Моторные масла с молибденом – Моторное масло с молибденом — польза или вред? Разбираемся! — DRIVE2

Содержание

Моторное масло с молибденом — польза или вред? Разбираемся! — DRIVE2

Если сравнить состав современного моторного масла с составом масла, которое выпускалось пять или десять лет назад, то можно будет обнаружить, что он весьма отличается. Это и не странно, поскольку за последние десять лет автомобилестроение сделало серьезный прорыв.

Моторы стали более мощными, более выносливыми и высокотехнологичными, а это не могло не внести определенные коррективы в состав моторного масла. Все вышеперечисленные "плюсы" требуют от моторной жидкости лучших смазывающих характеристик, лучшей стойкости к трению и высоким нагрузкам. Так или иначе следует признать, что эволюционировал не только двигатель, но и моторное масло.

Отмечу, что найти какой-то перечень компонентов того или иного моторного масла, у вас вряд ли получится, производители моторных масел, как правило, содержат в секрете рецептуру своих продуктов. Все дело в конкуренции! Именно жесткая конкуренция толкает производителей на разработку более эффективных конкурентоспособных продуктов, а также проведение дорогостоящих исследований, на которые уходят миллионы долларов и целые годы упорного труда.

Однако несмотря на это кое-какие компоненты производители все же "рассекречивают" в маркетинговых целях, делая его своей фишкой или изюминкой своего продукта. Одной из таких изюминок и является молибден, о котором сегодня и пойдет речь. Я попытаюсь разобраться в вопросе: "Есть ли польза или вред от использования молибдена в производстве моторного масла?". Кроме того, я попробую выяснить чем же все-таки является молибден — полезной добавкой, улучшающей характеристики моторного масла или обычной маркетинговой "заманухой", разрекламированной производителями автомасел.

Обо всем по порядку…

Что такое молибден? Молибден (дисульфид молибдена – MoS2) — вещество светло-серого цвета, широко используемое в металлургической промышленности. Этот компонент отличается высокой жароустойчивостью, а также стойкостью к коррозии, кроме того молибден имеет хорошую вязкость, что немаловажно в вопросе моторного масла. Эти и многие другие выдающиеся свойства этого материала не могли не вызвать к нему интереса, со стороны производителей автомобильных масел. Однако, как это часто бывает с появлением того или иного инновационного решения, среди покупателей возникают разногласия. Одни полагают, что дисульфид молибдена в моторном масле — это сущее добро, другие же наоборот отрицают его положительные свойства и категорически не рекомендуют покупать молибденсодержащее масло. Ответить однозначно на вопрос: "Вред или польза?" — нельзя! В какой-то степени правы и те, и другие. Дело в том, что на каждом двигателе содержащее молибден масло проявляет себя по-разному.

MoS2 — как это работает?
Вещество MoS2 или дисульфид молибдена по своим характеристикам очень близок к графитовым частицам, которые также активно используются в п

www.drive2.ru

Плюсы и минусы масла с молибденом

Дата публикации: .
Категория: Автотехника.

За многие годы автопроизводство изменилось до неузнаваемости. Современные двигатели намного мощнее, выносливее и отличаются более сложной и высокотехнологичной конструкцией. Разумеется, для правильной работы силового агрегата нужно соответствующее масло, которое будет обладать лучшими смазывающими характеристиками, устойчивостью к трению и повышенным нагрузкам.

Сказать точно, какой состав моторного масла считается лучшим сложно, так как большинство производителей держат технологию производства в строгом секрете. Однако, условия жесткой конкуренции нередко толкают фирмы, специализирующиеся на автохимии, на создание чего-то нового и не такого как у всех. Одной из «фишек» современных масел стал молибден. Этот компонент обзавелся спорной репутацией, поэтому стоит разобраться действительно ли он способен улучшить или, наоборот, ухудшить работу силового агрегата.

Преимущества молибдена

Молибден, а точнее сказать дисульфид молибдена (MoS2) легко отличить по светло-серому оттенку. Данный компонент уже давно используется в металлургии, благодаря его повышенной жароустойчивости и отличной вязкости.

Интерес к этому веществу появился не вчера, а еще в годы Второй Мировой войны, когда MoS2 активно использовали немецкие танкисты. Если танк начинал терять масло, то благодаря этому компоненту он мог еще некоторое время продолжать двигаться, так как молибден способен оставлять отложения «питающие» мотор. Такой же хитростью пользовались и американцы во время военных действий во Вьетнаме. Они заливали молибден в трансмиссии вертолетов, чтобы те в аварийной ситуации не сразу камнем падали на землю, а могли еще какое-то время находиться в воздухе.

