Октановое число — Что такое Октановое число?
, Обновлено 26 апреля 14:55
26134
Октановое число — это один из показателей детонационных свойств бензина.
Октановое число — это один из показателей детонационных свойств бензина.
Это мера способности топлива сопротивляться детонации при воспламенении в смеси с воздухом в цилиндре двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Чем выше октановое число, тем тем стабильнее топливо.
Розничные АЗС в РФ продают 3 основные марки бензина в зависимости от октанового числа:
- обычный — низкое октановое число, обычно 92;
- средний — 95-98;
- премиум — 100.
Нередко эти марки бензина называют по-разному: неэтилированный, супер и др.
Октановое число топлива определяют на стандартном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия.
Неизвестный бензин сравнивают с эталонным топливом по их способности вызывать детонацию в двигателе.
Детонация происходит при самопроизвольном сгорании топлива, когда повышение температуры и давления от первичного сгорания вызывает воспламенение несгоревшего топлива.
Высокое давление в поршне при детонации может привести к серьезным повреждениям двигателя, таким как поломка коленчатого вала или клапанов.
Эталонное топливо
Эталонное топливо составляют путем смешивания 2х химически чистых углеводородов:
- изооктана, имеющего высокие антидетонационные свойства, условно принятые за 100 единиц;
- н-гептана, который легко детонирует, и антидетонационные свойства которого приняты за 0.
При смешивании изооктана и н-гептана в различных пропорциях получают линейку эталонного топлива с различными антидетонационными свойствами.
Чем больше изооктана содержится в смеси, тем выше ее антидетонационные свойства.
При испытании неизвестного бензина на одноцилиндровом двигателе повышают степень сжатия до появления детонации.
Затем на этом же двигателе подбирают эталонное топливо, начинающее детонировать при той же степени сжатия, при которой начал детонировать неизвестный бензин.
Допустим, что эталонное топливо состоит из 75 % изооктана и 25 % н-гептана.
В этом случае принимается, что неизвестный бензин имеет октановое число, равное 75.
Другими словами, октановое число — это процентная доля изооктана в эталонном топливе, которое по своим антидетонационным свойствам оказалось равнозначащим испытуемому бензину.
Последние новости
Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?
Любому человеку, хотя бы однажды заправлявшему транспорт, хорошо известно, что бензин бывает различных сортов. Каждый вид топлива имеет собственный номер, отвечающий его октановому числу, а машины разных марок следует заправлять соответствующим бензином.
Но что такое октановое число? Что оно означает и какое влияние оказывает на работу транспортного средства?
Что такое октановое число бензина?
Все виды топлива при сжатии имеют свойство противостоять самовоспламенению. Чем выше эта способность, тем лучше качество бензина.
Высокая детонационная стойкость позволяет обеспечить нормальное сгорание топлива в любом режиме эксплуатации автомобильного двигателя и избежать окисления, которое в случае повышенной концентрации перекисных соединений может привести к тепловому взрыву. Для измерения степени этой стойкости используют специальный показатель, который называется октановое число.
В любом бензине в небольших количествах содержится органическое соединение изооктан. Оно с трудом окисляется даже при сильном сжатии, поэтому условно его детонационную стойкость принимают за 100 единиц.
Кроме этого, в топливе находится еще один элемент – н-гептан, который напротив, легко воспламеняется, в силу чего его стойкость равна 0. Октановое число рассчитывается как соотношение изооктана к н-гептану в процентном выражении.
На что влияет октановое число?
При работе автомобиля топливо в его двигателе перемешивается с воздухом, после чего полученная смесь поступает в камеру сгорания, где и поджигается при помощи искры. Если эта смесь не имеет достаточной стойкости к самовоспламенению, происходит взрыв с неприятными последствиями для двигателя.
Чтобы таких проблем не возникало, при производстве транспорта автомобильные концерны производят двигатели с высокой степенью сжатия.
Именно здесь и имеет значение октановое число. Двигатели с более высокой степенью сжатия требуют бензина, имеющего более высокое октановое число.
