существующие виды и способы их измерения
Начнем с азов. Любая жидкость в данном случае масло, применяемая в сложных механизмах, имеет свою вязкость. Оставим в покое химию, хотя она, безусловно, делает смазку именно тем продуктом, за который мы платим деньги.
Рассмотрим одно из важнейших физических свойств — вязкость масла. Несмотря на то, что параметр непосредственно зависит от химического состава, это чистая физика. Вязкость напрямую зависит от температуры масла и от давления.
Демонстрация текучести масла на компараторе вязкости
Оба этих фактора регулируются системами двигателя:
- охлаждения;
- вентиляции картера.
Абсолютное значение – динамическая вязкость. Более гибкая величина (зависит от нескольких факторов) – кинематическая. По традиционной системе СГС (сантиметр-грамм-секунда), измеряется вязкость в пуазах (динамика) и стоксах (кинематика). Существуют и другие единицы измерения.
Что такое вязкость масла?
Это достаточно сложное понятие. С теоретической точки зрения – это сопротивление течению жидкости (антипод текучести). С точки зрения практической физики – сопротивление формируется силой трения между частицами, из которых состоит масло.
Демонстрация зависимости вязкости масла от температуры
В первую очередь, от вязкости зависят смазывающие свойства моторного масла. Благодаря правильному балансу, смазка равномерно распределяется и удерживается на поверхности деталей. Снижается трение, механизмы меньше изнашиваются, на их движение тратится меньше энергии. Побочный эффект – экономия топлива.
Поскольку вязкость масла зависит от температуры и давления, необходимо придать химическому составу такие характеристики, которые позволят моторному маслу сохранять параметры при любых условиях эксплуатации.
Нельзя допускать, чтобы в пределах рабочей температуры двигателя, свойства технических жидкостей менялись. Для уточнения этого параметра, рядом с числовым значением вязкости так или иначе указывается условие, при котором производится измерение. Это информация для лаборантов. а не покупателей смазки.
Кстати
Автопроизводители выставляют совершенно конкретные требования изготовителям смазочных материалов, особенно в плане вязкости. Поэтому, при подборе моторного масла, следует обращать внимание именно на этот параметр.
При использовании моторного масла с нарушениями заводских рекомендаций, вязкость либо не будет соответствовать температурным условиям, либо ее значение будет непредсказуемо меняться.
Это может привести к следующим неприятностям:
- Смазка загустеет и затруднится её перемещение по масляным каналам;
- Толщина рабочей пленки не будет соответствовать требованиям мотористов-изготовителей;
- Масло не удержится в рабочей зоне, металл останется «голым».
В результате возникнет масляное голодание, и эффект сухого трения. Детали будут перегреваться и ускоренно изнашиваться, что неминуемо приведет к поломке двигателя.
Последствия масляного голодания двигателя
Кинематическая, динамическая и относительная вязкость моторного масла
Базовый (абсолютный) параметр – это динамическая вязкость масла. Если нанести на поверхность с тарированной гладкостью, масляное пятно площадью 1 см², то для движения его со скоростью 1 см/с потребуется определенное усилие. По отношению этой силы к площади пятня – определяется динамическая вязкость. Эту величину обычно рассчитывают под различные значения температуры. Измеряется в миллипаскалях, разделенных на время в секундах: мПа/с.
Кинематическая вязкость масла связана с его плотностью, и непосредственно зависит от температуры механизма, в котором применяется смазка. Поскольку сертификационные измерения производятся в диапазоне рабочих температур двигателя (от +40°С до + 100°С), это и есть главный эксплуатационный показатель моторного масла. Максимальное допустимое значение температуры: + 150°С.
Параметр непосредственно связан со значением динамической вязкости, и представляет собой её соотношение к плотности жидкости. Разумеется, измерение проводится в одинаковых температурных условиях для абсолютной вязкости и плотности. Единица измерения – квадратный метр за секунду: м²/с.
Демонстрация относительной вязкости
Относительная вязкость моторного масла – это число, определяющее разность превышения над вязкостью дистиллированной воды. Оба измерения также производятся при одинаковой температуре: +20°С. Единица измерения вязкости масла – градус Энглера (E°). Этот способ измерения вспомогательный, на его основе не определяется маркировка моторного масла. Но без этой процедуры (результаты обязательно отражаются в протоколах) невозможно получить заводской допуск для конкретной марки автомобилей.
Международный стандарт вязкости масел и виды смазок
Разумеется, маркировка на емкостях со смазочными материалами, не подразумевает наличие формул и единиц измерения из учебника физики. Обозначение упрощенное и формализованное.
