Для проверки плотности электролита в аккумуляторе необходим ареометр
Аккумулятор для автомобиля жизненно важный орган в его общей электромеханической системе. Без его работы запустить двигатель, обычным способом, не возможно.
Чтобы ваш аккумулятор, как обычно, в самый не подходящий момент не сыграл с вами злую шутку нужно периодически проверять его плотность. В данной статье речь пойдет об обслуживаемых аккумулятора.
Проверка плотности аккумулятора ареометром
Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо для начала уяснить, что представляет собой прибор для проверки плотности электролита аккумулятора – ареометр.
Ареометр это простейший прибор служит для замера плотности жидкости, а принцип его работы основан на всем известном законе Архимеда.
Выглядит он таким образом.
Обычная стеклянная трубка, верхняя часть которой заужена и имеет шкалу с делениями. Нижняя часть трубки широкая в ней находится дробь или ртуть, которую засыпают строго определенное количество во время калибровки ареометра.
Прибор, как правило, в автомагазинах продается в наборе с резиновой «грушей» для забора электролита и мерной колбой, в которой размещен сам ареометр.
Рассмотрим детально, как провести проверку плотности автомобильного аккумулятора?
- Прежде всего, поставить аккумулятор в чистое место и на ровную поверхность, не забывайте, что электролит это кислота и любая капля, пролитая на одежду, испортит ее навсегда
- Очистить батарею от грязи. Любая грязь, попавшая в банку с электролитом способна изменить плотность в этой емкости, что неизбежно приведет к порче всего аккумулятора.
Сняв крышки с банок проверить уровень электролита и при необходимости долить. Чаще всего доливают дистиллированную воду, но иногда в случае, о котором мы поговорим ниже, необходимо долить электролит. - Еще одно из обязательных условий перед проверкой плотности — полная зарядка аккумулятора.
Важно! В процессе зарядки аккумулятора из банок будут выделяться газы водород и кислород. Большая концентрация этих газов может привести к взрыву, поэтому помещение должно быть хорошо проветриваемо.
Процесс зарядки не быстрый, поэтому придется подождать некоторое время 5-6 часов. Все зависит от степени разряда вашей батареи и возможностей зарядного устройства.Проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром
После выполнения всех необходимых условий приступаем к самой проверке.
Обратите внимание
Внимание! Проверку строго обязательно осуществлять в резиновых перчатках во избежание ожогов.
Для этого берем ареометр и, надавливая на резиновую грушу, всасываем электролит. Держим вертикально наш прибор, чтобы плавающий в колбе с раствором ареометр не прилипал к стенкам, снимаем показания по шкале ареометра.
Обычно на шкале ареометра зелеными полосками отмечена зона допустимой плотности, верхний и нижний ее пределы, если уровень жидкости в колбе попадает между этими полосками, доливать электролит не требуется.
Но поскольку наша страна имеет много разных климатических зон, то в паспорте к аккумулятору указываются правильные значения плотности присущие данной зоне.
Таблица ориентировочной плотности электролита в зависимости от климатических зон.
Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) | плотность электролита приведенная к 25С, г/см3 | |
Заливаемого | В полностью заряженной батареи | |
Очень холодная зона (от -50 до -30) | 1,27 | 1,29 |
Холодная (-30 до -15) | 1,26 | 1,28 |
Умеренная (-15 до -4) | 1,24 | 1,26 |
Теплая (-15 до +4) | 1,22 | 1,24 |
Жаркая зона (+4 и выше) | 1,20 | 1,22 |
Окуная попеременно в каждую банку прибор для измерения плотности, проверяем все емкости аккумулятора. Дальше в зависимости от полученных данных еще раз доливаем жидкость дистиллированную воду, либо электролит.
Что делать, если плотность оказалась выше?
Если плотность электролита в банках выше допустимой нормы, то необходимо долить дистиллированной воды.
