Что такое катализатор в автомобиле — виды и принцип действия
Все автопроизводители уделяют серьезное внимание решению вопросов экологии. Фактически качество работы выхлопных систем стала второй важной проблемой после экономичности. К тому же они неразрывно связаны между собой.
Каждый автобренд находит свои пути эффективности модернизации глушителей, катализаторов, системы в целом, агрегатов выпускаемых моделей. Актуальность процесса связана еще и с тем, что специальные организации ЕС выдвигают все новые и новые требования к транспортным средствам.
Современные типы катализаторов
Появление в новых моделях такого элемента и регулярная замена катализаторов на более эффективные — один из вариантов минимизации токсичности выхлопных газов в Санкт-Петербурге. Эти устройства призваны снижать содержание СО, СН, NO в выхлопных газах, приводя их в соответствие нормам ЕС. При увеличении содержания необходим ремонт катализатора или его замена.
Производители автомобилей применяют сегодня три типа катализаторов, с которыми могут столкнуться владельцы ТС в СПб:
- керамический,
- химический,
- магнитно-стрикционный.
Каждый из них имеет достоинства и недостатки.
Керамический катализатор
Керамический катализатор дожигания или ККД — это конструкция сотового типа, которая позволяет за счет сот увеличить площадь контакта выхлопа с поверхностью устройства. Он наиболее популярен и устанавливается в большинстве моделей в момент сборки.
Керамика при производстве изделия покрывается тонким слоем сплава с платиной, палладием, радием в своем составе. Несгоревшие остатки при соприкосновении с поверхностью каталитического слоя, окисляются кислородом. Реакция окисления активизируется под воздействием тепла. На выходе содержание вредных веществ приводится в норму.
Автовладельцы в России, которые приобретают не новые, а подержанные иномарки, не слишком любят этот тип катализатора. Срок его службы при правильной эксплуатации заканчивается примерно на 100-120 тысячах километров. Далее приходится проводить замену катализатора или ремонт катализатора в зависимости от износа и ситуации.
С учетом качества бензина на наших заправках, даже на новых машинах такие катализаторы быстро выходят из строя, поскольку некачественное топливо негативно влияет на состояние керамических сот с напылением. Они оплавляются, залипают, снижается проходимость. Машина, что называется, не тянет. Она не разгоняется, падает мощность. Это первый признак «забитости» катализатора. Срок службы его существенно сокращается. Проводить ремонт или замену катализатора приходится уже после 70-80 тысяч километров.
Также негативно сказывается на сотовом катализаторе качество российских дорог. Из-за них может потребоваться не только ремонт глушителя и других элементов, но и замена всей системы в целом.
Керамика — материал хрупкий. Он может трескаться на кочках и даже раскалываться. Отколовшиеся керамические куски сначала просто дребезжат, а затем разлетаются по выхлопной системе. Первым признаком неполадок и необходимости незамедлительного ремонта глушителей в СПБ становится не только характерное дребезжание или гул, но и то, что двигатель перестает сходу заводиться.
Химические присадки
Химический тип катализаторов — это то, что мы привычно называем присадками. В специализированных магазинах Питера их ассортимент сегодня поражает. Некоторые действительно способны улучшить некоторые эксплуатационные показатели топлива или масел. Они снижают нагрузки на узлы и агрегаты, увеличивают срок их службы.
Присадки или анамегаторы топлива меняют процесс его сгорания и его химический состав. Полнота сгорания повышается, а детонация и токсичность выхлопа снижаются. Анамегатор препятствует образованию гидропероксидов. Он ускоряет реакцию окисления молекул углеводорода, а также:
- горение происходит с высокой энергоотдачей;
- мощность двигателя увеличивается;
- расход топлива снижается;
- уменьшается нагарообразование.
Имеет химический катализатор и недостатки. Один из них — требование регулярной замены. Велик риск возникновения коррозии топливного бака и прочих агрегатов, если нарушена концентрация анамегатора. Это же может стать причиной роста расхода топлива. Вместе с тем, производители постоянно создают инновационные составы, чтобы устранить данные недостатки.
МСК или магнито-стрикционные катализаторы
Магнито-стрикционные катализаторы или МСК — наиболее современные среди прочих аналогов. Это устройства предварительной обработки топлива. Сегодня они производятся в Венгрии, Польше, КНР, Англии, России и др. Метод применяется уже более 4 десятков лет.
Суть работы МСЕ заключается в воздействии на молекулы углерода в ГСМ магнитно-стрикционным способом. Меняются при этом только физические свойства применяемого топлива.
