ВОЗДУХОЗАБОРНИК • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Ф. Захарченко
ВОЗДУХОЗАБО́РНИК, механич. устройство в виде системы сообщающихся с атмосферой труб или возд. каналов, в которые под давлением скоростного напора поступает воздух; предназначен для подвода необходимого количества воздуха и поддержания устойчивой работы двигателя и разл. оборудования.
На ЛА, снабжённых воздушно-реактивным двигателем, В. обеспечивают торможение потока воздуха, повышая его давление перед входом в компрессор. В зависимости от диапазона скоростей полёта ЛА различаются дозвуковые и сверхзвуковые В., а по конфигурации – осесимметричные, плоские и др.
Дозвуковой В. включает коллектор и диффузор (участок для торможения и сжатия воздуха). Коллектор (иногда с автоматически открывающимися окнами для впуска воздуха) предназначен для обеспечения безотрывного протекания воздуха в канале при взлёте и маневрировании ЛА. На самолётах с дозвуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями полёта (соответствующими числам $M$=1,2–1,5, где $M$ – Маха число) применяются В. с нерегулируемой геометрией площади сечения. При дозвуковых скоростях полёта степень повышения давления в В. незначительна по сравнению с повышением давления в компрессоре газотурбинных двигателей (ГТД). При скоростях полёта, соответствующих числам $M$=1,2-1,5, В. и компрессор практически в одинаковой степени сжимают возд. поток. При больших сверхзвуковых скоростях полёта ($M$>3) степень сжатия воздуха в В. превышает степень сжатия в компрессоре и становится возможным создание реактивной тяги двигателем, не имеющим компрессора (и турбины), – прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Применение на сверхзвуковых самолётах регулируемых В. (канал с изменяющимися регулируемыми сечениями и системой организации скачков уплотнения) усложняет конструкцию входных устройств, увеличивает их массу и стоимость, однако позволяет обеспечить более надёжную и экономичную работу двигателей в широком диапазоне скоростей и высот полёта. Обеспечение на всех режимах полёта оптимальных параметров возд. потока, подходящего к двигателю, осуществляется благодаря автоматич. регулированию геометрии площади сечения В. На вертолётах часто устанавливают В. с пылезащитным устройством. Очистка воздуха осуществляется в результате действия центробежных сил на криволинейном участке канала, а концентрат пыли удаляется из В. по трубопроводу.
В совр. автомобилях (преим. высокоскоростных) подача воздуха из В. служит для охлаждения двигателя, интеркулера (спец. радиатор для охлаждения воздуха после турбины), работы компрессора, системы кондиционирования, отвода горячего воздуха от тормозных дисков, вытяжки горячего воздуха из подкапотного пространства, что позволяет снизить теплонагруженность автомобиля и увеличить эффективность его работы.
воздухозаборник | это.
.. Что такое воздухозаборник?Рис. 1. Дозвуковые воздухозаборники.
воздухозабо́рник (ВЗ) элемент летательного аппарата, предназначенный для подвода из атмосферы к двигателю воздуха с параметрами, обеспечивающими высокую эффективность силовой установки по тяге и расходу топлива при её минимальном сопротивлении аэродинамическом и надёжной (без помпажей двигателей и ВЗ) работе. ВЗ подразделяют в зависимости от диапазона скоростей полёта летательного аппарата на дозвуковые и сверхзвуковые, а в зависимости от конфигурации на осесимметричные, плоские (с прямоугольным поперечным сечением) и др.
Дозвуковой ВЗ (рис. 1) включает коллектор и диффузор. Коллектор 1 (II), иногда с автоматически открывающимися окнами 2 для впуска воздуха, предназначен для обеспечения безотрывного втекания воздуха в канал при взлёте и маневрировании летательного аппарата. Диффузор 3 с малым углом раствора позволяет улучшить сопряжение коллектора с гондолой 4 двигателя для уменьшения аэродинамического сопротивления.
Сверхзвуковой ВЗ (рис. 2) включает сверхзвуковой диффузор участок для торможения и сжатия сверхзвукового потока и дозвуковой диффузор 6, расположенный за «горлом» (наиболее узкое сечение Fr канала). Обечайка 2 выполняется тонкой для уменьшения волнового сопротивлении гондолы. Сжатие потока в сверхзвуковом диффузоре осуществляется в системе скачков уплотнения, образованной специально профилированной обечайкой и клиновидным телом 1 у плоских ВЗ или конусообразным центральным телом у осесимметричных ВЗ. Идеальный принцип сжатия (при изоэнтропическом течении) используется редко и только для отдельных участков сверхзвукового диффузора с тем, чтобы не увеличивать длину и массу ВЗ.
