Вязкостная муфта вентилятора Range Rover 3 |
- ‹‹‹ Введение Freelander 2
- Вязкостная муфта вентилятора Range Rover 3 ›››
Демонтаж
- Отсоедините «отрицательную» клемму аккумуляторной батареи.
- Снимите нижний защитный кожух.
НАРУЖНЫЕ ДЕТАЛИ, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ, Защита двигателя — передняя.
- 3. Снимите верхний кожух двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ TD6, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ, Верхний кожух двигателя.
- 4. Ослабьте хомут и отсоедините воздушный шланг от клапана системы перепуска отработавших газов (EGR). Снимите и утилизируйте хомут.
- 5. Отведите шланг в сторону.
- 6. Освободите шланг системы охлаждения от кожуха вентилятора.
ВНИМАНИЕ: Остов радиатора легко уязвим. Не допускайте повреждения остова вентилятором или кожухом вентилятора.
- 7. Отсоедините от кожуха вентилятора разъём и жгут дополнительного вентилятора системы охлаждения.
- 8. Выньте 2 фиксатора из верхней части кожуха вентилятора и один фиксатор — из нижней.
- 9. Приподнимая кожух вентилятора, освободите лапки от радиатора. Сдвиньте кожух к двигателю, чтобы получить доступ к гайке крепления вязкостной муфты.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если разборка производилась только с целью обеспечения доступа к другим элементам системы, то дальнейшие разборочные операции выполнять не следует.
- 10. При помощи приспособлений LRT-12-094 и LRT-12-214 ослабьте гайку крепления вязкостной муфты вентилятора и снимите вентилятор в сборе с насоса охлаждающей жидкости.
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта резьба левосторонняя.
- 11. Снимите вентилятор системы охлаждения.
- 12. Снимите защитный кожух вентилятора.
- 13. Отверните 4 болта и снимите вентилятор с вязкостной муфты.
Сборка
- Протрите привалочные поверхности вентилятора и муфты.
- Оденьте вентилятор на вязкостную муфту и затяните 4 болта. Момент затяжки 10 Н·м.
- Надвиньте кожух вентилятора на радиатор, но пока не закрепляйте его.
- Установите вентилятор на шкив и затяните гайку крепления вязкостной муфты с моментом 45 Н·м.
- Установите и закрепите кожух вентилятора на радиаторе.
- Закрепите кожух вентилятора фиксаторами.
- Закрепите на кожухе жгут и разъём.
- Закрепите в зажиме шланг системы охлаждения.
- Протрите патрубок на клапане системы перепуска отработавших газов (EGR) и ответную часть шланга впускной системы.
- При помощи нового хомута закрепите впускной воздушный шланг на клапане системы перепуска отработавших газов (EGR). Момент затяжки хомута 6 Н·м.
- Выждав 10 минут, затяните хомут крепления воздушного шланга к клапану повторно. Момент затяжки 6 Н·м.
- Установите на место верхний кожух двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ TD6, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ, Верхний кожух двигателя.
- 13. Установите на место нижний защитный кожух.
НАРУЖНЫЕ ДЕТАЛИ, РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ, Защита двигателя — передняя.
- 14. Присоедините отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
Другие руководства
Вязкостная муфта вентилятора Range Rover 3
Снятие и установка радиатора Range Rover 3
Снятие и установка термостата Range Rover 3
Слив охлаждающей жидкости, промывка системы и заполнение Range Rover 3
Насос системы охлаждения и термостат Range Rover 3
Точка кипения. ГАЗ — журнал За рулем
Мы продолжаем сериал о болячках одной из самых популярных российских машин. Разобравшись в последней публикации с недостатками топливной системы, сегодня переходим к системе охлаждения. Несмотря на простую и проверенную временем конструкцию, она регулярно преподносит владельцам «Газели» неприятные сюрпризы…
На первый-второй
То, что автомобили ГАЗ-2705 кипят с момента своего появления на свет, далеко не новость. Как только не выкручивались их водители жарким летом: и печку включали, и капот снимали, и даже двигатель вырубали на ходу (что отнюдь не безопасно)!
