Чем опасен слишком большой зазор на свечах зажигания?
Зазор между электродами свечей зажигания подбирается таким образом, чтобы обеспечить стабильную искру определенной силы для уверенного поджига топливной смеси в камерах сгорания двигателя автомобиля.
Для двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте это 0,5-0,7 для карбюраторных двигателей с контактной системой зажигания, 0,7 — 0,9 с бесконтактной и 0,9 — 1,35 для инжекторных. См. «Применяемость свечей зажигания на автомобилях ВАЗ».
Разберемся, что будет если по каким-то причинам зазор стал больше нормы. Как такое увеличение отразится на работе двигателя и не опасно ли это?
Чем опасен слишком большой зазор на свечах зажигания?
Сначала разберемся как может появиться слишком большой зазор на свечах зажигания.
1. Причины появления слишком большого зазора на свечах зажигания.
Естественный износ бокового электрода.
В процессе эксплуатации свечей зажигания происходит перенос части металла с бокового электрода на центральный. На нем образуется выемка и зазор соответственно растет. Предельно допустимый естественный износ при котором искра между электродами более-менее стабильна — это 0,3 мм. Происходит такой износ приблизительно к 20 тыс км пробега. После чего можно отрегулировать зазор и ездить дальше, если конечно сама свеча еще работоспособна.
Выгорание и разрушение бокового электрода.
Если в двигатель установлены свечи не соответствующие по калильному числу (температурным характеристикам), например, более холодные, то вполне возможно разрушение или оплавление их бокового электрода. И соответственно рост зазора до недопустимых пределов.
В другом случае такое возможно при постоянной детонации в двигателе автомобиля. Взрывные волны распространяющиеся по камерам сгорания при этом явлении приводят к разрушению электродов свечей.
Водитель или механик сам выставил большой зазор.
Возможно он преследовал цель повысить напряжение искры за счет большего зазора и тем самым улучшить и стабилизировать поджиг топливной смеси (чем больше зазор, тем выше напряжение пробоя).
Либо по незнанию выставил зазор больше нормы, думая, что и так сойдет.
2. Как работает свеча со слишком большим зазором и как это отражается на работе двигателя?
Слишком большой зазор на свечах зажигания (более 0,15 мм от максимально допустимого) сразу сказывается в худшую сторону на работе самих свечей в частности и работе двигателя автомобиля в целом. Электрическому разряду приходится преодолевать большой воздушный промежуток между электродами, что не всегда получается. Искра слабеет, поджиг топливной смеси происходит через раз.
Признаки слишком большого зазора между свечами при работе двигателя автомобиля.
— Двигатель плохо запускается (с нескольких попыток).
— Двигатель троит на холостом ходу.
Появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа.
— Отработанные газы выходят из выхлопной трубы хлопками.
— Свеча заростает нагаром, так как ухудшается ее самоочищение.
Таким образом можно сделать вывод о том, что слишком большой зазор на свечах зажигания не особо опасен, но заметно ухудшает работу двигателя на разных режимах. Поэтому при покупке новых свечей зажигания или при проверке старых не будет лишним измерить и в случае необходимости отрегулировать зазор между их электродами. И выставлять его в пределах нормы необходимой для каждой системы зажигания.
Например, величина напряжения во вторичной (высоковольтной) цепи контактной системы зажигания карбюраторных двигателей ВАЗ от 18.000 кВ, что требует зазора на свечах 0,5-0,7 мм.
В бесконтактной системе зажигания карбюраторных двигателей ВАЗ не менее 25.000 кВ, что требует оптимального зазора 0,7-0,8 мм. Именно такой зазор сможет пробить разряд тока, что позволит образоваться искре с нужными характеристиками.
Для более мощной системы зажигания инжекторных двигателей ВАЗ с напряжением от 30.000 кВ необходим зазор уже 0,9 — 1,35 мм.
