Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Содержание

Карбюратор мотоцикла.

Карбюратор мотоцикла одна из важнейших деталей двигателя и главная деталь системы питания, и от него зависит нормальная работа мотора. И вместе с правильно настроенной системой зажигания, только исправный и правильно настроенный карбюратор, обеспечит нормальную работу двигателя. Правильная настройка карбюратора очень важна, так как при неправильном соотношении количества воздуха к количеству топлива, двигатель нормально работать не будет, и возможен даже прогар поршней (при сильно обеднённой смеси). В этой статье мы рассмотрим устройство, принцип работы, основные неисправности мотоциклетного карбюратора и его настройку, что позволит новичкам самостоятельно добиться нормальной работы двигателя.

Вообще как я уже говорил выше, на работу двигателя влияет не только исправная и настроенная система питания, но и система зажигания, которая на большинстве отечественных мотоциклов несовершенна. И прежде всего, чем браться за настройку карбюратора, следует настроить, или улучшить штатную систему зажигания.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Как её усовершенствовать на отечественных мотоциклах, читаем вот здесь, а так же вот тут.

Не смотря на то, что система впрыска появляется на большинстве свежих серийных мотоциклов, карбюраторы всё ещё устанавливают на многие мотоциклы, предназначенные для стран, в которых не такие жёсткие требования по экологии (в основном страны третьего мира). Так же по свету передвигается огромное количество более старых моделей мотоциклов, оснащённых карбюраторами, которые более надёжны чем система впрыска, и более ремонтопригодны.

Ведь на большинстве современных моторов, если полетит какая то радио-деталь в электронной системе впрыска топлива, то можно вызывать эвакуатор или механика электронщика, а в карбюраторе в принципе и ломаться то нечему, ну если только снять и почистить (удалить) попавшую соринку.

Вакуумный карбюратор для четырёхтактного двигателя мотоцикла.
1 — полость диффузора, 2 — резиновая мембрана, 3 — пружина дроссельного золотника, 4 — дроссельный золотник, 5 — игла, 6 — поворотная дроссельная заслонка, 7 трубка распылителя, 8 — главный жиклер, 9 — поплавок, 10 — игольчатый клапан.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

К тому же современные вакуумные карбюраторы (см рисунок слева) нисколько не проигрывают в мощности мотора современным инжекторам, а только лишь по экологии и расходу топлива.

В этой статье я не буду затрагивать современные вакуумные карбюраторы, их ремонт и настройку, так как об этом я уже писал, и желающие могут почитать про их ремонт вот здесь, а про настройку (синхронизацию) вот тут.

А рассмотрим устройство и работу самого простого карбюратора, ведь чтобы новичкам понять основные действия при настройке любого карбюратора, нужно знать устройство и принцип работы самого простейшего прибора. Так как принцип работы у всех одинаков, ну только лишь отличается некоторыми улучшенными со временем деталями.

Но прежде чем рассматривать устройство карбюратора, я опишу к чему нужно стремиться при его настройке, чтобы получить в итоге НОРМАЛЬНУЮ рабочую смесь бензина с воздухом, и в итоге нормальное сгорание бензина на всех режимах, ну и соответственно нормальную работу двигателя.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Горючая смесь.

Процесс распыления бензина и смешивание его в определённой пропорции с воздухом, называется карбюрацией, ну а прибор, в котором происходит процесс смешивания, называется карбюратором. А горючая смесь, приготовленная в карбюраторе, попадая в цилиндр (или цилиндры) двигателя, смешивается с остаточными отработанными газами и образует рабочую смесь. И в зависимости от соотношения количества бензина и воздуха, рабочие смеси бывают:

  • Нормальная горючая смесь состоит из 1 килограмма бензина и 15 килограммов воздуха, который теоретически нужен для полного сгорания бензина.
  • Обеднённая горючая смесь, она содержит на 1 кг бензина от 15 до 17 кг воздуха.
  • Бедная горючая смесь содержит более 17 кг воздуха на 1 килограмм бензина.
  • Обогащённая горючая смесь имеет в своём составе от 13 до 15 кг воздуха на 1 кг бензина.
  • Богатая горючая смесь содержит на 1 кг бензина менее 13 кг воздуха.

Но следует иметь в виду, что для работы мотора на разных режимах, нужно иметь различный состав горючей смеси, потому что:

При пуске холодного мотора горючая смесь которую готовит карбюратор в этот момент, должна быть богатой.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Ведь к моменту воспламенения какая то часть паров бензина конденсируется на холодных стенках впускного канала, камеры сгорания и цилиндров, и состав богатой рабочей смеси оказывается наилучшим для воспламенения от искры свечи зажигания.

На холостом ходу для нормальной устойчивой работы двигателя на малых оборотах, горючая смесь должна быть обогащённой. Такая смесь нужна потому, что во первых, дроссельная заслонка карбюратора прикрыта на холостом ходу, и в цилиндры мотора поступает мало горючей смеси, ну а во вторых, то что в цилиндрах при такой работе мотора имеется большое количество остаточных отработанных газов. И образующаяся в таких условиях рабочая смесь, горит медленнее, а для ускорения сгорания её нужно обогатить.

Следует учесть ещё вот что: при эксплуатации мотоцикла (или автомобиля), в зависимости от разных дорожных условий (ну и атмосферных тоже), любой двигатель работает на разных часто меняющихся режимах и при этом с разной нагрузкой. Причём нагрузка у любого карбюраторного мотора характеризуется степенью открытия дроссельных заслонок (или заслонки), то есть чем больше открыты заслонки, тем при одной и той же частоте вращения коленвала двигателя больше нагрузка.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Причём при одном и том же положении дроссельной заслонки (или заслонок) частота вращения коленвала может как увеличиваться (движение с горы под уклон), так и уменьшаться (например преодоление крутого подъёма).

При средней нагрузке, когда от мотора не требуется полной мощности, для обеспечения его экономичной работы, горючая смесь должна быть обеднённой.

При полной нагрузке, когда мотор должен развивать максимальный крутящий момент, горючая смесь должна быть несколько обогащённой. Такая смесь обладает наибольшей скоростью сгорания и обеспечивает выработку двигателем максимальной мощности.

При резком увеличении нагрузки, например при разгоне мотоцикла (или машины), горючая смесь должна кратковременно обогащаться (на некоторых более современных карбюраторах для этой цели установлен ускорительный насос).

Устройство карбюратора.

Устройство простейших карбюраторов показано на рисунке 3 (для двухтактного мотора) и на рисунке 2 (для четырёхтактного мотора), а устройство вакуумного карбюратора показано выше, на рисунке 1.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Естественно устройство всех карбюраторов невозможно описать в одной статье, да это и не нужно, так как принцип работы почти у всех приборов одинаковый.

