Автомобильные краски с эффектом перламутр и ксералик
Перламутр — внутренний слой известковых раковин пресноводных и морских моллюсков, еще с древних времен служил людям для декорации различных предметов обихода и изготовления украшений. Его неповторимая чистота и нежность красок, редкий блеск и завораживающая игра оттенков во все времена притягивали внимание человека.
Своими уникальными радужными цветовыми переливами перламутр обязан не какому либо красящему веществу, а лишь строению самой раковины, состоящей из мельчайших пластинок арагонита, расположенных параллельными слоями и разделенных преломляющими световые потоки тончайшими прослойками органических веществ.
Неудивительно, что человек во все времена стремился найти способ искусственного изготовления покрытий, которые напоминали бы по виду природный перламутр и жемчуг. Например, некий француз по имени Jaquin еще в 1655 году занялся производством фальшивых жемчугов из стекла, для изготовления которых ему приходилось добывать около 120 грамм жемчужной эссенции из килограмма чешуи рыбы уклейки (от 8000 рыб).
Вполне возможно, что именно благодаря этому достойному французу современный человек имеет возможность любоваться красотой многочисленных перламутровых покрытий, встречающихся где угодно — от лака на ногтях прелестных дам, до лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля.
Попробуем разобраться, почему перламутровые покрытия намного приятнее и привлекательнее тех же «металликов» или монохромных цветов.
Интерференция света как принцип достижения перламутрового эффекта
В основе перламутрового эффекта лежит физическое понятие интерференции света.
Интерференция — интересное и красивое явление. Если не вдаваться в подробности, то смысл этого явления заключается в отражение лучей света от прозрачных параллельных плоскостей, которые находятся друг от друга на микроскопическом расстоянии, сопоставимом с длинной волны того или иного участка цветового спектра.
Расстояние между этими плоскостями настолько мало, что наш глаз не способен увидеть его и воспринимает два отраженных от нижней и верхней плоскости луча как одно целое.
Интерференция падающего и отраженного лучей света
Расстояние между первой и второй плоскостями влияет на то, какой участок цветового спектра будет отражаться и какой оттенок перламутра будет воспринимать наш глаз. Иными словами, если расстояние между плоскостями пропорционально волне из синего участка спектра, то мы будем наблюдать синий цвет, красного — красный.
При изменении угла наблюдения эти цвета меняются. Так, если смотреть на интерферирующую плоскость под прямым углом, то расстояние между отражающими поверхностями визуально кажется меньше, и мы видим один цвет, соответствующий длине волны данного отраженного участка спектра (с уменьшением расстояния оттенок смещается в фиолетовую область спектра).
Под прямым углом расстояние между плоскостями кажется меньше и мы видим один цвет (уходящий в фиолетовую область спектра)
Если мы смотрим на плоскость под более острым углом, то расстояние между отражающими поверхностями визуально увеличивается, и мы видим другой оттенок (с увеличением расстояния оттенок отклоняется в сторону красного).
Под острым углом расстояние между плоскостями кажется больше и цвет меняется, уходя в сторону красного
Вот это изменение интенсивности лучей при малейших движениях глаза, этот цветовой перелив и воспринимается мозгом как «жемчужный» эффект.
В жизни полно примеров интерференции света. Например, лужа в которую пролили бензин — она будет переливаться всеми цветами радуги, пока волнение воды не успокоится и прозрачная пленка бензина не ляжет на воде слоем одной толщины.
Или, скажем, мыльный пузырь. Свет отражается от обеих стенок пузыря и где стенка тоньше, цвета уходят в фиолет, где толще — мы наблюдаем красноватое пятно.
Наиболее наглядный пример явления интерференции света – мыльные пузыри
Общее правило для повторения этого эффекта — две или несколько отражающих плоскостей, размещенных параллельно и на очень малом расстоянии друг от друга.
Компоненты перламутровых красок произведены именно по такому принципу.
