Нарушение геометрии кузова: признаки и классификация
Кузов автомобиля имеет свою геометрию – под этим понятием предполагается определенная форма и размеры деталей.
Нормой считается соответствие геометрии заводским параметрам производителя автомобиля – только в этом случае транспортное средство считается безопасным и технически исправным. Нарушение геометрии автоматически делает автомобиль ненадежным.
Многие водители считают, что диагностика кузова необходима только после серьезной аварии. Это, конечно, ошибочное мнение. Проверять геометрию необходимо даже в случае, когда автомобиль наскочил на бордюр или ударился бампером. Да и просто регулярная езда по нашим дорогам может негативно повлиять на состояние авто. Соответственно, необходимо периодически проводить диагностику кузова.
Признаки нарушения геометрии кузова
- Двери, капот и багажник. Если двери не закрываются или закрываются с трудом, проблема может быть в провисании завес. Но чаще всего причина все-таки кроется в различии деталей кузова – в нарушении геометрии.
- Нестабильное поведение автомобиля на большой скорости. Постоянные заносы, появление вибрации и «непослушание» машины могут означать наличие проблем с кузовом.
Степени нарушения геометрии
- Вмятины наружной части.
- Повреждения кузова без нарушения основных узлов – перекос дверного проема, к примеру.
- Смещение агрегатов, деформация несущих элементов.
- Все вышеперечисленные дефекты + перекос трех и более проемов (оконных, дверных).
- Автомобиль не подлежит восстановлению – повреждены все проемы, кузовные размеры не соответствуют нормативам.
Последствия нарушения могут быть крайне неприятными, использовать автомобиль с нарушенной геометрией не рекомендуется – это увеличивает стоимость владения автомобилем (возникает перерасход топлива), а также создает угрозу безопасности водителя\пассажиров.
Если при диагностике были выявлены нарушения геометрии кузова, на специальном стенде производится исправление дефектов. Когда процесс завершается, выполняются контрольные измерения по всем точкам – показатели должны соответствовать нормативам завода-изготовителя.
Опасности нарушения геометрии кузова
Геометрия кузова может никак не влиять на общие характеристики автомобиля. По этой причине многие автолюбители продолжают очень долго колесить на своем «четырехколесном друге» даже тогда, когда специалисты могли бы назвать состояние кузова их автомобиля плачевным. В некоторых случаях нарушенную геометрию кузова можно заметить даже невооруженным взглядом, что говорит о серьезной опасности езды на таком автомобиле. Подобная проблема может стать причиной утраты маневренности и управляемости, что нередко приводит к аварийным ситуациям. По этой причине каждый автомобилист должен знать и понимать, как измерить и восстановить правильную геометрию кузова.
1. Когда стоит обратить внимание на геометрию кузова автомобиля?
Перед тем, как ответить на главный вопрос, стоит определиться с самим понятием геометрии автомобильного кузова. Согласно профессиональной терминологии, речь идет о точных параметрах автомобиля, которые были придуманы конструкторами и воссозданы на заводе. К числу этих параметров относится ширина передних и задних колес, длина всей колесной базы, длина лонжеронов и расстояние между ними.
Принято считать, что нарушить геометрию автомобильного кузова можно только в результате ДТП. Но на самом деле специалисты выделяют в разы больше причин возникновения подобной неполадки:
— плохое состояние дорог, из-за которого расшатывается подвеска, а вслед за ней и меняются основные параметры автомобильного кузова;
— езда через «препятствия»: ямы, ухабы, пересеченные участки дорог;
— использование разных шин на колесах одной подвески.
От того, какой именно фактор больше всего воздействовал на автомобиль, будет напрямую зависеть степень расхождения реальных параметров кузова от идеальных. Стоит понимать, что даже если по вашим личным ощущениям амортизаторы полностью поглотили удар при наезде на препятствие, кузов все равно мог получить незначительное повреждение. Если его не устранить сразу, в дальнейшем нарушенная геометрия кузова может привести к неприятным последствиям на дороге. Существует три весомых основания, при которых обязательно должна проводиться проверка геометрии автомобильного кузова.
Вами был приобретен подержанный автомобиль
Если авто не соответствует необходимым ожиданиям, его лучше не приобретать. Стоит понимать, что наличие проблем с геометрией кузова потребует дополнительных затрат на ремонт. В таком случае скупой обычно платит дважды.
Вы сами занимаетесь восстановлением своего автомобиля после аварии
В завершение всех ремонтных работ обязательно нужно проверить точность всех параметров геометрии кузова. Ведь любое вмешательство в подвеску или замена колес могли очень сильно изменить характеристики автомобиля. Если они не будут соответствовать норме, ездить на таком авто опять же будет опасно.
Если обычно ремонтом своего автомобиля занимаетесь лично вы, то не поленитесь периодически делать замеры расстояний между так называемыми контрольными точками кузова (об этом мы расскажем немного ниже). Тогда после аварии и восстановления машины вы будете понимать, до какого идеала необходимо доводить его основные параметры.
Плановые проверки геометрии кузова
Если вы понимаете, что ваше авто постоянно подвергается негативному воздействию, в результате чего может нарушиться геометрия его кузова, все проверки могут быть плановыми и проводиться хотя бы раз в три месяца (при очень интенсивной эксплуатации). Но существуют и признаки, которые будут указывать на необходимость проведения внеплановой проверки:
1. Ни вам, ни специалистам не удается правильно выставить развал-схождение колес. Правильное выставление этого параметра имеет важное значение для компенсации износа основных деталей подвески. Однако, если она было повреждена, был изогнут лонжерон, искривлены балки или рамы, выставить развал-схождение колес будет просто невозможно. В первую очередь необходимо будет заняться вопросом геометрии кузова, а затем уже заниматься колесами.
2. При наезде на препятствия автомобиль теряет управляемость, его уносит в сторону. Подвеска автомобиля, как и его кузов в целом, отличаются высокой маневренностью. Однако, если была нарушена геометрия кузова, автомобиль может перестать правильно реагировать на команды водителя. В такой ситуации проблему необходимо решать немедленно, иначе последствия могут быть очень неприятными.
2. Признаки нарушения геометрии кузова.
Если вы регулярно осуществляете проверку всех параметров кузова автомобиля, то это даст вам возможность контролировать даже самые незначительные изменения. Если же плановые замеры не проводятся, то определить наличие проблемы помогут несколько важных признаков состояния автомобиля. При этом, если хотя бы один из них характерен для вашего авто, необходимо будет провести обязательную контрольную проверку. Чем раньше вы приступите к исправлению проблемы, тем дешевле обойдется вам ремонт. Итак, к числу признаков нарушения геометрии кузова следует отнести:1. Проблемы с закрыванием дверей, капота и багажника. В некоторых случаях это может происходить из-за провисания завес, но зачастую к подобному приводит именно различие деталей кузова.
2. Нестабильное поведение транспортного средства при езде на большой скорости. Если автомобиль вас «не слушает», его постоянно уносит в сторону, или же во время езды слышна вибрация, необходимо провести замеры кузова.
