принцип работы, неисправности и ремонт

Система охлаждения двигателя автомобиля фактически состоит из двух объединенных решений – жидкостная система охлаждения закрытого типа и воздушное охлаждение (вентилятор охлаждения двигателя). В комплексе эти две системы позволяют поддерживать рабочую температуру ДВС строго в заданных рамках.
При этом жидкостная система является основной, тогда как воздушное охлаждение необходимо для того, чтобы избежать критического нагрева силовой установки. Что касается жидкостной системы, кроме радиатора и патрубков необходимо отдельно выделить расширительный бачок и, в особенности, его крышку.
Отметим, что многие проблемы возникают именно по причине того, что крышка бачка выходит из строя (например, крышка расширительного бачка течет, кипит антифриз в бачке и т.д.). При этом далеко не все владельцы знают, что данная крышка выполняет ряд важных функций и задач. Давайте разбираться.
Читайте в этой статье
Назначение крышки бачка системы охлаждения
Итак, многие автолюбители полагают, что данная крышка просто закрывает бачок, чтобы ТОСОЛ или антифриз не выливался наружу. На самом деле это вовсе не так. Данная крышка является не просто пробкой, а отдельным устройством.
Крышка расширительного бачка — это элемент, который имеет в своей конструкции клапаны высокого и низкого давления. Так вот, крышка бачка фактически регулирует давление в закрытой системе. Как известно, при нагреве антифриз расширяется, растет давление.
Более того, если на старых авто антифриз не нагревался больше 95 градусов, на новых ДВС температура термостатирования составляет уже 100 или даже 110 градусов и более. При таком нагреве охлаждающая жидкость расширяется на четверть, то есть давление в системе значительно увеличивается.
В норме, давление на «горячую» не должно быть выше 1.5 бара. Повышение давления несет серьезные риски. Естественно, его надо «стравить», иначе начнет попросту выдавливать ОЖ или разорвет патрубки, радиатор и т.д. Именно для этого в крышке стоит клапан для сброса давления.
Если просто, крышка расширительного бачка отвечает за сброс давления с повышенного до определенной нормы (например, с 1.5 до 1.1 атмосферы). Это позволяет защитить систему от повреждений и утечки ОЖ, а также сам двигатель от перегрева.
- Идем далее. С высоким давлением разобрались. Однако это еще не все. Дело в том, что понижение давления также опасно для системы. Если просто, после того, как двигатель автомобиля заглушен после поездки, антифриз охлаждается, объем его уменьшается по мере остывания.
В процессе понижения температуры и уменьшения в объеме давление также снижается. Так вот, с учетом того, что система охлаждения закрыта и не сообщается с атмосферой, начинает образовываться вакуум. В этом случае патрубки сжимаются вовнутрь. Это также приведет к поломкам, если давление не выровнять до атмосферного.
Чтобы выровнять давление, крышка расширительного бачка имеет второй клапан (клапан понижения давления). В момент, когда образуется вакуум, клапан открывается, в систему проникает воздух и давление выравнивается.
Получается, клапан в крышке расширительного бачка сбрасывает высокое давление при нагреве, а также выравнивает давление при остывании ОЖ. Это позволяет сохранить все элементы системы в целостности, избежать разрыва радиатора, патрубков, образования трещин и т.д.
Устройство крышки бачка расширительного

Начнем с того, что крышка должна быть плотно закреплена на бачке. Для этого горловина бачка и крышка имеют резьбу. Однако важно понимать, что давление в системе она не держит. Получается, фактически крышка выступает основой для клапана высокого, а также низкого давления. Именно они отвечают за то, чтобы давление поддерживалось в допустимых пределах.
Также отметим, что если внимательно рассмотреть крышку с внутренней стороны, можно заметить сам клапаны и специальные прокладки из резины в местах их установки. Эти прокладки выполняют функцию сальников.
Обратите внимание, на многих иномарках крышка имеет только один клапан, а не два. Так вот, этот клапан может работать в две стороны, сбрасывая излишки давления и пропуская воздух снаружи.
В то же время крышка расширительного бачка ВАЗ имеет два клапана. Эти клапаны называют: предохранительный (сброс давления) и вакуумный клапан для выравнивания давления в случае его понижения. При этом оба клапана закрыты тогда, когда давление в системе в норме.
Отметим, что если с системой охлаждения начались проблемы, следует в рамках диагностики в обязательном порядке проверять работоспособность клапанов в крышке. Также на выход клапанов из строя укажут определенные признаки, которые должен знать каждый автовладелец.
Неисправности крышки расширительного бачка: признаки и проверка

