Регулировка клапанов двигателя — автошкола Реал в Павловском Посаде
В двигателе что-то застучало, мощность падает. Скорее в авто сервис? Подождите, в данной статье перечислим признаки плохой регулировки зазоров и расскажем как регулировать клапана двигателя своими руками.
Для чего нужна регулировка клапанов?
У автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они так и называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или клапанным.
После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном двигателе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.
Если клапаны неправильно отрегулированы — это может привести к снижению эффективности работы двигателя и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать и услышите металлический стук.
Каждые 20-30 тыс.км нужно проверять и при необходимости регулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Мы же приведем некоторые тепловые зазоры для отечественных автомобилей ВАЗ. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ!
Регулировка зазоров клапанов двигателя
Для того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом, определенной толщины, регулировка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, ‘десяток’, — головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.
Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.
Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки проверьте снова зазор. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходит в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте зазор точнее.
Затем, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку ‘кривого стартера’ (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал и за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.
Регулировка клапанов на двигателях ВАЗ
Проверка зазора между рычагами и кулачками распредвала: 1 — щуп, 2 — регулировочный болт, 3 — контргайка регулировочного болта.
В двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).
Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит в зазор с легким защемлением.
На автомобилях (а точнее в их двигателях) ВАЗ-2109, -09, -10 и т.д. тепловые зазоры регулируют с помощью регулировочных шайб. Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм.
После того, как отрегулировали зазоры в клапанном механизме, запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. При регулировке важно, чтобы клапаны были правильно притерты. Клапаны не должны быть разбиты на концах и зазор во втулках не должен превышать нормальный.
Как отрегулировать зазор в клапанах Ваз-2107 и не навредить мотору
Что такое тепловые зазоры клапанов?
Как отрегулировать клапана?
Заключительная часть
Если мотор изношен
Ответить на вопрос “как отрегулировать клапана на Ваз-2107” готовы тысячи инструкций, эту работу выполняют все автосервисы, но многие из них не учитывают те факторы, о которых написано в этой статье, а в результате работы клапана стучат еще громче. О том как выполнить регулировку и не сделать хуже, а также о малоизвестных «подводных камнях» клапанного механизма ВАЗ 2107 в этой статье и приложенном материале.
Что такое тепловые зазоры клапанов?
Из курсов физике нам известно, что при высокой температуре тела способны расширяться, а при низкой сжиматься. То же самое происходит с деталями двигателя, когда он остывает или находится в работе.
Если внимательно изучить характер работы клапанного механизма, то можно заметить, что распредвал имеет кулачки, которые в определенные моменты времени проходят через рокера, открывая или закрывая клапан. Для уменьшения потерь, они находятся в плотном контакте и должны обеспечивать длительное открывание клапана, а также герметичное закрывание внутреннего объема цилиндра мотора.
Однако оставить нулевой зазор между рокером и кулачком нельзя, так как рокера уменьшаются от холодной температуры и увеличиваются при высокой, поэтому он должен поддерживаться на уровне 0,15 мм, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя при выходе на номинальную температуру.
Как отрегулировать клапана?
Регулировка клапанов на автомобилях Ваз 07 и всего семейства «классики» – несложная процедура, которая потребует от водителя лишь наличие стандартного набора инструментов, а также щуп для проверки зазора.
Щуп для регулировки зазоров в клапанном механизме Ваз-“классика”
Автомобиль необходимо установить в гараже на ровную площадку и заранее приобрести прокладку клапанной крышки, так как она является одноразовой.
Регулировка клапанов всегда производится на холодный мотор. Самое главное требование – температура не выше 36 градусов и желательно иметь гараж в котором температура находится в пределах 20 градусов Цельсия.
Перед проведением процедуры, рекомендуется подтянуть цепь ГРМ. Для этого ослабьте гайку на 13 натяжителя цепи и проверните коленчатый вал на пару оборотов. Сделать это можно провернув предварительно вывешенное заднее колесо при включенной четвертой передаче. Механизм сам отрегулирует нужное натяжение. Стартером в этой ситуации лучше не пользоваться. Не забудьте снова затянуть гайку.
Теперь снимите корпус воздушного фильтра и все навесное, что мешает доступу к клапанной крышке. Открутите гайки ее крепления и вытащите ее, открыв доступ к постели распределительного вала.
Прочитайте, может пригодится: Как снять двигатель «семерки» пошаговая инструкция
На следующем этапе понадобится спецключ, который необходим для проворачивания коленвала для установки нужных позиций распределительного вала. Если такого ключа нет, то поднимите заднее колесо и установите четвертую передачу. Крутить мотор можно будет вращая руками колесо.
Теперь поверните коленчатый вал так, чтобы его риска совпала с большой меткой на крышке сальника, а метка распределительного вала совпала со своей меткой на постели. Это будет соответствовать концу такта сжатия 4-го цилиндра.