3. Как осуществить проверку кузова?
Провести проверку правильности геометрии кузова в домашних условиях не так то и просто. В идеале для этого необходимо использовать специальные стенды, которые смогут выдать вам информацию о нарушении с точностью до миллиметров.
Измеряя положение контрольных точек, специальное оборудование позволяет определить даже размеры и правильность расположения моторного отсека и багажника, правильность линии лонжеронов, оконных и дверных проемов. Но в домашних условиях проверка проводится значительно проще и может включать в себя только три важных этапа:
1. Визуальный осмотр. Во время этой процедуры основное внимание должно быть сконцентрировано на лицевых панелях кузова и стыках между ними. Если панели находят друг на друга или же, наоборот, расходятся, это и будет указывать на нарушение геометрии. Особое внимание также стоит обратить на днище автомобиля, для чего транспортное средство необходимо будет либо поднять на подъемнике, либо загнать на смотровую яму.
2. Расположение колес. В этом случае необходимо сравнить, как расположены все колеса автомобиля. В идеале расстояние между задними и передними колесами не должно иметь никаких отклонений. К тому же, измеряется расстояние между верхними и нижними точками колес одной подвески. Если расхождение между полученными показателями очень большое, значит, существуют проблемы с геометрией кузова в целом.
3. Проверка геометрии кузова в базовых точках. Для этого вам понадобится специальное оборудование, поэтому проще всего осуществить данную операцию на специализированной СТО. Если же работа производится вручную при помощи рулетки, то не лишним будет отыскать исходные параметры своего автомобиля в руководстве по эксплуатации. В дальнейшем необходимо будет измерить расстояние между стаканами, диагонали всех проемов (в том числе и лобового стекла), ширину и расстояние между колесами. Если между исходными параметрами и полученными вами цифрами имеются расхождения, значит, имеются и деформации в кузове.
Подобную проверку очень важно проводить после каждого ремонта и при покупке автомобиля на вторичном рынке. Стоит понимать, что даже если визуально вас все устраивает, на деле геометрия кузова может находиться в аварийном состоянии.
4. Как восстановить геометрию кузова и можно ли это сделать в домашних условиях?
Многие автолюбители могут похвастаться тем, что смогли восстановить геометрию кузова своего автомобиля в домашних условиях. Однако, по утверждениям профессионалов, подобные манипуляции с автомобилем зачастую заканчиваются не совсем удачно, поскольку без наличия точного оборудования довести до совершенства все параметры автомобильного кузова просто невозможно.
Басни гаражных умельцев или реальное восстановление кузова?
Любые манипуляции с автомобилем можно сделать и в собственном гараже, однако для этого вам обязательно понадобится наличие профессионального оборудования. В первую очередь нужны будут дорогостоящие стенды и стапели, при помощи которых восстанавливается геометрия кузова после перенесенных боковых ударов. Некоторые умельцы умудряются создавать своими руками даже стапели, хотя точность такого оборудования не всегда соответствует нужным требованиям.
Невозможно восстановить геометрию автомобильного кузова и без наличия ультразвуковой дефектоскопии. Еще лучше, если для проверки и работы с кузовом у вас будет под рукой лазерное оборудование.
Так что же получается, без наличия специального оборудования осуществить восстановление кузова невозможно? На самом деле, подобные операции являются вполне реальными, но проводить их стоит только по отношению к очень незначительным и локальным повреждениям, которые повлияли на геометрию кузова в целом. В остальном же приходится обращаться к специалистам, так как покупку профессионального оборудования исключительно для личного пользования нельзя назвать оправданной в финансовом плане.
Так что лучше заняться поиском надежной станции технического обслуживания, которая специализируется на работе с кузовами и имеет все необходимое оборудование, о котором мы упоминали выше.
Выбор правильного автосервиса
В первую очередь нужно искать ту СТО, на которой имеется стапель. Без данного оборудования просто невозможно работать с автомобилем и заниматься восстановлением его кузова. Кроме приборов для непосредственной работы, на СТО также должны находиться измерительные приборы. Лучше, если это будут лазеры, хотя многим профессионалам помогают в работе и лекала, с помощью которых они уже восстановили не один автомобиль.
Но и этого мало. Перед тем, как оставлять своего «железного коня» у мастеров, обязательно убедитесь в их профессионализме. Вас должно интересовать то, доводилось ли им работать конкретно с вашей моделью автомобиля, есть ли у них точные параметры кузова вашего авто. Стоит понимать, что и среди «специалистов» есть те, кто любит выполнять работу «на глаз», просто делая обе стороны кузова симметричными. Такой подход нельзя назвать профессиональным.
Как бы там ни было, но после сдачи работы не поленитесь самостоятельно осуществить повторную проверку. В идеале сделать это нужно непосредственно на СТО, попросив рабочих сделать все необходимые замеры непосредственно при вас. В таком случае ни у одной стороны не останется претензий друг к другу. Но вот пренебрегать проверкой не стоит ни в коем случае, поскольку геометрия кузова – это прежде всего его безопасность.
В заключении хотелось бы сказать о том, что нарушение геометрии автомобильного кузова – это проблема, требующая немедленного решения. При этом решение обязательно должно быть профессиональным, иначе имеющиеся проблемы могут только усугубиться. Так что лучше не экономьте деньги, поскольку речь идет не только о вашей личной безопасности, но и о безопасности всех остальных участников движения.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Восстановление геометрии кузова
Даже наезд на препятствие или попадание в яму чревато нарушением угла установки колес. А после ДТП или легких столкновений геометрия кузова нарушается без оговорок. Идентифицировать проблему можно по увеличенному расходу топлива, вибрациям на скорости более 80 км/час, повышенному износу резины, плохой управляемости. Можно ли самостоятельно повлиять на ситуацию или все-таки не обойтись без помощи специалистов?
Если не позаботиться о восстановлении геометрии кузова, придется смириться с дополнительными затратами на горючее
Что такое геометрия кузова?
Под этим термином подразумевают точные параметры транспортного средства, просчитанные конструктором и указанные в техпаспорте. Самыми важными, влияющими на ходовые качества автомобиля, считаются ширина передней и задней колей, длина колесной базы и лонжеронов, а также расстояние между последними. Нарушение остальных – величин дверного и оконного проемов, моторного отсека, салона, багажного отделения – приводит к ухудшению внешнего вида машины и практически не сказывается на функциональности.
Главные причины проблемы
- ДТП. Механические воздействия приводят к деформациям (в том числе к микродеформациям).
- Перегрузка автомобиля. Транспортное средство проседает, что вызывает перекос каркаса.
- Езда в новых дорожных условиях. Например, по пересеченной загородной местности после привычных столичных магистралей.
- Использование на колесах одной подвески разных шин.
