Что такое CVT (коробка вариатор)?
Опубликовано
Как и любая коробка передач, вариатор или CVT необходим для передачи крутящего момента от двигателя автомобиля к колёсам. Отличие вариаторной КПП от остальных в том, что CVT это бесступенчатая трансмиссия, в которой нет большого количества барабанов с фрикционами и сложных планетарных механизмов.
Не хотите читать? Посмотрите видео об устройстве и принципе работы трансмиссии CVT. Посмотреть видео.
Как устроен вариатор?
Чтобы не отставать от других типов трансмиссий, быть конкурентоспособными и соответствовать требованиям рынка, современные вариаторы оснащены большим количеством электронных элементов, благодаря которым достигается наиболее точное управление, комфорт от езды и экономия топлива.
Конечно же, это не все, ведь на одной электронике далеко не уедешь 🙂
Коробка CVT состоит
из 3-х основных элементов
- Ведущий шкив.
- Ведомый шкив.
- Металлический ремень скрепления трапециевидной формы.
Устройство вариатора
Как видно на фото, шкивы расположены друг напротив друга соосно и соединены между собой ремнем. Конусы вариатора имеют сдвигаемые части — «блины».
Как работает вариатор?
Когда входящий шкив раздвигается, ремень совершает движение по пути малого диаметра, опираясь гранями по его поверхности. На практике это соответствует 5-6 передаче. А вот если ситуация противоположная, и конус сдвинут, то используется 1 передача.
Принцип работы вариатора — плавная передача момента посредством изменения передаточного отношения конусов связанных тянущим ремнем или толкающей цепью.
Еще одна особенность работы трансмиссии в том, что передача крутящего момента двигателя на колеса происходит с помощью кинетической силы механизмов, а не с помощью давления масла.
Ресурс вариатора
Дело в том, что использование ременного трапециевидного захвата двух шкивов подразумевает его регулярную сервисную замену. Если вовремя менять масло и проводить адаптацию вариатора, то ресурс ремня составит порядком 120-160 тысяч километров.
По истечению ресурса ремня, дальнейшая эксплуатация автомобиля чревата деформацией и разрывом этого компонента, что может привести к аварийным последствиям и дорогостоящему ремонту. Не затягивайте с диагностикой КПП!
Запишитесь на диагностику CVT: +375 /29/ 687-14-15
+ Преимущества (плюсы) вариатора
- Автомобиль быстрее разгоняется (в сравнении с другими «коробками»).
- Высокие показатели КПД (на 5-10% выше чем у остальных).
- Уменьшение расхода топлива в автомобиле (в сравнении с МКПП и АКПП).
- Мягкое и плавное переключение скоростей.
— Недостатки (минусы) вариатора
- Дорогой ремонт (как механической, так и электрической части).
Несмотря на несложное устройство механизма, в ремонте вариатора есть много «подводных камней» и особенностей, поэтому обслуживать этот тип АКПП должен компетентный и опытный специалист. - Невысокий ресурс работы ремня.
- Использование дорогостоящего масла определенного типа для обслуживания CVT. Достойные варианты приходиться тщательно выбирать среди большого количества производителей, т.к. не все они хороши.
* Из-за специфики своей конструкции производители сами выпускают специальное масло (а точнее — жидкость), строго необходимое для обслуживания вариаторной коробки передач.
Видео: устройство и принцип работы вариатора
Опубликовано в рубрике БлогВариатор — принцип работы и как им пользоваться.
Вариатор представляет собой узел в машине или агрегат с внешним управлением, изменяющий передаточное число в автоматическом режиме, выбирающий оптимальное значение в соответствии с нагрузкой и оборотами двигателя. Вследствие этого мощность двигателя используется максимально эффективно. В технике разновидности подобных конструкций встречаются часто, в автомобилях используются два вида: клиноременные и тороидные.
