Как самостоятельно измерить состояние электролита в аккумуляторе автомобиля?
Как самостоятельно измерить состояние электролита в аккумуляторе автомобиля?
Аккумулятор является одной из наиболее важных частей автомобиля, поскольку он отвечает за запуск двигателя и обеспечивает питание электроники. Однако, как и любое другое устройство, аккумулятор нуждается в заботе и периодическом обслуживании. Одна из важных задач при обслуживании аккумулятора - это измерение состояния электролита.
Электролит - это смесь кислот и воды, которая находится внутри аккумулятора. Эта смесь играет ключевую роль в процессе зарядки и разрядки аккумулятора. При зарядке аккумулятора электролит превращается в смесь кислоты и воды, а при разрядке происходит обратный процесс. Если электролит находится в плохом состоянии, то это может привести к снижению производительности аккумулятора или даже к его поломке.
Чтобы измерить состояние электролита в аккумуляторе автомобиля, нужно выполнить следующие шаги:
Шаг 1.
Откройте крышку аккумулятора
Для того чтобы проверить состояние электролита, нужно снять крышку аккумулятора. Обычно крышка закреплена на корпусе аккумулятора при помощи нескольких зажимов или винтов. Открыв крышку, можно увидеть электролит, который находится внутри аккумулятора.
Шаг 2. Проверьте уровень электролита
Перед проверкой состояния электролита нужно убедиться, что уровень жидкости находится на правильном уровне. Для этого нужно проверить, что электролит покрывает пластины аккумулятора на глубину не менее 10 мм. Если уровень электролита ниже этой отметки, то нужно добавить дистиллированную воду до достижения нужного уровня.
Шаг 3. Проверьте плотность электролита
Проверка плотности электролита является основным способом измерения состояния аккумулятора. Для этого нужно использовать гидрометр - специальный инструмент, который позволяет измерять плотность электролита.
Для измерения плотности электролита нужно вставить конец гидрометра в отверстие в крышке аккумулятора и вытянуть колбу, чтобы забрать образец электролита.
Затем нужно отпустить колбу, чтобы гидрометр заполнился жидкостью, и считать показания. Показания гидрометра должны находиться в диапазоне от 1,200 до 1,300 г/см³. Если показания гидрометра ниже 1,200 г/см³, то это означает, что электролит разбавлен и нужно добавить кислоту. Если показания выше 1,300 г/см³, то это означает, что электролит слишком концентрирован и нужно добавить дистиллированную воду.
Шаг 4. Проверьте цвет электролита
Еще одним способом проверки состояния электролита является его цвет. Обычно электролит имеет светло-желтый цвет. Если электролит становится темным или черным, то это может свидетельствовать о том, что внутри аккумулятора происходят процессы коррозии. В этом случае нужно заменить аккумулятор.
В заключение, проверка состояния электролита является важной частью обслуживания аккумулятора автомобиля. Следуя простым шагам, описанным выше, можно самостоятельно измерить состояние электролита и убедиться, что аккумулятор находится в хорошем состоянии.
![]()
А еще вы можете узнать стоимость ремонта вашего автомобиля
Проверка аккумулятора автомобиля
Периодичность проверки состояния аккумулятора автомобиля — раз в 10.000 км пробега (можно приурочить к периоду замены моторного масла).
Либо при появлении тревожных сигналов о ее неисправности (стартер крутит с трудом, загорается лампа разряда на панели, тускнеет свет фар и пр).
Проверка аккумулятора (АКБ) автомобиля
Проверку проводим по нескольким направлениям.
1. Проверка внешнего вида аккумулятора.
Снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля и визуально осматриваем ее. На корпусе АКБ не должно быть повреждений (сколов, трещин). Грязь, замасливание поверхности, течь электролита так же недопустимы. Выводы АКБ должны быть чистыми, без окисления. Выворачиваем пробки с заливных отверстий банок аккумулятора и смотрим внешний вид электролита. Недопустимо его сильное помутнение и загрязнение. См. «Как и для чего нужно очищать аккумуляторную батарею?».
