что это такое, для чего нужна, как сделать своими руками, сброс (обнуление) без компьютера
Автор Сергей Васильевич На чтение 14 мин Просмотров 4.2к. Опубликовано
Под понятием коррекции или адаптации АКПП подразумевается автоматическая корректировка рабочего алгоритма. Блок управления отслеживает время переключения скоростей и меняет давление в гидравлической системе в некоторых пределах.
Значения адаптации заносятся в динамическую память контроллера и постоянно корректируются, а также могут удаляться при помощи сервисного компьютера.
Содержание
Для чего нужна адаптация
При разработке автоматической трансмиссии конструкторы задают необходимое давление масла, обеспечивающее быстрое и плавное срабатывание фрикционных пакетов. При износе дисков увеличивается зазор, что приводит к увеличению времени работы. Одновременно возможна потеря герметичности гидравлической системы. Это сказывается на давлении масла.
Блок управления анализирует алгоритмы переключения и проводит адаптацию АКПП, при которой контроллер при помощи электронных регуляторов повышает или снижает давление на фрикционные пакеты.
Процедура непрерывная. Данные заносятся в специальную настроечную таблицу и могут быть считаны при диагностике. Одновременно фиксируются отклонения по времени срабатывания пакетов.
Обнуление адаптации АКПП, проводимое после замены масла или в процессе эксплуатации коробки, не имеет смысла. Блок управления начнет заново заполнять таблицу, меняя алгоритм работы. Кроме того, при износе фрикционов и отсутствующей адаптации АКПП агрегат будет работать с некорректным давлением в системе переключения. Увеличение времени пробуксовки способствует ускоренному износу фрикционных дисков.
Фрикционные диски АКПППоследствия возврата алгоритма переключения к заводским значениям могут быть разными. Иногда водители отмечают улучшение работы коробки после сброса адаптации АКПП. Например, увеличение времени пробуксовки пакета из-за падения давления создает иллюзию мягкого переключения. Но поскольку блок управления начинает собирать информацию и заполнять таблицы, то через 200-400 км трансмиссия станет работать по скорректированному алгоритму.
На коробках с большими пробегами и близким к критическому значению износом сброс адаптации АКПП может привести к плачевному результату. Гидравлическая система будет пытаться переключать скорости по стартовому алгоритму, что приведет к разрушению изношенных фрикционных пакетов. Сброс адаптации АКПП целесообразен только после проведения капитального ремонта агрегата.
Многие владельцы подразумевают под адаптациями АКПП меняющийся алгоритм работы, который зависит от условий движения или степени нажатия на педаль газа. Эти настройки не зависят от давления масла или времени срабатывания пакетов.
Коробка адаптируется к стилю управления, но для изменения поведения АКПП не требуется стирать таблицы корректировок значений давления и времени включения.
Процесс адаптации коробки автомат — сброс настроекЧем отличается обычный и адаптивный автоматы
Гидромеханические коробки передач выпуска до конца 80-х гг. прошлого века не оснащались электронным блоком. Переключение осуществлялось гидравликой. Предусматривалась обратная связь с дроссельной заслонкой и датчиком разрежения во впускном коллекторе.
Введение в систему управления электроники позволило улучшить алгоритмы работы и ввести корректировку алгоритма работы пакетов фрикционов в зависимости от технического состояния АКПП.
Адаптивная автоматическая коробка, в широком смысле понимания, способна подстраиваться под манеру управления.
В рабочем процессе участвуют несколько блоков управления (например, двигателя и АКПП), учитывается скорость и угол открытия дроссельной заслонки, а также ряд других параметров. Следует понимать, что термины адаптация (коррекция) и адаптивная коробка являются разными по смыслу.
Адаптированная АКПП Aisin AW55-50SNРежимы и кнопка блокировки в АКППАдаптивная коробка автомат: что это такое и как работает
В современных коробках (например, разработки Aisin или ZF) используются датчики, фиксирующие время срабатывания фрикционного пакета. Значения поступают в блок управления и сравниваются с изначальными цифрами. На основе анализа производится регулировка давления в системе управления фрикционом.