Простейший карбюратор (см. рисунок 2) состоит из корпуса, поплавковой камеры 13 и смесительной камеры 11. В поплавковой камере располагается (обычно подвешен шарнирно на оси) поплавок 1 (или два поплавка объединённые тягой). Поплавок на более старых карбюраторах изготавливали из листовой латуни, а на более современных карбюраторах из бензостойкого пластика или вспененного полимера. Над поплавком расположен игольчатый клапан 2.

В смесительной камере располагается диффузор 7 — (см рисунок 2) с распылителем 5, дроссельная заслонка 8 и жиклер 12. На рисунке 3 диффузор указан цифрой 2, распылитель цифрой 4, дроссельная заслонка цифрой 1, а главный жиклер цифрой 6.

Жиклер (хорошо виден на рисунке 1) представляет собой пробку с наружной резьбой, внутри которого просверлено с большой точностью калиброванное отверстие, диаметр которого рассчитан на протекание определённого количества бензина зв еденицу времени.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

При работе любого двигателя (см. рисунок 2), в тот момент, когда поршень движется от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке и при этом впускной клапан 9 открыт (такт впуска), то в цилиндре двигателя, впускном канале 10 и в смесительной камере карбюратора создаётся разряжение. От действия разности давлений в поплавковой и смесительной камер карбюратора, из распылителя 5 начинает поступать бензин.

В этот момент через смесительную камеру карбюратора проходит поток воздуха, скорость которого с суженной части диффузора (у отверстия распылителя) получается наибольшая и может достигать от 50 до 150 метров в секунду! И капельки бензина, выходящие из распылителя и попадая в движущуюся с такой скоростью струю воздуха, размельчаются в виде дисперсного тумана (как в распылителе для покраски), испаряются и смешиваясь с воздухом образуют горючую смесь.

Такой способ смешивания бензина с воздухом и образования горючей смеси называется пульверизационным, так как действует по принципу пульверизатора, или как его ещё называют распылителя.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

По мере расходования бензина из поплавковой камеры и падения его уровня, поплавок опускается, при этом опуская иглу 2 игольчатого клапана, которая открывает конусное отверстие и бензин из шланга (от бака) вновь начинает поступать и заполнять поплавковую камеру, то тех пор, пока поплавок из-за поднявшегося уровня бензина вновь не надавит на иглу 2, которая поднявшись выше перекроет отверстие до нового понижения уровня бензина.

Таким образом на автомате поддерживается постоянный нужный уровень бензина не только в поплавковой камере, но и в распылителе, в котором уровень бензина при неработающем моторе должен быть на 1 — 1,5 мм ниже верхней кромки распылителя.

По мере открытия дроссельной заслонки, за счёт большего наполнения цилиндра горючей смесью, возрастает скорость сгорания рабочей смеси и давление газов, и от этого растёт частота вращения коленвала двигателя. При этом разряжение в смесительной камере увеличивается ещё больше и скорость воздушного потока, проходящего через диффузор.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

От этого соответственно растёт скорость истечения бензина из распылителя и его количество, так как ещё и игла в распылителе подымается выше, увеличивая проходное кольцевое отверстие в распылителе, и ещё увеличивается количество воздуха, проходящего через диффузор.

Но всё же количество бензина выходящего из распылителя нарастает быстрее количества воздуха, и от этого соотношение количества воздуха и бензина в горючей смеси изменяется в сторону её обогащения. То есть получается, что простейший карбюратор с одним жиклером, обеспечивает необходимый состав горючей смеси только при определённой частоте вращения коленвала и определённой нагрузке на двигатель.

Но ведь при движении мотоцикла (или автомобиля) нагрузка на его мотор и частота вращения коленвала постоянно меняются, в зависимости от дорожных и иных условий, то необходимо соответственно изменять и состав горючей смеси, которую готовит карбюратор мотоцикла или автомобиля. Это достигается внедрением в простейший карбюратор дополнительных систем и устройств, которые представляют: главная дозирующая система, система холостого хода, ускорительный насос, экономайзер мощностных режимов, эконостат, переходная система, система пуска, экономайзер принудительного холостого хода.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

На большинстве мотоциклетных карбюраторов (особенно отечественных) нет некоторых полезных систем, которые перечислены выше и которые усложняют конструкцию, они есть на современных автомобильных карбюраторах. Поэтому мы затронем ниже только те системы, которые имеются на обычных карбюраторах большинства мотоциклов, не вакуумных, так как я уже говорил, что о вакуумниках и их настройке я уже писал и ссылки выше в тексте.

Главная дозирующая система карбюратора мотоцикла. 

На большинстве карбюраторов, когда золотник (заслонка) поднимается выше 6-ти мм, начинает работать главная дозирующая система. Как я говорил выше, движение воздуха создаёт над распылителем разряжение и происходит подсос и распыление топлива. При подсосе топлива из поплавковой камеры бензин проходит через отверстие главного жиклера и попадает в кольцевой канал между распылителем и конусной иглой.

Туда же через специальное отверстие поступает небольшое количество воздуха, которое вместе с бензином образует эмульсию.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится И только после этого эмульсия выбрасывается в диффузор, где и смешивается с основным потоком воздуха. Такой как бы двухступенчатый процесс обеспечивает отличное распыление топлива.

На состав рабочей смеси при полном и среднем поднятии заслонки можно повлиять двумя способами — изменяя положение иглы или проходное сечение главного жиклера. Причём размер проходного отверстия главного жиклера оказывает большее воздействие на состав рабочей смеси, при полном поднятии заслонки (при полном открытии диффузора). А изменение положения иглы влияет в основном при среднем открытии заслонки.

К тому же при неполном поднятии заслонки максимальная мощность от двигателя не требуется, но важна экономичность, то нужно чтобы рабочая смесь была обеднённой. Но чрезмерное обеднение вызовет провалы в работе мотора на режимах частичного открытия заслонки. Поэтому нужно выбрать такое положение иглы, чтобы рабочая смесь была немного обеднённой, но работа мотора оставалась при этом устойчивой на всех режимах без провалов в работе.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Опускание иглы (то есть перестановка защёлки иглы по делениям вверх) вызовет обеднение, ну а поднятие иглы будет способствовать обогащению рабочей смеси. Но всё же будет лучше, если переставляя иглу, обратить внимание на работу мотора вашего мотоцикла до и после перестановки иглы, то есть попробовав разные положения иглы и проверку тестдрайвом. Это делать желательно, так как перестановка иглы влияет не только на работу и мощность мотора, но и на его экономичность.

При полном открытии заслонки нужна максимальная мощность, поэтому смесь должна быть обогащённой. И мотоциклисты требовательные к увеличению мощности (но снижению экономичности) могут попробовать поменять главный жиклер на жиклер с отверстием с большим диаметром (проходным сечением).

Обычно на жиклере есть маркировка, и если вы к примеру купите вместо жиклера с маркировкой 90 жиклер с числом 92, то диаметр проходного отверстия будет больше на 5 %. Если проблематично найти такой, то можно рассверлить отверстие в штатном жиклере на пару соток, если найдёте такое тонкое сверло, которое нужно перемерить с помощью микрометра.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Эконостат.