В зависимости от того, какой тип двигателя установлен на автомобиль, применяются разные варианты установки МСК. Катализатор обеспечивает максимально возможное сгорание смеси в двигателе, за счет чего увеличивается его мощность, а также:
- снижается расход топлива,
- повышаются в 3-4 раза показатели экологичности;
- уменьшается нагароотложение на рабочих поверхностях силовых агрегатов;
- увеличивается срок их эксплуатации;
- двигатель работает бесшумно;
- детонация отсутствует;
- увеличивается пробег ТС между заменой масла.
Профессиональная установка катализаторов этого поколения занимает 5-20 минут в зависимости от типа двигателя. Прежде чем перевести автомоибль на МСК, мастер обязательно проводит диагностику всей топливной и выхлопной систем. Часто требуется корректировка зажигания на карбюраторных силовых агрегатах, регулировка винта холостых оборотов на дизелях. Инжекторные двигатели могут потребовать ремонта лямбда-зоны.
Что такое катализатор в автомобиле.Какие функции он выполняет
Автор Авто Эксперт На чтение 15 мин. Просмотров 3.4k. Опубликовано
Многие автовладельцы задумываются о том, что такое катализатор в автомобиле, после того как этот узел выходит из строя. Изначально на машины стали устанавливаться каталитические нейтрализаторы, чтобы снизить пагубное воздействие на окружающую среду выхлопных газов, которые образуются при работе ДВС. Однако не все водители одобряют установку нейтрализаторов, ведь стоимость этого агрегата достаточно высока. К тому же из-за низкого качества бензина приходится регулярно его ремонтировать.
Содержание
- Автомобильный катализатор: что это
- Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
- Из чего состоит и как работает
- Виды катализаторов
- Принцип работы катализатора
- Срок службы катализатора
- Причины неисправности катализатора автомобиля
- Признаки неисправности катализатора автомобиля
- Почему нейтрализатор может выйти из строя
- Некачественное горючее
- Катализатор низкого качества
- Дизельные двигатели
- Способы проверки
- Способы решения проблемы
- Подведем итоги
Автомобильный катализатор: что это
Каталитический нейтрализатор – элемент выхлопной системы мотора, предназначенный для очистки отработанных газов перед их выбросом в атмосферу. Необходимость разработки данного узла автомобильного мотора возникла в 60-х годах прошлого века, когда мировое сообщество озаботилось состоянием экологии на планете. В то время уровень выбросов из выхлопных труб автомобилей не был установлен на законодательном уровне.
Катализатор предназначен для нейтрализации вредных выхлопов автомобиля и является частью выхлопной системы авто
Первые стандарты содержания токсичных продуктов в выбросах автомобилей были введены в 1970-м году. Автопроизводителей обязали оснащать машины устройствами, снижающими объёмы угарного газа и продуктов сгорания углеводородов. С 1975 года каталитический нейтрализатор стал обязательной деталью всех сходящих с конвейера автомобилей.
Производители устанавливают на автомобили три вида катализаторов:
- Керамические – используют механический способ очистки выхлопных газов. Состоят из керамических пластин, покрытых драгметаллами. Максимальный ресурс работы этого вида – 100 тысяч километров. Однако при плохом качестве топлива его замена требуется уже после 70–80 тысяч километров пробега.
- Металлические – их начинка состоит из металлических сот, обладающих повышенной упругостью.
- Спортивные – самые надёжные модели, но при этом имеющие высокую стоимость. Изготовлены из металла, но обладают большей пропускной способностью, нежели два предыдущих варианта.
Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.
Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.
Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.
Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.
Из чего состоит и как работает
Основа катализатора – керамические соты
Конструктивно каталитический нейтрализатор представляет собой выполненную в форме сот керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищённую теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Покрывающий соты состав – это сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, стоимость которых превосходит золото как минимум в два раза.
Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь соприкосновения токсичных газов с нейтрализующей их поверхностью. Остатки вредных веществ мгновенно догорают и не попадают в атмосферу.
Катализатор состоит из следующих деталей:
- Корпус с входным и выходным патрубками;
- Керамический блок с пористой структурой;
- Каталитический слой – напыление на ячейках керамического блока;
- Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязнённость газов после очистки;
- Металлический кожух – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.
Устройство катализатора в разрезе
Деталь устанавливают после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, поскольку нейтрализация токсических веществ возможна только при высоких температурах. Работа узла происходит следующим образом:
- Выхлопные газы по входному патрубку направляются внутрь детали и попадают на керамический блок, заполняя ячейки.
- Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и угарный газ.
- Восстановительный металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
- Через выходной патрубок в атмосферу выводится чистый газ.