Для корректировки используются электромагнитные клапаны, расположенные в гидроблоке. Процесс адаптации АКПП можно сравнить с подстройкой контроллера двигателя под стиль управления.
Как работает алгоритм адаптации
В блоке управления АКПП находится прошивка, в которую занесены фиксированные значения давления в гидравлике и времени срабатывания фрикционных пакетов. Также имеются данные о допустимых пределах корректировки (в зависимости от модели коробки).
Компьютер получает данные о работе пакетов и корректирует давление, сохраняя сведения об отклонениях в виде таблицы.
Алгоритм адаптацииКак коробка автомат делает анализ масла
В конструкции АКПП не предусмотрены системы анализа качества масла. Может устанавливаться только счетчик пробега (сбрасывается при обслуживании). Но при работе агрегата компьютер учитывает изменение характеристик жидкости, которые влияют на давление в системе и скорость срабатывания пакетов.
Если сравнить данные коррекции или адаптации АКПП на старом и новом масле, то будет видна небольшая разница.
В чем опасность сброса коррекции на изношенной коробке передач
По мере износа фрикционных дисков увеличивается зазор между рабочими поверхностями, что приводит к длительной пробуксовке. Адаптация АКПП позволяет ускорить срабатывание пакета за счет корректировки давления масла (заодно компенсируя возможные утечки жидкости в гидравлике). Следует понимать, что процесс адаптации не безграничен – при сильном износе блок управления не сможет обеспечить нормальную работу коробки.
При принудительном сбросе адаптаций гидравлика начинает работать по алгоритму, заложенному для новых деталей.
Увеличение времени пробуксовки приводит к окончательному истиранию фрикционных дисков, загрязнению масла продуктами износа и переходу АКПП в аварийный режим. Поэтому не следует сбрасывать адаптации в надежде улучшить работу трансмиссии или добиться улучшения динамики разгона.
Когда нужно делать адаптацию
Сбросить адаптацию АКПП имеет смысл только после ремонта агрегата, в ходе которого менялись фрикционные пакеты или компоненты гидравлической системы. Теоретически, можно оставить записанные значения в блоке управления. Он приспособится под новые условия работы на протяжении 200-400 км. Но в этом случае возможен чрезмерный износ деталей (например, из-за высокого давления на фрикционные пакеты).
Некоторые производители (например, VW) предписывают сбрасывать адаптации в следующих случаях:
- После установки нового двигателя или блока управления мотором (либо после перепрограммирования контроллера на новую версию прошивки).
- После снятия и установки коробки или электронного привода управления дроссельной заслонкой.
- После установки нового контроллера АКПП.
Основные параметры адаптации
При адаптации АКПП в память контроллера заносятся следующие данные:
- Корректировки давления в большую или меньшую сторону от номинального значения. Сведения записываются для каждого фрикционного пакета и измеряются в миллибарах.
- Изменения времени замыкания фрикционного пакета, отличающиеся от программного значения. Могут отклоняться в большую или меньшую сторону, измеряются в миллисекундах. Фиксируются для каждого фрикционного пакета.
Занесенные в память блока значения адаптации АКПП не могут использоваться для точного определения состояния коробки. Необходима детальная диагностика агрегата (в том числе – и на ходу), по результатам которой выносится вердикт.
Важно – диагностику должен проводить квалифицированный специалист, способный распознать проблемы при работе АКПП.
Способы адаптации автомата
Несмотря на то, что адаптация АКПП является автоматическим процессом, владельцы машин пытаются «обмануть» программу и выполнить процедуру своими руками. Существующие методики позволяют изменить корректировочные значения в блоках управления коробкой и мотором. Но при последующей эксплуатации в обычном режиме адаптации вернутся к старым значениям.
Длительный
Полная замена данных адаптации АКПП происходит на протяжении 200-400 км пробега (иногда встречаются данные о максимальном пробеге до 2000 км). Контроллер ведет анализ данных о времени срабатывания пакетов и корректирует давление электромагнитными клапанами.
Процесс непрерывный и протекает без вмешательства водителя.
