История правостороннего и левостороннего движения: ко Дню ГИБДД
В сентябре 2020 года правительства всего мира единогласно провозгласили в резолюции 74/299 Генеральной Ассамблеи ООН Второе Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2021–2030 годы.
Безопасность на дорогах зависит от каждого из нас и прежде всего от правильного поведения и соблюдения правил дорожного движения.
Наверняка каждый из участников дорожного движения задавался вопросом, почему в странах существуют разные стандарты движения транспорта. Одни автомобилисты ездят по правой стороне дороги, другие – по левой. Но какое же движение «правильнее» и безопаснее? Давайте разберемся.
Как показывают исследования археологов, движение у древних римлян было левосторонним. Поскольку большинство людей правши, всадникам обычно было удобнее запрыгивать на лошадь с левой стороны. Тем более что справа у них обычно висел меч в ножнах, и боевая правая рука в любой момент могла быть занесена для удара или защиты.
Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, а количество лошадиных сил в экипажах выросло, на дорогах стало формироваться правостороннее движение. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Так это и стало сначала традицией, а потом и нормой.
Широкому распространению правостороннего движения мир обязан завоевательным войнам Наполеона. Бонапарт предписал военным держаться правой стороны, чтобы другие люди, встретив французскую армию, уступали дорогу. Через некоторое время страны-союзники Наполеона приняли правостороннее движение, а противники перешли на левостороннее. В XIX веке правостороннее движение транспорта было закреплено законом в большинстве стран; в Британии же, наоборот, левостороннее движение стало законом в 1835 году.
А вот Россия не колебалась в выборе, и еще в средние века было решено: правая сторона! «В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны», – писал в докладе Юст Юль, датский посланник при Петре I (1709 год). В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
У самых первых автомобилей руль совсем не был похож на современный. Это было не колесо, а рычаг, напоминавший штурвал корабля и перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука всё-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль.
Некоторые страны с течением времени поменяли одну сторону движения на другую.
Последней в Европе направление на правостороннее движение поменяла Швеция. 3 сентября 1967 года ровно в 4.50 все автомобили остановились, сменив сторону дороги, чтобы в 5.00 продолжить движение, но уже по новой схеме.
Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах – в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке…
Примечательно, что в правосторонних странах находится место и для «левых» исключений. Так, на улочках Парижа, Одессы, Москвы, Питера и Владивостока есть небольшие участки с левосторонним движением.
Так какое же движение «правильнее» и безопаснее? Как говорят специалисты, неважно, по какой стороне вы едете – это вопрос привычки. Главное, знать правила дорожного движения в стране, в которой вы находитесь, и придерживаться их.
Друзья, берегите себя на дорогах и будьте здоровы!
Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении вы найдете в материалах журнала «Вокруг света» по ссылке: https://www.vokrugsveta.ru/article/284312/.
Читайте книги! Узнавайте новое!
Как привыкнуть к левостороннему движению
Почему одни люди ездят по правой стороне дороги и считают этот способ единственно верным, а другие, наоборот, будут с пеною у рта убеждать вас в преимуществах движения «налево»? Как получилось, что человечество, и без того разделенное по религиозным, расовым и экономическим признакам, поделилось навсегда, наверное, на «левосторонних» и «правосторонних»? И что нужно помнить тем, кто путешествует от «праворульных» к «леворульным» и обратно, чтобы максимально обезопасить себя?
Наталья БОТУСОВА
ГДЕ ЕЩЕ ЕЗДЯТ СЛЕВА?
Существует масса теорий, объясняющих, почему люди в конкретных случаях выбирали для движения левую или правую стороны дороги. Считается, к примеру, что в Англии левостороннее движение осталось с тех времен, когда главным транспортным средством были конные упряжки, где кучера сидели наверху. Этот самый кучер, если он был правшой, погоняя лошадь кнутом, мог случайно задеть им пешеходов. Поэтому-то конные экипажи стремились ехать слева. Однако, правда, это или нет — вряд ли мы теперь узнаем.
Англия, законодательно закрепив у себя левосторонне движение, передала его «по наследству» практически всем своим колониям. Поэтому и на маленьких Кипре и Мальте, и в больших Индии и Австралии ездят слева. Есть также ряд стран, которые никогда не находились в колониальной зависимости от Англии, но выбрали, тем не менее, левостороннее движение.
