Натяжитель ремня генератора, замена ролика натяжителя ремня генератора
Даже незначительные поломки в автомобиле могут не только испортить настроение, но и вызвать, так называемую цепную реакцию, когда выход второстепенного узла авто повлечет за собой более значительные поломки и незапланированные траты. К примеру, небольшой узел – натяжитель ремня генератора, казалось бы, что в нем значимого? Давайте рассмотрим, как он устроен, какие виды осмотра существуют и возможные варианты ремонта.
Содержание
- 1 Принципы устройства
- 2 Симптомы выхода из строя натяжителя
- 3 Осмотр и оценка вероятных неисправностей
- 4 Замена натяжителя и натяжного ролика
Принципы устройства
Работа генератора и зависящих от него агрегатов: аккумулятора, электронных приборов возможна только в случае нормального натяжения ремня.
Каждый производитель старается усовершенствовать узлы и конструкцию выпускаемых моделей, но принцип работы и их возможная комплектация всегда аналогичны. Стандартные составляющие комплекции этого узла, состоят из таких частей:
- кронштейн, крепящийся к блоку двигателя с помощью нескольких болтов;
- натяжной ролик с внутренним подшипником;
- фиксирующий болт ролика.
Есть пара простых модификаций этого приспособления:
- натяжной ролик со смещенным центром, вращая эксцентрик, добиваются необходимого натяжения, которое закрепляют болтом;
- ролик закреплен на подвижном кронштейне, в этом варианте натяжка ремня происходит соответствующим болтом.
В любой из этих версий главным элементом, на который направлена основная нагрузка, является подшипник ролика.
Симптомы выхода из строя натяжителя
Признаки, указывающие на неисправность или износ соответствующих частей:
- нет показателя зарядки аккумулятора;
- свист или писк в районе рабочей зоны ремня генератора, появляется при его проскальзывании в случаях заклинивания натяжного ролика;
- гул звучащий при износе и выходе из строя подшипника;
- вибрация ремня или ролика при работающем двигателе, указывает на износ втулки, замена которой неизбежна;
- величина прогиба ремня превышает полтора сантиметра, что указывает на необходимость соответствующей регулировки;
- свободный ход в натяжном шкиве или ролике, указывает, что изношен подшипник;
- одна сторона ремня более растянута и изношена, признак изгиба кронштейна натяжителя.
Осмотр и оценка вероятных неисправностей
Прежде чем поменять необходимую часть, в профилактических целях или произвести полноценный ремонт, стоит предварительно осмотреть, а также выяснить вероятную причину, вызвавшую сбой в работе:
- произвести оценку условий, в которых работала вся цепочка зарядки генератора;
- выяснить первоисточник неисправности: подшипник, ремень или другие узлы, неисправность которых повлияла на ремонт;
- проверить вероятную степень износа всех рабочих деталей;
- обратить внимание на следы от ремня на направляющем и натяжном роликах, если они есть, значит, смещение ремня спровоцировал разбитый подшипник;
- выявить вероятные причины, приведшие к загрязнению рабочих поверхностей, которые, требуется поменять.
Так как даже замена ремня генератора или ролика натяжителя, не всегда принесет желаемый результат, причина отказа может заключаться в другом.
Например, на снятом ремне есть следы тосола или масла, то необходимо найти источник, из которого попадают на ремень данные жидкости, соответственно провести требуемый ремонт.
Замена натяжителя и натяжного ролика
Если в процессе осмотра удалось, установит причину вышеописанных симптомов, следует перейти непосредственно к ремонту и замене изношенных механизмов.
Первое непреложное правило – при плановой замене, необходимо произвести диагностику подшипника, при нормальном состоянии ролик натяжителя вращается тихо, легко без люфта и рывков. Если видно, что ресурс ролика выработан, необходимо поменять этот узел.
