Зачем удалять катализатор на автомобиле или заменять? Объясняем.
Борьба экологов за сохранение земной атмосферы в конечном счете привела к тому, что инженеры крупнейших автопроизводителей сконструировали дополнительную деталь для выхлопной системы автомобиля. Речь о каталитическом нейтрализаторе (КН), который автомобилисты чаще называют просто катализатор. При этом данная деталь, собственно, для передвижения автомобиля вовсе не нужна. Ее единственная функция заключается в снижение объема токсичных элементов в составе автомобильных выхлопов.
Внешне нейтрализатор чем-то напоминает металлическую банку, внутри которой находится специальный фильтр-наполнитель. Его главная особенность заключается в том, что наполнитель представлен большим количеством ячеек-сот, покрытых особым каталитическим напылением.
Зная об способностях некоторых металлов выступать в качестве катализаторов, т.е. веществ, способствующих запуску ряда химических реакций, инженеры смогли создать особый каталитических слой для автомобильной детали.
В данном случае использовались следующие металлы:
- платина;
- родий;
- палладий.
Всего несколько грамм редких металлов достаточно для того, чтобы нейтрализовать три основных компонента выхлопных газов: окислы азота, угарный газ и углеводороды. Каждый из вышеназванных ценных металлов отвечает за распад вредных элементов на безопасные компоненты.
Принцип работы нейтрализатора
Поскольку в состав каталитического слоя автомобильного нейтрализатора, как правило, включают все три ценных металла, то деталь называют трёхкомпонентной. Принцип действия катализатора сводится к следующему:
- отработанные автомобильные газы прямо из двигателя поступают в КН, где заполняют каждую ячейку фильтра;
- начинают «работу» металлы-катализаторы: платина и палладий способствует протеканию химических реакций окисления, в ходе которых углеводороды преобразуются в конденсат, а угарный газ — в углекислый. Родий способствует преобразованию оксида азота в азот, который безвреден для окружающей среды;
- как результат, в атмосферу попадают автомобильные выхлопы с минимальным количеством выхлопных газов.
Если транспортное средство работает не на бензиновом топливе, а на дизельном, то рядом с катализатором обязательно устанавливают сажевый фильтр. В некоторых случаях вышеназванные элементы выхлопной системы могут быть объединены в единую конструкцию.
Чтобы катализатор мог эффективно функционировать, важным условием является поддержание необходимой достаточно высокой температуры — более 300°С по шкале Цельсия. В противном случае протекание химических реакций будет невозможно.
Для качественной работы каталитического нейтрализатора лучше, чтобы температура достигала отметки в 800 градусов. А вот если катализатор будет продолжительное время работать при температуре выше 1000 градусов, то это может привести к тому, что деталь быстро выйдет из строя.
Неисправная деталь должна быть демонтирована. Зачем убирать катализатор на авто? Все достаточно просто: неисправный катализатор не даст автомобилю корректно работать. Будет наблюдаться потеря мощности силового агрегата, при это существенно увеличится расход топлива.
Причины неисправности катализатора
Безусловно, такая автомобильная деталь, как катализатор, не может работать вечно. Ведь любой фильтр, а именно им, по сути, и является каталитический нейтрализатор, рано или поздно засоряется. Как заявляют производители, при правильной эксплуатации данная деталь приходит в негодность после 100-150 тысяч автопробега. Однако на практике дело обстоит иначе. Детали такого рода приходят в негодность раньше. И причин на то довольно много.
К преждевременной поломке автомобильного нейтрализатора может привести использование некачественного топлива, в состав которого входит множество примесей. Они и забивают фильтр катализатора, тем самым снижая его пропускную способность. Выхлопные газы просто не могут проходить сквозь нейтрализатор, что может привести к поломке транспортного средства.
Причиной неисправности катализатора также может стать повреждение катализатора механическим способом в результате ДТП или неаккуратной езды. Ячейки катализатора разрушаются, и деталь не справляется с возложенной на нее функцией.