Геометрия кузова нарушается даже после ежедневной безаварийной эксплуатации, не говоря уже об экстремальной
Автомобиль с нарушенной геометрией теряет устойчивость, что крайне опасно на больших скоростях. Езда сопровождается вибрациями и посторонними звуками. Возникают неисправности подвески, проблемы с ходовой частью. Из-за неравномерного износа шин возможны потеря управляемости, трудности с выполнением маневров, «заносы».
Как понять, что кузов нуждается в восстановлении?
Если налицо визуальные признаки (смятая дверь или капот, деформированная рама), диагностировать проблему несложно. Но общий осмотр, тем более в условиях гаража, а не профессионального автосервиса, не всегда дает полную картину.
Проверить нужно:
- наружные поверхности и скрытые сечения лицевых панелей;
- стыки, фланцевые соединения, сварные швы;
- внутренние поверхности салона и багажника, моторного отделения;
- днище.
Если визуальный осмотр дал неоднозначный результат, замеряют расстояние между передним и задним колесами с каждой стороны. При идеальном раскладе промежутки будут идентичными. Еще один профессиональный способ – проверить геометрию по заложенным в конструкции базовым точкам (крепление штанг задней подвески, осей верхних рычагов и др.). Базовая точка отсчета – самая жесткая центральная часть днища. Правда, для измерения некоторых диагоналей понадобится демонтировать подвеску.
Несколько тревожных «звоночков»
- Поочередно закройте двери, капот, крышку багажника, не прикладывая больших усилий. Если двери не захлопнулись с первого раза – искривлена стойка, если капот или багажник сработали неидеально – деформирован лонжерон.
- Изучите в положении сидя на корточках борт автомобиля. На нем не должно быть неровностей и увеличенных зазоров.
- Вертикальные трещины на заднем стекле, которые идут по одной стороне, указывают на смещение стоек.
Нарушенная геометрия негативно сказывается на работе ключевых систем, например, двигателя
Обязательно проверьте состояние кузова, если вы приобрели подержанное транспортное средство: езда на нем может быть опасной из-за смещения осей. Не пренебрегайте проверкой, если самостоятельно восстанавливаете авто после ДТП: вмешательства в колеса или подвеску могли изменить технические характеристики ТС. При интенсивной эксплуатации и отсутствии тревожных сигналов выполнять проверку рекомендуют не реже, чем раз в три месяца.
Тонкости восстановления в автосервисах
Процедура контролируется компьютером и проходит с нулевой измерительной погрешностью.
Основные этапы:
- установка авто на стенд;
- компьютерный расчет уровня вытяжки металла;
- присоединение тянущих приспособлений;
- вытяжка в проблемных местах.
Компьютер просчитывает усилия вытяжки, направление, время воздействия, поэтому вероятность ошибки из-за человеческого фактора сведена к нулю. Корректировка выполняется в реальном времени, а как только показатели достигают заданных расчетных условий, происходит автоматическое отключение оборудования. По результатам контрольного промера оператор получает отчет по каждой точке.
С помощью домашних домкратов, растяжек и других подручных средств самому «вытянуть» автомобиль вряд ли удастся
Стоит ли «вытягивать» самостоятельно?
Если проверить геометрические значения и обнаружить «перекосы» под силу каждому водителю, то решить проблему способны единицы – те, кто в первую очередь имеет доступ к профессиональному оборудованию.
Кто-то покупает для корректировки геометрии кузова стапель, кто-то монтирует его из подручных средств. Однако даже если и удастся «вытянуть» автомобиль, проблему перерасхода топлива и быстрого износа резины полностью решить все равно не получится.
Для успеха операции нужны дорогостоящий стенд, стапель, ультразвуковая дефектоскопия и точные измерительные приборы. Исключение составляют крохотные локальные повреждения, с которыми можно справиться и с меньшими усилиями. В остальных случаях потребуется лазерное оборудование, да и неплохо бы иметь какой-никакой опыт. Хоть новичкам и везет, но восстановление геометрии кузова – это не та область, в которой стоит испытывать удачу!
как проверить, что это такое и как восстановить
Многие водители редко измеряют геометрию кузова автомобиля, считая это мероприятие бессмысленным и дорогим. И вроде бы все логично: человек ездит аккуратно, аварийных ситуаций не создает, да и по бездорожью не рассекает. Однако не все так просто.
Состояние своего «железного коня» нужно отслеживать постоянно, ведь детали изнашиваются постепенно и незаметно, что в итоге может повлечь неприятности в самый неподходящий момент.
О важности геометрии кузова автомобиля и о том, что это за зверь такой, читайте в нашей статье.
Что такое геометрия кузова?
При создании ключевых деталей автомашины производитель обязательно соблюдает их симметричность, которая постоянно контролируется на специальном оборудовании во время изготовления. Она дает возможность правильно разместить все основные компоненты автомобиля, влияющие не только на его внешний вид, но и на ходовые характеристики.
Нарушение геометрической симметричности кузова, к которому крепятся ключевые детали, соответственно, приводит к изменению их положения. А теперь представьте, как будет вести себя машина на дороге, если сместятся колеса или подвеска?
Безусловно, детали кузова, принимающие на себя основную нагрузку, делаются достаточно прочными, однако с течением времени или под действием иных факторов они тоже изнашиваются.
Именно по этой причине следует производить тщательную проверку автомобиля перед покупкой, особенно в случае приобретения его с рук.
Что влияет на геометрию кузова автомобиля?
Даже если ваша машина простаивает в гараже – ее запчасти и комплектующие все равно изнашиваются под действием коррозии и иных химических процессов. К другим причинам, из-за которых изменяется геометрия кузова, относят:
- Механические повреждения, полученные во время ДТП (даже незначительный удар может серьезно повредить каркас).
- Езда по бездорожью.
- Неровные дороги.
- Постоянная перегрузка автомобиля в результате перевозки гораздо большего веса, чем указан в техпаспорте.
Серьезная деформация кузова может привести к выходу из строя ключевых компонентов машины, что резко повысит стоимость ремонта.
Проверка геометрии кузова: поводы для беспокойства
Если целостность каркаса нарушена незначительно, то визуальный осмотр машины не позволит вам определить наличие проблемы. Однако при серьезных расхождениях симметрии автомобиль начинает вести себя непредсказуемо во время движения. Кроме того, появляются и внешние дефекты.
Нарушение геометрии кузова можно диагностировать по следующим признакам:
- Трудности при открывании и закрывании багажника, капота и дверей, если речь не идет об их проседании.
- Деформация лонжеронов и стаканов, вибрации и нестабильное поведение машины (при полностью исправной ходовой части).
- Визуальный осмотр под лупой выявляет морщинки в местах применения сварки.
- Наблюдается «кособокость», т.е. смещение осевой симметрии на колесах.
- Появились трещины на стеклах и большие зазоры между деталями.
Кроме того, определить наличие проблемы можно следующим образом. Найдите прямую дорогу без других машин, и разгонитесь до 50-100 километров в час. После этого отпустите руль на несколько секунд и посмотрите, заносит ли автомобиль. Оценка его управляемости и позволит выявить наличие или отсутствие асимметрии. Разумеется, такие манёвры не следует проводить на мокром асфальте или, тем более, на гололедице. В противном случае вы и достоверных результатов не получите, и в аварию попадете.