Все это стало возможным благодаря тому, что MoS2 образует на металлических поверхностях дополнительный защитный слой, молекулы которого очень быстро двигаются, благодаря чему исключается прямой контакт металлических элементов (снижается трение). Молибденсодержащие масла образуют дополнительный смазочный слой, который активируется в тот момент, когда обычная смазка перестает работать.

Также в продаже встречаются отдельные присадки на основе MoS2, которые, как многие полагают, улучшат качество и характеристики моторного масла. Доля истины в этом есть. Ведь молибден действительно является одним из немногих компонентов, способных работать как в экстремально высоких температурных режимах (до 400 градусов), так и при аномально отрицательных температурах.

Казалось бы, что может быть не так. Характеристики масла действительно улучшаются, но, все не так просто.

Почему не стоит использовать масла с MoS2

Согласно исследованиям, молибденовые присадки показывают высокую эффективность при работе агрегатов промышленного назначения (например, при использовании лебедок или редукторов с зубьями цилиндрической формы). Однако при эксплуатации высокооборотного бензинового двигателя все тесты оказались отрицательными. Почему?

Во-первых, моторное масло, в состав которого входит MoS2 представляет собой физическую, а не химическую смесь. Так как практически в любом моторном масле содержится много кальциевых присадок (необходимы для очистки мотора), получается не самый лучший коктейль. Частицы кальция начинают атаковать компоненты молибдена еще до того, как они смогут осесть на металле. Это приводит к образованию молекул довольно крупного размера, которые оседают в фильтре (сильно засоряя его) и попадают не только в нужные места (зоны трения), но, и достигают поршневых колец и других узлов.

Полезно! Помимо образования новых крупных молекул, молибден «истрачивает» кальций, поэтому двигатель не подвергается необходимой очистке.

Во-вторых, несмотря на то, что дисульфид молибдена и способен выдерживать высокие температуры, это еще не означает, что он остается безвредным. Под влиянием жара в области поршневых колец происходит отложение твердых продуктов сгорания, происходит так называемое закоксовывание. Это негативно сказывается на работе всей цилиндропоршневой группы. Двигатель начинает перегреваться, провоцируя тем самым еще больше отложений. Поэтому не удивительно, что уважающие свое имя автоконцерны настоятельно рекомендуют не использовать подобных составов.

Также многим будет интересно узнать, что даже популярные именитые присадки Liqui Moly допускается использовать только с маслами такого же производства, в которых нет кальция или цинка. Однако многие с сомнением относятся к этой информации. Есть мнение, что маркетологи оперируют устаревшей информацией и современные составы включают в себя все необходимые добавки, включая кальций.

Интересно! Особо пытливые автовладельцы, изучая особенности спецификаций

Mercedes-Benz, нашли информацию, что на MoS2 нет лицензии, из-за того, что согласно тестированиям, после использования таких присадок сульфатная зольность превышала все допустимые нормы.

Не может и не смутить тот факт, что сам владелец Liqui Moly открестился от компании и создал новую фирму, получившую название Meguin, которая занимается производством составов без дисульфида молибдена.

Молибден молибдену рознь

Если речь идет именно о MoS2, то логичнее было бы применять такой компонент в качестве смазки подшипников или штрусов, но никак не для мотора. Поэтому можно сказать, что некоторые производители просто придумали очередной «пшик», который не несет пользы силовому агрегату, а напротив даже вредит.

Однако, данные утверждения совершенно не касаются органического молибдена, который применяется в современных комплексных составах (двухатомные MoDTC, MoDTP и трехатомные с цинком ZnDTTP). Этот компонент совершенно безопасен для двигателя и давно успешно используется в маловязких маслах 0W-20 и 5w20. Ярким подтверждением является масло Idemitsu ECO Medalist корейского производства.

Органический молибден также снижает трение, защищает детали от износа и даже позволяет немного сэкономить на топливе. При этом молибденовая присадка полностью растворяется в масле, улучшая его характеристики.

Полезно! Отличить масло с присадкой из органического молибдена очень просто – оно будет обладать зеленоватым цветом.

В заключении

На сегодняшний день производство масел с MoS2 облагается дополнительными пошлинами, что уже сильно усложняет жизнь производителей. В скором времени ожидается полный запрет использования таких компонентов, способных пагубно сказываться на работе самого силового агрегата и других узлов ТС. Поэтому не стоит слушать продавцов, которые с гордостью рассказывают обо всех достоинствах таких масел.