Это важно! Решающую роль в процессе нейтрализации токсичных веществ играет температура процесса. Преобразование возможно при температуре от 300 градусов, однако в основном рабочая температура катализатора автомобиля находится в пределах от 400 до 800 градусов.
В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это является существенным недостатком разработанных на сегодняшний день моделей. Трудность организации правильной работы узла состоит в опасности его перегрева. Если расположить катализатор ближе к двигателю, срок работы резко уменьшится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей располагают деталь в области правого переднего колеса, где существует возможность поддержания температуры на оптимальном уровне.
Виды катализаторов
По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.
- В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
- Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.
Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.
Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.
Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.
Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.
Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.
Принцип работы катализатора
Выхлопные газы представляют собой смесь NO (оксид азота), CH (углеводород), CO (оксид углерода – угарный газ). Эти газы опасны как для окружающей среды, так и для самого человека. Смог, который еще недавно был визитной карточкой больших городов, образуется из-за взаимодействия этих и некоторых других соединений, в результате получается вредная для человека дымовая завеса.
Принцип работы катализатора основан на том, чтобы эти элементы до-окислять путем каталитической реакции между элементами газов и сплава катализатора, в результате на выходе получаются либо более низкие концентрации вредных веществ, либо чистые кислород и углекислый газ.
Реакция происходит из-за высокой температуры выхлопных газов (выше 300 градусов). Чем выше температура, тем быстрее протекает реакция. Температура выхлопных газов во многом зависит от заправляемого топлива. Топливо низкого качества может выдавать очень большую температуру отработанных газов, что уменьшает срок службы катализатора.
Срок службы катализатора
Разрушение керамического блока катализатора
Средний ресурс катализатора составляет 100 тыс. километров пробега, но при правильной эксплуатации он может исправно функционировать и до 200 тыс. километров. Основные причины раннего износа – неисправность двигателя и качество топлива (топливовоздушной смеси). При наличии обедненной смеси происходит перегрев, а при слишком богатой возникает засорение пористого блока остатками несгоревшего топлива, что препятствует протеканию необходимых химических процессов. Это приводит к тому, что срок службы каталитического нейтрализатора существенно снижается.
Еще одной распространенной причиной неисправности керамического катализатора являются механические повреждения (трещины), возникающие при механических воздействиях. Они провоцируют быстрое разрушение блоков.
При возникновении неисправностей работа каталитического нейтрализатора ухудшается, что фиксируется при помощи второго лямбда-зонда. В этом случае электронный блок управления сообщит о неисправности, выдав на приборной панели ошибку «CHECK ENGINE». Также признаками выхода из строя являются дребезжание, увеличение расхода топлива и ухудшение динамики. В этом случае его меняют на новый (оригинального производства или универсальный). Почистить или восстановить катализаторы невозможно, а поскольку это устройство имеет высокую цену, многие автомобилисты предпочитают просто удалить его.
Причины неисправности катализатора автомобиля
Компании, производящие нейтрализаторы, утверждают, что их можно использовать на протяжении 100 000–150 000 км пробега. Однако в реальности этот агрегат может выйти из строя гораздо раньше, особенно если вы живете в мегаполисе и постоянно стоите в пробках.
Почему нейтрализатор может прийти в негодность? Дело в том, что устройство катализатора автомобиля представляет собой фильтр. А фильтр нужно регулярно менять.
Срок службы агрегата станет меньше, если система зажигания неисправна. Такая проблема обычно выявляется на автомобилях марки Ford и ВАЗ. Если зажигание выставлено неверно, будут случаться пропуски. В результате топливная смесь сгорит лишь частично. Образуется огромное количество сажи, которая скапливается в нейтрализаторе. Оптимальное решение — провести его чистку. Но это не поможет, если оплавилась бобина.
Поломка данного агрегата может произойти, если вы используете низкокачественное топливо. Оно станет не полностью сгорать. Процесс догорания будет происходить в коллекторе, и непосредственно в нейтрализаторе. Микрочастички забьют фильтр, и через него не сможет проходить воздух.
Признаки неисправности катализатора автомобиля
Как узнать, что катализатор выхлопной системы автомобиля пришел в негодность?
- На приборной панели светится индикатор «Check Engin». Он загорается, если система обнаруживает какую-либо ошибку двигателя.
- Падает мощность авто. Если катализатор в автомобиле не в порядке, авто будет троить, дергаться, тяга снизится. Происходит это потому, что снизилась пропускная способность нейтрализатора. Ведь соты частично разрушены, произошло их запекание, засорился проход отработанных газов. Все это приводит к тому, что двигатель «не дышит».
