Скрипят тормоза — причины и способы устранения Lada Largus / Лада Ларгус
Посторонний шум, чаще всего скрип, — самая популярная жалоба на работу тормозной системы. По результатам различных исследований, с ней обращаются от 70 до 80% клиентов СТО. Сравнимый показатель — в районе 60% — только у чрезмерного пылеобразования. Все остальные претензии не достигают и 30%.
Суть вопроса
Одним из аспектов комфортности торможения является звуковое сопровождение. Если его нет — прекрасно, но если при каждом нажатии на соответствующую педаль раздается громкий высокочастотный визг, иногда перекрывающий даже звук штатной аудиосистемы это, несомненно, раздражает, более того, говорит о том, что при обслуживании тормозной системы были допущены ошибки и/или не установлен полностью монтажный комплект.
Интересно, что данной проблемой первыми заинтересовались японцы: поначалу представители компании Allied Nippon, а позже небезызвестные производители тормозных систем, фирма МК Kashiyama, причем именно Kashiyama произвела полномасштабные исследования поданному вопросу и наметила пути решения сего вопроса сразу по ряду направлений.
Итак, почему скрипят тормоза? Самый распространенный случай — выработка тормозного диска, причем отнюдь не до критических значений. Дело в том, что фрикционная часть колодки всегда уже рабочей зоны диска, так что, если диск пережил смену пары комплектов колодок, можно не сомневаться, что и сверху, и снизу на диске появилась ступенька, о которую фрикционный состав трется боком, издавая всем знакомый визг. Каковы пути решения? Правильный, но накладный — поменять тормозные диски, бюджетный, но все равно достаточно эффективный — снять напильником фаски сверху и снизу колодки.
К сожалению, выработка диска — лишь одна из причин возникновения скрипа, на самом деле их достаточно много. Высокочастотные вибрации, от которых при торможении избавиться очень трудно, тоже вносят свою лепту, и неравномерное тепловое расширение тормозного диска — а в случае вентилируемых роторов это происходит всегда, и, конечно, сам автомобиль, как резонансный модуль, многократно усиливающий изначально не такой уж и громкий визг. И с этим тоже надлежит бороться. Вообще, представители от МК Kashiyama предложили интересную аналогию, хорошо иллюстрирующую причины и следствия, — это патефон, где контакт иглы и пластинки отвечает за возникновение звука, а громкоговоритель в виде улитки — за его многократное усиление.
Соответственно, дабы борьба со скрипом оказалась наиболее эффективной, работы надо вести по всем направлениям. Колодки всех видов, прежде чем выпустить их на рынок, производители, дорожащие своей репутацией, проверяют на вибрации, стараясь максимально оные снизить. В результате современная колодка приобрела интересную форму — с торцов могут быть сняты фаски по всей толщине или по ее части, в зависимости от испытаний, а с рабочей стороны может быть одна или несколько проточек, отвечающих за тепловое расширение. Но не надо думать, что, если всего этого нет, значит, колодка будет обязательно скрипеть: у каждой компании свои методы борьбы с ненужными звуками, главное, чтобы фирма была достаточно авторитетной. Еще один нюанс, который борется уже не с вибрациями, а с усилением звука, — нанесение в месте контакта колодки, поршня и ответной части скобы специальной смеси из резины или мягкого пластика. Но опять же не факт, что без подобного покрытия ненужный скрип обязательно возникнет, — многие автопроизводители, не рассчитывая на поставщиков колодок, применяют специальные антискрипные «киты», которые вместе с колодкой устанавливаются в суппорт.
Выяснение причин скрипа
Прежде чем приступать к выяснению причин, первым делом целесообразно прояснить ситуацию. Если скрип возник сразу после замены колодок и пробег с новыми не превысил отметку в 400-500 км, он может являться следствием их притирки к тормозным дискам. Данный интервал зависит от многих факторов (износа тормозного диска, состояния суппорта и т.д.) и бывает больше или меньше, но 500 км — это своего рода критичный рубеж, после которого имеет смысл бить тревогу.
Кроме того, некоторые тормозные колодки просто по своей природе (и это не обязательно самая дешевая или контрафактная продукция) склонны к подобным шумовым эффектам. Определенные фрикционные смеси, особенно богатые металлическими включениями, грешат подобным, и поделать с ними уже ничего нельзя.
Подрезать колодку
Отдельные народные умельцы советуют нанести прорези на фрикционных накладках, подобно заводским, чтобы устранить скрип. Призывают даже использовать болгарку.