Действия необходимые для самостоятельной замены ремня или натяжителя генератора, которые не потребуют специальных приспособлений и инструмента:
- обесточить кузов машины, отсоединив клеммы от аккумулятора;
- закрепить коленчатый вал от возможного проворачивания с помощью необходимых приспособлений или простой монтировки;
- открутив болт, отвечающий за силу натяжения, ослабить ремень генератора;
- снять ремень и ролик натяжителя, если предусмотрен кронштейн, выкрутить болты крепления оного механизма;
- поменять вышедшие из строя узлы, установить новые комплектующие запчасти в обратном порядке.
Силе натяжения, вновь установленного ремня, после ремонта, следует уделить особое внимание. Если он окажется, перетянут, то нагрузка на подшипник будет способствовать его быстрому износу. Требуемое натяжение можно проверить с помощью соответствующего прибора или вручную. В случае ручной проверки ремень должен без усилия поворачиваться, при боковом воздействии, на девяносто градусов.
На некоторых марках авто вместо нескольких ремней, способствующих работе (гидроусилителя, кондиционера, генератора и т. п.) установлен один, нагрузку на который регулирует автоматический натяжитель. В этом случае от состояния ремня и его натяжения зависят не только степень зарядки генератора, но и работа охлаждающей системы, и состояние гидроусилителя рулевого управления. В этом автоматическом натяжителе основным элементом, является пружина, поддерживающая определенную степень натяжения. Когда приходит время поменять ремень, то следует заменить весь автоматический натяжитель, не обращая внимания на состояние подшипника, так как этот узел не подлежит разборному ремонту.
Замена натяжного ролика ремня генератора
Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!
Маленькая, но очень важная деталь
Ремень генератора связывает коленчатый вал двигателя с другими очень важными агрегатами: ГРМ (газораспределительный механизм), насос системы охлаждения, кондиционер, гидравлический усилитель руля, и, собственно, устройство для генерирования электрического тока.
Роль генератора в современном автомобиле переоценить трудно – без электричества работать не будет практически ничего. Его же функционирование зависит от мотора – крутящий момент передается посредством мягкой ременной передачи. При этом, натяжение ремня генератора играет очень важную роль: в случае ослабления при, наоборот, перетяжения, зависимые агрегаты могут работать неэффективно или находиться под разрушающей нагрузкой. Для стабильной работы просто необходимы надежные способы регулирования, и натяжной ролик ремня генератора, как раз за это и отвечает. Это простое, но действенное техническое решение, достойного аналога которому просто не существует.
Встречается несколько модификаций натяжного ролика генератора. Самое простое – это эксцентрик, то есть, простейшая конструкция с посадочным отверстием, смещенным относительно центра. Вращая его, можно добиться различного натяжения, причем, процесс происходит плавно, а регулировка получается очень тонкая и точная. Другое возможное исполнение: использование для крепления специального кронштейна, при этом натяжной ролик генератора для автомобиля можно вращать с помощью специального винтика. Это удобнее с точки зрения эргономики, но сложнее технически. Возможны так же несколько другие исполнения с усовершенствованиями фиксации и регулировки, но принцип действия везде похож.
При любой конструкции натяжной ролик ремня генератора стоит периодически проверять, и при необходимости корректировать натяжение. Пренебрежение этим способно привести к потере автомобилем работоспособности и серьезным поломкам.
Проверка и замена
Находясь в постоянном движении и трении, натяжной ролик генератора склонен к износу. Обычно производитель устанавливает определенный срок службы, но лучше периодически осматривать его и при необходимости – заменять.
Признаки скорого выхода из строя нехитрые:
- Заметное истирание поверхности. При попадании под ремень твердых частиц возможно повышенное истирание.
- Видимое повреждение подшипника, кронштейна и пр.
- Наличие люфта.
- Трудности с его проворачиванием, слышимый скрежет. Натяжной ролик ремня должен свободно, равномерно и тихо крутиться, если по нему провести рукой.
И сама деталь, и работа по её замене стоят недорого, и экономить на этом не стоит. Для большинства моделей машин в этой процедуре нет ничего сложного, и при определенных навыках, это можно делать самостоятельно.
