ГБОУ Школа № 1494, Москва
Улица
Самая важная часть города – улица. Посмотри, между домами, парками, школами и больницами – всюду есть дороги, по которым едут маленькие и большие машины, автобусы, троллейбусы, трамваи. Рядом с дорогой можно увидеть современные скульптуры и классические памятники, красивые клумбы с нежными цветами и высокие деревья. Здесь чинно прогуливаются со своими питомцами любители домашних животных, спешат на работу задумчивые взрослые или играют беззаботные малыши. Все это и есть улица. Для удобства и всеобщей безопасности взрослые решили разделить ее на проезжую часть, по которой с огромной скоростью мчатся машины, и тротуары.
Тротуар – дорога для тебя, твоих любимых родителей, лучших друзей, а также незнакомых детей и взрослых, решивших пройтись пешком, а проезжая часть – только для транспорта.
Пешеходный переход
В городе очень много дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчатся машины, везут пассажиров автобусы, трамваи и троллейбусы, грузовики торопятся на стройки и в магазины, по тротуарам торопятся и прогуливаются пешеходы.
Наверняка, ты видел нарисованные в ряд белые линии на дороге, по которым взрослые и дети переходят улицу. Знакомься, это «зебра», не животное, которое живет в далекой, солнечной Африке, а специальный дорожный знак в виде черно-белых полосок на дороге.
Переходить улицу надо очень осторожно, не зевать по сторонам, а внимательно смотреть, не едет ли машина
. Помни: ты на «зебре», но не в танке!Налево – направо
- Решил дорогу перейти – Взгляни сперва налево.
- Машины нет, тогда иди До середины смело.
- Замри.
- Направо посмотри: Машины нет – переходи.
Не спеши переходить улицу!
Сначала посмотри налево, если машин нет, иди до середины дороги, которая обозначается белой линией. Затем посмотри направо, убедившись, что никакого транспорта поблизости нет, можно смело переходить улицу дальше.
Подземный переход
Наши верные друзья
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело там идем вперед,
Где нам виден переход.
Кроме «зебры», бывают переходы, которые делают под землей, их называют подземными. Чаще всего они встречаются в больших городах с широкими улицами, где очень интенсивное движение. Взрослые придумали их для удобства и безопасности водителей и пешеходов. Месторасположение таких переходов указывают специальным знаком.
Светофор Светофорыч
Светофор Светофорыч – самый главный на дороге, ему подчиняются и водители, и пешеходы. У него одна нога и три круглых глаза: верхний – красный, средний – желтый, а нижний – зеленый. Его можно увидеть на улицах и перекрестках города, где он стоит и поочереди мигает своими разноцветными глазами. Светофор Светофорыч указывает, кому можно ехать или идти, а кому надо оставаться на месте. Все должны его слушаться.
Пешеходный светофор
У Светофора Светофорыча есть помощник – это специальный светофор для пешеходов. На нем изображено два человечка – красный и зеленый.
Красный человечек нарисован стоящим, а зеленый – идущим. Зажегся красный человечек, значит стой на месте, дорогу переходить нельзя! Как только загорится зеленый шагающий человечек, можешь смело переходить дорогу.
На некоторых светофорах для пешеходов нет нарисованных человечков. Зато есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» и красный со строгой командой «Стойте». Какой сигнал загорится, то и нужно выполнять.
Светофоры и днем, и ночью остаются на своих постах, мигают разноцветными глазками, оберегают пешеходов и водителей. Только некоторые светофоры на ночь превращаются в желтую мигалку. Она предупреждает водителя, что впереди перекресток, нужно быть внимательным и сбавить скорость. А пешеход при переходе должен быть осторожнее и обязательно посмотреть, не приближается ли машина.
Регулировщик и его волшебная палочка
Кроме Светофора Светофорыча, движением транспорта и пешеходов может управлять специальный человек – регулировщик с полосатой палочкой. Регулировщик – главный помощник Светофора Светофорыча. Его можно увидеть на перекрестке, где сломался светофор или образовалась пробка из-за того, что какая-то машина очень торопилась и нарушила правила дорожного движения.