Быстрый
Ускоренного процесса адаптации АКПП не существует, поскольку коробка постоянно меняет настройки. Контроллер записывает новые значения, ориентируясь на техническое состояние фрикционных пакетов и характеристики масла. Но переход от агрессивного стиля управления к спокойному ритму приводит к повторной адаптации блоков управления мотором, обеспечивая переключение АКПП на пониженных оборотах.
Как сделать адаптацию самостоятельно
Владелец автомобиля может удалить старые данные адаптации АКПП самостоятельно, но следует помнить о возможных негативных последствиях. Как уже говорилось выше, блок управления начнет собирать данные о работе пакетов фрикционов с последующей корректировкой давления в гидравлике.
Если записать данные до сброса адаптации и сравнить их с цифрами, занесенными в память контроллера через 300-400 км пробега, то значения будут идентичными либо разница составит около 5%.
Без последствий для АКПП можно сбросить только настройки, опирающиеся на анализ компьютером стиля езды. Например, после покупки подержанного автомобиля можно дождаться момента, когда АКПП сама подстроится под манеру езды нового владельца. Но можно ускорить процесс, сбросив значения до нуля.
Сброс старых величин
Используемые на автомобилях контроллеры двигателя не сохраняют данные о стиле управления при отключении питания. Обнулить блок управления АКПП простым отсоединением батареи от бортовой сети не получится. Следует учесть, что на ряде автомобилей (например, на Skoda Octavia III поколения) требуется адаптация АКПП и привода дроссельной заслонки.
Для удаления данных из памяти необходимо (на примере Skoda Octavia III поколения):
- Запустить двигатель и удерживать автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза.
- Перевести рычаг селектора в положение движения вперед и удержать на протяжении 3 секунд, а затем вернуть в нейтральную позицию.
- Повторить процедуру перевода и удержания рычага 5 раз, а затем пятикратно вывести рукоятку в позицию реверса (с 3-секундной паузой).
Второй способ, используемый для Skoda Octavia III поколения, предусматривает установку машины на подъемник. Селектор переводят в позицию D и имитируют разгон до 80 км/ч при нажатом на 25-30% дросселе. Педаль газа отпускают и дожидаются падения скорости до 6 км/ч. Затем необходимо на протяжении 1 минуты нажать на педаль тормоза, имитируя остановку.
Процедуру разгона и торможения повторяют 10 раз, после чего адаптация АКПП сбрасывается.
Skoda OctaviaСелектор АКППЧерез сколько ждать результат
После сброса настроек, касающихся стиля управления, алгоритм работы АКПП меняется сразу после повторного пуска двигателя или через 5-10 минут езды. Автомобиль может стать динамичнее, но из-за переключения на повышенных оборотах увеличится расход топлива. Если прежний владелец ездил в спортивном стиле, то возможна обратная тенденция.
Возможные проблемы и пути их решения
Сброс настроек, зависящих от манеры управления, не оказывает негативного влияния на АКПП. Но при появлении толчков при переключении необходимо провести диагностику коробки.
Не следует пытаться удалить коррекции или адаптации АКПП, касающиеся изменения давления и времени работы фрикционных пакетов.
Почему желательно использовать дилерские сканеры
Специальное диагностическое оборудование, имеющееся в распоряжении дилерских центров, позволяет считывать различную информацию из блоков управления. Устройства используют для анализа адаптаций АКПП. Для удаления водительских настроек применять сканеры нет смысла.
Особенности адаптации в некоторых марках автомобилей
Поскольку на автомобилях используются коробки разных моделей, то алгоритм очистки водительских адаптаций АКПП зависит от года выпуска и марки машины. Лимитов на число сбросов не существует.
Kia Rio 3
Для адаптации алгоритмов переключения необходимо:
- Прогреть АКПП до рабочей температуры (например, проехав 10-15 км).
- Выехать на пустой участок шоссе, остановиться и удерживать автомобиль тормозами.
- Перевести селектор в положение нейтрали, а затем выбрать режим движения вперед (в каждой позиции выждать 3 секунды).
