Что такое полярность аккумулятора и как ее определить
Автомобильные аккумуляторы рассчитаны на напряжение – 12 В и постоянный ток. Они подключаются с помощью клемм, одна из которых имеет плюсовой заряд, а другая – минусовой. Плюс подключается к электрической система авто, а минус соединяют с кузовом (массой). Полярность – это взаимное размещение клемм. Неправильное подключение АКБ грозит поломкой электрооборудования. Но проблема в том, что выводы на разных батареях и расположены может быть по-разному.
Разница между прямой и обратной полярностью
Различают следующие виды полярности аккумуляторов:
- прямая – используется в РФ;
- обратная – обратная полярность аккумулятора характерна для машин европейской сборки, причём авто, собираемые в странах СНГ, чаще комплектуются прямополярными АКБ.
По компоновке элементов различают четыре типа полярности: по 2 вида для грузовиков и легковушек, хотя встречаются и ещё несколько, менее распространённых.
Аккумулятор прямой полярности отличается от АКБ обратной полярности размещением токовыводов. Но различий в принципе работы нет. Технические характеристики могут быть совершенно идентичными.
Есть ещё модели азиатского типа и американского. В некоторых источниках они указываются как дополнительные виды. Однако это неверно, потому что различия относятся к типоразмеру. АКБ азиатского производства больше высоту, но меньше в ширину. Кроме того, клеммы у таких приборов тоньше. Аккумуляторы американского производства чаще имеют выводы на боковой стороне, которые сделаны под крепление болтом. Причём азиатские модели относятся к обратнополярным, а американские – к прямополярным.
Подробнее разобраться, что такое обратная и прямая полярность автомобильного аккумулятора, поможет анализ разных вариантов АКБ.
Как определить полярность аккумулятора
Способ определения будет частично отличаться для легковых и грузовых автомобилей.
Легковые автомобили
Чтобы определить, какая полярность аккумулятора – прямая или обратная, нужно развернуть прибор выводящими элементами к себе, этикетка будет располагаться перед глазами. Прямополярной считается батарея, если слева направо размещён сначала «+», потом «–». Такие аккумуляторы маркируются цифрой «1» и устанавливают преимущественно на отечественные авто и на отдельные машины зарубежного производства.
У обратнополярных АКБ все наоборот: сначала идёт «минус», затем «плюс». Такая батарея маркируется цифрой «0». Но, несмотря на разницу, не понять, какая полярность у аккумулятора, можно только по незнанию или в спешке.
Грузовые автомобили
Чтобы узнать полярность аккумулятора для грузовой машины, нужно посмотреть на клеммы, развернув прибор этой стороной к себе. Выводы часто расположены на короткой стороне. Если плюсовой вывод находится слева, а минусовой – справа, то это обратнополярная АКБ, и она обозначается цифрой «3».
Минус, размещающийся справа, и плюс слева определяют прямополярный аккумулятор для грузового автомобиля, который обозначается цифрой «4».
В редких случаях встречаются ещё другие варианты компоновки батареи:
- «2» – выводы расположены по диагонали.
- «6» – стороны батареи одинаковые ширины, и выводы расположены с одной стороны, слева направо «-», затем «+».
- «9» – токовыводящие элементы размещены по центру коротких сторон.
Дополнительные способы определения полярности
Определение полярности аккумулятора возможно и по внешнему виду отдельных элементов. У прямополярной АКБ:
- плюсовая клемма больше минусовой;
- клеммные выводы в целом толще.
Толщина клемм (мм.)
Прямополярный | Обратнополярный | |
Плюс | 19,5 | 12,7 |
Минус | 17,9 | 11,1 |
Затруднений с определением не должно возникать ещё и по той причине, что производитель выбивает на корпусе рядом с клеммами или непосредственно на клеммах «+» и «–».
Кроме того, маркируются цветами, соответственно, «+» – красный, «–» – синий или чёрный:
- защитные колпачки на клеммных проводах;
- наклеммные колпачки.
На сам аккумулятор может быть нанесена маркировка в виде букв «L» или «R». Первая указывает на обратную полярность, вторая – на прямую.
Обратите внимание! В случае затруднений производители предлагают воспользоваться онлайн каталогом для подбора оптимальной модели аккумулятора.