Более надежные методы диагностирования заключаются в измерении так называемых контрольных точек геометрии кузова.
Что такое контрольные точки?
Каждый производитель обязательно выставляет на деталях кузова специальные метки, а также записывает номинальные расстояния между ними либо в техпаспорте, либо в специальной документации. Такая измерительная система унифицирована и используется всеми автопроизводителями. Как правило, схемы с контрольными точками под любой автомобиль можно найти в интернете либо получить в представительстве компании.
Таким образом, если измерить расстояние между этими точками и сравнить его с оригинальным, можно точно узнать, имеет место нарушение геометрии кузова или нет.
Пример контрольных точек ваз 2109
Как проверить геометрию кузова в домашних условиях?
Сразу отметим, что при использовании этих методов существуют погрешности из-за неточности самих приборов и измерений.
С помощью штангенциркуля и масштабной линейки можно измерить диагонали дверных проемов, колесные оси и мест крепления запчастей. Специальная линейка может увеличить точность измерений, однако она стоит дороже. Помните, что определенные точки контроля находятся под облицовочными панелями и другими деталями. Чтобы сделать необходимые замеры, их следует снять.
Экспресс измерение геометрии кузова в СТО
Самым надежным и лучшим вариантом проверки симметрии является обращение в специальный сервис, где измеряются все показатели и на их основании выносится вердикт. Такая процедура стоит довольно дорого, однако она с лихвой может сэкономить вам большую сумму денег. Например, мастер может сообщить вам, что отрегулировать осевую симметрию не представляется возможным и, следовательно, обновлять ходовую часть тоже бессмысленно.
В таких центрах применяются самые современные методы диагностики, позволяющие точно оценить состояние «железного коня». Кроме того, здесь же на стапеле производится вытяжка и правка деталей, если это необходимо. Такие работы выполняются на специальных стендах для проверки и восстановления геометрии кузова.
Существует несколько способов определить контрольные размеры геометрии кузова. Самым современным считается измерительная система, в которой используются специальные датчики, закрепляющиеся на контрольных точках. Такие устройства отправляют на компьютер сигнал о своем положении в пространстве, тот рассчитывает расстояние и выдает итоговый результат. Определяемые параметры анализирует мастер и принимает решение о требующемся ремонте измеряемого автомобиля. В самых современных сервисах производится экспресс-тестирование. Машину даже не приходится разбирать – вы просто заезжаете на платформу, и через несколько минут на компьютер уже выводятся все необходимые данные. Правда, такая экспресс-диагностика стоит недешево.
К другим вариантам измерений относят лазерную или оптическую геометрию кузова, использование механических приспособлений, ручную диагностику. Однако эти способы значительно уступают датчикам в точности.
Восстановление геометрии кузова
Обратите внимание, что качественная диагностика кузова автомобиля, как и измерение его геометрии, может быть проведена только в сервисных центрах. Не верьте различным рассказам на форумах о гаражных мастерах «Самоделкиных». Безусловно, денег такие работники просят намного меньше, да и при визуальном осмотре отмечается якобы качественно сделанное вытягивание каркаса и его реставрация. Однако при постройке кузовной части автомобиля инженеры пользуются специальными расчетами, незначительное нарушение которых приводит к ухудшению управляемости транспортного средства и, как следствие, к созданию аварийной ситуации. Вряд ли вы готовы заплатить за некачественно проведенное исправление геометрии кузова вашим здоровьем и здоровьем других людей.
Комплексная работа может осуществляться только при наличии стенда для восстановления геометрии кузова, оборудованного специальной электронной системой. Такое устройство в реальном времени отслеживает расстояние между контрольными точками и своевременно сообщает мастеру о совпадении реальных и эталонных показателей. Выравнивание геометрии кузова в таком случае осуществляется в сжатые сроки.
Стапель
Отметим, что некоторые детали при их вытяжении могут сломаться. Другие же изготовлены из пластика, а третьи вообще непригодны к холодной или горячей вытяжке. В этом случае стоимость ремонта может сильно вырасти.
Электронная система, отслеживающая показатели, может отсутствовать. В этом случае диагностика геометрии кузова, как и устранение проблемы, будут стоить дешевле. Но из-за того, что мастер будет вытягивать детали, что называется, на глазок, работу придется выполнять гораздо дольше, да и металл запчастей не будет рад таким вот «танцам с бубном» при растяжении.
Геометрия кузова: как избежать серьезных проблем и сократить стоимость ремонта?
В заключение статьи дадим несколько советов, которые позволят вам и деньги сэкономить, и безопасность сохранить:
- Проводите измерение геометрии кузова 1-2 раза в год;
- Прислушивайтесь к своему автомобилю, отслеживайте его поведение и управляемость;
- Периодически осматривайте машину на предмет появления зазоров;
- Обязательно проверьте БУ-автомобиль при покупке, поскольку его хозяин может в принципе не знать о проблеме либо сознательно замалчивать ее.
Последнее особенно актуально, если впоследствии выяснится, что восстановить симметричную геометрию кузова автомобиля будет стоить дороже, чем купить нового железного коня.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться новостью в соцсетях
Контрольные точки геометрии кузова автомобиля
Контрольные точки геометрии кузова — главный параметр, который позволяет проверить целостность транспортного средства. По этим точкам проверяют соответствие геометрии автомобиля заводским нормам. Любое отклонение в расстоянии между точками замеров приводит к кузовному ремонту, который, в зависимости от нарушений, можно провести самостоятельно или в СТО.
Причины нарушения
Правильное расстояние между всеми конкретными технологическими отверстиями на кузове автомобиля называется геометрией кузова. Расстояние определяется заводом-изготовителем. Его неизменность обеспечивает оптимальную работу всех узлов и агрегатов автомобиля, установленных на кузове. Места проверки:
- Диагональ дверных проемов.
- Расстояние между опорными точками кузова, к которым крепятся двигатель и ходовая.
- Диагональ между лонжеронами и стаканами.
- Диагональ капота, багажного отделения.
- Расстояние между контрольной точкой на крыше и передним бампером.
Любое повреждение транспортного средства, годовая эксплуатация приводят к нарушению геометрии кузова. Расстояния изменяются, деформируя размер колесной базы, смещая внутренние детали.
Геометрия нарушается в следующих случаях:
- Авария. Иногда достаточно задеть бампером забор.
- Частая езда по ухабам, переезд ж/д путей на высокой скорости.
- Заводские недоработки — недостаточно жестко прикрученные болты.
В двух последних случаях 70 % нагрузки берет на себя подвеска автомобиля, автомобилист же сталкивается с такой проблемой, как растянутые пружины и сломанные амортизаторы. Кузовная геометрия в этом случае изменяется постепенно.