(В СССР первые работы по теории сверхзвуковых ВЗ выполнены Г. И. Петровым и Ю. Н. Васильевым.) Клиновидное, и конусообразное тела имеют в зоне перехода сверхзвукового течения в дозвуковое отверстия 7 для отсоса пограничного слоя с целью предотвращения срыва потока. Сверхзвуковые диффузоры бывают двух типов: с внешним (до обечайки) сжатием потока (рис. 2, а) и со смешанным сжатием, когда сверхзвуковой поток простирается до горла (рис. 2, б). ВЗ второго типа могут быть с принудительным «запуском», то есть с кратковременным увеличением площади Fr при восстановлении нарушенного расчётного течения, или автозапускаемые со сливом из канала избыточного при «запуске» воздуха через отверстия 7. ВЗ смешанного сжатия при Маха числах полёта МСжатие воздуха в ВЗ с увеличением скорости полёта возрастает и, наряду со сжатием воздуха компрессором газотурбинного двигателя, является фактором, определяющий термический коэффициент полезного действия силовой установки летательного аппарата. При M∞ > 3 степень повышения давления в ВЗ высокая (2228), что позволяет создавать воздушно-реактивный двигатель без компрессора (прямоточный воздушно-реактивный двигатель).
Трение и возможные срывы потока в тракте ВЗ, а также сжатие воздуха в скачках уплотнения приводят к снижению коэффициента восстановления полного давления η, возрастанию степени турбулентности ε и неравномерности σ поля полного давления перед воздушно-реактивным двигателем. Снижение η приводит к уменьшению тяги и увеличению удельного расхода топлива двигателя. Увеличение ε и σ снижает запасы газодинамической устойчивости двигателя (см. Устойчивость гидродинамическая). Характеристики ε и σ улучшаются, если за диффузором расположен канал 5. Для обеспечения высокой эффективности на всех режимах полёта ВЗ выполняется с элементами, автоматически регулируемыми в зависимости от значения M∞, так называемого приведённого расхода воздуха G через газотурбинный двигатель, углов атаки и скольжения летательного аппарата.
При рассогласовании положения регулируемых элементов ВЗ с режимом работы газотурбинного двигателя система скачков уплотнения в диффузоре нарушается. При этом возможные положения замыкающего скачка уплотнения ограничены: при его смещении по потоку (увеличение G или Fc) возрастанием возмущений ε и σ в канале до неприемлемого для заданного газотурбинного двигателя уровня, а при смещении против потока (уменьшение Fс или G) появлением признаков помпажа ВЗ, недопустимого для эксплуатации летательного аппарата [низкочастотных (315 Гц) автоколебаний потока в канале].
Приемлемые для эксплуатации режимы ВЗ зависят от особенностей так называемой дроссельной характеристики ВЗ ν = Ψ(f) (f = F/F0 коэффициент расхода воздуха через газотурбинный двигатель, F0 геометрическая площадь входного сечения ВЗ, F площадь струи воздуха, попадающей в ВЗ), определяемой совместно с характеристиками ε и σ при испытании модели ВЗ в аэродинамической трубе (рис. 3). Рабочие значения ν
Места расположения ВЗ на летательном аппарате различны. Важно, чтобы в ВЗ не попадали следы аэродинамические с пониженным полным давлением от впереди расположенных элементов летательного аппарата, а значение и направление местной скорости были благоприятны. Типичные места расположения ВЗ на дозвуковых летательных аппаратах в лобовой части гондол, укреплённых на пилонах под крылом и на хвостовой части фюзеляжа, а на сверхзвуковых летательных аппаратах под крылом или по бокам фюзеляжа на расстоянии h (рис. 2) от поверхности летательного аппарата, необходимом для предотвращения попадания пограничного слоя в ВЗ. При компоновке ВЗ на летательном аппарате прорабатываются вопросы снижения вероятности повреждения газотурбинного двигателя попадающими в канал с грунта случайными предметами.
Литература:
Абрамович Г. Н., Газовая динамика воздушно-реактивных двигателей, М., 1947;
Нечаев Ю. Н., Федоров Р. И., Теория авиационных газотурбинных двигателей, ч. 12, М., 197778.
А. В. Николаев.
Рис. 2. Сверхзвуковые воздухозаборники.
Рис. 3. Дроссельная характеристика сверхзвукового воздухозаборника.