Регулировщик общается с водителями и пешеходами с помощью знаков, которые он показывает своей волшебной палочкой. Эти знаки очень простые, давай разберемся с ними вместе! Регулировщик стоит прямо и держит палочку вниз или параллельно вытянутым в стороны рукам – можно переходить дорогу только перед регулировщиком или за его спиной.
Жезл регулировщика поднят прямо вверх – движение транспорта и пешеходов запрещено!
Правая рука регулировщика вытянута вперед, а леваяопущена вниз – пешеходы могут переходить дорогу только за спиной регулировщика.
Регулировщики внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость, соблюдали дорожные правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
«Островок безопасности»
Специально для широких улиц в больших городах взрослые придумали «безопасный островок». Это такой участок посередине дороги, на который машинам заезжать нельзя. Он обведен белой линией, а внутри заштрихован или немного возвышается над проезжей частью и похож на небольшой островок.
Если ты не успел перейти улицу и уже загорелся красный свет, то остановись посередине дороги на «островке безопасности». Подожди, пока проедут все машины и загорится зеленый свет, после этого можно смело переходить улицу.
Есть особые правила поведения на «островке безопасности». Их надо обязательно соблюдать, чтобы не случилось беды.
Во-первых, стоять на «островке безопасности» надо спокойно: не бегать и не прыгать!
Во-вторых, продолжать переходить через дорогу можно только тогда, когда загорится зеленый свет.
В-третьих, прежде чем продолжить переход, посмотри направо, нет ли поблизости машин или какой-нибудь другой опасности.
Машины с мигалками
Ты собрался переходить улицу и вдруг видишь такую картину: едет «скорая помощь», на крыше мигалка, все машины уступают ей дорогу, а пешеходы стоят на месте и не переходят улицу, хотя горит зеленый свет.
Знай, это едет специальный транспорт! Ему все уступают дорогу, и водители, и пешеходы, потому что он спешит на помощь к тем, кто попал в беду.
Специальный транспорт – это «скорая помощь», пожарная машина, «служба спасения» и милицейская машина. У этих машин есть звуковой сигнал, который называется сирена, и мигающая лампочка на крыше – проблесковый маячок синего или красного цвета.
Если эта лампочка включена, прояви участие – уступи дорогу.
Перекресток – самое опасное место на дороге.
Со всех сторон к нему устремляются потоки автомобилей, едут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Здесь они все встречаются, чтобы разъехаться и разойтись в разные стороны.
Чтобы транспорт и пешеходы могли пересечь перекресток и дальше направиться без задержек по своим делам, надо соблюдать строгий порядок. Поэтому на перекрестках движение регулируется, то есть устанавливается очередность как для машин, так и для пешеходов. Такой перекресток называется регулируемым. В этом случае порядок на дороге устанавливается благодаря выполнению водителями и пешеходами указаний светофора или милиционера-регулировщика.
Перекресток, на котором нет ни регулировщика, ни светофора, или светофор неисправен, называется нерегулируемым. Его надо переходить с особым вниманием и только по прямой, но не наискосок.
На перекрестке может случиться всякое: один автомобиль задержится на перекрестке, а какой-то пешеход поторопиться перейти улицу первым. Самое большое количество разных аварий, несчастных случаев происходит именно на перекрестках. Поэтому каждый, кто ходит или ездит по дорогам и улицам, должен быть очень внимателен к перекресткам и знать, как себя вести.
Про разметку на дороге
Наверняка, ты видел нарисованные на дороге разные линии, стрелки и буквы – это все не просто так и называется разметка. Линии делят дорогу на полосы, которые помогают водителям ориентироваться. Разметка может быть постоянной или временной, отличить их можно по цвету, постоянную разметку рисуют белой краской, а временную – желтой или оранжевой.
Белая сплошная линия с краю (по бокам) дороги обозначает границы проезжей части. А такая же линия посередине дороги разделяет потоки машин, которые едут навстречу друг другу. Пересекать эту линию водителям строго запрещено.
Прерывистая (пунктирная) линия делит поток машин. Это нужно для того, чтобы не запутаться на перекрестках. Если водителю нужно повернуть на перекрестке налево, то он будет ехать по левой полосе своего потока, если направо, – то по правой полосе, а если после перекрестка водитель поедет прямо, то ему нужно держаться средней полосы.