Типовые значения степеней вязкости по SAE приняты давно, между всеми производителями смазочных материалов и автомобильными концернами достигнуты соглашения. Стандарт действует на всех континентах, его можно найти на упаковке любого бренда.
Способ определения вязкости нефтепродуктов — видео
Методика определения вязкости постоянно совершенствуется. Сегодня применяется редакция SAE J300, по которой все смазочные материалы (для моторов) подразделяются на 11 групп (классов). При этом, предыдущие редакции имеют обратную совместимость с новыми.
Классификация по сезонам применения:
- Для зимней эксплуатации применяется маркировка определения низкотемпературной вязкости W: (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
- Летние моторные масла обозначаются так: (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60).
Поскольку нахождение автомобилей в строго определенных условиях встречается не часто, в основном применяются так называемые всесезонные моторные масла (могут быть минеральными, синтетическими, или полусинтетическими). В зависимости от условий эксплуатации, применяется комбинированная маркировка: SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и пр.
Примерный перечень зависимости классификации от температуры показан в таблице:
Для нормальной работы двигателя, кинематическая вязкость моторного масла определяется двумя значениями. Первая цифра означает принадлежность к условиям зимней эксплуатации двигателя.
Правильно подобранная смазка должна обеспечить холодный запуск движка при заданной температуре. То есть, те самые показатели скорости течения масла, которые определяются в лабораториях при различных температурах, применяются на практике. Если залить жидкость с неправильным значением по SAE, коленчатый вал может просто не провернуться при вполне нормальной температуре -25°С.
Если же показатель вязкости для летней эксплуатации (вторая цифра) не будет соответствовать температуре окружающей среды, масляное пятно не удержится в зоне контакта движущихся деталей, и мы получим эффект «сухого трения».
А в самом критическом случае – смазка может дойти до точки кипения. Тогда характеристики быстро деградируют, и вместо технологичной технической жидкости в картере будет смесь отдельных фракций. Тут и до капитального ремонта недалеко.Методики измерения кинетической вязкости масла
- Низкотемпературная вязкость – способность прокачиваться через систему маслопроводов после запуска двигателя. Определяется по универсальным (для всех участников SAE классификации) методике ASTM D 4684 и ASTM D 5293. В стендовых условиях имитируется холодный пуск мотора и прогон технической жидкости по тарированным трубкам. Можно использовать ротационный вискозиметр, но в нем не учитываются силы поверхностного натяжения. При этом определяется минимально возможная температура, при которой сохраняются заявленные показатели вязкости. Кроме того, проверяется способность жидкости уверенно проходить через масляный фильтр. Силы давления насоса вполне достаточно, чтобы порвать загустевшим маслом мембрану. Методика проверки принята стандартом GM 9099 P.
- Высокотемпературная вязкость оценивается на образцах из той-же партии. Кинематические характеристики проверяются с помощью капиллярного вискозиметра при типичной температуре прогретого двигателя: 100°С. Методика имеет название ASTM D 445. Затем жидкость прогревается до температуры 150°С. Это пиковые значения, когда масло касается раскаленной нижней части поршня. В этом диапазоне скорость сдвига (один из показателей кинематической вязкости) не должен выходить за установленный стандарт. Верхний предел оценивается по методике ASTM D 4683 или ASTM D 4741.
Существует еще оценка стабильности к сдвигу при одновременном воздействии температуры и механики. Проверка производится на специальной тарированной форсунке, в течение 10 симулированных рабочих часа.
Кроме того, для полного соответствия допуску, любой автопроизводитель может предложить собственный тест, который моделирует температурные и нагрузочные ситуации, характерные для конкретного двигателя.
И если производитель смазки хочет получить дополнительный сертификат, он вынужден проходить все испытания. Это влечет за собой определенные затраты, зато открывает дорогу к новым рынкам и потребителям.
Наиболее успешные тесты учитываются при выборе ОЕМ поставщика расходных материалов.
Заключение
При выборе смазки не обязательно помнить (или иметь под рукой) все перечисленные в материале формулы или методики. Достаточно прочитать на этикетке заводские данные вязкости по стандарту SAE, и найти в перечне допусков ваш автомобиль. Под этими комбинациями символов и цифр, скрываются многостраничные отчеты о проведенных испытаниях.
Как выбрать масло ориентируясь на его вязкость — видео
Идеальный вариант подбора масла – выяснить, с какой торговой маркой заключено ОЕМ соглашение на поставку расходных материалов у вашего автопроизводителя. В этом случае вы точно будете уверены, что кинематическая вязкость моторного масла соответствует вашему мотору.
prosmazku.ru
таблица температур, что означает, как измеряется
Неопытные автолюбители сталкиваются с определением – вязкость масла. Она указывает на текучесть лубриканта в эксплуатационной среде. К примеру, как поведет себя формула при критических перепадах температур. В 2019 году существует более 10 классов жидкостей, относящихся к определенным условиям работы.