- Посторонние звуки под днищем. Слышите стуки, которые возникают на повышенных оборотах либо когда заводите машину? Обычно это случается, когда керамические соты начинают разрушаться. Отвалившиеся частички ударяются о стенки катализатора, ведь на них действует газовый поток, а также центробежные силы.
- Слабый либо ровный напор газов, поступающих из глушителя. Если катализатор в автомобиле работает нормально, то, подставив ладонь к трубе выхлопа, вы почувствуете, что выходящий поток газов пульсирует.
Происходит это потому, что выпускные клапаны работают по очереди. Заметили, что поток газов слабый либо пульсация отсутствует? Значит, соты нейтрализатора разрушены.
Почему нейтрализатор может выйти из строя
Каталитическое устройство имеет довольно длительный срок службы, и если разрушение происходит в короткие сроки после начала эксплуатации автомобиля, то у транспортного средства имеются скрытые проблемы с системами питания и зажигания. Перед заменой данного устройства обязательно требуется полная диагностика этих систем.
В том случае, если некорректно работают эти системы, как минимум в одном из цилиндров не происходит полного сгорания топлива, и катализатор вынужден работать в усиленном режиме, дожигая его.
Очень крупные неприятности могут вызвать высоковольтные провода или катушки и свечи зажигания. При нарушении в работе форсунок может переливаться топливо, что тоже влечёт за собой выход из строя катализатора. Если происходит залегание или износ колец и колпачков цилиндропоршневой системы, переливаться и догорать начинает ещё и моторное масло.
Как уже говорилось ранее, керамическая начинка может быть очень легко повреждена при механическом воздействии. Во избежание данной ситуации не помешает установить дополнительную защиту на днище авто.
Разрушение керамического содержимого катализатора чревато попаданием крошек в цилиндры двигателя, где они повреждают стенки и могут даже привести к поломке двигателя. Чтобы не произошло ничего подобного, необходимо следить за состоянием своего транспортного средства и вовремя производить необходимый ремонт.
Некачественное горючее
Если смесь бензина и воздуха не полностью сгорает в цилиндрах двигателя, то горение завершается в катализаторе или в выпускном коллекторе. Затем происходит оплавление основных деталей выхлопной системы. Продукты сгорания оседают в нейтрализаторе и мешают газам проходить с необходимой скоростью. В результате система просто забивается.
Катализатор низкого качества
Автопроизводители комплектуют автомобили качественными деталями и расходными материалами. Но если что-то в машине менялось, то не факт, что владельцу продали качественные запчасти. Если в автомобиле установлен некачественный или неоригинальный нейтрализатор, то существует большой риск, что ячейки катализатора слишком маленького размера. Вследствие недостаточного размера они легко забиваются продуктами сгорания топлива.
Часто все признаки неисправности и симптомы забитого катализатора возникают у американских автомобилей, которые ранее эксплуатировались в США. В Соединенных Штатах на заправках продается более качественный бензин, от которого в процессе сгорания остается минимум несгоревших веществ. Катализаторы в таких автомобилях с маленькими сотами – в России они погибают в кратчайшее время.
Дизельные двигатели
На таких силовых агрегатах никакого катализатора нет. Там вместо него есть сажевый фильтр, он выполняет ту же задачу, что и каталитический нейтрализатор в бензиновом двигателе. Еще одно отличие – это цена. Сажевый фильтр обойдется в три раза дороже бензинового элемента.
Симптомы забитого катализатора на дизеле аналогичны тем, что могут наблюдать владельцы бензиновых двигателей. Это потеря мощности, двигатель отказывается заводиться, повышенный расход топлива.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
- Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
- Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
- Замена нейтрализатора на пламегаситель.
Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется ремонт глушителя автомобиля своими руками. Из этой статьи вы узнаете, как можно отремонтировать глушитель в случае выхода из строя или повреждений данного элемента выхлопной системы автомобиля.По этой причине следует обращать внимание на любые признаки, которые могут указывать на неисправности каталитического нейтрализатора. Дело в том, что не редко отмечаются случаи, когда части разрушенных элементов нейтрализатора отработавших газов попадали в двигатель со всеми вытекающими последствиями.
Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя. Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.
youtube.com/embed/qpRKmwyQ5PI» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Источники
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/chto-takoe-katalizator-v-avto/
- https://carnovato.ru/chto-takoe-katalizator-v-avtomobile/
- https://AutoVogdenie.ru/chto-takoe-katalizator-v-avtomobile.html
- https://glushak.ru/articles/obshaya-informaciya-o-katalizatorah/
- https://TechAutoPort.ru/dvigatel/vypusknaya-sistema/kataliticheskiy-neytralizator.html
- https://DriverTip.ru/osnovy/katalizator-v-avtomobile-i-zachem-on-nuzhen.html
- https://FB.ru/article/278049/zabityiy-katalizator-simptomyi-sposobyi-ustraneniya-problemyi-i-rekomendatsii
- https://AutoTopik.ru/sovet/1003-kak-proverit-katalizator.html
- http://KrutiMotor.ru/priznaki-zabitogo-katalizatora/
Кража каталитического нейтрализатора: 10 автомобилей Воры нацелены на
BanksPhotos|Getty Images Каталитические нейтрализаторы: вы никогда не думаете о них до тех пор, пока не заведете машину и не обнаружите, что тот, который когда-то был прикреплен к вашему автомобилю, исчез. Основные признаки того, что ваш каталитический нейтрализатор мог быть украден? Чрезмерный шум двигателя и ядовитые пары, исходящие из-под автомобиля.
Итак, что такое каталитические нейтрализаторы и почему они внезапно стали популярны среди воров, стремящихся быстро нажиться? Во-первых, каталитические нейтрализаторы расположены в выхлопной системе и помогают очищать выбросы бензинового или дизельного двигателя. Они были федеральным требованием для каждого нового автомобиля с 1975.
По данным Национального бюро по борьбе с преступностью (NICB), кража каталитических нейтрализаторов резко возросла из-за того, что в них были обнаружены три драгоценных металла: палладий, родий и платина. О какой драгоценности мы здесь говорим? На момент написания этой статьи унция родия стоила около 15 000 долларов. Для сравнения, унция золота стоит всего 1800 долларов.
Используя данные, собранные NICB, и сервисные отчеты авторемонтных мастерских по всей стране, Carfax определил 10 автомобилей, которые чаще всего подвергаются каталитическим нейтрализаторам.
Законы в работе в 2022 году
Реклама — Продолжить чтение ниже дело доходит до кражи катализатора. Отчасти это связано с тем, что двигатель внутреннего сгорания его бензиново-электрической гибридной трансмиссии не работает так сильно, как без связанных с трансмиссией электродвигателей. По иронии судьбы, учитывая его дружественный к Земле имидж, это означает, что в каталитических нейтрализаторах, используемых для очистки более холодного выхлопа Prius, требовалось больше драгоценных металлов (в модели третьего поколения это было меньше). NICB отмечает, что, поскольку гибрид, такой как Prius, меньше изнашивает каталитический нейтрализатор, кошки этих автомобилей остаются особенно ценными даже после многих лет использования.
2
9. 2011–2017 Chrysler 200
Michael Simari Пришедший на смену широко критикуемому Sebring, Chrysler 200 стал значительным шагом вперед с точки зрения стиля, комфорта салона и производительности. Мы не были ошеломлены каждой деталью 200-го, в том числе его сомнительным качеством салона и непостоянством рулевого управления, хотя мы отметили, что он «движется в правильном направлении». В 2015 году появился новый 200, и, хотя он отличался более современным стилем и функциями, он также ознаменовал конец линейки моделей с кузовом кабриолет. Седан 200 исчез после 2017 модельного года, хотя его популярность среди воров каталитических нейтрализаторов сохраняется.
3
8. Toyota Camry 1987–2019 гг.
Toyota Camry — седан среднего размера, известный своей надежностью. На протяжении многих лет Camry предлагалась в формате седан, купе, универсал и даже кабриолет (последний вариант получил название Camry Solara). Однако удовольствие от вождения не является чертой, обычно ассоциируемой с Camry. Тем не менее, этот популярный седан, похоже, привлекает бездельников, желающих украсть каталитический нейтрализатор, поскольку этот популярный седан Toyota занимает восьмое место в этом списке.
4
7. Honda CR-V 1997–2020 гг.
HondaHonda CR-V помогла создать компактный кроссовер-внедорожник, когда он появился в 1997 модельном году. Несмотря на 25-летнюю историю шильдика, публика, кажется, по-прежнему питает симпатию к CR-V, который сегодня остается одним из самых продаваемых внедорожников. Теперь, если бы только CR-V мог удержать свои каталитические нейтрализаторы так же, как он удержал свою клиентскую базу. Увы, воры любят CR-V за то, что его достаточно легко поймать. Хотя есть некоторые продукты, на которые стоит обратить внимание, которые либо помогают защитить каталитический нейтрализатор автомобиля, либо крепче прикручивают его к транспортному средству (каждое из которых предназначено для предотвращения воровства), часто лучший совет — самый простой: припаркуйте свой автомобиль в надежном и безопасном месте. расположение.