Если появилась необходимость снизить трение между металлическими деталями, то стоит рассмотреть применение синтетических масел, которые обладают отличными смазочными характеристиками. Например, стоит отдавать предпочтение составом на основе сложных эфиров (эстеров). Они отличаются прекрасной адгезией, высокой термической стабильностью и способностью образовывать стойкий смазочный слой.

avto-moto-shtuchki.ru

стоит ли их заливать? — DRIVE2

Наверняка каждый уважающий себя автомобилист слышал о моторных маслах с дисульфидом молибдена, или, как часто говорят, с «молибденом». Спор об использовании этой группы масел давно имеет место среди автовладельцев.

Для начала давайте выясним, на чем же основывают свое мнение сторонники и противники?

При общении со специалистами, выяснилось, что сторонники, в основной своей массе, основывают свое мнение на квалифицированных, официальных заключениях исследовательских лабораторий. Источником же знаний противников, как правило, являются советы механика дяди Васи или «авторитетное» мнение технически малограмотного паренька – продавца на рынке, зачастую оплаченное конкурентами. Давайте подробнее остановимся на источнике знаний сторонников.

Так что же это за масла, содержащие «молибден»?

Дисульфид молибдена – MoS2 –давно и широко известный в технике продукт. Представляет собой высокоэффективную противоизносную присадку, или, говоря научным языком, «модификатор трения». Это соединение способно выдерживать огромные давления в зоне контакта трущихся поверхностей деталей, спасая их от механического износа при самых экстремальных нагрузках. Дисульфид молибдена – одно из крупнейших открытий в автомобилестроении.

Его история началась с известного всем ШРУСа – шарнира равных угловых скоростей. В свое время создание этого узла было бы невозможным без открытия MoS2: ведь тогда ни одна смазка не могла выдержать огромных нагрузок в шаровых опорах – в «сердце» ШРУСа. Дисульфид молибдена был запатентован в Германии Хансом Хенле, основателем знаменитой впоследствии фирмы LIQUI MOLY. Кстати, такое необычное, на первый взгляд, название фирмы – не что иное, как сокращенное «жидкий молибден».

На сегодняшний день дисульфид молибдена – классическая противоизносная присадка, широко применяемая в технике: главным образом в маслах и смазках для самых ответственных и высоконагруженных механизмов. Автомобильный двигатель – как раз один из таких механизмов – работает при самых экстремальных нагрузках. Дисульфид молибдена, введенный в моторное масло в виде специальной суспензии – коллоидной взвеси, покрывает все трущиеся поверхности мягкой антифрикционной пленкой. В результате контакт трущихся деталей происходит не по шероховатостям их микрорельефа, а по образовавшемуся защитному слою. Это важное свойство позволяет резко снизить трение, износ, температуру трущихся деталей, избежать их «задира» и питтинга – последствий контакта «металл-металл» при перегрузках.

Эффект от применения моторного масла с «молибденом» чувствуется сразу же после заливки: звук работающего двигателя резко меняет тональность, словно «уходит вглубь». Это результат снижения механических потерь. Со времени изобретения присадки и по сей день одним из самых активных поставщиков масел с ее содержанием на мировые рынки является немецкая компания LIQUI MOLY. Моторные масла LIQUI MOLY с присадкой MoS2 сертифицированы Американским инсти

www.drive2.ru

Зачем в моторном масле нужен молибден: плюсы и минусы

В специализированных магазинах встречается масло с молибденом. По стоимости оно дороже обычного. Отдельно продают присадки, они позиционируются как антифрикционные – снижающие трение. На форумах о смазке с дисульфидом молибдена много положительных и негативных отзывов. Пользователи разделились на два лагеря: одни «за», другие категорически «против». Чтобы составить собственное мнение, надо для начала узнать, что такое молибденовая присадка и как она работает.

Вначале немного истории. Производители начали использовать присадку в смазочных жидкостях с 1957 года, когда разработчик масла «Liqui Moly» выкупил права на ее производство. Серый липкий порошок применялся еще во время войны. После повреждения маслопровода танки и самолеты на моторном масле с молибденом продолжали работать «на сухую», не сразу выходили из строя, спасли немало жизней.

Особенности молибдена

Это металл с низким коэффициентом температурного расширения, жаростойкий. Разберемся с химическим составом дисульфида молибдена. За счет чего он работает? Молекула MoS2 – двухполюсная. В той стороне, где расположен атом молибдена, формируется положительный потенциал, у двух атомов серы – отрицательный. Благодаря поляризации, молекулы ориентируются между собой, оседают на металле. Образно говоря, на поверхности они образуют структурную сетку – тончайшую пленку. Она защищает детали от трения. Прочность пленки высокая, способность удерживаться на металле (адгезия) тоже.