2. Проверка уровня электролита в банках аккумуляторной батареи.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе автомобиля — показатель его недозаряда (уровень упал), либо перезаряда (аккумулятор выкипел), либо запущенного технического состояния при котором уже давно пора доливать дистиллированную воду, а все что-то ни как . В любом случае нужно проверить уровень электролита.
После стоянки автомобиля на исправном аккумуляторе уровень электролита должен находится посередине между метками MIN и MAX, нанесенных на его корпусе. Определяется визуально, на снятой с автомобиля АКБ.
Подробно о определении уровня электролита в аккумуляторе и диагностике неисправностей АКБ и электрооборудования автомобиля по его высоте: «Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее автомобиля».
3. Проверяем степень заряженности аккумулятора.
При помощи вольтметра
Снимаем клеммы проводов с выводов аккумулятора. Присоединяем щупы мультиметра в режиме вольтметра к выводам АКБ. Смотрим показания. Если аккумулятор заряжен на 100 процентов, напряжение на выводах составляет 12,7-13 В, 12,5 — 75 процентов, 12,3 В — 50 процентов, 12,1 В — 25 процентов, 11,8 В — 0 процентов.
Можно определить по глазку на аккумуляторе (зеленый-заряжен), но такое определение не всегда точное, так как глазок зеленеет уже при 60-65 процентах заряда АКБ.
При помощи ареометра
Опускаем ареометр в банку. Его «грушей» набираем электролит. По высоте всплытия поплавка и таблице расчета плотности определяем плотность электролита и степень заряда-разряда АКБ. Подробнее: «Определение плотности электролита аккумулятора при помощи ареометра».
При помощи нагрузочной вилки
Подключаем щуп нагрузочного устройства (пробника) на «минусовой» вывод АКБ, а его само на «плюсовой» вывод. Измеряем напряжение на выводах АКБ под нагрузкой в течение пяти секунд. 10,2 В — норма, 9,6 В — 75 процентов зарядки, 9 В — 50 процентов, 8,4 В — 25 процентов, 7,8 В — 0 процентов. Подробнее: «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой (пробником)».
4. Проверяем АКБ на короткое замыкание в банках.
При вывернутых пробках подключаем к выводам АКБ зарядное устройство (ток зарядки минимальный) и слушаем как будет вести себя электролит. Если закипит практически сразу, скорее всего пластины в банках осыпались и замкнулись. Такой аккумулятор подлежит замене.
Если в результате проверки установлено, что аккумулятор исправен, но не полностью заряжен, снизился уровень электролита, проводим его зарядку и техническое обслуживание. См. «Обслуживание автомобильного аккумулятора».
Примечания и дополнения
— В настоящее время на большинстве автомобильных АКБ оборудованы устройством для сбора испаряющейся воды, поэтому проблема падения уровня электролита в АКБ не так актуальна. Но в любом случае периодически проверять его нужно, особенно при эксплуатации автомобиля при высокой температуре окружающей среды.
Еще статьи по автомобильной аккумуляторной батарее
— Аккумулятор автомобилей ВАЗ
— Контрольная лампа разрядки горит после пуска двигателя
— Кипит аккумулятор, почему?
— Прикуриваем севший автомобильный аккумулятор
— Как определить утечку тока?
Подписывайтесь на нас!