5
6. Chevrolet Equinox 2005–2021 гг. привлекательная цена».

6
5. 1999–2021 Chevrolet Silverado
Chevrolet Пикапы, такие как Chevrolet Silverado, отлично подходят для буксировки и перевозки грузов по пересеченной местности. Как и у других пикапов в этом списке, способность Silverado преодолевать любые препятствия и увеличенный дорожный просвет означают, что мошенникам будет легче проскользнуть под этот полноразмерный пикап и снять каталитический нейтрализатор. В 1999 году давняя линейка грузовиков Chevrolet C / K передала эстафету недавно представленному Silverado. На протяжении многих лет Silverado был доступен с широким спектром четырехцилиндровых, рядных шестицилиндровых двигателей, двигателей V-6 и V-8. Это разнообразие отлично подходит для покупателей грузовиков. Это также не менее заманчиво для воров каталитических нейтрализаторов.
7
4. Ford Econoline/E-Series 1990–2022 гг.
Назовите его рабочим фургоном, о котором забыли, или практичной рабочей лошадкой, которая продолжает справляться с трудными задачами, стоящими перед ним. Фургон Ford E-серии (также известный как Econoline) в той или иной форме существует с тех пор, как Кеннеди сидел в Овальном кабинете. Он все еще здесь, хотя и только в специальной форме шасси в разрезе и в конфигурациях E-350 или E-450. Говоря о вырезках, сколько стоит каталитический нейтрализатор после кражи? NICB говорит, что типичный каталитический нейтрализатор может стоить от 50 до 250 долларов за штуку. Это может показаться не таким уж большим, но учтите, что быстро работающему вору требуется несколько коротких минут, чтобы удалить один — тяжелый рабочий день, кража каталитических нейтрализаторов, может принести тысячи долларов незаконной прибыли.
8
3. Jeep Patriot 2007–2017 гг.
Доступный только с относительно маломощными четырехцилиндровыми двигателями, Jeep Patriot никогда не славился своей прямолинейной скоростью. Несмотря на то, что мы назвали его «без удовольствий», классическая прямая форма «джипа» Patriot и низкая цена оказались привлекательным сочетанием для многих потребителей. К сожалению, каталитические нейтрализаторы маленького джипа оказались привлекательными для воров, а Patriot занял третье место в общенациональном списке автомобилей, на которые нацелены каталитические нейтрализаторы.
9
2. Honda Accord 1989–2020 гг.
Honda За чрезвычайно популярным пикапом последовал не менее популярный седан. Honda Accord был одним из самых продаваемых седанов среднего размера на протяжении десятилетий, не говоря уже о регулярном победителе в нашей ежегодной премии «10 лучших автомобилей и грузовиков». В то время как мы обычно хвалим Accord за его маневренность и экономичную четырехцилиндровую трансмиссию, воры больше ценят тот факт, что кража каталитического нейтрализатора занимает всего несколько минут при использовании небольшой сабельной пилы.
10
1. Ford F-серии 1985–2021 гг. каталитические преобразователи. С миллионами пикапов Ford F-серии на дорогах нет недостатка в них, стоящих в гаражах или на дорогах по всей стране. Одна чисто логистическая причина, по которой F-серия является общей мишенью, заключается в том простом факте, что она расположена выше над дорогой, чем типичный автомобиль. Это означает, что вору будет проще и быстрее пролезть под автомобиль серии F и снять каталитический нейтрализатор.
11
. 10 автомобилей, наиболее подверженных краже каталитического конвертера
Ford- 10. 2001–2021 Toyota Prius
- 9. 2011–2017 Chrysler 200
- 8. 1987–2019 Toyota Camry
- 7.092079.1
- 8. 1987–2019 Toyota Camry
- 7.19167-2079.19207–2079.19207-2079. Honda CR-V
- 6. 2005–2021 Chevrolet Equinox
- 5. 1999–2021 Chevrolet Silverado
- 4. 1990–2022 Ford Econoline/E-Series
- 3.
2007–2017 1999 8 09 2020 Honda Accord
- 1. 1985–2021 Ford F-серии
12
Ознакомьтесь с нашими рекомендациями по продуктам
Функция и назначение каталитического нейтрализатора – журнал Auto Trends
Благодаря строгим нормам загрязнения окружающей среды, действующим во всем мире, каталитические нейтрализаторы стали обязательными. Это потому, что каталитический нейтрализатор может превращать очень вредные газы в приятные соединения благодаря разумному использованию драгоценных металлов и химии.
Платина, родий и палладий способствуют протеканию химической реакции, работая как катализатор, грубо говоря, как ускоритель.
