Что такое лямбда зонд, для чего нужен и где находится, как отключить и почистить кислородный датчик?
Независимый автомобильный портал «Авто Центр Ру» / Что такое лямбда зонд, для чего нужен и где находится, как отключить и почистить кислородный датчик?
[ Скрыть]Оптимальная работа автомобильного двигателя возможна только при работоспособности всех узлов и систем. При поломке одного из основных компонентов мотор может работать с перебоями, что будет доставлять неудобства автолюбителю. Что такое лямбда-зонд, в чем заключается его принцип действия, как произвести диагностику и очистку контроллера? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Характеристика лямбда-зонда
Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд, где находится устройство, в чем заключается его принцип работы, какие функции выполняет этот регулятор? Для начала разберем основные характеристики — назначение, а также где может располагаться девайс.
Назначение и функции
Кислородный датчик представляет собой устройство сопротивления, этот девайс расположен перед катализатором, на впускном коллекторе. Данные, которые передает кислородный датчик, обрабатываются управляющим блоком и используются для поддержания необходимого состава топливовоздушной смеси. Лямбда-зонд передает сигнал на ЭБУ, если в камеры сгорания подается очень богатая или бедная горючая смеси. В соответствии с полученными данными, которые передает кислородный датчик, блок управления регулирует подачу воздуха и топлива для образования смеси.
Устройство и принцип работы
В чем заключается принцип работы кислородного датчика?
Любой универсальный лямбда-зонд включает в свою конструкцию такие составляющие:
- Корпус универсального регулятора, который обычно выполнен из металла. На корпусе переднего верхнего или нижнего регулятора также имеется резьба, с помощью которой лямбда-зонд устанавливается в посадочное место. В корпусе также будет отверстие, позволяющее обеспечить вентиляция регулятора.
- Уплотнительная резина, позволяющая обеспечить герметичность.
- Керамический изолятор.
- Наконечник, выполненный из керамики.
- Контакты для подключения к бортовой сети.
- Защитный щиток, на котором имеется отверстие для выпуска отработанных газов.
- Нагревательный компонент устройства.
- Спираль, которая монтируется в отдельном резервуаре.
Будь то первый или второй кислородный датчик, устройство изготавливается из термостойкого материала. Это важно, поскольку регулятор функционирует под нагревом, при повышенных температурах. Устройство может относится к одному из нескольких видов, которые отличаются между собой по количеству контактов — одно-, двух-, трех- и четырехпроводные.
Диагностический датчик концентрации кислорода используется для обеспечения правильного расчета нужного объема горючего для определенного объема воздушного потока, подающегося в цилиндры. Устройство выполняет расчет этих значений в соответствии с экологической, а также экономической точки зрения. Это также важно, поскольку в настоящее время к транспортным средствам предъявляются жесткие требования в плане экологической безопасности. Диагностический датчик концентрации кислорода позволяет снизить вред для окружающей среды, основываясь на количестве содержащихся вредоносных для экологии веществ в выхлопных газах.
Причины и симптомы неисправностей
Если в работе регулятора есть неисправности, это может привести к более нестабильной работе двигателя.
По каким причинам кислородный датчик может выйти из строя:
- В электроцепи произошел обрыв, в частности, в месте подключения устройства к сети. Также причина может заключаться в плохом контакте контроллера или их окислении.
- Замыкание в работе девайса.
- Загрязнение — одна из самых часто встречаемых проблем. Такая неисправность, как правило, обусловлена регулярной заправкой транспортного средства низкокачественным горючим.
- Термические перегрузки регулятора. Такие проблемы, как правило, обусловлены неполадками в работе системы зажигания.
- Постоянное использование автомобиля по бездорожью может привести к серьезным вибрациям и, как следствие, повреждению регулятора.
- Лямбда-зонд может перестать функционировать в результате попадания в цилиндры двигателя, а также во впускные магистрали антифриза.
- Выход из строя нагревателя датчика кислорода. Обычно эта проблема обусловлена износом устройства.