По сути, каждая перламутровая частичка — это миниатюрная призма, с помощью которой Ньютон в свое время впервые разложил свет на семь его составляющих. Только перламутровый пигмент не полностью раскладывает свет на его составные цвета, а делает это выборочно.
а) преломление световых лучей призмой Ньютона; б) преломление световых лучей в зерне перламутра
Благодаря этому мы видим не просто цвет перламутровых пигментов, а свет определенного цветового диапазона, который преломляется в частичках перламутра и улавливается нашим глазом.
Структура компонентов перламутровых красок
Учитывая темпы роста объемов производства эмалей, содержащих перламутровые компоненты, что-то подсказывает, что если бы перламутр для этих красок добывали из чешуи рыб и морских раковин, то от этих источников давно не осталось бы и следа. На минутку представим себе бескрайние фермы по выращиванию моллюсков или армию специально обученных ныряльщиков, погружающихся в пучину морских вод за жемчугом, и улыбнемся абсурдности подобной идеи.
На самом деле основным сырьем для промышленного производства перламутров является природная слюда (минерал мусковит). Это так называемые «минеральные перламутры».
Слюда «мусковит» — основа перламутровых красок
Тончайшие (не более 0,15 мкм) листочки такой слюды покрывают слоем прозрачного и способного к интерференции вещества, в качестве которого обычно выступает оксид какого-либо металла. Например, диоксид титана используется для получения белых оттенков, оксиды железа позволяют синтезировать красные цвета, оксиды хрома — желтые.
Структура перламутрового компонента. Пластинки слюды образуют нижнюю площадь отражения, а слой оксида металла — верхнюю (она первой отражает свет)
На рисунке ниже схематично показано, как световой поток, попадая на перламутровые частицы, проникает через оксидное покрытие, наталкивается на поверхность слюды и отражается от множества ее граней. Лучи разного цвета демонстрируют явление интерференции света.
Частица минерального перламутра прозрачна, и из-за этого краска на его основе имеет низкую укрывающую способность. Поэтому такие перламутры являются трехслойными (подложка+краска+лак). Первым слоем на поверхность наносится цветная базовая подложка, далее следует слой полупрозрачного «перламутра» и завершает данный «бутерброд» — прозрачный лак.
Перламутр отличается от металлика в первую очередь более нежным, благородным блеском
Частицы природной слюды имеют грубую форму и их сложный рельеф не способен полностью отразить световой поток. На множестве граней свет частично рассеивается и немного мешает проявиться интерференции.
Этого недостатка лишено следующее поколение перламутровых компонентов — «ксираллики».
Ксираллик (xirallic)
«Ксираллики» или, как их еще любят называть, «ксералики» — представляют собой частицы полученного синтетическим путем оксида алюминия, которые также покрывают оксидами металлов. В силу своего искусственного происхождения частицы «ксираллика» имеют правильную форму, в отличие от частиц слюды, что дает больше возможностей для получения «спецэффектов» в красках.
Почему? Потому что свет отражается от гладкой пластинки, как от зеркала — не рассеиваясь. Это, в свою очередь, способствует лучшему проявлению интерференции света.
Если посмотреть на эти компоненты под сильным увеличением, то мы отчетливо увидим разницу в структуре «классического» перламутра (слева) и «ксираллика».
Размер частиц у них примерно одинаков, а вот результат отражения света значительно отличается. В минеральном перламутре свет, отражаясь от частиц, рассеивается в разные стороны, в результате чего общий оттенок получается мутноватым. А вот в «ксералике» свет практически зеркально отражается от ровных частиц, без рассеивания, благодаря чему достигается более насыщенный и яркий общий оттенок.