Разбирать весь натяжной механизм не придется. Последовательность действий в большинстве случаев следующая:
- Закрепить коленчатый вал двигателя, чтобы исключить его проворачивание.
- Ослабить, а потом открутить болт, которым крепится сам ролик или его кронштейн.
- Снять деталь и установить новую, предварительно подведя к ней ремень генератора.
- Отрегулировать и убедиться в работоспособности. Правильность натяжения стоит узнать применительно к модели автомобиля (возможны разные предельные величины) – это легко найти в технической инструкции по эксплуатации или в Интернете.
Натяжной ролик ремня генератора установлен на большинстве автомобилей, как отечественного, так и зарубежного производства. Его всегда легко обнаружить и осмотреть. Купить генератор или натяжной ролик ремня генератора можно в любом магазине автозапчастей.
Диагностика неисправного или неисправного натяжного ролика
В большинстве двигателей более поздних моделей используется поликлиновой ремень для привода вспомогательного оборудования, включая насос гидроусилителя рулевого управления, воздушный компрессор и генератор переменного тока. В отличие от клиновых ремней, которые натягиваются за счет перемещения кронштейнов, в поликлиновом ремне используется подпружиненный натяжитель, обеспечивающий натяжение ремня. Когда срок службы ремня истекает, натяжитель не может сработать. В этом случае необходимо заменить ремень.
Однако натяжитель не застрахован от износа. Это считается элементом технического обслуживания, который необходимо заменять, когда он изнашивается. При замене ремня следует также осмотреть натяжитель.
Осмотр натяжителя
При осмотре натяжителя нужно обратить внимание на девять вещей:
Ржавчина и трещины
Если вы видите, что с натяжителя капает ржавчина, или заметили признаки ржавчины между рычагом натяжителя и его основанием, т.е. признак того, что натяжитель скоро выйдет из строя. Кроме того, ищите гусеницы, так как это также приведет к выходу из строя натяжителя.
Усилие пружины
Пока натяжитель закреплен на месте, с помощью гаечного ключа подвигайте его вперед и назад. Это проще, если у вас есть натяжной ключ. Если вы не чувствуете сопротивления, пружина изношена. Другими признаками изношенной пружины являются визжащий ремень и периодические остановки компонентов.
Подшипники шкива
Сняв ремень, поверните натяжной ролик. Он должен вращаться плавно и не должен издавать никаких звуков. Если вы заметили шум или если шкив не вращается свободно, подшипники в шкиве изношены. Всегда заменяйте натяжитель целиком, а не только шкив, так как другие детали натяжителя могут быть изношены так же.
Изношенный шкив
Шкив натяжителя может быть изготовлен из стали, нейлона или пластика. В зависимости от модели транспортного средства его поверхность могла быть плоской или рифленой. Осмотрите шкив, чтобы убедиться, что на нем нет вмятин, трещин, сколов, а в канавках шкива нет мусора. Убедитесь, что высокие точки канавки не изношены, а высокие боковые стенки пластиковых шкивов не сломаны и не треснуты.
Выравнивание
Если ремень не проходит должным образом по натяжителю, натяжитель смещен или установлен неправильно. Проверьте правильность установки и отсутствие смещения ремня, что может быть вызвано смещением другого шкива. Инструмент выравнивания значительно упрощает диагностику этой задачи.
Рычаг натяжителя
Убедитесь, что рычаг натяжителя двигается вперед и назад без заеданий и скрежета. Ключ для натяжения облегчает эту задачу, хотя иногда можно использовать и накидной ключ.
Если вы заметили гладкие блестящие полосы на корпусе натяжителя или на рычаге, ремень трется, и рычаг натяжителя может быть выровнен неправильно.
Если рычаг натяжителя перемещается слишком далеко в одном или обоих направлениях, крутящий момент пружины или система демпфирования неисправны. Если это проблема, проверьте шкив генератора, так как неисправность может быть причиной этого. Придется менять генератор и натяжитель.
Шум
Если вы слышите дребезжание или скрип натяжителя, это означает, что подшипники вышли из строя или изношена область шарнира.