Чтобы пользователь мог понять, к какому типу относится продукт, изготовители наносят на этикетки индекс SAE. Аббревиатура означает – американский институт нефти, и актуальна на пяти континентах.
Для автомобилей применимы две категории:
Принципиальная разница в том, что первая относится к моторным, а вторая к трансмиссионным смазкам.
От чего зависит вязкость масла
Степень густоты продукта напрямую зависит от внедренных технологий и присадок во время компоновки формулы. Однако ключевыми принято считать такие факторы.
Основа.
Существует три разновидности базовых групп масел. Все отличаются по изначальной густоте.
- Минеральная – изготавливается путем перегонки сернистых пород нефти и преимущественно используется летом. В холодное время года быстро кристаллизуется, что делает ее эксплуатацию невозможной.
- Полусинтетика – более современная технология. Популярными представителями являются гидрокрекинговые масла. Степень вязкости здесь допускает применение зимой, однако защита от перепадов температуры недостаточна.
- Синтетика – передовая технология, показывающая новый технологический уровень, где внедрена процедура расщепления молекул природного газа или рапсовых соков, для получения сложных углеводородов. Эти автомасла выделяются повышенной текучестью и стойкостью к суровым климатическим условиям.
Присадки.
Дополнительные включения в современных смазках в 80% имеют ключевое значение. Депрессорные компоненты стабилизируют поведение смеси во время перепадов температур, однако зависимость индекса вязкости от них мала.
Густота лубриканта зависит от комплекса технологических решений и подбора компонентов формулы.
Маркировка вязкости масла
На канистре любого автомасла всегда находится маркировка спецификации SAE. Отличить к какой категории относится продукт, можно по самому индексу.
Моторные смазки имеют повышенную текучесть относительно трансмиссионных и делятся на три категории:
- зимние;
- летние;
- всесезонные.
Для каждой группы характерна своя аббревиатура.
- Жидкость для холодного времени года имеет две части кода – цифра от 0 до 25, вторая часть, буква «W» — говорит о принадлежности смеси к зимней группе.
- Летние смеси также имеют аналогичный индекс, однако значения здесь перевернуты задом на перед – сначала «W», затем цифры от 20 до 60.
- Всесезонная группа представлена составным кодом из трех частей. Для примера самая популярная в России вязкость – 5W40.
Аналогичное разделение присутствует и для трансмиссионных масел. Однако здесь, ввиду увеличенной густоты актуальны показатели типа 75W80, 80W90.
Далее разберемся в чем отличие маркировок, и на что они влияют.
На что влияет вязкость масла
В современном автомобиле эксплуатационные свойства масла влияют на два ключевых фактора.
- Возможность холодного пуска силовой установки при критическом морозе.
- Достаточна прочность защитной пленки во время перегрева, для создания необходимого смазочного слоя.
Инженеры в угоду пользователям и автоконцернам, создают смазки с минимальной низкотемпературной и предельной высокотемпературной вязкостью.
Косвенно, правильно подобранная густота сказывается на расходе топлива, продолжительности эксплуатации двигателя без необходимости ремонта, а также его стабильную работу при перегрузках.
Наглядно понять принцип действия можно на примере нового кроссовера Лада Веста. С завода здесь заливают лубрикант типа 5W30, исправно функционирующий в диапазоне от -25 до +30 °С. Если t° за бортом опускается ниже предела, запустить ДВС после простоя будет сложно или невозможно. Также и при эксплуатации в гоночных режимах, диапазоне свыше +35°С защитная пленка разрушится (масло стекает с деталей как вода) и возникнет эффект сухого трения поверхностей, что чревато негативными последствиями.
Что такое динамическая вязкость моторного масла
Это показатель, измеренный при помощи ротационного вискозиметра. Прибор имитирует реальные условия работы моторного масла в двигателе с учетом давления внутри магистралей и температуре +150 градусов Цельсия. Конструкций агрегатов в 2019 году существует более 50, но суть процедуры одинакова:
- имеется сосуд, заполненный маслом;
- внутри колбы присутствует дополнительный цилиндр, зазор между их стенками составляет от 1 до 3 мм;
- внутренняя часть прибора начинает вращаться и лубрикант создает сопротивление;
- компьютер измеряет усилие, необходимое для проворачивания и передает данные на индикационную панель.
