Автомат или механика — что выбрать? Сравним плюсы и минусы АКПП и МКПП
С момента появления автотранспорта с АКПП не утихают споры, что лучше автомат или механика. Оба типа трансмиссии имеют свои преимущества и недостатки и пользуются популярностью. Какой из двух вариантов более надежный, удобный и экономичный при эксплуатации — разберем в нашей статье.
Что такое механическая коробка и как она функционирует
Вначале надо понять, что такое коробка передач (КПП). Этот узел устанавливается на все модели и входит в систему трансмиссии, соединяющую двигатель с ведущей колесной парой. Мотор под капотом производит крутящий момент – силу, движущую машиной. Через маховик, диск сцепления, передачи и полуоси крутящий момент подается на колеса и влияет на их вращение – чем сильнее они крутятся, тем ниже скорость автомобиля.
Повышение крутящего момента необходимо при движении в гору или езде по бездорожью, но, когда транспортное средство передвигается по дороге с хорошим покрытием, скорость важнее. Выбрать оптимальный режим движения позволяет АКПП или МКПП – устройства переключают скорости в коробке, благодаря им, автомобиль может ехать быстрее или медленнее.
На механике этот процесс происходит вручную – водитель выбирает передачу, отжимает сцепление и перемещает рычаг переключения скоростей в нужное положение. При этом валы и шестерни, установленные внутри КПП, смещаются, и меняется сила вращения колес. Процесс выбора передач полностью возложен на водителя, который сам регулирует передачу крутящего момента с помощью сцепления и ручки КПП. Это не очень удобно, зато дает полный контроль над машиной и процессом вождения.
Плюсы и минусы МКПП
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Ручной режим управления скоростями позволяет быстрее разгоняться, лучше контролировать авто на дороге | Для трогания и переключения скоростей нужен навык, поэтому новичку управлять таким автомобилем сложно |
Пониженный расход топлива | Необходимость постоянно следить за показаниями тахометра, выжимать сцепление и переключать скорости снижают комфорт от езды. Водитель быстрее устает |
Улучшенная проходимость – водитель сам руководит процессом преодоления сложного дорожного участка | При переключении передач теряется мощность двигателя |
КПП проще и дешевле ремонтировать | При неправильном переключении передач коробку может заклинить, а мотор – перегреться |
Машину можно буксировать без риска сломать коробку | |
Быстрый прогрев масла, коробка передач стабильно переключается даже в зимнее время | |
Большой ресурс – до 300.000 км пробега |
Хотя управлять машиной на МКПП сложнее, рекомендуется обучаться именно на механике. Чтобы потом пересесть на автомат, не нужно будет переучиваться. Обратный процесс происходит сложнее. После обучения на АКПП в водительском удостоверении ставится пометка «АТ» (automatic transmission), ездить на механике с такими правами нельзя – придется учиться заново.
Что такое АКПП и как она работает
В коробке передач такой конструкции функцию переключения скоростей берет на себя техника. В отличие от механики, на машине с коробкой-автоматом есть только две педали – газ и тормоз, с помощью которых водитель меняет скорость движения. Это делает вождение комфортнее и позволяет меньше уставать за рулем.
Основа АКПП – планетарный редуктор, состоящий из центральной (солярной) шестерни и вращающихся вокруг шестеренок меньшего размера, напоминающих планеты на орбите Солнца. Планетарный механизм преобразует вращающийся момент, т.е. берет на себя функции водителя, который при движении на механике вынужден постоянно выжимать сцепление и двигать ручку скоростей. Ехать задним ходом на таком авто проще, чем на механике – достаточно передвинуть селектор передач в положение реверса, а затем регулировать скорость движения с помощью акселератора и тормоза.
