Что такое автомобильный картер? Особенности и назначение
Описание и характеристики картера авто: кто придумал картер, особенности и назначение, виды, уход, фото. Видео про сухой картер.
Некоторые автомобильные агрегаты, такие как мотор, КПП, сцепление облачаются в корпус, именуемый также картером. Он защищает внутренние элементы от повреждений, хранит масло да и просто служит платформой для крепления отдельных деталей устройства. О том, какие картеры могут находиться в машине – далее в обзоре.
Кто придумал картер
Своим появлением это устройство обязано англичанину Джону Харрисону Картеру. Этот инженер в 1889 году изобрёл корпус для цепи велосипеда Sunbeam, ставший первым картером. Такое изделие хранило масло, а также оберегало велоцепь от нежелательных воздействий.
Со временем картер нашёл своё применение и в автомобильной технике, став, можно сказать, неотъемлемой её частью. Такие детали применяются практически на всех элементах машины, использующих масло. Ну, а на моторе – в первую очередь.
Картер автомобильного двигателя
В основном под понятием «картер» автолюбители подразумевают именно корпус мотора. Такая оболочка укрывает блок цилиндров, различные валы и содержит масляный поддон. Впрочем, конструкция кожуха двигателя во многом зависит от размера самого силового агрегата.
В не слишком больших двигателях корпус компонует детали в общий агрегат и выполняется в виде литого изделия – блок-картера. Часто в его состав входят и гильзы цилиндров.
Кроме того, корпус лёгкого 2-тактного мотора, содержащего несколько цилиндров, бывает разделён на герметичные блоки, как это реализовано у автомобилей Wartburg, Trabant или DKW. Такие отсеки связаны со своими цилиндрами посредством персональных каналов. При данной конструкции силовой агрегат смазывается «двухтактной смесью», добавляемой в топливо.
Но уже для моторов, имеющих средние габариты, отлить картер как единое изделие не так-то просто, а для крупных – и подавно. Неудивительно, что корпуса силовых установок больших размеров обычно собираются из отдельных частей, соединённых крепёжными элементами или просто сваренных. Причём, в подобных агрегатах объём полости порой достигает нескольких кубометров!
К тому же, в моторах средней категории, а тем более в «тяжеловесах» типа Sulzer, ДКРН, Burmeister & Wain нашла своё применение конструкция с отдельной ёмкостью для масла, именуемая «сухим картером». Спорткары и крутые внедорожники оснащаются двигателями как раз такой разновидности.
Картером сухого типа обладают также и некоторые мотоциклы. Подобная конструкция используется, когда габаритный масляный поддон разместить в корпусе мотора проблематично, или на моделях, предназначенных для бездорожья, а также гонок эндуро. Даже если такой «байк» будет лежать на боку, его мотор не будет испытывать недостатка в масле.
Из чего делают картер
В основном из алюминиевого сплава или стали. Раньше активно применялся чугун, теперь это редкость. На некоторых европейских авто встречаются даже картеры с элементами из термостойкого пластика. Иногда с целью повышения жёсткости конструкции корпус мотора дополняют рёбрами.
Поддон для масла также отливают из алюминия или изготавливают из стали штамповочным способом. Причём, такая ёмкость, выполненная из алюминия, лучше охлаждает двигатель, но при этом имеет более высокую стоимость, менее прочна и слабо поддаётся ремонту. Кстати, отработанное масло сливают из картера через находящуюся на нём специальную пробку.
Картеры трансмиссии
Однако, корпус двигателя – если и главный, то, как правило, не единственный картер, входящий в состав автомобиля. У современных машин обычно имеется несколько таких изделий, причём, в большинстве своём они относятся к трансмиссии. В частности, к следующим элементам:
- КПП;
- сцеплению;
- ведущему мосту;
- раздаточной коробке.
