Какой мультиметр выбрать и как им правильно пользоваться в автомобиле
Мультиметр должен присутствовать в арсенале каждого автовладельца. С его помощью можно проверить работоспособность аккумуляторной батареи, замерить целостность предохранителя, проверить силу тока, напряжение или сопротивление любого участка электросхем машины. Как пользоваться мультиметром в автомобиле, таким вопросом задаются многие автолюбители. Рассмотрим его возможности, а также объясним требования безопасности в работе с этим контрольно-измерительным прибором, ответим на частые вопросы автолюбителей по поводу его эксплуатации.
Требования безопасности при использовании мультиметра
Часто задаваемые вопросы
Типы мультиметров
Промышленность выпускает различные виды мультиметров или как их ещё называют тестеров, с помощью которых можно выполнять измерения различных показателей электрических схем по току, напряжению, сопротивлению.
Рассмотрим особенности конструкций и работы каждого из них.
Цифровой мультиметр
Описание прибора. Этот прибор конструктивно состоит из двух частей: цифрового жидкокристаллического табло и панели управления.
Информационная составляющая содержит экран с четырьмя ячейками для цифр. Помимо отображения параметров электрической цепи на нём высвечивается надпись «Bat», говорящая о разряде батареек в приборе.
Расположение ручек управления, кнопок может быть различным в зависимости от производителя.
При помощи переключателя можно установить нужную для работы область измерений.
Источник питания. Для цифровых приборов служат батарейки АА, «Крона», а также напряжение 220 В.
Плюсы цифрового мультиметра
Повышенной точностью в работе по сравнению с другими видами таких устройств.
Удобством в эксплуатации.
Многофункциональностью – могут измерять постоянный или переменный ток, напряжение, ёмкость конденсатора, сопротивление при помощи переключения ручек.
Минусы цифрового мультиметра
Ухудшается работоспособность или вообще перестаёт работать на морозе, находясь у источников повышенной температуры.
Повышенная цена, чем стоимость аналоговых устройств.
Аналоговые измерительные приборы
Описание прибора. У этих приборов также две составляющие части.
Пользователь видит информацию о замерах на табло, оснащённом магнитной стрелкой и шкалой.
Исходя из замеряемых параметров стрелка указывает на конкретное значение, нанесённое на шкале.
Надписи на табло показывают, что именно: ток, напряжение или сопротивление замеряется прибором.
Также они способны замерять:
Силу постоянного и переменного тока.
Сопротивление.
Напряжение.
Ёмкость конденсатора.
Источник питания. В качестве элементов питания используется батарейки типа: «Крона», АА. Стационарные приборы могут подключаться к бытовой электрической сети 220 В.
Плюсы аналоговых мультиметров:
Надёжность – обладают меньшей чувствительностью, «равнодушны» к эфирным помехам.
Возможность показа динамики величины при изменяющихся параметрах.
Более низкая цена по сравнению с цифровыми приборами.
Минусы аналоговых мультиметров:
Меньшая точность в работе чем у цифровой техники.
Необходимо установить ноль в начале замеров, иначе погрешность повысится.
Меняет показания при вибрации.
Токоизмерительные клещи
Описание прибора. Это – разновидность электроизмерительных инструментов.
Чтобы измерить нужный параметр, ими выполняют обхват данного проводника.
Определение характеристики производится на основаниях показателей электромагнитного поля этого участка.
Подобный инструмент позволяет без размыкания электроцепи, внедрения в электрическую схему производить замер бесконтактным способом.
Такими клещами можно измерить силу переменного или постоянного тока, а также напряжение, мощность, частоту.
Плюсами этого инструмента считается его возможность выполнять замеры величин с большими значениями, чем тестером, а также его безопасность при эксплуатации.
Работу можно выполнять с изолированными проводами.
Источник питания. Батарейки типа (ААА), количество штук зависит от прибора.
Бесконтактный детектор напряжения
Описание прибора. Инструмент также помогает определить бесконтактным методом наличие напряжения в электрической цепи.
Он выполнен в виде компактного прибора, на корпусе которого расположено миниатюрное табло.
Прибор при помощи световой или звуковой индикации сигнализирует пользователю о наличии напряжения в электросхеме. Помогает ему в этом электромагнитное поле, действующее в цепи.
Источник питания. Для него служат батарейки.
Для чего нужен мультиметр в автомобиле
Такой контрольный прибор может пригодиться автолюбителю в любую минуту.
Не запускается силовая установка, не работает прикуриватель, автомагнитола или какое другое устройство в автомобиле, троит двигатель – для определения причин неисправности потребуется мультиметр.
Он обладает небольшими габаритами, что даёт возможность разместить его в любом укромном месте машины.
Лёгкий вес, автономное питание от батареек даёт возможность проводить замеры в самых неудобных местах транспортного средства.
Мультиметр необходим при проверке напряжения аккумуляторной батареи. Используя этот прибор, нет нужды снимать АКБ, нести его в гараж или автосервис для проверки.