Аккумулятор автомобиля и испытание под нагрузкой
Обслуживание Глен Берни, Северна-Парк, Пасадена, Одентон, Крофтон, Бруклин, Арнольд, Аннаполис, Эджуотер, Майо, Гэмбрилс, Ганновер, Линтикум, Балтимор, Мэриленд
Для негерметичных аккумуляторов проверьте удельный вес в каждой ячейке с ареометром и средними показаниями ячеек. Для герметичных батарей измерьте напряжение разомкнутой цепи на клеммах батареи с помощью цифрового вольтметра. Только так можно определить состояние заряда. Некоторые батареи имеют встроенный ареометр «Волшебный глаз», который измеряет уровень заряда только в одной из шести своих ячеек. Если встроенный индикатор светится прозрачным, светло-желтым или красным цветом, это означает, что в аккумуляторе низкий уровень электролита, и, если он негерметичен, перед продолжением работы его необходимо снова наполнить и перезарядить.
Если батарея герметична, батарея неисправна и ее следует заменить. Если уровень заряда НИЖЕ 75 процентов при проверке удельного веса или напряжения или встроенный ареометр показывает «плохой» (обычно темный или белый цвет), то перед продолжением работы аккумулятор необходимо зарядить. Вы должны заменить батарею, если имеет место одно или несколько из следующих условий:
Если разница в 0,050 (иногда выражается как 50 «пунктов») или более в показаниях удельного веса между самой высокой и самой низкой ячейкой, у вас есть слабые или мертвые клетки. Применение выравнивающего заряда в соответствии с процедурой, рекомендованной производителем батареи, может исправить это состояние.
Если аккумулятор не заряжается до уровня заряда 75 процентов или более или если встроенный ареометр по-прежнему не показывает «хорошо» (обычно зеленый или синий, что указывает на состояние заряда 65 процентов или лучше).
Если цифровой вольтметр показывает 0 вольт, имеется открытая ячейка.
Если цифровой вольтметр показывает от 10,45 до 10,65 вольт, вероятно, имеется короткое замыкание элемента. Короткое замыкание ячейки вызвано соприкосновением пластин, накоплением осадка («грязи») или «деревом» между пластинами.
Если батарея полностью заряжена или имеет «хороший» встроенный ареометр, то вы можете проверить емкость батареи глубокого разряда, применив известную нагрузку и измерив время, необходимое для разрядки батареи, до уровня 10,5 вольт. Обычно используется скорость разряда, при которой батарея разряжается за 20 часов.
Например, если у вас есть батарея с номинальной емкостью 80 ампер-часов, то средняя нагрузка в четыре ампера разрядит батарею примерно за 20 часов. Некоторым новым батареям может потребоваться до 50 циклов зарядки/разрядки «предварительного кондиционирования», прежде чем они достигнут своей номинальной емкости. В зависимости от вашего приложения, полностью заряженные батареи с доступной емкостью 80 или менее процентов от их первоначальной номинальной емкости считаются неисправными.
Проверка аккумулятора на возврат
Если аккумулятор не прошел нагрузочный тест, снимите нагрузку, подождите десять минут и измерьте уровень заряда. Если уровень заряда батареи восстанавливается менее чем до 75 процентов (удельный вес 1,225 или 12,45 В постоянного тока), перезарядите батарею и повторите испытание под нагрузкой. Если батарея не проходит нагрузочный тест во второй раз или возвращается к уровню заряда менее 75 процентов, замените батарею, так как ей не хватает необходимой емкости CCA.
Перезарядка батареи
Если батарея прошла испытание под нагрузкой, ее следует зарядить как можно скорее, чтобы предотвратить сульфатацию свинца и восстановить максимальную производительность.
Аккумулятор автомобиля и испытание под нагрузкой
Аккумулятор вашего автомобиля не очень требователен, и чаще всего об этом вспоминают только тогда, когда он выходит из строя. Но даже небольшой уход и техническое обслуживание помогут гарантировать, что он не подведет вас, когда вам это нужно больше всего.
Техническое обслуживание требуется круглогодично. Отсутствие ухода за батареями и их обслуживания в сочетании с жаркой погодой может привести к тому, что батареи на грани, которые были в порядке зимой. Вы хотите поймать неисправную батарею, прежде чем она подведет вас, что обычно происходит в один из самых холодных или самых жарких дней в году. Однако, если вы думаете о своей батарее только раз в год, лето будет хорошим временем, чтобы выйти на улицу и позаботиться о своей батарее.