На большинстве советских мотоциклов его нет, но на некоторых импортных есть. На состав рабочей смеси при большом открытии заслонки и влияет эта система, называемая эконостатом. Он служит для дополнительного обогащения смеси при большом поднятии (или открытии) заслонки, обычно более 14 мм. Устроен простейший эконостат очень просто. Бензин забирается из поплавковой камеры латунной трубкой, и далее бензин проходит через отверстие жиклера эконостата.

Далее по каналам в корпусе карбюратора, бензин поступает впереди диффузора и впрыскивается перед золотником. Причём распылитель (отверстие) эконостата в отличии от других распылителей, расположен в верхней части диффузора. Поэтому движение воздуха, при малом открытии заслонки, мимо распылителя эконостата очень незначительное. И только лишь при поднятии заслонки более половины (обычно выше 14 мм) поток воздуха у распылителя и вверху диффузора делается достаточно сильным и начинается распыление топлива через распылитель (отверстие) эконостата.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Система пуска. 

На более старых карбюраторах имеется утопитель поплавка, при нажатии которого поплавок притапливается и уровень в поплавковой камере повышается, обогащая смесь для пуска двигателя. На более свежих моделях карбюраторов для пуска двигателя создано специальное пусковое устройство, которое представляет из себя обогатитель в виде миниатюрного карбюратора, встроенного в основной (на некоторых моделях есть обе системы — и утопитель поплавка и дополнительное пусковое устройство о котором ниже).

Для его включения служит специальный рычажок, или штырь с наплавленной пластиковой чёрной бобышкой, которая хорошо видна на самом верхнем фото (типа чока на машинах.). Перед пуском мотора рычажок или штырёк подымается вверх, и открывает проход дополнительного бензина через канал жиклера пускового устройства. Жиклер запрессован в поплавковой камере, и через него бензин попадает в специальный колодец, из которого забирается через латунную трубку в смесительный патрубок.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Далее рабочая смесь бензина и воздуха (эмульсия) впрыскивается в полость диффузора за дроссельной заслонкой. Поэтому чем ниже расположена дроссельная заслонка при пуске двигателя, тем сильнее разряжение за ним и тем больше бензина будет поступать в пусковое устройство.

Именно поэтому следует учитывать, что пусковое устройство работает только при опущенной вниз дроссельной заслонке. Но некоторые владельцы мотоциклов пытаются запускать холодный мотор подняв заслонку (дав газу) и в таком случае пусковое устройство не срабатывает или срабатывает плохо (зависит от величины поднятия заслонки) и пуск двигателя затрудняется.

Пуск мотора может затрудниться еще и от того, если на горячем моторе пусковое устройство будет включено (или забыли выключить) и из-за переобогащения рабочей смеси горячий мотор будет переливать, и он не заведётся.

И ещё следует учесть, что жиклер пускового устройства запрессован у дна поплавковой камеры и имеет очень маленькое проходное отверстие, и от этого не исключено его засорение, особенно если у вас под баком не установлен фильтр тонкой очистки топлива.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Это тоже приведёт к затруднениям при пуске двигателя. В таком случае нужно снять поплавковую камеру (на многих мотоциклах для этого даже не надо снимать карбюратор с двигателя) и промыть её от грязи, а жиклер пускового устройства продуть сжатым воздухом от компрессора или насоса.

Ну и на самых свежих моделях карбюраторов установлено автоматическое пусковое устройство, работающее от бортовой сети мотоцикла. Принцип такого устройства почти аналогичен вышеописанному ручному пусковому устройству, но здесь в пусковом карбюраторе установлена термотаблетка ( термоэлемент). Эта таблетка при повороте ключа зажигания (и поступлении на неё напряжения 12 в) начинает выдвигать конусную иглу, которая у холодного мотора находится в открытом положении (открыт канал пускового жиклера) но по мере прогрева двигателя постепенно выдвигает конусную иглу, которая постепенно перекрывает канал пускового устройства.

Примерно через 3 — 5 минут, когда мотор прогревается, термоэлемент полностью  перекрывает с помощью иглы пусковое устройство, а при выключении ключа зажигания и по мере остывания двигателя, конусная игла постепенно опять открывает канал (под действием пружины) и пусковое устройство готово к следующему запуску.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Такая система распространена на многих японских или китайских скутерах, квадриках, или мотоциклах, точнее на их вакуумных карбюраторах (для четырёхтактников) или на обычных карбюраторах (для двухтактников). На наших отечественных мотоциклах её нет.

Система холостого хода карбюратора мотоцикла.

После пуска двигателя вступает в работу система холостого хода. Эта система как и пусковой карбюратор описанный выше, работает только лишь при малом открытии дроссельной заслонки (примерно пол миллиметра). Система холостого хода состоит из жиклера холостого хода, который по диаметру проходного отверстия более чем в половину меньше отверстия главного жиклера. Так же эта система состоит из эмульсионных трубок, винта (с конусом на конце) регулировки качества смеси, и каналов для прохода воздуха и эмульсии.

Винт регулировки качества смеси с помощью конуса на конце, регулирует проходное сечение воздушного канала (дозировать воздух гораздо легче чем бензин). И при закручивании этого винта, количество воздуха уменьшается и от этого рабочая смесь обогащается.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Ну а при выкручивании винта качества, подача воздуха по каналу увеличивается и от этого рабочая смесь обедняется. Обычно оптимальное соотношение воздуха выставляется ещё на заводе соответствующим количеством оборотов этого винта (обычно 1,5) которые нужно считать при регулировке ( но желательно уточнить в мануале своего мотоцикла количество оборотов винта).

Регулировка холостого хода карбюратора.

На большинстве карбюраторов регулировка холостого хода одинаковая, так как имеются те же винты качества и винт упора золотника (количества). Поэтому я не буду описывать разные карбюраторы, принцип регулировки у большинства одинаковый, только следует перед регулировкой немного прогреть двигатель.

Так же желательно перед регулировкой посчитать обороты винтов на вашем карбюраторе и свериться с рекомендуемыми заводом изготовителем, и выставить винты, считая обороты (как рекомендует завод). Так будет легче отрегулировать карбюратор, даже если у вас не родной воздушный фильтр.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

При регулировке сначала винтом упором золотника (некоторые называют его винт количества смеси) устанавливаем минимально устойчивые обороты двигателя, выкручивая этот винт. Для обкатанного и прогретого двигателя это примерно 600 — 1000 оборотов в минуту (смотрим по тахометру).

Далее вращаем винт качества, ищем положение, при котором обороты двигателя будут максимальными. Делаем это очень медленно вращая винт качества, то есть повернув винт примерно на 1/4 часть оборота винта, немного ждём, пока частота вращения коленвала стабилизируется. Здесь следует учесть, что отворачивание винта качества на большинстве карбюраторов более чем на два оборота неэффективно, то есть дальнейшее откручивание винта бесполезно, и дальнейшего обеднения смеси происходить не будет.