Основная причина перегрева – маленькая производительность однорядного радиатора, который устанавливался на автомобили с 1994 года. При температуре воздуха +25 оС он работает уже на пределе возможностей. Если же машина снабжена кондиционером или гидроусилителем, пиши пропало! «Газель» гарантированно вскипит, как говорится, за отрицательное время.
В 2000 году завод внял мольбам потребителей и авто получило двухрядные радиаторы. Проблема была решена. Двигатели 405-го семейства объемом 2,5 л, пришедшие на смену видавшему виды 406-му в конце 2005 года, комфортно себя чувствуют при температуре охлаждающей жидкости до 100 оС. Температурный ценз повысили в целях улучшения топливной экономичности. Мотор действительно отличается весьма умеренным аппетитом, а главное – водители таких «Газелей» начинают потихоньку забывать о перегреве… Увы, после 2006 года машина вновь получила однорядный радиатор. В противостоянии «прогресс – рыночная экономика» верх взяла последняя. В целях удешевления производства завод предпочел перегрев.
Двойной стандарт
Следование европейским законодателям мод уже не раз выходило боком отечественным автопроизводителям. Предписания Euro 3 сыграли злую шутку и с ГАЗом. В 2005–2006 годах, согласуясь с новым кодексом, на «Газель» стали устанавливать водяной насос, оборудованный вискомуфтой с включением вентилятора через электронный блок управления. Принцип работы прост: блок считывает данные с температурного датчика и в зависимости от показаний дает команду электровентилятору. Казалось бы, дешево и сердито. Но не тут-то было. Агрегат появился на свет аж с двумя врожденными заболеваниями!
Вискомуфта, «повисшая» на приводном валу помпы, естественно, добавила нагрузки. Дабы сохранить ресурс насоса, конструкторы усилили подшипник, но просчитались. Масса вискомуфты значительно превышает возможности подшипника. Как результат после порядка 10 тыс. км пробега помпу приходится выкидывать. Впрочем, это лишь полбеды. Главная трагедия заключается в том, что вискомуфта включает вентилятор только после +100 градусов. То есть тогда, когда двигатель уже преодолел верхний критический барьер рабочей температуры. Достаточно мало-мальского засорения системы (как правило, в той или иной степени система охлаждения засорена на любой машине), чтобы в двигателе начался процесс парообразования. Последствия же более чем плачевны. Как минимум придется заменить прокладку головки блока цилиндров, а саму голову фрезеровать…
Как быть?
Итак, положение удручающее, однако не фатальное. Сегодня на рынке сравнительно недорого (см. таблицу) можно приобрести как двухрядные, так и трехрядные радиаторы. Последние, впрочем, уже перебор: практика показала, что двух рядов для исправной работы системы более чем достаточно. С помпой ситуация выглядит посложнее. Дело в том, что насос с вискомуфтой не взаимозаменяем с насосом предыдущего поколения. Чтобы приладить на «Газель» современного образца «старую» помпу, придется менять и корпус термостата. К сожалению, конструкция такова, что размеры патрубков не совпадают. Тем не менее мы рекомендуем не ждать, пока беда постучится сама, а заблаговременно установить насос системы охлаждения с принудительным приводом вентилятора. Затраты несоизмеримо меньше по сравнению с ремонтом ГБЦ.
Помимо прочего, советуем почаще обращать внимание на крепление радиатора. Конструкция весьма хлипкая. Колебания радиатора очень часто достигают такой амплитуды, что он упирается в вентилятор. Итог – замена радиатора. Сразу после покупки машины не забудьте протянуть хомуты патрубков. Как правило, они едва-едва наживлены. Ну и наконец, будьте аккуратны с краном отопителя. Поведение его непредсказуемо, при этом сам кран неремонтопригоден, а извлечь сию деталь на свет божий крайне затруднительно.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Принцип работы вискомуфты вентилятора
Содержание
- Что такое вискомуфта вентилятора
- Где находится
- Крепление муфты
- Принцип работы вискомуфты
- Холодные температуры
- При рабочих температурах
- К чему может привести неисправность вискомуфты?