Проверка и техническое обслуживание батареи довольно просты и требуют лишь нескольких основных инструментов. Тем не менее, было бы быстрее и абсолютно бесплатно зайти в один из наших 3 офисов и попросить одного из членов нашей команды бесплатно протестировать вашу батарею.
Важное примечание по технике безопасности
Прежде чем что-либо делать с аккумулятором, необходимо надеть защитные очки и держать аккумулятор подальше от открытого огня. Сюда входят сигареты и другие курительные изделия. Аккумуляторы производят газообразный водород, который чрезвычайно легко воспламеняется. Аккумуляторы содержат серную кислоту, поэтому рекомендуется использовать латексные перчатки, чтобы аккумуляторная кислота не обожгла руки.
Инструменты
Если у вас негерметичная батарея, настоятельно рекомендуется использовать качественный термокомпенсирующий ареометр. Существует два основных типа ареометров: поплавковый шар и манометр. Калибровочный тип, как правило, намного проще для чтения и не требует расшифровки цветных шариков. Аккумуляторные ареометры можно приобрести в магазине автозапчастей или аккумуляторов.
Для проверки герметичной батареи или устранения неполадок в зарядной или электрической системе вам понадобится цифровой вольтметр с точностью 0,5% (или выше). Цифровой вольтметр можно приобрести в магазине электроники. Аналоговые (стрелочные) вольтметры недостаточно точны для измерения разницы в милливольтах состояния заряда батареи или измерения выходного сигнала системы зарядки. Тестер нагрузки батареи не является обязательным.
Осмотрите аккумулятор
Ищите очевидные проблемы, такие как ослабленный или оборванный ремень генератора, низкий уровень электролита, грязная или влажная верхняя часть аккумулятора, корродированные или вздутые кабели, коррозия сопрягаемых поверхностей клемм или штырей аккумулятора, ослабленные прижимные зажимы , незакрепленные кабельные клеммы, протекающий или поврежденный корпус батареи. При необходимости отремонтируйте или замените такие элементы. Для пополнения уровня жидкости в аккумуляторе следует использовать дистиллированную воду.
Перезарядите аккумулятор
Зарядите аккумулятор до 100% заряда. Если негерметичная батарея имеет 0,030 (иногда выражается как 30 «пунктов») или более разницы в показаниях удельного веса между самой низкой и самой высокой ячейкой, вам следует выровнять батарею, используя процедуры производителя батареи.
Измерение уровня заряда
Чтобы определить уровень заряда аккумулятора при температуре электролита в аккумуляторе 80 F (26,7 C), используйте следующую таблицу. В таблице предполагается, что среднее значение удельного веса элемента составляет 1,265, а значение напряжения холостого хода составляет 12,65 В постоянного тока для полностью заряженной влажной свинцово-кислотной батареи.
Если температура электролита не 80 F (26,7 C), используйте таблицу температурной компенсации, чтобы отрегулировать показания напряжения разомкнутой цепи или удельного веса.
Значения удельного веса или напряжения холостого хода для батареи со 100-процентным зарядом зависят от химического состава пластины, поэтому сверьтесь со спецификациями производителя для полностью заряженной батареи.
Проверка аккумулятора под нагрузкой
Если уровень заряда аккумулятора составляет 75 % или выше или если встроенный ареометр показывает «хорошо», то вы можете проверить автомобильный аккумулятор под нагрузкой одним из следующих способов:
С помощью тестера нагрузки батареи приложите нагрузку, равную половине номинала CCA батареи, на 15 секунд. (Рекомендуемый метод).
С помощью тестера нагрузки аккумуляторной батареи приложите нагрузку, равную половине спецификации CCA автомобиля, на 15 секунд.
Выключить зажигание и провернуть двигатель в течение 15 секунд стартером.