Клиноременные вариаторы известны давно. Главными деталями вариаторной коробки передач этого типа являются раздвижные шкивы, соединенные между собой ремнем, сечение которого имеет трапецеидальную форму. Когда половинки шкива сдвигаются, ремень выталкивается наружу, при этом радиус шкива увеличивается, вследствие чего происходит увеличение и передаточного отношения. Если половины ведомого шкива раздвигаются, ремень проваливается вовнутрь и работает по меньшему радиусу, что приводит к уменьшению передаточного отношения. Передача будет прямой, если оба шкива находятся в промежуточном положении.
Разные компании разработали свои разновидности клиноременных вариаторов. К примеру, на Audi в трансмиссии Multitronic используются цепи, а не ремни, а в Honda ремень изготавливается из металлических пластин. Принцип работы вариатора в любом случае не меняется. Диски шкивов управляются электронными системами из блока управления, сервоприводов и датчиков.
Клиновидным вариатор называется по форме ремня, разрез которого имеет трапециевидную форму, боковыми поверхностями, вклинивающуюся в шкив . Ведущий шкив устроен так, что под влиянием центробежных сил его щеки сжимаются, выталкивая ремень от центра шкива. Тем временем ведомый шкив разжимается, а ремень перемещается все ближе к его центру. При увеличении оборотов двигателя увеличивается сжатие ведущего шкива и тем сильнее разжимается ведомый, меняя передаточное число.
В конструкцию тороидного вариатора входят соосные диски и ролики для передачи момента от диска к диску. Передаточное число изменяется благодаря изменению положения роликов и их радиусов, по которым обкатываются диски. Усилие приходится на пятно контакта, поэтому, чтобы повернуть ролики применяются особые устройства для преодоления силы прижатия ролика к диску.
К примеру, в вариаторе Extroid компании Ниссан используется система с прецизионным гидравлическим механизмом с электронным управлением, перемещающая на микроскопическую величину обоймы с роликами, после чего ролик поворачивается сам по причине сдвига относительно оси дисков.
Благодаря развитию электроники, вариаторы совершенствуются и получают широкое распространение на автотранспорте. Слабым местом все еще остаются ремни и пятно контакта диска с роликом, которые пока еще не могут выдерживать больших нагрузок и работать с мощными двигателями. На данный момент для клиноременного вариатора рекордом является 220 л.с. и 300 Нм. Audi A6 с трансмиссией Multitronic, и трехлитровый двигатель Nissan Gloria и Cedric с Extroid на 240 л.с. и 310 Нм. – для тороидного.
Если сравнивать вариаторную коробку передач с автоматической коробкой передач, он является более совершенным, у него улучшенная динамика разгона, более низкий расход топлива и плавная езда. По мнению специалистов, в перспективе они потеснят и заменят обычные «автоматы» и «механику».
Как пользоваться вариатором
От автоматической коробки передач вариатор отличается тем, что в нем отсутствуют фиксированные передачи. Изменение передаточного числа будет происходить в зависимости от того, какая программа управления будет выбрана.
Нажимая педаль газа до упора, вы выводите мотор на высокие обороты, оставаясь на них на протяжении всего разгона. Звуки двигателя при этом напоминают вой. Автомобиль быстро разгоняется, а вы не тратите время на переключение ступеней вариатора. Можно применить такие настройки вариатора, при которых разгон при увеличении скорости будет таким же как и при использовании коробки передач, то есть увеличение оборотов мотора будет постепенным.
На некоторых автомобилях подбирается режим с несколькими «виртуальными передачами», которые задаются электроникой. При этом происходит резкое перескакивание устройства как у автоматической коробки переключения скоростей. В этом случае передачи переключаются по желанию водителя как в АКП с последовательным ручным режимом.
Режимы работы вариатора включают В-драйв, S-спорт, Е-эконом, а также позицию L, предполагающую тяжелые условия эксплуатации. Торможение в положении L очень эффективно, двигатель работает на предельной мощности. Данный режим применяют при движении с прицепом, на крутых подъемах и в условиях бездорожья.