- Еще одной причиной, по которой устройство может отказаться работать, является работа двигателя на обогащенной топливовоздушной смеси.
В том случае, если объем монооксида углерода увеличится до 3% и выше вместо нормативных 0.1-0.3%, это говорит о поломке контроллера. При такой проблеме регулятор демонтируется с помощью съемника и меняется (съемник можно приобрести в любом автомагазине). Съемник представляет собой ключ, позволяющий значительно проще демонтировать устройство. Но если съемника нет, можно обойтись и без него.
Предлагаем более подробно ознакомиться с причинами, которые позволят выявить неисправность девайса:
- повысился расход горючего;
- плавающие обороты при работе двигателя, в частности, на холостом ходу;
- при наборе скорости ощущаются рывки;
- появились сбои в работе катализатора;
- возросла концентрация вредных веществ и токсинов в отработанных газах.
Фотогалерея «Схемы лямбда-зонда»
1. Распиновка датчика кислорода2. Схема обманки второй лямбдыИнструкция по очистке кислородного датчика своими руками
Теперь расскажем о том, как производится диагностика и чистка кислородного датчика. Начнем с проверки устройства.
Диагностика
Прежде чем приступить к проверке, нужно прогреть регулятор, для этого следует запустить двигатель и дать ему поработать около 10 минут. Это позволит обеспечить наиболее оптимальную проводимость электролита, а также образование выходного напряжения на датчике. Процедура диагностики осуществляется без отключения зонда, на запущенном и прогретом двигателе. Сам процесс диагностики осуществляется с применением осциллографа, поскольку такое оборудование позволяет получить самый точный результат.
Если нормированный параметр напряжения отличается от полученного в ходе диагностике, то зонд подлежит замене. Значение напряжения должно составлять не менее 10.5 В при включенном зажигании. При пониженном напряжении необходимо произвести диагностику качества подключения датчика и разъемов, кроме того, следует убедиться в том, что сам аккумулятор не разряжен.
Также следует проверить и сопротивление девайса, для этого надо будет отключить разъем. В идеале значение сопротивления должно варьироваться в районе 2-14 Ом, однако данный показатель зависит от конкретного девайса (автор видео о самостоятельной диагностике — канал v_i_t_a_l_y).
Очистка
Если зонд выходит из строя, то, как правило, он подлежит замене, но в некоторых случаях от проблемы можно избавиться путем очистки девайса. Перед тем, как почистить, необходимо отключить лямбда-зонд и демонтировать, процедура очистки актуальна в том случае, если под защитным колпачком девайса имеются отложения.
Итак, как выполнить прочистку своими руками:
- От регулятора нужно отключить питание.
- Используя съемник, контроллер извлекается из посадочного места. Если съемника нет, демонтируйте девайс руками.
- Непосредственно сама процедура очистки с помощью ортофосфорной кислоты. Сам девайс следует поместить в емкость с кислотой примерно на 10-20 минут. За это время кислота должна успеть удалить все отложения и окисления, не нарушив целостность электродов. Для большей эффективности очистки можно демонтировать защитный колпачок, которые необходимо демонтировать на токарном станке.
- Когда процедура очистки будет завершена, регулятор надо будет промыть водой, а также просушить.
Если после выполненных действий работоспособность регулятора не удалось восстановить, девайс подлежит замене. Меняя контроллер, убедитесь в том, что разъемы на заменяемых девайсах одинаковые.
Видео «Замена лямбды в автомобиле Hyundai Accent своими руками»
В ролике ниже представлена подробная инструкция по самостоятельной замене кислородного контроллера в автомобиле Hyundai Accent (автор видео — канал oasex).
Zinref.ru — библиотека онлайн, автомобили
Zinref.ru — библиотека онлайн, автомобили Zinref.ru — библиотека онлайнПоиск по сайту
Zinref.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? напишите нам
Правообладателям
Disclaimer
Посещая этот сайт и используя размещенную на нем информацию, вы, тем
самым, принимаете данные условия использования и отказываетесь от любых
претензий, которые могут возникнуть в результате использования этого
сайта или любых материалов, информации, высказываний или рекомендаций,
размещенных на сайте. Работа настоящего сайта регулируется
законодательством РФ.