Как показывает практика, обычно первым из строя выходит клапан высокого давления. На деле ТОСОЛ или антифриз выбрасывается через клапан даже тогда, когда давление в норме. Еще бывает так, что клапан не сбрасывает давление, крышку срывает, ОЖ течет в области стыков и соединений и т.д.
В отдельных случаях выброс антифриза слишком сильный, в этом случае в подкапотном пространстве видны потеки охлаждающей жидкости, может пойти пар при прогреве ДВС и т.д. Если это происходит тогда, когда по приборам температура мотора в норме, обычно это указывает на проблемы с крышкой.
Если же из строя выходит вакуумный клапан, тогда основными признаками будет завоздушивание системы охлаждения, перегрев мотора, холодный воздух из печки при прогретом моторе и т.п.Еще бывает, что повреждаются патрубки, срывает хомуты. В отдельных случаях можно заметить, что треснул сам расширительный бачок системы охлаждения. В худшем случае могут возникнуть повреждения основного радиатора, радиатора печки и т.д.
- Чтобы определить причину, система нуждается в диагностике. В свою очередь, проверить крышку можно, однако это не так просто. Необходимо создавать как повышенное, так и пониженное давление. Обычно для этого нужен расширительный бачок, в который можно подать воздух под давлением из компрессора. Давление определяется по манометру.
Само собой, отдельный бачок есть не у всех, а снимать бачок с машины проблематично. По этой причине лучше сначала осмотреть крышку визуально. Не допускается наличие трещин, повреждение прокладок в области клапанов и другие дефекты. Также неисправным может быть и сам клапан в крышке.
Чтобы проверить на месте, нужно выполнить следующие действия:
- Заведите мотор, прогрейте ДВС, после выхода на рабочие температуры аккуратно следует открутить крышку бачка. Если будет слышен характерный звук вырывающегося воздуха при откручивании, значит, крышка держит давление. Это указывает на то, что клапан сброса не «просел».
- Далее нужно дать мотору остыть. После остывания осматриваются толстые резиновые патрубки системы охлаждения. Если они «сжаты» и стянуты, высока вероятность того, что вакуумный клапан не работает.
- Также можно открутить крышку бачка, сдавить один толстый шланг и удерживать его, одновременно закручивая пробку. Если шланг начнет принимать свою форму, тогда это укажет на то, что вакуумный клапан в норме.
Недостаток последнего способа заключается в том, что на многих современных авто доступ к патрубкам и шлангам сильно затруднен и такую проверку произвести не удается.
Кстати, если при откручивании крышка сломалась, это часто говорит о том, что в системе вакуум. Более того, клапан может выпасть из крышки и упасть в расширительный бачок. В этом случае нужно извлечь из бачка все остатки, а саму крышку заменить.
Напоследок отметим, что на деле регулярная замена крышки расширительного бачка системы охлаждения позволяет избежать указанных выше проблем. Специалисты рекомендуют менять эту крышку каждые 2-3 года, так как клапаны обычно срабатываются именно к этому времени.
При этом лучше приобретать более дорогой оригинал, а не дешевые аналоги. Например, фирменные крышки VAG или GM служат дольше и лучше, плотно садятся по резьбе, ставятся без перекосов и т.п. по сравнению со многими аналогами.
Подведем итоги
Как видно, крышка расширительного бачка автомобиля является важным элементом в устройстве системы охлаждения. С учетом того, что в ней установлены специальные клапаны, давление в системе охлаждения будет напрямую зависеть от их исправной и качественной работы.
Также в процессе эксплуатации автомобиля важно своевременно отмечать характерные признаки, указывающие на то, что крышка расширительного бачка вышла из строя. В подобной ситуации специалисты рекомендуют сразу менять крышку, так как диагностика клапанов бывает затруднена.
krutimotor.ru
Как починить и настроить крышку расширительного бачка
В материале, посвященном крышке расширительного бачка, мы рассказывали, почему исправность этой, казалось бы, небольшой детали так важна для правильного теплового режима двигателя, и почему она оказывает прямое влияние на ресурс многих элементов системы охлаждения. Но порой автовладельцы сталкиваются с другой неожиданной проблемой: они не могут найти качественную новую крышку на замену неисправной. Для некоторых рукастых водителей лучшим решением в этом случае становится самостоятельная переборка нужной крышки с применением качественных деталей. Как самому собрать гарантированно качественную крышку – рассказываем сегодня.
На самом деле, для владельцев отечественных автомобилей, а зачастую и бюджетных иномарок – сложность выбора при покупке новой крышки – это реально существующая проблема. Ведь определить правильность настроек клапанов визуально невозможно, а описанный нами в предыдущей статье способ визуального наблюдения за бачком и шлангами системы охлаждения не идеально точен. Для более тонкого и однозначного «диагноза» нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице. Но это – опять же, из области красивой, но почти бесполезной в обычной жизни теории, а мы переходим к практике.
Ремонтировать нельзя выбросить
Крышка расширительного бачка считается неразборной и неремонтопригодной – по крайней мере, заводская деталь практически любой современной машины относится к разряду «одноразовых» изделий.
Однако многие автовладельцы Лад, столкнувшись на практике с этой проблемой и поменяв не одну деталь без особого успеха, не от хорошей жизни задумываются о том, чтобы заменить крышку своей Самары (Гранты, Калины и т.д.) на более качественную от иномарки. Тем более, что некоторые «фольксвагеновские» крышки «как родные» подходят по диаметру и имеют ту же конструкцию с парой клапанов внутри.

