Через сколько моточасов менять масло в двигателе автомобиля?
Вопрос периодичности замены моторного масла в двигателе автомобиля актуален даже для автовладельцев с солидным водительским стажем. Несмотря больше лет истории автомобилестроения однозначного ответа на него нет и сегодня.
Значительная часть производителей вносят замену масла в регламент текущих ТО, которые проводятся, в среднем, через каждые 10-15 тыс. км пробега. Следует заметить, что практика связывать замену расходников с пробегом появилась и закрепилась в начале прошлого века – вместе с запуском производства доступных массовому потребителю автомобилей.
К примеру, в Ford T предписывалось заливать новое масло после 1-1.5 тыс. км (в зависимости от сезона). К 30-40-м годам рекомендованные американскими интервалы замены моторной жидкости увеличились до 3-5 тыс. миль.
Среднестатистическому потребителю подобные рекомендации максимально понятны.
Однако автопроизводители не оставили без внимания и тенденции изменения параметров двигателей. Мощности силовых агрегатов со временем выросли, а габариты уменьшились. Это привело к более тяжелым температурным режимам работы моторов и снижению количества заливаемого в картер масла. В связи с этим изменилась и периодичность замены смазочных.
В рекомендациях компаний упоминания о пробеге и времени эксплуатации не исчезли. К примеру, в технической документации BMW говорится о необходимости замены масла не реже 1 раза в 2 года (т.е. примерно через каждые 10-15 тыс. км). Однако для желающих сохранить «здоровье» мотора на максимально продолжительный период дано разъяснение: менять моторное масло следует исходя из конкретных условий.
Таким образом, существует насущная потребность в альтернативной методике определения сроков замены масла. Наиболее приемлемые результаты получаются при использовании метода моточасов, широко применяющегося на коммерческом транспорте, сельхозтехнике, морских судах.
Моточас – это условная единица, соответствующая 1 часу работы двигателя.
Существуют определенная граница (количество моточасов), при достижении которой смазочные материалы уже не могут выполнять свои функции и требуют замены.
Однако простота такого расчета – только кажущаяся. Проблема моточасов как единиц измерения заключается в различиях нагрузки, скоростей вращения вала двигателя в разных режимах работы.
Такая методика оптимальна в том случае, если силовой агрегат работает с постоянной нагрузкой (на одной передаче) без изменения числа оборотов вала. В остальных случаях требуется усреднение.
При наличии показателя средней скорости усредненный расчет моточасов провести достаточно просто, воспользовавшись формулой:
M = S / V, где
М – моточасы
S – пробег с момента начала измерения
V – средняя скорость
Анализировать показания следует не менее, чем через 1-2 тыс. км побега (счетчик сбрасывается после очередного обслуживания). Этим обеспечивается достаточная точность методики.
По вышеприведенной формуле можно решить и обратную задачу – определить пробег автомобиля для замены масла (иногда так привычнее).
Зависимость преобразуется к виду:
S = M * V
Руководствуясь данной формулой, найдем, к примеру, межсервисный пробег автомобиля, для которого характерно передвижение по трассе со средней скоростью порядка 60 км/ч.
S = (180… 250) * 60 = 10800… 15000 км.
Результат совпадает с привычными рекомендациями производителей.
В городском цикле, в котором средняя скорость в 2-3 раза меньше, соответствующим образом сократится и интервал. Он составит порядка 5-7 тыс. км пробега. Превышение этого предела чревато проблемами с двигателем.
При работе силового агрегата наблюдается изменение свойств масла, обусловленное воздействием высоких температур, контактом с кислородом воздуха, водой, смешиванием с продуктами сгорания топлива (например, за счет проникновения в картер отработанных газов). Кроме того, на состоянии моторного масла негативно сказывается его взаимодействием с металлическими деталями двигателя.
В ходе эксплуатации масла в нем происходят процессы:
- Выработки входящих в масло присадок
- Окисления
- Разрушения составляющих веществ на молекулярном уровне
- Загрязнения примесями (накопления шламов)
- Образования эмульсий
- Испарения легких фракций
Совокупность таких негативных изменений получила обобщенное название «старение масла». Среди наиболее опасных проявлений этого процесса – потеря смазочным материалом вязкости.