Другие похожие статьи:
Вариатор, устройство и принцип работы. Какие бывают вариаторы. Виды вариаторов и их устройство
Если говорить о технических характеристиках автомобиля, то можно услышать такое понятие, как бесступенчатый вариатор. Однако для большинства водителей такое слово является чем-то новым и загадочным. Что же, попробуем выяснить, что такое вариатор и какую роль он выполняет в автомобиле.
Устройство вариатора, типы вариаторов
Примерно во второй половине ХХ века появились первые автомобили с вариатором. Изначально ими занимались инженеры из компании DAF, они добавляли их в конструкцию своих легковых и грузовых автомобилей. После этого производители автомобилей «Вольво» переняли этот тип трансмиссии и стали оснащать свои автомобили.
В принципе вариатор это та же АКПП. Да и внешне невозможно отличить, какой тип устройства установлен на транспортном средстве – вариатор или коробка-автомат. Это связано с тем, что визуально на автомобилях с вариатором установлены такие две педали и коробка передач. Но транспортное средство, имеющее в своем арсенале такое устройство, работает немного по-другому.
Если говорить конкретно, то на автомобилях с вариатором фиксированных передач нет и они переключаются очень плавно и практически незаметно, поэтому такое устройство часто называют бесступенчатой коробкой. К тому же отсутствуют толчки, которые обычно ощущаются, когда машина поднимается с места. Также с помощью вариатора происходит незаметное и непрерывное изменение инвертора при разгоне или разгоне автомобиля.
Если после выше прочитанной информации вы задались вопросом какую коробку лучше выбрать — «автомат» или вариатор, то ответ на этот вопрос неоднозначен. Разберем виды вариаторов, принципы их работы и посмотрим, какими преимуществами они обладают. На сегодняшний день наиболее распространенными и популярными вариаторами можно назвать тороидальные, гидростатические, цепные и клиноременные вариаторы, имеющие шкивы переменного диаметра.
Клинорем вариатор и его устройство
Клиноременный вариатор самый известный, но начать предлагаю с него. Оснащается ведомой или клиновидной планкой и шкивом. Коробка такого типа не бесступенчатая, и ее работа зависит от количества оборотов устройства. Например, если вы подниметесь под гору, автоматически возрастет нагрузка на заднее колесо, однако PE не изменится. Большинство специалистов считают такой параметр недостатком клиноременного вариатора.
Ремни этого типа называются клиновидными из-за того, что они в разрезе имеют форму трапеции и заделываются в шкив боковыми частями. При надевании этих боковин ремень способен еще глубже входить в шкив, что делает сцепку максимально качественной.
На клиноременном вариаторе передаточное число изменяется за счет совместной работы ведущего и ведомого шкивов. Если говорить другими словами, то элементы ведущего шкива, вращаемые коленчатым валом, пластичны и плавно сжимаются, тем самым отодвигая ремень дальше от центра. При такой процедуре ведомый шкив способен прожиматься и ремень, плавно утопая в нем, приближается к центру. Поэтому передаточное число варьируется от коленчатого вала и головки к заднему колесу.
Ведущий и ведомый шкив отличается тем, что на первом вместо роликов установлена пружина.
Что касается принципа действия вариатора клиноременного типа, то его также можно объяснить методом двух однотипных карандашей. Для этого нужно поставить их на стол параллельно друг другу. Далее следует стянуть их резинкой, а затем скрутить одну из них. Несомненно, второй предмет начнет крутиться одновременно с ним и, что интересно, с той же скоростью. Однако если у карандашей диаметр сечения будет другим, то ситуация больше не повторится.
Карандаши разного диаметра все равно будут вращаться, но немного иначе. Пока карандаш большого сечения сделает один оборот, тот, что меньшего, успеет сделать два.
Принцип действия аналогичен карандашам, имеют различные варианты исполнения. Однако, как уже было сказано выше, клиноремные типы устройств имеют два шкива, которые выполнены в виде конусов, из-за чего вариатор все время меняет диаметр карандашей. Обычно шкивы обращены друг к другу своими концами, а ремень зажимается между ними.