Различные виды прорезей на тормозных колодках
Да, многие производители формируют специальные пазы с целью повышения акустического комфорта своей продукции, делают скосы, но эти пазы и скосы возникают не с бухты-барахты. Они выполняются в точно рассчитанных зонах и имеют так же точно рассчитанные геометрические размеры и направление (наверняка вы видели тормозные колодки с диагональными прорезями, прорезями «веером» и т.д.). Более того, чаще всего эти пазы/скосы совмещают несколько функций и преимущественно служат для устранения грязи и продуктов износа, которые, собственно, и становятся довольно часто источниками посторонних шумов (не только скрипа или свиста). В условиях СТО подобные расчеты вряд ли кто-либо произведет.
Поэтому данный способ к технологическим методам устранения неполадки даже с большой натяжкой отнести нельзя. Более того, можно очень серьезно повредить фрикционный слой, вплоть до его разрушения в процессе торможения, что чревато дорожно-транспортным происшествием с очевидными последствиями. Что тогда делать? Только смириться или поменять колодки.
Противоскрипные пластины (антискрип)
Кроме того, скрип/свист может возникать из-за отсутствия противошумных пластин. Как правило, все добросовестные производители комплектуют ими свою продукцию, но нет-нет да и возникает модель без накладок.
колодка с противоскрипной пластиной
Естественно, можно попытаться подобрать противошумную пластину из имеющихся в свободном доступе (они встречаются в продаже отдельно от колодок и есть в ассортименте некоторых компаний), но положительный результат кустарных инженерных изысканий не гарантирован, потому что пластину нужно правильно разместить, подогнать, закрепить, а самое главное, разработать под конкретное изделие. Поэтому проще, да и дешевле, поставить новые тормозные колодки, у которых есть противошумные пластины и специальные прорези на фрикционной накладке.
Шумовой анализ
Теперь давайте разберемся в природе звука и внимательно прислушаемся. Если то, что автовладельцу показалось скрипом/свистом, больше напоминает хруст, как будто орехи перетирают, отчасти скрежет (металлический, глухой), пусть даже и усиливающийся по мере торможения, проблема может быть совсем не в тормозных колодках, а в ступичных подшипниках. Вывесите колесо и крутаните его. Услышите гудение — приговаривайте подшипник.
Проверьте работоспособность суппорта — цилиндры могут подклинивать, из-за чего тормозная колодка(-ки) встает неровно и начинает скрипеть. В плавающих суппортах нередко подклинивают направляющие пальцы, вследствие чего направляющая скоба прижимает колодку неровно или вообще не движется. Если подозрения оправдались — проведите ремонт суппорта.
Грязь, застрявшие камушки, щебенка, гравий — все это также вызывает посторонний шум, постепенно разрушая тормозную колодку и тормозной диск. Найдете нечто подобное — немедленно устраните.
И не забудьте про так называемые «скрипуны» — детекторы износа тормозных колодок, применяющиесяв основном на бюджетных моделях автомобилей, — они могут быть испорчены или неверно установлены, вызывая скрип даже на новых колодках.
«Скрипун» — детектор износа тормозной колодки
Как показывает практика, часто, если в поисках причины проблемы подозревают серьезный дефект, на самые очевидные и банальные вещи внимания не обращают. (использован метериал журнала Автокомпоненты)
Почему скрипят колодки, почему скрипят тормоза, скрипят колодки при торможении что делать
Скрипеть при торможении колодки могут по разным причинам. Самая простая, не затратная и банальная причина скрипа тормозов – это попадание грязи и песка в пространство между тормозными дисками и колодками. При нескольких легких торможениях этот скрип уйдет.
Можете также заметить, что тормоза скрипят при торможении ближайшие 5 минут, если вы выехали на автомобиле, который долго, от недели и больше, стоял на улице, а погода была дождливая или туманная, с перепадами температуры. Это значит, что тормозной диск в местах соприкосновения с атмосферой немного заржавел на поверхности соприкосновения с колодками. Стоит сделать 5-10 коротких торможений, и этот скрип исчезнет, вместе с легким налетом ржавчины на дисках.
Если речь идет о скрипе, всегда подразумевается что скрипят передние колодки на передних тормозных дисках. Ведь более 80% нагрузки при торможении приходится на передние тормоза. Поэтому при поиске причины скрипа сначала уделяют внимание передним дискам и передним тормозным колодкам.
Рассмотрим более сложные причины скрипа колодок.
Тормозные колодки
Скрип тормозов, который долго не проходит, в первую очередь может говорить о том, что тормозные колодки изношены, не оригинальные или некачественного поставщика.
На трущей поверхности колодок есть фрикционный слой, который более прочный и менее пористый, чем состав после истирания этого слоя. В неоригинальных колодках фрикционный слой меньше, чем у оригинальных, и поэтому даже колодка может быть с износом 10%, и начнет скрипеть. Это значит, что фрикционный слой стерся, и о диск стал тереться нижний слой, который издает такой скрип.