Это, например, Япония, Таиланд и Индонезия. Почему, не всегда понятно. В Японии, например, существует легенда о том, что самураи двигались по левой стороне дороге для того, чтобы не задевать друг друга мечами, висевшими слева. В целом же подсчитано, что около одной трети населения земного шара ездят слева.
КАК ШВЕЦИЯ ВСЁ ПОМЕНЯЛА
Бывали в истории и случаи, когда то или иное государство по разным причинам меняло способ движения. Наиболее значимый в новейшей истории проект по переходу с левостороннего на правостороннее движение был осуществлен в сентябре 1967 года в Швеции. Для этого понадобились вся нордическая сила воли и скандинавская выдержка. Страшно себе представить, что могло бы получиться из такого проекта на Кипре…
Был выпущен 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зеленая. По радио транслировалась песня «Держи вправо, Свенссон». В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП — по мнению газеты The Time, «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением».
ПЕШЕХОДЫ! СМОТРИТЕ СНАЧАЛА НАПРАВО!
Привыкшие у себя дома к правостороннему движению, наши сограждане на Кипре первое время сталкиваются с затруднениями, а вот англичане чувствуют себя как рыба в воде.
Кроме шуток, это действительно может стоить дорого. У культового японского писателя Харуки Мураками был даже такой персонаж — японец, попавший в другую страну и сбитый там насмерть машиной при попытке перейти дорогу. Человек пал жертвой забывчивости — в его родной Японии тоже ездят по левой стороне.
Так что, ради всего святого, будьте начеку, переходя дорогу. Если не можете сразу сообразить, куда смотреть — вертите головой во все стороны, так будет надежней. И еще: если вы направляетесь куда-либо пешком, обязательно идите «навстречу» движению, то есть по правой стороне дороге.
Вообще, правило о том, что надо идти навстречу движущемуся автотранспорту универсально, и действует везде, но на Кипре оно приобретает особенную значимость, учитывая неуважение местных водителей к пешеходам и практически полное отсутствие тротуаров.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-НОВИЧКОВ
Что должны помнить те, кто только-только сел за «правый руль»? Постарайтесь следовать перечисленным ниже несложным правилам:
1. Прежде чем садиться за руль, некоторое время понаблюдайте за движением: так вам легче будет проникнуться идеей «левой стороны».
2. Прежде чем трогаться с места, посмотрите направо.
3. При езде обращайте внимание на других участников движения, так вам легче будет сориентироваться.
4. Правый ряд — «быстрый». Обгоняйте только справа.
5. Соблюдайте особую осторожность при поворотах, особенно при правом повороте. Часто по завершении маневра «правосторонние» водители по привычке оказываются на встречной полосе и едут по ней, как ни в чем не бывало.
6. Обязательно обращайте внимание на дорожные знаки и на разметку. Нанесенная поперек дороги широкая белая полоса перед выездом на перекресток означает, что вы должны уступить дорогу (чаще всего такая полоса сопровождается знаком «Стоп», но его может и не быть!).
7. Будьте внимательны на участках с кольцевым движением (так называемых «раундэбаутах»). В России такой способ организации движения не особенно популярен, чаще используются светофорные развязки. На раундэбаутах машины движутся по часовой стрелке, в отличие от стран с правосторонним движением, где они едут против часовой стрелки. Машины на кольцевой развязке имеют преимущество, т.е. вы можете въезжать на кольцо, только убедившись в том, что никому не помешаете.
8. На Кипре редки случаи, когда на перекрестке отсутствуют указания о том, какая из дорог является главной. Но что делать, если ни одной подсказки нет или на перекрестке сломался светофор? В «правосторонних» странах существует правило «помехи справа», то есть тот, у кого автотранспорт приближается с правой стороны, должен уступить ему дорогу. Так вот, на Кипре действует то же самое правило, то есть преимущество имеет тот, кто следует с правой стороны, а не наоборот, как можно было бы предположить.
9. Проявляйте осторожность при вождении после перерыва или сразу после вождения по правой стороне — в такие моменты вы наиболее подвержены ошибкам.
ВО ВСЕМ ЕСТЬ СВОИ ПЛЮСЫ
Практика показывает, что «перестройка» с одной стороны на другую происходит достаточно быстро, а приобретя солидный водительский стаж на Кипре, многие наши сограждане приходят к выводу, что левостороннее движение гораздо проще.
Убежденные же апологеты левостороннего движения заявляют, что это более естественный и безопасный способ езды, так как правый глаз у человека более развит, и именно правым глазом водителю легче контролировать встречное движение с правой стороны. В общем, как ни крути, во всем есть свои плюсы…
На фото — надпись на знаке «Внимание! Левостороннее движение!»