Примечания и дополнения
— Боковой электрод свечи зажигания — это пруток приваренный к торцу корпуса и изогнутый в сторону центрального электрода. Изготавливается чаще всего из сплава никеля и марганца, что придает ему стойкость к коррозии, жаростойкость и пластичность (для регулировки зазора). Это «масса» в электрической цепи свечей зажигания.
— Для увеличения ресурса свечи и большей стабильности искрообразования изготавливают свечи зажигания с двумя и более электродами.
— Свечи зажигания с тонкими электродами, изготовленными из дорогих металлов (например, иридия) менее чувствительны к изменению зазора между электродами (в том числе и в большую сторону). Поэтому их производители заявляют для них больший ресурс.
Еще статьи по свечам зажигания для двигателей автомобилей ВАЗ
— Плюсы и минусы маленького искрового зазора на свечах зажигания
— Зачем нужен помехоподавительный резистор в свече зажигания?
— Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?
— Чем различаются свечи зажигания для инжекторного и карбюраторного двигателя?
— Особенности замены свечей зажигания
— Хитрый способ установки свечей зажигания в двигатель
Подписывайтесь на нас!
Плюсы и минусы маленького зазора на свечах зажигания
Существует мнение, что слишком маленький зазор между электродами свечей зажигания позволяет проскакивать искре и стабильно поджигать топливную смесь даже при неблагоприятных условиях в камере сгорания.
Разберемся так ли это и вдобавок рассмотрим основные плюсы и минусы слишком маленького искрового зазора на свечах зажигания.
Для начала посмотрим как происходит проскакивание искры на свече зажигания. Система зажигания двигателя выдает на свечу ток высокого напряжения. Настолько высокого, что происходит «пробой» газа между электродами (несмотря на то, что газ является хорошим изолятором). В результате чего возникает ионизированный канал по которому протекает электрический ток формируя т.н. электрическую дугу. Это и есть искровой разряд от которого поджигается топливная (горючая) смесь в камере сгорания двигателя.
На энергию этой искры влияет несколько факторов. Например, способность катушки зажигания накапливать электрический заряд определенной силы, наличие утечек тока высокого напряжения на «массу» по пути до свечи, а так же величина искрового зазора между электродами свечи. Чем больше зазор, тем труднее «пробить» его. Чем зазор меньше, тем «пробить» проще. Отсюда и возможные плюсы маленького (уменьшенного) зазора.
Плюсы маленького зазора на свечах зажигания
Если ваша катушка зажигания «дышит на ладан» или на дворе зима и аккумулятор не выдает нужного напряжения в холод (либо он просто разряжен), а так же если долго льют дожди и на деталях системы зажигания постоянно имеется конденсат по которому утекает электрический ток, то нормальной искры на свечах зажигания не получится.
В такой ситуации можно уменьшить искровой зазор между их электродами и облегчить слабому току возможность «пробить» его.
Считается, что таким способом достигается улучшение пуска двигателя и стабильность его работы на холостом ходу и в движении.
Уменьшать зазор рекомендуется до нижнего допустимого предела, либо чуть ниже его. Например для свечей зажигания, что ставятся в бесконтактную систему зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 необходим зазор 0,7 — 0,8 мм. На зиму его можно выставить 0,7 мм, а на лето 0,8 мм. При желании нижний порог можно опустить до 0,6 мм, но не более так как тут уже начнутся минусы слишком маленького зазора.
Минусы маленького зазора на свечах зажигания
Слишком маленький зазор на свечах зажигания приводит к ослаблению искры. Так зазор уменьшенный более чем на 0,15 мм от минимально допустимого значения приводит к проблемам с поджигом топливной смеси. Двигатель начинает плохо запускаться, трот на холостом ходу, при нажатии на педаль газа возможны провалы и подергивания в его работе.
Со временем электроды свечей забиваются нагаром от несгоревших углеводородов. А как известно нагар является хорошим проводником электрического тока. По нему он и будет уходить на массу. Искра между электродами будет слабая или исчезнет вовсе.
