Учимся пользоваться толщиномером
Толщиномер — это небольшой прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП). На заводе автомобиль окрашивают в один тонкий слой, в среднем около 0,1 мм, или 100 микрон.
Если автомобиль попал в ДТП, то повреждённую деталь ремонтируют, при необходимости наносят специальные материалы (шпаклёвку) и повторно красят. Это увеличивает общую толщину слоя. О таких случаях и сообщит толщиномер. На этом его возможности заканчиваются.
Толщиномер не определяет скрученный пробег, «уставший» двигатель или поддельные документы. Это всего лишь удобный прибор, который поможет осмотреть кузов автомобиля и выявить перекрашенные элементы.
Как пользоваться
- Очень просто: прикладываете толщиномер максимально перпендикулярно к нужной поверхности и оцениваете получившееся значение. Современный прибор не нужно калибровать, он работает со всеми необходимыми металлами и практически в любых условиях: ему не страшны ни мороз или жара, ни грязь, дождь или снег.
- Пластик — это единственное, с чем не справится толщиномер. Из пластика, например, сделаны бамперы или в некоторых случаях передние крылья у определённых марок.
- Не торопитесь при проверке кузова толщиномером. Промерять нужно последовательно каждую деталь и сразу в нескольких местах. Выберите как минимум 3—5 точек на элементе, так вы сможете заметить перекрас, даже если этот элемент ремонтировали частично. В качестве отправной точки можно взять крышу — она реже перекрашивается и по ней можно определить заводские значения толщины краски.
Стандартные значения толщиномера
- Толщина ЛКП зависит от марки и модели. Перед тем как поехать на осмотр, рекомендуем узнать заводские значения краски в Интернете.
- Ещё нужно держать в голове важное правило: толщина всех элементов кузова должна быть примерно одинакова. Например, если все двери и крылья показывают 100 мкм, а капот — 150, это повод насторожиться. Иногда можно услышать объяснение, что такие цифры находятся «в пределах допуска» и так сделано на заводе, но в большинстве случаев это неправда.
- Европейские автомобили. У большинства из них толщина краски находится в пределах 110—130 мкм. Отдельные элементы, например стойки лобового стекла, могут иметь слегка увеличенные значения, в среднем на 10—30 мкм. Верный способ убедиться, что это норма, — проверить значения с противоположной стороны.
- Японские автомобили. Многих из них красят довольно тонко — около 80—90 мкм. Из-за этого поверхность оказывается менее стойкой, активнее появляются царапины и сколы.
- Важно: внутренние элементы, например проёмы дверей или пороги, окрашиваются чуть тоньше, на 30—50 мкм. Их промерять особенно важно, так как они отвечают за силовую конструкцию кузова, поэтому даже малейшие дефекты должны стать серьёзным поводом задуматься о целесообразности сделки.
Исключения
- Двойной заводской окрас. В очень редких случаях новую машину могут отправить на повторную окраску ещё на заводе. Это характерно, например, для марки Jaguar или концерна VAG. Важно, чтобы значения на разных деталях при этом всё равно были одинаковые, а также на них отсутствовали визуальные и тактильные дефекты. Кстати, проёмы в этом случае тоже станут в два раза толще обычного.
- Мелкосерийные автомобили. Толщина краски у суперкаров и машин, собранных вручную, может «гулять», даже если автомобиль только что выехал из ворот завода, где был заботливо собран.
Способы обмана
Толщиномер — вещь далеко не новая, поэтому продавцы, которых прибор должен выводить на чистую воду, научились с ним «работать». Есть даже специальное выражение: «красить под толщиномер».
Что делают недобросовестные продавцы, чтобы толщиномер оказался бесполезным:
- Новые детали. Самый простой и распространённый способ ремонта: повреждённые детали снимают, а на их место ставят новые. Окрашены они в один слой, поэтому толщиномер показывает заводские значения. Чтобы понять, что ремонт проводился, нужно искать следы или дефекты при его выполнении.
- Плёнка. Под ней тяжело оценить деталь визуально, а прибор будет показывать завышенные значения. Однако завышены они будут ровно на толщину плёнки, обычно это 100—200 мкм. В таком случае нужно руководствоваться логикой: если на одной стороне капота — 230 мкм, а на другой — 290 мкм, значит и под плёнкой толщина слоя расходится на 60 мкм, что невозможно в заводских условиях. Маловероятно также, что на разные детали нанесли плёнку разной толщины: поэтому если на капоте прибор показывает 210, а на крыльях — 340, скорее всего, ремонт был.