Краски, приготовленные с использованием компонентов «ксираллик», отличаются особым блеском и цветопереливом, которых невозможно добиться с использованием традиционных перламутровых частиц
Схема компонентов «перламутр» и «ксираллик»
Современная лакокрасочная индустрия не останавливается на достигнутом и предлагает новые, все более сложные и фантастические компоненты, относящиеся к линиям эксклюзивных или «экстрим»-цветов. Подобные оттенки в народе давно прозвали цветами-хамелеонами, за их свойства кардинально менять оттенок несколько раз в зависимости от угла зрения и условий освещения. Об этих цветах мы поговорим в следующий раз.
artmalyar.ru
Чем отличается «металлик» от «перламутра»
Современные автомобили часто окрашиваются в такие цвета, как «металлик» и «перламутр». В чем заключается специфика внешнего вида машин в подобных расцветках?
В чем заключается специфика цвета «металлик»?
Данный цвет характеризуется, что вполне объяснимо исходя из его названия, «металлическим» эффектом: верхний слой краски автомобиля блестит и становится похожим на поверхность из чистого железа или, к примеру, алюминия (в зависимости от конкретной модификации красящего вещества).
Краска «металлик» бывает самых разных цветов. Классическим можно считать серебристый оттенок, популярны зеленые, синие расцветки «металлика». Распространено получение необходимого цвета рассматриваемой краски посредством смешения различных оттенков.
«Металлик» обычно получается посредством добавления в красящее вещество собственно металлических частиц — из цинка, меди, алюминия, латуни, а также бронзы. Благодаря данным добавкам в структуре верхнего слоя краски формируется пространство, в котором осуществляется отражение света от соответствующих частиц, как следствие — возникает «металлический» эффект.
Интенсивность блеска поверхности автомобиля, окрашенного в цвет «металлик», зависит от количества пигментных частиц в краске, их формы, а также их расстояния друг от друга. Играет роль угол размещения отражающих поверхностей соответствующих элементов.
Краска «металлик» чаще всего имеет 1, 2 или 3 слоя. Классический ее формат — двухслойный. В случае если в краске присутствует 3 слоя, то она приобретает эффект, который приближает ее по свойствам к цвету «перламутр». Рассмотрим его особенности.
к содержанию ↑В чем заключается специфика цвета «перламутр»?
Данный цвет, в свою очередь, характеризуется «перламутровым» эффектом: поверхностный слой краски на машине становится похожим на внутренний слой перламутровых раковин моллюсков. В зависимости от структуры красящего вещества «перламутр» может приобретать разные оттенки и структуру рисунка. Особенность рассматриваемой автомобильной краски — в способности переливаться несколькими оттенками.
«Перламутровый» эффект на поверхности машины может быть достигнут, в принципе, за счет добавления в красящее вещество тех же металлических частиц, однако представленных в существенно большем количестве, чем в краске «металлик», и, как правило, расположенных в несколько слоев. Но на практике основным компонентом «перламутровой» краски чаще всего являются частицы слюды, которые покрыты слоем из оксида алюминия. Обычно они имеют плоскую форму и отличаются по размеру — отражение света от их поверхностей формирует эффект мерцания, благодаря чему краска становится «перламутровой».
Еще одним важнейшим компонентом «перламутровой» краски является специальный лак — во многом благодаря именно его наличию на поверхности автомобиля формируется характерный эффект.
Как и в случае с «металликом», цвет «перламутр» может быть представлен в большом количестве оттенков. Их можно при условии соблюдения определенной технологии смешивать друг с другом в различных сочетаниях.
к содержанию ↑Сравнение
Главное отличие «металлика» от «перламутра» заключается в их внешнем виде: первый тип краски формирует поверхность автомобиля, похожую на чистый металл (сталь, алюминий), второй — на внутренний слой перламутровой раковины. Отличаются рассматриваемые красящие вещества и по технологии изготовления. В «металлике» присутствуют частицы, соответственно, металла — цинка, меди, латуни, бронзы, алюминия.В «перламутр», как правило, добавляются частицы слюды, которые покрыты слоем из оксида алюминия.