Таким образом можно сделать вывод о том, что слишком маленький зазор на свечах зажигания не особо опасен, но заметно ухудшает работу двигателя на разных режимах. Поэтому при покупке новых свечей зажигания или при проверке старых не будет лишним измерить и в случае необходимости отрегулировать зазор между их электродами. И выставлять его в пределах нормы необходимой для каждой системы зажигания.
Примечания и дополнения
— Следует сказать, что уменьшение зазора на свечах зажигания в зависимости от сезона года (зимой меньше, летом больше) в большей степени имеет смысл на двигателях с контактной системой зажигания ну и в какой-то степени с бесконтактной. Система зажигания инжекторного двигателя вырабатывает большую энергию, достаточную для успешного «пробивания» достаточно большого зазора (0,9 — 1,35 мм для двигателя 2111). Особого смысла уменьшать его нет, так как напряжение выдается с большим запасом.
— На мощность искры между электродами свечей зажигания помимо состояния системы зажигания и зазора между электродами так же влияет давление и температура в цилиндрах двигателя, состав топливной смеси, температура электродов свечи, форма камеры сгорания. Поэтому, прежде чем уменьшать размер зазора на свечах чтобы улучшить стабильность работы двигателя, имеет смысл проверить соответствует ли свеча по калильному числу для данного двигателя и проверить компресиию в цилиндрах.
Еще статьи по свечам зажигания
— Проверка искры на свечах зажигания
— Пропала искра на свечах зажигания
— Сильная и слабая искра на свечах зажигания, причины
— Почему в четвертом цилиндре двигателя свеча черная?
— Чем опасен слишком большой зазор на свечах зажигания?
— Основные признаки (симптомы) неисправности свечей зажигания
Подписывайтесь на нас!
Что нужно знать о свечах зажигания, их регулировке и замене
Свечи зажигания есть в каждом бензиновом двигателе автомобиля, но большинство владельцев транспортных средств мало знают об этих небольших, но жизненно важных деталях двигателя. Знать больше об их эксплуатации, техническом обслуживании и замене — один из ключей к тому, чтобы ваш двигатель работал хорошо. Ниже приведена дополнительная информация о свечах зажигания, о том, как проверить их правильность регулировки и функционирования, а также о том, как узнать, когда их пора заменить.
Назначение свечей зажигания
Основная работа двигателя внутреннего сгорания, которая описывает бензиновый двигатель вашего автомобиля, не особенно сложна. Двигатель сначала смешивает бензин и воздух в небольших количествах, а затем поджигает смесь внутри цилиндра с помощью электрической искры.
Расширяясь, горячие газы взрыва толкают поршень, который, в свою очередь, связан с валом, передающим мощность на трансмиссию и, в конечном счете, на колеса. Этот процесс происходит тысячи раз в минуту, но для того, чтобы все это работало, источник искры, свечи зажигания, должны постоянно гореть.
Структура свечи зажигания
Свечи зажигания состоят из изоляционного материала и металлического проводника. На верхнем конце свечи наконечники соединяются с проводами свечи зажигания и направляют электрический ток внутрь свечи к электродам. Есть два электрода, разделенные небольшим зазором; когда ток приближается к концу одного электрода, он эффективно «перескакивает» через зазор к противоположному электроду и создает видимую искру.
Зазор свечи зажигания
Одним из ключевых факторов, влияющих на работу свечи зажигания, является размер зазора между электродами. Если зазор слишком мал, искра, вероятно, будет слишком слабой, что приведет к плохой работе двигателя или низкой эффективности. Однако, если зазор свечи зажигания слишком велик, маловероятно, что искра будет последовательно «прыгать» через большое расстояние между электродами, что приведет к неровной работе двигателя или к тому, что он вообще не запустится.
К счастью, зазоры в свечах зажигания легко регулируются механиками, в том числе многими самодеятелями-любителями. Измеритель зазора свечи зажигания одновременно измеряет и регулирует зазор, является недорогим и простым в использовании.