Как правило, их устанавливают в спортивные или представительские машины, то есть чем лучше и дороже транспорт, чем выше сжатие в его двигателе, тем выше должно быть октановое число в заправляемом топливе.
Как повышают октановое число бензина?
Как правило, после перегонки на нефтеперерабатывающих предприятиях октановое число в бензине достигает не более 70 %, поэтому для улучшения качества топлива использую различные присадки.
Чтобы повысить показатель изооктана, в бензин добавляют углеводороды, которые позволяют снизить окисление, предотвратить детонацию и уменьшить содержание всевозможных вредных примесей – воды, серы. Как правило, они имеют ярко выраженный запах, поэтому высокооктановое топливо пахнет более сильно и резко, чем низкооктановое.
Как определяется октановое число?
Вычислить примерное октановое число в топливе можно с помощью специального прибора октанометра, однако он имеет большую погрешность, поэтому точные показатели дает только лабораторный анализ.
Впрочем, водителям нет необходимости заниматься подобными вычислениями, поскольку на заправках для бензина со своим октановым числом предусмотрены отдельные колонки.
Узнать, какое топливо необходимо именно вашему автомобилю, можно из технической документации, прилагаемой к транспортному средству. Обычно производители указывают рекомендованный и допустимый бензин, октановое число которого имеет показатели от 92 до 98.
Среди автомобилистов существует ошибочное мнение, что топливо с более высоким октановым числом подходит для любых видов двигателей, но на самом деле заправка таким бензином приводит лишь к незначительному повышению мощности, зато обходится водителю намного дороже, чем рекомендованная.
Что произойдет, если заправить авто бензином с низким октановым числом?
Если заправить транспорт бензином с октановым числом ниже, чем заявил производитель, во время езды высока вероятность воспламенения с последующей детонацией.
Взрывная волна может распространиться по двигателю и попасть в выхлопную систему, в результате чего двигатель перегреется, на головках блока цилиндров повредятся прокладки, а поршни и выпускные клапаны перегорят. В итоге автомобиль потребует ремонта, причем зачастую довольно дорогостоящего.
Факт № 940: 29 августа 2016 г.

Управление транспортных технологий
ПОДПИСАТЬСЯ на новости недели
С 1920-х по 1970-е годы эволюция двигателей (измеряемая степенью сжатия) и эволюция топлива (измеряемая октановым числом) происходила одновременно. Повышение октанового числа бензина в этот период (красные маркеры на графике ниже), вероятно, было связано с улучшением технологии нефтепереработки и добавлением свинца, который защищает двигатель от детонации. В 1973, Агентство по охране окружающей среды (EPA) обязало снизить содержание свинца в бензине и в конечном итоге запретило использование свинца в топливе для дорожных транспортных средств. С тех пор другие источники использовались в качестве топливных оксигенатов для контроля детонации двигателя, а среднее октановое число бензина было довольно постоянным и составляло около 88-90 AKI (антидетонационный индекс).
Степень сжатия двигателей новых легковых автомобилей и легких грузовиков (черные маркеры внизу) улучшилась в том же направлении, что и октановое число с 1920-х до 1970-х годов. По прошествии этого времени средняя степень сжатия продолжала улучшаться благодаря усовершенствованной конструкции двигателя и средствам управления, что отклонялось от тенденции октанового числа. Есть опасения, что в будущем автопроизводители достигнут предела технологических повышений степени сжатия без дальнейшего повышения октанового числа топлива.
Средняя степень сжатия двигателя по сравнению со средним октановым числом бензина, 1925–2015 гг.
Примечание: AKI = антидетонационный индекс.