Как регулировать клапана на Ваз-2107
Перед тем, как приступить к настройке, рекомендуется сделать отметки на звездочке распределительного вала через каждые 90 градусов с обратной стороны, ориентируясь по основной метке. Позже станет ясно, почему.
Проверьте зазоры 8 и 6 клапана, подложив щуп между рокером и кулачком. Если он не соответствует норме, то отрегулируйте положение рокера, ослабив контргайку на 17, а затем вращая болт на 13 до тех пор, пока щуп не станет входить с легким защемлением.
После того, как клапаны будут настроены, необходимо повернуть распределительный вал на 90 градусов. Вот тут то и понадобятся эти метки. Теперь производится настройка 4-го и 7-го клапана. Данную процедуру нужно повторить для 1 и 3, 5 и 2 клапана соответственно.
Заключительная часть
После регулировки зазоров, необходимо хорошо почистить место установки прокладки и поставить ее на шпильки. После этого, одевается крышка и затягивается по порядку от середины до крайних точек. Это делается, чтобы обеспечить ее лучшее прилегание.
После установки всего навесного процедуру регулировки можно считать завершенной.
Если мотор изношен
Для Ваз-2107 или другой классики с несильно изношенным двигателем все пройдет «как по маслу», но вот автомобиль с большим пробегом и изношенным мотором может вас огорчить. Стук клапанов после регулировки станет еще громче. Почему так получилось? При работе мотора детали клапанного механизма прирабатываются друг к другу, меняя свою первоначальную форму.
Рокеры и регулировочные болты при большом пробеге требуют замены
Signs 4-тактный мотоцикл для бездорожья нуждается в регулировке клапанов
Хотите знать, нужно ли регулировать клапаны на вашем 4-тактном мотоцикле для бездорожья или сколько это может стоить? Отпускание их слишком долго может обернуться серьезными проблемами с двигателем, но давайте разберемся с этой проблемой, пока она не зашла так далеко.
В этой статье я покажу вам наиболее распространенные симптомы 4-тактного внедорожного мотоцикла, требующего регулировки клапанов, что вызывает это, сколько это будет стоить, как предотвратить это и как часто Вы должны делать это плановое техническое обслуживание.
Что происходит, если не выполнить регулировку клапана?
Помимо вышеперечисленных симптомов, отсутствие регулировки клапанов может привести к более серьезным последствиям.
Если вам повезет, клапан просто сгорит настолько, что потеряет компрессию, и двигатель перестанет работать.
В серьезном случае клапан может ударить по поршню, в результате чего двигатель заглохнет или заглохнет за доли секунды.
Этим клапанам нужна не только регулировка…Как понять, что вашему мотоциклу для бездорожья нужна регулировка клапанов
Единственный способ узнать наверняка, нуждается ли ваш байк в регулировке клапана, это проверить зазор клапана, но я хочу дать вам наиболее распространенные признаки того, что это может понадобиться, прежде чем вы тратите время на снятие деталей, чтобы добраться до клапаны.
Если у вас есть большинство или все симптомы, перечисленные ниже, вы можете сделать вывод, что регулировка клапана , возможно, необходима, но вам действительно нужно проверить, соответствуют ли зазоры заводским спецификациям или нет.
Затрудненный запуск
Когда впускные клапаны слишком тугие, т. е. между штоком клапана и коромыслом или ковшом/шайбой отсутствует зазор, клапан не будет должным образом уплотняться. Это снижает статическое сжатие при прокручивании коленчатого вала, что затрудняет запуск в холодном состоянии. Таким образом, вместо 1-3 пинков может потребоваться 10-20 пинков для запуска в холодную погоду.
Клапанный зазор также может быть меньше, когда двигатель горячий, потому что части клапанного механизма расширились, что снижает компрессию и затрудняет запуск.
Как запустить его, если он не запускается холодным способом
Если клапаны затянуты и нуждаются в регулировке, иногда вы можете легче запустить его, выполнив простой толчок. Это вращает двигатель достаточно быстро, чтобы он загорелся и заработал.
Хлопки при замедлении
Хлопки при замедлении часто являются состоянием обедненной струи, но это может быть вызвано проблемой с клапаном. Когда выпускные клапаны плохо герметичны, несгоревшее топливо в камере сгорания может вытечь и воспламениться в выхлопной системе. Это вызывает хлопки/обратный шум.
Потеря мощности
Если ваш 4-тактный внедорожный мотоцикл внезапно теряет большую часть или всю мощность, велика вероятность, что проблема связана с клапанами. Вместо регулировки, скорее всего, потребуется заменить по крайней мере один клапан, потому что он сжег достаточно материала и не может должным образом уплотнить головку цилиндров, вызывая потерю компрессии.
Не следует путать с заклиниванием двигателя, когда двигатель издает громкий или скрежещущий звук, глохнет и блокируется так, что вы даже не можете его опрокинуть. Когда клапан сгорает или выходит из строя, вы все равно можете провернуть двигатель.
