принцип работы, неисправности, как проверить, плюсы и минусы
Электронная педаль газа
Оригинальная конструкция авто претерпевает множество изменений и конструкторских разработок буквально каждый день. Одной из самых удачных инноваций стала замена тросового привода электронной педалью газа. Часто встречаемые названия этого узла — Е – газ и электронный дроссель, что как нельзя лучше объясняет принцип действия. Подобное устройство позволяет лучше контролировать усилие, а также обеспечивает еще ряд дополнительных преимуществ, о который расскажет приведенная информация.
Что значит электронная педаль газа
Подобное усовершенствование далеко не всем пришлось по душе и, в первую очередь — опытным автомобилистом, уверенно разбирающимся в функционировании столь сложного автомобильного механизма. Электронное устройство фактически снижает степень участия водителя при управлении транспортного средства. Оборотной стороной является легкость вождения и дополнительный контроль, что обязательно пригодится новичкам-автолюбителям, а так же людям, не имеющим точное представление об устройстве автомобильной системы.
Принцип работы
Устройство электронной педали газа подразумевает передачу сигнала через встроенные датчики на блок управления. Это позволяет регулировать подачу воздушной смеси в отсеки двигателя, что, соответственно, непосредственно влияет на скорость транспортного средства.
Как работает электронная педаль газа:
- На педали акселератора находятся датчики. Они передают информацию об угле нажатия на ЭБУ авто.
- Блок управления моментально анализирует полученные данные, принимает решение о необходимости открытия дроссельной заслонки на необходимую величину.
- Необходимость изменения этого значения также принимается автоматически. Это важно при выборе комфортного режима эксплуатации двигателя.
Именно возможность автоматической регулировки часто ставит в тупик опытных водителей. Управление авто не на все 100% зависит от навыков вождения, что представляет определенные трудности. При определенном практическом опыте этот недостаток быстро сглаживается, но в начале «знакомства» с электронной педалью представляет ощутимое неудобство.
Плюсы и минусы
Перед тем, как судить о возможном практическом применении этой системы при покупке нового авто, необходимо учитывать все возможные нюансы и особенности эксплуатации авто в таких условиях.
Главные преимущества такого варианта: регулировка нагрузки на двигатель, корректировка ошибочных действий. Недостатки — недостаточно быстрый разгон и чувствительность к действиям водителя. При должной обкатке и регулировке ЭБУ эти минусы несколько стираются, к тому же использование этого устройства позволяет экономить топливо и продлевает срок эксплуатации двигателя.
Какие неисправности могут быть
Как и любой другой механизм, этот узел в авто также может поломаться, к чему приводят различные факторы и ситуации. В большей мере этому способствует усложненная конструкция по сравнению с тросовым механизмом, поэтому выход из строя любого элемента может иметь катастрофические последствия. Обычно все поломки связаны с состоянием электрических сетей в авто, ремонту подобные элементы практически не подлежат, поэтому требуется замена и дальнейшая регулировка системы.
Как определить неисправность электронной педали газа:
- При выходе из строя одного датчика на педали Е – газа, на блоке управления будет отображен соответствующий сигнал.
- Если неисправны оба датчика, автомобиль автоматически перейдет в аварийный режим.
Частой причиной поломки является механическое повреждение устройства. В процессе эксплуатации контакты электронной педали газа могут окислиться, залипнуть или подгореть. При выполнении самостоятельного ремонта целесообразней в первую очередь устранить этот фактор, затем проверить работу системы. Если ошибка не устранена, придется выполнить замену датчика.
Как проверить электронную педаль газа
Возможные неисправности педали Е – газа при необходимости устраняются на СТО или сервисном центре вашего дилера. При хорошем знании устройства автомобиля и наличии необходимых навыков, можно заменить неисправные элементы самостоятельно.
Как проверить электронную педаль газа:
- С левой стороны снять дворник и облицовочную панель.
- Убрать расширительный бачок, сняв крепления кронштейна и отведя его в сторону для удобства доступа.
- Найти и снять резиновый кожух, за которым и будет обнаружено устройство.
- Снять корпус педали, заменит неисправный датчик.
- Выполнить монтаж в обратной последовательности.
Регулировка электронной педали газа проводится в случае низкого порога чувствительности или несрабатывания системы при нажатии педали. Для этого при помощи вольтомметра выставляется соответствующий диапазон значений. Его лучше установить согласно руководству по эксплуатации. Данные для инжекторных и дизельных двигателей будут отличаться, как и для разного типа ДВС.