После ДТП на кузов приходится 100 % нагрузки, геометрия изменяется моментально, необходимо проводить диагностику на стапеле в СТО или нивелиром (можно в гараже).
Первые признаки нарушения
Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:
- Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.
В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.
- Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
- На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
- Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.
Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.
Как проверить геометрию автомобиля
Стандартно проверка кузова должна проводится 1 раз в год, если авто не побывало в аварии. Самостоятельно можно сделать проверку геометрии, ориентируясь на ширину передней и задней колеи и на межосевое расстояние. В техсопровождении к паспорту автомобиля есть прописанные размеры. Проверка занимает меньше минуты, водитель всегда может приблизительно прикинуть возможные нарушения.
Наиболее важны для диагностики геометрии кузова расстояния (в миллиметрах) между контрольными точками. Это расстояние от места крепления агрегата (от лонжерона) до стакана. Для самостоятельного определения необходимо знать расстояния и места измерения, которые определяются изготовителем.
На СТО
Проверка геометрии на специализированной автостанции становится неизбежной, если после диагностики колес на развал и схождение слесарь говорит, что отрегулировать посадку уже невозможно и необходимо проверить кузов на точное соотношение расстояний.
Первичная диагностика на СТО проводится с помощью нивелира. Прибор показывает, как отклонились колеса от заданного размера. Эта процедура лишь определяет, есть ли нарушение геометрии в принципе или нет.
Дальнейшая диагностика проводится на стенде. Автомобиль закрепляется на стапеле, предварительно с машины снимаются вся навесная облицовка: бампера, обвесы. В редких случаях необходим демонтаж агрегатов ходовой.
Дальнейшее диагностирование проводится электронными датчиками. Слесарь устанавливает их на контрольные точки, а устройства посылают трехмерный сигнал своего местонахождения на монитор.
Если СТО не имеет современного оборудования, мастер может использовать линейку для измерения геометрии кузова. Но это кустарный метод, дающий отклонение в размерах ± 5 мм.
На стапеле по контрольным точкам проводят следующие замеры:
- проем багажника;
- моторный отсек;
- передние, задние лонжероны;
- проем переднего, заднего стекла;
- проем всех дверей авто;
- срезы передней, средней, задней части автомобиля.
Каркас выправляют с помощью гидравлического оборудования и вакуумных присосок. После серьезной аварии кузов выравнивают растяжкой только при условии, что металл сохранил свои свойства.
Если в СТО предложат компьютерную проверку геометрии с помощью диодной указки, то разбирать авто на составляющие не потребуется — достаточно поставить машину на стенд. Программа проведет замеры и наложит их на шаблон модели. Буквально 10 минут диагностики, и распечатка кузова со всеми проблемами готова. Допустимая норма отклонений ± 5 мм.
В домашних условиях
Проверка кузова автомобиля в гараже необходима, если водитель замечает сложности с управлением без видимых причин. Для этого понадобится:
- линейка геометрическая, рулетка;
- масштабная рейка;
- циркуль;
- штангенциркуль.
Необходимые расстояния между контрольными точками находят в техдокументации на авто. Можно воспользоваться подсказками в интернете. Необходимо брать официальные сайты производителя. Японские бренды размещают техдокументацию на свои модели в свободном доступе, европейские комплектации придется поискать. Что проверять самостоятельно:
- Визуально проверить, насколько плотно и равномерно закрываются двери, багажник и капот. Посмотреть расстояние от крышки, проема двери до кузова.
- Загнать авто на яму, снизу проверить межосевое расстояние, используя рулетку.
- Расстояние между колесами на оси поперечное.
- Найти по инструкции все контрольные точки (технические отверстия, болты).
- Снять элементы обшивки, если они мешают провести замеры и перекрывают доступ.
- Начинать замер от центральной части основания кузова или рамы.
- Проверить диагонали между точками в моторном отсеке.
- Провести замер по контрольным отверстиям и болтам между направляющими рамы, от них к крепежам силового блока.
- Каждый замер проверять дополнительными измерениями.
- Проверить диагональ крыши.
Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.
Возможные последствия
Правильные геометрические параметры автомобиля — это безопасность водителя и пассажиров. Относительно положения силовых элементов кузова задается угол расположения каждого из колес автомобиля. При нарушении геометрии измерительная система развала-схождения никогда не будет соответствовать норме. Если кузов «повело» относительно мало, мастер настроит положение колес, но ненадолго.
Изменения геометрии приводят к тому, что постепенно деформируется днище, в промежутках между точками сварки в длинномерных элементах кузова появляются складки, характеристики безопасности конструкции заметно снижаются.
При лобовом столкновении двигатель должен провалиться под днище. Если размеры кузова нарушены, мотор влетит в салон, риск смертельного исхода для водителя и пассажира увеличивается на 50 %.
Как восстановить геометрию
Восстановление геометрии в гараже сводится к рихтовке кузовных элементов и подтяжке всех болтов, если авто не стало участником аварии. Рулеткой проверяются замеры между технологическими отверстиями. Если геометрия нарушена незначительно из-за долгой эксплуатации, рекомендуется проверить все крепежи кузова и сварочные швы.
Основательно восстановить кузов после ДТП самостоятельно, без специального оборудования, практически невозможно. Даже если с точностью до миллиметра провести замеры, выровнять кузовные элементы часто нельзя, необходимо менять их на новые. При деформации рамы потребуется устанавливать авто на стенд и проводить вытяжку.
самостоятельная проверка геометрии кузова автомобиля, ЛКП и прочего
Собрались покупать машину и ее нужно проверить? Неважно, новый это транспорт или б/у с рук: битым может оказаться любой авто. Поэтому нужна проверка геометрии кузова автомобиля и прочих элементов. Рассмотрим подробно, как узнать битая машина или нет самому: осмотр, толщиномер, базы.
Как узнать битая машина или нет
Первый шаг не выходя из дома – узнайте у продавца VIN номер машины. Пробейте по бесплатным и платным базам, которые все расскажут про историю авто.
Базы для проверки машин со ссылками ищите здесь.Дело дошло до осмотра вживую? Идем по следующим шагам.
Как определить битый авто
Для нормального осмотра потребуется:
- Зоркий глаз: надо быть в состоянии увидеть разницу в оттенках краски и различия в толщине зазоров. Либо найти друга с хорошим зрением;
- Свой или арендованный толщиномер;
- Лишние деньги на полноценную диагностику в сервисе с подключением к мозгам машины и (в крайнем случае) для проверки геометрии кузова.
Машину после ДТП выдаст некачественный ремонт: покраска, следы демонтажа деталей и прочее. Подробно – дальше.
Разница в оттенке краски сильно бросается в глаза при нормальном освещении.Где и кто продает битые автомобили
Битые автомобили продают везде: авторынки, онлайн площадки, трейд-ин салоны, комиссионные стоянки. Любой транспорт с рук может иметь печальную историю аварий или криминала.
Сегодня популярно и легко искать авто сидя дома за компьютером. Минус: автомобиль выглядит ровным и блестящим, даже если на деле там много проблем.