Стрелочки на дороге подсказывают, куда можно ехать водителю: направо, налево или прямо, если он находится на этой полосе.
Если между встречными потоками нарисованы сразу и сплошная, и пунктирная линии, то это можно объяснить так: если ты водитель и пунктирная линия нарисована с твоей стороны, то тебе можно ее пересекать, а тем, кто едет тебе навстречу, делать это запрещено.
Если какой-то участок дороги обведен белой линией, а внутри заштрихован, то эта территория закрыта для машин, им нельзя сюда заезжать, а называется такой участок «островок безопасности».
Помни, нельзя играть вблизи дорог и на проезжей части! Это очень опасно!
Остановка
Остановка – это специальное место, где останавливаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Иногда на остановках ты можешь увидеть постройку с крышей и тремя стенами, которые укроют тебя от дождя и ветра, внутри нее есть скамеечки, на них можно передохнуть, пока ждешь транспорт. Здесь же ты увидишь специальный дорожный знак, на котором указывают название остановки и транспорт, который здесь ходит, номера маршрутов.
Как ты думаешь, где опасности для пешеходов больше: при переходе улицы или на остановке? Опасно и там, и там, но на остановке опаснее вдвойне. Почему? Во-первых, на остановках пешеходы часто спешат: то к автобусу, то на выходе из него. Во-вторых, на остановке из-за автобусов и троллейбусов очень плохо видно дорогу!
Когда ждешь транспорт на остановке, нужно стоять на тротуаре или обочине. Ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть!
Как правильно обходить транспорт, который стоит на остановке?
Трамвай надо обходить только спереди, для того чтобы не попасть под встречный трамвай. Стоящие у тротуара машины, автобусы или троллейбусы нужно обходить сзади. Но лучше всего не торопиться, а подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.
Задом наперед
Наверняка, ты видел как машины на большой скорости ездят по автомагистралям или совсем медленно там, где стоит знак «жилая зона». Однако машина может ездить не только вперед, но и назад!
Например, автомобилю нужно выехать со стоянки, для этого водитель включает задний ход. Особенно внимательно следует обходить машину, которая стоит на месте с включенным двигателем, потому что в любой момент она может поехать.
Некоторые водители устанавливают на свои автомобили специальные устройства.
Когда машина едет назад, начинает играть музыка, или записанный на пленку голос предупреждает окружающих о том, что водитель включил задний ход.
Поворотники
У всех автобусов, грузовых и легковых машин, троллейбусов, которые собираются повернуть, начинает мигать специальный сигнал поворота – оранжевая лампочка рядом с фарами. Она включается с той стороны автомобиля, куда водитель собирается повернуть.
Мы едем на машине
Родители берут тебя с собой на дачу, в гости или просто в магазин, и вы поедете на машине. Ура! Тебя ждет что-то новое, неизвестное, может быть, ты с родителями будешь ездить по огромному магазину на веселой машине и складывать в багажник разные продукты, а может быть, тебя ждет прогулка в лесу, костер и шашлыки или веселые игры вместе со сверстниками в гостях у твоего друга.
Итак, когда ты наконец-то оказался в автомобиле, то сразу, как по мановению волшебной палочки, превратился в пассажира. Поэтому у тебя появились кое-какие обязанности.
Во-первых, обязательно пристегни ремни безопасности в своем автомобильном кресле, которое взрослые придумали специально для тебя, твоих друзей и других ребят, чтобы за время поездки с вами ничего не случилось. Его крепят в машине на простое сиденье.
Во-вторых, не отвлекай водителя от управления автомобилем
В-третьих, ни в коем случае не открывай дверцы машины, пока тебе не разрешат!
В-четвертых, никогда не выходи из машины, пока не убедишься, что мимо не едет другая машина, мотоцикл или автобус.
Лучше смотреть в окно, ведь там можно увидеть столько интересного: быстро пробегающие дома и деревья, пешеходов, которые переходят улицу по пешеходным переходам, регулировщика, что стоит на перекрестке, где сломался светофор и многое-многое другое.
Метро
Наконец-то ты в метро. Ожидая поезд, ни в коем случае не подходи близко к краю платформы, до него должно оставаться не менее 4 шагов. Потому что из тоннеля начинает дуть сильный ветер, когда приближается поезд, и тебя может «сдуть» под него.