Во время теста под нагрузкой напряжение на исправном аккумуляторе НЕ упадет ниже указанного в следующей таблице напряжения для электролита при указанных температурах:
Специалисты по аккумуляторам для автомобилей, легковых автомобилей, внедорожников, грузовиков, судов! Аккумуляторный склад Стивенса
© Все права защищены.
BU-905: Тестирование свинцово-кислотных аккумуляторов
Нехватки тестеров аккумуляторов нет, но большинству из них не хватает точности. Емкость, основной показатель работоспособности батареи, трудно получить на лету. Заявление о том, что тестер батареи, измеряющий внутреннее сопротивление, также обеспечивает оценку емкости, вводит в заблуждение. Рекламные функции, выходящие за рамки возможностей оборудования, сбивают промышленность с толку, заставляя поверить в то, что сложные тесты можно проводить с помощью базовых методов. Инструменты, основанные на сопротивлении, могут идентифицировать умирающую или разряженную батарею — то же самое делает и пользователь. Производители часто сознательно преувеличивают возможности тестеров батарей. Это похоже на рекламу шампуня, который обещает отрастить пышные волосы на лысине мужчины.
Без надежных контрольно-измерительных устройств тестирование аккумуляторов превращается в догадки, в результате чего хорошие аккумуляторы заменяются слишком рано, а слабые — только для того, чтобы вскоре после проверки они вышли из строя в дороге. Отсутствие точных испытаний аккумуляторов также приводит к ненужным заменам аккумуляторов в рамках гарантийной программы. Изучение возвратов по гарантии показывает, что менее 10 процентов этих батарей имеют производственный брак. Большинство ошибок возникают по вине пользователя.
Проблема возникает при оценке аккумулятора в рамках планового обслуживания до того, как станет заметно снижение производительности. Такой тест эффективен только при включении измерения емкости. Емкость наблюдает за хранением энергии, регулирует время работы и прогнозирует окончание срока службы. Внутреннее сопротивление, с другой стороны, отвечает за мощность, необходимую для запуска двигателя и подачи высокого тока под нагрузкой по требованию. Снимок, сделанный с помощью тестера CCA на стартерной батарее, относится только к состоянию резистивной батареи. Более качественные электролиты и коррозионно-стойкие материалы электродов удерживают сопротивление современных батарей на низком уровне на протяжении большей части их срока службы. Отказ из-за повышенного сопротивления стал редкостью и может развиться только в конце срока службы (см. BU:9).01: Основы тестирования аккумуляторов)
В отличие от измерений напряжения, тока и сопротивлений, не существует универсального прибора, который мог бы определять емкость каждой подходящей батареи. Существует три общих концепции тестирования: скалярное, векторное и EIS с комплексным моделированием (Spectro™).
Скаляр — самый простой из трех. Он берет показания батареи и сравнивает их с опорным значением, которое часто является резистивным значением. Большинство одночастотных тестеров проводимости переменного тока, измеряющих CCA, основаны на скалярной концепции.
Векторный метод использует сигналы различных токов или возбуждает батарею с различными частотами, а затем оценивает результаты по заданным точкам вектора для изучения батареи в различных условиях нагрузки. Это добавляет сложности, а дополнительные преимущества незначительны.
Spectro™ сканирует аккумулятор с помощью частотного спектра, как будто для захвата топографии ландшафта, и сравнивает отпечаток с матрицей для оценки емкости аккумулятора, CCA и SoC. Spectro™ обещает самый глубокий анализ батареи, но он также и самый сложный (см. также BU-904: Как измерить емкость). В таблице 1 приведены три метода тестирования аккумуляторов.