Игра Atomic Heart для PC, на русском языке Steam (купить)
|
Акура Альфа Ромео Ауди Белаз БМВ Bobcat Byd Ваз Вольво Джип Додж FAW Foton Freightliner Geely Great Wall H and D Howo DAF Датсун Dongfeng Дэу ЗАЗ ЗИЛ JAC Ивеко (Iveco) Изузу (Isuzu) Инфинити Кадиллак Каз Камаз Кии Краз Крайслер Лексус Ленд Ровер Лифан
|
МАЗ Man Мазда Мерседес МЗКТ Митсубиси Моаз Naveco Нефаз Ниссан Опель Пежо Рено Сааб Ситроен Скания Смарт SsangYong Субару Сузуки Тата Татра Terex Тойота УАЗ Урал Фиат Форд Хафей Хаммер Хендай Хонда Черри (Chery)Шевроле Шкода Ягуар
|
Биология Виноделие и виноград Военное дело География Геология Горное дело Гидравлика ЕГЭ тесты Журналистика Квалификационные тесты Компьютеры Котлы Краны Криминалистика Кройка и шитьё КулинарияКультура, музыка Лесное производство Литература Лифты Логика Медицина Металлургия Метро Морское дело Мотоблоки, культиваторы Мотоциклы Охота и рыбалка Очистка воды Парикмахерское дело Педагогика Пожарное дело
|
Политология Право Право Казахстана Право Украины Продукты питания Производство Психология Самолёты
Снегоходы Строительство Судопроизводство Техника Техника безопасности, МЧС Трактора Транспорт Транспорт-15 Транспорт-16 Транспорт-17
Троллейбусы, трамваи Уголовное право Философия Холодильная техника Экология Энергетика ЮриспруденцияZz_01
|
Разные-2 Разные-3 Разные-4 Разные-6 Разные-7
|
Разные-11 Разные-12 Разные-13 Разные-14 Разные-15 Разные-16
|
Транспорт-2 Транспорт-3 Транспорт-4 Транспорт-5 Транспорт-6 Транспорт-7
|
Транспорт-8 Транспорт-9 Транспорт-10 Транспорт-11 Транспорт-12 Транспорт-13 Транспорт-14
|
PC Far Cry 5, полностью на русском языке (купить)
|
все рефераты составлены до 2019 года
Антикризисная
экономика Архитектура Астрономия Бизнес-план Биографии Биология Ботаника Бюджет Ветеринария Водное право Военное дело ОАО Газпром География Геодезия Горное дело Геополитика Государственное регулирование Делопроизводство Естествознание Законы |
Здоровье Зоология Инвестиции Инновации Иностранные языки История мира История России Компьютеры Коммерция Косметология Криминалистика Культура Литература Логика Логистика ОАО Лукойл Маркетинг Маркетинг предприятия Математика Медицина Медицина. Анатомия
|
Менеджмент Металлургия Музыка Налоги Охрана труда Педагогика Педагогика Монтессори Пищевые продукты Полиграфия Политический режим Политология Право Право уголовное Природопользование Производство Психология Радиоэлектроника Религия
|
Сельское хозяйство Социология Строительство Судопроизводство Таможня Товароведение Туризм Спорт Ценообразование Физика Философия Философия Гегеля Финансы Химия Экология Экономика Энергетика Этика Юриспруденция ОАО Уралкалий YY_15
|
Кислородные датчики и настройка — Журнал изготовителей двигателей
Кислородный датчик или лямбда-зонд — один из наиболее важных и наиболее неправильно понимаемых компонентов современной системы впрыска топлива. Базовое понимание того, как работает датчик и как интерпретировать его выходные данные, имеет решающее значение для успешной настройки высокопроизводительного или гоночного двигателя. Добавьте к этому еще больше мощности, и важность датчика O2 еще больше возрастет. Для наших целей мы не слишком озабочены химическими и электрическими свойствами датчика — эта информация широко доступна, если вы хотите копнуть глубже — но вместо этого мы сосредоточимся на практической информации, которая поможет нам достичь нашей конечной цели: Извлекать из двигателя как можно больше мощности с максимально возможной безопасностью.