После того, как выставлено положение винта при максимальных оборотах, винт количества (винт упора заслонки) немного откручиваем, опуская дроссельную заслонку и снижая обороты до ранее установленных минимальных.

После такой регулировки полезно проверить работу карбюратора.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Для этого резко даём газ (но не очень резко, если у вас нет в карбюраторе ускорительного насоса) и если двигатель захлёбывается и стреляет в карбюраторах (обратные вспышки), то винт качества немного закручиваем (примерно на 1/4 оборота), обогащая смесь и опять пробуем дать газ.

Делаем всё по чуть чуть, чтобы не слишком обогатить смесь, при этом полезно смотреть на выхлопные газы, они не должны быть чёрного цвета. Если идёт чёрных дым, значит вы переобогатили смесь, и теперь нужно винт качества немного выкрутить, чтобы добавить больше воздуха и немного обеднить смесь.

Ещё более подробно о полной регулировке карбюраторов мотоциклов, как обычных, так и современных вакуумных, советую почитать вот в этой статье.

Переходная система (переходной режим).

На современных карбюраторах с системой холостого хода связана дополнительная переходная система. Без этой системы, при большом подъёме дроссельной заслонки будет проявляться провал в работе двигателя, так как система уже не обеспечивает нужного качества смеси, и рабочая смесь слишком обеднена.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится А главная дозирующая система ещё не включается в работу.

Чтобы избежать провала в работе, на многих современных карбюраторах предусмотренна дополнительная система, которая имеет дополнительные топливный и воздушный жиклеры. Причём воздух для дополнительной системы забирается через общий воздушный канал. Далее поток воздуха раздваивается, часть воздуха идёт в систему холостого хода, а остальной воздух через воздушный жиклер идёт к смесителю дополнительной системы. Отверстие смесителя расположено не сзади дроссельной заслонки, а под ней, немного сзади от иглы.

Ускорительный насос.

На большинстве современных карбюраторов (даже на скутерах — мопедах) в карбюраторе устанавливают ускорительный насос. Он служит для кратковременного обогащения горючей смеси при резкой подаче газа (при резком открытии дроссельной заслонки). Это существенно улучшает приёмистость (динамику разгона) мотоцикла.

Он состоит из колодца (см. рисунок 4), поршня 26 со штоком (на некоторых моделях вместо поршня установлена резиновая мембрана), так же состоит из обратного 25 и нагнетательного 28 клапанов, жиклера 27 и механической тяги (привода).Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится При резкой подаче газа и открытии дроссельной заслонки 9, под действием рычага 19, тяги и планки 15, поршень 26 в колодце быстро двигается вниз.

При этом в колодце резко возрастает давление топлива, при этом обратный клапан закрывается, а нагнетательный открывается, и порция бензина через жиклер распылителя 27 впрыскивается в смесительную камеру (диффузор) и этим обогащает рабочую смесь.

А при плавной подаче газа и плавном открытии дроссельной заслонки, обратный клапан остаётся открытым, и часть топлива из колодца через этот клапан вытесняется обратно в поплавковую камеру. Кроме поршневого привода ускорительного насоса, на многих карбюраторах применяют так же насос диафрагменного типа с приводом от кулачка оси дроссельной заслонки.

Основные неисправности карбюратора и системы питания.

Обогащение рабочей смеси.

При умеренном обогащении рабочей смеси, как видно из таблице слева, мощность двигателя возрастает, а при дальнейшем обогащении начинает уменьшаться по вполне понятной причине — для сгорания всей порции бензина не хватает воздуха.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Число оборотов коленчатого вала двигателя в этом случае медленно возрастает, вспышки в цилиндрах происходят с перерывами.

Вследствие неполного сгорания из глушителя выходит чёрный дым: на поршне, головке цилиндра и свечах зажигания быстро отлагается нагар, нарушающий нормальную работу двигателя. У свечи зажигания нижняя часть изолятора быстро покрывается копотью и свеча через несколько минут работы двигателя выходит из строя.

Несгоревшее топливо смывает смазку со стенок цилиндра и разжижает масло в картере. При ещё большем недостатке воздуха рабочая смесь в цилиндре не воспламеняется и вполне исправный двигатель перестаёт работать. Чтобы удалить лишний бензин из цилиндра, двигатель продувают, т.е. коленчатый вал медленно прокручивают пусковой педалью при полностью открытом дроссельном золотнике.

Переобогащение смеси возникает вследствие сильного загрязнения воздухоочистителя и переполнения поплавковой камеры бензином, а также из-за неправильной сборки и регулировки карбюратора.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Для очистки воздухоочиститель старого типа 2-3 раза прополаскивают в керосине (бумажный фильтрующий элемент нового типа просто заменяется новым). После очистки воздухоочиститель погружают в автол и затем энергично встряхивают, чтобы удалить излишки масла.

Причины переполнения поплавковой камеры бензином следующие: попадание сора или воды под конус запорной иглы, износ самого конуса (его можно притереть, а если конус обрезинен, то заменить иглу новой) проникновение бензина внутрь поплавка, соскакивание пружинного замка с запорной иглы, скопление сора в нижней направляющей для запорной иглы.

Последняя из причин, если на неё не обратить внимание , доставляет водителям много неприятностей, а именно: нижний конец запорной иглы временами увязает в клейком отстое и без всякой видимой причины начинается вытекание бензина из поплавковой камеры, хотя явных признаков невсплывания  поплавка нет.

Нормальную работу запорной иглы часто можно восстановить путём лёгких постукиваний по корпусу поплавковой камеры кусочком дерева.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится При сильном ударе по корпусу из цинкового сплава, из которого изготовлены карбюраторы, карбюратор может расколоться.

От постукивания игла плотнее установится в гнездо, а дальнейшем вследствие вибрации двигателя и омывания бензином конус иглы и её гнездо освободятся от сора. Если постукивание не поможет, отвёртывают крышку поплавковой камеры, вынимают из поплавка иглу и, удалив сор, пальцами вращают иглу в обе стороны, прижимая к гнезду.

Если игла прочная и короткая, её можно » прибить» к гнезду. В этом случае, вставив иглу в гнездо, легко ударяют по её торцу. Вследствие этого герметичность запорной иглы восстанавливается. Но лучше всё таки аккуратно притереть иглу к своему седлу с помощью мелкой притирочной пасты.

Ну и основные неисправности любого карбюратора — это износ подвижных частей. Например износ конусной иглы поплавка и от этого негерметичность и недержание топлива устраняется притиркой конуса иглы к седлу с помощью пасты для притирки клапанов четырёхтактного двигателя и после этого пастой ГОИ.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Кто не хочет заморачиваться с притиркой, или у кого игла с обрезиненным конусом (как на новых карбюраторах), то следует просто купить новую иглу и заменить её.