В независимости от того, что послужило причиной неисправности детали, как только нейтрализатор перестает работать должным образом, его необходимо заменить или вовсе удалить из выхлопной системы автомобиля. Зачем удалять катализатор? Если во время не решить проблему с эффективно функционирующим катализатором, появляется риск серьезной поломки автомобиля.
Замена или удаление
Зная, зачем убирают катализатор, необходимо понять, как лучше поступить: заменить КН или вовсе удалить деталь. В последнее время некоторые автомобилисты не прибегают к процедуре замены катализатора на новый. Вместо него устанавливают пламегаситель.
Учитывая высокую стоимость оригинального катализатора, не каждому автомобилисту такая процедура будет по карману. А вот установка пламегасителя — более бюджетный вариант.
Преимущества замены катализатора на пламегаситель очевидны:
- более низкая стоимость;
- наблюдается некоторое повышение мощности автомобиля;
- уменьшается расход топлива;
- снижаются требования к качеству используемого топлива.
Но есть и определенные недоставки у замены катализатора на пламегаситель, а именно:
- увеличивается количество вредных веществ, поступающих в атмосферу;
- появляется необходимость в перепрошивке электронной системы управления транспортного средства;
- ресурс топливной системы существенно сокращается.
Казалось бы, при таких недостатках зачем удалять катализатор на автомобиле? Однако вопрос экономии для многих автомобилистов все же остается на первом месте.
Стоит знать, что процесс замены катализатора на пламегаситель не так прост, как может показаться на первый взгляд. Этой процедурой должны заниматься только опытные специалисты с соответствующим опытом работы в данном направлении. Только им удастся произвести замену таким образом, чтобы это не сказалось на работоспособности транспортного средства.
Для чего нужен катализатор в автомобиле и что будет, если его удалить
Для чего служит катализатор, когда его можно вырезать, какие последствия бывают при удалении и что будет, если ездить на машине без катализатора — рассказываем.
- Что такое автокатализатор
- Зачем нужен катализатор в автомобиле
- Можно ли удалять катализатор из автомобиля
- Когда пора вырезать автокат
- Как ездить на машине после вырезания автоката
- Последствия удаления катализатора
Каталитический нейтрализатор, а в обиходе кат, автокат, каталик — это часть выхлопной системы авто. Конструкция представляет собой корпус в виде цилиндра с входным/выходным патрубками и каталитически активным блоком внутри. Корпус обычно состоит из стального сплава, внутренний блок в дешевых моделях изготовлен из металла, в более дорогих — из керамики.
Катализаторы в количестве от 1 шт. устанавливаются на каждый новый автомобиль. На последних моделях BMW, Audi, Mercedes-Benz число установленных автокатов может достигать 4 шт. Тип используемого топлива не важен: каталиками оснащаются и машины с бензиновыми двигателями, и дизельные авто.
Зачем нужен катализатор в автомобилеКаталитический конвертер путем доокисления очищает тяжелые выхлопные газы от наиболее вредных примесей, раскладывая сложный состав до углекислого газа и водяного пара. Перед блоком автоката дополнительно устанавливается кислородный датчик (лямбда-зонд) — первый из двух. Его задача заключается в измерении уровня свободного кислорода в выхлопных газах. Очистка газов производится при нагреве катализатора до 300°C, т. е. непосредственно при прохождении выхлопа через внутренний блок. Второй диагностический лямбда-зонд размещается за катализатором и контролирует уровень остатка кислорода в выхлопных газах после завершения процесса нейтрализации.
Можно ли удалять катализатор из автомобиляКатализатор, как и любой компонент/узел машины, имеет ограниченный рабочий ресурс, после выработки которого требуется посещение автосервиса для удаления либо замены детали. Рекомендуется также вырезать катализатор в случае механической поломки — содержимое корпуса достаточно хрупкое и легко крошится от сильного удара об бордюр, при ДТП и т. д., после чего деталь уже не может выполнять свои функции.
Если не удалить неисправный кат, многовероятно, что машина станет расходовать больше топлива, хуже стартовать и медленнее разгоняться.