При уменьшении вязкости снижается толщина масляной пленки, образующейся на поверхностях трения, нарушается ее целостность. В результате детали механизмов интенсивно изнашиваются, развиваются коррозионные процессы, происходит локальный перегрев, приводящий к потере прочности.
Обратный процесс – повышение вязкости – не менее опасен.
Слишком густое масло с трудом прокачивается по каналам системы смазки, откладывается на стенках двигателя. Это приводит к «масляному голоданию» двигателя, увеличению нагрузки на него, затрудненному запуску. Повышается вероятность проворота шатунных вкладышей, растет расход топлива, теряется мощность силового агрегата.Окисление масла и уменьшение концентрации присадок в нем способствуют потере защитных свойств.
Загрязнение смазочной жидкости провоцирует появление отложений в каналах системы, снижение их сечения. Показательный пример негативных последствий загрязнения масла – выход из строя турбокомпрессора. Кроме того, активность соединений, в состав которых входит сера, ускоряет коррозию металлов.
Задача владельца автомобиля – не допустить критического старения масла, которое может привести к выходу двигателя из строя. Именно поэтому вопрос периодичности замены моторной жидкости чрезвычайно актуален.
Была ли полезна статья?
( оценок)
Моточасы двигателя машины — что это и зачем нужно?
- Почему важно знать количество моточасов?
- Как рассчитать количество моточасов?
Моточасы – единица измерения фактически отработанного времени двигателя с учетом среднего количества оборотов коленвала. Данный параметр может быть рассчитан для любого типа ДВС (двигателей внутреннего сгорания): бензиновые, дизельные, двухтактные и т.д. В отношении легкового автомобиля моточас позволяет понять реальный износ мотора – это более объективный показатель, чем километраж. Например, жители мегаполисов много времени проводят в пробках, километраж не растет, а износ двигателя увеличивается.
Почему важно знать количество моточасов?
На автосервисах и центрах замены масла всегда указывается километраж, наездив который водителю нужно менять моторное масло. Обычно – это 10 000 – 15 000 км, хотя фактически периодичность замены зависит от моточасов. Например, в лодочных моторах масло меняют только по данному параметру, без учета километража. Тем более стоит учесть, что у каждого авто свои особенности эксплуатации и если машина часто стоит в пробках, масло раньше выработает свой ресурс, что на долгой дистанции приведет к появлению проблем с мотором.Указание километража имеет смысл, если он будет наезжен в идеальном смешанном цикле, без длительных простоев авто в пробках и прогревов в зимнее время.
Источник изображения: auto-volgograd.com
На основании независимого исследования были опубликованы данные по выработке ресурса масла в моточасах, в зависимости от его типа:
- Минеральное масло – 150 часов;
- Полусинтетическое масло – 250 часов;
- Синтетическое масло – от 250 до 450 часов в зависимости от класса.
В случае превышения указанного ресурса все полезные свойства масла заканчиваются, что сильно увеличит износ двигателя автомобиля.
Как рассчитать количество моточасов?
Продолжительность идеального моточаса приравнена к астрономическому часу (60 минутам), но она зависит от количества оборотов коленвала. В качестве идеального значения, берут средние обороты, с учетом холостого хода авто при прогреве мотора, езды по городу, трассе и т.д. Соответственно, если автомобиль стоит в пробке и работает на холостых оборотах, продолжительность моточаса будет более 60 минут. Если авто едет по трассе а обороты в районе 2 000 – 3 000, продолжительность моточаса менее 60 минут.
Есть 4 способа рассчитать выработанные моточасы для авто:
- На некоторых современных немецких автомобилях бортовой компьютер самостоятельно считает параметр и выводит информацию на экран, но практика автоматического подсчета моточасов еще не до конца закрепилась у производителей.
- Подсчет на основе средней скорости. Также подходит не для всех авто. Актуально, если бортовой компьютер показывает среднюю скорость за определенный отрезок времени (километраж). Чтобы получить объективные данные, рекомендуется наездить не менее 1 500 – 2 000 км. Тогда расчет проводится по формуле: Р=S*М, где Р – периодичность замены масла в километраже, S – средняя скорость авто, М – количество моточасов до выработки рабочего ресурса масла. Например, средняя скорость машины – 35 км/ч, а в двигатель заливается полусинтетическое масло с ресурсом в 250 моточасов. В таком случае 35*250=8 750 км. Наездив данный километраж, водителю рекомендовано заменить масло.