Существует два основных типа датчиков O2, с которыми вы можете столкнуться. Узкополосный датчик O2 обычно используется в серийных автомобилях и может использоваться для точного определения соотношения воздух-топливо (AFR) в диапазоне 14,3:1–15,1:1 на бензине. Обратите внимание, что я говорю определить, а не измерить соотношение воздух-топливо. Это важное различие, которое мы сейчас обсудим. Если вы настраиваете двигатели, особенно гоночные, вы, скорее всего, будете работать с другим типом лямбда-зонда — широкополосным кислородным датчиком. Благодаря более быстрому времени отклика, возможности прямого измерения содержания кислорода в выхлопных газах и используемому диапазону соотношения воздух-топливо примерно 10,2:1–15,5:1 (на бензине) широкополосный лямбда-зонд предоставляет важную информацию, которая может использоваться для безопасного извлечения огромного количества энергии из вашего двигателя.
Прежде чем мы углубимся в то, как использовать широкополосный кислородный датчик, важно понять, что он на самом деле измеряет. Первое, что наверняка приходит на ум, когда речь заходит о кислородных датчиках, это AFR. На самом деле кислородный датчик не знает, сколько топлива или воздуха подается в двигатель. Скорее, он измеряет содержание кислорода в выхлопных газах. Одного этого недостаточно для определения AFR. Зная стехиометрическое значение топлива, на котором рассчитан двигатель, определяемое как AFR, при котором происходит полное сгорание, мы можем рассчитать AFR, при котором работает двигатель.
Но что, если мы изменим вид топлива или добавим в смесь закись азота? Различные типы топлива требуют различных соотношений воздух-топливо для достижения полного сгорания. Впрыск закиси азота требует добавления топлива, чтобы приспособиться к дополнительному кислороду, переносимому распылением. На данный момент это уже не смесь воздух/топливо, а смесь воздух/топливо/азот. Эти вещи резко изменят фактическую требуемую AFR, подаваемую в двигатель. Тем не менее, полное сгорание по-прежнему выглядит точно так же для датчика кислорода, независимо от того, что мы заливаем в двигатель.
Эти данные, предоставляемые широкополосным кислородным датчиком до учета типа топлива, известны как «лямбда». Значение лямбда «1» соответствует полному сгоранию. Это соответствует примерно 14,6:1 на насосном газе. Значения больше 1 означают обеднение, тогда как число меньше 1 указывает на богатое состояние. Настройка с использованием значений лямбда очень полезна при работе с различными видами топлива и добавками мощности, потому что значения лямбда для наилучшей производительности практически одинаковы независимо от того, что вы подаете в двигатель.
Большинство тюнеров используют более богатую целевую лямбду при работе на наддуве или закиси азота в качестве запаса прочности, однако по моему опыту, начиная с обогащения и постепенно настраивая обедненную смесь до тех пор, пока не будет достигнута оптимальная производительность, я почти всегда получаю значение лямбда или немного ниже его. 0,9.
Знание важности данных, предоставляемых кислородным датчиком, означает, что мы должны понимать, как правильно установить его и как определить, когда его необходимо заменить. Расположение кислородного датчика зависит от вашей установки. Необходимо принимать во внимание такие вещи, как количество используемых датчиков или наличие или отсутствие турбонагнетателя. Обязательно следуйте инструкциям для регистратора данных или ECU, которые вы используете, в отношении угла и расположения кислородных датчиков. Это особенно важно при настройке с множеством систем EFI с обратной связью, представленных сегодня на рынке. Есть много разных вариантов на выбор, но независимо от используемой системы есть определенные стратегии, к которым я прибегаю при настройке широкополосных кислородных датчиков.