Антифрикционные свойства дисульфида были замечены давно. Маслянистый на ощупь порошок добавляли в оружейную смазку, использовали в литейном производстве и металлургии.

При производстве моторного масла и трансмиссионных жидкостей дисульфид молибдена используется наряду:

  • с графитовым пластификатором с высокой адгезией;
  • эстерами – сложными углеводородами с полярными молекулами, облепляющими металл;
  • керамикой, стабилизирующей вязкость масла при нагреве.

Учитывая неоднозначное отношение к присадке, производители моторных смазок разработали органические молибденовые присадки в масло (они маркируются MoDTC, MoDTP). По физическим свойствам они мало чем отличаются от дисульфида. Их легко обнаружить – жидкость приобретает зеленоватый оттенок, не характерный для моторных масел.

Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель

Молибденовая смазка заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности

Понять, почему пользователи смазочной жидкости с присадкой разделились на два лагеря, поможет анализ свойств, масла с молибденом, плюсы и минусы очевидны.

Достоинства смазочной смеси:

  1. Снижает силу трения при повреждении маслянистой пленки:
  • от мощной ударной нагрузки;
  • при перегреве двигателя;
  • проблемами с маслонасосом.
  • Скорость образования дисульфидной пленки и ее стойкость к истиранию высокая.
  1. В смазочной жидкости молибден выполняет функцию модификатора трения – заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности. Петтинг (контакт металлических поверхностей под нагрузкой) при компрессии уменьшается. Старые мотора обретают второе дыхание, меньше стучат при нагрузке, снижается вибрация на холостых оборотах.
  2. Благодаря антифрикционным свойствам, продлевает ресурс поршневой системы двигателей, часто работающих при критических температурных показателях, когда вязкость моторного масла значительно снижается – смазка скатывается с деталей.
  3. Присадки начинают работать в небольшой концентрации. Для образования слоя достаточно одного ряда молекул. Основные эксплуатационные свойства автомасла при этом не изменяются. Присадки вводят в смазки разных классов, они выпускаются отдельно.
  4. Моторное масло с молибденом сохраняет работоспособность двигателя в жарком климате. С помощью их производители выпускают смазочные жидкости, работающие при температуре воздуха до +55°С (SАЕ 60), разогреве двигателя до +400°С. Вязкая минеральная основа при такой жаре приобретает консистенцию воды. При низких температурах молибденовые соединения также сохраняют свои свойства, когда масло густеет, с трудом прокачивается, молибденовая пленка предохраняет детали от износа.

Отрицательные моменты:

  1. Со временем под действием нагрева и воздуха диоксид молибдена разрушается, образуется сера и нерастворимый оксид, он оседает на дно, попадает в зазоры между деталями. Из-за серы повышается зольность масла, быстрее забивается сажистый фильтр. Масло с молибденом приходится менять чаще, чем обычное.
  2. Какой бы тонкой ни была пленка дисульфида, она затрудняет работу поршневого блока в период обкатки двигателя. Допуски по размерам рассчитаны на масляную пленку. Введение антифрикционной добавки способно усилить давление на детали двигателя, выработка поверхности увеличится.
  3. После перехода с молибденовой смазки на обычную двигатель начинает стучать. Это связано с уменьшением зазора между деталями, обнажаются дефекты поверхности. Двигатели «подсаживаются» на присадку после первого применения. Молибденовую смазку не стоит добавлять в бак машины с пробегом до 12 тысяч км при поездке на юга.
  4. Смазку нельзя считать универсальной. Она разрабатывалась для форсированных двигателей, работающих на предельных нагрузках длительное время (танки, самолеты). Для бензиновых ДВС легковых авто она не подходит.
  5. В состав смазочных жидкостей входят кальциевые антипенные присадки. Они при температуре способны реагировать с дисульфидом. Это важно учитывать при самостоятельном введении присадок в моторную смазку. Степень загрязнения жидкости придется контролировать через ½ эксплуатационного срока.

Сферы применения масла с молибденом

Смазочная жидкость незаменима для форсированных мощных двигателей, машин с большим пробегом, насосов и генераторов, работающих в непрерывном режиме. Для жарких климатических зон лучше подбирать органические антифрикционные присадки, не реагирующие с кальцием. Они не образуют нерастворимых соединений, негативно влияющих на работу двигателя.

В условиях средней полосы моторную смазку с молибденом используют как трансмиссионные жидкости: заливают их в коробки передач, редукторы, агрегаты, работающие при критических для масел температурах.