Замените натяжитель
Если вы заметите любую из этих проблем, за исключением смещения ремня, вызванного другим компонентом, вам придется заменить натяжитель. В большинстве случаев заменить несложно.
Если ремень в порядке, ослабьте натяжитель и снимите ремень только с ролика натяжителя. Снимите болты, крепящие натяжитель к блоку. Проверьте новый натяжитель перед его установкой, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. Прикрутите его к блоку. Поверните натяжитель к центру блока и наденьте ремень. Убедитесь, что ремень выровнен по всем шкивам.
Советы по осмотру и замене натяжителя ремня — UnderhoodService
Большинство двигателей последних моделей имеют серпантиновые ременные приводы для вспомогательного оборудования, приводимого двигателем, и большинство людей знают, что ремни — это элемент технического обслуживания, который со временем необходимо заменить. Тем не менее, многие люди не знают, что подпружиненный автоматический натяжитель, который удерживает поликлиновой ремень натянутым, также является изнашиваемым элементом. Следовательно, автоматический натяжитель, возможно, также придется заменить, когда придет время менять ремень.
Автоматический натяжитель имеет внутри цилиндрическую пружину, которая прикладывает к ремню необходимое усилие, чтобы удерживать его натянутым. Натяжитель также обеспечивает небольшую «уступку», поэтому он может поглощать и смягчать ударные нагрузки на ремень, возникающие при включении и выключении муфты компрессора кондиционера. Более того, натяжитель автоматически компенсирует износ и поддерживает постоянное натяжение ремня. Но ничто не вечно, включая ремни и автоматические натяжители.
Если стареющий ремень не заменить, он может порваться, что приведет к потере крутящего момента всех агрегатов двигателя. Когда водяной насос перестает вращаться, подача охлаждающей жидкости также прекращается, и двигатель начинает перегреваться. Когда генератор перестает вращаться, зарядка прекращается, и аккумулятор начинает разряжаться. Когда насос гидроусилителя рулевого управления перестает вращаться, рулевое управление внезапно становится очень тугим и трудноуправляемым.
Слишком часто старый или порванный поликлиновой ремень заменяют новым, но автоматический натяжитель не проверяется, чтобы убедиться, что он по-прежнему работает должным образом и в хорошем состоянии. Эта ошибка может привести к быстрому износу ремня и повторным отказам ремня, если натяжитель ослаблен или изношен.
Критическое натяжение ремня. Слишком слабое натяжение может привести к проскальзыванию и визгу ремня. Проскальзывание также приводит к тому, что ремень перегревается и преждевременно изнашивается. Если ремень действительно ослаблен, он может соскочить со шкивов. Слишком сильное натяжение ремня может вызвать его перегрузку, а также подшипники вала водяного насоса, генератора переменного тока, насоса гидроусилителя руля и компрессора кондиционера, что может привести к преждевременному выходу из строя этих компонентов.
Натяжители ремней были впервые использованы еще в конце 1970-х годов. Эти ранние устройства представляли собой фиксированные натяжители, которые требовали ручной регулировки. Затем в середине 19-го появились автоматические натяжители ремней.80-е годы. Подпружиненная конструкция устраняет необходимость ручной регулировки и обеспечивает надлежащее натяжение ремня в течение всего срока службы ремня. Из-за этого натяжитель часто упускают из виду при замене ремня. Тем не менее, натяжитель следует всегда проверять при замене ремня, потому что:
• Ржавчина или коррозия могут заклинить корпус натяжителя и помешать ему свободно вращаться. Замерзший натяжитель не может поддерживать надлежащее натяжение ремня. Коррозия обычно возникает в результате брызг на дороге, особенно в районах, где зимой дороги сильно засолены.
• Грязь или пыль также могут заклинить корпус натяжителя.
• Ослабленный или изношенный поворотный рычаг может допустить нежелательное движение, которое приведет к шуму ремня и смещению. Со временем это увеличит износ ремня и приведет к его преждевременному выходу из строя.