- Причины поломки
- Датчик работы вискомуфты
- Видео: как проверить вискомуфту
- Вопросы и ответы:
Вискомуфта вентилятора является одним из малоизвестных компонентов системы охлаждения двигателя.
Что такое вискомуфта вентилятора
Вискомуфта вентилятора применяется на автомобилях (легковых и грузовых) с продольно расположенным двигателем, в основном на заднеприводных автомобилях. Сцепление требуется на низких скоростях и на холостом ходу для контроля температуры. Неисправный вентилятор может привести к перегреву двигателя на холостом ходу или при интенсивном движении.
Где
Вискомуфта вентилятора расположена между шкивом помпы и радиатором и выполняет следующие функции:
- Управляет частотой вращения вентилятора для охлаждения двигателя;
- Повышает эффективность двигателя, включая вентилятор при необходимости;
- Снижает нагрузку на двигатель.
Крепление муфты
Муфта либо монтируется на фланцевый вал, установленный на шкиве насоса, либо может быть навинчена непосредственно на вал насоса.
Принцип работы вискомуфты
Вискомуфта основана на биметаллическом датчике, расположенном в передней части вискозного вентилятора. Этот датчик расширяется или сжимается в зависимости от температуры, передаваемой через радиатор. Этот интеллектуальный компонент повышает эффективность двигателя, регулируя скорость вращения вентилятора двигателя и подавая холодный воздух.
Низкие температуры
Биметаллический датчик сжимает клапан так, что масло внутри муфты остается в камере резервуара. В этот момент вискозная муфта вентилятора отключается и вращается примерно на 20% от скорости двигателя.
При рабочих температурах
Биметаллический датчик расширяется, вращая клапан и позволяя маслу проходить через камеру к внешним краям. Это создает достаточный крутящий момент для привода лопастей охлаждающего вентилятора на рабочих оборотах двигателя. В этот момент вискомуфта вентилятора включается и вращается примерно на 80% от скорости двигателя.
К чему может привести неисправность вискомуфты?
При замене насоса всегда рекомендуется проверять состояние вискомуфты вентилятора. Поврежденная муфта напрямую влияет на срок службы насоса. Неисправная вязкостная муфта вентилятора может оставаться во включенном положении, что означает, что она всегда будет работать на 80% скорости двигателя. Это может привести к поломке с высоким уровнем шума и вибрации, создавая громкий вихревой звук при увеличении оборотов двигателя и увеличении расхода топлива.
С другой стороны, если соединение вентилятора с вискомуфтой выходит из строя в выключенном положении, оно не пропускает воздух через радиатор. Это, в свою очередь, приведет к перегреву двигателя при остановке процесса охлаждения.
Причины поломки
- Течь масла из муфты, отключение муфты вентилятора;
- Биметаллический датчик теряет свои свойства из-за окисления поверхности, что приводит к заеданию втулки;
- Неисправность подшипника, хотя может редко возникать, если вискомуфта вентилятора не заменялась после большого пробега. Это приводит к ухудшению состояния поверхностей.
Работа датчика вискомуфты
Биметаллический датчик контролирует работу вискомуфты. Прежде всего, существует два типа биметаллических сенсорных систем: пластина и катушка. Оба они работают по одному и тому же принципу, описанному ранее.
Единственное отличие состоит в том, что когда катушка расширяется и сжимается для вращения вращающейся пластины, биметалл сжимается и изгибается. Это перемещает скользящую пластину и позволяет маслу перемещаться из камеры резервуара в полость.
Видео: как проверить вискомуфту
Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения (принцип работы вискомуфты)
Посмотреть это видео на YouTube
Вопросы и ответы:
900 97Как работает вискомуфта привода вентилятора? Его ротор соединен со шкивом коленчатого вала с помощью ременной передачи. Диск с рабочим колесом соединен с ротором через рабочее тело. Когда жидкость нагревается, она густеет и крутящий момент начинает поступать на ведомый диск.
Как понять, что неисправна вискомуфта? Единственным признаком неисправности вискомуфты является перегрев мотора, а вентилятор не крутится. При этом может вытечь гель, заклинить муфту (слышны посторонние звуки).