Во-первых, убедитесь, что датчик находится в хорошем рабочем состоянии. Если вы не уверены, используйте новые датчики. Признаки неисправных датчиков включают задержку времени отклика и уменьшение диапазона измерений. Проблемы такого рода может быть трудно обнаружить без опыта, поэтому, если есть сомнения, лучше заменить их. Что касается срока службы, я обычно получаю 40-60 часов от лямбда-зонда при использовании этилированного гоночного топлива. Это число резко падает, если встречаются чрезмерные EGT. Неисправный кислородный датчик может привести к проблемам с работой или очень быстрому ухудшению в замкнутой системе EFI. Это особенно верно, если система сконфигурирована с широким диапазоном коррекции AFR.
Современные системы EFI впечатляют своими возможностями замкнутого цикла. ЭБУ способен быстро реагировать на данные от кислородных датчиков и очень эффективно поддерживать работу двигателя на желаемом значении лямбда. Это чрезвычайно полезно для настройки, но также может привести к проблемам, если на него слишком сильно полагаться. Помните, ЭБУ будет реагировать на неправильные данные кислородного датчика. Он не может узнать, есть ли трещина в выхлопной трубе или датчик изношен или поврежден. Подайте неверные данные в систему с замкнутым контуром, работающую с двигателем с наддувом менее 30 фунтов на квадратный дюйм, и могут произойти плохие вещи. Чтобы предотвратить такую катастрофу, я стараюсь как можно меньше полагаться на замкнутый цикл.
Моя стратегия настройки обычно заключается в том, чтобы сначала вручную разработать базовую карту, прежде чем запускать двигатель. Затем, с настройками обратной связи, допускающими коррекцию +/- 20%, я проведу регистрацию данных и уточню карту. Я буду повторять этот процесс до тех пор, пока базовая карта не станет правильной в пределах +/-2%, а затем перейду к треку с замкнутым контуром, установленным на +/-5%. Это позволит системе с замкнутым контуром точно настроиться на различные условия окружающей среды, не допуская резких изменений, возникающих в результате неверных данных датчика кислорода.
Damon Kuskie или GMS Racing EnginesПока я на трассе, я продолжаю дорабатывать базовую карту. После ввода в эксплуатацию базовая карта все еще постоянно развивается, что позволяет ей работать с минимально возможной коррекцией замкнутого цикла, при этом адаптируясь к меняющимся требованиям по мере того, как двигатель проходит свой срок службы. Важно отметить, что экстремальные перепады высот или что-либо еще, что изменяет потребность в топливе более чем на 5%, потребует нескольких проходов, чтобы восстановить настройку, и поэтому их следует решать вручную перед первым проходом. Другими словами, если ваша последняя гонка была на уровне моря, а следующая — в Скалистых горах, вам нужно будет отрегулировать расход топлива перед тем, как отправиться на трассу.
Кислородные датчики и системы EFI с замкнутым контуром, которые их используют, — фантастические инструменты, которые могут открыть уровни производительности, невиданные всего несколько лет назад. Однако, как и все инструменты, они настолько хороши, насколько хорош человек, который ими владеет. Их использование требует понимания того, что измеряют кислородные датчики, как ECU использует эти данные, как данные могут быть скомпрометированы, а также последствия предоставления ECU слишком большой свободы для реагирования на эти ошибочные данные.
Я сталкивался с более чем одной мелодией, сделанной другими магазинами, которая вообще не работала в открытом цикле. С отключенными кислородными датчиками двигатель даже не работал на холостом ходу. Это чрезмерная зависимость от возможностей ЭБУ с обратной связью. При такой конфигурации системы любой отказ датчика кислорода приведет к чрезвычайно плохой работе и возможному повреждению двигателя. Когда базовая карта верна, двигатель должен работать так же хорошо в разомкнутом цикле, как и в замкнутом. На коррекцию с обратной связью следует полагаться только для точной регулировки, чтобы адаптироваться к таким вещам, как изменения условий окружающей среды или очень незначительные изменения качества топлива.