Однако просто так накрутить импортное изделие не получится из-за отличающегося шага резьбы. Затянуть крышку «как есть» силой тоже не выйдет – и резьба будет повреждена, и герметичности добиться не удастся.
Но и это не останавливает рукастых автомобилистов от несложной рационализации – имплантации клапанов от «чужой» крышки в корпус нужной детали с последующей их настройкой «по мануалу». С одной стороны, «домашнее» вмешательство в штатную конструкцию – это не очень хорошо, но…у многих умельцев модернизированная крышка на практике работает как надо — в отличие от тех, которые встречаются в продаже в автомагазинах. Не в последнюю очередь здесь играет роль «прямота рук» и опыт того, кто будет выполнять подобную доработку.
Обычно для того, чтобы установить другие внутренности в штатную крышку, их аккуратно извлекают.




«Чужой» блок клапанов со снятой крышкой и в собранном виде
Как правило, для этого «донорскую» крышку распиливают, не допуская повреждения клапанов и уплотнения.


Главное при подобной «хирургии» – не повредить сами клапаны!
Затем крышку собирают с новыми внутренностями и проверяют, поскольку они настроены на иное избыточное давление, и выпускной клапан будет открываться при 1,3-1,5 кгс/см2, что для вазовских двигателей откровенно много. Для проверки созданного «гибрида» придётся в домашних условиях изготовить простейший стенд, состоящий из герметично соединенного расширительного бачка и насоса с манометром. Он позволит проверить только клапан, отвечающий за избыточное давление, но этого будет вполне достаточно.




Накрутив пробку на резьбу, можно не только измерить давление, но и путём дальнейших несложных манипуляций с пружинками добиться срабатывания клапана на нужном давлении – 1,1 атмосферы. Интересно, что некоторые владельцы при подобном «тюнинге» во избежание проблем с бачками и патрубками даже немного занижают порог открытия клапана (до 0,9-1,0 атм).


И если переделка крышки доступна далеко не всем «гуманитариям», то сделать стенд и проверить на нём подозрительное (или просто только что приобретённое) изделие мы смело советуем!


Еще один вид «приспособления-стенда» для проверки крышек – без расширительного бачка, но со специально изготовленным резьбовым соединением и обратным клапаном
Правда, при этом нужно помнить о том, что манометр обычного ножного или ручного насоса не является прецизионно точным прибором. Однако его погрешность вполне позволяет оценить, когда именно срабатывает выпускной клапан. А это – уже полдела.