- Повторить переключение из N в D с паузами 4 раза, а затем включить D и начать разгон с нажатием на педаль дросселя на 15-25%. Коробка должна выйти на высшую ступень, переключения должны происходить на 2000-2500 об/мин.
- Отпустить акселератор и затормозить двигателем до момента остановки машины.
Kia Rio 4
На Rio IV поколения алгоритм сброса водительской адаптации трансмиссии не отличается от процедуры для Rio 3. Рукоятку в положении D следует удерживать 4 секунды, а при разгоне не повышать обороты сверх планки 2200 об/мин.
Volkswagen Tiguan
На автомобилях Tiguan I и II поколения сброс адаптаций проводится следующим образом:
- Прогреть масло в АКПП (вне зависимости от модели) до +65⁰С, контролируя значение сканером.
- Активировать режим чтения блока управления АКПП, перейти в раздел изменения базовых регулировок 001.
- Сбросить значения и вернуться в главное меню, войти в меню регулировок с параметром 002.
- Повторить сброс и выйти из режима настройки.
- Выключить и повторно включить систему зажигания, полностью нажать и удержать в течение 5 секунд педаль акселератора.
Возможен сброс адаптации по алгоритму, приведенному выше для Skoda Octavia III поколения. Метод подходит и для Polo седан, оснащенного 1,4-литровым мотором и коробкой DSG. Может использоваться для калибровки АКПП Aisin на автомобилях Touareg I поколения.
Mazda CX5
Для сброса водительских адаптаций АКПП необходимо:
- Прогреть масло до +60⁰С, контролируя значение сканером.
- Перевести селектор в позицию P и заглушить мотор, нажать на тормоз и повторно запустить двигатель.
- Выждать 30 секунд (при нажатой педали тормоза), перевести рычаг в положение N и остановить мотор.
- Сместить рычаг в положение ручного переключения М-, включить зажигание на 5 секунд (удерживая селектор в позиции М-).
- Убрать рычаг в позицию N, завести мотор.
- Выбрать положение М+ и удержать ручку на протяжении 5 секунд.
- Переместить рычаг в положение М- и выждать 5 секунд. При правильном сбросе мотор раскрутится до 1200 об/мин, после этого рычаг следует вернуть в положение М и выждать 10-15 секунд до начала снижения оборотов и короткого включения индикатора М1 в комбинации приборов.
Toyota Camry
Для сброса адаптаций АКПП необходим сканер, который подключают к разъему OBD-II. После выбора и подтверждения данных об автомобиле и запуска мотора открывается доступ к модулю диагностики. Затем необходимо выбрать раздел настройки АКПП и удалить имеющиеся данные.
Hyundai Solaris
Сброс водительских адаптаций АКПП на Solaris аналогичен процедуре, описанной для машины Kia Rio 3. Обороты двигателя при разгоне не должны выходить за 2200 об/мин.
Некоторые владельцы повторяют процедуру обучения 3-4 раза.
Hyundai SolarisPassat B5 и B6
Для сброса настроек в коробках серии 09G необходимо:
- Запустить двигатель нажать на педаль тормоза.
- Перевести рычаг селектора в положение D на 3 секунды, вернуть в N.
- Повторить процедуру перевода и удержания рычага 5 раз, пятикратно вывести рукоятку в позицию реверса (с 3-секундной паузой).
Другие автомобили
Сброс адаптаций АКПП на Chevrolet Cruze проводится при включенном зажигании путем нажатия на 30 секунд на педаль газа до упора (при неработающем двигателе). После снятия ноги с педали и отключения зажигания настройки сбрасываются до заводских значений. По такой же схеме сбрасывается АКПП на Opel Astra J.
Калибровка коробки на УАЗ Патриот предусматривает 5-кратное переключение селектора по режимам N-R, N-D, D-R и R-D с удержанием машины на тормозе и паузой 2 секунды в каждой позиции. Перед началом адаптации следует прогреть масло до +30⁰С, +50⁰С и +70⁰С (т. е. нужны 3 цикла калибровки).