Факт №940 Набор данных
Вспомогательная информация
Год | Средняя степень сжатия для новых легковых автомобилей 9002 4 | Среднее октановое число (AKI) | Год | Средняя степень сжатия для новых легковых автомобилей | Среднее октановое число (AKI) | |
---|---|---|---|---|---|---|
1925 | недоступно | недоступно | 1971 | 8,64 | 90,08 | |
1926 | недоступно | недоступно | 1972 | 8,46 | 90,25 | |
1927 | 4,44 | 9003 9 недоступен1973 | 8.![]() | 90.13 | ||
1928 | 4.53 | нет в наличии | 9 0040 | 1974 | 8,34 | 89,67 |
1929 | 4,57 | нет в наличии | 1975 | 8 .32 | 89,71 | |
1930 | 4,63 | 61,44 | 1976 | 8,27 | 89,62 | |
1931 | 4,72 | 61,46 | 1977 | 8,28 | 89,63 900 40 | |
1932 | 4,87 | 62,10 | 1978 | 8,29 | 89,43 | |
1933 | 5,1 0 | 64,46 | 1979 | 8,30 | 89,49 | |
1934 | 90 039 5,3568,47 | 1980 | 8,40 | 88,97 | ||
1935 | 5,66 | 70,46 | 900 40 | 1981 | 8,50 | 89,01 |
1936 | 5,98 | 70,46 | 1982 | 8,58 | 88,8 0 | |
1937 | 6,13 | 71,02 | 1983 | 8,66 | 900 39 88.||
1938 | 6,22 | 1984 | 8,69 | 88,25 | ||
1939 900 40 | 6,28 | 72,76 | 1985 | 8,81 | 88,25 | |
1940 | 6,28 | 74,05 | 1986 | 8,95 | 88,10 | |
1941 | 6,26 | 77,32 | 1987 | 8,98 | 88,22 | |
1942 | 6,38 | 76,53 | 1988 | 9. 02 | 88,40 | |
1943 | недоступен | 75,01 | 1989 | 9,04 | 88,45 | |
1944 9 0040 | недоступен | 74.11 | 1990 | 9.00 | 88.27 | |
19 45 | нет в наличии | 6. 4777,83 | 1992 | 9,10 | 88,24 | |
1947 | 6,49 | 77,54 | 1993 | 9,10 | 88,25 | |
1948 | 6,49 | 77,79 | 1994 | 9,30 | 88,26 | |
1949 | 6,47 | 78,17 | 1995 | 9,30 900 40 | 88,26 | |
1950 | 6,86 | 79,81 | 1996 | 9,30 | 88,10 | |
1951 900 1 952 | 7,04 | 80,52 | 1998 | 9,35 | 88,10 | |
1953 | 7,34 | 81,54 | 1999 | 9,39 | 88,04 | |
1954 | 7,52 | 82,33 | 2000 | 9,4 2 | 87,87 | |
1955 | 7,92 | 83,48 | 2001 | 90 039 9,5387,86 | ||
1956 | 8,49 | 2002 | 9,58 | 87,88 | 1957 | 8,98 | 85,88 | 2003 | 9,64 | 87,82 |
1958 | 9,24 | 86,6 1 | 2004 | 9,70 | 87,75 | |
1959 | 9,06 | 900 39 87.2005 | 9,76 | 87,66 | ||
1960 | 8,91 | 87,81 | 2006 900 40 | 9,87 | 87,61 | |
1961 | 8,84 | 88,04 | 2007 | 9,94 | 87,59 | 9003 7|
1962 | 9,07 | 88,26 | 2008 | 10,04 | 87,54 90 040 | |
1963 | 8,91 | 88,46 | 2009 | 10,09 | 87,55 | |
1964 | 8 .79 | 88,72 | 2010 | 10,22 | 87,53 | |
1965 | 9,02 | 89,02 | 20 11 | 10,26 | 87,52 | |
1966 | 9,20 | 89,24 | 2012 | 10,34 | 87,57 | |
1967 | 9,26 | 89,77 | 2013 | 10,39 | 87 .![]() | |
1968 | 9,43 | 89,84 | 2014 | 10,50 | 87,60 | |
1969 | 90 039 9,4890,02 | 2015 | 10,52 | 87,65 | ||
1970 | 9,52 | 90,05 | ||||
Примечание. Среднее октановое число основано на объемах продаж НПЗ. |
Возврат к 2016 году Факты недели
Что такое бензин с октановым числом 85 и почему он доступен не везде?
Карбюраторные двигатели когда-то на большой высоте работали на топливе с более низким октановым числом.