Previous Story
На шоссе Никосия — Ларнака погиб таксист
Next Story
British Airways отменила все рейсы из Хитроу и Гатвика
Что изменится, если Австралия перейдет на левосторонний руль? Вероятно, не те машины, которые вы бы получили, или цена, которую вы заплатили бы
Кез Кейси
00:0123 Октябрь 2020
Как рынок с правым рулем, Австралия находится в меньшинстве. Это довольно хорошо известно.
Автомобили с правым рулем ни в коем случае не являются малоизвестной редкостью на мировом рынке: в настоящее время этот формат используется более чем в 60 странах. Конечно, существует больше рынков LHD (более 140) и, как следствие, больше объемов производства LHD, около 75% в мире.
Всегда ходят слухи, что Австралии следует переключиться, что преобразование дорожной сети и инфраструктуры Австралии для поддержки правостороннего движения автомобилей с левым рулем поможет снизить стоимость автомобилей, ускорить внедрение новых моделей и расширить рынок выбор.
Единственная проблема в том, что это не так. На самом деле, во всяком случае, это могло бы ухудшить ситуацию здесь, а не улучшить.
Если бы Австралия перешла на другую сторону, не было бы ни оползня рыночных сил, ни значительных изменений в предпочтениях покупателей, и — мне очень не хочется вам это нарушать — вероятно, не было бы экономии средств для потребителей.
Короче говоря, здесь ничего не изменится. Левый руль — это не то спасение, которое вы могли бы ожидать.
Во-первых, стоимость изменения инфраструктуры. Австралия, как устоявшаяся и промышленно развитая страна, уже имеет большую часть того, что ей нужно. Дорожная сеть охватывает все, от сельских дорог до местных пригородных улиц и национальной сети автомагистралей.
Основы, вероятно, не нужно сильно менять. Большинство дорог могут идти в любом направлении, и на многих перекрестках можно было бы немного переработать указатели и разметку, чтобы они были пригодны для использования.
Когда вы начинаете присматриваться к развязкам на автострадах и сложным городским развязкам, реконструкция начинает дорожать. Основы, ну, на самом деле основные.
Если бы Австралия решила поменять стороны движения, федеральное правительство выбрало бы осуществимую контрольную дату — скажем, гипотетически, 1 января 2025 года. знаки уступки дороги с обеих сторон перекрестка и разметка линий, предназначенная для движения до и после переключения.
Достаточно просто.
Вы много раз видели мешок для мусора, приклеенный к знаку, или карточки с надписью «не используется» над светофором. Перед переключением новое оборудование упаковывается, а после старое укрывается.
Логистически сложно, но достижимо. Однако будут затраты, и их нужно будет как-то покрывать.
Таким образом, потенциально, в течение пяти лет до и после пяти лет применяется акциз. Это может быть повышение подоходного налога, дополнительный налог на новый автомобиль, дополнительный акциз на топливо или повышение регистрации. Возможно даже сочетание более чем одного.
Пять лет все-таки кажется скудным. Думайте скорее о 10 годах по обе стороны от даты реализации.
Это может не повлиять напрямую на стоимость нового автомобиля, но так или иначе повлияет на стоимость жизни, так что это стоимость, которую нужно учитывать. Как и стоимость образования, которое необходимо будет иметь место.
Каждый австралиец должен знать об изменении. Каждая телевизионная станция, радиостанция и газета должны будут проводить просветительскую кампанию. Каждый житель Австралии должен знать, независимо от того, где он живет, от Woolloomooloo до последних оставшихся жителей Wittenoom.
Такая реклама недешева, от рекламы на билбордах до прямой почтовой рассылки. Каждая копейка на счету, и каждая копейка, скорее всего, будет взята у австралийского налогоплательщика для достижения цели.
Это может быть сотни миллионов долларов на штат. Всего миллиарды. Не верите мне, посмотрите на ценник финансирования следующего набора улучшений дорог, которые вы проедете; счета огромны, и каждое правительство любит перерасход средств.
Если это так, то не лучше ли вложить миллиарды долларов в улучшение разваливающейся дорожной сети, которая у нас сейчас есть? Обновите автострады, уберите лоскутные соединения с главных улиц, заделайте некоторые выбоины вместо того, чтобы вставлять дополнительные светофоры и знаки остановки.