Катализаторы также часто вырезают из соображений получения быстрой прибыли. Главная часть автоката — это носитель, ячеистая вставка со слоем каталитически активного напыления, включающего редкие и дорогие металлы платиновой группы. Дорогостоящие компоненты напыления и делают автокатализаторы востребованным товаром на рынке вторсырья. Многие автовладельцы могут выгодно продать вырезанный катализатор компании, занимающейся оптовой скупкой и переработкой автокатов.
Когда пора вырезать автокат- Одометр отсчитал очередные 100 000 — 150 000 км пробега. Вырезать автокат можно, не дожидаясь явных признаков выхода детали из строя. Производители рекомендуют заменять катализатор после 100-150 км либо каждые 3-7 лет в зависимости от особенностей эксплуатации автомобиля.
- На приборной панели горит лампочка «Check Engine». Поскольку индикатор ошибки загорается при любых неисправностях в двигателе, в конкретном случае подтвердить наличие проблемы может только проверка сканером.
- Раздается дребезжание под днищем. Посторонние звуки обычно появляются на высоких оборотах мотора. Причиной может оказаться частичное разрушение керамических сот: при работе мотора отпавшие частицы хаотично бьются в стенки корпуса под действием потока газов.
- Снизилась мощность мотора. При неисправном каталике авто может троить, дергаться, медленнее разгоняться. Причина кроется в снижении пропускной способности каталитического конвертера из-за естественного разрушения керамических сот внутри. Частицы керамики и напыления запекаются и забивают проходы, выхлопные газы проходят медленнее и очищаются хуже, из-за чего двигатель начинает «задыхаться».
- Неравномерный либо слабый напор выхлопных газов, выходящих из глушителя. Если катализатор исправен, то поднеся ладонь к выхлопной трубе, вы ощутите легкую пульсацию от поочередного срабатывания выпускных клапанов. При неисправном автокате поток становится ровным или ослабевает.
Разобрались, зачем нужен катализатор в машине. Теперь к вопросу о том, можно ли ездить на авто без катализатора, и как это делать. Наиболее очевидный вариант — снять старый/неисправный катализатор и установить свежекупленный. Однако новая деталь стоит приличных денег, поскольку, как говорилось выше, содержит высоко ценимые драгметаллы. Поэтому владельцы машин поступают по ситуации: кто-то продает отработанный кат и приобретает новый, а кто-то выбирает альтернативные пути.
Перепрограммирование датчиков
Простейший способ, позволяющий обходиться вообще без нейтрализатора выхлопных газов. Как помним, в ходе сборки на заводе на авто ставят пару кислородных датчиков, и их задача — контролировать уровень загрязнения горячими газами воздуха, выбрасываемого выхлопной трубой. После удаления автоката датчики вручную отключают, попутно обновляя прошивку бортового компьютера с учетом конструктивных изменений.
Установка пламегасителя
Пламегаситель — универсальное и более доступное по стоимости устройство, нежели автокат. Принцип функционирования напоминает работу глушителя: устройство также разбивает газовые потоки. Однако есть отличие — аналог не располагает такой же мелкоячеистой решеткой, как каталик, а потому не столь чувствителен к качеству горючей смеси и количеству примесей в ней. Помимо этого, пламегаситель свободнее пропускает воздушный поток. Использование подобной замены позволяет нарастить мощность мотора авто на 5-10% и немного снизить расход топлива.
Подключение «обманок» для датчиков
После удаления автоката, даже если в мастерской поставят пламегаситель, для корректной работы машины всё равно потребуется поставить «обманки» — дополнительные проставки, отодвигающие кислородные датчики от выхлопа. В случае установки обманок перепрошивка бортового компьютера не понадобится. Увеличение расстояния автоматически приведет к снижению фиксируемого уровня загрязненности выходящего воздуха, и сообщения о неполадках в системе просто не будут появляться.