Заполните форму и узнайте все подробности
Плюсы и минусы АКПП
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Легкость управления – водителю не нужно постоянно отвлекаться на переключение скоростей и жать педаль сцепления | Высокая цена автомобиля и самой коробки, дорогой ремонт |
Минимальный риск заглохнуть при старте и переключении на другую передачу | Больший расход масла и бензина в сравнении с АКПП |
Плавный набор скорости | Меньшая маневренность при езде в тяжелых погодных условиях. Из-за невозможности взять под контроль переключение скоростей, на таком автомобиле сложнее выбраться из грязи или снежного заноса |
Оптимальный режим функционирования углов и агрегатов на любом скоростном режиме | Автомобиль нельзя буксировать на гибкой или жесткой стяжке. Может произойти перегрев маслонасоса, прекратится маслоподача и коробка выйдет из строя. |
Упрощенное движение задним ходом | При низкой температуре масло внутри АКПП долго согревается, поэтому машина может ехать рывками |
Несмотря на недостатки, количество сторонников езды на АКПП постоянно растет, а многие автопроизводители ставят на дорогие машины только автоматы – такая трансмиссия считается признаком престижа и элитарности. Автомобили с автоматической коробкой из-за комфортности езды особенно нравятся женщинам и водителям-новичкам.
Упрощенное управление имеет обратную сторону – водитель, который долгое время ездил только на автомате, первое время будет испытывать трудности при езде на авто с механической коробкой передач.
Чем отличается автомат от механики
У КПП этих двух конструкций общая только функция переключения скоростей, различий в них гораздо больше:
Механическая коробка представляет собой многоступенчатый редуктор, скорости водитель переключает ручкой. Для передачи крутящего момента используется однодисковое сцепление – с помощью педали регулируется положение диска относительно маховика двигателя.
Коробка-автомат – механизм планетарного типа, внутри которого установлена большая солярная шестеренка с вращающимися вокруг нее более мелкими планетарными шестернями. Трансмиссией руководят датчики и электронные блоки. Техника сама принимает решение об изменении скоростного режима.
Автомат vs Механика – что выбрать
Чтобы сделать правильный выбор и понять какая коробка передач лучше – механика или автомат, нужно учесть все положительные и отрицательные стороны эксплуатации автомобилей с обоими типами трансмиссии
Критерий | Что лучше АКПП или МКПП |
---|---|
Удобство и комфорт | Автомат обладает преимуществами перед механикой – ездить на таком авто легче – не надо отвлекаться на переключение скоростей и боятся, что автомобиль заглохнет из-за не вовремя отпущенной педали сцепления |
Экономичность | Машины с МКПП стоят дешевле, расход у них более экономичный |
Надежность | Простая конструкция делает механическую КПП более надежной, по сравнению с автоматической |
Обслуживание | Ресурс у МКПП больше, комплектующие к ней дешевле, многие поломки автомобилисты устраняют сами без обращения в сервис. Починить самостоятельно коробку-автомат сложно – даже с небольшой поломкой придется обращаться к специалистам |
Ресурс | У МКПП он выше – 250–300 тыс. км, у АКПП – около 150 тыс. км. |
Разгон | Ручная регулировка переключения скоростей дает возможность автомашинам с механической КПП разгоняться быстрее |
КПД | Двигатель на механике полнее реализует мощность крутящего момента, поэтому КПД у него выше. |
Буксировка | Машину на МКПП можно буксировать любым способом – на жесткой, мягкой сцепке, методом частичной погрузки. Буксировка автомобилей на автомате – сложная задача. Некоторые производители разрешают отбуксировывать такие ТС со скоростью не выше 30 км/ч на расстояние до 30 км. В пути придется периодически останавливаться, чтобы коробка остыла. Но большинство автопроизводителей категорически запрещают буксировку, поэтому при поломках придется вызывать эвакуатор |
Движение в сложных дорожных условиях | Водителю на механике проще выехать из сугроба, передвигаться по бездорожью, грунтовым дорогам. |
Навыки | С автомата на механику придется переучиваться, после МКПП можно сразу пересесть на модель с АКПП |
Из-за своих особенностей машины с АКПП и МКПП рекомендуются для разных эксплуатационных условий:
Модели с коробкой-автоматом подходят для городской езды, когда не нужно штурмовать бездорожье и грунтовку.
Для сельской местности с заносами и распутицей лучше выбрать механику. Этот вариант рекомендуется любителям загородных поездок и автопутешествий.
Механику предпочитают люди, которым нравится все держать под контролем, сторонники ремонтировать машину самостоятельно и те, кто не против потерять в удобстве вождения, но сэкономить на сервисном обслуживании.