Черт возьми, вы могли бы даже направить эти деньги на улучшение обучения водителей и оказать действительно положительное влияние на безопасность дорожного движения. Просто мысль.
А как же сами автомобили?
Что ж, выбор, доступный австралийцам, потенциально может увеличиться, но держу пари, что этого не произойдет.
Работает множество рыночных сил. Прежде всего, должен существовать спрос, и этот спрос должен состоять не только из одного или двух человек, говорящих: «Я бы купил это, если бы они предлагали это здесь».
Австралийские правила проектирования, вероятно, могли бы быть отменены на этом этапе, но даже если бы они были, некоторые стандарты все равно должны применяться. В таком случае, какую систему принимает Австралия? Нет единства между правилами Европы, Китая или США.
Конечно, есть много общих элементов, и автопроизводители, в силу своей экономической эффективности, строят автомобили, способные соответствовать множеству нормативных требований, но новая Leftstralia должна быть на чьей-то стороне.
Оттуда стандарт выбора означает, что автомобили, разработанные для других рынков, либо должны учитывать стоимость соответствия в цене, либо они просто остаются вне рынка.
То же самое касается выбора моделей или марок. Добавление модели к существующему модельному ряду требует затрат: поддержка запчастей, обучение дилеров и многое другое. Этого не происходит с массовыми автомобилями при небольших объемах продаж — они либо продаются в большом количестве, либо, как правило, остаются вне рынка.
Итак, на таком высококонкурентном рынке, как Австралия, где уже больше брендов, чем нужно, попытают счастья другие? Есть все шансы, что это сделают несколько брендов, но какие именно?
Там может быть место для Ford Explorer, и пикапы, такие как F-150 или Ram Trucks, обязательно получат зеленый свет, но все остальное потребует новой дилерской сети или попадет в слишком жесткую корзину, чтобы доставить на рынок.
Нужен ли Ford Lincoln, чтобы превзойти его основной лейбл? Будет ли GM попытать счастья, вновь выйдя на рынок, где покупатели не знают о Buick или GMC? Могут ли европейские мракобесы, такие как Dacia или Seat, попробовать?
Это просто маловероятно, особенно когда большинство европейских брендов, которые здесь не продаются, уже представлены с правым рулем. Дверь открыта для китайских брендов, но им в первую очередь нужны продукты для зрелого рынка, чего часто не хватает в их нынешнем ассортименте.
Если повезет, вы можете получить Dodge Charger и Challenger. Имейте в виду, что с версиями Hellcat мощностью 700+ л.с. тоже все в порядке.
Нам, вероятно, придется использовать их как такси V6 с низкими характеристиками, полицейский автомобиль и варианты аренды, и поверьте мне, это не то, о чем взывает рынок.
Если вы не можете подавить свою тягу к тяжелому, медленному полицейскому Crown Vic или Tahoe и хотите сыграть роль детектива Джейка Перальты, привезите его в соответствии с правилом ввоза на 25 лет или накопите на поездку в США и арендовать Escalade. Поверьте, так у вас останется больше воспоминаний.
Что касается более дешевых версий существующих автомобилей. Наверное, не сразу, если вообще. Если бы была достигнута какая-либо скрытая экономия средств, бренды удержали бы эту возросшую маржу, как тиски.
Рынок не может измениться за одну ночь (даже если изменится направление движения), поэтому австралийцы, которые традиционно получают высокий уровень стандартного оборудования в новых автомобилях, ожидают от автомобиля с левым рулем того же, что и от автомобиля с правым рулем. .
BMW 320i не станет дешевле, если не появится более простая модель. Есть тканевая отделка, 16-дюймовые колеса, 8,8-дюймовая информационно-развлекательная система, аналоговые датчики и двигатель мощностью 115 кВт как часть «голого» зарубежного 318i, но Австралия получает двигатель мощностью 135 кВт, 18-дюймовые колеса, отделку из алькантары и кожи, и 10,25-дюймовая информационно-развлекательная система с цифровыми приборами в стандартной комплектации.
Эта урезанная модель — не то, чего требовал рынок. BMW, вероятно, уже имел бы его здесь, если бы он был. Более высокий уровень оснащения, который мы получаем здесь в стандартной комплектации, является рыночным ожиданием.
Многолетние исследования рынка говорят об этом брендам. Технические характеристики автомобиля не случайны.
Что касается постоянных затрат, то в плане производства ничего не меняется. Производственные и распределительные накладные расходы остаются прежними, те же затраты на производственную линию, та же экономия за счет масштаба, применяемая ко всему производственному циклу.