Пропуски зажигания
Пропуски зажигания — это просто сбои или колебания во время работы двигателя, и это может быть очень опасно во время езды. Если вам нужно ускориться, а он застревает или колеблется, вы, возможно, не сможете преодолеть препятствие или подняться на холм, что приведет к аварии и травмам, даже если вы хороший трейлрайдер.
Пропуски зажигания могут быть вызваны несколькими причинами, но это один из признаков клапанов, которые необходимо отрегулировать.
Зависание холостого хода
Работа на холостом ходу или высокие обороты холостого хода, которые медленно стабилизируются, являются одним из симптомов тугих впускных клапанов, которые необходимо отрегулировать. Когда вы даете газу, и требуется несколько секунд, чтобы вернуться к холостому ходу, это может быть вызвано неправильной регулировкой клапанов, утечкой воздуха или бедной струей.
Низкое сжатие
Когда клапаны затянуты, т. е. практически отсутствуют зазоры, они всегда отталкиваются от головки блока цилиндров. Это дает вам симптом низкой компрессии, потому что воздух просачивается мимо клапана в камеру сгорания.
Что приводит к нарушению регулировки клапанов?
В зависимости от типа клапанного механизма вашего 4-тактного внедорожного мотоцикла некоторые детали просто изнашиваются. Каждый производитель устанавливает ограничения или допуски на величину зазора, который должен иметь каждый клапан.
Как только зазор станет выше или ниже этого допуска, вы, как правило, начнете замечать симптомы. Трудный запуск или неприятные последствия являются одними из наиболее распространенных.
Титановый клапан имеет специальное покрытие для увеличения срока службы. Как только это покрытие исчезнет, клапан быстро выйдет из строя. Нормальный износ и высокая температура со временем сожгут покрытие.
Клапан из нержавеющей стали обычно не имеет покрытия, но изнашивается по той же причине; износ и тепло.
Сколько стоит регулировка клапана?
В обычном магазине за регулировку клапанов на вашем 4-тактном байке берут около 150 долларов. Это потому, что это указано как 2-часовая работа по средней цене магазина 75 долларов в час.
Обучение тому, как сделать это самостоятельно, может сэкономить много денег, в зависимости от того, какие инструменты у вас уже есть. Прокладки клапанов стоят дорого, если вы покупаете комплект, но их должно хватить на годы и на несколько велосипедов.
Как отрегулировать клапаны мотоцикла-внедорожника?
Регулировка клапанов не так сложна, как может показаться на большинстве мотоциклов для бездорожья. Наиболее трудоемкой частью часто является просто удаление других частей, чтобы получить доступ к верхней части головки блока цилиндров.
Регулировка толкателя-клапана
4-тактный мотоцикл для бездорожья с коромыслом/клапаном толкателя довольно просто регулировать. Это старая технология, в основном в велосипедах с воздушным охлаждением, но она все еще хорошо работает.
Установка в ВМТ для проверки зазора клапана.Там будет стопорная гайка, удерживающая регулятор толкателя. Ослабьте его, и тогда вы сможете затянуть или ослабить регулятор.
С помощью щупа проверьте зазор между толкателем коромысла и клапаном. Отрегулируйте до указанного зазора, указанного на заводе.
Это необходимо проверять, когда все правильно затянуто в соответствии со спецификацией и двигатель холодный.
Регулировка клапана прокладки и ковша
Большинство четырехтактных мотоциклов для мотокросса и эндуро имеют механизм прокладки и клапана ковша. Они похожи на то, как проверить зазор.
Вы используете щуп для проверки зазора клапана. Чтобы отрегулировать его, вы должны иметь комплект прокладок и отрегулировать прокладки, чтобы получить правильную высоту под ковшом.
Как часто следует регулировать клапаны?
Согласно моему руководству Yamaha, на более старых YZ250F следует проверять зазор клапанов каждый раз.
Это действительно необходимо? Если вы гонщик мотокросса экспертного уровня, то я бы сказал да. Однако большинству гонщиков не нужно проверять их так часто, в зависимости от того, как вы ездите.
Проверка по обычному расписанию может быть хорошей идеей для предотвращения возможного сбоя.
Клапаны необходимо регулировать только в том случае, если они не соответствуют техническим требованиям.
Если вы регулярно нажимаете на ограничитель рег на 250F, вам нужно будет проверять и/или регулировать его гораздо чаще, чем если вы небрежно ездите по трассе на более низких оборотах.
Как долго служат клапаны велосипеда-внедорожника?
Вот это вопрос. Клапаны вашего 4-тактного двигателя прослужат до тех пор, пока они соответствуют техническим требованиям и должным образом уплотняют седло клапана.
Если вы ищете несколько часов, нет определенного числа, на которое вы могли бы рассчитывать при необходимости их замены.
Вы, как владелец и водитель своего мотоцикла для бездорожья, должны знать, что делает ваш мотоцикл и как он звучит, когда вы на нем едете.