На KIA Ceed, Sportage и Hyundai Creta для сброса необходимо включить зажигание и нажать до упора педаль газа на 1-1,5 минуты. После снятия ноги следует отключить зажигание, повторно повернуть ключи и запустить двигатель. Можно откалибровать АКПП и по схеме, используемой на Rio III или IV поколений.
Chevrolet CruzeOpel AstraУАЗ ПатриотKia CeedKIA SportageДля сброса АКПП на Opel Insignia необходимо прогреть масло до +82⁰С, а затем при работающем моторе перевести селектор 5 раз из позиции N в D (с паузой 5 секунд в каждой). После возврата ручки в положение Р необходимо выключить мотор.
Для очистки памяти в АКПП на BMW E39 необходимо вставить ключ в замок зажигания, резко нажать на педаль газа до срабатывания переключателя кик-дауна. Затем включить зажигание при нажатой педали и выждать 25-30 секунд. Процедура помогает сбросить настройки в коробках ZF 8HP70, 8HP45 или 8HP50, которые используются на Audi, BMW, Dodge или Range Rover.
Для обучения коробки 6T30 на Chevrolet Aveo необходимо прогреть АКПП и 3-4 раза перевести селектор по алгоритму N-D-N с паузой около 4 секунд в каждой позиции. Процедуру проводят при включенном зажигании и нажатой педали тормоза.
Для сброса датчика состояния масла и адаптаций на Peugeot 308 необходим сканер Lexia и ноутбук. Раздел инициализации автоадаптаций позволяет скорректировать алгоритм работы. Настройка АКПП на Audi A6 зависит от модели трансмиссии и поколения автомобиля (например, на части машин ставилась 6HP19 от ZF, которая сбрасывается по аналогии с коробками серии 8HP).
Сканер Lexiayoutube.com/embed/cMid0a4GMlQ?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Сброс адаптаций АКПП не относится к обязательным процедурам при замене масла. Более того – удаление корректировок давления и времени срабатывания ускоряет износ фрикционов. Владелец может сбрасывать водительские настройки при переходе от одного режима движения к другому. Эта процедура не затрагивает работу АКПП и безвредна для трансмиссии.
Да, трансмиссия стала работать лучше
30%
Да, трансмиссия не стала работать лучше
20%
Да, трансмиссия стала работать хуже
10%
Не доводилось
40%
Свой вариант, поделюсь опытом в комментариях
0%
Проголосовало: 10
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные алгоритмы.
Адаптация роботизированной коробки передач РКПП, АКПП, МКПП в Новосибирске
Что такое роботизированная коробка?
Роботизированная коробка переключения передач по своей сути представляет собой сложное механическое устройство с дополнительной электронной начинкой, которая управляет ее работой. Электроника сама отвечает за смену скоростей и работу сцепления, водитель рычагом лишь отдает соответствующие команды. Цифровой блок учитывает режим движения автомобиля, манеру езды и прочие условия, обеспечивая плавное движение и минимизируя износ деталей.
С точки зрения водителя роботизированная коробка позволяет ездить с таким же комфортом, как и при использовании АКПП. Но при этом ее использование дает возможность экономнее расходовать топливо. А сам агрегат более надежен и стоит дешевле, чем его полностью автоматический собрат.
Для корректной работы один раз в год или через каждые 10-15 тыс. пробега необходимо выполнять адаптацию роботизированной коробки, чтобы электронная начинка учитывала износ деталей трансмиссии или настроилась после замены узлов и агрегатов. Выполнять эту процедуру нужно только на специализированных станциях технического обслуживания, которые имеют необходимое оборудование, знания и опыт работы.
Что такое адаптация и когда она проводится?
Адаптация роботизированной коробки передач – это процесс обнуления существующих настроек электроники, которая управляет агрегатом. В последующем устройство калибруется под новые режимы работы, обеспечивая плавное переключение передач и правильную работу сцепления.
Процедура адаптации РКПП производится в случае возникновения сбоев в ее работе, а также при выполнении различных ремонтных работ с трансмиссией, в частности:
- Полная замена роботизированной КПП либо ее частичный ремонт с разборкой.
