Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Содержание

Схема подключения розетки фаркопа, виды разъемов, распиновка

Содержание

  1. Распиновка розетки фаркопа под 7-пиновый стандарт
  2. 13-пиновая схема подключения разъема прицепа
  3. Виды разъемов и схемы подключения
  4. Способы подключения розетки фаркопа
  5. Подведем итоги

Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы легковых автомобилей при подсоединении прицепа, — это неисправности в работе светотехники. Даже если разъемы розетки и вилки полностью совпадают,могут не гореть или неправильно срабатывать габаритные огни, поворотники или стоп-сигналы. Это связано с различиями в стандартах, которые используются производителями при разводке электрики.

Существуют несколько основных схем подключения прицепа к фаркопу в зависимости от числа контактов розетки и стандартов стран. В России наиболее распространены 7-пиновые (европейские и американские) и 13-пиновые разъемы. Если автомобиль не оснащен электронным блоком управления, контакты розетки можно напрямую соединить с установленной проводкой.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Распиновка розетки фаркопа под 7-пиновый стандарт

Розетка фаркопаВилка прицепа

Для распиновки рекомендуется использовать многожильный медный провод в двойной изоляции с жилами сечением не меньше 1,5 кв.мм, для заземления — 2,5 кв.мм.


контакта
КодЦвет провода по ГОСТ 9200-76Цвет некоторых прицепов (Украина)Назначение
1LЖелтыйЗеленыйПоворотник левый
254GСинийКрасно-белыйПротивотуманные огни
331БелыйЧерныйМинус (заземление)
4RЗеленыйЖелтыйПоворотник правый
558RКоричневыйРозово-красныйПравый габарит
654КрасныйБело-голубойСтоп-сигналы
758LЧерныйЧерно-голубойЛевый габарит

Особенности в схеме подключения вилки прицепа МЗСА: к контакту №5 питание не подается, а оба габаритных огня и подсветка номера замкнуты на 7 разъем.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Если правый габарит не работает, необходимо в розетке фаркопа перенести черный провод из 7 гнезда к 5 или выполнить обратную процедуру в вилке. Также можно 5 и 7 разъемы замкнуть перемычкой.

13-пиновая схема подключения разъема прицепа

Розетка фаркопаВилка прицепа

Используйте для основных сигналов многожильный провод с двойной изоляцией сечением 1.5 кв.мм, для распиновки заземления и питания — 2.5 кв.мм.

№ контактаЦвет проводаНазначение
1ЖелтыйПоворотник левый и аварийка
2СинийПротивотуманки
3БелыйЗаземление (минус) для клемм 1-8
4ЗеленыйПоворотник правый
5КоричневыйГабарит правый
6КрасныйСтоп-сигнал
7ЧерныйГабарит левый
8РозовыйЗадний ход
9ОранжевыйПитание 12 В (35А) напрямую от аккумулятора
10СерыйПитание 12В (35А) при включенном зажигании
11Черно-белыйЗаземление для № 10
12Бело-синийЗапасное гнездо (резерв)
13Красно-белыйЗаземление для № 9

В некоторых моделях автомобилей даже при точном соблюдении схемы подключения разъема прицепа бортовой компьютер может выдавать ошибку (из-за увеличения нагрузки на сеть).Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю В этом случае необходимо дополнительно установить smart-коннект (блок согласования).

Приобрести 7- и 13-контактные вилки, розетки, блок согласования, электропроводку и другие запчасти для прицепов вы можете в интернет-магазине МЗСА.рф.

Бум перевозок, захлестнувший страну в 90-е годы, привёл к повышению производства прицепной техники. Путешествия с домами на колёсах популярны, как и водные виды транспорта. Это привело к созданию новых прототипов тягово-сцепных устройств, которые как и розетка прицепа на машине не поменяли своё назначение.

Недавно схема подключения вилки прицепа легкового автомобиля в силу своей простоты и выполнения не вызывала у автолюбителей вопросов. Решить распиновку одноцветных проводников в те времена помогали тестеры с нагрузочной лампочкой. Хотя нынешний производитель использует цветную маркировку проводников и водители вооружаются недорогими китайскими мультиметрами, схема подсоединения прицепа к легковому автомобилю не прекращает собирать вокруг себя мнения и факты.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Электропроводка, спрятанная под обшивку салона и дно прицепа, открыто показывается в месте под названием фаркоп. В сторону буксира, начиная с розетки, она уходит под бампер и тянется до аккумулятора, приборной панели, световых и сигнальных приборов. В сторону буксируемого устройства, начиная с вилки, проводка крепится пластиковыми или металлическими хомутами на дышле и идёт понизу до панели фонарей прицепа.