Можно отметить, что трехслойный «металлик» довольно похож на «перламутр».
Определив,в чем разница между «металликом» и «перламутром», отразим выводы в таблице.
к содержанию ↑Таблица
«Металлик» | «Перламутр» |
Что общего между ними? | |
Трехслойный «металлик» похож на «перламутр» | |
В чем разница между ними? | |
Формирует «металлический» эффект на поверхности автомобиля (она становится похожей на поверхность из чистой стали, алюминия) | Образует поверхность автомобиля, похожую на внутренний слой перламутровых раковин моллюсков |
Краска «металлик» включает частицы металлов | Краска «перламутр» включает частицы слюды, которые покрыты слоем из оксида алюминия |
thedifference.ru
Чем краска металлик отличается от перламутра?
22 Мая 2017Красители с металлическим блеском отличаются от перламутровых отливов своим внешним видом и конечным результатом. Основным отличием является то, что металлические оттенки выглядят как поверхность настоящего стального или алюминиевого покрытия. А перламутровые отливы смотрятся как внутренняя часть морских раковин.
Металлический блеск поверхностей
Металлики выпускаются в разных цветовых категориях. Самым распространенным является серебристый оттенок, популярны также синие и голубые оттенки, модификации зеленого цвета. Чтобы получить нужный оттенок, в краску добавляют металлическую пудру, которая бывает:
- бронзовой;
- медной;
- серебряной;
- золотой;
- алюминиевой
- латунной
- цинковой и пр.
При добавлении металликов в базовый краситель, образуется некоторое пространство, в котором металлические частицы начинают отражать свет. Это и делает поверхность схожей с металлической.
Интенсивность отблеска может варьироваться, она зависит от количества добавленных металлических пигментов. Частицы металлической пудры бывают разных размеров, форм, они могут распределяться по краске на разных расстояниях, что придает своеобразный внешний вид. Существуют и особые светоотражающие краски, которые включают в себя стеклосферы.
Обычно металлическую краску наносят в два слоя. Но можно красить поверхности в один слой, что придаст некоторую прозрачность. Если же нанести краску с металлической пудрой в три слоя, получится эффект, приближенный к перламутровым оттенкам.
Формы выпуска металликов
Металлики выпускаются в различных емкостях, что позволяет сделать работу с ними предельно простой и удобной. Вы можете приобрести металлики:
- в аэрозольных баллонах;
- в баночках в виде пудры;
- в гранулах;
- в виде пигментных паст, расфасованных в разные емкости;
- в прессованных формах.
Можно приобрести акриловые металлики для покраски пластиковых деталей или мебели, а также металлики для покраски автомобиля. Многие используют краску металлик в интерьере, создавая неповторимые по красоте композиции.
Особенности перламутровых красителей
Перламутровые красители напоминают структуру внутреннего слоя морских раковин, которые имеют разные переливы в зависимости от угла обзора и степени освещенности. В зависимости от количества добавленного перламутрового пигмента, покрытие может приобретать более или менее густой слой, быть равномерным или же переливаться в некоторых местах сильнее. Добиваются эффекта перламутра несколькими способами:
- в краситель добавляют те же металлики, но в гораздо большем количестве;
- краску с металлической пудрой наносят в несколько слоев, чтобы частицы, пересекаясь между собой и отражаясь друг от друга, создали эффект перламутрового блеска;
- основным компонентом качественной перламутровой краски являются вкрапления слюды, которые покрывают слоем оксида алюминия. Их плоская форма и создает эффект перламутра, сама поверхность начинает словно бы мерцать;
- одним из основных компонентов перламутровых красителей является особый лак, который делает высохшую поверхность перламутровой.
Перламутровые пудры также представлены множеством разных оттенков, которые можно смешивать в разных пропорциях между собой, добиваясь разнообразных эффектов, большего или меньшего перелива.