Итоги

Производители молибденового масла: «Liqui Moly», «Mannol», «Exxonмobil» «Idemitsu» и другие. Они, позиционируя свою продукцию, не упоминают о недостатках присадки, которые важно учитывать владельцам автомобилей. Их можно понять: повышенная смазывающая способность – хороший рекламный ход. При введении молибденовых компонентов даже в небольших количествах цена на смазочную жидкость с молибденом ощутимо возрастает. Доход компаний растет.

Важное правило, которым руководствуются профессионалы – молибденовая присадка спасает старые моторы и убивает новые. Для двигателей, испытывающих постоянные динамические и температурные перегрузки, молибден в смазке – единственный возможный вариант безопасной работы.

Владельцам легковых автомобилей с небольшим пробегом с молибденовой присадкой лучше не экспериментировать. Она разрабатывалась для большегрузной военной техники, а не для гоночных болидов. Забывать об этом не будем.

infomasla.ru

Присадка в двигатель молибден: плюсы и минусы

Практически каждый автолюбитель слышал о различных присадках в двигатель, которые изменяют и улучшают свойства моторного масла, создают защитный слой на деталях, уменьшают трение и износ. Как обещают производители, после использования таких продуктов двигатель становится чище, увеличивается ресурс ДВС, происходит снижение шума во время работы мотора, снижение трения обеспечивает экономию топлива и т.д.

Отметим, что среди наиболее известных и распространенных составов отмечена молибденовая присадка в двигатель. Еще в продаже имеются и моторные масла различных брендов, которые отличаются от аналогов тем, что сразу имеют в своем составе молибден. По заверениям изготовителей такое моторное масло с молибденом является смазочной жидкостью, которая наилучшим образом защищает двигатель благодаря сбалансированному пакету присадок в комплексе с молибденовой добавкой.

Однако на практике воители разделились на два лагеря. Одни полностью довольны присадкой с молибденом и молибденовыми маслами, отмечают заявленные плюсы в виде увеличенного ресурса, снижения шума во время работы двигателя и т.д. С другой стороны, некоторые автолюбители и опытные механики настоятельно не рекомендуют использовать такие молибденовые масла и отдельные присадки с молибденом по целому ряду причин.

В этой статье мы поговорим о том, как работает присадка в двигатель молибден, какие преимущества обеспечивает использование такой добавки, а также какой вред молибден может причинить двигателю и в каких случаях.

Читайте в этой статье

Немного истории

Защитные свойства дисульфида молибдена (MoS2) известны давно. Еще во время Второй мировой войны немцы активно использовали эту добавку в масло на своей технике. Особенно такая смазка прижилась на танках.

В случае повреждений танкового двигателя и утечки масла силовой агрегат был способен некоторое время дальше работать благодаря молибденовому защитному слою. Это нередко позволяло выйти из боя и добраться до места ремонта своим ходом.

Также американские военные использовали масло с молибденом в различных агрегатах и узлах. Например, подобные смазки применялись для вертолетов во время Вьетнамской войны. Если возникала аварийная протечка масла, поврежденный агрегат продолжал работать без масла, позволяя пилоту оставаться в воздухе и выиграть время, чтобы посадить машину.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Дисульфид молибдена в составе смазки образует на металлических поверхностях деталей особый защитный слой, который снижает трение. Многочисленные опыты и практическая эксплуатация подтвердили однозначную эффективность такой добавки в различных агрегатах (редукторы, лебедки и т.д.)

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

А теперь обращаем ваше внимание на то, что для двигателей внутреннего сгорания, как правило, использование дисульфида молибдена не рекомендуется самими изготовителями ДВС, так и опытными автомеханиками. Дело в том, что масло с дисульфидом молибдена является смесью, а не химическим раствором.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить поршневые кольца и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа ЦПГ, газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет  использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Еще добавим, что уменьшить трение сегодня можно не только молибденом. Как уже было сказано, аналогичного эффекта добиваются посредством использования синтетических эфиров (эстеров). Указанные элементы также надежно «цепляются» за поверхность, в результате чего формируется тонкая и одновременно прочная защитная пленка.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически,  тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Минусы использования моторных масел с молибденом на практике

Как отмечают эксперты и опытные механики, если раньше можно было говорить о какой-либо пользе, то сегодня использование молибдена не оправдано по отношению к двигателю.

Дело в том, что ранее моторные масла не имели в своем составе активного пакета моющих присадок. Однако за последние годы ситуация сильно изменилась. Продукты последних поколений содержат  много кальция, щелочи и т.д.