Итог
- Толщиномер — полезный инструмент при проверке кузова автомобиля. Он упрощает и ускоряет процесс осмотра, но при этом полагаться только на него не стоит. Даже заводские значения толщиномера не могут свидетельствовать об отсутствии кузовных работ. Окончательный вывод о том или ином автомобиле можно сделать только после полной проверки всех навесных элементов и силовой конструкции кузова.
Как пользоваться толщиномером
Приветствую Вас на блоге kuzov. info!
В этой статье разберёмся, как пользоваться толщиномером, как обследовать толщиномером автомобиль, как калибровать это измерительное устройство.
Предостережения
Толщиномер является высокоточным измерительным прибором. Его нельзя ронять или ударять. Нужно обращаться с ним с осторожностью. Лучше не использовать толщиномер под дождём. Не нужно использовать толщиномер рядом с сильными магнитными полями или радио волнами, влияющими на устройство. Это способно влиять на результаты измерения и точность устройства. Толщиномер не должен подвергаться высокой температуре, к примеру, его нельзя оставлять в машине под прямыми солнечными лучами. Если устройство принести с холодной погоды в тёплую комнату, на устройстве и внутри него может образовываться конденсат. Чтобы предотвратить появление конденсата, сначала положите прибор внутрь пакета и подождите, пока он нагреется до комнатной температуры. Если всё же конденсат образовался, то нужно подождать, когда он испариться и только потом использовать толщиномер.
Как пользоваться толщиномером?
Толщиномер – это электронный прибор, измеряющий расстояние между панелью кузова и сенсором (датчиком). Большинство толщиномеров измеряет всю общую толщину покрытия (грунт, базовый слой краски и лак). Толщиномер имеет зонд (сенсор), выпирающий из его нижней части или соединён с устройством через провод. Этот сенсор прислоняется к панели. Его нужно расположить перпендикулярно. На сенсор действует небольшая пружинка, которая даёт постоянное давление зонда (стабилизатор давления) на панель, для обеспечения плотного контакта и правильных измерений. Устройство измерит расстояние между основанием кузова и сенсором. Эта дистанция и будет толщиной ЛКП.
Прибор работает на батарейках и при их истечении показывает индикатор замены батареек. Чтобы не возникало ошибок, нужно заменить истёкшие батареи.
На комбинированном толщиномере можно выбрать на какой поверхности производятся измерения.
F – чёрные металлы (ferrous metals сталь, чугун)
N – цветные металлы (non-ferrous metals, алюминий, медь и др.)
FN – Для всех поверхностей, материал определяется автоматически и производится измерение.
На толщиномере можно изменить единицу измерения (микрон или mil). Можно изменить измерительный режим с одиночного на продолжительный.
- Проверьте, что измеряемая область и контактная зона зонда чистые и сухие. Загрязнения и пыль могут повлиять на результат.
- Нажмите кнопку питания для включения.
- Поместите зонд перпендикулярно измеряемой панели. После того, как зонд полностью контактирует с покрытием, надёжно удерживайте толщиномер в перпендикулярном положении пока дисплей не покажет результат и не прозвучит звуковой сигнал. В зависимости от характеристик модели, данные способны храниться в памяти устройства для статистической оценки.
- Поднимите зонт минимум на 1 см перед тем как будете делать следующее измерение. Повторите процесс несколько раз через промежутки. Некоторые толщиномеры способны выдавать среднее значение сделанных несколько раз измерений, минимальную, максимальную толщину и общее количество измерений.
- Данные могут быть некорректными, если толщиномер наклонён, ненадёжно удерживается во время измерения или поверхность грязная. При низком заряде батарейки результаты могут быть некорректными.
- Толщиномер выключится сам через некоторое время после последнего действия.
Как обследовать толщиномером автомобиль?