Сравнительная таблица перламутра и металлика
Металлические пигменты | Перламутровые оттенки |
Внешне похож на поверхность металла: алюминия, бронзы, стали, серебра, латуни, меди и пр. | Поверхность приобретает сходство с внутренней поверхностью раковин моллюсков или с жемчугом |
Для получения добавляют в краситель металлическую пудру, гранулы, пигментную пасту с металлическим блеском | В основной краситель добавляют не только металлики нужного оттенка, но и крупицы слюды, покрытые слоем оксида алюминия |
Красители с металликами наносят в 1-3 слоя | Трехслойное покрытие делает поверхность перламутровой |
Вкрапления металла более крупные | Используют только пудровые металлики |
Стоимость металликов гораздо ниже | Цена на перламутровые красители выше |
Блеск яркий, насыщенный | Более мягкий, глубокий, приглушенный блеск |
Из таблицы видно, что разница между перламутровым и металлическим покрытием существенна, какой из них выбрать, решать вам, все зависит от вашего вкуса и средств. По износостойкости и долговечности эти два покрытия практически не отличаются.
tricolor.com.ua
Покраска кузова автомобиля ксераликом. Что это за материал и как с ним работать?
Рынок материалов для покраски авто постоянно развивается и сейчас автолюбителям доступен широкий выбор различных покрытий для кузова автомобиля. Одним из таких решений является покраска авто ксераликом – это технология при которой для нанесения лакокрасочного покрытия используют три слоя материала в виде краски, основы со специальным пигментом и лака. За счет привлекательного вида получаемого покрытия такую методику применяют для выделения вашего авто среди общей массы транспортных средств.
Но за счет высокой цены на материалы и работу, а также непрактичности самого покрытия покраску с помощью ксералика выбирают немногие автолюбители.
Что такое ксералик?
Содержание статьи
Это материал, который используют при покраске поверхностей, а по своей структуре он представляет собой сухой перламутровый порошок. После правильного нанесения данного пигмента на кузов автомобиля вы получите помимо основного цвета эффект пленки с блесками, которая будет переливаться в зависимости от угла попадания солнечных лучей. По задумке производителей Xirallic – это материал альтернативный белому перламутру, который также часто применяют для ЛКП, но отличие в технологии и материалах при изготовлении пигмента.
В классических вариантах перламутровых красок в них добавляют микрочастицы мусковита или калиевой слюды, которые в свою очередь обеспечивают серебристый оттенок. В случае с ксераликом, то там, в пигмент добавляют алюминиевые микрочастицы, которые имеют точные грани. В результате из алюминия получают своего рода блестки, также их усиливают оксидами металлов и добавками, повышающими отражательные способности этого материала.
Основные преимущества ксералика в сравнении с перламутром
Давайте выделим ряд плюсов, которые вы можете получить, выбрав именно ксералик для получения переливающегося покрытия для кузова вашего автомобиля.
- Сохранение насыщенного цвета краски подложки. При этом он не искажается.
- При наличии качественного освещения обработанная поверхность будет блестеть и переливаться, а при плохом освещении создается эффект шелковистой пленки. Это обеспечивает красивый вид машины и придает ей уникальности.
- Эффект перелива будет усилен за счет того, что ксералик обеспечивает переливание в четырех плоскостях. Для сравнения в перламутре используются две плоскости а в металлике только одна.
Сами блестки из алюминия также окрашивают в несколько цветов, в основном это:
- синий
- жёлтый
- зелёный
- серый
- белый
- красный
- чёрный.
Особенно красиво и отчетливо пигмент выделяется на темных красках основного покрытия авто, например, темно синем или бордовом цвете.
Цвет пигмента желательно выбирать согласно тону базового слоя краски, чтобы они сочетались, либо же брать серебристый или ксералик перламутр. На рынке можно найти даже ксералик по типу хамелеона, где грани пигмента окрашены в различные цвета и усиливаются отражающими материалами для придания более глубокого эффекта.