Электронный дроссель часто встречается на современных марках авто, ведь эта система позволяет значительно сэкономить расход топлива, а также обеспечивает плавный ход и «помощь» неопытным водителям при управлении ТС. Система не лишена некоторых недостатков, а также нуждается в периодическом осмотре и регулировке. Подробно о работе и основных нюансах использования педали Е – газа — в приведенной информации.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Добавить комментарий
В начало страницы
Замена педали газа (педаль акселератора с датчиком, Е-газ) Лада Веста (Lada Vesta)
Электронная педаль акселератора входит в состав ЭСУД.
Электронная педаль акселератора («Е-газ», Е-GAZ) установленная на автомобилях Lada Vesta не имеет механической связи с дроссельной заслонкой, привод заслонки осуществляется шаговым электродвигателем. Нажатием на педаль акселератора водитель только обозначает, какое ускорение он желал бы получить, а система управления двигателем, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки на двигатель и частоты вращения коленчатого вала открывает дроссельную заслонку на необходимый угол. Тоже происходит, когда водитель убирает ногу с педали газа.
Педаль электрически передает сигнал о положении педали акселератора контроллеру. ЭПА располагается на кронштейне под правой ногой водителя. Педаль состоит из пластмассового рычага и двух датчиков, встроенных в кронштейн. Все элементы представляют собой единую конструкцию, которую иногда называют модулем педали.
Рис. 1.1-03. Расположение электронной педали акселератора в салоне автомобилей семейства LADA VESTA:1 — электронная педаль акселератора
В ЭПА используются два датчика положения педали акселератора (ДППА). ДППА представляют собой резисторы потенциометрического типа, на которые подается питание 5 В от контроллера. ДППА механически связаны с приводом от рычага педали. Две независимые пружины между рычагом педали и корпусом создают возвратное усилие. Получая аналоговый электрический сигнал от ЭПА, контроллер формирует сигнал для управления положением дроссельной заслонки.
Выходное напряжение ДППА меняется пропорционально нажатию педали акселератора. При отпущенной педали акселератора сигнал ДППА 1 должен быть в пределах 0,50…0,85 В, сигнал ДППА 2 в пределах 0,25. ..0,43 В. При полностью нажатой педали акселератора сигнал ДППА 1 должен быть в пределах 4,19…4,59 В, сигнал ДППА 2 в пределах 2,095…2,295 В. При любом положении педали акселератора сигнал ДППА 1 должен быть в два раза больше сигнала ДППА 2.
В случае, выхода из строя одного из датчиков (или обрыва его электрической цепи), в комбинации приборов включится сигнализатор неисправности систем управления двигателем. Если за контрольное время сигнал с датчика не восстановится, ЭБУ переведет систему на резервный режим работы. В этом режиме даже при резком нажатии педали акселератора, обороты двигателя будут расти медленно. Но, на автомобиле можно будет продолжить движение до места ремонта своим ходом (возможно некоторое увеличение расхода топлива и изменение некоторых других технических показателей двигателя).
В случае, когда из строя выйдут оба датчика, ЭБУ переведет систему управления двигателем в аварийный режим работы, двигатель будет работать только на оборотах немного выше холостого хода (1500 мин-1). Это позволит автомобилю сохранить способность самостоятельно двигаться, хотя и с очень небольшой скоростью (в случае необходимости можно переместить автомобиль на небольшое расстояние в безопасное место, покинуть перекресток или съехать на обочину).
Снятие
Для работы потребуются: торцовая головка на «10», отвёртка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Отверните три гайки крепления педали к щиту передка и отведите педаль на длину жгута проводов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для получения удобного доступа к гайкам крепления педали снимите нижний декоративный щиток панели приборов.
3. Сожмите фиксатор колодки жгута проводов, отсоедините колодку и снимите педаль.
4. Проверьте состояние подвижных контактов и токопроводящих дорожек датчиков положения педали. Для этого подсоедините один щуп омметра к выводу «4», а другой к выводу «2». Медленно перемещайте педаль, по прибору контролируя электрическое сопротивление, которое должно плавно уменьшаться.
5. Повторите проверку, подсоединив омметр к выводам «4» и «3».
6. Аналогично проверьте токопроводящую дорожку другого датчика, последовательно подсоединяя омметр соответственно к выводам «1» и «6», а потом к «6» и «5».
Если при проверке любой из дорожек сопротивление будет меняться скачками, датчик неисправен. Датчики положения электронной педали акселератора ремонту не подлежат, в случае их неисправности педаль заменяют в сборе.
7. Установите педаль акселератора порядке, обратном снятию. Гайки крепления затяните моментом 6-8 Н-м.