Почему не стоит заливать сам электролит? Потому что во время работы из аккумулятора испаряется влага, что приводит к повышению плотности и разбавить это соотношение лучше и быстрее обычной дистиллированной водой, а не готовым электролитом, в котором уже присутствует кислота.
Важно! Заливать в банки нужно именно дистиллированную воду и ни в коем случае не водопроводную. В водопроводной воде много различных примесей, это приведет к выходу из строя аккумулятора.
Сколько воды доливать в аккумулятор?
Сложно ответить на этот вопрос в цифрах, но способ один есть. Посветите в банку фонариком, если вы видите пластины без электролита это плохо, срочно доливайте. На фото отчетливо видно что банка крайняя слева «сухая», так называют аккумуляторщики емкость, в которой уровень электролита недостаточный.
Пластины должны быть полностью погружены в жидкость, а дальше визуально, достаточно иметь не большой уровень электролита над поверхностью пластин.
Важно! Не заливайте емкость до краев. Это приведет к выливанию кислоты на внутренности вашего автомобиля при работе.
Что делать, если плотность оказалась ниже?
В процессе работы батареи плотность ее понижается, поэтому важно поддерживать ее на необходимом уровне. Как правило, плотность автомобильных аккумуляторов составляет 1,25 — 1,27 г/см3
Если плотность во время проверки оказалась ниже допустимой, то в банки аккумулятора доливают электролит.
Принцип тот же, светим фонариком, смотрим, сколько жидкости уже есть и доливаем так, чтобы не доверху. Выжидаем 3-4 часа для того чтобы электролит полностью перемешался с тем что есть в банке и делаем повторный замер плотности. По необходимости повторяем процедуру, доводя плотность до нужных нам значений.
Как проверить плотность аккумулятора без ареометра
Многие спрашивают, возможно ли такое. Теоретически возможно. Но опять-таки без закона Архимеда не обойтись, а это значит, вам придется смастерить своими руками нечто похожее на ареометр, это то же самое, что придумывать колесо.
В наше время сам ареометр стоит копейки, жалко денег на готовый прибор для проверки плотности аккумулятора, купите только сам ареометр, а все остальные компоненты уже делайте самостоятельно.
Измерение плотности ареометром — Аккумуляторы на авто
Любой автолюбитель, который ответственно относится к уходу за своим авто, должен обращать тщательное внимание на электрическую составляющую машины, а в частности на аккумулятор. Мы не устанем повторять о том, что периодически контролируя состояние Вашей батареи, Вы продливаете её срок службы в разы! Одной из важнейших характеристик, по которой можно судить о состоянии АКБ является плотность его электролита. Итак, давайте сегодня разберем измерение плотности ареометром. Вы убедитесь что это совсем не сложно и возможно станете чаще уделять этому внимание в будущем.
Следует так же отметить, что существует два типа стартерных аккумуляторных батарей: обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Подробно различия между ними мы рассматривали в этой статье. Сейчас же хочу обратить Ваше внимание, что измерение плотности электролита ареометром возможно произвести только в обслуживаемых аккумуляторах.
Рекомендую все процедуры связанные с электролитом проводить в защитной одежде и очках.
Уровень электролита в аккумуляторе
Итак, мы имеем обслуживаемую батарею. Перед тем как измерять плотность, нам нужно проверить уровень жидкости в секциях АКБ. Сначала открутим крышки каждой банки аккумулятора (предварительно нужно протереть верхнюю крышку корпуса батареи, что бы внутрь секций не попала грязь). Далее нам понадобится прозрачная трубка что бы измерить уровень электролита. Как это делается описывалось уже не однократно. Напомню, что уровень должен быть на 10-15 мм выше пластин батареи. Если в каких то секциях он ниже, доливаем до уровня только дистиллированной водой.
Измерение плотности электролита
Производить измерение плотности следует при температурах 20-25°С. Такое показание считается более точным, в замеры при других температурах необходимо вносить поправки. Также диагностика проводится только когда АКБ полностью заряжена.