Содержание
Преобразование ядов в управляемые соединения
Эти преобразователи объединяют пригодный для дыхания кислород, ядовитый монооксид углерода, вредные для озона несгоревшие углеводороды и вредные оксиды азота в управляемые соединения. И наоборот, эти соединения представляют собой воду, азот и углекислый газ, газ, который мы также выделяем, но он также является одним из ведущих парниковых газов.
Этот выбор был сделан, чтобы очистить города, в которых находятся сотни тысяч моторизованных транспортных средств, предпочтя защитить легкие горожан от болезней, а города — от опасного смога. Компромисс, если хотите, и тот, который человечество должно было осуществить.
Французское изобретение. Каталитический нейтрализатор был разработан инженером-механиком Юджином Удри в середине 1950-х годов для установки на бензиновые двигатели. Его рассуждения были вызваны опасениями по поводу дыма из дымохода и выхлопных газов и того, как они влияют на загрязнение воздуха.
Следовательно, его первый каталитический нейтрализатор был установлен на дымоходах, за ним последовали вилочные погрузчики, работающие на неэтилированном бензине, и, наконец, обычные автомобили (1).
См. также – Что вызывает белый дым из выхлопных газов?
Управление вредными соединениями
Когда выхлопные газы выходят из каждого цилиндра, они встречаются с выхлопными коллекторами и, таким образом, с выхлопной трубой. Таким образом, каталитический нейтрализатор устанавливается на выхлопной трубе как можно ближе к двигателю.
Эти выхлопные газы представляют собой именно те вредные соединения, о которых говорилось выше: окись углерода, несгоревшие углеводороды, несгоревшее или частично сгоревшее топливо и оксиды азота.
Когда эти газы попадают в каталитический нейтрализатор, они сгорают дальше и подвергаются процессу окисления, который должен происходить за доли секунды. В противном случае эти загрязняющие вещества просто вылились бы из выхлопной трубы. Более того, для этой окислительной реакции обычно требуется некоторое время, и именно здесь на помощь приходит катализатор (2).
Химические реакции
В форме платины, родия и палладия этот катализатор дает толчок реакции окисления, чтобы облегчить процесс реакции. Это работает, поскольку соединения, которые мы хотим создать, такие как вода или углекислый газ, более стабильны, и все эти атомы предпочли бы принять более стабильную форму.
Со временем эти реакции могут происходить естественным образом, но это займет слишком много времени. Такой предмет, с которым вы, возможно, знакомы, — это перекись водорода, используемая для лечения и дезинфекции ран. Если вы оставите бутылку с перекисью водорода без крышки, она скорее превратится в воду и кислород, чем останется перекисью водорода.
Однако этот процесс займет некоторое время. Поэтому в нашем случае мы сжигаем вредные продукты, чтобы реакции шли быстрее, и даже в этом случае этого недостаточно.
Таким образом, у нас также есть эти реакции, происходящие вокруг этих драгоценных металлов, видя, как они позволяют им происходить с меньшими затратами энергии. Но это еще не все, эти металлы также способствуют реакции восстановления, которая берет существующие соединения, в нашем случае оксиды азота, и расщепляет их на азот и кислород (3).
Конструкция каталитического нейтрализатора
Каталитический нейтрализатор имеет форму сплющенной бочки, и если разрезать его поперек, то получится очень мелкая сетка. Эта сетка помогает из-за множества факторов. Сетка имеет большую площадь поверхности, что позволяет быстро движущемуся воздуху нагреваться быстрее.
Кроме того, соты легче нагреваются и охлаждаются, что имеет первостепенное значение для правильной работы каталитического нейтрализатора. Кроме того, эта сетка позволяет нам равномерно распределять эти благородные металлы по конвертеру, обеспечивая протекание каждой реакции как можно ближе к катализатору.
CC Пороговое значение температуры
Однако каталитический нейтрализатор довольно привередлив, учитывая, что для его правильной работы температура внутри должна поддерживаться выше определенного значения, а соотношение воздух-топливо должно соответствовать определенному порогу. Без них каталитический нейтрализатор — не что иное, как дроссель выхлопа.
Эти реакции восстановления-окисления (называемые окислительно-восстановительными реакциями) гранично эффективны при температуре около 700 градусов по Фаренгейту, но неисправный нейтрализатор или машина, которая работала и стояла часами, может нагреваться до 1400F.
Все, что ниже 700F, означает, что реакции протекают слишком медленно, и, следовательно, в атмосферу попадает множество загрязняющих веществ. Таким образом, максимально быстро довести каталитический нейтрализатор до требуемой температуры имеет первостепенное значение для инженера-автомобилестроителя, работающего с картами двигателя.