- Замена электронного блока управления коробкой, электропривода, отвечающего за смену передач.
- Замена вышедших из строя датчиков, которые контролируют работу роботизированной коробки передач.
- Замена или ремонт привода и датчиков сцепления, а также других деталей, составляющих механизм сцепления.
Адаптация устройства должна проводиться только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Слишком частое проведение этой процедуры оказывает негативное воздействие на узел сцепления и влечет за собой преждевременный износ агрегатов. Возможные положительные эффекты, появляющиеся после частой адаптации, носят кратковременный характер.
Вот несколько наиболее частых заблуждений, касающихся адаптации роботизированной коробки:
- Процедура не влияет на плавность при начале движения автомобиля.
- Адаптация не поможет предотвратить рывки при движении на низкой скорости, если изношены другие детали трансмиссии.
- Положение рейки в механизме сцепления не является индикатором необходимости выполнения адаптации.
Процедура адаптации коробки (ст-2 и ст-3)
Адаптация роботизированной КПП производится с использованием специализированного оборудования и состоит из нескольких этапов:
- Программная инициализация сцепления.
- Адаптация приводов, отвечающих за переключение передач.
- Ремонт (в случае необходимости) приводов управления сцеплением и передачами.
- Ремонт управляющих блоков РКПП.
Процесс адаптации должен проводиться в такой последовательности:
- Прокачка гидравлических частей механизма сцепления (удаление из системы пузырьков воздуха), настройка электронного модуля управления этим узлом. Одновременно с этим обычно заменяется тормозная жидкость.
- Обучение КПП переключению передач.
- Адаптация работы механизма включения сцепления и приводов переключения передач в коробке.
Важно знать!
В некоторых случаях неправильная работа агрегата вызвана не сбоем в настройках, а поломками в электрической части. Если электрические импульсы между блоками проходят нестабильно, необходимо заменить жгут проводов, имеющийся в устройстве. Адаптация понадобится и после замены пакета сцепления.
Когда рекомендуется проводить процедуру адаптации?
Своевременное техническое обслуживание автоматизированной коробки позволяет увеличить срок ее эксплуатации без необходимости ремонта или замены вышедших из строя частей. Для этого, как уже говорилось, рекомендуется выполнять адаптацию РКПП к степени износа диска сцепления не реже одного раза в год или через каждые 10 тыс. км. пробега.
Кроме того, выполнить эту процедуру рекомендуется, если вы наблюдаете следующие явления:
- автомобиль совершает рывки во время начала движения или при остановке;
- наблюдаются подергивания при переключении передач с первой на вторую и наоборот;
- при начале движения после отпускания педали тормоза и до нажатия на педаль газа машина совершает резкий рывок;
- наблюдается некоторая «пробуксовка» машины при резком старте с места или езде по грязи.
Возникли проблемы в работе трансмиссии и необходимо выполнить адаптацию роботизированной коробки? Обращайтесь в мультибрендовый автосервис «Орбита». Приезжайте по указанному на сайте адресу или согласуйте свой визит заранее по телефону 8 (383) 310 39 17. Специалисты нашего сервиса оперативно проведут диагностику неисправностей и в случае необходимости – и процедуру адаптации агрегата. Своевременно выполняйте обслуживание автомобиля, и он прослужит вам долгие годы.
Адаптация и обучение переключению передач — обзор трансмиссии
- Тема : Адаптация переключения передач
- Единица измерения : 09G
- Применение автомобиля : 2005 VW Jetta
- Essential Reading : Восстановитель, диагност
- Автор : Джесси Закариас
Адаптация: Один словарь определяет это как «акт адаптации или приспособления одной вещи к другой». Это очень хорошо описывает то, что нам иногда приходится делать при ремонте современных современных коробок передач. Мы должны адаптировать их или «приспособить» к новой среде.
Я проводил некоторые испытания для отдела исследований и разработок Valve Body Pro, которые требовали от меня установки различных гидроблоков 09G на VW Jetta 2005 года. У каждого гидроблока были разные критерии для проверки, поэтому я ожидал, что трансмиссия будет включаться и переключаться по-разному каждый раз, когда у нее будет другой гидроблок.