Есть способы сказать, когда что-то требует внимания. Перечисленные выше симптомы подскажут, когда клапаны, скорее всего, нуждаются в регулировке.
Если вам необходимо отрегулировать клапаны несколько раз за короткий промежуток времени, пора заменить клапаны.
Улучшает ли регулировка клапана производительность?
Регулировка клапанов в соответствии с техническими характеристиками может немного увеличить мощность. Самым большим улучшением будет отрицание симптомов.
Если ваш мотоцикл для бездорожья заводится с трудом, то его будет легче запустить после регулировки клапанов. Осечки должны исчезнуть, если это был симптом.
Если только клапаны не соответствуют техническим требованиям, при которых ваш мотоцикл, вероятно, все равно не заведется, вы не почувствуете огромного прироста мощности.
При этом надежность является наиболее важной причиной необходимости регулировки клапанов, если они выходят за допустимые пределы.
Может ли зазор клапана влиять на компрессию?
Клапанный зазор может влиять на компрессию. Если один или несколько клапанов не отрегулированы, они могут быть открыты во время цикла сгорания двигателя, когда они должны быть закрыты.
Это создает небольшую утечку, поскольку клапан не полностью герметизирует седло клапана. Эта утечка приведет к падению компрессии.
Клапаны становятся туже или ослабевают?
Как правило, клапаны становятся плотнее по мере износа. Они могут ослабнуть, если что-то еще ослабнет в цилиндре, но это случается редко.
Почему выпускные клапаны становятся более герметичными
По мере износа клапана он утопает в седле клапана и приближается к кулачку, что приводит к уменьшению зазора.
Седло клапана также может изнашиваться из-за многократного удара клапана. Это приводит к тому, что клапан утопает в головке блока цилиндров.
Седла клапанов можно обрезать заново для лучшей герметичности и производительности, но лучше заменить седло, если оно слишком глубоко утоплено.
Как продлить срок службы клапанов
Два основных фактора, влияющих на срок службы клапанов вашего мотоцикла для бездорожья, — это то, как вы ездите и насколько хорошо вы обслуживаете велосипед.
Клапаны изнашиваются из-за перегрева и износа. Есть несколько простых способов предотвратить преждевременный износ. Есть и другие способы, которые просто неразумны. Подробнее об этом через минуту.
Общие причины, которые изнашивают клапаны быстрее:
- Lean Jetting
- Перегрев двигатель
- на холостом ходу на длительный период
- .
чистый
- Более высокая выходная мощность
Форсунки Для надежности
Более скудная форсунка может означать большую мощность, особенно если соотношение воздух/топливо слишком богатое. Тем не менее, если вы будете слишком постным, это создаст слишком много тепла.
Это тепло увеличивает износ всех внутренних деталей. Клапаны могут потерять свою стоимость и / или уплотнение, потому что они сгорают с течением времени.
Вот почему так важно научиться управлять мотоциклом для бездорожья. Использование топливного контроллера становится стандартной практикой и на мотоциклах для мотокросса с впрыском топлива.
Перегрев — убийца
Как уже упоминалось, тепло — враг клапанов. Будь то обедненная струя или слишком долгий холостой ход, вы должны знать, насколько горячим становится ваш 4-тактный двигатель.
Перегрев на самом деле является довольно распространенной проблемой, но если вы допускаете, чтобы это происходило регулярно, это скажется на двигателе. Узнайте больше о перегреве здесь и о том, как его предотвратить.
Как ты катаешься?
Используете ли вы свой мотоцикл для бездорожья в полной мере? Большинство райдеров этого не делают, но многим нравится звучать так…
Езда на высоких оборотах не только звучит круто, но и большинство мотоциклов производят большие числа лошадиных сил на высоких оборотах. Есть точка, где мощность сужается и падает. Вскоре после этого срабатывает ограничитель оборотов.
Езда в верхнем диапазоне оборотов часто является обязательной во время гонок, если вы хотите ехать быстро. При этом постоянно нажимать на ограничитель оборотов нельзя. Он предназначен для защиты, чтобы двигатель не разгонялся до высоких оборотов и не ломал детали при быстром вращении.
Если вам нравится нажимать на ограничитель оборотов просто для того, чтобы услышать это, сделайте своему велосипеду одолжение и остановитесь. Мало того, что на красной отметке оборотов меньше мощность, так еще и клапанный механизм изнашивается быстрее.
Клапаны двигаются быстрее и сильнее бьют по седлам клапанов, когда они возвращаются к головке.
Как обслуживать четырехтактный двигатель
Чтобы ваш мотоцикл для бездорожья прослужил как можно дольше, его правильное техническое обслуживание является наиболее важным. Регулярная замена масла по мере его загрязнения, и следить за тем, как масло выглядит.
Вы видите много металлических чешуек в масле? Это признак того, что что-то, вероятно, изнашивается быстрее, чем должно.
