Почему во всем мире правостороннее движение, а в Англии, Японии и Австралии левостороннее? | Жёлтый на колёсах
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет. Универсальный ответ — так сложилось исторически.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение. У нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее. В 1756 году всех на дорогах в королевстве обязали придерживаться левой стороны. Штраф за нарушение был весьма внушительным — фунт серебра.
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Почему у британцев и японцев руль справа?
Приблизительно треть всех автомобилей в мире – праворульные. Главным образом, виновником стала Индия, где автомобилей просто огромное количество. В списке самых известных стран с левосторонним движением Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур и Индия. Вопрос состоит в том, когда произошло это разделение и почему это произошло?
Добрую долю стран с левосторонним движением объединяет статус бывшей британской колонии, так что разумно предположить, что ноги растут именно оттуда.
На самом деле, история уходит корнями глубоко в Средневековье. Все дело в том, что во время езды верхом на лошади, которая была основным средством передвижения в те времена, ножны с мечом располагались на левом боку. Таким образом, всадник мог удобно вытаскивать меч правой рукой. К тому же, и взбираться на лошадь гораздо удобнее — стоя справа от нее — опять же, так не мешает меч.
На самом деле, корни правого руля уходят глубоко в Средневековье. Дело в том, при езде верхом на лошади — основном средстве передвижения в тем времена — ножны с мечом располагаются на левом боку. Так всаднику удобнее вытаскивать меч правой рукой. К тому же, взбираться на лошадь удобнее, стоя справа от нее — опять же так не мешает меч.
Что касается правосторонних стран, в США привычное нам правостороннее движение утвердилось в конце XVIII века из-за того, что людям, передвигавшимся в каретах, стало не хватать скорости. Поэтому в кареты, которые были очень тяжелыми из-за декора, начали запрягать не одну, а четверо лошадей. Кучер располагался в таком случае на задней левой лошади, чтобы хлыстом, который он держал в правой руке, доставать до всех лошадей. Во Франции «моду» на правостороннее движение ввели, как ни странно, крестьяне, которые именно так передвигались на своих повозках и телегах.
Позднее, это законодательно было закреплено ни кем иным, как самим Наполеоном Бонапартом, предписавший военным придерживаться именно правой стороны дороги.
Но не все страны были точно уверены в том, по какой стороне дороги передвигаться «правильнее». Канадцы до 1920-х годов не могли определиться — в разных провинциях был свой порядок.
Швеция перешла на привычное нам правостороннее движение только в 1967 году. Четыре года специальная комиссия разрабатывала комплекс мер. В итоге, в ночь на 3 сентября с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение транспорта, кроме экстренных служб. За это время были поменяны все дорожные знаки и светофоры.
В общем-то, хаоса в крупных городах избежать не удалось, но никто не погиб, водители довольно быстро освоились. К тому же на первое время в стране ввели специальное ограничение скорости — на всякий случай.
Это событие было названо шведскими властями Днем «Н» и получило широкую огласку по всей стране. Пропаганда правостороннего движения велась на протяжении долгого времени. Был утвержден специальный логотип, а по радио постоянно крутили песню «Держи вправо, Свенссон».
Неслучайно среди старых «саабов» и «вольво» так много праворульных. К слову, то же самое касается и общественного транспорта. В период подготовки страна закупала новые автобусы, а старые частично переделывала, добавив им новые двери на правом борту. Часть старых праворульных автобусов передали в дар Пакистану. Интересно, что местная железная дорога и метро до сих пор исповедуют левостороннее движение.
Нашлась в мире и такая страна, которая сменила правостороннее движение на левостороннее — это Самоа. Но причина тому была сугубо экономическая. Самоа — это небольшой архипелаг островов и своего производства автомобилей у них нет. Ввозить машины из далеких США оказалось очень дорого. Поэтому местные автодилеры переключились на рынки Японии, Австралии и Новой Зеландии, где, как известно, принято левостороннее движение.
Итак, мы плавно подошли к Японии, которая, как нам известно никогда не являлась британской колонией, но движение там тоже левостороннее. Дело в том, что первую железную дорогу японцам помогали строить, опять же, британцы, т. е. она тоже была левосторонней. Поэтому, этот порядок так и остался по сей день.