Автор Benjamin Hunting 27 февраля 2023 г. Штаты предлагают три уровня бензина, ранжированные по октановому числу: октановое число 87, 88-октановое число. октановое число 89 и 91-94. Октановые числа описывают способность бензина сопротивляться детонации или преждевременному воспламенению, которое происходит, когда сжатие смеси воздуха и топлива в цилиндре вызывает воспламенение до того, как загорится свеча зажигания. Чем выше октановое число, тем более устойчиво к детонации топливо, что делает высокооктановое топливо более подходящим для высокопроизводительных двигателей с высокой степенью сжатия. Более высокое октановое число также означает более высокую стоимость за галлон.
Иногда вы можете столкнуться с четвертым октановым числом на топливном насосе. Вы не найдете топливо с октановым числом 85 в каждом штате, а в некоторых местах вы найдете бензин с октановым числом 86, но есть регионы, где его можно найти почти на каждой заправке. Вот почему существует бензин с октановым числом 85 и стоит ли заливать его в свой автомобиль.
Что такое бензин с октановым числом 85?
Современные автомобили оснащены двигателями, настроенными для работы на определенном сорте бензина. Двигатель, рассчитанный на работу с октановым числом 87, не получит никаких преимуществ в производительности при использовании топлива с более высоким октановым числом. С другой стороны, автомобиль, предназначенный для работы на 9Октановое число 1 обычно вызывает проблемы с производительностью, если вы используете топливо с более низким октановым числом, поскольку компьютерный контроллер двигателя пытается компенсировать более низкое сопротивление детонации.
Эти мелодии двигателя запрограммированы в расчете на то, что автомобиль движется на уровне моря или около него. Однако на больших высотах более низкое атмосферное давление меняет реакцию внутри каждого цилиндра. В частности, чем выше вы поднимаетесь над уровнем моря, тем меньше кислорода доступно, что требует меньше топлива для смешивания и сжигания при производстве энергии. Для старых автомобилей с карбюраторами это снизило требования к детонационной стойкости ниже стандарта с октановым числом 87, что позволило топливу с октановым числом 85 работать так же, как топливо с октановым числом 87.
Где найти бензин с октановым числом 85?
Топливо с октановым числом 85 легче всего найти в тех частях США, где распространено вождение на большой высоте, включая Колорадо, Юту, Вайоминг, Айдахо, Монтану и Нью-Мексико. В этих штатах многие города расположены на высоте тысяч футов над уровнем моря, и октановое число 85 прочно закрепилось в качестве базового сорта топлива в эпоху карбюраторов. Это также предлагало экономию для тех, кто живет на высоте.
Безопасен ли бензин с октановым числом 85 для моей машины?
Топливо, которое следует использовать в вашем автомобиле, указано в руководстве по эксплуатации и на наклейке внутри лючка топливного бака. Появление современных систем впрыска топлива и сложного компьютерного управления означает, что топливо с октановым числом 85 больше не является экономичным выбором для современных автомобилей. Современные легковые и грузовые автомобили менее терпимы к низкооктановому топливу, чем их предшественники, независимо от высоты над уровнем моря. Потенциальные проблемы от использования топлива с октановым числом 85 (такие как стук, потеря мощности, снижение расхода топлива и аннулирование гарантии) перевешивают экономию от более низкой цены на топливо.
TAGS85 Октановое топливо
Этот сайт предназначен только для образовательных целей. Перечисленные третьи лица не связаны с Capital One и несут единоличную ответственность за свое мнение, продукты и услуги. Capital One не предоставляет, не поддерживает и не гарантирует какие-либо сторонние продукты, услуги, информацию или рекомендации, перечисленные выше. Информация, представленная в этой статье, считается точной на момент публикации, но может быть изменена. Показанные изображения предназначены только для иллюстрации и могут не соответствовать продукту. Материалы, представленные на этом сайте, не предназначены для предоставления юридических, инвестиционных или финансовых рекомендаций или указания на доступность или пригодность какого-либо продукта или услуги Capital One для ваших уникальных обстоятельств.