Последствия удаления катализатораАвтовладелец получает определенные плюсы от вырезания катализатора:
- отпадает необходимость в периодической замене дорогой детали;
- вырастает мощность мотора, двигатель работает свободнее благодаря устранению препятствия, мешавшего свободному отводу выхлопа;
- уменьшается расход топлива;
- возможно без последствий перейти на менее качественное топливо, поскольку снижается чувствительность систем;
- если сдать вырезанный кат в специальный пункт приема автомобильных катализаторов, то можно получить за него неплохую сумму.
Однако есть и сопутствующие неприятные мелочи. Основной недостаток удаления автоката, как очевидно, кроется в ухудшении качества состава отработанных газов. В результате автомобиль, лишенный нейтрализатора выхлопных газов, своими выбросами гораздо разрушительнее воздействует на окружающую среду. Также, если удалить катализатор и не поставить замену либо непрофессионально установить аналог, при движении авто может прослеживаться появление неприятного дребезжащего звука. Кроме того, у владельца машины могут возникнуть трудности при прохождении техосмотра.
продать катализаторПосмотреть контакты
6 признаков неисправного каталитического нейтрализатора Вот 6 признаков неисправного каталитического нейтрализатора
СОДЕРЖАНИЕ
Почему важны каталитические нейтрализаторы? 1. Ваш индикатор Check Engine
2. Ускорение стало вялым 3. Вы расходуете меньше миль на галлон
4. Вы чувствуете разницу 5. Ваш двигатель
пропускает воспламенение 6. Вы слышите дребезжание двигателя Плохой каталитический нейтрализатор
Почему важны каталитические нейтрализаторы?
Прежде чем вы узнаете, как определить, что ваш каталитический нейтрализатор неисправен, вы должны понять, что делает каталитический нейтрализатор и почему он является стандартом для транспортных средств в течение почти 40 лет.
Каталитические нейтрализаторы можно сравнить с последней линией защиты от загрязнения воздуха автомобилями. Ваш каталитический нейтрализатор заполнен сотовой структурой из драгоценных металлов, таких как палладий, родий и платина, которые действуют как катализатор для фильтрации вредных примесей из выхлопных газов. Если ваш автомобиль работает на бензине или дизельном топливе, ваша выхлопная система регулярно выделяет такие газы, как окись углерода, двуокись серы, свинец, двуокись азота и приземный озон.В 1970-х годах люди начали понимать вредное воздействие этих газов на окружающую среду. Производители автомобилей создали каталитические нейтрализаторы для расщепления несгоревших газов в процессе сгорания. Катализаторы каталитического нейтрализатора достигают температуры до 800 градусов по Фаренгейту и преобразуют токсичные газы в более безопасные для человека и окружающей среды элементы, такие как углекислый газ, кислород и вода.
Зачем нужно заменять неисправный каталитический нейтрализатор?
Каталитические нейтрализаторы устанавливаются в автомобилях, чтобы уменьшить загрязнение воздуха. Хотя большинство людей считают, что это достаточно веская причина для ремонта неисправного каталитического нейтрализатора, есть и другие практические причины, по которым вам необходимо как можно скорее диагностировать признаки засорения каталитического нейтрализатора. С плохим каталитическим нейтрализатором вы не пройдете проверку на выбросы, требуемую в 34 из 50 штатов. Кроме того, если вы продолжаете ездить с неисправным каталитическим нейтрализатором, он может в конечном итоге перегреться и привести к полной остановке двигателя. Вот почему вам нужно следить за этими признаками того, что каталитический нейтрализатор выходит из строя.
1. Индикатор проверки двигателя
Современные автомобили оснащены индикатором Check Engine. Этот свет срабатывает, когда датчик обнаруживает проблему с вашим автомобилем, например, неисправный каталитический нейтрализатор. Новые двигатели оснащены датчиками кислорода и воздуха/топлива, чтобы определить, работает ли ваш каталитический нейтрализатор в допустимых пределах. Контролируя уровень выхлопных газов, внутренний компьютер вашего автомобиля узнает, когда вы едете с неисправным каталитическим нейтрализатором, и активирует индикатор проверки двигателя. Хотя это один из самых простых способов устранения неполадок каталитического нейтрализатора, ваши датчики не всегда сразу обнаруживают проблему.