Поддержание чистоты воздушного фильтра имеет решающее значение для продления срока службы клапанов. Грязный или неправильно смазанный воздушный фильтр пропускает грязь через двигатель.
Грязь разъедает детали двигателя. Это может не произойти в одночасье, но интервалы восстановления двигателя могут быть значительно увеличены, если вы будете поддерживать чистый воздух, проходящий через двигатель.
Лучше иметь больше силы?
У вас никогда не будет достаточно энергии, верно? Что ж, как бы ни было весело иметь мега лошадиные силы, независимо от того, более эффективно это или нет, есть и обратная сторона.
Больше мощности — больше тепла. Да, это означает, что чем быстрее ваш велосипед, тем больше тепла он может выделять. Вот почему поддержание его в прохладе может предотвратить множество проблем.
Модификация внедорожного мотоцикла для увеличения скорости не обязательно делает его менее надежным. Это когда вы на самом деле используете дополнительную мощность, когда вещи начинают изнашиваться немного быстрее.
Если ваш 4-х тактный двигатель плохо заводится, хлопает/встречается, имеет низкую мощность, возможно, пришло время отрегулировать или заменить клапаны. Чтобы клапаны служили дольше, охлаждайте двигатель и обслуживайте его должным образом.
Эти вещи продлят срок службы вашего мотоцикла для бездорожья на долгие часы или годы.
4-тактные двигатели обычно работают при более высокой рабочей температуре, чем 2-тактные. Это может привести к проблемам с перегревом.
Радиаторы не получают достаточного количества воздуха для охлаждения — распространенная проблема. Чтобы узнать больше о симптомах перегрева мотоцикла для бездорожья и о том, как это исправить, чтобы предотвратить долгосрочные проблемы, нажмите здесь.
Наиболее распространенными признаками четырехтактного мотоцикла для бездорожья, которому требуется регулировка клапанов, являются:
- Трудный запуск в холодном состоянии
- Стуки при замедлении
- Потеря мощности
- Пропуски зажигания
- Зависание холостого хода
- Низкое сжатие
Уверенная езда по бездорожью стала проще
Ездить на мотоцикле по бездорожью несложно, но ездить с уверенностью и контролем на бездорожье непросто… Если только у вас есть правильные инструменты.
Нет, я имею в виду не Т-образную рукоятку и ударный пистолет, а инструменты для успешной езды — баланс и контроль.
Чтобы уверенно ездить по пересеченной местности или в зарослях, требуется умение сохранять равновесие и научиться правильной технике катания, и я хочу показать вам, как быстро освоить эти навыки. Нажмите здесь, чтобы открыть мое бесплатное руководство по обучению.
Проверка и регулировка клапанов на мотоцикле с прокладкой под ковшом
Проверка и регулировка зазора клапана является частью обычного технического обслуживания четырехтактного двигателя мотоцикла. Здесь мы рассмотрим пошаговый процесс, необходимый для того, чтобы убедиться, что клапаны соответствуют техническим требованиям на вашем клапанном механизме с прокладкой под ковшом.
Когда речь идет о четырехтактных двигателях, регулировка клапанов — это еще одна галочка в графике технического обслуживания. Это указанный производителем интервал обслуживания, которого следует придерживаться, чтобы обеспечить долгосрочную работоспособность и производительность двигателя. В этой статье мы рассмотрим, что входит в регулировку клапанов на мотоцикле с конструкцией клапанного механизма с прокладкой под ковшом.
ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь мы рассмотрим не просто повторение инструкций заводского руководства по обслуживанию.
Рекомендуемые расходные материалы:
- Наборы трещоток (приводы 1/4”, 3/8”, 1/2 дюйма) с метрическими головками
- Набор отверток (для снятия кузова)
- Набор щупов
- Герметик для прокладки клапанной крышки (на фото Permatex № 2)
- Динамометрические ключи (приводы 1/4” и 3/8”)
- Балансир карбюратора
- Дополнительный топливный бак
- Сборочная смазка
- Очиститель деталей тормозной системы
- Магазинные полотенца
- Цифровой штангенциркуль
- Магнитный захват
- Ручка и бумага
- Комплект прокладок клапана ProX
- Заводское руководство по обслуживанию
Мотоцикл, который мы демонстрируем, — это Honda CBR 900RR 1994 года выпуска с пробегом чуть более 41 000 миль. Мотоцикл был куплен без истории обслуживания, поэтому невозможно было узнать, когда в последний раз проверялись зазоры клапанов. Мотоцикл работал хорошо, но с двигателем лучше не рисковать. Нет лучшего времени, чем настоящее, чтобы покопаться и исправить свой служебный послужной список.