Однако в процессе настройки можно использовать широкополосные датчики O2 и замкнутый контур управления для быстрой разработки уточненной базовой карты, готовой к соревнованиям. Таким образом, мы можем получить максимальную отдачу от этой технологии, избегая при этом некоторых потенциальных ловушек, которые она может представлять. EB
Симптомы неисправности датчика кислорода. Как понять, что не так с датчиком О2
Неисправность датчика кислорода приводит к повышенному расходу топлива, снижению мощности автомобиля, нестабильной работе двигателя на холостом ходу, повышенному выбросу выхлопных газов. Обычно причинами выхода из строя датчика концентрации кислорода являются механические повреждения, разрыв электрической (сигнальной) цепи, загрязнение чувствительной части датчика продуктами сгорания топлива. В некоторых случаях на приборной панели загорается индикатор Check Engine, а диагностика показывает код неисправности кислородного датчика p0130 или p0141. Эксплуатировать автомобиль с неисправным кислородным датчиком можно, но это приведет к вышеперечисленным проблемам.
То, что датчик неисправен, можно заметить в большинстве случаев только после прогрева двигателя (датчик кислорода начинает работать в условиях повышенной до +300°С температуры в выхлопной системе). Поэтому, если после прогрева двигатель начинает нестабильно работать на холостых оборотах, а бортовой компьютер на панели показывает повышенный расход топлива, следует обратить внимание на наличие других симптомов, указывающих на неисправность датчика О2.
Выход из строя лямбда-зонда обычно сопровождается следующими внешними признаками:
Неисправность кислородного датчика Симптомы и опасности: видео
- Ухудшение тяги и снижение динамических характеристик автомобиля.
- Нестабильный холостой ход. Значения оборотов могут подскакивать и опускаться ниже оптимальных. В самом критическом случае машина вообще не будет работать на холостом ходу и просто заглохнет без ускорения водителя.
- Увеличение расхода топлива. Обычно перерасход незначителен, но его можно определить программным измерением.
- Повышение токсичности выхлопа. Выхлопные газы становятся непрозрачными, имеют сероватый или голубоватый оттенок и более резкий, топливный, запах.
Вышеперечисленные признаки неисправного кислородного датчика не всегда таковы, они могут свидетельствовать о неисправности другого двигателя или других систем автомобиля. Поэтому, чтобы определить, неисправен ли кислородный датчик, нужны проверки с использованием в первую очередь диагностического сканера и мультиметра для проверки лямбда-сигналов (цепи управления и обогрева).
Как правило, проблемы с проводкой датчика кислорода четко определяет электронный блок управления. При этом в его памяти формируются ошибки, например, коды неисправности датчика кислорода p0130, p0135, p0136, p0141 и другие. Коды ошибок будут отличаться от проблемы и от какого датчика нет сигнала на ЭБУ. В любом случае необходимо проверить цепь датчика (проверить напряжение и целостность отдельных проводов) и посмотреть график работы (с помощью осциллографа или диагностической программы).
Что вызывает отказ кислородного датчика?
В большинстве случаев кислородная лямбда безотказно работает около 100 тыс. км, но есть причины, значительно сокращающие ее ресурс и приводящие к выходу из строя.
Обрыв питающих и сигнальных проводов датчика кислорода
- Отказ цепи датчика кислорода . Оно может выражаться по-разному. Это может быть полный обрыв питающих и/или сигнальных проводов. Возможно, поврежден контур отопления. В этом случае лямбда-зонд не будет работать, пока выхлопные газы не прогреют его до рабочей температуры. Изоляция проводов может быть повреждена. В этом случае имеет место короткое замыкание.
- Короткое замыкание датчика . В этом случае он полностью выходит из строя и, соответственно, не подает никаких сигналов. В этом случае устранить проблему можно только его заменой.