Возврат к списку
Почему ЯПОНЦЫ ездят по левой стороне дороги?
Влад ЛевадаВлад Левада
Менеджер по развитию бизнеса и работе с ключевыми клиентами
Опубликовано 14 февраля 2019 г.
+ Подписаться
Профессионально участвует в торговле автомобилями последние 20 лет и НИКОГДА НЕ ЗНАЕТ…
Около 35% стран имеют руль не с той стороны автомобиля. Помимо австралийцев, британцев и ряда других народов, праворульные автомобили используют и японские водители.
Что касается англоговорящих парней, то они любят быть особенными и следовать пути, по которому маршировали римские войска. Но почему японцы используют тот же правый руль? Хотите верьте, хотите нет, но это связано с самураями и поездами.
Можно было бы легко понять влияние поезда, но самурай — не такое уж прямое предположение.
Самурай против правого руля — что недостающее звено?
Япония является страной со строгим регулированием, и большинство правил появилось не сразу. Вернитесь на несколько столетий назад, в эпоху Эдо (1603–1868 гг.), и в стране существовал набор устоявшихся правил использования дорог. Это также время, когда самураи правили улицами Японии.
Очевидный вопрос: какое отношение эпоха Эдо имеет к автомобилям с правым рулем, поскольку автомобили еще не были изобретены? По сути, левостороннее движение имеет мало общего с автомобилями. Наоборот, все для удобства самураев и японской дорожной логики.
Видите ли, во времена самураев городские улицы и пешеходные дорожки были довольно узкими. Кроме того, большинство самураев были правшами и носили катану слева. Вот почему они держались левой стороны дороги, чтобы не скрестить шпаги и не столкнуться друг с другом. Однако правило использования левой стороны дороги долгое время оставалось неписаным.
Официальное признание использования левой стороны дороги произошло в 1872 году, и это совпадает с введением железной дороги.
Японская железная дорога и правый руль
Когда эпоха Эдо закончилась и наступил период Мэйдзи (1868–1912), Япония больше не нуждалась в самураях, а поезда пользовались большим спросом. С другой стороны, в период Мэйдзи у страны не было возможности самостоятельно построить железнодорожную систему.
Франция, Великобритания и Америка предложили свою помощь, и, как вы, наверное, догадались, британцы победили. Так что благодаря британцам все поезда ходят по левой стороне дороги. За ними последовали электрические трамваи и конно-железные дороги. А раз первые автомобили появились в Японии в начале 20 века, то для них было логично придерживаться правила левой стороны. Наконец закон был принят в 1924, предписывающий левостороннее движение для автомобилей, и он сохранился по сей день.
Некоторые предполагают, что Япония также была бы страной с левосторонним движением, если бы Америка выиграла железнодорожный контракт. Но не похоже, чтобы японцы плохо справились со своей британской левосторонней железной дорогой. Сегодня железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для миллионов жителей страны. Кроме того, японская железная дорога славится тем, что является самой своевременной и отлаженной в мире.
Есть ли исключения?
В течение короткого периода времени Окинава была единственным исключением для автомобилей с правосторонним движением в Японии. После поражения Японии во Второй мировой войне Окинава перешла под власть США. Правительство имело свою базу на островах Рюкю и просуществовало с 1950 по 1972 гг. Окинава вернулась под власть Японии почти через год после подписания окончательного соглашения летом 1971 года.
Endnote
Интересно, как различные исторические и культурные влияния повлияли на современные правила дорожного движения в Японии. От самураев до современного Синкансэна японцы имеют давнюю традицию использования левой стороны дороги. Европейцам и американцам это может показаться и показаться странным, но система работает как хорошо смазанный механизм для многочисленных японцев, которые от нее зависят.
ИСТОЧНИК: www.picknbuy24.com
Почему в Японии левостороннее движение?
Около четверти стран мира ездят по левой стороне дороги, Япония — одна из них. Но почему они ездят по левой стороне, когда так много других стран ездят по правой стороне? Всегда ли они пользовались левой стороной дороги? Связаны ли причины Японии с причинами левостороннего движения в других странах? Ответы могут быть не такими простыми, как вы думаете, но они определенно довольно интересны.