Комплекты впуска холодного воздуха на Summit Racing
Как выбрать воздухозаборник
Комплекты впуска холодного воздуха популярны среди энтузиастов, стремящихся оптимизировать мощность и производительность двигателя. Процесс сгорания…
Как выбрать воздухозаборник
Комплекты для впуска холодного воздуха популярны среди энтузиастов, стремящихся оптимизировать мощность и производительность двигателя. Процесс горения требует топлива для горения, источника тепла для его воспламенения и воздуха для снабжения кислородом. Этот воздух всасывается в двигатель через систему впуска воздуха автомобиля, но стандартные системы спроектированы таким образом, что оптимальный поток воздуха (и максимальная мощность) приносится в жертву более тихой работе. Высокопроизводительный воздухозаборник — это популярное и доступное обновление, которое позволяет вам получить больше мощности от вашего двигателя, создавая более широкий и прямой путь воздушного потока, чем стандартный…
Как выбрать воздухозаборник
Комплекты для впуска холодного воздуха популярны среди энтузиастов, стремящихся оптимизировать мощность и производительность двигателя. Процесс горения требует топлива для горения, источника тепла для его воспламенения и воздуха для снабжения кислородом. Этот воздух всасывается в двигатель через систему впуска воздуха автомобиля, но стандартные системы спроектированы таким образом, что оптимальный поток воздуха (и максимальная мощность) приносится в жертву более тихой работе. Высокопроизводительный воздухозаборник — это популярное и доступное обновление, которое позволяет вам получить больше мощности от вашего двигателя, создавая более широкий и прямой путь воздушного потока, чем стандартные системы.
Один из самых популярных стилей – это система подачи холодного воздуха.
Преимущества установки системы впуска холодного воздуха
Улучшение производительности, которое предлагает холодный воздухозаборник по сравнению со стандартной системой, в основном связано с двумя конструктивными особенностями. Во-первых, впуск холодного воздуха уменьшает ограничение на всасываемый воздух и использует более крупные впускные трубы для увеличения потока воздуха к двигателю. Во-вторых, он размещает воздушный фильтр в месте, которое позволяет ему втягивать более прохладный, более богатый кислородом воздух.Впуск холодного воздуха по сравнению с впуском короткого штока
Одной из самых популярных альтернатив системе впуска холодного воздуха является впуск с коротким поршнем. Оба превзойдут стандартную систему, но они отличаются своими преимуществами и функциональностью. В то время как холодный воздухозаборник втягивает более холодный, более плотный и богатый кислородом воздух снаружи двигателя, напорный воздухозаборник втягивает более теплый воздух изнутри моторного отсека. В реальном вождении впуск с коротким поршнем обеспечивает более быструю реакцию дроссельной заслонки и более полное сгорание топлива, но впуск холодного воздуха обычно дает вам большую максимальную мощность.Помимо соображений производительности, каждый тип имеет разное качество звука. Оба они более шумные, чем стандартные, но короткие поршневые воздухозаборники обычно производят более низкий и хриплый звук. Вам решать, что вы предпочитаете.
Какой забор холодного воздуха выбрать
Summit Racing предлагает широкий ассортимент комплектов и систем впуска холодного воздуха, предназначенных для улучшения дыхания вашего двигателя, включая варианты от K&N, AEM Power, Injen, Volant и Airaid. Ваши варианты включают герметичные и негерметичные конструкции воздушной камеры для карбюраторных двигателей и систем электронного впрыска топлива (EFI). Мы предлагаем комплектные и универсальные системы впуска холодного воздуха, предназначенные для работы практически с любым транспортным средством и типом двигателя, а также комплекты, которые позволяют вам собрать собственную систему.Отдельные части
Группы деталей
Варианты для международных клиентовРезультаты 1–25 2000 г. +
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: 26 июля 2023 г.
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Понедельник, 10.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 22 августа 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: 10 августа 2023 г.
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Понедельник, 10.07.2023
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 24 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 2 августа 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Понедельник, 10.07.2023
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 26 июля 2023 г.
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
. ..Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 16 августа 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
Воздухозаборники холодного воздуха K&N на Summit Racing
Результаты 1–25 из 988
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 17 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 13 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 17 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Среда, 12.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Вторник, 11.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Понедельник, 10.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: Пятница, 07.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 17 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 18 июля 2023 г.
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 19 июля, 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 20 июля 2023 г.
…Загрузка
Расчетная дата отгрузки в США: Понедельник, 10.07.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 18 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 17 июля 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня
…Загрузка
Предполагаемая дата отгрузки в США: 17 июля 2023 г.