Со временем необходимость выбора между механикой и автоматом отпадет. Все большее распространение получают коробки-гибриды, сочетающие плюсы и минусы АКПП и МКПП. Пока гибридные модели не очень надежны, но со временем разработчики их улучшат и поставят точку в споре.
Статистика продаж какой трансмиссии выбирают покупатели
Несмотря на надежность и экономичность механики, многие покупатели делают выбор и в пользу АКПП. Более 65% автомобилей, проданных в России, укомплектованы автоматической коробкой. Даже кризис не повлиял на статистику – продажи моделей с коробкой-автоматом просели почти в два раза слабее.
Это же тенденция характерна и для Северной Америки – только 1,2% продаваемых автомобилей оснащены МКПП, остальные – АКПП. Почему за океаном МКПП так быстро теряет позиции? Причина – на модели с механической коробкой не устанавливается система AEB –автоматическое экстренное торможение, которое увеличивает безопасность езды и вскоре станет обязательным для североамериканских стран.
Но статистика показывает, что машины на механике тоже востребованы. Среди популярных вариантов – модификации с МКПП BMW 2 Series, Chevrolet Camaro, Genesis G70,Honda Civic, Hyundai Accent, Mitsubishi Mirage, Subaru WRX, Toyota, Corolla и продукция Volkswagen – Golf, GTI и Jetta.
Среди моделей с АКПП популярны Mitsubishi Outlander,Toyota RAV4, Hyundai Solaris,Hyundai CRETA,KIA RIO. Растет спрос на китайские модели с коробкой-автоматом – FAW OLEY, Brilliance h330, Dongfeng h40 Cross, Lifan X50. Китайский автопром предлагает недорогие модели с трансмиссией такого типа.
Чтобы увеличить число потенциальных покупателей, многие автопроизводители выпускают модели с автоматом и механикой. С 2015 г АКПП ставят на российские автомобили Лада Веста, Калина и Приора. Несмотря на увеличение стоимости примерно на 10% по сравнению с механикой, они тоже имеют своих почитателей.
Что выбрать: автомат или механику?
На сегодняшний день автопроизводители предлагают нам машины, оснащенные механической КПП, АКПП (автоматической коробкой переключения передач), роботизированной АКПП и вариатором. Что же лучше, что выбрать для себя и какие сильные и слабые стороны у каждой из этих трансмиссий?
Сначала определим: на самом деле существует два вида КПП: механика и автомат. Ну а автоматическая КПП бывает нескольких видов: традиционная АКПП, роботизированная АКПП, вариатор и КПП DSG (Direct Shift Gearbox). По сути — это разновидности все той же автоматической трансмиссии.
Механика: классическая трансмиссия, в которой выбор скорости происходит вручную, водителем, посредством подключения шестерен с различным количеством зубьев, следовательно — различным передаточным числом.
Традиционная автоматическая КПП по сути построена таким же образом, но в ней функцию сцепления выполняет гидротрансформатор — без участия человека, а переключение передач происходит с помощью тормозной ленты и переднего-заднего фрикционов.
Достоинства автоматической коробки
Основным преимуществом АКПП перед механикой было и остается комфорт водителя. Действительно, сидящему за рулем не требуется ежеминутно производить телодвижения: выжал сцепление, включил первую, отпустил сцепление; выжал сцепление — включил вторую, отпустил. Да и ногам проще — на одну педаль (сцепление) меньше, остается лишь газ — тормоз. Кроме этого, авто, оснащенное АКПП двигается плавно, без рывков, не откатывается на горке. У традиционной АКПП имеется режим «паркинг», при котором двигатель отсоединен от трансмиссии, а выходной вал КПП механически заблокирован. При таком режиме автомобиль надежно удерживается на месте.