• Изношенная втулка натяжного ролика может вызвать вибрации и шум. Если втулка заедает, это может привести к обрыву ремня.
• Слабая или сломанная пружина внутри натяжителя не может поддерживать надлежащее натяжение, и ремень будет проскальзывать. Пружины со временем теряют натяжение из-за воздействия тепла.
• Трещины или повреждения корпуса натяжителя или рычага шкива могут помешать его плавному вращению и поддержанию надлежащего натяжения ремня.
Проверка натяжителя
Проверьте движение рычага натяжителя при выключенном двигателе. Используйте гнездо с храповым механизмом с длинной рукояткой или ломаную планку на центральном болте шкива натяжителя, чтобы повернуть натяжитель. Спецификации для измерения величины сопротивления пружины натяжителя отсутствуют, но если натяжитель оказывает небольшое сопротивление, это может указывать на слабую или сломанную пружину. Если он вообще не двигается, натяжитель заклинило и его необходимо заменить.
Следите за ослаблением рычага при вращении натяжителя. Рука не должна шататься или скручиваться. Если это так, подшипники натяжителя изношены, и узел необходимо заменить.
Также обратите внимание на положение рычага на автоматическом натяжителе. Многие устройства имеют маркировку на корпусе, которая показывает нормальный диапазон, в котором может поворачиваться рычаг. Если положение рычага находится за пределами этих меток, это указывает на проблему (возможно, ремень слишком длинный или слишком короткий, или заедает натяжитель).
Обратите внимание на характер износа натяжного и промежуточного шкивов. Несоосность и износ подшипников могут привести к тому, что ремень сместится от центра, что приведет к его быстрому износу. Проверьте подшипники натяжного и промежуточного шкивов, сняв ремень и прокрутив шкивы вручную. Все шкивы должны вращаться свободно, без заеданий, шероховатостей или биений. Любое заедание, шероховатость или биение означают, что эти детали неисправны и нуждаются в замене.
Также следует проверить выравнивание шкива, чтобы убедиться в отсутствии проблем с установкой в системе ременного привода. Это можно проверить, приложив поверочную линейку к шкивам или с помощью специального лазерного выравнивающего инструмента, предназначенного для этой цели.
Советы по замене
Если автоматический натяжитель ремня вышел из строя (а двигатель проехал много миль), возможно, стоит одновременно заменить натяжной ролик(и). Почему? Потому что подшипники вала на всех шкивах будут иметь одинаковый износ. Если срок их службы подходит к концу, их замена сейчас вернет шкивы в состояние, близкое к новому, и снизит риск поломки из-за отказа ремня или шкива.
При замене поликлинового ремня или автоматического натяжителя на поперечно расположенном двигателе переднеприводного автомобиля может потребоваться специальный инструмент. Инструмент имеет длинную плоскую удлиняющую рукоятку, которая позволяет поместить гнездо на болт натяжителя или плоские поверхности на рычаге натяжителя.
Шкивы разъединителя
Некоторые генераторы переменного тока имеют шкив разъединителя. Это устройство служит двум целям. Во-первых, помогает отсоединение шкива от генератора с помощью муфты свободного хода. Развязка уменьшает паразитные потери, так как не приходится бороться с импульсом якоря генератора переменного тока, когда двигатель замедляется и разгоняется. Некоторые шкивы разъединителя имеют пружину и фрикционный демпфер для снижения вибрации. Когда шкив разъединителя генератора переменного тока выходит из строя, он больше не может поглощать тот же уровень нагрузки, что имеет эффект просачивания по всей системе.
Разъединители и шкивы генератора следует проверять каждые 10 000 миль на предмет износа. Версии ранней конструкции имеют срок службы от 40 000 до 60 000 миль, а более поздние версии — более 100 000 миль.
При осмотре разъединителя или шкива есть два признака необходимости замены. Во-первых, если после остановки двигателя слышно жужжание, скорее всего вышли из строя подшипники шкива. Второй признак зависит от наличия на автомобиле муфты свободного хода (OWC), обгонной муфты генератора (OAP) или разъединителя (OAD).