Но с фрикционным слоем есть нюанс – жесткий фрикционный слой быстрее стирает диск, а более мягкий фрикционный слой (обычно у неоригинальных колодок) быстрее изнашивается на колодках и хуже тормозит. Поэтому лучше колодки покупать с фрикционным слоем средней жесткости.
Также на колодках более качественных производителей предусмотрены специальные пластины от скрипа, в результате чего колодки не скрипят. Эта пластина правильно ориентирует колодку на диске, и своей конструкцией гасит звук скрипа.
Кроме того, на колодках желательно должны быть пропилы в самой трущей части, эти пропилы частично убирают скрип колодок.
Если у вас колодки без пропила, лучше их заменить на колодки с пропилами. Иногда пропилы могут делать сами мастера сервиса, но к этому делу нужно отнестись с пониманием и опытом.
Пластина-индикатор износа колодки
На некоторых оригинальных колодках есть специальные пластины, их в народе называют «скрипуны». Как только трущая часть колодки износится на ¾, пластина колодки начнет тереть об тормозной диск, и периодически начнет издавать скрип. С каждой сотней километров этот скрип будет становиться все более частым, затем постоянным.
Этот скрип дает нам сигнал о том, что колодки изношены более чем на 75% и их пора менять на новые.
Тормозные диски
При долгой поездке в городском режиме тормозные диски сильно нагреваются. И во время торможения возникает звук, похожий на скрип. Обычно это явление бывает на дисках без отверстий и пропилов, именно такие диски больше сохраняют тепло и перегреваются.
Подшипники передних ступиц
Излишний перегрев тормозного диска сказывается на ступичном подшипнике. Смазка подшипника быстрее выгорает от высокой температуры, и в ступичном подшипнике появляется люфт. Люфт, в свою очередь, приводит к нагреву и периодическому перегреву всей ступицы и диска, что снова вызывает скрип тормозов. Такая вот цепная реакция.
Так что когда скрипят тормозные колодки, это может привести не только к замене тормозных колодок, но и тормозных дисков. Лучше на авто устанавливать колодки оригинальные, желательно с пропилами трущейся накладки – для отвода излишнего тепла. А диски лучше приобретать с отверстиями, что также защитит всю переднюю ступицу от перегрева.
Если затрудняетесь с поиском причины, почему скрипят тормоза, закажите диагностику тормозной системы на СТО.
У вас теперь есть почти вся важная информация о причинах, почему могут скрипеть тормоза при торможении. О том, что делать если скрипят колодки – в следующей статье.
Почему у моего мотоцикла скрипят тормоза?
Никто не любит скрипучие тормоза. Будь то ваш велосипед или чей-то еще, это как гвозди на доске, и большинство из нас просто хотят, чтобы он остановился. Так что же является причиной скрипа? Мы встретились с нашими специалистами по тормозным материалам здесь, в Galfer USA, чтобы выяснить, что вызывает скрип тормозов мотоцикла, что вы можете с этим сделать и когда, возможно, пришло время принять более серьезные меры.
Что вызывает скрип тормозов мотоцикла?
Первым делом. Проверьте свои подушечки, чтобы увидеть, сколько материала осталось на них. Если они изнашиваются слишком низко, они могут не только начать скрипеть, но и ездить на них может быть небезопасно. Точно так же возьмите набор штангенциркулей, чтобы измерить толщину ваших роторов. На каждом роторе должна быть указана минимальная толщина, и когда вы уменьшите это число, вы рискуете такими вещами, как отказ тормоза и деформация ротора, поэтому пришло время для новых роторов.
Если на колодках осталось достаточно материала, скрип, скорее всего, вызван попаданием мусора между поверхностью тормозной колодки и поверхностью ротора или загрязнением колодки или ротора. Очевидно, это может произойти во время езды, так как грязь, масло или мусор могут быть подняты с дороги или тропы. Но это также может произойти, если инородное вещество попадет на ваши колодки, роторы или и то, и другое во время установки или во время работы на вашем велосипеде.
Как устранить скрип тормозов мотоцикла?
Предполагая, что скрип вызван загрязнением, самый простой способ исправить это — провести наждачной бумагой с зернистостью 500-600 по поверхности тормозной колодки, чтобы удалить все, чего там быть не должно. Это займет немного времени, но убедитесь, что вы сняли этот поверхностный слой. Если вы заметили какое-либо обесцвечивание или остекление на поверхности ротора, вы также можете пройтись по поверхности ротора наждачной бумагой с зернистостью 500-600. Как и в случае с колодками, делайте это до тех пор, пока снова не увидите красивую чистую поверхность ротора. В некоторых случаях может быть полезно протереть поверхность ротора изопропиловым спиртом или очистителем тормозов, так как это поможет удалить глубоко въевшуюся грязь или масла, которые не пропустила наждачная бумага.