Она, находясь в исправном рабочем состоянии должна иметь на своих выходных клеммах около 13 В.
Узнать о выходном напряжении АКБ можно таким образом:
Нужно присоединить провода со щупами, идущими от прибора, к контактам аккумулятора в соответствии с полярностью. К плюсовой клемме подсоединить штекер от «плюса», к минусовой – от «минуса».
Так можно узнать напряжение аккумуляторной батареи:
Величина 12, 8 – 13,0 В означает, что батарея заряжена, готова к работе.
12,5 – 12,7 В – незначительная разрядка.
Меньше 12 В – АКБ требует зарядки.
Подобные знания позволят сэкономить время и нервы в поисках ответа на вопрос: почему не заводится двигатель.
Водитель сможет быстро принять нужные меры: поставить АКБ на зарядку, воспользоваться проводами для прикуривания с другой аккумуляторной батареи, в крайнем случае, купить новый аккумулятор.
Также мультиметр поможет:
Проверить состояние генератора авто.
Определить годность катушек или свечей зажигания.
Выяснить целостность проводки.
Прозвонить предохранитель на обрыв.
Проверить работоспособность ламп осветительных приборов и т. д.
Часто водителю приходится пользоваться этим прибором по причине проверки предохранителей.
Порой выход из строя этой маленькой детали электрической схемы блокирует работу блока или устройства.
Операция по проверке также выполняется быстро:
Изначально следует выключить зажигание, отсоединить минусовой провод от аккумулятора.
Нужно узнать местонахождение конкретной вставки в мануальной инструкции, отвечающей за неисправный блок.
При помощи пинцета, установленного на крышке блока предохранителей, вытащить вставку.
Установить мультиметр в положении «Омы».
Приложить штекера прибора к разным концам вставки. Если стрелка не шевелится или показывает на цифровом мультиметре «0» или O.L (означает «перегрузка»), предохранитель сгорел.
Также при помощи мультиметра можно определить причину, почему силовой агрегат «троит», работает не стабильно, плохо запускается. В этом случае проверяются свечи или катушки системы зажигания.
Требования безопасности при использовании мультиметра
Мультиметр используют в работе с электрическими схемами для замеров характеристик напряжения и тока или проверке сопротивления.
Неумелые действия чреваты угрозой жизни пользователя контрольным прибором, а также повреждением тестера, выходом из строя деталей электроцепи.
Во время работы следует соблюдать следующие правила:
Нельзя работать с мультиметром в помещениях с повышенной влажностью.
Следить за состоянием щупов, измерительных проводов. Они не должны иметь повреждений в изоляции, оголённых токопроводящих участков.
Не допускается переключение областей измерения во время замера.
Нужно замерять напряжение, величину силы тока не превышающие возможности тестера.
Также по Правилам техники безопасности следует проводить измерения параметров тока и напряжения в диэлектрических перчатках. Замер проводить держа штекера за пластиковый корпус, не касаясь пальцами токопроводных наконечников.
Ответы на часто задаваемые вопросы про мультимерт
Автолюбители задают вопросы по покупке и эксплуатации мультиметров. Ответим на самые популярные из них.
Какой мультиметр выбрать?
Перед покупкой тестера автолюбитель должен решить, какие действия он будет выполнять этим прибором:
Тип мультиметра. Для точных измерений следует приобрести цифровой прибор. Аналоговый тестер более надёжен, им можно проводить замеры в сложных условиях: держа прибор на весу, установив на вибрирующей поверхности и т. д.
Разрядность или разрешающая способность. Такой показатель указывает сколько окошек или цифровых ячеек пользователь может увидеть на табло. Максимальное число в таких приборах компактного типа – четыре. Они разрешают выполнять измерения с большей точностью.
Величина погрешности. Идеальных приборов не бывает. Цифровые мультиметры имеют небольшую погрешность – до 3%. Аналоговые могут «приврать» до 10% от истинного значения. Плюс к этому в устройствах такого типа следует не забывать об установки нуля в начале работы. Иначе отклонение от истины может стать ещё больше.
Границы выполняемых измерений. Разнообразие электрических схем в автомобиле требует покупки мультиметра с широким диапазоном измерений. Однако если автовладелец не будет разбираться в сложных электросхемах, ограничится проверкой предохранителей и аккумулятора, то ему достаточно приобрести недорогой тестер с небольшим диапазоном.
Функциональность. Промышленность производит различные по назначению приборы. Кроме основных функций, замера напряжения, тока, сопротивления, мультиметры могут измерять ёмкость конденсаторов, фиксировать на экране последний замер при помощи кнопки Hold, а также выполнять другие функции.
При покупке следует отдавать предпочтение товару известных на рынке фирм-производителей. Во время выбора нужно внимательно осмотреть внешний вид упаковки, сам прибор проверить на наличие зазоров в корпусе, некачественной сборки.
Как проверить работоспособность мультиметра?