- Загрязнение датчика продуктами сгорания топлива . В процессе эксплуатации кислородный датчик по естественным причинам постепенно загрязняется, и со временем может перестать передавать правильную информацию. По этой причине автопроизводители рекомендуют периодически заменять датчик на новый, отдавая предпочтение оригиналу, так как универсальная лямбда не всегда правильно показывает информацию. Однако существует несколько способов очистки, как с применением специальных жидкостей, так и просто путем длительной работы двигателя на повышенных оборотах (самоочистка будет).
- Тепловые перегрузки . Обычно это происходит из-за проблем с зажиганием, в частности, перебоев с ним. В таких условиях датчик работает при критических для него температурах, что сокращает его общий ресурс и постепенно выводит из строя.
- Механическое повреждение датчика . Они могут возникнуть при неаккуратных ремонтных работах, езде по бездорожью или наездах на неровности при авариях.
- Повторные неудачные попытки запуска двигателя . При этом несгоревшее топливо скапливается в двигателе и, в частности, в выпускном коллекторе.
- Утечки в выхлопной системе . Например, может прогореть прокладка между коллектором и каталитическим нейтрализатором.
Обратите внимание, что состояние кислородного датчика во многом зависит от состояния других элементов двигателя. Так, значительно снижают срок службы лямбда-зонда следующие факторы: плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в масло (цилиндры), обогащение топливно-воздушной смеси. При количестве углекислого газа около 0,1…0,3% при отказе лямбда-зонда соответствующее значение увеличивается до 3…7%.
Как диагностируются датчики автомобиля?
Существует несколько способов проверки состояния лямбда-зонда и его цепей питания/сигнализации.
Специалисты BOSCH советуют проверять соответствующий датчик каждые 30 тысяч километров пробега, либо при обнаружении вышеописанных неисправностей.
В первую очередь для диагностики, работает кислородный датчик в автомобиле:
Нажмите, чтобы увеличить изображение- Оцените количество нагара на трубке датчика. Если слишком много — датчик не будет работать должным образом.
- Определить цвет отложений. Если на чувствительном элементе есть белые или серые отложения, это означает, что используются присадки к топливу или маслу. Они негативно влияют на работу лямбда-зонда. Если на трубке щупа есть блестящие отложения, значит, в используемом топливе много свинца, и от использования такого бензина лучше воздержаться.
- Можно попробовать убрать нагар, но не всегда это возможно.
- Проверить целостность проводки мультиметром. В зависимости от модели конкретного датчика он может иметь от двух до пяти проводов. Один из них будет сигнальным, а остальные – силовыми, в том числе и для питания нагревательных элементов. Для выполнения процедуры проверки вам понадобится цифровой мультиметр, способный измерять напряжение и сопротивление постоянного тока.
- Имеет смысл проверить сопротивление датчика отопителя. В разных моделях лямбда-зондов оно будет находиться в пределах от 2 до 14 Ом. Величина напряжения питания должна быть около 10,5…12 вольт. В процессе проверки также необходимо проверить целостность всех проводов к датчику, а также величину сопротивления их изоляции (как попарно между собой, так и каждый на «землю»).
Проверка подогревателя датчика кислорода
Проверка питания подогревателя датчика
Проверка напряжения сигнала датчика
Обратите внимание, что нормальная работа датчика кислорода возможна только при его нормальной рабочей температуре +300°С. ..+400°С. Это связано с тем, что только в этих условиях циркониевый электролит, нанесенный на чувствительный элемент датчика, становится проводником электрического тока. Также при этой температуре разница между кислородом воздуха и кислородом в выхлопной трубе вызовет появление электрического тока на электродах датчика, который будет передаваться на электронный блок управления двигателем.
Наиболее точным способом определения неисправности датчика концентрации кислорода будет осциллограф. Необязательно использовать профессиональный прибор, можно снять осциллограмму с помощью программы-симулятора на ноутбуке или другом гаджете.