Если никаких обозначений на аккумуляторе нет, то полярность определяют с помощью:
- мультиметра – в режиме измерения постоянного напряжения тока (U) чёрный щуп подсоединяют к предполагаемому минусу, а красный – к плюсу. Если проверяющий угадал расположение полюсов, то прибор покажет напряжение «12 В». Если полярность не совпала, то напряжение будет « -12 В»;
- слабого раствора кислоты, например, лимонной. К выводам аккумулятора нужно подсоединить медные провода, одним концом прикрутить по одному проводу к выводам, а другим опустить их в раствор. Важно, чтобы провода не соприкасались. Там, где будет минусовой провод, образуются пузырьки воздуха;
- сырого картофеля.
Также используются медные провода, только их нужно воткнуть в разрезанную пополам картофелину на расстоянии 5-10 мм друг от друга. Там, где «+», картофель позеленеет;
- осмотра клемм. Кроме того, что плюсовой вывод толще, чем минусовой, у б/у АКБ есть ещё одно отличие – плюсовая клемма имеет белый или зелёный налёт – оксидное загрязнение.
Что будет, если перепутать полярность
Чаще путаница происходит при подзарядке АКБ, но неопытные водители неправильно подключают аккумулятор и к бортовой сети. При этом наблюдается искрение, и все элементы подвергаются серьёзной опасности. Перегоревший предохранитель – самое малое, чем грозит ошибка. Сначала проверяют все предохранители, начиная с распределительных элементов под капотом. Перегоревшие заменяют, подбирая по амперажу.
Вот что будет, если перепутать полярность аккумулятора. Наряду с перегоревшим предохранителем, возможно повреждение:
- подсветки и электроники приборной панели;
- сигнализации;
- проводов;
- бортового компьютера – электроника очень чувствительна к смене полярности, и если двигатель начинает вращаться в обратном направлении, то электроника выходит из строя;
- АКБ;
- блока управления двигателем – мотор перестаёт заводиться либо осложняется управление.
В блоке управления может быть установлена защита – так называемый стабилитрон. Его параллельно подключают к питающей шине. Если он пробит и нет запасной детали, можно выполнить подключение напрямую, убрав стабилитрон;
- генератора – из строя выходят 1 и 2 диод выпрямительного моста. пробой образуется из-за того, что через соединение проходит максимальный ток и он возрастает, поскольку сопротивление диодов нулевое. В результате растёт вероятность воспламенения проводки и повреждения других элементов бортовой сети.
После замены предохранителей необходимо проверить исправность генератора. Двигатель заводят и дают ему проработать на холостых оборотах 10-15 минут, затем определяют температуру генератора. Если он перегрелся, значит, вышел из строя диодный мост. После того, проверяют остальные элементы электрической системы.
Диодный мостик генератораВажно! Особенно фатальна ошибка на машинах японского производства.
Однако перепутать прямую или обратную полярность АКБ сложно, и вот по каким причинам:
- зафиксировать минусовой провод на плюсовом выводе не получается, потому что он слишком толстый;
- плюсовой провод слишком короткий.
Однако некоторым всё-таки удается поставить аккумулятор неправильно. Первый сигнал при этом – сильное искрение, что свидетельствует о коротком замыкании в цепи.
Гораздо чаще путают полярность при зарядке аккумулятора. Если оплошность была замечена сразу, нужно проверить работоспособность АКБ и подключить зарядку правильно. Если же аккумулятор успел зарядиться и работает, устанавливать его на автомобиль нельзя, потому что его полярность изменилась. Чтобы избежать поломки бортовой системы автомобиля, необходимо полностью разрядить аккумулятор, а потом зарядить его правильно.
Можно ли установить другой полярности
Автомобилистов, которые по неопытности приобрели неподходящий аккумулятор, интересует можно ли как-то поставить его в автомобиль. Теоретически можно. Естественно просто подключить аккумулятор как обычно не получится. Придётся перевернуть АКБ и тянуть провод к соответствующему выводу. Провод иногда коротковат, поэтому его нужно будет наращивать. Кое-как к этому делу не подойти, поскольку нужно тщательно подобрать провод, рассчитав необходимое сечение. И такое подключение уже будет халтурой. Вместо рискованного мероприятия по подключению аккумулятора с неправильной полярностью, опытные водители рекомендуют продать прибор и купить тот, который нужно.
Чтобы избежать неправильного подключения АКБ, опытные водители советуют новичкам покупать точно такой же аккумулятор, что и был установлен. Однако этот способ не спасает от неправильной установки на подзарядку, поэтому будьте внимательны при покупке и установке батареи.