Итак, когда уровень электролита доведен до нормы и температура аккумулятора близка к комнатной, можно измерять плотность ареометром.
Для измерения плотности используется специальный прибор – ареометр. Ареометр – это такая стеклянная колба, внутри которой есть поплавок со шкалой, а на конце трубки имеется груша для всасывания электролита.
Вставляем наш измерительный прибор в каждую из секций аккумулятора поочередно и измеряем плотность жидкости. Поплавок внутри ареометра будет всплывать и по шкале вдоль линии жидкости мы должны зафиксировать результат. Нормальной считается плотность 1,27 г/см3. Ну конечно в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи плотность может немного снижаться, так как происходит некий износ свинцовых пластин АКБ. Но она не должна быть ниже 1,24 г/см3 во всех секциях для старого заряженного аккумулятора.
Также, важнейший момент – это равномерность показаний. При измерении плотности ареометром показатели в каждой отдельной секции не должны отличатся более чем на 0,01 г/см3. Это крайне важно! Если в какой-то из банок аккумулятора показание плотности ниже на 0,02, 0,03 и т.д. от остальных это первый знак, что эта банка «отстает».
Если Вы произвели измерение плотности ареометром и показания, полученные Вами, указывают на проблему: низкая плотность, чрезмерно высокая плотность или неравномерная плотность во всех банках, не рекомендуется самостоятельное устранение такого рода неполадок. Для решения подобных проблем следует обратиться к специалистам в области аккумуляторных батарей. Попытки самостоятельно выровнять или поднять плотность электролита, скорее всего, закончатся плачевно для Вашей батареи.
Проводите плановое измерение плотности электролита ареометром и общую диагностику аккумулятора каждые 3 месяца. При необходимости ремонта сразу обратитесь в сервисный центр. Эти нехитрые советы смогут реально продлить срок службы Вашего аккумулятора и сэкономить Вам деньги.
Как использовать ареометр для измерения удельного веса
Вы можете измерить удельный вес с помощью ареометра, если вы имеют залитые свинцово-кислотные аккумуляторы с крышками сверху, Вы можете снять, чтобы добраться до жидкости (электролита) внутри. Затем посмотрите удельный вес в следующей таблице, чтобы найти Глубина разряда (DOD) ячейки батареи, которую вы взяли электролит из. Если у вас герметичные аккумуляторы, то нет съемных колпачков, и вы не можете этого сделать.
ДОД | Батарея 2 В | Аккумулятор 12 В | Аккумулятор 24 В | Аккумулятор 48 В | удельный вес |
---|---|---|---|---|---|
0% | 2. 10 | 12,70 | 25.40 | 50,80 | 1,265 |
10% | 2,09 | 12,58 | 25.16 | 50,32 | 1,249 |
20% | 2,08 | 12,46 | 24,92 | 49,84 | 1,233 |
30% | 2,06 | 12,36 | 24,72 | 49,44 | 1,218 |
40% | 2,05 | 12,28 | 24,56 | 49.12 | 1.204 |
50% | 2.03 | 12.20 | 24.40 | 48,80 | 1.190 |
60% | 2.02 | 12.12 | 24.24 | 48,48 | 1,176 |
Выписан | 1,75 | 11,90 | 23,80 | 47,60 | 1. 120 |
Электролит содержит смесь серной кислоты и дистиллированной воды.
Предупреждение: Эти батареи содержат серный кислота. Всегда надевайте защитные очки и резиновые перчатки или перчатки из ПВХ при работе с их.
Показания не будут точными, если вы только что добавили воду. Подожди при этом перед испытанием, чтобы новая вода успела смешаться с имеющийся электролит.
Каждая батарея состоит из одной или нескольких ячеек. На фото ниже там три клетки. Чтобы получить доступ к электролиту, просто снимите крышку, как правило, отвинчивая ее. Убедитесь, что вы не уроните что-нибудь в клетку.
Ячейки аккумулятора.