Толщина ЛКП на новых автомобилях варьируется от 80 до 150 микрон (см. статью “толщина краски на автомобилях”). Различие может достигать 40% среди разных автомобилей. Ремонтированная и перекрашенная деталь кузова может иметь толщину 200–250 (вплоть до 400) микрон. Если автомобиль был заявлен как не битый, то определение отремонтированной области послужит причиной снижения цены, либо отказа от его покупки.
Измерения можно начать с крыши. Также нужно повторить процесс на других частях кузова (чем больше измерений, тем лучше). При наличии сомнений можно проверить ЛКП на такой же панели с другой стороны автомобиля. Если это не помогло, то можно сравнить с такой же деталью на другой такой же машине.
Автомобили, припаркованные на улице под солнечными лучами испытывают колебание температур. Полимеры и другие ингредиенты краски расширяются во время нагрева. Таким образом, в зависимости от температуры ЛКП, можно получить разные показания толщиномера. Если измерить краску на горизонтальных поверхностях при температуре ниже 10 градусов и потом тоже самое место в середине жаркого дня при температуре 30 градусов, то получите разные показания. При высокой температуре краска будет толще на несколько микрон, а при низкой – тоньше. Данные варьируются на 2 микрона или больше.
Калибровка
Толщиномеры продаются уже откалиброванными с завода и готовыми к работе. Обычно нет необходимости производить калибровку. Качественный прибор будет работать годами, и показывать точные результаты измерений. Для большей уверенности и лучшей точности можно придерживаться правила – проверять «ноль» на металлической пластине. Это гарантирует, что зонд правильно настроен для характеристик основания, на котором будет измеряться покрытие.
Калибровка – процесс настройки для работы со специфичным материалом до измерений, чтобы быть уверенным, что измерения точны. На калибровку влияет тип материала, его форма и покрытие. К примеру, магнитные свойства стальных сплавов варьируются, и проводимость разных алюминиевых сплавов и других цветных металлов также варьируются. Эта вариативность влияет на точность измерений толщиномера. Это значит, что толщиномер, на мягкую сталь прочитает другое значение для того же покрытия на высокоуглеродистой стали. Настройка толщиномера позволяет установить толщину покрытия для условий преобладающих для работы. Вдобавок к разнице материалов, форм и покрытий, настройка может выполняться при повышенной температуре или при присутствии случайных магнитных полей.
Производители качественных толщиномеров рекомендуют делать калибровку 1 раз в год для полной уверенности в его точности.
Калибровочные пластины для толщиномераВ комплекте с толщиномером есть набор калибровочных пластин, сделанных из пластика и имеющих различную толщину. Каждая пластина маркирована соответствующим значением. Вдобавок, в комплекте есть металлические пластины (сталь и алюминий), служащие основанием для пластиковых калибровочных пластин, а также использующиеся для нулевой калибровки. Пластины измеряются толщиномером в предписанном порядке, и инструмент настраивается для распознавания конкретной пластины. С этими ориентирами инструмент настроится на правильную толщину.
Базовые процедуры калибровки похожи для всех толщиномеров, однако, нужно следовать инструкции конкретной модели. Нет необходимости калибровать каждый раз при использовании прибора (если измерение производится на том же объекте). Периодические проверки делать рекомендуется для определения возможных отклонений.
После калибрования толщиномера, параметры записываются в его памяти и процесс не нужно делать повторно. Рекомендуется проверить точность по специальным калибровочным образцам, после множества часов его работы или если прибор долгое время не использовался.
Печатать статью
Знаете ли вы, как использовать толщиномер краски для оценки подержанной машины?
Многие друзья хотят купить подержанную машину. Было очень просто начать думать. Если у вас много денег, вы можете купить автомобиль в каком году. Но когда он действительно зашел на рынок подержанных автомобилей, то почувствовал себя ошеломленным. Не говоря уже о других вещах, он был ослеплен краской. Разнообразие ярких цветов, всевозможные краски с разными свойствами. Некоторые автомобили имеют оригинальную краску, некоторые были окрашены распылением на несколько поверхностей, а некоторые были перекрашены. Итак, что такое оригинальная краска автомобиля и что такое посткраска? И как определить, оригинальная это краска или постпокраска?