Если же изношена дроссельная заслонка и она болтается в своём колодце, то просто заменяем заслонку новой, которая продаётся в большинстве ремкомплектов для карбюратора (фото слева). Кстати в ремкомплекте имеется ещё и игла, и много других полезных и изнашиваемых деталей.

Но следует учесть, что кроме заслонки может износиться ещё и её колодец, и даже новая заслонка может болтаться в колодце карбюратора. В таком случае следует нарастить диаметр (или толщину её стенок, если заслонка плоская) заслонки больше чем у новой, с помощью состава описанного в этой статье.

Обеднение рабочей смеси.

Несколько обеднив смесь, можно добиться минимального расхода топлива без ощутимого уменьшения мощности. При сильном обеднении рабочей смеси, расход топлива увеличивается, двигатель заметно хуже тянет, температура повышается, происходят вспышки в карбюраторе( движок чихает).Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Объясняются эти явления замедленным горением бедной рабочей смеси, длящимися во время тактов рабочего хода и выпуска. В случаях, когда горение продолжается до начала впуска, свежая горючая смесь воспламеняется от соприкосновения с горящей в цилиндре рабочей смесью.При этом горение происходит на всём пути от цилиндра до карбюратора, вызывая обратные вспышки в карбюраторе.

Обеднение рабочей смеси происходит вследствие попадания в топливо воды и засорения воздушного отверстия пробки бензобака, бензокраника и отстойника, бензопровода, поплавковой камеры и канала, ведущего от неё к жиклёру, от засорения самого жиклера, а также от неправильной регулировки карбюратора (винт качества слишком выкручен).

Для быстрого определения места скопления грязи (соринки), следует надавить кнопку утопителя поплавка. Если поплавок всплывает, то засорение произошло между поплавковой камерой и жиклером, или засорился сам жиклер.

Если поплавок прощупать кнопкой не удаётся (он не всплывает), то засорение произошло между поплавковой камерой и бензобаком, или в пробке бензобака засорилось отверстие (от этого создаётся вакуум в баке и бензин не поступает).Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Засорение устраняют продувкой и чисткой.

Намного реже, но всё же бывает обеднение смеси ещё от того, что игла выпадает из стопора дроссельной заслонки, и перекрывает поступление бензина из главного топливного жиклера.

Обеднение ещё может быть когда через неплотности в соединении карбюратора и цилиндра (головки) проникает воздух ( обычно при этом обороты увеличиваются), или через неплотности картера или сальника коленвала двухтактного двигателя.

 

Ну и на последок ещё несколько советов новичкам.

Помните, что заводские регулировки с помощью считывания количества оборотов винтов качества и количества действуют только при заводском воздушном фильтре. Если вы заменили воздушный фильтр не родным фильтром, или просто долго его не меняете на новый (он забит пылью), то выставив винты качества и количества по заводу, вы не добьётесь нормальной настройки карбюратора.

Так как каждый воздушный фильтр имеет свою пропускную способность воздуха, и при установке не родного фильтра, следует производить регулировку состава рабочей смеси по новой.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится И бывает, что при не родном воздушном фильтре регулировок винтов не хватает и приходится обеднять или обогащать состав смеси с помощью последнего способа — изменения уровня топлива в поплавковой камере.

Это достигается подгибанием язычка упора поплавка (на старых поплавках для изменения уровня топлива имелись канавки и защёлка) При уменьшении уровня топлива в поплавковой камере смесь обедняется, а при повышении уровня топлива смесь обогащается. При этом следует помнить, что главным индикатором правильной регулировки является цвет электродов и центрального изолятора свечи зажигания.

Центральный изолятор свечи должен быть коричневатого (тёмно-кирпичного) цвета, если он чёрный, то следует обеднить смесь, а если белый или светло-коричневый, то следует немного обогатить смесь.

Определить бедная или богатая смесь можно и при работе мотора: если при подаче газа двигатель стреляет (чихает) в карбюраторах, то рабочая смесь бедная и её нужно немного обогатить.

Если при подаче газа стреляет в глушителе или выходит чёрный дым, то смесь слишком богатая и её нужно обеднить.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Ещё обогатить можно смесь с помощью перестановки иглы вверх в дроссельной заслонке. А при перестановке иглы вниз, смесь обедняется и ухудшается приёмистость (динамика разгона), но при этом уменьшается расход топлива.

Если расход топлива нормальный (как в мануале мотора) и мотоциклист удовлетворён динамикой разгона мотоцикла, то нет смысла менять положение иглы относительно дроссельной заслонки.

Ещё следует учесть, что при чрезмерной перестановке иглы вниз для уменьшения расхода бензина, может произойти обратное явление — наоборот увеличение расхода бензина. Это происходит от того, что при ухудшении динамики разгона (приёмистости), время движения на пониженных передачах (которое необходимо для разгона мотоцикла) перед переходом на повышенную передачу — увеличивается.

А как известно, на пониженных передачах расход бензина всегда больше, и поэтому слишком опустив иглу вниз, можно только напрасно понизить ускорение мотоцикла, не добившись снижения расхода и даже немного увеличив расход бензина.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

И наоборот, немного приподняв иглу вверх и немного обогатив смесь, можно ощутимо улучшить тяговые и динамические свойства мотоцикла, при этом не вызывая увеличения топлива, так как перед переключением на повышенные передачи, байк будет быстрее набирать скорость.

Опускать иглу желательно последовательно на 1-2 проточки, если свеча зажигания покрывается копотью при работе мотора. А поднять иглу на 1-2 позиции рекомендуется, если при плавном увеличении скорости байка, возникают обратные вспышки в карбюраторе или если в моторе появляются детонационные стуки.

Вод вроде бы и всё, что я хотел написать о карбюраторах для мотоцикла, и надёюсь эта статья пригодится начинающим мотоциклистам, успехов всем.

 

Теги: Как устроено большинство карбюраторов для мотоцикла, Карбюратор мотоцикла — его устройство и неисправности

Устройство, регулировка и ремонт карбюратора ДААЗ ВАЗ 2105 своими руками, инструкции по настройке с фото и видео

Двухкамерные карбюраторы серии «Озон» разработаны на базе изделий итальянского бренда Weber, устанавливавшихся на первые модели «Жигулей» – ВАЗ 2101–2103.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Модификация ДААЗ 2105, предназначенная для бензиновых моторов рабочим объёмом 1,2–1,3 л, мало отличается от своего предшественника. Агрегат сохранил важное качество — надёжность и относительную простоту конструкции, позволяющую автолюбителю самостоятельно регулировать подачу топлива и устранять мелкие неисправности.