Если просто, присадки с кальцием  вступают в реакцию с молибденом, причем это происходит раньше того момента, когда молибден успеет создать защитную пленку на поверхности деталей из металла.

Результатом такой реакции становится большая по размеру молекула, а скопление таких молекул оседает на масляном фильтре, загрязняя его. Получается, добавлять в современные масла дисульфид молибдена нежелательно. Прежде всего, моющие присадки в базовом масле вступают в реакцию с добавкой и «срабатываются», затем загрязняется фильтр, далее быстро прогрессирует и общее загрязнение двигателя.

Еще стоит добавить, что использование смазок с молибденом в двигателе предполагает особые требования к интервалу регламентной замены. Другими словами, такое масло лучше менять как можно раньше. Более того, если «перекатать» на такой смазке, тогда последствия для мотора могут оказаться очень тяжелыми.

Причина заключается в том, что продуктами окисления дисульфида молибдена является окись молибдена и сера. Молибденовая окись имеет абразивные свойства, а сера вызывает коррозию. Для примера можно рассмотреть ШРУС, где молибденовые смазки используются достаточно активно.

Частой ситуацией является то, что в пыльнике ШРУСа появилась небольшая трещина и ШРУС быстро захрустел. Важно понимать, через маленькую трещину большое количество грязи попадать к узлу не может, однако элемент все равно выходит из строя. Так вот, поломка происходит не из-за грязи, а по причине того, что через трещину начинает попадать воздух.

В результате под воздействием кислорода начинает распадаться дисульфид молибдена. Также через порванный пыльник проникает и влага, вступая в реакцию с серой в составе дисульфида молибдена и образуя серную кислоту.

Получается, кислота разъедает металл, а окись молибдена, которая похожа на абразив, быстро изнашивает деталь. Несложно догадаться, что аналогичная ситуация может произойти и с двигателем, причем цена его ремонт по сравнению со стоимостью замены ШРУСа просто несопоставима.

Подведем итоги

Как видно, хотя дисульфид молибдена является отличным модификатором трения и способен выдерживать  очень большие нагрузки в узлах трения, заливать молибден в двигатель не рекомендуется.

Также некоторые специалисты указывают на то, что в развитых странах  изготовление масел с молибденом облагается дополнительным налогом. Если же изучить допуски автопроизводителей, указанные присадки не прошли необходимого лицензирования, так как показатели сульфатной зольности после их использования не соответствуют допустимым нормам.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что современные масла уже имеют в своем составе готовый и полностью сбалансированный пакет активных противоизносных, моющих, противозадирных, энергосберегающих и других присадок. Получается, в дополнительном использовании молибдена для двигателя нет практической необходимости.

Читайте также

krutimotor.ru

Моторное масло с молибденом плюсы и минусы

С чего все началось? В 1782 году П. Гельем получил новое химическое вещество Mo. В начале 20-го века использование молибдена в металлургической промышленности было поставлено на поток. Первыми машинами, которые испытали на себе действие минерала молибденита стали двигатели самолетов во время второй мировой войны. Его свойства позволяли долетать самолету до пункта экстренной остановки без моторного масла.

Именно, благодаря находке Ханса Хелле, MoS2 стали использовать в составе моторных масел для автомобильных двигателей. Liqui Moly GmbH – фирма, которую он основал к концу 20 века – первой ввела обозначенное вещество в состав сначала присадок, а затем и в само масло. Кстати, до сих пор его использует.

Секрет внутри

В чем же особенность моторного масла с молибденом? Плюсы и минусы его использования – рассмотрим. Молибден это тугоплавкий металл, другими словами, не теряет своих свойств при высоких температурах. Кроме того обладает малым коэффициентом расширения, высокой упругостью. Долговечность и прочность ему придает особое строение молекул – молибден плюс сера. Так как составляющие приблизительно имеют один размер, для него характерны антифрикционные, защитные, противозадирные свойства.

Моторное масло на основе молибдена стало пользоваться популярностью за счет его прочности. Он, имея кристаллизованную и пластичную структуру, образует плотную пленку на деталях мотора в местах их соприкосновения, чем способствует переносу значительного давления без повреждений. Трение также сильно сокращается, так как частицы дисульфида молибдена очень подвижные в отношении друг друга.

Моторное масло с молибденом плюсы и минусы

Несмотря на отличительные свойства чудо-порошка, среди автолюбителей нет однозначного мнения по поводу его применения для смазки двигателя.