Чтобы случайно не погнуть контакты в разъёме датчика педали акселератора, перед установкой сначала подсоедините к разъёму колодку жгута проводов. Только после этого установите педаль на шпильки крепления.
Датчик педали акселератора – принцип работы и конструкция
Здесь вы найдете полезную базовую информацию и важные советы, касающиеся датчика педали акселератора/передатчика значения педали в автомобилях.
Датчик педали акселератора передает положение педали акселератора в блок управления двигателем. На основе этой информации запрошенная водителем нагрузка может быть реализована немедленно. На этой странице мы объясним, по какому принципу работают современные датчики хода педали и какие симптомы указывают на неисправность этого датчика. Вы также узнаете, как проверяют датчики педали акселератора в мастерской.
Принцип действия
Как работает датчик педали акселератора
Симптомы
Признаки неисправности датчика педали акселератора
Причина отказа
Датчик педали акселератора неисправен
Поиск и устранение неисправностей
Проверка датчика педали акселератора
КАК РАБОТАЕТ ДАТЧИК ПЕДАЛИ АКСЕЛЕРАТОРА: ПРИНЦИП РАБОТЫ
Современные автомобили оснащаются все большим количеством электронных компонентов. Среди прочего, это связано с правовыми нормами, т.е. те, которые регулируют сокращение выбросов и расхода топлива. Электронные компоненты также все чаще используются для повышения активной и пассивной безопасности, а также комфорта вождения. Одним из наиболее важных компонентов является датчик педали акселератора.
В автомобилях все чаще используются бесконтактные датчики, основанные на индуктивном принципе. Этот датчик состоит из статора (включающего в себя катушку возбуждения, приемные катушки и электронный блок обработки) и ротора (образованного одним или несколькими замкнутыми токопроводящими контурами определенной геометрии).
Приложение переменного напряжения к передающей катушке создает магнитное поле, которое индуцирует напряжения в приемных катушках. В токопроводящих петлях ротора также индуцируется ток, который, в свою очередь, влияет на магнитное поле приемных катушек. Амплитуды напряжения создаются в зависимости от положения ротора относительно приемных катушек в статоре. Они обрабатываются в электронном блоке обработки и затем передаются в блок управления в виде напряжения постоянного тока. Это оценивает сигнал и пересылает соответствующий импульс, например. к приводу дроссельной заслонки. Характеристики сигнала напряжения зависят от того, как была нажата педаль акселератора.
Датчик педали акселератора (датчик значения педали)
Конструкция датчика педали акселератора (датчик значения педали)
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ПЕДАЛИ АКСЕЛЕРАТОРА: ПРИЗНАКИ
При выходе из строя датчика педали акселератора могут возникнуть следующие признаки неисправности :
- Повышенная частота вращения двигателя на холостом ходу
- Автомобиль не реагирует на нажатие педали акселератора
- Автомобиль переходит в «автоматический режим»
- Загорается сигнальная лампа двигателя в кабине 9Неисправность датчика педали акселератора: причина отказа
- Неисправен электронный блок оценки в датчике
ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ПЕДАЛИ АКСЕЛЕРАТОРА: ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
При устранении неисправностей следует учитывать следующие этапы проверки:
- Считать код неисправности
- Визуальный осмотр датчика педали акселератора на наличие механических повреждений
- Визуальный осмотр соответствующих электрических соединений и кабелей на правильность установки и отсутствие повреждений
- Проверка датчика с помощью осциллограф и мультиметр
На примере MB A-класса (150) 1. 7 приведены следующие этапы проверки, технические данные и рисунки, объясняющие работу по устранению неполадок.
Контакт блока управления | Сигнал | Условия тестирования | Контрольное значение |
---|---|---|---|
C5 сине-желтый 9010 6 | → | Ускорение выключено | 0 В |
C5 | → | Ускорение выкл. | 4,5 – 5,5 В |
C8 фиолетово-желтый | ⊥ | Ускорение вкл. | 0 В |
C сине-серый | ← | Ускорение включено, педаль акселератора отпущена | 0,15 В |
C9 | 90 105 ← Ускорение включено, педаль акселератора нажата | 2,3 В | |
C10 фиолетово-зеленый | ← | Ускорение включено, педаль акселератора отпущена | C10 |
← | Ускорение включено, педаль акселератора нажата | 4,66 В | |
C23 коричнево-белый | ⊥ | Ускорение включено | 0 В |
→ выходной сигнал ← входной сигнал ⊥ масса блока управления
Измерения должны выполнять два человека. Работа, связанная со сбором сигналов датчика, проведением различных тестовых циклов и выполнением диагностических работ на осциллографе, сложна для выполнения одним человеком, и выполнение этой работы займет у них гораздо больше времени.