Содержание

  • Назначение и устройство карбюратора

    • Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105

  • Алгоритм работы

  • Неисправности и методы устранения

    • Затруднённый пуск двигателя

      • Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере

    • Пропал холостой ход

    • Как избавиться от «провалов»

      • Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса

    • Падение мощности мотора и вялый разгон

    • Проблемы повышенного расхода бензина

      • Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»

  • Указания по регулировке

Назначение и устройство карбюратора

Основная функция агрегата — обеспечивать приготовление и дозировку топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя без участия электронных систем, как это реализовано в более современных автомобилях с инжектором.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Карбюратор ДААЗ 2105, установленный на посадочном фланце впускного коллектора, решает следующие задачи:

  • обеспечивает холодный пуск мотора;
  • подаёт ограниченное количество топлива для работы на холостом ходу;
  • смешивает горючее с воздухом и направляет полученную эмульсию в коллектор на рабочих режимах силового агрегата;
  • дозирует количество смеси в зависимости от угла открытия дроссельных заслонок;
  • организовывает впрыск дополнительных порций бензина во время разгона автомобиля и при выжатой «до упора» педали акселератора (обе заслонки максимально открыты).

Агрегат оснащён двумя камерами, вторичная открывается вакуумным приводом

Карбюратор состоит из 3 частей — крышки, основного блока и корпуса дроссельных заслонок. В крышке располагается полуавтоматическая пусковая система, сетчатый фильтр, поплавок с игольчатым клапаном и трубка эконостата. Верхняя часть крепится к среднему блоку пятью винтами М5.

В торце крышки запрессован штуцер для подсоединения бензинового патрубка

Устройство основной части карбюратора более сложное и включает такие элементы:

В нижней части агрегата установлены оси с дроссельными заслонками и главные регулировочные винты — качества и количества топливовоздушной смеси.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Также в данном блоке располагаются выходы множества каналов: холостого хода, переходной и пусковой системы, вентиляции картера и отбора вакуума для мембраны распределителя зажигания. Нижняя часть крепится к основному корпусу двумя винтами М6.

Конструкцией предусмотрены разные размеры камер и дросселей

Видео: устройство агрегатов ДААЗ 2105

Алгоритм работы

Без общего понимания принципа работы карбюратора сложно производить его ремонт и регулировку. Действия наобум не дадут положительного результата либо нанесут больший вред.

Принцип карбюрации основан на подаче топлива за счёт разрежения, создаваемого поршнями атмосферного бензинового двигателя. Дозировка осуществляется жиклёрами — деталями с калиброванными отверстиями, встроенными внутрь каналов и способными пропустить определённое количество воздуха и бензина.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Карбюрация основана на смешивании воздуха с бензином под воздействием разрежения от мотора

Работа карбюратора ДААЗ 2105 начинается с холодного пуска:

  1. Подача воздуха перекрывается заслонкой (водитель вытягивает рычаг подсоса), а дроссель первичной камеры приоткрывается телескопической тягой.
  2. Мотор втягивает максимально обогащённую смесь из поплавковой камеры через главный топливный жиклёр и малый диффузор, после чего заводится.
  3. Чтобы двигатель не «захлебнулся» большим количеством бензина, от разрежения срабатывает мембрана пусковой системы, приоткрывающая воздушную заслонку первичной камеры.
  4. После прогрева двигателя водитель задвигает рычаг подсоса, а топливную смесь в цилиндры начинает подавать система холостого хода (СХХ).

    Воздушная заслонка пускового устройства закрывает камеру, пока двигатель не заведется

На автомобиле с исправным силовым агрегатом и карбюратором холодный пуск производится без нажатия на педаль газа при полностью вытянутом рычаге подсоса.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

На холостых оборотах дроссели обеих камер закрыты наглухо. Горючая смесь всасывается через отверстие в стенке первичной камеры, куда выходит канал СХХ. Важный момент: кроме дозирующих жиклёров, внутри данного канала стоят регулировочные винты количества и качества. Обратите внимание: эти регуляторы не оказывают влияния на работу главной дозирующей системы, действующей при нажатой педали газа.

При работе на холостых оборотах топливо поступает через нижнее отверстие, расположенное под дросселем

Дальнейший алгоритм работы карбюратора выглядит так:

  1. После нажатия педали акселератора открывается дроссель первичной камеры. Двигатель начинает всасывать горючее через малый диффузор и главные жиклёры. Заметьте: СХХ не отключается, она продолжает работать совместно с основной топливоподачей.
  2. При резком нажатии газа срабатывает мембрана насоса — ускорителя, впрыскивающая порцию бензина через носик распылителя и открытый дроссель прямо в коллектор.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Так устраняются «провалы» в процессе разгона авто.
  3. Дальнейшее наращивание оборотов коленвала вызывает увеличение разрежения в коллекторе. Сила вакуума начинает втягивать большую мембрану, открывающую тягой вторичную камеру. В работу включается второй диффузор со своей парой жиклёров.
  4. Когда обе заслонки открыты до конца и мотору не хватает горючего для развития максимальной мощности, бензин начинает всасываться прямо из поплавковой камеры через трубку эконостата.

    При открытии дросселя топливная эмульсия идет в коллектор по каналам холостого хода и через главный диффузор

Чтобы при открытии вторичной заслонки не возник «провал», в карбюраторе задействована переходная система. По строению она идентична СХХ и находится с другой стороны агрегата. Только малое отверстие для подачи горючего сделано выше закрытой дроссельной заслонки вторичной камеры.

Неисправности и методы устранения

Регулировка карбюратора винтами не помогает избавиться от неполадок и делается один раз — в процессе настройки.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Поэтому при возникновении неисправности бездумно крутить винты нельзя, ситуация только ухудшится. Выясните истинную причину поломки, устраните её, а потом переходите к регулировке (при необходимости).

Прежде чем браться за ремонт карбюратора, убедитесь, что виновником проблемы не является система зажигания, бензонасос или слабая компрессия в цилиндрах мотора. Распространённое заблуждение: выстрелы из глушителя либо карбюратора нередко принимают за неполадку агрегата, хотя здесь налицо проблема с зажиганием — искра на свече образуется слишком поздно или рано.

Какие неисправности напрямую связаны с карбюратором:

У перечисленных неполадок бывает несколько причин, поэтому предлагается рассмотреть их по отдельности.

Затруднённый пуск двигателя

Если цилиндро-поршневая группа двигателя ВАЗ 2105 находится в рабочем состоянии, то в коллекторе создаётся достаточное разрежение для всасывания горючей смеси. Затруднить пуск могут следующие неисправности карбюратора:

  1. Когда мотор заводится и сразу глохнет «на холодную», проверьте состояние мембраны пускового устройства.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Она не приоткрывает воздушную заслонку и силовой агрегат «захлёбывается» от переизбытка топлива.

    Мембрана отвечает за автоматическое открытие воздушной заслонки

  2. При холодном запуске двигатель схватывает несколько раз и заводится только после нажатия педали газа — налицо недостаток топлива. Убедитесь, что при вытянутом подсосе воздушная заслонка полностью закрывается (возможно, соскочил трос привода), а в поплавковой камере есть бензин.
  3. «На горячую» двигатель заводится не сразу, несколько раз «чихает», в салоне ощущается запах бензина. Симптомы указывают на слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере.