Для чего нужна вискомуфта? Вискомуфта предназначена для временного соединения одного комплекта дисков с основным комплектом. Вискомуфта вентилятора охлаждения обеспечивает охлаждение радиатора. Аналогичный механизм используется и в полноприводных автомобилях.
ЧЧто такое муфта вентилятора? В зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе изменяет скорость вращения вентилятора. Когда он нагревается, муфта увеличивает скорость вращения вентилятора.
Должна ли муфта вентилятора свободно вращаться в холодном состоянии? — Car, Truck And Vehicle How To Guides
Муфта вентилятора отвечает за передачу мощности от приводного ремня или шкива водяного насоса к вентилятору, но должна ли она свободно вращаться в холодном состоянии?
Вязкостная муфта вентилятора с некоторым сопротивлением свободно вращается в холодном состоянии. Пример этого вы можете увидеть в этом видео.
Вся конструкция вентилятора радиатора на самом деле гениальна, от автономной системы до автоматического включения вентилятора. В этой статье подробно объясняется, как работает система и каковы современные альтернативы системе привода-муфты вентилятора.
Как работает муфта вентилятора?
Механическая муфта вентилятора, также известная как вязкостная муфта вентилятора или просто Visco, представляет собой блестящую систему, которая по требованию обеспечивает питание вентилятора радиатора через автономную систему.
Вентилятор и муфта объединены в переднюю часть системы. Вторая половина представляет собой приводную часть, которая вращается вместе с водяным насосом или на шкиве приводного ремня, в зависимости от системы.
Две половинки сходятся посередине, но никогда не соприкасаются напрямую, поэтому износ от трения отсутствует.
Секция привода вращает две гребенчатые стороны пластины, в то время как секция сцепления имеет такую же гребенчатую форму, но смещена, поэтому они находятся очень близко друг к другу, но не соприкасаются. Они называются пластинами сдвига.
В передней части картера сцепления установлена биметаллическая пластина, закрученная в спираль. Он чувствителен к теплу и будет расширяться при нагревании, освобождая клапан для потока силикатной вязкой жидкости из картера сцепления в пластины сдвига под действием центробежной силы.
Густая жидкость создает трение между двумя половинками, и мощность от приводной части передается части муфты, которая приводит в движение вентилятор.
При понижении температуры окружающей среды биметаллическая пластина втягивается, закрывая выпускной клапан, и вязкая жидкость возвращается в картер сцепления, который разъединяет две половины.
Должна ли муфта вентилятора вращаться свободно?
Отличительной чертой этой системы является то, что она полностью автономна. Нет необходимости в термостате или блоке с компьютерным управлением, так как биметаллическая пластина включает и отключает вентилятор по мере необходимости.
Когда сцепление холодное, внутри корпуса находится вязкая жидкость, поэтому между сцеплением и шкивом, обеспечивающим питание приводной части, нет физической связи.
Вентилятор можно вращать, но существует определенное сопротивление, которое не позволяет воздушному потоку раскручивать вентилятор сам по себе и вызывать ненужное охлаждение, поэтому технически муфта вентилятора не вращается свободно.
Следующее видео прекрасно иллюстрирует работу всей системы:
Признаки неисправности вязкостной муфты вентилятора
Перегрев двигателя
Перегрев двигателя является очевидным признаком неисправности системы охлаждения, может быть, но не ограничивается отказом муфты вентилятора.
Самый простой способ определить, является ли причиной неисправности муфта вентилятора, — это поездить на автомобиле в жаркий летний день, пока указатель температуры не установится в оптимальное положение. Затем продолжайте движение, следя за показаниями датчика.
Когда температура поднимается выше нормального предела, безопасно припаркуйтесь и дайте машине поработать на холостом ходу. Откройте капот и посмотрите, крутится ли вентилятор — если вы уже сталкивались с перегревом, а вентилятор не вращается, это явный признак того, что муфта вентилятора вышла из строя.