Обучение педали акселератора
В этом видео мы покажем вам технологии педалей акселератора, как они работают и обсудим неисправности. Кроме того, мы покажем диагностику элемента? используя мега маки и сказать вам, что искать.
Насколько полезна эта статья для вас?
Совершенно бесполезно
Очень полезно
Расскажите, пожалуйста, что вам не понравилось.
Для получения бесплатного информационного бюллетеня HELLA TECH WORLD.
Ваш отзыв**
Капча*
Большое спасибо. Но прежде чем ты уйдешь.
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку новостей HELLA TECH WORLD, чтобы получать последние технические видеоролики, советы по ремонту автомобилей, информацию о курсах обучения, сведения о маркетинговых кампаниях и советы по диагностике.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Для получения бесплатного информационного бюллетеня HELLA TECH WORLD.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Благодарим вас за интерес к новостному бюллетеню HELLA TECH WORLD — для автомастерских!
На указанный вами адрес электронной почты будет отправлено уведомление.
Обратите внимание: Ваша подписка будет завершена только после того, как вы подтвердите получение этого электронного письма.
Это делается для того, чтобы никто не мог подписаться на вас по ошибке.
Ваша личная информация хранится и обрабатывается исключительно с целью отправки информационного бюллетеня. Ни при каких обстоятельствах ваши данные не будут переданы третьим лицам.
Дополнительная информация о конфиденциальности.
Вы уже подписаны
Ваш адрес электронной почты ожидает подтверждения
Неверный новый адрес электронной почты. Новый адрес электронной почты недействителен. Подписчик не обновлен
Неверный адрес электронной почты. Адрес электронной почты отсутствует или имеет неправильный формат.
Проблема со статусом электронной почты
Процесс регистрации не запущен.
Ошибка:
Преимущества электронной педали акселератора, тормоза или сцепления |
15. 09.2020
Всем знаком классический трос Боудена. Стальная прядь направляется в устойчивую к давлению гибкую скользящую трубу или плоскую проволоку и заключена в водонепроницаемый пластиковый слой. Его работа заключается в передаче механической силы. Тросы Боудена обычно используются для управления дроссельной заслонкой с помощью педали акселератора или для приведения в действие механизма выключения с помощью педали сцепления.
Трос Боудена передает тяговое усилие, а пружинный возвратный механизм механически возвращается в исходное положение. Простая, но деликатная система. Механические компоненты всегда подвержены определенному износу. Их необходимо смазывать и защищать от воздействия окружающей среды.
Кроме того, точность позиционирования неточна. Трос Боудена (а также рычажный механизм) может скручиваться и натираться при контакте с компонентами автомобиля, а его сердечник со временем удлиняется. Гидравлические системы распространены в тормозных системах, например, для создания тормозного давления непосредственно с помощью педали тормоза и распределения его через усилитель тормозов. Однако решения с тросами Боудена все еще используются для ручных вспомогательных тормозных систем, таких как стояночный тормоз.
X-by-wire
Автомобильная промышленность уже приступила к производству современных автомобилей, в которых не используется трос Боудена, рычажный механизм или гидравлическая силовая передача при нажатии педали акселератора, тормоза или сцепления. Волшебное слово «x-by-wire», которое в наших примерах означает не что иное, как то, что предпочтения водителя передаются электронным или электрогидравлическим способом с помощью педалей.
Таким образом, педальный блок механически отделен от остальной периферии системы. Датчик расстояния (датчик положения педали) определяет точное положение педали и передает информацию соответствующему блоку управления. Специальные приводы обеспечивают преобразование информации о педали через соответствующие компоненты системы.
Кроме того, метод x-by-wire позволяет интегрировать множество дополнительных фрагментов информации от других блоков управления, например, для снижения частоты вращения двигателя в определенных дорожных ситуациях, инициирования торможения или выключения или включения сцепления. . Это означает, что могут быть реализованы многочисленные вспомогательные системы, такие как помощник при экстренном торможении или адаптивный круиз-контроль, или различное распределение нагрузки для гибридных автомобилей.
Классический трос Боудена: Стальной сердечник (1) направляется в скользящую трубку (2) из пластика (здесь на рисунке) или плоской проволоки. Кроме того, пластиковое покрытие (3) защищает его от воздействия окружающей среды. Фотография: Георг Бленк, Kraftand Medien.
Электронная педаль акселератора (газовая электроника)
Положение электронной педали акселератора зависит от предпочтений водителя. Проще говоря, водитель ускоряется. Датчик педали акселератора является сердцем электронной педали акселератора. Он передает информацию о нагрузке на блок управления двигателем. Система управления дизельным двигателем использует его в качестве основного управляющего параметра для расчета основного количества впрыскиваемого топлива и необходимого давления в топливной системе, а также скорости вращения двигателя в начале впрыска.