Разборка
Поскольку CBR представляет собой полностью обтекаемый мотоцикл, первым шагом в процедуре является получение доступа к двигателю. Все, от боковых обтекателей до топливного бака, должно быть удалено. Обязательно поверните кран топливного бака в положение «ВЫКЛ» перед отсоединением основного топливного шланга. Также важно установить кузов в месте, где вы случайно не споткнетесь о него. Мы рекомендуем расположить детали в том порядке, в котором они были сняты, чтобы вы поняли, как собрать все обратно.

Убрав топливный бак, вам нужно снять блок воздушной камеры. Обратите особое внимание на корпуса дроссельных заслонок, когда снимаете воздушный фильтр — вы же не хотите, чтобы внутрь них что-то попало. Свернутые салфетки или тряпки, набитые в отверстия, могут уменьшить вероятность проникновения чего-либо внутрь.
Следующий этап разборки включает снятие блоков катушек зажигания и отсоединение соответствующих проводов свечей зажигания. Теперь это дает вам доступ к клапанной крышке двигателя.
Сняты блоки катушек зажигания и отсоединены соответствующие провода свечей зажигания. Оттуда открутите болты крышки клапанов и осторожно потяните крышку вверх от головки блока цилиндров. Вы должны быть осторожны, подтягивая крышку клапана, потому что прокладка будет иметь клейкий герметик вокруг секций «полумесяца». Если вы аккуратно снимаете, вы часто можете спасти прокладку крышки клапана и повторно использовать ее при повторной сборке. Замена прокладки для этого велосипеда стоит около 50 долларов, поэтому мы предпочитаем экономить!
При работе с этими CBR пространство имеет большое значение, и, когда крышка клапана не снята с головки блока цилиндров, я вскоре обнаружил, что зазора недостаточно, чтобы снять ее с мотоцикла. Поковырявшись, мы обнаружили, что отвинчивание радиатора от его креплений позволяет радиатору отклоняться вниз и в сторону, таким образом открывая дверцу для извлечения клапанной крышки.
Теперь мы могли видеть клапанный механизм двигателя во всей его красе. Для двигателя с пробегом более 40 000 миль внутренняя часть выглядела совершенно новой. Это заставило нас немного лучше относиться к загадочной истории обслуживания мотоцикла.
Верхние компоненты выглядят более изношенными, чем вы думали? Посмотрите, какие запасные части доступны для вашего велосипеда здесь .
Следующим шагом является снятие крышки датчика зажигания коленчатого вала, расположенной с правой стороны двигателя. Болт, который становится виден при снятой крышке коленчатого вала, позволяет проворачивать двигатель в точной последовательности при измерении зазоров клапанов.
Наконец, чтобы помочь провернуть двигатель, вам нужно вытащить свечи зажигания.
Найдите крышку датчика зажигания коленчатого вала, чтобы получить доступ к болту для поворота коленчатого вала.Проверка зазора
Теперь пришло время приступить к измерению зазора клапана. Эта процедура будет варьироваться в зависимости от компоновки двигателя и производителя велосипеда, но описанный здесь процесс будет схожим.
Первое, что нужно сделать, это перевернуть двигатель за теперь открытый болт коленчатого вала, чтобы привести двигатель в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого CBR вы знаете, что находитесь в верхней мертвой точке, когда насечка «T» на датчике зажигания коленчатого вала совмещена с выемкой 9 на корпусе двигателя.
- Цилиндр 1 на рядном 4-цилиндровом двигателе обычно является самым левым цилиндром (сторона приводной цепи велосипеда). Вы можете найти цилиндры 1 и 3, просто считая цилиндры, начиная с левой стороны двигателя.
- Клапаны, расположенные ближе всего к выпускному коллектору, являются выпускными клапанами. Ближайшие к карбюраторам клапаны — это впускные клапаны.
- Как правило, клапаны, которые не сжимаются кулачками распределительного вала, являются теми, которые вы измеряете.
Теперь вытащите щупы и определите размер щупа, указанный производителем как правильный зазор для измеряемого клапана. Для впускных клапанов CBR правильный зазор составляет 0,16 миллиметра (0,006 дюйма). Производитель указывает допустимое отклонение зазора клапана, и для впускных клапанов CBR этот диапазон составляет плюс-минус 0,03 миллиметра (+/- 0,001 дюйма).
Доступ к стаканам клапанов иногда ограничен, но обычно места достаточно, чтобы установить щуп на место. Вы хотите иметь возможность вставить щуп между кулачком распределительного вала и ковшом.
Начните со спецификаций производителя для измерения текущего зазора клапанов двигателя. Если щуп входит легко и без сопротивления, это означает, что зазор слишком велик. В этом случае вы выберете следующий более толстый щуп и повторите попытку измерения. В качестве альтернативы, если щуп не входит в зазор, значит, зазор слишком мал. Выполните ту же процедуру, но вместо этого двигайтесь в более тонком направлении с помощью щупов.
Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока щуп не начнет испытывать небольшое сопротивление между ковшом и кулачком распределительного вала. Это означает, что щуп соответствует зазору, что означает, что вы только что определили зазор клапана.