Каждый из картеров этой группы имеет своё предназначение и особенности конструкции. Однако если не учитывать корпус системы сцепления, можно обозначить элементы, общие для всех этих изделий:
- заливная часть, через которую вносится смазывающее вещество;
- устройство для слива ненужной смазки;
- сапун, приводящий давление в картере в соответствие атмосферному, тем самым предотвращающий протекание масла в местах стыков при слишком высоком значении этого показателя, вызванном высокой температурой корпуса.
- отверстия для валов и уплотнителей.
Картер КПП и раздаточной коробки
Это кожух коробки передач, а для полноприводных авто – ещё и раздаточной коробки. Одно из основных его назначений – обеспечение этих устройств смазывающим веществом.
В настоящее время среди оболочек этих устройств превалируют чугунные или алюминиевые изделия, выполненные как единое целое. Такие картеры можно разделить на 2 вида, исходя из места расположения крышки:
- верх изделия;
- торец с другой стороны от сцепления.
Размещение крышки сверху присуще старым коробкам, для современных же характерно нахождение её сбоку. Механические коробки с такой конструкцией в настоящее время часто устанавливаются на грузовиках. Причём, некоторые грузовые машины оборудованы отдельными корпусами сцепления, делителя и КПП. Ну, а картер «автомата» нередко бывает объединён с аналогичной частью гидротрансформатора.
А ещё на корпусе КПП имеются участки для подключения устройства, переключающего скорости, а также разных датчиков, в частности – сопряжённого со спидометром.
Картер сцепления
В трансмиссии имеется только один сухой картер, и это корпус сцепления, расположенный между мотором и КПП. При штатном функционировании автомобиля в этом изделии не должны находиться ни масло, ни другие жидкие вещества.
На данном корпусе могут быть установлены приспособления для наблюдения за сцеплением и его настройки, правда, так бывает не всегда. А в машинах с автоматической КПП кожух сцепления заменён на аналогичную деталь для гидротрансформатора.
Картер ведущего моста
Это изделие объединяет главную передачу, межколёсный, а для трёхосных грузовых машин – межосевой дифференциал, колёсные передачи и колёсные же редукторы при наличии таковых. Можно выделить 2 основных вида мостовых кожухов:
- Разрезной, или разъёмный – состоящий из двух отлитых частей, соединённых вертикально. Он свойственен старым машинам, хотя всё ещё устанавливается на УАЗах и ряде российских грузовиков средней тоннажности.
- Неразъёмный, свойственный современным авто. Одна или две его стороны накрываются штампованными крышками, которые могут находиться в передней, задней либо нижней части корпуса.
При этом мостовые балки, называемые «чулками», представляют собой либо самостоятельные детали, запрессованные в корпус, либо образуют с ним единое изделие.
Последнюю разновидность кожуха называют «банджо» из-за похожей формы. Ну, а в некоторых мостах – например, у УАЗов, в ряде грузовиков и машин с высокими внедорожными качествами, картер обладает формулой «3 в 1». К нему относятся центральный картер главной передачи и дифференциала, плюс ещё два – колёсных редукторов.
Уход за картерами
Масляный поддон картера мотора находится недалеко от поверхности трассы, поэтому его можно запросто деформировать при помощи предметов, попадающихся на пути, или неровностей на бездорожье. Последствия таковы: масло вытекает из мотора, подшипники распределительного и коленчатого вала остаются без смазки. Дальнейшее продолжение езды в таких условиях чревато износом и заклиниванием подшипников скольжения.
Во избежание такого кошмара под мотором автомобиля монтируется защита картера, изготавливаемая из металла высокой прочности или композитного вещества. Такая деталь присоединяется к лонжеронам кузова и надёжно защищает картер от контакта с камнями, бордюрами или «лежачими полицейскими».
Иногда подобные приспособления снабжают отверстиями, открывающими путь к сливной пробке, а также лючками, дающими возможность замены масляного фильтра. Кроме того, защитная пластина делает затруднительным для недоброжелателей доступ в подкапотный отсек, тем самым снижая их шансы на угон автомобиля.