Во-первых, оригинальная автомобильная краска — это краска, произведенная оригинальным автомобилем и запеченная на автомобильном заводе. Постпокраска — это повторное напыление краски в покрасочной камере из-за царапин или аварийного ремонта. Если последующая покраска сделана хорошо, не имеет значения, что картина не распылялась. Тогда зачем смотреть на поверхность краски? Один из них заключается в том, чтобы определить, попал ли проверяющий автомобиль в аварию, по распылению краски, и если да, то дополнительно проверить размер аварии. Дальше уже зависит от качества постпокраски, и стоит ли перекрашивать.
Сказав это, вы считаете важным осматривать окрашенную поверхность. Итак, как обнаружить пост-живопись? Чему научилась китайская медицина, так это видеть и спрашивать, нам не нужно обонять, но нам нужно видеть и спрашивать. Вопрос в том, чтобы спросить у первоначального владельца автомобиля, где красили краску. Результаты, полученные этим методом, приведены только для справки. Владелец автомобиля скажет легче, скажет меньше или даже не скажет. Конечно, он и сам мог забыть или не знать. Разрезать — значит потрогать. Мы можем ощупать край тарелки руками, чтобы судить, нанесли ли мы лак. Например, если мы коснемся стороны двери, если она гладкая, то это исходная краска, а если она кажется шероховатой, то это посткраска. Затем посмотрите на общую окрашенную поверхность, есть ли разница в цвете между двумя соседними панелями, если есть, то одна из них — часть, окрашенная аэрозольной краской. Затем посмотрите на рисунок краски. Текстура аэрозольной краски сзади отличается от текстуры оригинального автомобиля. Конечно, иногда очереди очень близки. Тогда посмотрите на детали. Посмотрите, есть ли на поверхности краски наплывы, то есть наплывы краски, есть ли шлаковые пятна, дверные ручки, светлые полосы, уплотнительные полосы в зазоре, нет ли тумана краски и т. д., и оцените, не распылялась ли краска через эти детали.
Описанный выше метод является традиционным методом определения того, является ли краска оригинальной. Он опирается на опыт оценщика, что занимает много времени, и потребители склонны сомневаться в недоверии оценщика. Поэтому необходимо использовать популярный на рынке подержанных автомобилей прибор – измеритель лакокрасочного покрытия. На самом деле, этот тип приборов появился на рынке еще в первоначальном названии толщиномера покрытия, который в первые дни в основном использовался для промышленного производства.
Принцип действия измерителя пленки краски основан на эффекте магнитной индукции и эффекте вихревых токов. Он может определять толщину верхнего покрытия на основе железа или алюминия, краски, электрофоретического слоя и т. д., поэтому просто используйте измеритель пленки краски, чтобы нацелиться на точку, которую вы хотите измерить, то есть можно получить толщину краски на подложке. В сочетании со стандартами толщины поверхности автомобильной краски и отраслевыми данными нормальная толщина поверхности краски обычно составляет от 90-160 мкм. Из этого можно сделать вывод, является ли окрашенная поверхность оригинальной или посткрашенной.
Измеренное значение толщины краски показывает 265um, и можно сделать вывод, что это после покраски. Рекомендуется проверить эту область.
Как измерить толщину краски?
Существует два способа измерения толщины краски: традиционный разрушающий метод и новые неразрушающие методы.
Неразрушающие измерения сегодня являются стандартом в большинстве отраслей промышленности и областей применения, поскольку они выполняются быстро и легко, с высокой точностью и не повреждают окрашенную поверхность.
Зачем измерять толщину краски?
Существует множество причин для измерения толщины лакокрасочного покрытия, включая контроль качества, осмотр и техническое обслуживание.
Измерение толщины краски обеспечивает правильную толщину слоя покрытия такой поверхности, как внешний вид автомобиля или инструмента, и равномерное распределение краски.
При техническом обслуживании толщина лакокрасочного покрытия может указывать на наличие значительного износа. Это важно для таких вещей, как мосты, корабли и краны.
Техники также могут измерять толщину краски, чтобы обнаружить ремонт, сделанный на поверхности, или проверить, был ли ремонт выполнен должным образом.
Толщиномер краски предназначен не только для промышленного использования.
Если вы покупаете подержанный автомобиль, вы можете измерить толщину краски на разных панелях, чтобы обнаружить незарегистрированные ремонтные работы. Области с более толстой краской часто являются признаком ремонта, который был закрашен.