Как мы уже отметили ранее, мультиметры выпускаются различными по конструкции.
Рассмотрим способ проверки этого прибора контроля на устройстве, оснащённом звуковым сигналом.
Нужно:
Подключить измерительные провода со штекерами к соответствующим коннекторам прибора, находящемуся в режиме проверки сопротивлений.
Установить указатель переключателя в позицию «прозвонки».
Соединить металлические наконечники штекеров между собой.
Если прибор во время последнего действия издаст звуковой сигнал, прибор исправен. Если звука нет – мультиметр не пригоден для измерений.
При отсутствии звука в конструкции аналогового тестера можно определить готовность к работе прибора так: при смыкании штекеров стрелка отклоняется по всей длине шкалы.
Также можно осуществить проверку следующим образом:
Подключить к бытовой сети 220 В параллельно мультиметр и вольтметр.
Сличить параметры.
Исправный прибор покажет такое же значение, что и вольтметр.
Где находятся Омы на мультиметре?
Омы в радиотехнике, на любых приборах обозначаются символом Ω.
С помощью переключателя следует установить его в этом положении. Килоомы (1 000 ом) обозначены литерой «К», мегаомы – «М».
На табло аналоговых мультиметров омы располагаются верхней шкале.
Что можно измерить мультиметром?
Этим прибором контроля можно замерить:
Величину силы тока.
Напряжение.
Сопротивление.
Замеры необходимы для проверки работоспособности того или иного блока автомобиля, соответствия реальных показаний с требуемыми.
Какие конкретно узлы и детали машины можно измерить, мы описали в статье выше.
Как измерить напряжение мультиметром?
Этот небольшой прибор может быть очень полезен в домашних делах, при мелком ремонте бытовой техники, а также при диагностике неисправности в электрике автомобиля.
Pixabay
Большинство мультиметров бытового назначения имеют совершенно идентичную конструкцию и погрешность измерений, которой вполне достаточно для использования дома или в гараже.
Перед тем, как начать пользоваться мультиметром, стоит изучить инструкцию по эксплуатации и внимательно относиться к тому, при каком положении селектора будет производиться то или иное измерение.
Очень важно не перепутать положение селектора при измерении переменного тока в сети 220 В. Если вы случайно установите колесико мультиметра на измерение сопротивления и подключите щупы к контактам сети, то устройство пострадает: если у него есть встроенный предохранитель, то он сгорит и вам придется разбирать мультиметр и менять его, а если в конструкции предохранителя нет, то устройство выйдет из строя целиком.
Основные правила пользования мультиметром, которые оснащены тремя гнездами для подключения щупов:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
черный коннектор всегда вставляйте в гнездо COM;
красный коннектор вставляйте в среднее гнездо для измерения напряжения, сопротивления или для «прозвонки» линии;
красный коннектор также можно вставить в крайнее гнездо для измерения силы тока.
Как проверить переменное напряжение, например, в сети 220В?
Переведите селектор мультиметра в сектор, обозначенный символом V~ (переменное напряжение) и установите его на значение 750, которое заведомо выше 220 А.
Поскольку для переменного тока полярность не важна, вы можете любым из двух щупов коснуться одного контакта, а другим — оставшегося.
Появившееся на цифровом экране значение и будет означать измеренное напряжение, например: 221 В.
Как проверить постоянное напряжение в бортовой сети автомобиля?
Переведите селектор в сектор, обозначенный символом V— (постоянное напряжение) и установите его на значение 20, которое заведомо выше 12-14 В в электроцепи автомобиля.
Поскольку для постоянного тока важна полярность, подключите черный щуп к массе автомобиля, например, к его кузову, а красным щупом дотроньтесь до любого цветного провода, целостность которого вам нужно проверить.
Появившееся на цифровом экране значение и будет означать напряжение на концах щупов, например: 12,8 В.
Как измерить сопротивление радиодетали, автозапчасти, прибора или провода?
Переведите селектор в сектор, обозначенный символом Ω, который означает сопротивление в Омах.
Установите селектор в одно из значений, которое примерно подходит для измерения этой детали или прибора, например, 2000 Ом.
Прикоснитесь черным щупом к одному контакту детали, а красным — к другому (полярность при этом измерении не имеет значения).
Индикация на табло покажет значение сопротивление.
Как пользоваться функцией «прозвонки» цепи в мультиметре?
Установите селектор напротив символа, который обозначает звуковой сигнал или стрелку, которая упирается в вертикальную черту.
Черным щупом коснитесь одного из контактов проверяемой цепи, а красным щупом дотроньтесь до противоположного конца.
Если прозвучит звуковой сигнал, то в цепь — замкнутая, то есть целая. Если звукового сигнала нет, то цепь разомкнута, или в ней есть обрыв, что и следовало установить.
Этих функций вполне достаточно для большинства измерений, необходимых для ремонта и устранения неисправностей проводки в автомобиле или в квартире.
Как использовать мультиметр для автомобильной электрики – OsVehicle