Опрос
Ваше отношение к такой переделке?
Всего голосов:
www.kolesa.ru
Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка
Роль системы охлаждения мотора переоценить трудно. При этом считается, что самыми важными частями этой системы являются помпа и радиатор. Но так ли это на самом деле? К примеру, какие тайны скрывает обычная маленькая крышечка на горловине расширительного бачка?
Содержание статьи
Что такое крышка расширительного бачка
Говоря по правде, мало кто из водителей придаёт большое внимание такой части своей машины, как крышка на расширительном бачке. 90% владельцев авто считает, что крышка выполняет роль запирающего устройства, то есть просто препятствует респлёскиванию охлаждающей жидкости во время движения. Однако это мнение дилетантов.
Крышка бачка действительно является запорным устройством, но это не единственная её функция. Внутри крышки располагаются два клапана, которые стабилизируют показатели давления в системе охлаждения и берегут двигатель от воздействия высоких температур.

Устройство и функции
Итак, крышка в своём составе содержит следующие элементы:
корпус, выполненный из твёрдых сплавов пластика;
прорезиненую прокладку, выполняющую роль уплотнителя;
два клапана, один из которых понижает высокое давление в системе, а другой — поднимает, если это необходимо.

По сути, крышка расширительного бачка представляет собой датчик регулировки давления. Ведь при прогревании мотора повышается и температура охлаждающей жидкости, в связи с чем её объём увеличивается. Чем больше прогревается антифриз или тосол, тем выше давление в системе охлаждения. При пиковых температурах количество охлаждающей жидкости может увеличиться засчёт расширения на 20%. Разумеется, при таких нагрузках может разорваться как сам бачок, так и подходящие к нему патрубки. Чтобы этого не произошло, в крышку бачка встраивается предохранительный клапан, который понемногу стравливает лишнее давление.
Второй клапан носит название вакуумного, так как его основная задача — повышать давление в системе. Он работает преимущественно в зимнее время года, когда автомобиль паркуется на ночь на открытых площадках. За время стоянки охлаждающая жидкость быстро остывает и начинает уменьшаться в объёме. Соответственно, и давление в системе быстро падает. Когда водитель запускает мотор, антифриз не может качественно его охлаждать. Чтобы стабилизировать давление охлаждающей жидкости, в крышку бачка устанавливается вакуумный клапанный механизм.

То есть крышка расширительного бачка на автомобилях работает «в обе стороны» — она может как понижать, так и повышать давление. Несмотря на свою кажущуюся простоту, крышка выполняет работу первостепенной важности и, можно сказать, бережёт шланги и радиатор от повреждений.
Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости
Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.
Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.
Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Как проверить работоспособность клапанов
Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:
На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.
Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.
Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.
Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.
В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.
Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.
Симптомы неисправности
Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.
Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.
Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками
Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:
Выкрутить крышку из горловины бачка.
Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.
Далее снять пружину.
Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.
После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.
Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.
Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

Каковы последствия неисправности крышки
Как уже было сказано выше, крышка на бачке расширения призвана стабилизировать давление охлаждающей жидкости в системе. Соответственно, если не будет работать клапанный механизм, стравливание излишков давления происходить не будет — это грозит разрывом как шлангов, так и радиатора. В редких случаях из-за высокого давления тосола трещину даёт сам бачок.
Низкое давление в системе опасно тем, что образуются воздушные пробки. Из-за них мотор не охлаждается в нужной мере и может закипеть.
Поэтому состояние крышки расширительного бачка нужно периодически проверять. Практика вождения показывает, что смена крышки раз в два или три года полностью исключает возникновение проблем с клапанами.