Схема правильной работы датчика кислорода
На первой схеме в этом разделе показана схема правильной работы датчика кислорода. В этом случае на сигнальном проводе есть сигнал, который выглядит как устойчивая синусоида. Синусоида в данном случае означает, что контролируемый датчиком параметр (количество кислорода в отработавших газах) находится в допустимых пределах, и его просто постоянно и периодически проверяют.
Ниже приведены графики, соответствующие сильно загрязненному датчику, двигателю автомобиля, использующему обедненную топливную смесь, богатую смесь, а также обедненную смесь. Плавные линии на графиках означают, что контролируемый параметр выходит за допустимые пределы в ту или иную сторону.
Схема работы сильнозагрязненного лямбда-зонда График лямбда-зонда на бедной топливной смеси График лямбда-зонда на обогащенной топливной смеси График лямбда-зонда на бедной топливной смесиКак починить датчик кислорода
Если после проверки, что причина в проводке показала, что проблема будет решена заменой жгута проводки или провода разъема, но отсутствие сигнала от самого датчика часто говорит о необходимости заменить кислородный датчик на новый, но перед покупкой новой лямбды можно воспользоваться одним из следующих способов.
Временное решение проблемы с датчиком кислорода
Прежде всего, попробуйте очистить датчик кислорода. Необходимо очистить нагревательный элемент от нагара (применяется при неисправности нагревателя кислородного датчика). Этот метод требует доступа к чувствительной керамической части устройства, которая скрыта за защитным колпачком. Этот колпачок можно снять тонким напильником, которым нужно сделать надрезы в районе основания датчика. Если нет возможности снять колпак полностью, допускается делать небольшие окошки около 5 мм. Для дальнейшей работы необходимо около 100 мл ортофосфорной кислоты или преобразователя ржавчины.
Процедура восстановления проводится по следующему алгоритму:
FIX O2 Sensor БЕСПЛАТНО: видео
- В стеклянную емкость налить 100 мл ортофосфорной кислоты.
- Погрузите керамический элемент датчика в кислоту. Не погружайте датчик в кислоту полностью! Затем подождите ок. 20 минут, чтобы кислота растворила сажу.
- Снимите датчик, промойте его проточной водой из-под крана и дайте высохнуть.
Иногда на очистку датчика этим методом может уйти до восьми часов, потому что, если не получается очистить нагар с первого раза, имеет смысл повторить процесс два и более раз, а можно щеткой выполнить механическую обработку поверхности. Вместо щетки можно использовать зубную щетку.
Если у вас нет возможности использовать этот метод, вы можете попробовать просто сжечь нагар (по аналогии с процедурой самоочистки). Для выполнения очистки кислородного датчика вторым способом кроме той же ортофосфорной кислоты понадобится еще и газовая горелка (как вариант использовать бытовую газовую плиту). Алгоритм, как можно почистить кислородный датчик, следующий:
- Погрузите чувствительный керамический элемент кислородного датчика в кислоту, обильно смочив его.
- Возьмите датчик плоскогубцами с противоположной стороны элемента и поднесите его к горящей горелке.
- Кислота на датчике закипит и на его поверхности образуется зеленоватая соль. Однако при этом с него будет удаляться копоть.
Повторите описанную процедуру несколько раз.
Часто задаваемые вопросы:
- org/Question»>
Может ли датчик O2 починиться самостоятельно?
Сломанный датчик O2 нельзя починить, его необходимо заменить, и, конечно же, он не может починить сам себя.
Сколько стоит замена датчика O2?
Пара сотен долларов, но стоимость ремонта будет зависеть от того, какие проблемы с датчиком О2 возникли. Сломанный провод: 100–200 долларов при средней стоимости 145 долларов. Замена датчика O2, которая занимает буквально 10 минут: 200-300 долларов, включая запчасти и работу.
Можно ли управлять автомобилем с неисправным кислородным датчиком?
Вы можете продолжать движение, но это небезопасно для вашего автомобиля и окружающей среды. Когда происходит отказ датчика O2, автомобиль начинает подавать в двигатель обогащенную смесь.