Садиться в поезд можно только после того, как он полностью остановиться. Нельзя толкаться, суетиться, сначала выпусти тех пассажиров, которые выходят на этой остановке, и только потом заходи сам.
Внутри поезда нельзя прислоняться к дверям, ведь он едет очень быстро, и ты можешь не заметить, как на остановке двери откроются.
Обязательно уступай место бабушкам и дедушкам, пассажирам с маленькими детьми.
Мы едем на велосипеде
Велосипедисты такие же водители, как и все остальные, только ездят они не на четырех-, а на двухколесном транспорте. Для них тоже есть особые правила дорожного движения.
Велосипедисту можно ехать вместе с машинами по дороге, обязательно придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать остальному транспорту. Но, если рядом с проезжей частью есть велосипедная дорожка, велосипедист обязан передвигаться только по ней.
Так как у велосипеда нет указателей поворота, то о предстоящих маневрах велосипедист должен предупреждать жестами.
Например, поворачивая направо, необходимо поднять правую руку и указать направление движения. Во время поворота налево необходимое направление обозначается левой рукой. При этом надо быть очень внимательным и убедиться, что автомобилисты тебя поняли и уступают дорогу.
Правила дорожного движения в детском саду. ПДД в детском саду
Правила дорожного движения в детском саду
Консультация для педагогов: Что должен знать воспитатель о ПДД
3-4 года
Содержание работы:
- Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
- Части автомашины, грузовой машины.
- Правила дорожного движения:
- Поведение на улице
- Поведение в общественном транспорте
- Сигналы светофора
Развивающая среда:
- Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
- Рули
- Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
- Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
- Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
- Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
- Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
- Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
- Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
- Крупные и мелкие дорожные знаки.
- Картинки на классификацию видов транспорта
- Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
- Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
- Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
- Изучение работы регулировщика
- Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
- Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
- Макет: разные виды перекрёстков
- Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
- Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
- Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Художественная литература:
Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
- Учить детей соблюдать правила дорожного движения
- Закрепить правила поведения на улице:
- Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
- Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
- Макет, имеющий разные виды перекрёстков
- Альбомы «Разные виды транспорта»
- Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
- Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
- Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
- Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
- Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
- В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
- В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт.
Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
- Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
- Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
- Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
- Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
- И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
- На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
- Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
- в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.
Методическая работа в ДОУ:
| | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |
Авиадиспетчер из Гренады пишет книгу для детей об авиации
Представьте себе, что однажды вы наблюдаете онлайн-разговор, в котором кто-то говорит, что никогда не видел, чтобы женщина управляла самолетом.
Именно в этот момент Киана Бабб, авиадиспетчер в Гренаде, решила, что ей нужно изменить это с помощью своей детской книги «Приключения Ксолы и Сейджа: женщины в авиации».
В интервью Loop News Caribbean Кьяна говорит, что сначала мысль о написании книги была шуткой, но в итоге она закончила текст для книги за один день в сентябре 2020 года, а книга была опубликована семь месяцев спустя.
«Моя страсть и любовь к авиации заставили меня написать это для детей».
В Гренаде состоялась презентация книги.
Ее книга была хорошо принята подростками и взрослыми, несмотря на то, что она предназначена для детей. Кьяна говорит, что многие люди не знали, чем она занималась на работе, и, объясняя это, книга вдохновила многих мальчиков и девочек.
Она надеется, что когда вызовут авиадиспетчеров, будет больше девушек.
Пожертвования через Твиттер и сбережения помогли ей оплатить иллюстрации к книге, которые были выполнены иллюстратором на родственном острове Карриаку.
Киана говорит, что она специально решила написать детскую книгу, чтобы открыть умы детей для другой карьеры в Гренаде.
«Думал написать книгу, чтобы вдохновить детей мыслить нестандартно, в том числе девочек, которые могли бы быть пилотом, стюардессой и авиадиспетчером.
Моей миссией также было сообщить людям, что эта работа (авиадиспетчер) существует, и это не просто парень, стоящий на трапе».
Как же она попала в эту сферу? Кьяна говорит, что ей всегда нравилась авиация, поскольку она много путешествовала с самого рождения.