Шапка снята.
Самый лучший, простой в использовании и доступный тип ареометра – это тот, который представляет собой герметичный цилиндр с выжимной грушей на одном конце и небольшая гибкая трубка на другом конце (см. схему ниже). поплавок, что-то похожее на то, что вы видите в ртути термометр.
Использование ареометра поплавкового типа.
Если на поплавке ареометра есть числовые значения для конкретных силы тяжести, запишите значение и аккумуляторную батарею, которую вы бы измерено. Если значений нет, зеленый цвет означает, что ячейка заряжена, белый цвет означает, что она нуждается в зарядке, а красный означает, что он сильно разряжен и нуждается в зарядке, но это очень грубые показатели. Наличие фактических значений гораздо предпочтительнее так как вы можете сравнивать значения для разных ячеек и лучше контролировать здоровье каждой клетки.
Температурные поправочные коэффициенты
Удельный вес будет варьироваться в зависимости от температуры внутри батареи. Инструкция к вашим аккумуляторам подскажет, какая коррекция применять. Например, вот что написано в руководстве Surrette/Rolls.
для температур в диапазоне от 0 до 130°F или от -17,8 до 54,4°C. Используйте приведенные ниже уравнения или для температур ниже 70°F (21°C) вычтите 0,03 на каждые 10°F (5°C) температуры ниже 70°F, а для температур выше 70°F добавить 0,03 для каждые 10°F выше 70°F.- Поправочный коэффициент (по Фаренгейту) = (0,331 x Температура_батареи_в_F — 23) / 100
- Поправочный коэффициент (по Цельсию) = (0,595 x Battery_temperature_in_C — 12,5) / 100
Многие инверторы или контроллеры заряда имеют температуру батареи. датчик, который вы прикрепляете к аккумулятору где-то для контроля температура. Обычно у них есть ЖК-дисплей, который вы можете запросить. выясни это. Направляя инфракрасный термометр сбоку одна из батарей в середине вашего блока батарей также будет дайте температуру.
Ареометр стрелочного типа для измерения удельного веса
Ниже показан другой тип ареометра с циферблатом вместо поплавка. Это немного менее надежно, потому что циферблат может немного залипать, когда превращение.
Ареометр циферблатного типа.
Крупный план циферблата.
Всасывание электролита в ареометр.
Чтение циферблата.
Другие темы
3 Простые и эффективные тесты аккумуляторных систем – Статьи
Основной задачей аккумуляторной системы является обеспечение резервного и аварийного питания критического оборудования во время отключения переменного тока. Фото: Пол Чернлховски (Flickr CC)
Батареи представляют собой сложные химические механизмы. Они состоят из ряда ячеек, соединенных последовательным путем. Если какой-либо один компонент в цепочке аккумуляторов выходит из строя, все последовательное соединение выходит из строя.
Основной задачей аккумуляторной системы является обеспечение резервным и аварийным питанием критического оборудования во время отключения переменного тока. Хорошая программа обслуживания аккумуляторов может предотвратить или, по крайней мере, снизить затраты и повреждение критического оборудования.
С таким количеством приложений и возможностей для тестирования аккумуляторов трудно выбрать лучшую схему тестирования. В этой статье мы кратко обсудим три быстрых (и эффективных) теста, которые помогут выявить неисправности в аккумуляторной системе с использованием простого контрольно-измерительного оборудования.
1.) Удельный вес
Самый точный и прямой способ проверить состояние заряда элемента батареи — это определить удельный вес электролита батареи. выше удельный вес электролита, тем выше состояние заряда. Низкий удельный вес может указывать на слишком низкое напряжение зарядного устройства, вызывающее сульфатацию пластин.
Удельный вес измеряется с помощью ареометра, прибора, измеряющего отношение плотности электролита к плотности воды. Показания получают путем осторожного забора пробы электролита из аккумулятора в ареометр.