(Совет: мойте руки или используйте чистые перчатки при установке или обращении с тормозными колодками или дисками, так как любое масло, грязь или копоть с пальцев могут вернуть вас к тому, с чего вы начали.)
Что скрипят ли они после чистки?
В очень редких случаях тормоза будут скрипеть не из-за загрязнения, а из-за того, что вибрация колодок при торможении достигает слышимой частоты. Обычно это происходит из-за формы колодки или состава колодки по отношению к поверхности ротора. Производители делают все возможное, чтобы использовать формы тормозных колодок, которые хорошо сочетаются с размером и формой роторов, на которых они используются, но в некоторых случаях могут возникнуть эти проблемы. Лучше всего здесь заменить прокладку на другую форму или состав.
(Совет профессионала: при осмотре или установке роторов проверяйте монтажные поверхности на наличие грязи или мусора, так как это может привести к смещению ротора.)
Что делать, если мои тормоза ПО-ПРЕЖНЕМУ скрипят, даже после очистки и менять колодки?
Тогда пришло время отнести велосипед в магазин или к сертифицированному механику.
Если у вас возникнут вопросы о вашей тормозной системе, позвоните нам по телефону (805) 988-2900 x 118 или напишите нам по адресу [email protected].
10 февраля 2022 г. | Новости, Технологии, Видео
Почему мои тормоза визжат? Ричмонд, Вирджиния
Перейти к основному содержаниюСкрыть Показать
Когда речь идет о безопасности, тормоза, возможно, самая важная функция вашего автомобиля. Поэтому, когда вы слышите, как они начинают визжать, вполне естественно, что вы можете почувствовать легкую панику. Однако этот шум, каким бы раздражающим он ни был, может иметь множество причин, и не все из них представляют угрозу для вашего автомобиля.
Когда начинают визжать тормоза, нужно знать, как реагировать. Вот почему наша команда в Richmond Ford Lincoln составила этот список распространенных причин скрипа тормозов и способов их устранения. Чем больше вы знаете, тем больше ремонтов вы сможете сэкономить в будущем.
youtube.com/embed/5pxvz13FnyU?rel=0&showinfo=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»> Определение визгаСуществует множество мелких проблем, которые могут вызвать визг тормозов. Вот четыре наиболее распространенных:
- Ржавчина: Если ваши тормоза шумнее по утрам, причиной может быть влажность. Тормозные диски быстро ржавеют за ночь из-за дождя, росы или другой влаги. Прокачка тормозов в течение первых нескольких миль поездки должна полностью удалить эту ржавчину.
- Ваши тормоза сухие: Задние барабанные тормоза имеют точки контакта, которые со временем могут высыхать. Когда это произойдет, ваши тормоза начнут скрипеть. Дополнительная смазка — простое решение этой проблемы.
- Жесткие тормозные колодки: Некоторые тормозные колодки, особенно более дешевые, изготавливаются с более высоким содержанием металла. Когда эти колодки царапают другие компоненты ваших тормозов, это может вызвать раздражающий визг. Если это так, вам не о чем беспокоиться — лишний металл не повредит вашему автомобилю. Хотя в следующий раз вы, возможно, захотите избавить себя от головной боли и инвестировать в более качественные прокладки.
- Изношены тормозные колодки: В каждом автомобиле есть индикатор износа тормозов, который предупреждает водителей о необходимости замены тормозных колодок. Если ваш автомобиль издает непрерывный визг, который исчезает, когда вы нажимаете на тормоз, то этот шум, скорее всего, является индикатором износа.
Часто визг, исходящий от автомобиля, вызван тормозными колодками. Вы можете избежать всего этого вместе, если вы понимаете срок службы средней прокладки. Передние колодки, как правило, необходимо менять каждые 30 000 миль. Задние колодки меньше изнашиваются и могут служить в два раза дольше. Следите за своими записями об обслуживании, чтобы выявить износ тормозных колодок до того, как он станет плохим.
Как долго служат тормозные колодки?Есть несколько простых способов продлить срок службы тормозных колодок. Прежде всего, всегда избегайте резкого торможения, если это возможно. Это может привести к повреждению не только колодок, но и тормозного механизма. Если вы в основном будете ездить по шоссе, ваши колодки будут меньше подвергаться эрозии и прослужат дольше. И если вы будете визуально осматривать их каждый раз, когда меняете шины, вы сможете лучше отслеживать, как долго они прослужат.
Когда придет время, убедитесь, что вы выбираете правильные тормозные колодки. Обычные прокладки сильно различаются по качеству и материалам. Полуметаллические тормозные колодки, как правило, наиболее распространены, но водители также могут выбрать керамические тормозные колодки. Керамика тише и долговечнее, но дороже и может поглощать меньше тепла. Тормозные колодки с длительным сроком службы также являются вариантом, но имейте в виду: известно, что они издают визжащие звуки на протяжении всего срока службы.