Технология покраски автомобиля ксераликом
Если вы решили проводить все работы своими руками, то мы постараемся описать вам основные особенности которые нужно учесть при нанесении покрытия и опишем сам процесс.
Организовываем рабочую зону и закупам материалы.
- Все работы нужно проводить в закрытом гараже. Он должен быть чистым, теплым и вентилируемым. Пыль может испортить результат, а так как материалы дорогие, то это приведет к потере времени и денег.
- Нужно подготовить поверхность, для этого потребуется инструмент в виде шлифовальной машинки, краскопульта. Дополнительно будут нужны расходные материалы: абразивы, наждачная бумага, обезжиривающее средство, грунтовка, салфетки, средства личной защиты.
- Лакокрасочные материалы для финишного покрытия желательно покупать от одного производителя, чтобы избежать появления дефектов за счет различий и особенностей их состава.
Технология получения нужного эффекта состоит из трех этапов, в каждом из которых наносят по одному типу слоя.
1-й слой. Это Основная краска кузова авто, которую вы будете подбирать с помощью компьютерных программ или же обратитесь за помощью к колористу. Именно этот цвет является подложкой, на которую будут напылять следующие слои. Обычно это темные оттенки цветов кузова.
2-й слой. Наносят пигмент. Он может быть либо готовым с базой, либо же состоять из двух компонентов, которые нужно будет смешать. Цвет базы и алюминиевых частиц стараются выбирать согласно тону подложки.
3-й слой. Это покрытие лаком. Оно обеспечивает защитный слой, и на финише его полируют для получения лучшего визуального эффекта.
Стоит отметить, что добавления ксералика в подложку, без использования второго слоя приведет к тому, что частицы и визуальный результат будет практически не заметен. Если же пропустить второй шаг и добавить пигмент в лак, то нарушается гладкость и ровность финишного слоя покрытия и соответственно уменьшается его срок службы.
Если говорить о пропорциях, в которых добавляют пигмент в базу, то тут все индивидуально, и зависит от того, какой результат вы хотите увидеть на выходе. Вы можете проводить покраску ксераликом как всего авто полностью, так и отдельных деталей, например капота машины.
Процесс, который вы можете выполнить самостоятельно, выглядит следующим образом:
- Подготавливаем поверхность, шлифуем все проблемные места, удаляем ржавчину, и матируем старое ЛКП. Далее обезжириваем поверхность и наносим грунтовку.
- Дожидаемся высыхания и наносим 2 – 3 слоя основной краски, которая используется в качестве подложки. Делаем перерывы на высыхание. Подсушенную поверхность матируем с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
- Смешиваем пигмент ксералика с базой и напыляем на кузов или отдельную деталь авто. Старайтесь соблюдать равномерность слоя.
- Наносим лак в 2 – 3 слоя. После чего полируем поверхность. Также при желании, чтобы получить хороший результат можно полировать и первый, и второй слой лака.
Далее ждем высыхание лакокрасочного покрытия и проверяем результат.
Видео пример покраски детали авто под ксералик.
Минусы использования ксералика
Помимо красивого визуального эффекта, получаемого от добавления пигментов, есть ряд особенностей, которые служат негативным фактором, сдерживающим многих автолюбителей к применению данного покрытия.
- Дороговизна пигмента. Действительно, качественный материал стоит денег, и если вы будете прибегать к услугам мастера, а не делать все своими руками, то это выльется в солидную сумму денег.
- При любых повреждениях лакокрасочного слоя ремонт будет дорогостоящим.
- Достаточно сложная технология проведения работ, поскольку требуется опыт для нанесения равномерного слоя пигмента.
А вы использовали ксералик для перекраски кузова своей машины? Если да, пожалуйста, поделитесь мнением об этом покрытии и конечным результатом в комментариях.
krasimauto.com