Кроме того, соотношение воздух-топливо должно поддерживаться около стехиометрического значения, которое должно составлять около 14,7 частей воздуха на 1 часть топлива для бензина. Это значение является довольно строгим, допуская отклонение только на 3 процента больше/меньше.
В противном случае двигатель будет производить слишком много одного загрязняющего вещества, и в результате у него не будет всех необходимых компонентов для хорошего разделения.
Соотношение воздух-топливо можно рассматривать как значение лямбда со стехиометрическим значением 1, рассчитанное как использованный воздух по сравнению с воздухом, который должен был использоваться, чтобы иметь стехиометрическое значение. Если они равны, то количество является стехиометрическим, если используется больше воздуха, смесь обедняется топливом, а если используется меньше воздуха, смесь богата топливом.
Датчики кислорода… Датчики кислорода
Датчики кислорода обычно называют датчиками кислорода. Они имеют первостепенное значение для соотношения воздух-топливо в двигателе. Они работают, измеряя кислород вокруг каталитического нейтрализатора и возвращая значение после некоторых сложных математических вычислений. Стехиометрическое соотношение указывает на то, что топливо сожгло весь доступный кислород, и, следовательно, лямбда-зонд может легко определить, так ли это.
Если это не так, он может отправить команду на ЭБУ и изменить смесь так, чтобы она максимально приблизилась к 1. Лямбда-зонды также работают при определенных температурах, около 600F. Более того, видя, как каталитический нейтрализатор работает только при значении лямбда, равном 1, каталитический нейтрализатор не может работать без лямбда-зондов, поскольку без них вы не можете контролировать это значение (4).
Каталитические нейтрализаторы теперь используют только окислительно-восстановительные реакции, а это означает, что мы также заботимся об оксидах азота. Их называют трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами, и они не были нормой. До них мы использовали только двухкомпонентные каталитические нейтрализаторы, которые окисляли только углеводороды и угарный газ, но в настоящее время они становятся редкостью.
Отсутствующий или поврежденный CC
Если каталитический нейтрализатор не работает, разрезанный, украденный или пробитый, то в двигателе возникнет множество проблем. Засоренный каталитический нейтрализатор, по сути, забивает весь выхлоп, что приводит к значительной потере мощности или стабильности.
Если каталитический нейтрализатор неисправен, вы столкнетесь с большими проблемами с топливной эффективностью, потому что лямбда-зонды превратят соотношение воздух-топливо в ерунду.
Если лямбда-зонд неисправен, вы также можете наслаждаться низкой эффективностью использования топлива или низкой мощностью, а также, скорее всего, разрушить свой каталитический нейтрализатор в процессе. Более того, плохой преобразователь, безусловно, может привести к неудачным испытаниям на выбросы.
Индикатор проверки двигателя, безусловно, может быть вызван проблемным каталитическим нейтрализатором или неисправным лямбда-зондом, учитывая, что индикатор проверки двигателя обычно указывает на проблему с системами защиты от загрязнения автомобиля. Пробитый нейтрализатор может пропускать внутрь лишний воздух, что приводит к шуму, плохой эффективности реакции, к заметному изменению топливной экономичности и мощностных характеристик.
Смягчение последствий изменения климата
Каталитические нейтрализаторы, пусть и не идеальные, очень помогли нам в борьбе с глобальным потеплением. Вырезать и удалять их — обычное дело, но делайте это только в том случае, если вы действительно этого хотите и знаете, во что ввязываетесь.
Библиография
- Универсальный технический институт. Что такое каталитический нейтрализатор и для чего он нужен? [Онлайн] 06 января 2021 г.
[Процитировано: 15 января 2022 г.].
- Агентство по охране окружающей среды США. Основная информация о загрязнении атмосферного воздуха угарным газом (CO). [Онлайн] 07 июня 2021 г. [Процитировано: 15 января 2022 г.].
- Хамерс, Лорел. Объяснитель: Что такое катализатор? [Онлайн] 27 февраля 2017 г. [Процитировано: 15 января 2022 г.].
- Привет. Лямбда-зонд — причина неисправности, проверка и устранение неисправности. [Онлайн] [Процитировано: 15 января 2022 г.].
Атрибуция фотографии
- Ahanix1989 в английской Википедии, общественное достояние, через Wikimedia Commons
- OpenStax, CC BY 4.0, через Wikimedia Commons
См. также – Что такое рекуперативное торможение?
- Автор
- Последние сообщения
Кристиан Пушкасу
Кристиан Пушкашу начал любить автомобили и хотел стать «гонщиком» благодаря какой-то компьютерной игре, которая зажгла огонь почти два десятилетия назад.