Водителю любого автомобиля необходимо знать о назначении и функциях такого маленького элемента системы охлаждения, как крышечка расширительного бачка. Шутки с охлаждением двигателя никогда не заканчиваются хорошо, поэтому лучше раз в два года покупать новую крышку, чем проводить установку радиатора или новых патрубков из-за разрывов.
Копирайтер, рукодельница, путешественник (4 голоса, среднее: 2.5 из 5)
auto-gl.ru
Проверка клапанов крышки расширительного бачка — DRIVE2
Крышка расширительного бачка и как она работает
Абсолютно очевидно, что чем сильнее нагревается двигатель, тем сильнее греется охлаждающая жидкость. Учитывая, что вся система охлаждения герметичная, то возникает очень сильное давление, получается общее расширение всей системы, но до определенного допустимого предела. Т.к.
весь воздух под сильным давлением выдавливается вверх в расширительный бачок, сильное давление сжатого воздуха в определенный момент открывает в расширительном бачке выпускной клапан и воздух покидает систему.
Теперь, когда система и жидкость остывают, происходит такой же процесс, только с забором воздуха в обратную сторону. Из-за резкого понижения давления может произойти декомпенсация, а чтобы давление в бачке не стало ниже стандартного атмосферного, автоматически в расширительном бачке открывается впускной клапан и количество поступившего воздуха уравновешивает давление. Иногда незнающие водители не обращают внимания на эту крышечку, она стоит не тронутая, закипает, закисает солями и покрывается коррозией, вследствие чего и клапан и система перестают нормально работать.Проблемы из-за неправильно работающего клапана в расширительном бачке
Из-за выше описанных невнимательных действий клапан покрывается коррозией и попросту рассыпается, в этом случае система охлаждения стоит разгерметизированная. Воздух при нагревании жидкости и при остывании свободно гуляет по системе, и, конечно же, при этом образуются воздушные пробки. Любая, даже не значительная воздушная пробка способствует перегреву двигателя, кроме того, система полностью теряет герметизацию. Помимо сказанного, мелкие детали системы отопления и охлаждения выходят из строя, итог — неработающая печка среди зимы.
Даже если расширительный клапан не сломан, но при этом засорен, то проблема происходит та же.Ведь давление скапливается и ему некуда выйти, в итоге давление находит себе выход через поломку какой-нибудь детали, и снова получается разгерметизация отопительной системы. Иногда сильным давлением может сорвать патрубки, охладительная жидкость выливается и двигатель попросту может закипеть. В ином случае может потечь радиатор, это полбеды в сравнении с закипевшим двигателем. Так или иначе, из-за таких перегревов ломаются термостаты и помпы, патрубки также из-за сильной температуры теряют свою гибкость и крепость, да и прочие части приходится менять.
Чтобы убедиться в нормальном состоянии клапана, его нужно проверить, провести визуальный осмотр на наличие ржавчины, накипи или грязи, которая часто образуется от масла и пыли. Нажмите на клапан пальцем, он должен нормально работать, для пущей убедительности поднесите крышку к уху и нажмите на клапан, должен быть слышен звук. При надавливании на крышку будет воздух выходить и издавать свист, а при отпускании крышеч
www.drive2.com
И всего лишь какая-то пробка расширительного бачка… — DRIVE2
Как много интересных статей написано о термостатах, помпах, радиаторах… А вот расширительный бачок удосужился внимания лишь вскользь. А ведь когда вы отчаянно боритесь с воздушными пробками зимой, чтобы заставить работать печку в машине, или удивляетесь, почему вдруг стрелка на датчике температуры двигателя отчаянно приближается к красной границе или не доходит до рабочей, задумываетесь ли вы над тем, почему так происходит, и что является причиной… Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие беды скрываются в расширительном бачке, и как их избежать.