Тип | Возбуждение | Приложения | Результаты |
---|---|---|---|
Скаляр 9002 0 | Одна опорная точка; импульсное или одночастотное возбуждение | Автомобилестроение, стационарное; простой, широко используемый | Напряжение, CCA, внутреннее сопротивление, без емкости |
Vector | Несколько частот, токи; сравнивается с вектором | Автомобильный, стационарный; используется реже | См.![]() |
Spectro™ | Сочетает EIS со сложным моделированием; предохранителей для получения данных по емкости, CCA, SoC | Аккумуляторы на основе свинца и лития | Предоставляет CCA, емкость и SoC с соответствующими матрицами |
В таблице сравниваются скалярная, векторная и Spectro™, которая сочетает в себе спектроскопию электрохимического импеданса (EIS) со сложным моделированием. Матрица
Матрица представляет собой многомерную справочную таблицу, с которой сравниваются показания. Распознавание текста, идентификация по отпечатку пальца и визуальная визуализация работают по похожему принципу. При анализе аккумуляторов матрицы в основном используются для оценки емкости; однако CCA и состояние заряда также выигрывают от использования матрицы.
Spectro™ правильно предсказывает 8 из 10 батарей по емкости и 9 из 10 по CCA. Объединение этих двух классификаций обеспечивает значительное улучшение точности испытаний по сравнению с единицами, измеряющими только CCA. Большинство тестеров, основанных на резистентности, дают прогнозы состояния здоровья, которые ненамного лучше, чем 5 верных результатов из 10, результаты, которые можно сравнить с подбрасыванием монеты. Многие специалисты по обслуживанию не знают о низкой частоте предсказаний, поскольку лабораторные проверки проводятся редко.
Хотелось бы более высокой точности, но аккумулятор можно диагностировать только при наличии измеримых симптомов. В то время как пакеты, извлеченные из поля, дают наиболее надежные результаты, выбросы часто не форматируются или находились в длительном хранении. Чтобы также с уверенностью протестировать эти батареи, можно разработать матрицы, включающие аномалии.
Уровень заряда также играет важную роль, и тестер должен различать низкий заряд и низкую емкость. Оба условия снижают производительность батареи и их трудно идентифицировать. Большинство тестеров батарей работают до 70 процентов SoC; Spectro™ снижается до 60 процентов.
Создание матрицы включает в себя сканирование множества аккумуляторов с разным уровнем работоспособности. Чем больше включенных в смесь аккумуляторов одной модели, но с разными потерями емкости, тем прочнее станет матрица. Хорошо разработанная матрица должна включать образцы батарей естественного старения с емкостью от 50 до 100 процентов. Аналогия — мост на многих опорах для устранения слабых мест.
Популяция должна также включать батареи из жаркого и холодного климата и различного использования. Например, у стареющего стартерного аккумулятора в такси Лас-Вегаса будут другие симптомы, чем у аккумулятора в бабушкиной машине на севере Германии, которая использовала ее только для того, чтобы покатать ее внуков.
Получить выгоревшие батарейки сложно. Принудительное старение путем циклирования в климатической камере помогает, но связанные с возрастом стрессы не представлены точно, и выученные симптомы могут обмануть систему. Особенно это заметно на литий-ионных аккумуляторах. Несмотря на снижение емкости, график Найквиста не соответствует естественному старению как части ежедневного использования (см. BU-9).07: Тестирование литиевых батарей)
Универсальная матрица является наиболее практичной, поскольку она обслуживает группу батарей. Общие матрицы для системы Spectro™ доступны для большинства автомобильных аккумуляторов; пользователь просто вводит мощность и рейтинг CCA. Вместо числового вывода общая матрица обеспечивает классификацию «годен/не годен» на основе порога пропускной способности. Это решение приемлемо для большинства обслуживающего персонала, поскольку прибор принимает решение, исключая неопределенность и вмешательство пользователя.
Аккумулятор должен пройти несколько проверок, подобно тому, как врач осматривает пациента с помощью нескольких тестов, чтобы установить диагноз. Серьезная болезнь могла бы ускользнуть от бдительного ока врача, если бы измеряли только артериальное давление или температуру.