Нельзя сказать точно, с чего начинать при сборке автопоезда. Коммутация узлов без разрешительных документов не самая удачная идея, прохождение ТО без рабочего освещения тоже. Отсутствующий световой элемент может быть причиной претензий со стороны ДПС, а неправильно разведённый контакт поворотника повлечь ДТП. Первоначально необходимо вникнуть в стандарты разъёмов и особенности, определиться в своём варианте, затем грамотно подключать.

Виды разъемов и схемы подключения

Всё начиналось с 7-контактных или как их ещё называют 7-пиновых разъёмов. Законодателями стали автомобилисты североамериканского континента и Европы.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Затем появились 13-тиконтактные и 15-тиконтактные разъёмы. Прочие специализированные разъёмы, больше похожие на шлейфы, в магазине не встретить. Они используются на узкопрофильной технике.

  • Европейский тип подключения является самым распространённым на постсоветском пространстве. Безопасное и корректное вхождение вилки в розетку обеспечивается за счёт системы контактов «папа-мама». Невозможно промахнуться в условиях нулевой видимости.
  • Американский тип аналогичен по конструкции, но отличается разводкой электрического сигнала. Ещё среди американских соединительных фишек есть 4-х пиновый разъем.
  • 13 контактный разъем используются на американских и европейских машинах. На сегодня почти все импортные авто в России имеют 13-ти пиновое подключение вилки прицепа. Дополнительные минусовые и плюсовые жилы позволяют оснащать электроэнергией световую технику от противотуманных фар до полнофункциональной сети дома на колёсах, трейлера.
  • 15 контактов используются на тягачах.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Способы подключения розетки фаркопа

По способу подключения прицепа к сети автомобиля имеется два варианта:

Первый подразумевает наличие кронштейна на фаркопе с зафиксированной в него розеткой. Здесь всё просто, если разъём вилки и розетки одного вида, например 7-ми пиновый. Информация представлена в руководстве пользователя. Отличия распиновки с американской на евро решаются перепайкой контактов или переходником. Но вмешательство в электрическую схему снимает авто с гарантии. Для сопряжения 7 на 13 необходим специальный переходник. Универсальный способ применяется, если розетка фаркопа отсутствует или не подключена к автомобилю.

Здесь два варианта:

  1. Использование блока согласования. Необходимость в этом возникает, когда электрическая цепь авто оснащена бортовым компьютером с блоком управления, который запретить перераспределять электричество на освещение прицепа не по нормам. Он выдаст ошибку на приборной панели. Блок согласования устранит показатели некорректного расхода электричества.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю
  2. В автомобилях без бортового компьютера применяется ручной монтаж электросети. Для этого потребуются расходный материал, инструмент, знание электрической схемы автомобиля.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что подключить прицеп к фаркопу проще всего в том случае, если сам фаркоп уже соединен с проводкой автомобиля и имеет соответствующую розетку. Также в машине может иметься отдельная розетка для прицепа или фаркопа. В этом случае сначала фаркоп соединяется с розеткой, а уже затем прицеп можно подключить к фаркопу.

Схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля на 7, 13 и 15 пин

Для эксплуатации легкового прицепа мало установить сцепное устройство (фаркоп) и согласовать допустимые нагрузки, в том числе и по тормозам. Необходимо обеспечить подачу напряжения на световые приборы.

Содержание статьи:

  • 1 Виды разъемов
  • 2 2 способа подключения розетки фаркопа
    • 2.1 Штатный способ
    • 2.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю 2 Универсальное подключение
  • 3 Распиновка разных розеток
    • 3.1 7-пиновая розетка
    • 3.2 13 контактов
    • 3.3 15-контактная
  • 4 Американские соединительные фишки

При этом не перегрузить штатные цепи и стандартизировать разъёмы, чтобы можно было использовать не только один прицеп, но и любой другой с унифицированной схемой соединений.

Виды разъемов

Достичь полной стандартизации в автомобильной индустрии никому и никогда не удаётся. Машины производятся разными компаниями, странами, а главное – у всех имеется своя техническая школа. Поэтому можно уверенно говорить лишь о нескольких, наиболее распространённых стандартах, да и то с определёнными исключениями.