Плюсы: машину можно пробить по базам не сходя с места.
Как продают битую машину у официалов? Случай нередкий – машину после списания в тотал из-за ДТП выкупает частное лицо. Восстанавливает и сдаёт в трейд-ин, где ее выкупят без тщательной проверки халатные сотрудников приёмки.
Примеров тому море, а после покупки такой машины махать руками придётся только через суд.
Первичный осмотр машины при покупке
Классические первые шаги осмотра при хорошем дневном освещении:
- Сесть у фары и посмотреть на кузов вдоль борта – замятости будут играть на свету;
- Оценить состояние фар: сильно изношенные затертые фары говорят о большом пробеге. Если одна прозрачнее другой, это говорит о возможном ДТП и замене оптики;
- Посмотреть на номерные знаки: номерные таблички сильно мнутся при ДТП и их редко восстанавливают до идеала. «Пожеванные» номера – результат удара;
- Сравнить маркировку стекол: стекла на машине имеют одну маркировку. Отличающееся лобовое некритично – их нередко меняют из-за затертостей по КАСКО.
Внешнее нарушение симметрии зазоров
Смотрим зазоры.
Первый осмотр с расстояния: все зазоры по контуру дверей, капота и крышки багажника должны быть одинаковой толщины. Есть явная разница? Деталь снималась и была криво поставлена на место.
Второй осмотр тщательный: поочередно открываем и закрываем все двери, капот, багажник. При открывании не должно быть затруднений, закусываний ручки двери или замка.
Закрываться должно легко. Если дверь приходится с усилием бить, чтобы она нормально закрылась – как вариант это нарушение геометрии авто вследствие ДТП.
Иногда зазоры неровные на новых авто. Чем выше класс машины, тем меньше вероятность плохих показателей.Как проверить толщиномером битый автомобиль или нет
Далее смотрим толщиномером. Для этого проверяем каждую деталь в нескольких местах:
- Показатели в пределах 200 микрон;
- Показатели по одной детали не расходяться более чем на 30 микрон.
Смотрим по кругу. Не забываем открыть двери и промерить стойки.
Лучше найти таблицу заводских показателей по толщине краски. Так вы узнаете толщину ЛКП с завода.
Толщиномер не промерит пластиковые детали – только металл.Проверяем толщину сварных швов
На заводе кузов авто собирают из нескольких элементов. Значит, где-то есть сварные швы (помимо точек сварки). Чаще всего под капотом, в районе стаканов и щитка двигателя.
Открываем капот и смотрим на состояние видимых швов и герметика. Герметик идет крашенный с завода, равномерным ровным аккуратным слоем.
Наляпанный герметик покрашенный с баллончика (или со следами явного окраса) – признак ремонта.
Непорядок со швами моторного щита – повод отказаться от покупки. Автомобиль может быть не после ДТП, а угнанный с меняным вваренным щитком от другого ТС.
Для уверенности лучше заранее найти такой же автомобиль, гарантированно не битый, и запомнить состояние швов и герметика на нем.Уплотнители и точечная сварка
Перекупы и хитрые продавцы скрывают ДТП полировкой кузова, забив на другие показатели. Поэтому смотрим машину глубже.
Не стесняемся открыть двери, снять уплотнительные резинки (одеваются они обратно очень легко), просмотреть контуры на наличие заводской точечной сварки.
Её неравномерность или отсутствие – признак ремонта или вварки части кузова.
При снятых резинках отогните материал потолка вниз и загляните внутрь: в каком состоянии шторка безопасности? Если она вообще должна быть на вашей машине, оцените ее состояние – нередко после аварий их просто обрезают или скручивают стяжками и запихивают на место.
Пример установки невостановленной обрезанной шторки безопасности.Крепежные элементы: что смотреть
Крепежные элементы дверей, лючка бензобака, капота, багажника, крыльев покажут, снимались ли они.
С завода их крепежные винты идут под тонким слоем краски – если их снимали крутили, то на гранях краска будет ободрана, сами грани сбиты.
Восстановленная краска будет отличаться от общего окраса авто, незаводские винты будут отличны от соседей. Не заметить такие признаки крайне сложно.
Критично ли, если снимался лючок бензобака? Нет, но это основная деталь, нужная для подбора краски. Его легко снять и вернуть на место. Но зачем владелец подбирал краску – вопрос, который надо смело задать в лицо. Особенно, если машина продается как небитая.
Так выглядит винт, который демонтировался: краска и грани сбиты. ФОТО: https://www.autode.netСалон и диагностика
Салон не выдаст аварийности автомобиля, но и здесь есть что проверить:
- Состояние обивки должно соответствовать заявленному возрасту машины;
- Руль и педали без накладок и оплетки, не затертые;
- Вся заявленная электроначинка работает до последней кнопки;
- При включении зажигания на панели приборов индицируются все нужные датчики, после заводки они тухнут;
- Есть люк? Открываем, смотрим, не ржавеет ли кромка.
Компьютерная диагностика покажет то, чего не увидит глаз – историю авто. По памяти датчиков узнаем настоящий пробег, срабатывали ли подушки безопасности.
Качественная диагностика стоит дорого. Лучше обратиться к специалистам с оборудованием, опытом и лицензией. Обычный ELM327 сканер не поможет.
Пошаговая проверка геометрии кузова автомобиля
Геометрия кузова – правильное расположение контрольных точек на кузове вашей машины. Эти точки устанавливает изготовитель, между ними должны быть строго заданные расстояния.
Если расстояния между контрольными точками не совпадают с заводскими – геометрия кузова нарушена.
Что, если проверка выявит проблемы? Машину может уводить при езде, безопасность падает. Главное – это признак ДТП или долгой эксплуатации.
Почему важно проверять геометрию кузова
Кузов способен деформироваться сам: тому виной кочки, лежачие полицейские, тяжёлые грузы. Проверить геометрию кузова рекомендуют раз в год. Если вовремя отследить неполадки, их легче будет исправить.
Если запустить ситуацию:
- машина не будет держать дорогу;
- двери, капот и багажник станут плохо закрываться.
Признаки нарушения геометрии
Первые признаки проблем: при вывешивании двери заклинивает, на ухабах кузов играет и скрипит.
Хуже: двери не закрываются как следует, регулировка замков не помогает.
Плохо: на скорости машина рыскает, сход-развал в норме.
Самостоятельная проверка
Для самостоятельной проверки зазоров и расстояний потребуется таблица заводских показателей между контрольными точками.
Промерять нужно:
- Проемы дверей по диагонали и ширине;
- Проемы ветрового и заднего стекол;
- Расстояние между стаканами под капотом;
- Расстояние между лонжеронами и их длина.
Если нет заводской таблицы с нужными расстояниями, сравните правую и левую стороны автомобиля. Разница в результатах измерений – повод для вмешательства.