Что меня удивило, так это то, что ранее протестированные блоки клапанов, которые хорошо переключались и работали на этом автомобиле, не работали так, когда я переустанавливал их для проведения других тестов. У некоторых были тяжелые помолвки или резкое понижение передачи. Я занимался исследованиями по адаптации и базовым настройкам, поэтому эта проблема возникла в нужное время.
В сокращенной версии вот что я нашел. PCM автомобиля адаптировался к другому корпусу клапана, хотя ни «Базовая», ни «Адаптация» не были сброшены. Причина в том, что PCM использует управление с обратной связью и самообучающуюся систему управления для компенсации износа трансмиссии. Раньше я читал некоторую информацию об «изучении» PCM, поэтому решил попробовать что-нибудь, и, поскольку все манометры были подключены ( Рисунок 1 ), это было идеальное время.
Я сделал следующие шаги, чтобы «выучить» PCM. Обратите внимание, что для успешного «обучения» PCM необходимо точно выполнить следующие шаги.
Во-первых, убедитесь, что ни в одном из модулей автомобиля нет кодов и что температура коробки передач находится в диапазоне от 66° C (150° F) до 110° C (230° F). Не глушите двигатель нейтрализатором, чтобы достичь этой температуры; транспортное средство должно двигаться или оставаться на холостом ходу, пока трансмиссия не достигнет этой температуры.
Чтобы «обучиться» начальным включениям, выполните следующие действия: Держите ногу на педали тормоза, чтобы автомобиль не мог двигаться. Включите нейтральную передачу, оставьте ее на три секунды, затем включите движение и оставьте на три секунды. Сделайте это не менее пяти раз. Когда закончите, сделайте то же самое для зацепления от нейтрального положения к заднему.
Чтобы «обучиться» повышать и понижать передачи, выполните следующие действия: Установите коробку передач в положение D и ведите автомобиль с дроссельной заслонкой 25–30 %, пока не получите шестую передачу и не превысите 80 км/ч. Уберите ногу с педали акселератора и включите тормоз, чтобы постепенно остановить автомобиль менее чем за 60 секунд. Делайте это до тех пор, пока переключение на более низкую передачу не станет трудным. Для некоторых автомобилей вам может потребоваться выполнить эту процедуру до 10 раз.
В начале я упомянул, что это было идеальное время, чтобы найти это, потому что у меня уже были подключены датчики и прицел, что позволило бы мне записывать процесс «обучения». Как видно из рисунков 2-4, PCM фактически «обучается» новому корпусу клапана. Этот гидроблок был тем, который ранее отлично себя чувствовал в самых последних тестах, но теперь имел жесткое зацепление N-D и жесткое переключение на пониженную передачу 3-2. Я уменьшил масштаб в 2 раза, чтобы поместить две формы волны на один экран, но первоначальная развертка по времени составляла 5 секунд.
В Рис. 2 вы можете увидеть первые два включения N-D, а волны, которые вы видите, представляют собой беспорядочное повышение давления, которое, в свою очередь, вызвало жесткое зацепление муфты K1.
На рис. 3 показаны следующие два столкновения север-восток, и волны постепенно уменьшаются.
Наконец, На рис. 4 показаны последние N-D, и, как вы можете видеть, волны исчезли, а зацепление муфты K1 почти не ощущается.
Соленоиды регулировки давления в 09G трансмиссия изменяет давление пропорционально току. То есть по мере изменения силы тока меняется и давление, создаваемое соленоидами. На рисунках 5 и 6 мы смотрим на соленоид N92, который управляет включением и освобождением фрикционов K1.
В случае соленоида N92 его давление обратно пропорционально его силе тока; то есть при повышении силы тока давление снижается, а при уменьшении силы тока давление увеличивается. Хотя цифры 5 и 6 показывают два показания, полученные в разных случаях, они все же довольно близки по времени, необходимому для включения сцепления K1. Я помещаю курсор 1 одновременно по отношению друг к другу, чтобы то, что вы видите между курсорами 1 и 2 на обоих цифры 5 и 6 то же самое. В Рисунок 5 вы видите уменьшение силы тока, а в Рисунок 6 вы видите рост давления обратно пропорционально силе тока.