Среди явно положительных характеристик выделяют:

  1. Уменьшение износа деталей ДВС за счет антифрикционных качеств
  2. Защитная пленка на частях двигателя сохраняет их от трения
  3. Равно значимая теплопередача по всем металлическим поверхностям помогает устранить перегрев отдельных узлов
  4. Стойкость к высоким температурам способствует удержанию рабочего состояния даже в экстремальных условиях
  5. Антикоррозийный эффект. Молибден сохраняет свои свойства в большом количестве щелочных растворов, серной, соляной и некоторых других кислотах
  6. Поддерживает на должном уровне вязкостные показатели в масляных жидкостях
  7. Предотвращает отложение загрязнений, так как не склонен образовывать осадка в виде порошка
  8. При движении в пробках сокращаются механические потери

По отзывам отдельных автолюбителей, после капитального ремонта двигателя очень полезно использовать моторное масло на основе молибденовых соединений, тем более, если закрутили его туговато. Он отлично способствует избеганию задиров. Однако, чтобы свойства молибденовой пленки сохранялись и служили длительный период, необходимо постоянно использовать такой состав. Тогда смазка снижает износ двигателя, не нарушает свободную циркуляцию масла, сокращает трение.

Обратная сторона

Нет ничего идеального в мире. Потому сколько сторонников применения MoS2, столько и противников. И доводы их также весьма существенны. Прежде чем делать выводы по размышлению: моторное масло с молибденом плюсы и минусы — неплохо выслушать и другую сторону.

Основанием для возражений часто служит способ растворения вещества в масле. Это не химический состав, а смесь, приготовленная путем измельчения молибдена и добавления его в масло. Частицы дисульфида проникают не только туда, где необходимы, но и в том числе в систему поршневых колец. Там под воздействием высоких температур он распадется на твердые продукты сгорания и закоксовывает их движение.

Другой причиной отказа от подобного вида добавок становится присутствие в моторном масле иных компонентов. Так как в настоящее время состав смазок достаточно богат, зачастую, для чистящих свойств внутри присутствует кальций. Он при соприкосновении с частицами MoS2 атакует его. В результате атаки образуется молекула, оседающая на фильтр, которая имеет крупные размеры. Она как бы залипает на нем и со временем сильно его загрязняет. В этом случае чистящее масло не только не выполняет свою функцию, но и приводит, при невнимании, к засаливанию системы двигателя. Потому многие автопроизводителя не включают в список рекомендованных для смазки ДВС масла, содержащие молибден.

При использовании рассматриваемой присадки, важно не забывать вовремя добавлять масло в картер. И вот почему. Если молибден соприкасается с кислородом или посторонней жидкостью, то при его распаде образуются вещества с повышенной абразивностью и серная кислота. Эти химикаты при соприкосновении с металлом его размягчают и истирают, приводя в негодность.

Обобщив все технические стороны на практике получаем:

  • Страдают бензиновые двигатели при работе на высоких температурах
  • Обратный эффект от соединения с чистящими маслами
  • При попадании в группу поршневых колец ведет к сильнейшему закоксовыванию мотора
  • За счет попадания газов в картер с маслом, оно быстро изнашивается и стареет, отчего его прочистку и замену нужно производить чаще

Рекомендации вопиющим

Рассмотрев вопрос применения моторного масла с молибденом — плюсы и минусы, можно посоветовать с осторожностью его использовать в бензиновых двигателях, так как это все же абразивный материал, который может навредить отдельным его узлам.

Производители современных двигателей с осторожностью относятся к дисульфиду молибдена, считая его пережитком прошлого. Если же вы предпочтете именно его, то следует чаще производить осмотр и промывку двигателя с использованием специальных масел, устраняющих тяжелые отложения.

Нельзя не сказать, что кроме MoS2 есть и органический молибден (MoDTS). Он искусственно выведен и полностью растворим в масле за счет химических реакций. То есть крупные абразивные частицы, опасные для цилиндропоршневой группы, в нем отсутствуют, но при этом он также выдерживает высокие температуры, поддерживает необходимый уровень вязкости, осуществляет равномерный теплообмен. Это отличная альтернатива для приверженцев использовать масла с молибденом. Производителями такого вида смазок являются: Idemitsu ECO Medalist, Shell и другие.

promotornoemaslo.ru

Моторное масло с молибденом: преимущества и недостатки

Существует ли моторное масло с молибденом? Безусловно, ведь выпускаемые сегодня смазки содержат в себе данный элемент. Органический молибден представляет собой сероватое вещество, которое обыкновенно применяется в промышленной и металлургических сферах. Молибден жароустойчив, стоек к коррозийному воздействию, вязок.

Все это дает возможность использовать его в качестве добавки к моторному маслу. Автомобилисты, которые не слишком хорошо разбираются в химии, часто задаются вопросом: каковы плюсы и минусы моторного масла с дисульфидом молибдена?