Считается, что на автомобиле, как источнике питания, устанавливается блочная многоконтактная розетка, а оборудование прицепа оканчивается кабельной вилкой.

Это общепринятый способ, обеспечивающий максимальную электробезопасность. Различия стандартов состоят в количестве контактов (пинов) разъёмов, их типоразмере, назначении и принятых в стране применения устоявшихся систем питания прицепов.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Прочитай: Как установить камеру заднего вида на автомобиль (схема подключения)

Разъёмы работают в открытой среде, поэтому должны быть защищены от грязи, осадков и коррозии. Тем не менее, их приходится периодически очищать химическими и механическими способами.

2 способа подключения розетки фаркопа

При покупке или временном использовании прицепа надо представлять себе, как подать питание на светотехнику.

Проблем не будет при покупке согласованных буксировочных приспособлений (фаркопов) и прицепа, рассчитанного на работу именно с ним или если ранее на автомобиль уже было установлено устройство самого распространённого стандарта, которому соответствует разъём прицепа.

Штатный способ

Некоторые машины включают буксировочное устройство в качестве опции, которая выбирается в процессе определения конфигурации.

Можно не сомневаться, что стандарт будет соблюдён и прицеп получит нужное питание для своих ламп, а электросхема автомобиля не нарушит свою нормальную работу, получив дополнительную нагрузку.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Это важно, поскольку обычно автомобили оснащаются контрольными устройствами, фиксирующими перегрузы или обрывы в цепях. Даже если их нет, будут перегреваться соединительные провода и выходить из строя реле и предохранители.

Универсальное подключение

Наиболее простой способ состоит в подключении контактов разъёма согласно распиновке к имеющимся световым приборам автомобиля.

Многие это выдерживают благодаря наличию запаса по мощности потребителей, но при возникновении проблем с системой контроля или очевидных перегрузках придётся использовать согласующее устройство.

Это покупной или самодельный блок, который воспринимает появление напряжения на штатных лампах лишь как сигнал. При появлении его формируется силовой ток на потребители прицепа.

Такое релейное усиление не создаст помех бортовому контролирующему компьютеру и позволит ставить лампы достаточной мощности. Но монтаж усложнится, потребуется больше знаний в электротехнике автомобиля.

Распиновка разных розеток

Имеется несколько типовых схем подключения, наиболее распространённых в легковых автомобилях.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

7-пиновая розетка

Скорее всего это будет круглый разъём с семью контактами. На внешней окружности есть ключ для ориентации вилки относительно розетки.

Он, а также асимметричный набор контактов типа штырь и гнездо, исключают неправильное подсоединение кабеля.

Распиновка разъёмов типовая, определена стандартами DIN/ISO:

  1. Питание левых ламп указателей поворота.
  2. Противотуманный свет, питание +12 Вольт или фонарь заднего хода, требует уточнения при монтаже.
  3. Масса автомобиля, -12 Вольт.
  4. Питание правых ламп указателей поворота.
  5. Правые габаритные лампы, сюда же подключается подсветка госномера.
  6. Лампы стоп-сигналов.
  7. Левые габаритные лампы. Иногда сюда подключаются оба габарита и подсветка номера, а 5 пин не используется или на него выведены лампы заднего хода.

Нумерация контактов нанесена на материале ответных частей, также можно определить её по порядку, например, со стороны контактов блочной розетки первый пин расположен сверху, с противоположной стороны от ключа.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Далее идут контакты от 2 до 6 по часовой стрелке, а седьмой расположен в центре.

13 контактов

13-контактная евророзетка используется в основном для питания больших прицепов-кемперов, сюда выводятся дополнительные функции.

Например, постоянный силовой плюс питания, сигнал включённого зажигания, двойная масса, резервные линии. Стандарт имеет жёсткую распиновку по ISO 11446, проблем не возникает.

При самостоятельной разводке следует руководствоваться достаточно объёмной таблицей с указанием цепей, их нагрузок, цвета и сечения подводящих проводов, сверяясь с электросхемой прицепа.

15-контактная

Такие разъёмы используются на коммерческой технике, тоже стандартизованы, включают специфические цепи, такие как контроль состояния тормозной системы, подъёма оси, а также бортовую информационную двухпроводную шину.