Как проверить геометрию в сервисе
Самостоятельная проверка показала проблемы с расстояниями между контрольными точками или зазорами? Надо гнать машину в сервис-СТО. Там проверят специальным оборудованием.
На СТО есть лазерные системы измерений: они покажут, какие из точек ушли от заводских норм и насколько. Например, уход правого стакана вверх и влево или смещение одного из лонжеронов.
Пример работы такого устройства в видео.
Как можно восстановить геометрию авто
Самому восстанавливать геометрию без опыта работ нельзя. Только сделаете хуже. Надо оценить стоимость работ по восстановлению и насколько безопасной будет машина после ремонта.
Для работ есть два варианта:
- Фирменные сервисы;
- Гаражные мастера.
Если мастер с большим опытом и хорошим оборудованием – цена будет не ниже работ в сервисе.
Сервис со стапелем для вытягивания кузова обойдется недешево, но сделает машину близко к идеалу.
Цену работ по фотографии никто не оценит: в таком ремонте важна цена нормо-часа. Как быстро сделают машину – будет видно только по итогу работ.
Стапель – устройство для фиксации авто и вытягивания любого элемента в нужную сторону с филигранной точностью.Подытожим
Запомним:
- Покупка б/у машины в салоне – не гарантия безаварийности.
- Узнайте битую машину самостоятельно, особенно если ремонт некачественный.
- Не стесняйтесь задавать много вопросов хозяину, смотреть под уплотнительными резинками.
- Если нет толщиномера, возьмите напрокат.
- У машины не ставится сход развал или проблемы с зазорами? Нужна проверка геометрии кузова.
Есть мнения или идеи? Пишите в комментариях, будем рады!
как с ней борются с помощью стапеля — журнал За рулем
В среднем вытянуть кузов обойдется в 10–15 тысяч.
Даже при несерьезных ДТП порой нарушается геометрия силовой структуры кузова автомобиля, что сильно осложняет процесс качественного восстановления. Без квалифицированной правки вряд ли получится выставить ровные зазоры между наружными панелями и правильные углы установки колёс. А если не выставлены углы, машину начнет уводить на дороге, шины будут изнашиваться быстрее и неравномернее.
Комплексное лечение
Стапель представляет собой платформу или стойки, на которых жестко крепится кузов. И минимум один «гусь», который цепляется к поврежденной части скелета машины и создает тянущее усилие (обычно до 10 тонн). Фактически — обратный процесс, нежели при столкновении.
Для работы со стапелем необходим большой опыт и высокий профессионализм. К примеру, нужно четко дозировать нагрузку и ее направление и ставить «гуся» под правильным углом, иначе можно запросто порвать металл и даже сварные швы. Иногда необходим комбинированный подход. То есть мастеру приходится нагружать определенный элемент кузова «гусем» и одновременно править его молотком.Для работы со стапелем необходим большой опыт и высокий профессионализм. К примеру, нужно четко дозировать нагрузку и ее направление и ставить «гуся» под правильным углом, иначе можно запросто порвать металл и даже сварные швы. Иногда необходим комбинированный подход. То есть мастеру приходится нагружать определенный элемент кузова «гусем» и одновременно править его молотком.
Материалы по теме
Силовая структура кузова работает как единое целое: при ударе она рассеивает энергию от одного элемента к другим. К примеру, при лобовом столкновении деформация идет от усилителя бампера и через лонжероны передается до передних стоек. На стапеле происходит обратный эффект. За несколько подходов, цепляя «гусь» к разным точкам, вытягивают затронутые при аварии элементы.
Разберем алгоритм действий при самом частом ударе — в переднюю часть автомобиля.
Сначала с пострадавшей зоны снимают всё оперение (остатки бампера, капот, крылья, пластиковые несущие детали). Потом, не отрезая даже серьезно деформированные силовые элементы, поэтапно вытягивают скелет кузова, ориентируясь по многочисленным контрольным точкам. Также на этом этапе необходимо иметь под рукой новые детали оперения, чтобы предварительно выставить зазоры.На стапеле правят не только силовые элементы. На фото показан погнутый левый брызговик в области крепления фары. За несколько подходов его приводят в первоначальный вид. Полученную при ударе трещину заварят, а изуродованный кронштейн крепления фары отрежут и приварят новый. А так бы пришлось менять брызговик или его значительную часть, что существенно дороже и более трудоемко.На стапеле правят не только силовые элементы. На фото показан погнутый левый брызговик в области крепления фары. За несколько подходов его приводят в первоначальный вид. Полученную при ударе трещину заварят, а изуродованный кронштейн крепления фары отрежут и приварят новый. А так бы пришлось менять брызговик или его значительную часть, что существенно дороже и более трудоемко.
После основной растяжки отрезают деформированные силовые элементы, которые не подлежат восстановлению, и приваривают новые. К примеру, частично погнутый и выправленный лонжерон оставляют. Но если образовались складки, лонжерон необходимо заменить, как и поврежденный усилитель бампера. Затем снова проверяют геометрию по контрольным точкам и зазорам и при необходимости подтягивают кузов. Далее идет финишная сборка оперения и итоговый контроль.
Обратите внимание на разные захваты для правки, и это далеко не весь ассортимент.Обратите внимание на разные захваты для правки, и это далеко не весь ассортимент.
Показания к применению
При растягивании кузова иногда приходится оставлять его на стапеле под нагрузкой на сутки. Это связано с серьезной деформацией силовых элементов и так называемым эффектом памяти металла. Например, когда сильно «ушел» лонжерон, нужна длительная постоянная нагрузка для его выправления. Она же помогает нивелировать упомянутый эффект памяти. Ведь сильно деформированный металлический элемент даже после грамотной правки может частично потерять восстановленную геометрию.
На стапеле возможно выправить пострадавший передний подрамник, не снимая его с автомобиля, и в некоторых случаях даже раму (при незначительной деформации). Правда, за последнюю операцию берутся немногие.
Продвинутый гидравлический «гусь». Подобные варианты создают тянущее усилие до 10 тонн в нескольких плоскостях за счет изменения угла крепления к платформе стапеля и ступенчатой фиксации цепи.Продвинутый гидравлический «гусь». Подобные варианты создают тянущее усилие до 10 тонн в нескольких плоскостях за счет изменения угла крепления к платформе стапеля и ступенчатой фиксации цепи.
Материалы по теме
При восстановлении кузова обязательно проверяют геометрию подрамника и остальных элементов подвески (стойки и рычаги) — иначе гарантированы кривые углы установки колес, которые уже не поправить на стенде сход-развала без замены тех или иных деталей. В худшем случае это приведет к нервному поведению автомобиля на дороге или повышенному износу резины. Помните: сильное нарушение углов установки колес еще не означает, что скелет кузова некачественно вытянули — сначала обратите внимание, не деформированы ли элементы подвески.
