isEnable = ложь %} {% присвоить isHasDefaultTitle = false %} {%, если variant_size >
0 и product.variants.first.title != ‘Заголовок по умолчанию’ %} {% присвоить isHasDefaultTitle = true %} {% конец%} {% assign visibleOptions = configs.
{% если displayStyle == 1 %} {% если configs.isOptionname %}
{{ option.name }}{% конец%} {% if configs.carousel == «enable» %}
- {% присвоить я = 0 %}
{%- для значения в option.values -%}
{%- присвоить variant_for_value = false -%}
{%-назначить доступно = false -%}
{%- для варианта в product.
- +{{ я | минус: configs.
limit_variant }}
{% конец%}

{% if configs.carousel == «enable» %}
{% endif %} {% elsif displayStyle == 2 %} {% если configs.isOptionname %}
{% конец%} {% if configs.carousel == «enable» %}
{% конец%}
- {% присвоить я = 0 %}
{%- для значения в option.values -%}
{%- присвоить variant_for_value = false -%}
{%-назначить доступно = false -%}
{%- для варианта в product.variants -%}
{%- если вариант[option_index_name] == значение -%}
{%- присвоить variant_for_value = вариант -%}
{%- если вариант.
- +{{ я | минус: configs.limit_variant }} {% конец%}

{% if configs.carousel == «enable» %}
{% endif %}
{% elsif displayStyle == 3 %}
{% если configs.
{% конец%} {% if configs.carousel == «enable» %}
{% конец%}
- {% присвоить я = 0 %}
{%- для значения в option.values -%}
{%- присвоить variant_for_value = false -%}
{%-назначить доступно = false -%}
{%- для варианта в product.variants -%}
{%- если вариант[option_index_name] == значение -%}
{%- присвоить variant_for_value = вариант -%}
{%- если вариант.доступен -%}
{%-назначить доступно = true -%}
{%-конец-%}
{%- перерыв -%}
{%-конец-%}
{%- конец для -%}
{% присвоить я = я | плюс: 1 %}
{% Если я
{% если enableTooltip %}
{{ значение | побег }}
{% конец%}
{{ ценить }}
{% конец%}
{%- конец для -%}
{% если я > configs.
- +{{ я | минус: configs.limit_variant }} {% конец%}

{% if configs.carousel == «enable» %}
{% endif %} {% elsif displayStyle == 4 %} {% если configs.isOptionname %}
{{ option.name }}{% конец%}
- {%- для значения в option.values -%}
{%- присвоить variant_for_value = false -%}
{%-назначить доступно = false -%}
{%- для варианта в product.variants -%}
{%- если вариант[option_index_name] == значение -%}
{%- присвоить variant_for_value = вариант -%}
{%- если вариант.
- {{ ценить }} {%- конец для -%}

{% конец%}
Стартовый пакет дизайна веб-сайта Duda и Squarespace
Веб-сайт дизайна интерьера Duda
Джош Неймарк • 31 марта 2023 г.
Лучшие дизайнеры веб-сайтов для фирм, занимающихся дизайном интерьеров, Fix8 Media создает веб-сайты, посвященные дизайну интерьеров, в веб-конструкторе Duda. Ведущее агентство по дизайну интерьеров. Fix8 Media создает сайты для дизайнеров интерьеров.
Сайт дизайнера интерьеров Дуда
Джош Неймарк • 14 марта, 2023
Fix8 Media — ведущее агентство дизайна веб-сайтов Duda в США. Мы создаем сайты Duda для дизайнеров интерьеров, дизайнерских строительных компаний, подрядчиков. Лучшее агентство дизайна сайтов Duda с примерами сайтов Duda для дизайнеров интерьеров.
Стратегическая консалтинговая фирма Дуда Веб-сайт
Джош Неймарк • 18 января, 2023
Лучшие дизайнеры сайтов Duda Fix8 Media работают со стратегическими консультантами в различных отраслях, включая политику, землепользование, труд и инфраструктуру. Лучшие дизайнеры сайтов для стратегических консультантов. Лучшие сайты Duda для консультантов.
Веб-сайт стоматологического кабинета Дуда
Джош Неймарк • 11 января, 2023
Разработчики сайтов Fix8 Media создают сайты Duda для стоматологов, которые привлекают новых пациентов. Веб-сайты стоматологической практики, которые конвертируются Fix8 Media, ведущими разработчиками платформы веб-сайтов Duda для веб-сайтов стоматологических кабинетов.
Сайт рекламного агентства Дуда
Джош Неймарк • 13 Dec, 2022
Агентство дизайна сайтов Top Duda создает новый сайт Duda для рекламного агентства. Duda — отличная веб-платформа для маркетинговых и рекламных агентств. Лучшая платформа для веб-сайтов для агентств — Duda.
Историческое место проведения специальных мероприятий Дуда Веб-сайт
Джош Неймарк • 06 дек, 2022
Сайты площадок для свадеб и мероприятий в Дуде. Дизайнеры и разработчики веб-сайтов Fix8 Media Duda создают красивые веб-сайты площадок на платформе Duda. Наймите опытного дизайнера гостиничных сайтов.
Дуда Генеральный подрядчик Веб-сайт
Джош Неймарк • 05 Dec, 2022
Лучшее агентство дизайна веб-сайтов Duda, Fix8 Media модернизирует клиентские веб-сайты с редизайном для оптимальной работы на платформе Duda. Fix8 Media design создает сайты в Дуде для генеральных подрядчиков.
Сайт дизайнерской фирмы Duda
Джош Неймарк • 01 Dec, 2022
Fix8 Media Разработчики веб-сайтов Duda имеют опыт создания профессиональных веб-сайтов для индустрии дизайна и строительства, таких как этот пример веб-сайта Duda для Parcels Design Studio. Лучшие дизайнеры сайтов Duda для индустрии дизайна и сборки.
Сайт Театра Дуда
Джош Неймарк • 23 ноя, 2022
Ведущее агентство дизайна веб-сайтов в Колорадо Fix8 Media специализируется на платформе Duda. Fix8 Media любит работать с местными компаниями в Колорадо, чтобы создавать веб-сайты Duda с улучшенной производительностью и SEO. Fix8 изменил дизайн веб-сайта местного театра Колорадо в Дуде.
Веб-сайт музыкального композитора Дуда
Джош Неймарк • 08 ноября 2022 г.
Fix8 Media Дизайнеры веб-сайтов Duda работают с музыкантами, кинематографистами и художниками над созданием веб-сайтов Duda для своего бизнеса. Fix8 Media, ведущая компания веб-дизайна для музыкантов и кинематографистов, в округе Боулдер создает высокопроизводительные веб-сайты Duda для художников и композиторов.
Веб-сайт консультанта по устойчивому строительству Дуда
Джош Неймарк • 25 окт, 2022
Fix8 Media — ведущее агентство по дизайну веб-сайтов в Колорадо с многолетним опытом в области дизайна и разработки веб-сайтов для бизнеса.