География была ее любимым предметом в школе, а еще она любит карты. В средней школе, во время обычного поиска работы, Киана говорит, что поняла, что география — это тот предмет, от которого она не может отказаться так же, как и от физики.
«В своих учебниках я видел авиадиспетчера и диспетчерскую вышку в учебнике по информационным технологиям… на обложке учебника по физике был пилот в кабине экипажа, а в других книгах об авиации было другое… это было как знак».
Киана говорит, что когда она закончила среднюю школу, она вернулась еще на год, чтобы поучиться секретарю, и подала заявку на стажировку в аэропорту. За это время она пообщалась с Метеобюро и вернулась на летнюю стажировку. Однажды ее отвели посмотреть на диспетчерскую вышку, и она поняла, что ей это нравится, так как это было сложнее.
Она поступила в колледж, получила степень младшего специалиста по математике и географии и подала заявление в аэропорт для управления воздушным движением. Она добилась успеха и была отправлена на Тринидад тренироваться на семь месяцев, и теперь вы знаете ее историю.
Чем именно занимается авиадиспетчер? Киана говорит, что ее работа в основном заключается в подготовке самолетов к посадке и взлету, а также в руководстве пилотами.
«Это работа, связанная с много разговоров, но вы должны быть краткими, когда имеете дело с большим количеством самолетов».
Несмотря на то, что она авиадиспетчер, а теперь впервые пишет, Киана говорит, что однажды хотела бы управлять самолетом, отметив, что ее любимый самолет — Боинг 777.
«Я бы хотела полетать на Боинге 787 или 777».
Лица могут приобрести Приключения Ксолы и Сейджа: Женщины в авиации на Амазоне.
Месть, но не сладкая жизнь для убийцы
ВЛАДИКАВКАЗ, Россия — Люди в этом городе знают человека с сутулой, прихрамывающей походкой и горящими глазами. Они указывают на его дом и говорят о том, «что он сделал», и о том, как они восхищаются «тем, что он сделал», и задаются вопросом, хватит ли у них сил сделать «то, что он сделал».
Вот что сделал Виталий Калоев: после того, как его жена и дети погибли в авиакатастрофе в 2002 году, он преследовал дежурного авиадиспетчера всю дорогу до Швейцарии, постучал в дверь мужчины и зарезал его до смерти с перочинным ножом.
Объявление
«Я не очень обижаюсь на людей, которые называют меня убийцей. Люди, которые так говорят, предают своих детей, свою Родину», — сказал Калоев. «Я защищал честь своих детей и память своих детей».
К тому времени, когда Калоев вышел из швейцарской тюрьмы и эмоционально вернулся в этот город у Кавказских гор в конце прошлого года, его преступление затмило его слава и социальный раскол по поводу его значимости. Некоторые россияне приветствуют Калоева как национального героя, «настоящего мужчину». Других ужасает его статус знаменитости, который, по их мнению, подчеркивает худшие черты русского национализма.
Реклама
Хотя он сказал, что потерял сознание и не помнит, как напал на 36-летнего Питера Нильсена, Калоев не отрицает, что убил его, и не сожалеет о его смерти. Калоев признается, что даже в первые дни своего горя он зациклился на Нильсене, единственном дежурном диспетчере, когда самолет с семьей Калоева врезался в другой самолет в полете.
В течение двух дней после крушения он разыскал имя и район авиадиспетчера. Он знал, что у Нильсена двое детей и что его жена беременна.
В 2004 году после нашумевшего судебного процесса в Швейцарии Калоев был приговорен к 8 годам лишения свободы. После лоббирования со стороны российского правительства он был освобожден через три года по распоряжению высшей судебной инстанции Швейцарии.
Когда он прибыл в Москву, молодые люди из организованных Кремлем групп выстроились вдоль дорог, чтобы встретить героя. Дома, во Владикавказе, сочувствующие продавцы не брали у него денег. Местные журналисты назвали его «Человеком 2007 года». А в прошлом месяце правительство Северной Осетии устроило бывшему строительному проектировщику тепленькое место на посту заместителя министра строительства.
«Когда видишь его на публике, видно, что идет настоящий мужчина», — сказал заместитель председателя ассоциации старейшин Северной Осетии Таймураз Хутиев. «То, что он сделал, было очень престижно для страны… Это был акт героизма».