Что выбрать: автомат или механику? Недостатки АКПП
В противовес комфорту против стандартной АКПП выступают: ощутимая инертность трансмиссии, потеря в динамике и более высокий рас ход топлива. Если вы любитель спортивного стиля езды, привыкли эффектно стартовать, то, конечно же, АКПП с гидротрансформатором не для вас. Добавим к этому высокую стоимость ремонта АКПП, невозможность заводить машину «с толкача», меньший ресурс и нежелательность буксирования на длительные расстояния. Для буксирования автомобилей с АКПП рекомендуют отсоединять кардан привода, либо же буксировать методом частичной погрузки, где погружаемая часть — ведущая. Полноприводные машины с АКПП вообще буксировать не желательно.
Современные АКПП являются адаптивными: то есть, их электроника снабжена определенной «памятью» о манере вождения хозяина машины. Вам достаточно поездить в своем стиле 30-60 минут и КПП подстроится под вас: передачи станут переключаться быстрее, а набор оборотов двигателя станет энергичнее, или наоборот: КПП будет работать плавно и мягко, если вы поклонник вольяжной, комфортной езды.
Роботизированная КПП — это трансмиссия, максимально приближенная к механике. На такой КПП сцепление и передачи переключаются специальными приводами, а система эта управляется электроникой. У такой коробки разгон и динамика равны МКПП, но все так же нет педали сцепления. Роботизированные КПП экономичны. Но за высокую динамику приходится платить некоторыми неудобствами: возможны рывки при переключении, у «робота» нет режима «паркинг», а при сбросе газа возможно размыкание сцепления, как следствие ? откат с горки.
Вариатор: такая коробка передач, собственно передач не имеет. Само передаточное число изменяется за счет клиноременной передачи со шкивами переменного диаметра. Двигатели автомобилей, оснащенные вариаторами, работают в постоянном оптимальном режиме.
Вариаторы также экономичны, но динамика разгона у них все же ниже, чем у МКПП. Основная проблема в данном случае конструкторская: это трудность совмещения двигателей большого объема и вариаторной КПП. Вариаторы давно и хорошо зарекомендовали себя в мототехнике, но проблема усиления ремня передачи вариатора до мощности автомобильных моторов еще остается открытой.
DSG (Direct Shift Gearbox) — преселективная роботизированная механика с 2-мя сцеплениями. Эта новая КПП разработана корпорацией VAG (Volkswagen Audi Group). Идея DSG проста и гениальна. КПП собрана из двух трансмиссий, для четных и нечетных передач, каждая со своим сцеплением. У такой коробки процесс передачи тяги идет без разрыва потока мощности, так как обеспечивается мгновенное переключение. DSG обеспечивает разгон быстрее, чем механическая коробка передач.
Что выбрать: автомат или механику? Недостатки DSG
Недостатками DSG можно назвать нецелесообразность установки такой КПП на автомобили с слабыми двигателями. Гидроприводы КПП отнимают часть мощности и выигрыш по сравнению с МКПП сводится к нулю. А стоимость DSG выше. Кроме этого, есть еще один источник потерь: «мокрые» фрикционы DSG. КПД «сухого» сцепления выше. В настоящий момент разработана новая DSG КПП с «сухими» фрикционами и оригинальным маслонасосом с электроприводом. Эта КПП ориентирована исключительно на двигатели малой мощности. Так что и этот пробел устранен.
Так что же в итоге выбрать: механику или автомат?
Конечно же, за автоматами будущее. Они год от года становятся совершеннее, увеличивается их срок эксплуатации, они становятся надежнее. А механика… механические коробки передач — это история, когда то они уйдут в прошлое, но не потому что они плохие. МКПП проста и гениальна, но всему свое время…
5 советов по легкой езде на автомобиле с автоматической коробкой передач
Если у вас есть права на механическую коробку передач, вы можете легально водить и арендовать автомобиль с автоматической коробкой передач, хотя к тому, чтобы позволить машине переключать передачи, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть. Откройте для себя быстрые советы по вождению автомобиля с автоматической коробкой передач.
Автоматами легче управлять, чем автомобилями с механической коробкой передач: , как следует из названия, делают большую часть работы за вас. Так что неудивительно, что люди с правами на ручное вождение также могут брать напрокат и водить автомобили с автоматической коробкой передач (но не наоборот).
Никогда раньше не ездил на автомате? Это просто… просто ознакомьтесь с этими советами, и вы сразу же почувствуете себя за рулем как дома.