Разумеется, встречаются и некачественно выполненные на стапеле работы. Кроме сильно ушедших углов установки колес (и связанных с этим последствий) даже невооруженным глазом бывают видны кривые зазоры между навесными кузовными деталями. Вдобавок могут плохо закрываться двери или крышка багажника из-за того, что остался перекос проемов. Однако часто причина бывает в другом. При восстановлении кузова и замене дверей мастера не обращают внимания на состояние петель. Они могут быть визуально ровными, но при этом будут «утягивать» двери в проемах, вызывая повышенное усилие при закрытии и открытии.
Размер страницы и поля — Обложка, онлайн-редактор LaTeX
Размеры страницы в документе LaTeX легко настраиваются, а пакет geometry предлагает простой способ изменить длину и расположение различных элементов, таких как размер бумаги, поля и т. Д. сноска, заголовок, ориентация и т. д.
Предположим, вам нужно создать документ на бумаге формата a4, и текст не должен превышать 6 по ширине и 8 по высоте. Создать его с геометрией легко, включите эту строку в преамбулу:
\ usepackage [a4paper, total = {6in, 8in}] {geometry}
Параметры, передаваемые команде, определяют макет.В этом случае a4paper устанавливает размер бумаги, а параметр total определяет размер текстовой области. Обратите внимание, что Overleaf использует европейский дистрибутив LaTeX, который по умолчанию создает документы формата A4.
Откройте пример пакета геометрии на Overleaf
Размер бумаги, ориентация и поля — это наиболее распространенные элементы страницы, которые необходимо изменять в зависимости от типа документа. Чтобы установить желаемые значения, есть два способа: либо передать их в качестве параметров в оператор \ includepackage
, как в приведенном выше примере, либо использовать команду \ geometry
в преамбуле.
Например, давайте создадим документ с размером бумаги Legal, альбомной ориентацией и полями 2:
\ usepackage [legalpaper, landscape, margin = 2in] {geometry}
Вы можете добиться того же самого немного другим способом:
\ usepackage {geometry} \ geometry {legalpaper, landscape, margin = 2in}
Как видите, параметры разделены запятыми. Полный список предварительно определенных размеров бумаги см. В справочном руководстве. Второй параметр — это ориентация, его значение по умолчанию — портрет .Наконец, каждое поле установлено на 2 дюйма.
Откройте пример пакета геометрии на Overleaf
Стандартные размеры страницы LaTeX представлены (с примерами значений) на рисунке справа в этом разделе.
Пакет geometry предоставляет гибкий и простой интерфейс для изменения размеров страницы. Вы можете изменить макет страницы с помощью интуитивно понятных параметров:
Далее идет список элементов документа, длину которых можно изменять.Параметры , должны быть записаны в форме параметр = значение
, используйте стандартные единицы LaTeX. (мм, см, пт, дюйм)
-
ширина текста
- Соответствует элементу 8 на рисунке.
-
высота текста
- Элемент 7 на рисунке.
-
всего
- Зависит от других параметров, по умолчанию определяет размеры тела, но может быть объединен с командами
includehead
,includefoot
,includeheadfoot
иincludemp
для изменения размеров заголовка, тела, нижнего колонтитула и маржинальные примечания в целом.
-
слева
,lmargin
,внутри
- Эти три параметра изменяют длину левого поля. Элементы 1 и 3 на рисунке, вместе взятые.
-
правый
,r край
,внешний
- Эти три параметра изменяют длину правого поля. Элементы 9 и 10 на рисунке, вместе взятые.
-
верх
,t маржина
- Эти два параметра представляют элементы 2 и 6 на рисунке вместе.
-
нижний
,b край
- Эти два параметра задают расстояние от нижнего края документа до его базовой линии.
-
высота головы
- Высота жатки
-
головной убор
- Разделение заголовка (базовой линии) и тела текста. Элемент 6 на рисунке.
-
сноска
- Разделение между нижней частью основного текста (базовой линией) и верхней частью текста сноски.
-
стопа
- Расстояние между базовой линией последней строки текста и базовой линией нижнего колонтитула.
-
marginparwidth
,marginpar
- Ширина заметок на полях. Элемент 10 на рисунке.
Размер бумаги может быть установлен на любой нужный вам размер с помощью команды paperize = {⟨width⟩, height⟩}
.
Давайте посмотрим на пример с некоторыми из вышеупомянутых опций:
\ usepackage {geometry} \геометрия{ бумага формата a4 итого = {170 мм, 257 мм}, слева = 20мм, верх = 20мм, }
Здесь устанавливаются текстовая область, левое поле и верхнее поле.Правое и нижнее поля автоматически рассчитываются по размеру страницы.
Откройте пример пакета геометрии на Overleaf
параметр | описание | значений |
---|---|---|
размер бумаги | Определяет размер бумаги | a0paper, a1paper, a2paper, a3paper, a4paper, a5paper, a6paper, b0paper, b1paper, b2paper, b3paper, b4paper, b5paper, b6paper, c0paper, c1paper, c2paper, c3paper, c4paper, c5paper, c6paper, b0j, b1j, bj3 , b4j, b5j, b6j, ansiapaper, ansibpaper, ansicpaper, ansidpaper, ansiepaper, letter paper, executivepaper, legalpaper |
Для получения дополнительной информации см .:
.python — Ошибка пересечения многоугольника в Shapely: «shapely.geos.TopologicalError: операция ‘GEOSIntersection_r’ произвела нулевую геометрию»
Переполнение стека- Около
- Товары
- Для команд
- Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
- Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
- Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
- Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
- О компании
Площадь треугольника (метод сторона-угол-сторона) с калькулятором
Площадь треугольника (метод стороны-угла-стороны) с калькулятором — Math Open Reference где a, b — две известные стороны, а C — включенный угол. Попробуйте это Перетащите оранжевые точки на каждый вершина чтобы изменить форму треугольника. Показанная формула пересчитает площадь с использованием этого метода. Площадь треугольника, обычно называемого методом «бокового угла», определяется по формуле ниже.Хотя
он использует функцию синуса тригонометрии, он работает с любым треугольником, а не только
прямоугольные треугольники. , где
a и b — длины двух сторон треугольника
C — включенный угол (угол между двумя известными сторонами)
Калькулятор
Используйте калькулятор выше, чтобы вычислить площадь треугольника с учетом двух сторон и угла между ними.
Как это работает
Этот метод на самом деле является продолжением обычного метод «половина основания, умноженная на высоту».На рисунке выше площадь определяется по формуле Но нам не дана h — высота. Но нам даны сторона a и угол C. Мы знаем, что Транспонирование Подставляя это в верхнее уравнение, мы получаем
Методы определения площади треугольника
Попробуй
- На рисунке выше нажмите «скрыть детали»
- Перетащите вершины треугольника, чтобы создать новую форму
- Рассчитать площадь с помощью этого метода
- Нажмите «Показать подробности», чтобы подтвердить свой ответ.
Другие темы треугольника
Общий
Периметр / Площадь
Типы треугольников
Центры треугольника
Конгруэнтность и сходство
Решение треугольников
Треугольник викторины и упражнения
(C) Открытый справочник по математике, 2011 г.
Все права защищены.