Прерывистая активация вентилятора
Механическая муфта зависит от вязкой жидкости, которая создает трение между двумя половинами и приводит в действие вентиляторную часть устройства. Однако, когда биметаллическая пластина выходит из строя, она может произвольно закрываться и открываться, в результате чего вентилятор периодически включается и проскальзывает из-за нехватки жидкости.
Проблема может сопровождаться множеством необычных шумов, наиболее заметным из которых является очевидный звук вращения и замедления вентилятора. Замена муфты вентилятора – единственное решение проблемы.
Вентилятор работает постоянно
Точно так же, как он может распределять вязкую жидкость с перерывами, муфта также может заедать в открытом положении, создавая постоянную связь между радиатором и двигателем. Выявить эту проблему легко: дайте двигателю остыть, затем запустите его.
Если вентилятор сразу начинает вращаться, муфта сломалась в открытом положении. Проблема сопровождается сильным шумом, так как вентилятор и двигатель вращаются с одинаковыми оборотами.
Вентилятор может свободно вращаться
Когда муфта холодная, вентилятор можно вращать вручную, но нельзя раскрутить. В системе достаточно сопротивления, чтобы вы могли перемещать вентилятор, но не позволяли ему вращаться под давлением воздуха.
Если вы можете вращать вентилятор без усилий, и он продолжает вращаться без быстрого замедления, это признак того, что муфта вентилятора вышла из строя и нуждается в проверке и замене.
Как работает электрический вентилятор?
Эффективность электродвигателей со временем значительно возросла, и в какой-то момент инженеры решили использовать их для питания вентилятора радиатора.
Принцип работы прост: электродвигатель получает энергию от генератора и использует ее для вращения вентилятора или двух вентиляторов, установленных во многих автомобилях.
Поскольку электрический вентилятор физически не привязан к водяному насосу или приводному ремню, его можно расположить в более удобном месте, где он занимает меньше места и делает автомобиль более компактным.
Кроме того, электровентилятор может продолжать работать даже после выключения двигателя, так как ЭБУ по-прежнему посылает сигнал о том, что охлаждающая жидкость слишком горячая.
Это профилактическая мера, которая просто недоступна для вентилятора с механическим приводом, так как он использует мощность, вырабатываемую коленчатым валом.
Как заменить муфту вентилятора
Замена муфты вентилятора — непростая задача, требующая большой физической работы для отсоединения старой детали. Единственными необходимыми специализированными инструментами являются съемники муфты вентилятора, но если вы можете обойтись без решения «сделай сам», сделайте это.
Стоимость труда механика составит не менее 100 долларов, поэтому инвестиции в собственный набор инструментов будут дешевле не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной перспективе, по мере того, как вы наращиваете свой инвентарь.
Инструменты, которые вам понадобятся
Действия по замене муфты вентилятора
- Чтобы получить доступ к муфте вентилятора, вам, вероятно, потребуется сначала снять шланг воздухозаборника. Шланг фиксируется хомутом, который легко снимается плоской отверткой.
- Следующим шагом является откручивание корпуса радиатора. В большинстве случаев он соединяется парой болтов, которые можно легко снять с помощью храповика и гнезда.
- Чтобы определить направление откручивания муфты, положите новую муфту на землю, прижмите отверткой с плоской головкой к резьбе и поверните. Если отвертка постепенно выходит, вы определили направление откручивания. Запомните движение и посмотрите, как оно на самом деле отвинчивается, когда вы смотрите на сцепление под правильным углом.
- Ослабьте натяжение поликлинового ремня, нажав на натяжитель ремня с помощью прерывателя, затем снимите ремень. Убедитесь, что вы точно знаете, как он установлен.
- Теперь, когда ремень снят, самое сложное. Сначала снимите шкив, а затем используйте инструмент для снятия муфты вентилятора, чтобы удерживать ось на месте, пока вы отвинчиваете переднюю часть и вытаскиваете вентилятор. Используйте паяльную лампу, чтобы нагреть металл, если он перестал стоять на месте.