1) Забудьте о педали сцепления
В автоматах есть передачи, но автомобиль сам переключает передачи. Вот почему нет педали сцепления — только тормоз и акселератор.
Любой автомобиль, ручной или автоматический, расстроится, если вы нажмете на эти две педали одновременно. Поэтому многие водители с «механикой» на самом деле кладут левую ногу за правую, пока привыкают к автомату. На случай, если их левая нога забудет, что это не сцепление с левой стороны.
Сцепления вообще нет: тормоз слева, педаль газа справа. Нормально использовать только правую ногу при вождении на автомате.
2) Привыкайте к рычагу переключения передач
Прежде чем повернуть ключ, найдите время, чтобы привыкнуть к рычагу переключения передач. Вы будете использовать его только изредка, но если вам нужно быстро найти реверс, вы будете рады, что сделали это. Вы не будете сильно касаться рычага переключения передач в автоматическом режиме… но когда вы переключаете передачу, просто держите тормоз нажатым (как сцепление в механической коробке передач).
Существует четыре основных передачи:P – Парковка
Парковка – это просто нейтральное положение, передачи заблокированы, поэтому колеса не могут вращаться. Всегда полезно убедиться, что вы находитесь в режиме «Парковка» перед тем, как завести машину, и вернуться в режим «Парковка» перед тем, как выключить двигатель.
R – РеверсДля движения назад, конечно.
N – НейтральОстановка на светофоре или в пробке (более чем на пару секунд)? Многие водители с автоматической коробкой передач ставят машину в нейтральное положение. Как и в случае с автомобилем с механической коробкой передач, лучше использовать тормоз/ручной тормоз, чтобы убедиться, что вы не катитесь.
D — ПриводДля продвижения вперед. Когда вы двигаетесь достаточно быстро, автомобиль автоматически переключается на вторую передачу, затем на третью и так далее.
Некоторые автоматы имеют и другие настройки рычага переключения передач. Например, вы можете увидеть:
1: Оставайтесь на первой передаче (удобно для холмов)
2: Оставайтесь на второй передаче (удобно для холмов)
L: Оставайтесь на пониженной передаче (1 или 2)
S: Спорт (лучшее ускорение)
Автоматическая коробка передач с различными настройками. P означает парк.
3) Будьте готовы «ползти»
Автомат будет медленно двигаться вперед, если вы находитесь в режиме Drive или на любой другой передаче переднего хода. Если вы находитесь в режиме реверса, он будет медленно двигаться назад. Это называется «сползание» (или «холостой ход»), и это позволяет легко просто держать правую ногу над тормозом или на тормозе, когда вы паркуетесь или находитесь в медленно движущемся потоке. Вы можете выбрать нейтральное положение и/или использовать тормоз (или ручной тормоз), чтобы убедиться, что вы не двигаетесь, когда не хотите.
4) Знать, чего ожидать в различных условиях
Автомобили с автоматической коробкой передач, безусловно, легче научиться водить: не нужно думать о передачах, поэтому учащиеся могут сосредоточиться на зеркалах, скорости, других автомобилях, пешеходы и все остальные.
Но если вы уже привыкли к ручному управлению, вы заметите некоторые отличия:
На автомагистралях особой разницы нет: оставаться в режиме Drive — это то же самое, что оставаться на высшей передаче.
В пробках автоматика великолепна. Приятно не переключаться между первым и нейтральным снова и снова.
Когда вы паркуетесь, вам может пригодиться функция «сползания». Или вы можете подумать, что это раздражает.
Во время обгона, движения вверх/вниз по склону или буксировки некоторые люди обнаруживают, что автомобиль с автоматической коробкой передач не дает им такого контроля, как с механической коробкой передач. Тем не менее, у большинства старых автоматических коробок есть кнопка «O/D» (Overdrive)* на рычаге переключения передач, которая придает двигателю немного больше «мощности». И большинство новых моделей достаточно умны, чтобы знать, когда водителю нужно немного больше мощности, поэтому им не нужна эта кнопка.