Что представляет из себя расширительный бачок
Расширительный бачок с закрытой крышкой Это такой себе пластиковый контейнер с резиновыми шлангами, с датчиком уровня охлаждающей жидкости или без него, а также пропускным клапаном давления, встроенным в пластиковую крышку. Вот с этой самой незначительной на первый взгляд деталью, как крышка с клапаном, мы и будем разбираться.
Зачем она вообще такая нужна? А дело всё в охлаждающей жидкости (ОЖ). Рабочая температура двигателей отечественных производителей, как правило, равна 90-95 С, и чтобы ОЖ не закипала, циркулируя в системе, температура её кипения должна быть значительно выше, примерно 130 С. Поэтому создаются ОЖ изначально с повышенной температурой закипания.
Также очень важным фактором является поддержание повышенного давления в охлаждающей системе двигателя (ОСД), большего чем атмосферное, так как давление является необходимым условием увеличения температуры кипения.
Рабочее давление в ОСД отечественных автомобилей составляет, как правило, 1,0 кгс/см2, а импортных автомобилей – порядка 1,5 кгс/см2. Так как КПД и рабочая температура двигателей импортных авто выше и приравнивается примерно 100-105 С, то и давление в системе должно быть большее.
«А какое собственно отношение к давлению имеет какая-то крышка в расширительном бачке?» – спросите вы. Самое пр
www.drive2.com
Крышка расширительного бачка и как она работает — DRIVE2
Крышка расширительного бачка и как она работает
Абсолютно очевидно, что чем сильнее нагревается двигатель, тем сильнее греется охлаждающая жидкость. Учитывая, что вся система охлаждения герметичная, то возникает очень сильное давление, получается общее расширение всей системы, но до определенного допустимого предела. Т.к.
весь воздух под сильным давлением выдавливается вверх в расширительный бачок, сильное давление сжатого воздуха в определенный момент открывает в расширительном бачке выпускной клапан и воздух покидает систему.
Теперь, когда система и жидкость остывают, происходит такой же процесс, только с забором воздуха в обратную сторону. Из-за резкого понижения давления может произойти декомпенсация, а чтобы давление в бачке не стало ниже стандартного атмосферного, автоматически в расширительном бачке открывается впускной клапан и количество поступившего воздуха уравновешивает давление. Иногда незнающие водители не обращают внимания на эту крышечку, она стоит не тронутая, закипает, закисает солями и покрывается коррозией, вследствие чего и клапан и система перестают нормально работать.Проблемы из-за неправильно работающего клапана в расширительном бачке
Из-за выше описанных невнимательных действий клапан покрывается коррозией и попросту рассыпается, в этом случае система охлаждения стоит разгерметизированная. Воздух при нагревании жидкости и при остывании свободно гуляет по системе, и, конечно же, при этом образуются воздушные пробки. Любая, даже не значительная воздушная пробка способствует перегреву двигателя, кроме того, система полностью теряет герметизацию. Помимо сказанного, мелкие детали системы отопления и охлаждения выходят из строя, итог — неработающая печка среди зимы.
Даже если расширительный клапан не сломан, но при этом засорен, то проблема происходит та же.Ведь давление скапливается и ему некуда выйти, в итоге давление находит себе выход через поломку какой-нибудь детали, и снова получается разгерметизация отопительной системы. Иногда сильным давлением может сорвать патрубки, охладительная жидкость выливается и двигатель попросту может закипеть. В ином случае может потечь радиатор, это полбеды в сравнении с закипевшим двигателем. Так или иначе, из-за таких перегревов ломаются термостаты и помпы, патрубки также из-за сильной температуры теряют свою гибкость и крепость, да и прочие части приходится менять.
Чтобы убедиться в нормальном состоянии клапана, его нужно проверить, провести визуальный осмотр на наличие ржавчины, накипи или грязи, которая часто образуется от масла и пыли. Нажмите на клапан пальцем, он должен нормально работать, для пущей убедительности поднесите крышку к уху и нажмите на клапан, должен быть слышен звук. При надавливании на крышку будет воздух выходить и издавать свист, а при отпускании крышечку звук будет засасывающий, шипящий.
Отсюда вывод — не нужно пренебрегать малыми деталями в автомобиле, а в случае поломок кидаться на замену целых узлов, которые к тому же немало стоят.В случае с системой охлаждения стоит внимательно относиться ко всем частям, особенно вот к такой маленькой крышечке расширительного бачка.
Пров
www.drive2.ru
Как проверить крышку расширительного бачка
В автомобиле важны многие детали, даже те, что на первый взгляд кажутся обычными, например, крышка от расширительного бачка. Под ней располагается емкость с антифризом, соединенная трубопроводом с общей системой охлаждения двигателя. Для долива охлаждающей жидкости потребуется открутить верхнюю часть и наполнить до нужного уровня емкость.
Если случаются проблемы с такими невзрачными компонентами, то негативные последствия могут отразиться на работоспособности двигателя. Чтобы этого не допустить, нужно знать, как проверить крышку расширительного бачка.
Основные задачи
Одним из побочных последствий работы ДВС является образование тепла блоком цилиндров. С таким естественным процессом автомобильные конструкторы ведут борьбу всевозможными методами. Одним из них является применение жидкостной системы охлаждения, которая за счет циркуляции антифриза по встроенным в блок каналам, отводит часть тепла в атмосферу.