- Вентилятор отсоединяется от муфты с помощью ряда болтов. Отвинтите их, затем совместите вентилятор с новой муфтой и закрепите его болтами. Затяните болты по схеме «звезда», чтобы обеспечить правильную посадку.
- Установите шкив на место и плотно закрепите его болтами. Вставьте вентилятор обратно в корпус вентилятора и совместите его со шкивом.
- Подсоедините муфту к приводу и затяните плоскогубцами. Сцепление будет самозатягиваться при вращении, но для начала рекомендуется надежно закрепить его.
- Установите поликлиновой ремень обратно, точно следуя схеме. Это также хорошее время для замены поликлинового ремня.
- Закрепите корпус вентилятора и переустановите впускной шланг и любые другие компоненты, которые вам пришлось снять, чтобы добраться до муфты.
Часто задаваемые вопросы
Насколько жестким должен быть вентилятор сцепления?
Вы найдете много противоречивых ответов на этот вопрос, и они различаются в первую очередь из-за различий в транспортных средствах. Для одних вентилятор не должен вращаться более 5 оборотов, для других — 3, а для третьих — вообще не должен вращаться.
Все зависит от вашего автомобиля, и вам не следует слишком беспокоиться о точном соблюдении этих стандартов. Если вентилятор такой жесткий, что вы вообще не можете его двигать, это нехорошо.
То же самое относится и к вентилятору, который вращается как бытовой вентилятор без какого-либо сопротивления. Что касается всего, что между ними – считайте это приемлемым.
При какой температуре срабатывает муфта вентилятора?
Биметаллическая пружина настроена на расширение примерно при 170°F и снижение температуры примерно на 20°F перед расцеплением. Вентилятор не должен работать все время и не должен оставаться неподвижным, когда указатель температуры на приборной панели начинает подниматься.
Может ли муфта вентилятора быть слишком тугой?
Не думаю, что можно перетянуть муфту вентилятора при установке. Две части соединяются друг с другом за счет контакта металл-металл, а муфта самозатягивающаяся, чтобы вентилятор не отключился.
Может ли муфта вентилятора вызывать перегрев?
Если вентилятор не включается, когда это необходимо системе, избыточная температура может привести к перегреву двигателя. Муфта вентилятора может сломаться в закрытом положении и не доставить вязкую жидкость к пластинам.
Без жидкостей пластины не могут создавать трение для перемещения муфты и вентилятора.
Что запускает вентилятор радиатора?
Вентилятор радиатора с муфтой включается автоматически, а это означает, что ему требуется только температура, достаточная для соединения с карданным валом и вращения. Вентилятор с электродвигателем получает информацию от ЭБУ и активируется, когда это необходимо.
Как починить неисправный вентилятор сцепления?
Вентилятор муфты соединен с муфтой рядом болтов. Проблема с доступом — теоретически можно было дотянуться до болтов, открутить вентилятор и установить на его место новый, не снимая блок вентилятора и муфты.
Тем не менее, вы, вероятно, будете ограничены в доступе, потому что радиатор находится в сантиметрах от корпуса вентилятора. Единственным жизнеспособным решением в этом случае является отсоединение муфты вентилятора, как описано выше.
Можно ли ездить без муфты вентилятора?
Вождение без муфты вентилятора означает, что вы фактически едете без вентилятора радиатора. Вентилятор делает больше, чем вы думаете, и является важной частью снижения температуры двигателя.
Вы можете ездить без муфты вентилятора в холодную погоду, особенно зимой, когда маловероятно, что температура двигателя превысит нормальную рабочую температуру. Не делайте этого в хорошую погоду, так как ваш автомобиль может перегреться.
Может ли из-за неисправного термостата не работать вентилятор?
Вентилятор радиатора с вязкостной муфтой не связан с термостатом и включается, когда температура в моторном отсеке становится достаточно высокой для срабатывания муфты.
Вентилятор, работающий от электродвигателя, зависит от информации от ЭБУ, поэтому, если ЭБУ получает ложную информацию от термостата, это также может привести к тому, что вентилятор не сработает.
Должна ли включаться муфта вентилятора в холодном состоянии?
Вентилятор никогда не должен включаться в холодном состоянии.