Если в же в поддоне картера мотора всё же возникла трещина, то этот дефект можно попробовать исправить путём сварки, электрической или газовой для стальных корпусов, а также исключительно аргоновой – для алюминиевых. Ещё в магазинах можно найти специальные герметики для поддонов, но такие средства скорее всего будут эффективны только до следующего удара.
В крайнем случае, может потребоваться замена поддона, что, впрочем, не является архисложной задачей. Для этого сливается старое масло, если оно ещё не вытекло через пробоину, снимаются крепёжные болты и монтируется новый поддон. Кстати, если менять поддон, то вместе с ним желательно заменить и его прокладку.
Что касается картеров трансмиссии, то они представляют собой вылитые из металла или штампованные изделия, причём, уход за этими кожухами требуется минимальный. Но для того, чтобы они качественно выполняли свои функции, автовладельцам всё же следует:
- следить, не протекает ли масло через стыки картера, о чём также могут сообщить масляные следы под машиной при продолжительном нахождении транспортного средства на одном месте;
- своевременно выявлять на картерах возможные повреждения;
- в зависимости от модели автомобиля и условий его эксплуатации, через каждые 4-15 тыс.
км езды осуществлять прочистку или промывку сапунов;
- при сливе отработанного масла очищать сливную пробку от грязи и металлической стружки.
Если картер был разобран, то при последующей его сборке болтовым соединениям следует придать степень затяжки, предусмотренную инструкцией. Также иногда требуется установить на корпус новые прокладки. Немаловажна и степень надёжности крепления самого изделия к несущей поверхности машины.
А в общем, картеры трансмиссии отличаются выносливостью и долгим сроком эксплуатации, так что лишними хлопотами автолюбителей обременяют очень редко.
Заключение
Картеры бывают разные, и все они требуют ухода, хотя и отличающегося по степени сложности. Наиболее уязвимой частью корпуса двигателя считается масляный поддон, поэтому за ним нужен особый присмотр. Трансмиссионные картеры надёжны сами по себе, но и о них автолюбителям забывать не стоит.
Видео про сухой картер:
Описание и характеристики картера авто: кто придумал картер, особенности и назначение, виды, уход, фото. Видео про сухой картер.
||list|
- Кто придумал картер
- Картер автомобильного двигателя
- Из чего делают картер
- Картеры трансмиссии
- Картер КПП и раздаточной коробки
- Картер сцепления
- Картер ведущего моста
- Уход за картерами
- Видео про сухой картер
Картер автомобиля: устройство, функции и виды
Шумоизоляция автомобилей: зачем она нужна и как ее осуществить
Как выбирать дилерский центр при покупке автомобиля
Мар 18 2023
- Опубликовано в Техотдел
Картер – важный элемент двигателя автомобиля, который выполняет ряд функций и имеет несколько видов. В данной статье мы рассмотрим устройство картера, его основные функции и разновидности.
Устройство картера автомобиля
Картер – это корпус, который находится под двигателем и служит для хранения масла и смазочной системы двигателя. Картер обычно изготавливается из сплавов алюминия или магния, что делает его легким, но прочным.
Картер имеет несколько отверстий для подключения к другим элементам двигателя, таким как масляный насос, масляный фильтр и сборный блок масляного насоса. Картер также может иметь отверстия для установки сливного винта, для слива отработанного масла и воздухозаборник для смазки двигателя. Также необходимый элемент – защита картера, которая закрывает его снизу.
Основные функции картера автомобиля
Картер выполняет ряд важных функций в автомобиле:
- Хранение масла. Картер является местом хранения масла, которое используется для смазки двигателя. Масло, находящееся в картере, постоянно циркулирует по двигателю, обеспечивая ему необходимую смазку.
- Охлаждение масла. Картер может иметь ребра или другие элементы, которые увеличивают его поверхность, что позволяет охлаждать масло быстрее.