Проверка горючего в поплавковой камере делается без разборки: снимите крышку воздушного фильтра и дерните за тягу дросселя первичной заслонки, имитируя педаль газа. При наличии бензина носик насоса — ускорителя, расположенный над первичным диффузором, должен брызнуть плотной струёй.

Верхняя часть снимается после откручивания 5 винтов крепления

Когда уровень бензина в камере карбюратора превышает допустимый, топливо может стекать в коллектор самопроизвольно.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Горячий мотор не заведётся — ему сначала нужно выбросить лишнее горючее из цилиндров в выхлопной тракт. Чтобы отрегулировать уровень, выполните такие действия:

  1. Снимите корпус воздушного фильтра и открутите 5 винтов крышки карбюратора.
  2. Отключите от штуцера бензопровод и снимите крышку, отсоединив телескопическую тягу.
  3. Вытрясите из элемента остатки горючего, переверните его поплавком кверху и проверьте работоспособность игольчатого клапана. Простейший способ — втянуть воздух из штуцера ртом, исправная «игла» не позволит этого сделать.
  4. Подгибанием латунного язычка настройте высоту поплавка над плоскостью крышки.

    Промежуток от поплавка до плоскости крышки выставляется по линейке или шаблону

При закрытом игольчатом клапане расстояние между поплавком и картонной прокладкой должна составлять 6,5 мм, а рабочий ход на оси — около 8 мм.

Видео: настройка уровня топлива в поплавковой камере

Пропал холостой ход

Если двигатель глохнет на холостых оборотах, ищите неисправность в таком порядке:

  1. Первейшее действие — вывернуть и продуть топливный жиклёр холостого хода, расположенный с правой стороны средней части карбюратора.

    Топливный жиклер СХХ стоит в средней части рядом с мембраной насоса — ускорителя

  2. Другая причина — засорился воздушный жиклёр СХХ. Он представляет собой калиброванную бронзовую втулку, запрессованную в канал среднего блока агрегата. Снимите крышку карбюратора, как описывалось выше, отыщите сверху на фланце отверстие со втулкой, прочистите его деревянной палочкой и продуйте.

    Воздушный жиклёр СХХ запрессован в корпус карбюратора

  3. Забился грязью канал холостого хода либо выходное отверстие. Чтобы не снимать и не разбирать карбюратор, купите аэрозольную очищающую жидкость в баллончике (например, фирмы ABRO), выкрутите топливный жиклёр и задуйте средство в отверстие через трубочку.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

    Использование аэрозольной жидкости упрощает очистку карбюратора

Если с помощью предыдущих рекомендаций устранить неполадку не удалось, попробуйте задуть аэрозольную жидкость в отверстие корпуса дроссельных заслонок. Для этого демонтируйте регулировочный блок количества смеси вместе с фланцем, открутив 2 винта М4. В открывшееся отверстие залейте моющее средство, сам винт количества не крутите! При отрицательном результате, что случается довольно редко, обращайтесь к мастеру — карбюраторщику либо полностью разбирайте агрегат, о чём будет сказано далее.

Винт количества вынимается вместе с посадочным фланцем

Виновником нестабильной работы мотора на холостых оборотах редко бывает карбюратор. В особо запущенных случаях возникает подсос воздуха в коллектор из-под «подошвы» агрегата, между секциями корпуса или сквозь образовавшуюся трещину. Чтобы обнаружить и устранить проблему, карбюратор необходимо разобрать.

Как избавиться от «провалов»

Виновником «провалов» при резком нажатии на педаль акселератора в подавляющем большинстве случаев является насос — ускоритель карбюратора.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Чтобы устранить эту неприятную неисправность, выполните следующие действия:

  1. Подложив ветошь под рычаг, нажимающий мембрану насоса, открутите 4 винта М4 и снимите фланец. Извлеките мембрану и проверьте её целостность, при необходимости замените на новую.

    При снятии крышки и мембраны проследите, чтобы не выпала пружина

  2. Демонтируйте верхнюю крышку карбюратора и открутите носик распылителя, удерживаемый специальным винтом. Хорошенько продуйте калиброванные отверстия в распылителе и винте. Допускается очистка носика мягкой проволокой диаметром 0,3 мм.

    Распылитель в виде носика выкручивается вместе с прижимным винтом

  3. Причиной слабой струи из распылителя может стать закисание шарикового клапана, встроенного в средний блок рядом с мембраной насоса. Тонкой отвёрткой выверните бронзовый винтик (находится сверху на площадке корпуса) и снимите фланец с мембраной. Заполните отверстие чистящей жидкостью и продуйте.

В старых сильно изношенных карбюраторах проблемы может создавать рычажок, чья рабочая поверхность значительно стёрлась и недожимает «пятак» диафрагмы.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Такой рычаг следует поменять или аккуратно расклепать истёртый конец.

Жиклёр переходной системы стоит напротив жиклёра СХХ, но с другой стороны корпуса

Мелкие рывки при нажатии акселератора «до упора» свидетельствуют о загрязнении каналов и жиклёров переходной системы. Поскольку её устройство идентично СХХ, устраняйте проблему по инструкции, представленной выше.

Видео: чистка шарикового клапана ускорительного насоса

Падение мощности мотора и вялый разгон

Есть 2 причины, по которым двигатель теряет мощность, — недостаток горючего и выход из строя большой мембраны, открывающей дроссель вторичной камеры. Последнюю поломку легко обнаружить: открутите 3 винта М4 крепления крышки вакуумного привода и доберитесь до резиновой диафрагмы. Если она потрескалась, установите новую деталь и соберите привод.

Чтобы проверить диафрагму вакуумного привода, достаточно выкрутить 3 винта на крышке

Во фланце вакуумного привода есть выход воздушного канала, уплотнённый маленьким резиновым кольцом.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится При разборке обратите внимание на состояние уплотнителя и при необходимости поменяйте его.

При исправном приводе вторичного дросселя ищите неполадку в другом месте:

  1. Ключом на 19 мм свинтите заглушку на крышке (находится около штуцера). Извлеките и прочистите фильтровальную сеточку.
  2. Снимите крышку агрегата и выкрутите все главные жиклёры — топливные и воздушные (не перепутайте их местами). С помощью пинцета извлеките из колодцев эмульсионные трубки и задуйте туда моющую жидкость.

    Эмульсионные трубки находятся в колодцах под главными воздушными жиклёрами

  3. Накрыв среднюю часть карбюратора ветошью, продуйте колодцы воздушных и топливных жиклёров.
  4. Сами жиклёры аккуратно прочистите деревянной палочкой (сгодится зубочистка) и продуйте сжатым воздухом. Соберите агрегат и проверьте поведение машины контрольным заездом.

Причиной недостатка топлива может быть низкий уровень бензина в поплавковой камере. Как его правильно отрегулировать, описывается выше в соответствующем разделе.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Проблемы повышенного расхода бензина

Подача в цилиндры слишком обогащённой смеси — одна из распространённых неполадок. Существует способ удостовериться, что виноват именно карбюратор: на холостых оборотах двигателя полностью закрутите винт качества, считая обороты. Если мотор не заглох, готовьтесь к ремонту — силовой агрегат вытягивает топливо из поплавковой камеры, минуя систему холостого хода.