* Овердрайв — это функция, снижающая обороты, благодаря чему автомобиль расходует меньше топлива. Автомобиль с автоматической коробкой передач трогается с места с включенным ускорением, поэтому нажатие кнопки отключает его — вы сожжете больше топлива, но получите больше мощности и контроля.
5) ПотренируйтесьНаконец, лучше немного потренироваться где-нибудь в стороне, прежде чем отправиться на оживленную дорогу. Не нужно много времени, чтобы привыкнуть держать руку на рычаге переключения передач и левую ногу в стороне.
И, конечно же, аренда автомата — отличный способ узнать, нравится ли вам, как он управляется, не покупая его. Кто знает? После нескольких дней езды на автомате вы можете решить, что больше никогда не захотите водить машину с механической коробкой передач.
Парковка: сначала переключиться на «P» или потянуть ручной тормоз?
Источник: Следующая статья, размещенная на WapCar, объясняет важность стояночного тормоза для общего состояния автомобиля с автоматической коробкой передач, особенно при парковке на склоне.
КУАЛА-ЛУМПУР, Малайзия. В статье на сайте Fortune.com, опубликованной в 2016 году, говорится, что автомобиль проводит около 90 процентов своего времени на стоянке. Есть ли в этом доля правды? Что ж, даже если бы вы водили 2 часа в день, это составило бы только 8,3 процента от 24 часов, которые у нас есть в сутках. Есть еще хорошие 9осталось 1,7%.
Если вы водите машину с автоматической коробкой передач, вам нужно переключиться на «P» и включить стояночный тормоз, чтобы припарковать машину. Однако есть два разных типа людей с точки зрения последовательности действий. Некоторые сначала переключаются на «P», а затем включают стояночный тормоз, а некоторые сначала включают стояночный тормоз, а затем переключаются на «P».
Есть ли в этой последовательности правильное и неправильное?
Ну да, вроде.
Нет разницы при парковке на ровной поверхности. Однако при парковке на холме можно заметить довольно неприятный «стук» при переключении из «Р».
Что это за звук?
Это звук парковочной собачки, пытающейся двигаться против выходного вала коробки передач.
Связанный пост:
Hitachi Automotive представляет новый автоматический стояночный тормоз
Что такое парковочная собачка?
Стопорная собачка — это штифт/замок на выходе коробки передач.
При переключении в положение «P» парковочная собачка входит в зацепление и блокирует выходной вал вашей коробки передач. Собачка отключается, когда вы переключаетесь из положения «P».
Когда вы сначала переключаетесь на «P», снимаете ногу с педали тормоза, а затем включаете стояночный тормоз, вес автомобиля ложится на крошечную металлическую деталь, которую мы называем парковочной собачкой. Это не здорово. Когда вы это сделаете, позже вы услышите неприятный «стук» при переключении с «Р».
Можно ли положить вес автомобиля на парковочную защелку?
Парковочные защелки могут сломаться. Это может показаться не таким уж большим, но этот маленький сломанный кусочек может быть неприятным, чтобы его починить. Конечно, это крошечная металлическая деталь, но эта крошечная сломанная деталь может заклинить некоторые важные детали вашей трансмиссии.
Иногда можно даже заметить, что люди переключаются на «Р» на светофоре. Это не лучшая привычка.
Так как же избежать «глухого» звука?
При парковке на холме выполните следующие действия.
1. Полностью остановите автомобиль.
2. Держите ножной тормоз нажатым.
3. Переключиться на «N».
Теперь весь вес приходится на ножной тормоз.
4. Включите стояночный тормоз.
5. Поднимите ногу ножного тормоза.
Теперь весь вес приходится на стояночный тормоз.
6. Нажмите на педаль тормоза. (для предотвращения включения заднего хода)
7. Переключите передачу в положение «P».
8. Поднимите ногу ножного тормоза.
Теперь весь вес ложится на стояночный тормоз, а стояночный фиксатор действует как предохранитель на случай отказа стояночного тормоза.
Короче говоря, лучше пусть вес вашего автомобиля опирается на стояночный тормоз, чем на стояночную лапу
Отчет о тормозах
The BRAKE Report — это онлайн-медиа-платформа, посвященная тормозным системам для легковых и грузовых автомобилей.