Описание молибдена

Много марок моторных смазок заключают в себе молибденовые компоненты. Отзывы водителей, использовавших подобные нефтепродукты, разнятся. Обусловлено это неодинаковым воздействием масла с молибденом на моторы/трансмиссии разных марок.

Эффект молибдена

Действие молибдена аналогично эффекту, который дают частички графита. Вещество заключает в себе 1 молибденовый атом и 2 серных. Между ними формируется сильная связь. Ввиду того что серные частички имеют такую же величину, что и молибденовые, смесь имеет наилучшие показатели защиты.

Молекулы молибдена

Нужно сказать, что смесь располагает противофрикционными свойствами. Сегодня практически каждый изготовитель автомасел добавляет в собственную продукцию подобные вещества (графитовые, эстеровые, керамические компоненты).

Влияние молибдена

Молибденовое автомасло производится с соблюдением строгих требований к техническим характеристикам. Среди преимуществ, получаемых автомобилистом при применении машинного масла с молибденом, стоит отметить:

  • в такой смазке присутствуют модификаторы трения, которые формируют противофрикционные слои. Они обеспечивают целостность смазочной пленочки;
  • антизадирные свойства, препятствующие изнашиванию оснащения;
  • снижение трения и перегревания запчастей из металла.
Моторное масло молибденом в двигателе

Серные частицы формируют слабую связь, потому к ним добавляется молибден. Концентрация смеси в моторной/трансмиссионной масляной жидкости невелика. Присадка не может повлиять на рабочий процесс, так как в двигателе есть специальные зазоры. Дополнительный смазывающий слой, формируемый молибденом, начинает действовать при разрыве основной масляной пленочки.

Молибденовые добавки сейчас производятся в качестве отдельного продукта. Их возможно смешивать с минеральным /синтетическим автомаслом, давая ему улучшенные свойства. Молибден способен защитить мотор на дизеле даже в низко- и высокотемпературных условиях. Серно-молибденовая смесь сохраняет свои характеристики при температуре до четырехсот градусов. Добавка используется в самых жестких условиях эксплуатации. Молибденовое масло оптимально для механических КПП и дизельных движков.

Особенности смазочных жидкостей, заключающих в себе молибден

Плохо то, что молибденовые автомасла располагают определенными недостатками, которые, впрочем, не перечеркивают их достоинств. Минусы таковы:

  1. Подобные смазывающие жидкости нельзя заливать в силовые агрегаты, которые функционируют на таком горючем, как бензин. Обусловлено это тем фактом, что молибденовое автомобильное масло представляет собой не обычное сочетание компонентов, которые взаимодействуют друг с другом химически, а физическую смесь. Величина частичек очень большая, они проникают даже туда, куда не требуется, к примеру, в кольца поршней.
  2. Молибденовая смазка в высокотемпературных условиях приводит к значительному усилению коксования, повышенному образованию нагара. Из-за этого может повредиться цилиндровый блок с поршнями. Придется делать ремонт машины. Именно по этой причине мало какой автопроизводитель дает рекомендацию использовать подобный нефтепродукт.
  3. Снижение трения происходит только при использовании определенной синтетики. Синтетические эфиры по собственным характеристикам напоминают касторовое масло. Они часто используются в спортивных авто, располагают свойством адгезии. Эксперты утверждают, что именно эфиры обеспечивают уменьшение трения, а не молибденовые элементы.
  4. Выпускаемые сегодня автомасла заключают в себе большое количество кальциевых компонентов. Они начинают жестко и агрессивно реагировать с молибденовыми элементами.

Ознакомившись с преимуществами и недостатками молибденового автомасла, оценив все его свойства, водитель должен решить, станет ли данный нефтепродукт лучшим выбором для машины или же нет. В случае заливки в двигатель неподходящей смазочной жидкости могут возникнуть многочисленные неполадки. Чтобы их устранить, придется либо самостоятельно копаться в автомобильных запчастях, либо обращаться к сотрудникам специализированного сервисного центра, которые профессионально занимаются ремонтом машин. Молибденовое автомасло может послужить как причиной возникновения неисправностей, так и прекрасной защитой для топливо-распределяющего комплекса транспортного средства.

Бытует мнение, что смазки с молибденом проявляют себя лучшим образом, если не добавлять в них очищающие присадочные компоненты. Аргументируется это тем, что в сороковые годы, во время Великой Отечественной войны, автомасло применялось для смазывания деталей танков. Если случалась утечка, движок мог функционировать определенное время именно благодаря молибдену.

motoroill.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о