- Защита двигателя. Картер служит для защиты двигателя от внешних повреждений и ударов.
- Устранение избыточного давления. В картере может быть установлена система, которая устраняет избыточное давление, которое может возникнуть внутри картера.
Виды картеров автомобилей
Существует несколько разновидностей картеров, которые используются в автомобилях:
- Нормальный картер. наиболее распространенный тип картера, который имеет плоскую форму и находится под двигателем.
- Блочный картер. Этот тип картера используется в двигателях V-образной формы. Он представляет собой блок, который находится между двумя банками цилиндров и имеет несколько отверстий для подключения к другим элементам двигателя.
- Сухой картер. Это тип картера, который не содержит масла.
Вместо этого, масло циркулирует в специальной системе, которая находится над двигателем. Такой тип картера используется в гоночных автомобилях и спортивных машинах, где каждый грамм веса имеет значение.
- Мокрый картер. Это тип картера, который содержит масло. Масло находится внутри картера, и циркулирует по двигателю, обеспечивая ему необходимую смазку. Такой тип картера наиболее распространен в обычных автомобилях.
Картер является важным элементом двигателя автомобиля, который выполняет несколько важных функций, таких как хранение и охлаждение масла, защита двигателя и устранение избыточного давления. При выборе автомобиля следует учитывать тип картера и его особенности, чтобы обеспечить оптимальную работу двигателя и увеличить срок его службы.
- Автор: Mihail2022
- Распечатать
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Что вам нужно знать
Узнайте о важности регулярного технического обслуживания и периодичности замены для обеспечения бесперебойной работы двигателя. Узнайте больше в этой познавательной статье.
Двигатель вашего автомобиля представляет собой сложный механизм, для правильной работы которого требуется, чтобы несколько частей работали вместе. Хотя некоторые из этих компонентов могут быть малоизвестны, они играют важную роль в обеспечении эффективной работы вашего автомобиля.
Одним из менее известных, но важных клапанов в системе вашего автомобиля является клапан принудительной вентиляции картера (PCV). Хотя многие люди упускают из виду этот компонент, важно регулярно проверять и поддерживать его для оптимальной производительности.
Клапаны PCV расположены либо внутри втулки на крышке клапана, либо на конце шланга или трубки. Чтобы проверить их работу, выньте их из предназначенного для них места и энергично встряхните; если вы слышите металлические дребезжащие звуки, это означает, что ваш клапан работает правильно; однако, если он молчит при встряхивании, это говорит о том, что отложения газа запечатали его, и может потребоваться очистка или замена.
Почему важен клапан PCV
Для бесперебойной работы двигателя требуется множество мелких деталей, но клапан PCV является одним из важнейших. Без него другие части вашей системы могут работать со сбоями или вообще выйти из строя.
Система PCV предназначена для защиты двигателя от повреждений, вызванных выхлопными газами, просачивающимися через поршневые кольца в картер. Когда эти газы смешиваются с маслом, они образуют шлам, который разъедает металлические поверхности внутри картера двигателя, что в конечном итоге приводит к выходу из строя.
Надлежащий клапан PCV удаляет эти картерные газы из картера и возвращает их обратно в двигатель для сжигания при нормальной работе. Он делает это, контролируя давление внутри картера.
Для оптимальной работы системы PCV необходим постоянный источник свежего воздуха. Обычно это достигается через «сапун картера», соединенный с воздушным фильтром двигателя или впускным коллектором. Кроме того, на любом шланге, подсоединенном к этому сапуну, не должно быть препятствий и мусора, которые могут препятствовать попаданию дыма и паров в атмосферу.
Этот шланг также должен подсоединяться к клапану принудительной вентиляции картера, чтобы должным образом удалять картерные газы из картера и возвращать их обратно в двигатель. После этого в картере поддерживается отрицательное давление, что предотвращает утечку масла.