В системах управления двигателем Otto датчик педали акселератора также используется для определения положения педали газа. В зависимости от положения привод дроссельной заслонки управляется блоком управления двигателем и настраивается на угол открытия дроссельной заслонки, зависящий от оборотов двигателя и нагрузки на двигатель.
Датчик педали акселератора может быть бесконтактным индуктивным датчиком, датчиком Холла или потенциометром. Индуктивные энкодеры имеют внутреннюю схему оценки и могут передавать как аналоговые, так и цифровые сигналы напряжения. Индуктивные датчики положения HELLA (CIPOS®) отличаются высокой точностью, надежностью и чрезвычайно компактными размерами. Электронная педаль акселератора представляет собой блок, состоящий из самой педали, электроники, датчика расстояния, тактильного блока и разъема бортового питания.
В зависимости от автомобиля электронные педали акселератора могут быть установлены вертикально или подвесно. Датчик педали акселератора является важным для безопасности компонентом. По этой причине данные о положении датчика педали акселератора постоянно проверяются на достоверность либо с помощью переключателей (выключатели холостого хода и полной нагрузки), которые устанавливаются в качестве дополнительных компонентов, либо с помощью одного или нескольких дополнительных потенциометров.
Датчик педали акселератора (APS) передает желание водителя ускориться или затормозить в электронную систему двигателя, точно измеряя положение педали.
Функция обратной связи
Интерфейс между автомобилем и водителем также становится все более интерактивным. Например, передние камеры используют функцию Lane Assist, чтобы определить, покидает ли автомобиль центр полосы движения. Рулевое колесо вибрирует, и водитель получает предупреждения, прежде чем система выполнит какое-либо торможение или вмешательство в рулевое управление.
Педаль акселератора теперь также служит компонентом обратной связи и обеспечивает обратную связь в зависимости от дорожной ситуации. Педаль обратной связи может не только регулировать тактильные ощущения (более жесткая и более мягкая педаль акселератора), но и функция обратной связи также позволяет, например, определить точку переключения, чтобы можно было оптимально выбрать точку переключения с помощью сигнала детонации или обратной связи, когда двигатель внутреннего сгорания запускается на гибридных транспортных средствах.
Технология измерения положения является неотъемлемой частью датчика педали с обратной связью, которая требует высокой степени точности. HELLA также является лидером в этой области благодаря своей технологии CIPOS®.
Электронная педаль тормоза (тормоз по проводам)
В электронных тормозных системах педаль тормоза также отделена от самих тормозов. В то время как в обычных тормозных системах гидравлическое тормозное давление создается непосредственно через тормозную жидкость, в системах с электронным управлением это делается, например, с помощью электрогидравлического блока. Датчик хода педали и/или датчик давления преобразует запрос на торможение в сигнал и направляет его либо на соответствующие исполнительные механизмы, либо на отдельный генератор давления с регулирующими клапанами на соответствующих тормозных суппортах. Это означает, что, например, усилитель тормозов или блок ABS/ESP больше не требуются. Ощущение педали можно динамически регулировать с помощью гидравлических клапанов или демпфирующих устройств (имитаторов). Системы управления тормозами включают в себя все компоненты, необходимые для выполнения классических функций торможения, а также функций ABS, ESP, ASR и других вспомогательных функций.
В электромобилях, в зависимости от ситуации торможения, функция генератора (регенерация) и функция классического педального тормоза дополняют друг друга. Если центральный (электрогидравлический) блок выходит из строя, между педалью тормоза и колесными тормозами устанавливается прямое гидравлическое соединение в качестве резерва безопасности. В конечном счете, активный генератор импульсов водителя по-прежнему является фактической педалью тормоза, будь то развязанная или непосредственная.
Электронная педаль сцепления (clutch-by-wire)
Из-за разъединения педали акселератора или тормоза электронная педаль сцепления также не имеет механической связи со сцеплением. Электродвигатель или привод открывает или закрывает его. Положение двигателя или привода определяется датчиком положения на педали сцепления. Интеллектуальная система управления может использоваться для оптимизации характеристической кривой процесса сцепления путем ручного нажатия на педаль сцепления. Это защищает сцепление от ненужного износа. Кроме того, могут быть реализованы такие системы, как ассистент запуска, ассистент включения, система защиты от остановки двигателя или функция плавания для снижения расхода топлива.
Все зависит от сенсорной технологии
Применение X-by-wire невозможно без сенсорной технологии.