Измерив первый комплект клапанов, продолжайте вращать двигатель, пока не измерите остальные выпускные и впускные клапаны. Здесь лучше всего обратиться к заводскому руководству по обслуживанию вашего велосипеда, чтобы увидеть соответствующую процедуру. На CBR (и большинстве рядных 4-цилиндровых двигателей) вы будете вращать двигатель еще три раза с интервалами в 180 градусов, чтобы зафиксировать все зазоры клапанов.
Теперь, когда у вас есть все измерения зазоров клапанов, создайте диаграмму, на которой показаны лопасти клапанов каждого цилиндра и соответствующие им измеренные зазоры. Наличие схемы позволит визуально понять, какие клапаны не соответствуют техническим требованиям и требуют регулировки. Как вы можете видеть на нашей диаграмме, мы выделили розовым цветом клапаны, которые нуждаются в регулировке.
Отслеживание ваших измерений с помощью клапана на бумаге имеет решающее значение для правильного и эффективного выполнения процедуры.Регулировка клапанов
Наконец-то мы можем приступить к регулировке клапанов. Для этого распределительные валы должны будут выйти из велосипеда. Первым шагом в этой процедуре является возврат двигателя в ВМТ, где коленчатый вал и оба распределительных вала выровнены с соответствующими маркерами.
После этого нам нужно нанести метки на штифты роликов цепи ГРМ, которые точно совместятся с метками на звездочках распределительных валов. Мы использовали желтую ручку, чтобы нанести метку на роликовые штифты. Это гарантирует, что вы сможете выровнять правильные звенья цепи с правильными зубьями на звездочках при повторной сборке.
Теперь нам нужно снять натяжение с цепи ГРМ, чтобы можно было извлечь распредвалы. На CBR это делается путем создания специального инструмента из листового металла 20-го калибра, который действует как ключ для «разматывания» пружины в натяжителе цепи привода ГРМ.
Когда натяжитель цепи полностью выдвинут, цепь ГРМ теперь ослаблена. Отсюда мы можем начать откручивать держатели распределительных валов. Мы рекомендуем ослабить болты держателя только наполовину при первом проходе, а затем полностью при втором проходе. Это поможет распределить нагрузку на держатель, вызванную давлением клапанных пружин на выступы распределительного вала. Обязательно запишите, откуда взялся каждый болт держателя при снятии, так как они часто бывают разной длины.
Перед снятием распределительных валов рекомендуется подвесить цепь ГРМ с помощью небольшого штифта, закрепленного кабельной стяжкой. Это предотвратит падение цепи привода ГРМ внутрь двигателя.
Открутив и удалив оба держателя распределительных валов, осторожно извлеките распределительные валы. Поместите распределительные валы в чистое место, указав, какой из них предназначен для выпуска и впуска.
В этот момент у вас будет доступ к ведрам клапана. Просмотрите диаграмму измерения зазора, чтобы определить, какие ковши нуждаются в регулировке. Нам всегда нравится работать слева направо, поэтому мы начали с выпускных клапанов для цилиндра 1.
Чтобы отрегулировать клапан, нужно сначала снять ковш. Регулируйте только один клапан за раз, чтобы снятые детали всегда возвращались на свои исходные места (это очень важно!). Чтобы снять ковш, используйте магнитный захват, чтобы медленно вытянуть ковш из его выемки в головке блока цилиндров.
Затем с помощью магнитного захвата вытащите прокладку из выемки на стопоре пружины клапана. Не допускайте падения прокладки в головку блока цилиндров — это может привести к катастрофе, и для ее извлечения потребуется полная разборка двигателя.
Установите ковш и прокладку в чистом рабочем месте, где вы сможете измерить старую прокладку, а затем рассчитать размер новой сменной прокладки.
На старой прокладке клапана может быть напечатан номер – это размер прокладки в миллиметрах. Этот номер мог быть стерт, или сама прокладка могла быть частично изношена, поэтому всегда лучше измерить ее штангенциркулем. В этом примере мы используем цифровой штангенциркуль для подтверждения размера старой прокладки.
После проверки размера старой прокладки пришло время немного посчитать, чтобы определить правильный размер новой прокладки. Уравнение, которое вы будете использовать для определения размера новой прокладки, выглядит следующим образом:
- Размер новой прокладки = (измеренный зазор клапана – заданный зазор клапана) + размер старой прокладки
Итак, для первого клапана, который я отрегулировал (выпускной клапан цилиндра 1), уравнение выглядело так:
- Размер новой прокладки = (0,152 мм — 0,22 мм) + 2,02
- Размер новой прокладки = -0,068 + 2,02
- Размер новой прокладки = 1,952
Рассчитав размер новой прокладки 1,952 мм, прокладка 1,95 мм из комплекта будет идеально соответствовать всем требованиям.