Инструменты для измерения толщины краски
Толщина краски измеряется с помощью толщиномера краски. Существует два основных типа толщиномеров краски: разрушающие и неразрушающие.
Измерители толщины разрушающей краски снимают краску с поверхности и делают V-образную канавку. Затем вы измеряете толщину оставшегося поперечного сечения с помощью встроенного микроскопа или лупы.
Вы можете увидеть пример использования разрушающего датчика в видео ниже.
В большинстве случаев лучше всего подходят неразрушающие толщиномеры краски, поскольку они могут точно измерить толщину покрытия, не повреждая его. Также снижается риск того, что человеческие ошибки испортят измерения.
Существует несколько типов неразрушающих датчиков.
Измеритель толщины с постоянным магнитом
Это самый простой и дешевый тип измерителя толщины краски. В нем используется магнит, прикрепленный к пружине. То, какое усилие требуется, чтобы оторвать магнит от поверхности, определяет толщину краски.
Датчики с постоянными магнитами, иногда называемые механическими датчиками, имеют аналоговую шкалу, которая показывает приблизительную толщину покрытия.
Поскольку они неэлектрические, манометры с постоянными магнитами полезны там, где электрическое оборудование не разрешено или может быть опасным, например, в легковоспламеняющейся среде.
Хотя и дешевые, толщиномеры на постоянных магнитах имеют самую низкую точность, поэтому в основном используются потребителями, в основном людьми, покупающими подержанный автомобиль. Это отличный инструмент для обнаружения повреждений кузова и проведения ремонтных работ.
Еще одно ограничение датчика с постоянным магнитом заключается в том, что его можно использовать только на магнитных поверхностях. Он не будет работать на пластике, стекловолокне, дереве, алюминии или любой другой немагнитной поверхности.
Измеритель электромагнитной индукции
Если вам нужна более высокая точность, вам понадобится измеритель электромагнитной индукции. Он определяет толщину немагнитных красок на магнитных поверхностях.
Манометр имеет три катушки. Одна катушка генерирует магнитное поле, а две другие катушки обнаруживают изменения в магнитном поле.
Разница в магнитном поле, обнаруженная двумя катушками, используется для расчета расстояния до основания под краской и, следовательно, толщины краски.
Основным ограничением этого метода является то, что он работает только на магнитных поверхностях.
Измеритель вихревых токов
Если вы измеряете толщину покрытия на немагнитном металле, таком как алюминий, лучшим выбором будет вихретоковый толщиномер краски.
Датчик содержит катушку, которая генерирует вихревые токи в металлической подложке. Затем датчик измеряет силу и характер магнитных полей, возникающих в результате этих вихревых токов. Исходя из этого, датчик может рассчитать толщину болевого покрытия.
Основным ограничением вихретокомметра является то, что он работает только на металлических поверхностях. Это потому, что поверхность должна быть проводящей для образования вихревых токов.
Вихретоковый толщиномер краски не работает со стекловолокном, пластиком, стеклом или деревом.
Примечание. Большинство современных толщиномеров лакокрасочного покрытия имеют конструкцию 2-в-1. Вы получаете возможность использовать электромагнитную индукцию или вихревые токи в одном и том же инструменте.
Ультразвуковой толщиномер
Ультразвуковой толщиномер краски является одним из самых дорогих инструментов для измерения толщины краски. Это также самый универсальный тип измерителя, способный измерять толщину покрытия практически на любой поверхности.
Это потому, что он использует звук для измерения толщины покрытия. Он может работать на стекле, дереве, металле, пластике и других материалах.
Еще одним большим преимуществом ультразвукового датчика является его способность обнаруживать несколько слоев краски и измерять их индивидуальную толщину.
Точны ли толщиномеры краски?
Точность толщиномера краски зависит от типа прибора, качества сборки и вашего умения им пользоваться.
Как правило, чем больше вы платите за толщиномер краски, тем точнее он будет. Большинство датчиков поставляются с указанным уровнем точности.
Толщиномер краски с более высоким разрешением, что означает, что он может измерять небольшие изменения толщины, также будет более точным и подходит для чувствительных приложений с низкой устойчивостью к ошибкам.
Убедитесь, что вы следуете предоставленным инструкциям при использовании манометра, включая соблюдение требований к окружающей среде, таких как температура и влажность.