2. Ваше ускорение стало вялым
Если вы заметили, что ваш двигатель внезапно резко теряет мощность, и вы не можете разогнаться так же, как раньше, вы можете столкнуться с одним из наиболее распространенных симптомов засорения каталитического нейтрализатора. Способность вашего двигателя всасывать чистый воздух и выбрасывать выхлопные газы связаны друг с другом — засор в выхлопе прерывает этот процесс. Если у вас забит нейтрализатор, ваш двигатель не будет достаточно эффективно смешивать воздух и топливо, что приведет к менее мощное сгорание, мощность и плохой разгон.
Магазин CORSA PERFORMANCE для модернизации выхлопной системы
Если вам нужно заменить неисправный каталитический нейтрализатор, вы можете подумать об обновлении некоторых других компонентов вашей выхлопной системы.
3. Вы получаете меньше миль на галлон
Вам кажется, что вы заправляете свой бак чаще, чем раньше? Неисправный каталитический нейтрализатор обычно означает низкую эффективность использования топлива. Ваш двигатель зависит от датчиков O2 для адекватного смешивания кислорода и топлива — засорение может привести к тому, что датчик будет полагать, что он получает больше воздуха, чем на самом деле, что впоследствии впрыскивает больше топлива, чем вы можете фактически использовать в процессе. Это называется «разбогатеть». Это может усугубить накопление в плохом каталитическом нейтрализаторе, если он уже забит.
4. Вы почувствуете разницу
Когда ваш каталитический нейтрализатор работает должным образом, все химические вещества и газы, которые ваш автомобиль производит в вашей выхлопной системе, превращаются в безопасные соединения. Однако, , если у вас проблемы с каталитическим нейтрализатором, вы часто будете замечать запах тухлых яиц или серы , исходящий из выхлопных газов. Езда с неприятным запахом вредных газов, попадающих в вашу кабину, может привести к проблемам со здоровьем или головокружению во время вождения, что может привести к летальному исходу. Если проблемы с каталитическим нейтрализатором достигли этой стадии, необходимо немедленно заменить компонент.
5. Пропуски зажигания в двигателе
Производительность вашего двигателя и вашего автомобиля зависит от полного сгорания топлива. Неисправный каталитический нейтрализатор приведет к неполному сгоранию в цилиндрах зажигания
6. Вы слышите треск в двигателе6.
Вы слышите треск в двигателеСимптомы неисправного каталитического нейтрализатора часто проявляются в виде звука , особенно если вы привыкли использовать сверхбогатую топливную смесь для своей поездки. Как звучит плохой каталитический нейтрализатор? Часто забитый каталитический нейтрализатор издает дребезжащий звук из-под вашего автомобиля и двигателя, когда вы запускаете двигатель, работаете на холостом ходу или едете.
Избыточное тепло или повреждение преобразователя могут привести к разрушению сотовых материалов, что приведет к дребезжащему шуму. Если вы слышите эти ненормальные стуки, исходящие от вашего автомобиля, не игнорируйте их, так как со временем проблема будет только усугубляться и приводить к дальнейшим повреждениям.
Замена неисправного каталитического нейтрализатора
Теперь, когда вы знаете признаки неисправности каталитического нейтрализатора, замена не за горами. Заменить неисправный каталитический нейтрализатор проще, чем вы думаете. Все люди разные, но процесс обычно занимает всего около часа. И, , если пришло время заменить неисправный каталитический нейтрализатор, вы можете рассмотреть возможность одновременной модернизации всей выхлопной системы . Если вы установите выхлопную систему вторичного рынка вместе с выхлопными трубами с высоким расходом, вы получите улучшенное качество выбросов и повысите выходную мощность вашего двигателя.
Не говоря уже о том, что сейчас самое время подумать о наборе выпускных коллекторов для обновления всей вашей выхлопной системы.