как определить и в чем разница
Главная » WIKI ЗНАНИЯ
Автор admin На чтение 2 мин Просмотров 9.3к. Опубликовано
Содержание
- Прямая или обратная полярность аккумулятора
- Что такое прямая полярность
- Что такое обратная полярность
- Можно ли поставить аккумулятор другой полярности
Покупая новый аккумулятор, продавец-консультант может спросить, нужна прямая или обратная полярность аккумулятора? И большинство автовладельцев просто растеряются, т.к. не знают какая полярность у них и в чем между ними разница.
Прямая или обратная полярность аккумулятора
Известно, что полярность аккумуляторов бывает обратной и прямой. Имеет ли это значение при покупке новой батареи? Обязательно ли нужно учитывать полярность или можно взять любой подходящий по размерам аккумулятор?
Что такое прямая полярность
Для тех, кто не знает или забыл, стоит напомнить, что прямая полярность подразумевает нахождение плюсовой клеммы слева [+ -], тогда как «минус» при этом располагается справа. При установке АКБ обычно повёрнута этикеткой вперёд, а её клеммы находятся прямо перед глазами смотрящего.
Что такое обратная полярность
Обратную полярность же отличает минусовая клемма с левой стороны [- +].
Стоит отметить, что разница в полярности характерна для автопроизводителей с разных континентов. Азиатские бренды предпочитают использовать прямую полярность, а европейцы и американцы – обратную.
Зная, какое происхождение имеет марка вашего автомобиля, нетрудно догадаться, какой будет полярность аккумуляторной батареи. Исключений здесь практически не бывает. Если, конечно, машина не подержанная и прежним владельцем ничего не переделывалось.
Можно ли поставить аккумулятор другой полярности
При замене аккумулятора рекомендуется покупать новый аккумулятор такой же полярности, какой был и старый. Но на самом деле это не столь принципиально. Главное, чтобы провода не оказались слишком короткими.
В противном случае при установке АКБ другой полярности они просто могут не дотянуться до клемм. Но и эта проблема вполне решаема.
Ведь провода также можно заменить! Стоят они недорого, а потребность в их замене зачастую появляется по мере эксплуатации транспортного средства.
Поэтому, покупая аккумулятор, конечно, лучше обращать внимание на полярность. В современных магазинах широкий ассортимент аккумуляторов с прямой и обратной полярностью в наличии. Но, если так уж случилось, что есть только аккумулятор с прямой полярностью, а вам нужен с обратно, то можно и его поставить, но проверить длину проводов.
Если полярность иная, а батарея по всем остальным параметрам устраивает автовладельца, вполне можно купить и её. Автомобилю такая замена точно не повредит. Это совсем не скажется на его работе. Главное, чтобы все остальные характеристики совпадали. Хотя и здесь также нередко возможны варианты.
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как выбрать аккумулятор
Практически каждый водитель сталкивался с этим: на улице мороз, утром прыгаешь в машину, а машина не заводится. В результате вы опаздываете на работу, психуете, все ваши планы рушатся. Кто виноват? В большинстве случаев не подготовился к зиме сам водитель.
В это время года холодная батарея запускает двигатель с густым маслом, что увеличивает нагрузку на саму батарею. Аккумулятор начинает заряжаться только после прогрева и только во время движения автомобиля (при работе двигателя на холостом ходу зарядки нет). В результате водителям приходится сталкиваться с проблемой, когда их автомобильный аккумулятор разряжается и не может прокрутить стартер. Частично разряженную батарею можно зарядить или восстановить, но нельзя восстановить полностью разряженную батарею. Средний срок службы батареи составляет около 3-5 лет, хотя он напрямую зависит от правильного использования и обслуживания. Вам рано или поздно придется купить новый аккумулятор для вашего автомобиля после того, как он достигнет такого срока службы.
Вы можете выбрать автомобильный аккумулятор самостоятельно. Достаточно знать общие характеристики: емкость, полярность, размеры, дату изготовления и марку автомобильного аккумулятора. Все общие характеристики обычно указаны на передней этикетке аккумулятора. Что касается самого автомобиля, то в техническом руководстве указаны все детали, требуемые для замены.
- Емкость
Стоимость батареи напрямую зависит от ее емкости и пускового тока. Чем выше пусковой ток, тем быстрее стартер крутит двигатель.
Вы должны купить аккумулятор для своего автомобиля в соответствии с емкостью, указанной в техническом руководстве для вашего автомобиля. Использование аккумулятора меньшей емкости может вызвать проблемы при запуске двигателя. При избыточной емкости генератор не будет полностью заряжать аккумулятор, что может привести к более раннему выходу аккумулятора из строя. Емкость батарей eDCon указана на передней этикетке. Диапазон производительности eDCon составляет от 44 до 100 А/ч.