При использовании ареометра удельный вес ячейки следует измерять на трети пути вниз по стенке ячейки. Раздел 5.2 стандарта IEEE 450-2010 рекомендует измерять удельный вес 10 % элементов в группе батарей каждый квартал и ежегодно проверять все элементы.
Удельный вес измеряется с помощью ареометра. Цифровые ареометры, подобные изображенному выше, являются самым простым способом получения показаний. Фото: BAE Канада.
Измерения зависят от температуры, т.е. удельный вес зависит от температуры внутри батарей. Некоторые тестировщики корректируют значения автоматически, в то время как другим может потребоваться расчет значений вручную с помощью уравнения. В любом случае важно использовать значения с поправкой на температуру для получения точных данных о тенденциях.
Традиционно известно, что удельный вес не имеет большого значения для определения приближающегося отказа батареи, поскольку он лишь незначительно меняется после первых 3–6 месяцев жизни батареи. Начальное изменение вызвано завершением процесса формирования, когда неактивный пастообразный материал активируется сложным комплексом химических реакций.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Электролит аккумуляторной батареи содержит серную кислоту. Будьте предельно осторожны при работе с этими жидкостями, всегда надев соответствующие СИЗ. Работы должны выполняться только квалифицированным персоналом.
Связанный: 4 Опасности, связанные с батареями, и способы их предотвращения
2.) Испытание подзарядного напряжения
Измерение подзарядного напряжения — один из наиболее традиционных методов тестирования батареи, но важно понимать, что правильное напряжение элемента не указывает ни на что, кроме того, что элемент полностью заряжен. Однако неправильные значения напряжения ячейки указывают на состояние ячейки.
Неправильное напряжение подзаряда указывает на проблемы с ячейкой. Фото: BAE Канада.
Поскольку сумма напряжений всех элементов должна равняться настройке зарядного устройства аккумуляторов, элементам с более низким напряжением необходимо противодействовать перезарядкой элементов в лучшем состоянии, что приводит к более высоким рабочим температурам.
Примечание: Возможно, что одна ячейка поднимается намного выше, чтобы компенсировать несколько ячеек, плавающих немного ниже.
Низкое напряжение холостого хода указывает на то, что ячейка заряжается не полностью и не может обеспечивать полную емкость, что может указывать на сульфатацию пластины. Высокое плавающее напряжение указывает на перезарядку. Это может привести к преждевременной коррозии сетки и повышению температуры в аккумуляторе, что является главной причиной сокращения срока службы аккумулятора.
Измерения следует проводить при отключенной батарее от нагрузки и системы зарядки, чтобы получить наиболее точные показания. При измерении используйте мультиметр, настроенный на постоянное напряжение. Сравните значения с пределами, указанными производителем.
Помните, что ненормальное напряжение поплавка указывает на то, что что-то не так. Однако, если плавающее напряжение в норме, это ничего не говорит о состоянии элемента, емкости или исправности. Раздел 5.2 IEEE 450 рекомендует измерять напряжение покоя ежемесячно, а каждую ячейку измерять ежеквартально.
3.) Межэлементное сопротивление
Часто батареи выходят из строя не из-за слабых элементов, а из-за слабых межэлементных соединений. Как правило, оборудование следует затягивать до нижнего предела шкалы крутящего момента, рекомендованного производителем батареи, но гораздо лучше проверить сопротивление межэлементного соединения с помощью омметра с низким сопротивлением.
Простые процедуры технического обслуживания предотвратят разрушение межсотовых соединений. Фото: Батареи безлимитные
Следуя рекомендациям IEEE, электрические измерения могут даже обнаружить ошибки, которые часто упускают из виду, такие как шайба, застрявшая между штырем и межэлементным соединением, в то время как затяжка не позволяет обнаружить такие ошибки.
IEEE 450-2010 Раздел 5.3.1 указывает, что изменение сопротивления межэлементного соединения между батареями не может превышать установочное значение или максимальное значение, установленное разработчиком системы, более чем на 20 %.