Теперь пришло время загрузить новую прокладку в двигатель. Вы просто опускаете новую прокладку на фиксатор пружины клапана вручную, а затем вставляете ковш обратно на место. Это один клапан готов, и осталось сделать еще несколько! Описанная выше процедура будет точно такой же для остальных клапанов, требующих регулировки.
Собираем обратно
После регулировки всех клапанов пришло время установить распредвалы обратно в головку блока цилиндров. Прежде чем сделать это, вам нужно будет нанести большое количество монтажной смазки на шейки распределительного вала (как на головке блока цилиндров, так и на держателях распределительного вала), кулачки распределительного вала и тарелки клапанов. Это гарантирует наличие надлежащей смазки при первом проворачивании двигателя после сборки.
Установка распределительных валов на место с одновременным совмещением меток звездочек распределительных валов с соответствующими звеньями цепи является деликатным действием. Может потребоваться несколько попыток, чтобы зубья звездочки выровнялись с правильным звеном цепи. Тем не менее, получить это правильно имеет решающее значение. Наберитесь терпения, и в конце концов вы доведете дело до конца.
Когда звездочки выровнены, а распредвалы находятся в головке блока цилиндров, пришло время переустановить держатели распредвалов. Вставьте болты крепления распределительного вала обратно на место, убедившись, что правильный болт входит в правильное отверстие.
При закреплении держателей распределительных валов болтами не вворачивайте один болт до конца за первый проход. Вместо этого затяните каждый из них примерно наполовину при первом проходе, используя порядок затяжки, указанный в заводском руководстве по обслуживанию. На этом CBR номера порядков затяжки болтов отлиты в держателях распределительных валов, чтобы упростить операцию.
При втором проходе полностью вверните болты держателя до упора, но пока не затягивайте их. Теперь используйте динамометрический ключ на 1/4 дюйма, чтобы затянуть болты держателя в соответствии со спецификацией в порядке, указанном в заводском руководстве по обслуживанию. Для этого CBR момент затяжки болта держателя составляет всего 9фунт/фут.
В этот момент можно отпустить натяжитель цепи ГРМ, чтобы цепь ГРМ натянулась. Чтобы убедиться, что цепь ГРМ правильно совмещена со звездочками распределительного вала, проверните двигатель на два полных оборота (от открытого болта коленчатого вала) и верните его в ВМТ. Если коленчатый вал и оба распределительных вала совмещены со своими маркерами, вы готовы перепроверить зазоры клапанов.
Используйте тот же метод, что и раньше, чтобы повторно проверить все зазоры клапанов, чтобы убедиться, что все они теперь находятся в пределах спецификации. Предполагая, что ваши расчеты прокладок были правильными, все должно пройти нормально.
Теперь пришло время переустановить клапанную крышку. Прежде чем сделать это, вам сначала нужно удалить остатки герметика с головки блока цилиндров с помощью тряпки и очистителя деталей тормозов. Будьте осторожны, чтобы остатки герметика не попали внутрь двигателя.
Затем удалите остатки герметика в полукруглых углах резиновой прокладки. После этого на полукруглые углы нанесите небольшое количество герметика, чтобы не было подтеков масла. Нанеся герметик, верните клапанную крышку на место и прикрепите ее болтами к головке блока цилиндров.
Установите на место свечи зажигания, свечные провода и катушки зажигания. Закрепите крышку датчика зажигания и затяните ее в соответствии со спецификацией с помощью динамометрического ключа на 3/8 дюйма. Если применимо, установите радиатор на опорные кронштейны и закрепите его болтами. Теперь двигатель должен быть загерметизирован.
Синхронизация
Теперь мы готовы сбалансировать карбюраторы (или дроссельные заслонки для инжекторных мотоциклов). Необходимо выполнить балансировку карбюратора, потому что, регулируя клапаны, мы изменили количество воздуха, всасываемого в двигатель. Даже если карбюраторы были отбалансированы до регулировки клапанов, теперь они, скорее всего, будут разбалансированы.
Для установки балансировочного приспособления сначала необходимо выкрутить маленькие винты вакуумных заглушек в головке блока цилиндров, расположенных под каждым карбюратором. Оттуда вы ввинтите ниппели адаптера вакуумного шланга и плотно прижмете их пальцами к резиновым уплотнительным кольцам, создав герметичное уплотнение. Затем подсоедините четыре силиконовых вакуумных шланга к адаптерам и проложите их к балансировочному инструменту. Когда балансировочный инструмент настроен, пришло время установить дополнительный топливный бак, чтобы двигатель можно было запустить, не устанавливая топливный бак мотоцикла.
Теперь мы можем запустить двигатель и начать балансировку карбюраторов. На четырехкарбюраторном двигателе, таком как этот CBR, между каждой парой карбюраторов расположен регулировочный винт (всего 3 винта). Основываясь на показаниях балансировочного инструмента, вы сначала отрегулируете винты для цилиндров 1 и 2, пока они не будут равны на балансировочном инструменте.