Используется совместно с дополнительными разъёмами электронных систем управления тормозами и стабилизации автопоезда.

Американские соединительные фишки

На американских машинах применен свой типовой разъём по SAE с плоскими контактами ножевого типа.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Самостоятельное вмешательство возможно только с использованием конкретных электросхем автомобиля и прицепа, поскольку назначение проводов может отличаться.

Вплоть до совмещения контактов стоп-сигнала и габаритов, использование одних ламп для индикации поворотов и торможения. Однозначны только +12 Вольт и земля, они всегда на 4 и 1 контактах, «плюс» ближе к ключу, а минус напротив по диаметру.

Через 7 контакт передаётся не только ток на лампу заднего хода, но и на устройство разблокировки тормозов при реверсе.

Схема подключения розетки прицепа: распиновка разъема

02.07.2018 01:00

Автомобильный прицеп значительно расширяет возможности машины. При помощи него можно перевозить крупногабаритные грузы, транспортировать снегоход или водный мотоцикл. А иногда и катер.

Для того чтобы сделать использование прицепа безопасным, нужно не только правильно установить фаркоп, но и подключить электрику.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Автомобили имеют несколько различных схем подключения розетки прицепа.

Установка фаркопа

Чтобы установить фаркоп, не нужно обладать специальными знаниями по ремонту автомобиля. Любой человек, привыкший самостоятельно менять колеса, сможет поставить прицепное устройство.

Современные машины имеют стандартные места для установки фаркопа. Поэтому, чтобы его смонтировать, нужно:

  1. Установить машину на смотровую яму или подъемник.
  2. Внимательно осмотреть лонжероны. Под слоем заводской антикоррозионной мастики должны быть полоски скотча, закрывающие крепежные гайки. Они жестко приварены к кузову.
  3. Завести фаркоп под пол багажника и совместить проушины прицепного устройства с гайками на кузове.
  4. Болтами, идущими в комплекте, закрепить фаркоп.

При покупке не нужно стараться взять самый дешевый фаркоп. Он может доставить много неудобств при установке. Оригинальные изделия легко отличить по качеству изготовления и окраски. Также приобретаемый фаркоп нужно попробовать пристегнуть к прицепу.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Его головка может не подойти к сцепному устройству.

Как подвести электричество к автомобильному прицепу

Бортовое электричество подводится при помощи стандартного подключения розетки прицепа. На автомобилях отечественного производства применяют семиконтактные разъемы. Эта разновидность встречается чаще других.

Американские и некоторые европейские машины используют тринадцатиконтактные разъемы. Это связано с возможностью подключения не только прицепов, но и домов на колесах. Они требуют большой мощности от электрической линии. Кроме этого, при помощи такой розетки дополнительно подсоединяются: задняя видеокамера, парктроники, противотуманные фары.

В России подключение розетки фаркопа отличается от зарубежного. Поэтому импортные прицепы имеют другую распиновку и подключить их к российской розетке без переделки не получится.

Прямое подключение

Схема подключения розетки прицепа имеет 2 разновидности. В зависимости от количества контактов, они подсоединяются по-разному.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Здесь указана схема распиновки розетки с 7 контактами.

№ Условное обозначение Подключаемый элемент Сечениепровода Цвет провода 1 L Левый поворотник 1,5 мм Желтый 2 54G Свободный провод 12 В для любой опции 1,5 мм Голубой 3 31 Автомобильная масса 2,5 мм Белый 4 R Правый поворотник 1,5 мм Зеленый 5 85R Правые габаритные огни и подсветка номерного знака 1,5 мм Красный 6 54 Стоп-сигналы 1,5 мм Коричневый 7 58L Левые габаритные огни 1,5 мм Черный

Цвета, указанные в таблице, соответствуют стандартным цветам проводов, подводящих электричество к элементам оптики.

В этой схеме подключения прицепа, в распиновке розетки нет заднего хода. Потому что подавляющее большинство прицепов для легковых автомобилей не оборудовано соответствующей световой сигнализацией.

Подключение розетки с 13 контактами

Схема распиновки на 13 контактов немного сложнее.