После замены неисправного каталитического нейтрализатора обратитесь в CORSA за оставшейся частью выхлопной системы
CORSA уже более 25 лет является ведущим производителем первоклассных выхлопных систем. После того, как вы заменили неисправный каталитический нейтрализатор, вы можете рассмотреть возможность модернизации всей системы с помощью высококачественного выхлопа, чтобы максимально использовать истинный потенциал вашего двигателя.
Статьи по теме: Признаки неисправного каталитического нейтрализатора
Признаки неисправного каталитического нейтрализатора — Lopers Performance Center
Если вы не уверены, каталитический нейтрализатор — один из самых важных элементов выхлопной системы. Каталитический нейтрализатор преобразует вредные газы в выхлопных газах автомобиля в менее вредные газы, которые можно направить через днище автомобиля и выйти сзади, в выхлопную трубу. Это не только играет роль в производительности вашего автомобиля, но также является ключевым фактором для более здоровых выбросов и, следовательно, для более безопасной планеты.
Хотя срок службы каталитического нейтрализатора обычно составляет около 8 лет или немногим более 100 000 миль пробега, процесс ремонта или замены может ускориться благодаря ряду факторов. Он может быть поврежден физически, засорен или потускнел из-за масла или охлаждающей жидкости. Вы не захотите работать с плохим каталитическим нейтрализатором, поэтому вот признаки того, что ваш нейтрализатор может выйти из строя.
Лампа Check EngineОдин из самых быстрых способов узнать, что каталитический нейтрализатор неисправен, — это индикатор Check Engine. Конечно, это может указывать на множество других проблем, но если вы какое-то время ездили и еще не нуждались в каких-либо работах с конвертером, это вполне может указывать на то, что пришло время взглянуть на него. . Фактически, каталитический нейтрализатор является одной из трех основных проблем, связанных с контрольной лампой двигателя. Новые модели автомобилей особенно быстро распознают, насколько эффективно работает выхлопная система, поэтому на это может указывать индикатор проверки двигателя.
Меньше миль на галлонЕсли вы думаете, что заправляете свой бак чаще (что особенно болезненно в настоящее время с высокими ценами на бензин), несмотря на обычную процедуру, возможно, ваш каталитический нейтрализатор работает неправильно. Поскольку плохой нейтрализатор может ограничивать воздушный поток выхлопных газов двигателя, это влияет на экономию топлива автомобиля. В частности, виновником, скорее всего, является засорение или блокировка преобразователя.
Громкий звук в двигателеИгнорировать громкий, лязгающий звук из вашего автомобиля никогда не бывает хорошей идеей, и часто это может быть проблемой каталитического нейтрализатора. Из-за перегрева, засорения или других повреждений преобразователь может изнашиваться, что приводит к его разрушению и дребезжанию. Вы особенно заметите это, когда заводите свой автомобиль.
Проблемы с запуском автомобиля или остановка автомобиляПомимо лязга при запуске автомобиля, еще одним признаком неисправного каталитического нейтрализатора является невозможность даже запустить двигатель. Забитый нейтрализатор будет удерживать газы в машине, и из-за этого повышенного давления двигатель заглохнет. То, как звучит ваш автомобиль при запуске, может легко указать на проблемы с каталитическим нейтрализатором.
Автомобиль теряет топливо или дергаетсяКак и в случае с автомобилем, у которого возникают проблемы с остановкой, ваш автомобиль может быть не таким сильным при ускорении из-за скопления выхлопных газов в автомобиле. Кроме того, автомобиль может делать странные движения, например, дергаться вперед и назад. Общая производительность автомобиля часто означает, что каталитический нейтрализатор работает неправильно.
Возгорание двигателяОдним из самых смертоносных и пугающих симптомов, которые могут быть связаны с неисправностью каталитического нейтрализатора, является самопроизвольное возгорание двигателя. Как объяснялось, если нейтрализатор испорчен, пары останутся в машине. В результате он может перегреться и взорваться от давления.