Параллельно у рабочей жидкости повышается температура и давление, что выражается в ее расширении. В такой ситуации, чем больше нагревается двигатель, тем выше поднимается давление в замкнутой системе охлаждения. Инженеры предусмотрели методы защиты трубопроводов, полостей и расширительного бачка от внутреннего избыточного напряжения.
Чтобы понять, для чего нужна крышка расширительного бачка, необходимо знать, что в нее встроен клапан для сброса избыточного давления.
Принцип работы крышки расширительного бачка
Разные марки автомобилей рассчитаны на работу с разогретым тосолом, который может быть доведен до высоких температур. Предельными значениями могут быть параметры 95–100С, а также конструкторы допускают в иных авто повышение до 120–130С. Во втором случае происходит расширение жидкости на 20–25%, что порождает увеличение давления.
Рабочими считаются значения в пределах 1,1–1,5 бар. Превышать подобные показатели не рекомендуется, так как это влечет нежелательные последствия. При понижении давления также существуют риски, ведь формирование вакуума внутри способствует сжатию трубопроводов, шлангов, соединительных патрубков и пр.
Как все устроено
Основной задачей герметизирующего приспособления на расширительном баке является выдерживание определенного давления для системы. В таком случае резьбовое соединение обязано обеспечивать высокую плотность прилегания поверхностей после навинчивания.
Устройство крышки расширительного бачка предполагает наличие встроенного клапана, обеспечивающего баланс напряжений. В зависимости от текущей ситуации выполняется одна из задач:
- происходит процесс стравливания избыточного объема в атмосферу;
- выполняется нагнетание объема, чтобы избавиться от вакуума внутри;
- клапан находится в закрытом положении, без взаимодействия с окружающим пространством.
Необходимо учитывать, что в старых отечественных автомобилях нагнетанием и сбрасыванием давления занимаются два независимых клапана. В современных машинах для обеих операций обходятся одним клапаном.
Потеря работоспособности
Определяют неисправность крышки расширительного бачка по косвенным признакам. Если стали проявляться сложности в ее работе, то не стоит затягивать с заменой, так как это может обернуться проблемами с двигателем.
Одним из частых факторов является возникновение дыма из подкапотного пространства во время езды. Этому способствует то, что охлаждающая жидкость попадает на раскаленный впускной коллектор. При этом температура ДВС окажется близкой к норме, а вся проблема скрывается в неисправности клапана, используемого для стравливания избыточного давления. Он открывается раньше положенного срока и, таким образом, выплескивает антифриз наружу.
Важно проконтролировать состояние крышки, когда имеется явный перегрев мотора, но от печки в салоне на самом жарком режиме идет лишь холодный воздух. Подобные условия демонстрируют поломку системы низкого давления. Если ее не устранять, то возникает риск образования большого количества воздушных пробок, стимулирующих перегрев блока цилиндров.
К симптомам неисправности принято относить такие события:
- срывание фиксирующих хомутов;
- разрывание трубок;
- выдувание бачка с антифризом или иных элементов;
- деформация изнутри радиатора.
Водителю нужно обращать внимание на соединения системы охлаждения. Возникающие подтеки тосола на них подсказывают о периодическом критичном повышении давления в системе. Необходимо задуматься о замене.
Способы проверки
Перед тем как проверить пробку расширительного бачка, необходимо знать, что в автосервисах для такой операции применяются специальные нагнетающие насосы. Они настроены таким образом, чтобы доводить проверку до критических значений сработки. Тогда будет видно, произошло ли открытие или закрытие в нужный момент.
Самостоятельное тестирование не всегда дает объективные показания. Однако при его проведении удается в большинстве случаев выявить потерю работоспособности узла.
Контроль эксплуатационных характеристик осуществляется следующим образом:
- На остывшем двигателе снимаем крышку и осматриваем для выявления сколов, трещин или пробоин. Все уплотнения должны быть пластичными и обеспечивать герметичность. Не должно быть механических повреждений.
- Даже если выявлены какие-то незначительные повреждения, то возвращаем все на свои места, плотно закручиваем и заводим мотор.
- Ожидаем, когда прогреется ДВС в течение нескольких минут и осторожно начинаем выкручивать крышку по резьбе. В том случае, когда послышится небольшой хлопок, аналогичный звуку открытия бутылки с напитком, нужно знать, что происходит сдерживание давления в системе.
- Внимательно проводим осмотр толстых гибких шланг системы охлаждения. Если замечено вдавливание их вовнутрь, то это признак того, что клапан стимулирует образование нежелательного вакуума внутри полостей.
Иногда проводят тест на проверку устранения минимального давления. Для этого вывинчиваем, снимаем крышку и сжимаем один из гибких толстых шлангов. Далее завинчиваем все на место и лишь после этого отпускаем шланг. При работоспособных клапанах шланг вернется в нормальное состояние, а в противном случае, останется сжатым.
Иногда после раскручивания клапан остается внутри бачка. Такая ситуация не является нормой, поэтому необходимо искать изделию работоспособную замену.
Интересное по теме:
загрузка…
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktonaavto.ru