При относительном взаимном движении шкивы очень похожи на карандаши, которые все время меняют свой диаметр. Эти шкивы часто оснащены гидравлической системой, хотя иногда подключается сервопривод. В результате половинки обоих шкивов синхронно движутся и смещаются. В том случае, если один расположен на приводном валу, идущем от двигателя, а второй на приводном, идущем к колесам, смена ПК будет происходить гораздо шире.
Кроме того, в вариаторах этого типа иногда предусмотрено устройство, отвечающее за изменение направления вращения вала при включении задней передачи.
Ремень вариатора и его конструкция
Кстати, на таком вариаторе очень необычный ремень. Он сделан из смеси ткани и резины и совсем не похож на ремни, вращающие разнообразные генераторы или другое навесное оборудование. Ведь обычный ремень не выдержал тысячи километров.
Ремнив вариаторах имеют довольно сложную конструкцию. Как правило, это стальная лента, покрытая железными элементами. На наборе этих стальных тросов в поперечнике много тонких пластин, которые по форме напоминают трапецию. Края этих лент соприкасаются со шкивами. Именно благодаря такой системе был изобретен толкающий ремень, который обеими половинками передает мощность от одного шкива к другому.
Тороидальный вариатор, устройство и принцип
Этот вариатор вместо шкивов и ремней оснащен роликами и колесами. Такая система немного другая, но, по сути, все ее элементы выполняют точно такие же функции, что и вариатор клиноремного типа, и тоже дают один результат – постоянное изменение передачи.
Работает тороидальный вариатор по следующей схеме. Один диск связан с двигателем, а второй — с карданным валом. Первый диск является ведущим валом, а другой — ведомым. Между дисками (а не ремнем) находятся ролики и колеса, передающие мощность друг другу.
Колеса вращаются вокруг двух валов — горизонтального и вертикального. В результате колеса соприкасаются с дисками в самых разных областях. При соприкосновении колес у центра с ведущим диском они соприкасаются у обода с ведомым, это увеличивает крутящий момент и снижает скорость. Это называется высокой передачей или овердрайвом.
Гидростатический вариатор, устройство и принцип
Оба вышеописанных типа вариаторов, управляемые радиусом точек, которые соприкасаются между двумя вращающимися объектами. Однако гидростатический вариатор отличается совсем другим принципом работы, а именно использованием насосов переменного объема. А движение здесь обеспечивает гидростатический насос.
Как ремонтировать вариаторы, советы специалистов
Ремонт вариаторов а также АКПП. При нарушении правил их эксплуатации они тоже выходят из строя, поэтому пренебрегать не стоит. Специалисты советуют проводить диагностику вариаторов не реже одного раза в год. Если вы слышите странные толчки или шумы в коробке, не стоит откладывать, нужно проводить диагностику в специальном центре. В противном случае дорогостоящего ремонта явно не избежать.
Что интересно, с каждым днем автомобили с вариаторами становятся все более распространенными и востребованными, хотя цена на них совсем другая.
Что касается ремонта ремня, то каждый автолюбитель вполне может провести его самостоятельно, так как ничего сложного в этом нет.
Комплект учебно-механической модели «Вариатор» – UGEARS Canada
В настоящее время мы не осуществляем доставку за пределы Канады.
Для заказов на сумму более 49,90 канадских долларов действует бесплатная доставка по стране. Стоимость доставки 9,90 канадских долларов применяется к заказам на сумму менее 49,89 канадских долларов. Стоимость приоритетной доставки составляет 19,50 канадских долларов.
Обработка занимает один рабочий день, поэтому обычно доставка занимает от 2 до 5 рабочих дней при стандартной доставке и 1-3 рабочих дня при приоритетной доставке, в зависимости от вашего местоположения. Заказы не отправляются и не доставляются в выходные дни. Если будет значительная задержка в доставке вашего заказа, мы свяжемся с вами по электронной почте или телефону.