Для начала попытайтесь обойтись малой кровью: снимите крышку, выкрутите все жиклёры и обильно обработайте доступные отверстия аэрозольным средством. Спустя несколько минут (точно указано на баллончике) продуйте все каналы компрессором, развивающим давление 6—8 Бар. Соберите карбюратор и сделайте контрольный заезд.

Переобогащенная смесь даёт о себе знать чёрной сажей на электродах свечей зажигания. Перед контрольным заездом почистите свечи, а по возвращении снова проверьте состояние электродов.

Чтобы хорошо прочистить каждую деталь, агрегат лучше разобрать полностью

Если местная промывка не дала результата, разберите карбюратор в таком порядке:

  1. Отсоедините патрубок бензопровода, тягу педали газа, тросик пускового устройства и 2 трубки — вентиляции картера и вакуума трамблёра.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

    Перед снятием карбюратора нужно отключить 2 привода и 3 патрубка

  2. Демонтируйте верхнюю крышку.
  3. Ключом 13 мм отверните 4 гайки крепления агрегата к фланцу коллектора.
  4. Снимите карбюратор со шпилек и открутите 2 винта М6, удерживающие нижнюю часть. Отделите её, отключив тяги вакуумного привода и пускового устройства.

    Между нижней и средней частью карбюратора стоят 2 картонные прокладки, которые нужно заменить

  5. Демонтируйте «тарелку» вакуумного привода, открутив 2 винта М5. Выверните винты качества и количества, все жиклёры и носик распылителя.

Дальнейшая задача — хорошенько вымыть все каналы, стенки камер и диффузоры. Направляя трубку баллончика в отверстия каналов, убедитесь, что пена выходит с другого конца. Эту же операцию проделайте сжатым воздухом.

После продувки поверните нижнюю часть на свет и убедитесь, что между дроссельными заслонками и стенками камер нет зазоров. Если таковые обнаружены, заслонки или нижний блок в сборе придётся менять, поскольку через щели двигатель бесконтрольно затягивает топливо.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Операцию по замене дросселей доверьте специалисту.

Между закрытыми заслонками и стенками камеры не должно быть просветов

Выполняя полную разборку карбюратора ДААЗ 2105, рекомендуется проделать весь комплекс операций, перечисленных в предыдущем разделе: прочистить жиклёры, проверить и поменять мембраны, отрегулировать уровень горючего в поплавковой камере и так далее. Иначе вы рискуете оказаться в ситуации, когда одна поломка без конца сменяет другую.

Как правило, нижняя плоскость среднего блока выгнута дугой от нагрева. Фланец нужно притереть на большом шлифовальном круге, предварительно выдернув бронзовые втулки. Остальные плоскости шлифовать не следует. При сборке используйте только новые картонные прокладки. Установите карбюратор на место и переходите к настройке.

Видео: полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»

Указания по регулировке

Для настройки очищенного и работоспособного карбюратора следует подготовить такой инструмент:

  • короткие плоские отвёртки с узким и широким шлицем;
  • ключ рожковый размером 10 мм;
  • то же, размером 8 мм;
  • узкие пассатижи.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится

Первичная регулировка заключается в подгонке троса пускового механизма и тяги педали газа. Последняя регулируется просто: пластиковый наконечник выставляется напротив шарнира на оси карбюратора путём закручивания по резьбе. Фиксация производится гайкой под размер ключа 10 мм.

Кожух тросика крепится при полностью открытой воздушной заслонке

Тросик подсоса настраивается так:

  1. Рычажок в салоне задвиньте до упора, воздушную заслонку поставьте в вертикальное положение.
  2. Проденьте трос в проушину крышки, конец вставьте в отверстие фиксатора.
  3. Удерживая пассатижами «бочонок», затяните болт ключом.
  4. Двигая рычаг подсоса, удостоверьтесь, что заслонка полностью открывается и закрывается.

Следующий шаг — проверка открывания дросселя вторичной камеры. Хода мембраны и тяги должно хватать, чтобы заслонка открывалась на 90°, в противном случае открутите гайку на тяге и подкорректируйте её длину.

Чтобы укоротить или удлинить тягу привода, надо ослабить фиксирующую гайку

Важно чётко выставить опорные винты дроссельных заслонок — они должны подпирать рычаги в закрытом состоянии.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Цель — избежать трения края заслонки о стенку камеры. Регулировать холостой ход с помощью опорного винта недопустимо.

Головки опорных винтов фиксируются на заводе с помощью специальной краски

Ускорительный насос в дополнительной настройке не нуждается. Отследите, чтобы колесико рычага прилегало к вращающемуся сектору, а конец — к «пятке» мембраны. Если хотите улучшить разгонную динамику, замените штатный распылитель с маркировкой «40» на увеличенный размером «50».

Регулировка холостого хода производится в следующем порядке:

  1. Винт качества выверните на 3—3,5 оборота, количества — на 6—7 оборотов. Используя пусковое устройство, заведите двигатель. Если обороты коленчатого вала будут слишком высокими, уменьшите их винтом количества.
  2. Дайте мотору прогреться, уберите подсос и настройте количественным винтом обороты коленвала 900 об/мин, ориентируясь по тахометру.
  3. Спустя 5 минут заглушите двигатель и проверьте состояние электродов свечей зажигания.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Если сажа отсутствует, регулировка окончена.
  4. При появлении на свече чёрного налёта почистите электроды, запустите мотор и закрутите винт качества на 0,5—1 оборот. Показания тахометра выведите на 900 об/мин вторым винтом. Дайте двигателю поработать и вновь проверьте свечи.

    Регулировочные винты управляют подачей топливной смеси на холостом ходу

Лучший способ настроить карбюратор ДААЗ 2105 — подключить к выхлопной трубе газоанализатор, измеряющий уровень СО. Чтобы выйти на оптимальный расход бензина, нужно добиться показаний 0,7—1,2 на холостом ходу и 0,8—2 при 2000 об/мин. Помните, регулировочные винты не влияют на потребление бензина при высоких оборотах коленвала. Если показания газоанализатора превышают 2 единицы по СО, то следует уменьшать размер топливного жиклёра первичной камеры.

Карбюраторы «Озон» модели ДААЗ 2105 считаются относительно простыми в ремонте и регулировке. Главная проблема — приличный возраст указанных агрегатов, выпускаемых со времён СССР.Как выглядит карбюратор: назначение, типы, как работает, из чего состоит, как выглядит, где находится Некоторые экземпляры выработали положенный ресурс, о чём свидетельствует большой люфт в осях дроссельных заслонок. Сильно изношенные карбюраторы не поддаются настройке, поэтому их приходится менять целиком.

  • Автор: Сергей Сергеев