Сотни рукописных писем посыпались со всех концов России, из русского зарубежья.
«Вы для меня идеал», — написала Светлана из Москвы.
Смешанная реакция
Реклама
Другие россияне в ужасе. «Мы живем в очень больном обществе, — сказал Дмитрий Орешкин, ведущий научный сотрудник Московского института географии. «Это родовой менталитет, который Сталин успешно привил нашим предкам и нашему народу».
Калоев до сих пор живет в изысканном кирпичном трехэтажном доме, который он спроектировал для своей семьи. Этой зимой в комнатах холодно и пусто; портреты мертвых смотрят вниз со стен.
Летом 2002 года Калоев работал в Испании, строил дом для богатого россиянина. На отдых к нему отправилась его семья: жена Светлана, 44 года, сын Константин, 10 лет, и дочь Диана, 4 года.
В небе над Германией их пассажирский самолет столкнулся с грузовым. Все 71 человек на борту обоих самолетов погибли.
Хотя это было воздушное пространство Германии, за движением следили из Швейцарии, где Нильсен одновременно обслуживал две рабочие станции.
Калоев ждал в аэропорту Барселоны, когда вдруг зал прилета наполнился репортерами.
Реклама
«Я получил новости от журналистов», сказал он. «Я не мог в это поверить».
В течение следующих двух лет Калоев преследовал чиновников Skyguide, швейцарской компании по контролю за воздушным пространством. Он настаивает на том, что хотел чего-то простого: извинений. Он хотел, чтобы кто-то сидел рядом с ним, смотрел ему в глаза и брал на себя ответственность за потерю его семьи. В его культуре это минимальная вежливость, на которую может рассчитывать мужчина.
Но извинений не последовало. Skyguide ожидает правительственное расследование и судебные дела. Компания торговалась за закрытыми дверями по поводу компенсационных выплат.
Когда Калоеву сказали набраться терпения, он почувствовал отпор. Когда ему напомнили о деньгах, которые ему заплатят, он оскорбился. Он тоже был убежден, что с ним плохо обращаются, потому что он русский.
«Все люди в Западной Европе или в США, они испытывают какое-то подозрение, какую-то вражду, потому что вы русский», — сказал он. «Я понимал, что Россия в то время была неспособна защитить своих граждан, и это меня очень ранило».
В нем росла ярость, и он продолжал думать о Нильсене. Однажды он подошел к автобусной остановке возле дома Нильсена, но снова повернул назад. Затем, в один прекрасный день, он больше не мог этого выносить.
Реклама
Он подошел к дому Нильсена и постучал в дверь. У него был конверт, набитый графическими фотографиями его мертвых детей.
Когда Нильсен открыл дверь, Калоев сказал по-немецки: «Я из России». По его словам, он сделал жест рукой, показывая, что хочет, чтобы его пригласили внутрь.
Но Нильсен захлопнул за собой дверь и жестом приказал Калоеву уйти, сказал он. Калоев пытался прижать конверт с фотографиями к Нильсену, но, по его словам, Нильсен их выбил. Для Калоева вид порхающих на землю картин был невыносим: «Последней моей мыслью было, что он выбросил из гробов моих мертвых детей».
После этого, по его словам, «все потемнело в моих глазах».
Калоев сказал, что ничего не помнит, пока не вернулся в гостиницу.
На следующий день в отель прибыла полиция.
Объявление
Калоев попал сначала в психиатрическую лечебницу, а потом в швейцарскую тюрьму.
Безжалостный
Калоев по-прежнему совершенно не раскаялся в совершенном им убийстве.
— Он мне никто. Он мне никто, — сказал Калоев. — Он был идиотом, поэтому и поплатился за это жизнью. Будь он умнее, такого бы не было. тонах, и трагедии могло бы и не случиться».
— Я думаю о его детях, — сказал он, выкуривая одну сигарету «Мальборо» за другой на своей кухне. «Они растут здоровыми, полными жизни. Жена довольна своими детьми. Бабушка и дедушка довольны внуками. С кем я счастлив?»
Здесь, во Владикавказе, в прошлом месяце Калоев отпраздновал свое 52-летие.