Пожалуйста, дважды проверьте свой платежный адрес и адрес доставки при размещении заказа, так как мы не можем перенаправить посылки.
После того, как вы разместили заказ, у вас есть 30 минут, чтобы отменить его, если вы передумаете или допустите ошибку.
Самовывоз
К сожалению, в данный момент эта опция недоступна.
Предзаказ/предзаказ
Товары, указанные как предварительно заказанные или ранее заказанные, по-прежнему доступны для покупки, и мы отправим их вам, как только они будут в наличии. Мы будем на связи, чтобы держать вас
ПОЛИТИКА ВОЗВРАТА В ТЕЧЕНИЕ 30 ДНЕЙВ Remarkable Gifts LLC (UGEARS Canada) мы поддерживаем каждую из наших моделей и гарантируем вашу покупку с помощью нашей политики возврата в течение 30 дней. Если вы не полностью удовлетворены своим товаром, просто верните его для полного возврата/возврата.
Предметы можно вернуть в течение 30 дней после даты покупки либо для полного возмещения первоначальной покупки предмета, либо для обмена на товар равной стоимости.
Товары, возвращенные по истечении 30 дней с даты первоначального получения, не подлежат возврату/обмену.
Расходы по доставке и обработке не включены в сумму возмещения.
Возврату подлежат только неиспользованные предметы в оригинальной невскрытой упаковке.
Все возвраты должны включать оригинал чека или подтверждение покупки.
УПАКОВКА ВОЗВРАТА
Пожалуйста, упакуйте возвращаемый товар вместе со всеми оригинальными сопроводительными материалами, которые были отправлены вместе с товаром, в надежно запечатанную транспортировочную коробку. Отправьте все возвращаемые товары вместе с квитанциями/подтверждением покупки по адресу:
Remarkable Gifts LLC, 3100 Caravelle Dr, Mississauga, Ontario, L4V 1K9, Канада.
ПРОЦЕСС ВОЗВРАТА
Мы проверим ваш возвращенный товар и примем решение о возможности возврата в течение 2-4 рабочих дней.
После того, как товар будет принят к возврату, Remarkable Gifts LLC выполнит полный возврат средств, обмен или кредит в течение 10–20 рабочих дней.
После начала обработки возврата заказа его можно отменить в течение 1 рабочего дня с даты первоначальной обработки. По истечении этого времени заказ не может быть отменен. Тем не менее, он все еще может быть возвращен в течение 30-дневного периода возврата для возмещения, кредита или обмена.
Пожалуйста, имейте в виду, что ООО «Ремаркабл Гифтс» не несет ответственности за утерю/повреждение отправленных товаров в процессе возврата.
В случае, если вы получили поврежденный или неправильный продукт, мы оплачиваем стоимость обратной доставки.
Компания Remarkable Gifts LLC постоянно изобретает и переосмысливает наши модели. Если у вас есть отзывы, которыми вы хотели бы поделиться с нами, напишите нам по адресу [email protected] и поделитесь своими мыслями! Мы ценим ваши предложения и благодарны за обратную связь. Ваше мнение важно, когда мы пересматриваем наши существующие модели и разрабатываем новые.
ВОЗВРАТ (ЕСЛИ ПРИМЕНИМО)
Мы сообщим вам, когда получим возвращенный товар. Пожалуйста, подождите 2-4 рабочих дня, пока мы проверяем возвращенный товар и принимаем решение, имеет ли товар право на полный возврат/замену.
После одобрения вам будет выдан возврат и возмещен первоначальным способом оплаты. Возврат и обмен не включает стоимость упаковки или доставки.
ЗАДЕРЖКА/ОТСУТСТВИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ (ЕСЛИ ПРИМЕНИМО)
Если возврат средств не был произведен в течение указанного количества дней, проверьте свой платежный счет. Если возмещение не было применено к вашему платежному счету, обратитесь в свой банк, так как может потребоваться дополнительное время, чтобы возврат средств отразился на вашем счете.