- Подсчет на основе расхода топлива. Здесь нужно знать норматив расхода топлива для авто в смешанном цикле и рекомендуемая производителем периодичность замены масла в километраже. Например, OpelOmegaB с дизельным двигателем 2.2 в смешанном цикле расходует 6.9 литра топлива на 100 км. В мотор залито масло с рекомендованным километражом в 15 000. Тогда 15 000 делим на 6.9 и получаем 2 174 литра топлива. Как только указанное количество солярки будет израсходовано – масло нужно менять.
- Использование специальных датчиков.
Источник изображения: a.d-cd.net
Есть несколько видов таких датчиков:
- Электромеханические и электронные (работают по принципу обычных часов, считают только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала). Подключаются к стационарной автомобильной розетке, срабатывают при включении зажигания.
- Вибрационный. С помощью двухстороннего скотча счетчик крепится на двигатель. При заводке автомобиля, сенсор воспринимает вибрации от мотора и срабатывает. Также считает только время работы двигателя, без учета оборотов коленвала.
- Счетчик, активируемый импульсами. Обладает встроенным тахометром. Срабатывает при подаче импульсов от системы зажигания. Самый распространенный вариант подключения – наматывание нескольких витков сигнального кабеля на высоковольтные провода. Отличается наибольшей точностью подсчета.
Калькулятор мощности двигателя
Следующие два калькулятора можно использовать для оценки мощности двигателя транспортного средства на основе веса транспортного средства, затраченного времени и скорости, используемой для преодоления четверти мили. Вес транспортного средства должен включать не только транспортное средство, но и водителя, пассажира и все, что имеет значительный вес. Чтобы оценить пиковую мощность, следует применять максимальную производительность от начала до конца. Результаты всех расчетов являются только оценками.
Метод затраченного времени (ET)
В этом методе используется вес автомобиля и затраченное время (ET), чтобы преодолеть четверть мили (402,3 метра) по формуле
лошадиных сил = | Вес |
(ET/5. 825) 3 |
.
Метод Trap-Speed
Этот метод использует вес транспортного средства и скорость, с которой транспортное средство преодолело четверть мили (402,3 метра) по формуле
Мощность = Вес×( | Скорость | ) 3 |
234 |
Method | Description |
---|---|
GPS | Calculation based on GPS coordinates (possible for any unit ). |
Датчик пробега | Расчет на основе датчика пробега. |
Относительный одометр | Расчет на основе датчика Относительного одометра , который подсчитывает расстояние, пройденное с момента последнего сообщения. |
GPS + датчик зажигания двигателя | Расчет на основе координат GPS и показаний датчика зажигания. |
Выбранный метод расчета влияет на данные в отчетах (пробег, продолжительность), треках (пробег) и сообщениях (расстояние). Если выбранный метод основан на датчике, который не настроен для устройства, значения пробега равны нулю.
Счетчик моточасов
Счетчик моточасов рассчитывает время работы на основе следующих датчиков:
датчик зажигания двигателя;
датчик абсолютных моточасов;
датчик относительных моточасов.
Значения счетчика указаны в часах, поэтому можно использовать дробные значения, округленные до сотых. Используйте точку в качестве разделителя.
Счетчик моточасов используется во многих таблицах отчетов.
Счетчик GPRS-трафикаСчетчик GPRS-трафика предназначен для подсчета объема принимаемого и передаваемого трафика.
Чтобы сбросить счетчик, нажмите Сбросить счетчик . Сразу после этого система предложит сохранить значение датчика в истории объекта.
Для этого счетчика можно запустить отчет GPRS traffic .
Значения счетчиков
В поле Текущее значение напротив каждого счетчика можно указать значение, от которого следует рассчитывать пробег, моточасы или трафик. Включить Опция Auto справа от поля, чтобы новые данные добавлялись к этому значению автоматически.
Чтобы сбросить значения счетчика вручную, введите 0 в поле Текущее значение .
В дополнение к упомянутому выше методу вы можете устанавливать и сбрасывать значения счетчиков с помощью заданий или уведомлений.