Ну почему все ездят по левой стороне дороги?
Еще до изобретения автомобилей почти все ездили по левой стороне дороги. Это просто имело смысл. Поскольку большинство людей правши, фехтовальщики предпочитали двигаться слева, чтобы правая рука была ближе к потенциальному противнику, а меч и ножны — дальше от него. Поскольку ножны носили слева, это также предохраняло двух человек от случайного удара мечами и возникновения дуэли.
Правшам легче садиться на лошадь с левой стороны, особенно если они вооружены мечом. Также безопаснее садиться и слезать с лошади на обочине дороги, а не посередине. Таким образом, они могут оставаться в стороне от движения и не беспокоиться о том, что их кто-то ударит или кто-то ударит. Поэтому имеет смысл, что если кто-то садится слева, то и ехать следует слева. Обе эти причины имеют смысл, поэтому неудивительно, что в это время люди двигались по левой стороне.
В конце 1700-х некоторые ловкие погонщики начали перевозить сельскохозяйственные товары в фургонах, запряженных упряжками лошадей. В этих повозках не было сидений, поэтому «водитель» сидел на задней левой лошади. Таким образом, они могли легко поразить всех других лошадей своим кнутом. Опять же, поскольку большинство людей были правшами, это имело смысл.
Так как они сидели слева, как и большинство современных стран в своих автомобилях, они хотели, чтобы все проезжали слева, чтобы им было легче следить за тем, чтобы фургоны не сталкивались друг с другом. По этим причинам вагоны держались правой стороны дороги. Очевидно, это противоречило обычной настройке ходьбы, поэтому все начало усложняться.
В 1794 году в Париже было введено официальное правило хранения для всех. Позже завоевания Наполеона распространили этот обычай на большую часть Европы. Страны, сопротивлявшиеся Наполеону, естественно, также сопротивлялись правостороннему движению. Великобритания, Австро-Венгерская империя и Португалия сохранили левостороннее движение, чтобы привязать его к Наполеону. Это разделение между левыми и правыми нациями Европы останется в силе более 100 лет.
На протяжении многих лет большинство стран предпочитают правостороннее движение. Великобритания долгое время отказывалась сделать переход. С бумом туристической индустрии в 1800-х годах правила дорожного движения были приняты во всех странах, а левостороннее вождение стало законом в Великобритании в 1835 году. Страны, входившие в состав Британской империи, также соблюдали этот закон. Вот почему такие страны, как Индия, Австралия и бывшие британские колонии в Африке, также придерживаются левого направления. Но почему Япония придерживается левой стороны?
Почему в Японии левостороннее движение
Хотя Япония никогда не была частью Британской империи, ее движение тоже левостороннее. Эта практика восходит к периоду Эдо (1603-1867), когда страной правили самураи (с теми же мечами и ножнами, что и раньше), но только в 1872 году это неписаное правило стало официальным. В том же году была построена первая железная дорога в Японии.
Три страны обратились к правительству Японии за помощью в строительстве железнодорожной системы. Этими тремя странами были Америка, Франция и Великобритания. В итоге победила Великобритания. В 1872 году первая японская железная дорога была запущена благодаря англичанам. Оттуда раскинулась широкая сеть железных дорог, все из которых были левосторонними. И, как мы все знаем, Япония любит свои поезда. Если бы вместо них были построены американские или французские железные дороги, Япония, вероятно, сегодня двигалась бы по правой стороне дороги.Конные железные дороги и вагоны электрического трамвая последовали прецеденту левостороннего движения, установленному железными дорогами Японии. Примерно в 1900 году начали появляться автомобили. В приказе, изданном токийской полицией в 1902 году, впервые говорилось, что пешеходы должны держаться левой стороны дороги. Наконец, в 1924 году левостороннее вождение стало официальным законом.
После поражения Японии во Второй мировой войне Окинава перешла под контроль США и стала праворульным движением. Окинава вернулась к левостороннему движению, когда его вернули Японии.