Существуют различные типы щупов, но все они в основном работают одинаково; просто найдите рекомендуемый зазор для свечей зажигания в вашем автомобиле, затем вставьте край датчика в зазор и измерьте расстояние между электродами.
Если зазор слишком узкий, механик аккуратно раздвинет зазор с помощью щупа. С другой стороны, если зазор слишком велик, его можно уменьшить, если механик сжимает электроды ближе друг к другу с помощью инструмента или прижимает нижний электрод к поверхности стола.
Замена свечи зажигания
Свечи зажигания подвергаются значительным нагрузкам, поскольку они подвергаются воздействию электрических токов в десятки тысяч вольт, сотен градусов тепла и постоянной вибрации. В конце концов, все свечи зажигания изнашиваются и требуют замены. Определение того, когда свечу зажигания необходимо заменить, иногда зависит от срока службы в милях, но наличие определенных симптомов двигателя может дать ключ к разгадке. Вот некоторые вещи, которые могут помочь вам узнать, когда пришло время установить новые свечи зажигания:
- Затрудненный запуск двигателя, особенно при холодном пуске
- Плохая работа или холостой ход в любой точке
- Отсутствие ускорения при нажатии на педаль
- Высокий расход топлива, необъяснимый другими факторами
Если в вашем автомобиле возникают проблемы, из-за которых вы считаете, что свечи зажигания вашего автомобиля нуждаются в замене, обратитесь за помощью к квалифицированному автомобилисту .
Если вы обнаружите, что проблема не в свечах зажигания, и в конечном итоге решите приобрести новую машину, подумайте о том, чтобы пожертвовать свою старую машину школе Ньюгейт, которая обучает малоимущих молодых людей навыкам автомеханики.
Предыдущий пост
Против мойки коммерческих автомобилей. Самостоятельная мойка: что выбрать?
Вернуться к блогу
Следующая запись
Что нужно знать о налоговых вычетах за пожертвование автомобилей в Миннесоте
Как заменить свечи зажигания
Автор: Дина Склар и
Обновлено: 28 мая 2021 г.
Из книги: Ремонт автомобилей для чайников, 2-е издание
Зазор между центральным и боковым электродами свечи зажигания должен составлять точное расстояние; в противном случае ваши пробки не сработают эффективно.
Зазор как для новых, так и для старых свечей зажигания, даже если на упаковке написано, что новые свечи «предварительно зазорены». Во избежание проблем работайте только с одной свечой за раз в порядке последовательности цилиндров.
Следующие шаги объясняют, как зазор в свечах зажигания:Очистите свечу зажигания.
Если вы заменяете заглушку на бывшей в употреблении вилке, убедитесь, что она чистая (аккуратно почистите ее проволочной щеткой). Если вы используете новую вилку, она должна быть чистой и выглядеть как новая, а кончик бокового электрода должен располагаться по центру центрального электрода.
В фарфоровом изоляторе не должно быть трещин и пузырей, а резьба должна быть целой.
Выберите правильный номер на щупе и проведите щупом между электродами.

Чтобы найти нужный манометр, найдите спецификацию своего автомобиля в руководстве по эксплуатации или получите информацию в местном магазине автозапчастей. Если манометр не проходит или проходит слишком легко, не касаясь электродов, необходимо отрегулировать расстояние между электродами.
При необходимости отрегулируйте зазор.
Если провод не прошел, щель слишком узкая. Зацепите часть щупа, которая используется для гибки электродов, под боковым электродом и очень осторожно потяните, чтобы увеличить зазор. Здесь показан щуп.
Если датчик проходит слишком легко, не касаясь электродов, зазор большой. Очень осторожно прижимайте боковой электрод к чистой, защищенной от царапин поверхности, пока он слегка не согнется по направлению к центральному электроду.
Снова пропустите калибр через зазор.
Вы хотите, чтобы манометр проходил довольно легко, просто захватывая электроды, когда он проходит.