- Полярность
Здесь все просто: «назад» или «напрямую». Полярность определяет положение электрода в батарейном отсеке. Прямая полярность (+-) популярна в аккумуляторах для азиатских автомобилей, тогда как обратная полярность довольно распространена в автомобилях европейских производителей. Часто невозможно установить батарею с неправильной полярностью, так как провода просто не доходят до электродов. Полярность можно легко определить, просто взглянув на клеммы аккумулятора, на них есть знаки плюс и минус.
- Размеры
В моторном отсеке есть специальное место для аккумулятора; там может быть невозможно установить батарею другого размера. Прежде чем покупать новый, проверьте размеры своего предыдущего аккумулятора.
Покупая новый аккумулятор, вы уже должны точно знать размеры аккумулятора для своего автомобиля. На передней этикетке можно было увидеть размеры батарей eDCon.
- Дата изготовления
Срок годности батареи зависит от даты ее изготовления. Срок службы батареи составляет около 3-5 лет, и само собой разумеется, что чем новее устройство, тем дольше оно вам служит. Срок службы считается не со дня установки аккумулятора в транспортное средство, а с момента активации. Если батарея изготовлена давно, то вполне вероятно, что она может быть частично или полностью разряжена в момент покупки.
- Марка
Цена батареи во многом зависит от марки. Аккумуляторы премиум-брендов стоят дороже, потому что в их стоимость включены расходы на рекламу, маркетинг и продвижение. Мало кто готов доплачивать за красивое имя, но если бренд надежный и популярный, это многое говорит о доверии покупателей.
Передовые и современные аккумуляторные технологии eDCon используются на современных высокотехнологичных линиях одного из лучших в мире производителей свинцовых аккумуляторов. Передовые заводы, расположенные в Чехии, Германии, Испании, Турции, имеют все необходимое, чтобы гарантировать высокое качество производства автомобильных аккумуляторов eDCon.
Преимущества аккумуляторов eDCon для легковых автомобилей :
- Повышение производительности +30% благодаря кальциевой технологии Ca-Ultra
- 100% защита от перезарядки благодаря технологии Ca-Heavy Duty
- Саморазряд в 3 раза медленнее
- Прост в использовании, полностью не требует технического обслуживания благодаря технологии Ca-Easy Care
- Подходит для плохих дорог и бездорожья благодаря технологии Ca-Shield
- Отличное сочетание цены и качества
- eDCon Качество подтверждено двухлетней гарантией.
Аккумуляторы eDCon – лучший выбор для вашего автомобиля!
аккумуляторы — МОП-транзистор в качестве защиты от обратной полярности, а также выключатель питания
спросил
Изменено 1 год, 5 месяцев назад
Просмотрено 356 раз
\$\начало группы\$ У нас есть система, в которой есть основной источник питания, а также одноэлементная литий-ионная батарея (диапазон от 4,1 В до 3,3 В, которую мы будем использовать) в качестве резервной батареи. Это продукт с низкой стоимостью и ограниченной площадью печатной платы . Идея состоит в том, что когда основной источник питания отключен, система будет работать от резервной батареи до тех пор, пока АЦП микроконтроллера не обнаружит низкое напряжение резервной батареи, где ему необходимо отключить питание резервной батареи и отключить собственное питание. Следующий запуск происходит, когда основное питание восстановлено, а резервная батарея заряжена.
Таким образом, требование из этого вопроса состоит из двух частей в отношении резервной батареи: 1. защита от обратной полярности с помощью полевого МОП-транзистора, так как наблюдается небольшое падение напряжения, и 2 управление MCU для включения / выключения по умолчанию (с MCU в высоком импедансе). ).
Для защиты от обратной полярности: подойдет простой PMOS, так как Vgs низкий.
Q1 . Тот же PMOS не может использоваться в качестве управления от MCU, поскольку диод в корпусе будет проводить, даже если MOSFET выключен, верно?
Для управления включением/выключением от MCU самое простое, что я могу придумать, это пара PMOS/NMOS. PMOS будет основным переключателем, а NMOS будет управлять затвором PMOS, а уровень напряжения MCU будет управлять затвором NMOS. Резистор находится между G и S как PMOS, так и NMOS, чтобы по умолчанию они были отключены.