Клапан PCV является неотъемлемым компонентом системы принудительной вентиляции картера и имеет решающее значение для предотвращения дорогостоящих проблем. Чтобы ваш клапан PCV функционировал оптимально, соблюдайте рекомендуемые интервалы замены, указанные в руководстве пользователя.
Большинство автопроизводителей рекомендуют заменять клапан после пробега от 20 000 до 50 000 миль. Это позволяет обнаруживать любые проблемы с клапаном, когда они еще достаточно малы для легкого ремонта.
Предотвращение этих проблем с помощью надлежащего обслуживания клапана PCV и других компонентов двигателя. Ваш механик может проверить все аспекты вашего двигателя, включая его клапан PCV, чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии и работать оптимально.
Клапан XINTAI является ведущим мировым производителем и поставщиком различных клапанов. Их продукция широко используется в нефтегазовой, промышленной и механической областях по всему миру.
Компания может похвастаться внушительной командой опытных инженеров, которые предлагают свой опыт и поддержку в проектировании и разработке клапанов, которые будут процветать на рынке. Их качественные продукты и услуги заработали им выдающуюся репутацию в отрасли.
Если вы хотите узнать больше о клапанах, нажмите здесь. Мы можем изготовить клапанные решения практически для любой отрасли.
Принудительная вентиляция картера ? Обслуживание клапана PCV на складе шин
Привет, озеро Орион! Знаете ли вы, что в 1960-х годах было введено первое устройство контроля выбросов, установленное на федеральном уровне? Клапан принудительной вентиляции картера или клапан PCV устанавливался в автомобилях Мичигана с 1964 года и представляет собой первый закон правительства США, регулирующий вредные выбросы, а также повышающий производительность транспортных средств страны.
Клапан PCV, как вы, наверное, догадались, расположен на картере. Картер — самая нижняя часть двигателя автомобиля. В нем находится коленчатый вал и моторное масло. Коленчатый вал соединяется с поршнями, приводящими в движение двигатель.
Поршни толкаются вниз при сгорании топлива в двигателе. Это приводит к вращению коленчатого вала, который передает мощность на трансмиссию. В конечном итоге он поворачивает оси и заставляет автомобиль двигаться. Часть газов, выделяемых горящим топливом, сжимается вокруг поршней и опускается в картер.
Если выделившиеся газы смешиваются с моторным маслом в картере двигателя, образуется масляный шлам. Этот шлам имеет консистенцию вазелина и может привести к повреждению, забивая проходы в двигателе. Кроме того, выделяющиеся газы могут повышать давление внутри картера, что может привести к разрушению уплотнений и прокладок.
До 1964 года к картеру присоединялся шланг, по которому выбрасываемые газы выбрасывались в воздух. Эти газы содержали около 70% несгоревшего топлива, а также вредных выбросов. Клапан PCV был разработан для ограничения этих вредных выбросов, а также для повторного сбора несгоревшего топлива.
Клапан PCV представляет собой небольшой односторонний клапан, который позволяет выпускаемым газам выходить из картера. Затем газы направляются во впускную систему, чтобы их можно было повторно сжечь в двигателе. Свежий воздух поступает в картер через вентиляционную трубку, чтобы облегчить эту циркуляцию и сохранить воздух в картере чистым.
Клапан PCV, как и большинство рабочих деталей автомобиля, со временем изнашивается. Обычно он просто забивается. Профилактическое обслуживание, включая плановую замену масла в Tire Warehouse Depot в озере Орион продлит срок службы вентиля, но со временем его придется заменить. Залипший клапан PCV не позволяет газам нормально циркулировать, что может увеличить давление в картере. Со временем это давление приведет к утечкам масла.
Производитель вашего автомобиля рекомендует заменять клапан PCV каждые 20 000–50 000 миль (от 32 000 до 80 000 километров) в зависимости от автомобиля и условий движения на озере Орион.