№ Условное обозначение Что подключается Цвет провода 1 1L Левый поворотник Желтый 2 2 Задние противотуманные фары Голубой 3 3/31 Масса для контактов с 1 по 8 Белый 4 4R Правый поворотник Зеленый 5 5/58-R Левые габаритные огни и подсветка номерного знака Коричневый 6 6/54 Стоп-сигнал Красный 7 7/58-L Правые габаритные огни Черный 8 8 Сигнализация заднего хода Черно-красный 9 9 Постоянное напряжение силой тока до 35 А Коричнево-белый 10 10 Напряжение, идущее через замок зажигания Красный 11 11 Основная масса Белый 12 12 Резервный провод Красно-голубой 13 13 Масса для контакта 9 Белый

При отсутствии проверки бортовым компьютером задней проводки схема подключения розетки прицепа остается стандартной.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Самостоятельная установка

Смонтировать электрическую систему фаркопа можно самому. Это отнимет около 2 часов. Электрика имеет несложную схему подключения вилки прицепа к розетке. Разъем должен обеспечивать легкое и надежное соединение электрической проводки.

Для того чтобы установить розетку, нужно:

  1. Открыть багажник машины и снять пластиковую или войлочную обшивку. Клипсы крепления лучше демонтировать съемником в форме лопаточки с прорезью. В этом случае клипсы останутся целыми и не нужно будет покупать новые.
  2. Осмотреть заднюю часть багажного отсека. Там, где крепится бампер, должны быть резиновые заглушки, через которые проходит провод, питающий подсветку номера. Через эту резинку необходимо завести в багажник пучок проводов для подключения розетки фаркопа.
  3. Осмотреть шину, идущую на задние фонари. Разделить пучок на отдельные провода.
  4. Зачистить изоляцию не более 1 см на каждом проводе. К оголенным участкам нужно подсоединить провода от розетки.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю Соединение лучше делать при помощи обжимных замков для быстрого сращивания проводов. Это качественнее, чем делать скрутки.
  5. Закрепить розетку в своем кронштейне при помощи болтов.
  6. Проверить правильность подключения. Для этого нужно подцепить прицеп к фаркопу и проверить работу световой сигнализации.

Если электрика прицепа работает, можно устанавливать обшивку.

Как найти неисправность

В сырую погоду контакты розетки окисляются. Также на нее попадает грязь, которая ухудшает контакт в разъеме. По этой причине освещение прицепа перестает работать. Как выявить причину и устранить неисправность?

Для простой проверки автомобильной электрики существует индикатор, именуемый в народе «контролька». Он представляет собой лампочку с двумя проводами, имеющими на концах зажимы.

По схеме подключения розетки прицепа ясно, какой осветительный прибор соответствует тому или иному разъему. Нужно проверить индикатором разъем, отвечающий за неработающий фонарь.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Для этого один зажим индикатора фиксируют на железной части фаркопа, который будет служить массой, а второй вставляют в тестируемый разъем. Проверяют при включенной электрике. Если соединение имеет плохой контакт, то лампа индикатора гореть не будет.

Чтобы исправить неисправность, нужно разобрать розетку и зачистить контакты наждачной бумагой.

Согласование оптических приборов

В некоторых современных машинах управление световыми сигналами происходит не напрямую, а через бортовой компьютер. Он тестирует переднюю и заднюю оптику на предмет повышенного потребления электричества. Таким образом, система бережет проводку от короткого замыкания и от установки ламп большой мощности.

В этих автомобилях напрямую подключить розетку легкового прицепа не получится. Система будет выдавать ошибку. Чтобы обойти ее, устанавливают блок, согласовывающий мощность задней световой оптики с компьютером автомобиля.

Блок согласования встраивается в электрическую схему и подключается к проводке.Схема розетки фаркопа: виды разъемов и схема подключения электрики прицепа к автомобилю

Материалы для установки

Для того чтобы розетка легкового прицепа работала безотказно, на материале лучше не экономить. Для работы потребуется:

  1. Многожильный провод сечением не менее 1,5 мм. Изоляция должна обеспечивать работу в условиях перепадов температуры.
  2. Гофра для укладки проводов в единый пучок. Она дополнительно создаст защиту.
  3. Розетка. Нужно смотреть, чтобы ее крышка плотно закрывалась без перекосов. А уплотнительное кольцо обеспечивало герметичность. Клеммы внутри не должны болтаться, иначе это приведет к плохому контакту.
  4. Соединители или обжимные замки для сращивания проводов.

Работа розетки происходит в условиях агрессивной среды, поэтому для защиты контактов можно дополнительно использовать силиконовую смазку или солидол.

Westfalia Гнездо для подключения фаркопа

Падраик