Австралия по-прежнему будет находиться на том же расстоянии от Германии, что и раньше, или на том же расстоянии от Кореи, Мексики, Таиланда или США, Канады или Японии, как и раньше, поэтому стоимость доставки не может снизиться. вниз.
Но они могут подняться. Отказ от автомобилей с правым рулем, поставляемых из таких стран, как Таиланд и Япония, может означать переориентацию поставок в другие страны. Гипотетически Camry будет не из Японии, а из США. Источники Navara могут измениться с Таиланда на Испанию или Аргентину.
Поскольку эти страны не имеют таких же объемов поставок в Австралию и находятся дальше, эти модели могут подорожать. Даже если бы они этого не сделали, они не стали бы дешевле.
Единственным ощутимым отличием может быть скорость внедрения новых моделей. Допустим, праворульное производство начинается через шесть месяцев после леворульного производства определенной модели. У Австралии нет другого выбора, кроме как ждать, пока автомобили будут построены, прежде чем она сможет их продать.
Итак, очередь гипотетически сокращается на шесть месяцев, но делает ли это Австралию приоритетным рынком? Ну, это зависит от того, кто еще есть в этом списке.
Австралия не стала бы первой в списке ожидания для популярной модели только потому, что она разделяет руководящую роль с другими странами. Самый большой спрос по-прежнему будет удовлетворен в первую очередь, и в стране размером с Австралию массовым автомобилям все равно придется ждать своей очереди.
Итак, в действительности переход Австралии с правого руля на левый, скорее всего, будет рябью, а не приливной волной.
Рынок не изменится, автомобили не упадут в цене внезапно, мы не упустим ничего особенного (кроме рынка гиперкаров), и новые автомобили, которые вы видите в дилерских центрах, могут немного измениться, но не драматично.
Думаете, оно того стоит? Лично у меня есть сомнения.
ЕЩЁ: Мнение статей
3 Изображения
1/3 2/3 3/3Кез Кейси перекочевала из-за прилавков запасных частей к написанию статей об автомобилях более десяти лет назад. Выросший в семье рабочих-автомобилестроителей, Кез вырос в мастерских и мастерских, прежде чем переключиться на обзоры и дорожные испытания для The Motor Report, Drive и CarAdvice.
Подробнее о Кез КейсиАвстралия Безопасность дорожного движения во время путешествия.
Безопасность дорожного движения и дорожные условия Находясь в Австралии, вы можете столкнуться с дорожными условиями, которые значительно отличаются от дорожных условий в Соединенных Штатах. Приведенная ниже информация о вождении в Австралии предназначена только для общего ознакомления и может быть не совсем точной в конкретном месте или при определенных обстоятельствах.Движение левостороннее, все автомобили с правосторонним управлением.
Пожалуйста, будьте осторожны при переходе улиц и во время вождения. Переходя дорогу пешком, внимательно смотрите во все стороны. Пристегиваться ремнями безопасности обязательно, а за их неиспользование предусмотрены штрафы. Ограничения скорости и законы, касающиеся вождения в состоянии алкогольного опьянения, строго соблюдаются, и обычным явлением является случайная проверка дыхания водителя на содержание алкоголя в крови. Дороги и улицы часто уже и менее градуированы, чем автомагистрали США. За пределами крупных мегаполисов большинство автомагистралей представляют собой двухполосные дороги со значительными расстояниями между пунктами назначения. Ограничения скорости различаются по всей Австралии и измеряются в километрах, а не в милях. Имейте в виду, что камеры контроля скорости установлены повсюду, и вам будет выписан штраф за превышение скорости.Во время вождения в Австралии соблюдайте осторожность, обгоняя соседние транспортные средства или сливаясь с ними. Если вы едете в сельской местности, будьте осторожны с свободно бродящими животными, такими как кенгуру и «автопоездами» (несколько прицепов-полуприцепов, соединенных вместе).
Отправка текстовых сообщений или использование телефона во время вождения является нарушением закона, но вы можете использовать систему громкой связи для общения во время вождения. Для получения конкретной информации об австралийских водительских удостоверениях, техосмотре транспортных средств, дорожном налоге, обязательном страховании, а также аренде и эксплуатации автомобилей в Австралии посетите веб-сайт Австралийской комиссии по туризму.
В каждом штате/территории действуют разные правила использования иностранных водительских прав и условия, при которых посетителю может потребоваться получить международное водительское удостоверение.