Вы можете видеть в Рисунок 5 , что сила тока между курсорами 1 и 2 начинается с 0,74 ампер на курсоре 1 и постепенно уменьшается с шагом 0,01 ампер, пока мы не достигнем 0,67 ампер на курсоре 2. После этого соленоид отключается, хотя он все еще потребляет около 0,1 ампера.
Между тем, на рисунке 6 мы можем видеть влияние соленоида на давление; по мере уменьшения силы тока давление растет. В Рисунок 6 мы начинаем с курсора 1 с 10,8 фунтов на квадратный дюйм, и давление постепенно и плавно увеличивается, пока мы не получим 30,45 фунтов на квадратный дюйм. После этого соленоид отключается и К1 подключается к магистрали давления.
Как видите, этот PCM способен довольно точно контролировать силу тока и давление, что показывает нам важность «обучения» или адаптации PCM к замененному корпусу клапана или ремонту трансмиссии. В процессе этого теста мы столкнулись с человеком, который заменил три трансмиссии, три гидроблока и два блока PCM, пытаясь исправить резкое зацепление N-D. Когда ему была дана эта процедура «обучения», его проблема была решена.
Кстати, я обнаружил, что это работает и на трансмиссии 09D. Получайте удовольствие от преподавания.
Особая благодарность Bob Sanghera из Valve Body Pro за его вклад, благодаря которому эта статья стала возможной.
Джесси Закариас — владелец компании Elec-Tran Diagnostics (www.electrandiagnostics.com) в Гилрое, Калифорния
Моделирование, управление и адаптация для контроля качества переключения автоматических трансмиссий
2019-04-02
Параметры, определяющие контроль качества переключения в автоматических коробках передач, определяются в рамках калибровки управления коробкой передач. Получающаяся в результате система управления обычно состоит из трех компонентов: управление с упреждением, когда управляющий сигнал определяется перед переключением передач; управление с обратной связью, при котором управляющий выход определяется во время переключения передач на основе воспринятой обратной связи; и управление обучением (адаптация), когда параметры контроллера с прямой или обратной связью изменяются после окончания текущего переключения передач и до начала следующего аналогичного переключения передач. Переключения передач с одинаковым изменением передаточного числа называются здесь аналогичными переключениями передач, хотя такие переключения передач могут включать различия в других переменных, таких как скорость автомобиля или крутящий момент двигателя. В большинстве автоматических трансмиссий переключения передач контролируются гидравлическими муфтами, и условия работы этих муфт могут сильно различаться, что требует специального контроллера трансмиссии, требующего значительных усилий по калибровке.
В текущей работе новые основанные на моделях методы используются для осуществления упреждающего управления переключением передач, включая автономную калибровку параметров управления фазами заполнения и крутящего момента и обучение управлению фазой заполнения. С этой целью была разработана основанная на физике модель встречной муфты, участвующей в переключении на более высокую передачу серийной автоматической коробки передач, и экспериментально проверена в ходе экспериментов на испытательном стенде для широкого спектра входных данных и условий эксплуатации.
Полученная модель используется для создания контроллера с прямой связью, алгоритма автономной калибровки на основе модели и обучающегося контроллера, который корректирует недостаточное и избыточное наполнение муфты. Эффективность получившегося в результате контроллера подтверждается имитационными исследованиями с использованием экспериментально проверенной модели гидравлической системы трансмиссии в сочетании с моделью трансмиссии. В частности, продемонстрировано, что обучающийся контроллер исправляет первоначальную ошибку недостаточного или избыточного заполнения за два-три переключения передач. Также обсуждаются свойства сходимости и устойчивости, а также переходные характеристики обучающегося контроллера.SAE MOBILUS
Подписчики могут просматривать аннотации и загружать весь контент SAE. Узнать больше »
Доступ к САЕ МОБИЛУС »