Манипуляции позволяют понять, каким образом отреагирует лубрикант на динамические колебания температур и нагрузки. При этом, рекомендуемая величина для каждого двигателя своя.
На фото стандартный ротационный вискозиметр лабораторного типа.
Лучше больше или меньше
В современной промышленности бывает множество различных формул и модификаций автомасел. Для динамической вязкости лучший вариант – минимальный показатель. Это аргументировано снижением сопротивления внутри силового агрегата. Так при запуске двигателя зимой, лубрикант создает минимальное препятствие для прокручивания коленчатого вала, что способствует облегчению старта. При увеличении индекса происходит обратное, и масло мешает валам вращаться.
Кинематическая вязкость моторного масла
Показатель измеряется при помощи капиллярного вискозиметра в нормальных условиях при температуре +40/100 градусов Цельсия.
Суть процедуры такая:
- колба с калибровочным отверстием заполняется жидкостью и разогревается до установленного предела;
- затем измеряется время, за которое смесь вытекает из емкости самотеком.
Кинематическая вязкость не дает определения хорошее масло или плохое.
Коэффициент кинематической вязкости масла
Это сменный показатель, зависящий от фактической температуры самого масла. Точное определение звучит так. Коэффициент КВМ – это индекс, отражающий фактическую текучесть лубриканта при строго заданной температуре.
Какая лучше — выше или ниже
Сборный показатель измеряется при 40 и 100 градусах Цельсия и измеряется в сантистоксах (сСт), при этом густота жидкости существенно отличается. Кинематическая вязкость указывает на то, какой густоты будет лубрикант в указанных условиях и нормальном атмосферном давлении.
Определить какой показатель лучше, поможет сам автомобиль – конструкции ДВС отличаются и требуют использования разных смазок.
Самой высокой густотой обладает минеральное масло. При этом, оно имеет наибольшую кривую изменения плотности. Обратные показатели у синтетики, с понижением температуры, смесь минимально увеличивает вязкость, что положительно сказывается на прокачиваемости и возможности запуска холодной машины.
Однако существуют жесткие ограничения, стабильная густота не говорит о том, что искусственная продукция – это панацея. В некоторых случаях применение «минералки» более оправдано с технической стороны – существующие зазоры внутри силовой установки слишком большие и толщина защитной пленки будет недостаточна, что вызовет увеличенный расход на угар и износ системы. Эффект можно наблюдать на классических авто, где синтетика отказывается нормально работать.
В чем измеряется вязкость масла
Существуют общепринятые обозначения густоты моторного лубриканта. В Российской системе СИ принято две единицы измерения:
- Па*с – для динамической;
- м²/с – для кинематической вязкости.
Однако в некоторых инструкциях можно встретить другое обозначение, в сантистоксах (сСт). Индекс относится к стандартной шкале как:1 сСт = 0,000001 м²/с.
Как определяется вязкость моторного масла
Определение густоты автомасла – сложный процесс, требующий использования специальных приборов и наличия знаний. Отбросив все сложности, определить густоту лубриканта можно по типу базового компонента. Если масло применяется синтетическое, априори вязкость будет минимальна. В случае эксплуатации минералки, густота повышена.
При этом возможен и другой исход – к примеру, добавляя депрессоры в «природную» жидкость можно принудительно снизить ее плотность.
Принцип работает для подбора формул дизельного, бензинового и универсального типа.
График вязкости масла от температуры
Основополагающим фактором зависимости густоты лубриканта от температуры окружающей среды является индекс вязкости. Параметр указывает, как работает субстанция на холодную или горячую.
Показатели кинематической вязкости при 100 градусах Цельсия у каждого лубриканта индивидуальны. Также и при порогах +20, +40 °С. Наиболее точно можно увидеть изменения на графике.
Как видно из графика каждая основа по своему реагирует на морозы и жару. При этом на синтетике холодный пуск пройдет легче.
Присадка для повышения вязкости масла
В 2019 году на рынке присутствуют специальные стабилизаторы и сгустители автомасел. Продукты способны повысить густоту смазки без негативных последствий, либо нормализовать ее поведение при перепадах температур. Обычно к формулам прибегают автолюбители при чрезмерном износе ДВС, когда повышается угар лубриканта и идет усиленное выделение дыма. В этом случае чтобы не менять полностью всю порцию смазки, имеет смысл купить средство, повышающее ее естественные параметры.
Прозондировав отзывы покупателей можно выделить три популярные жидкости:
- XADO Oil Treatment Complex;
- HIGEAR Motor Medik;
- Carbonfox VI 80.
Однако, согласно рекомендациям специалистов не стоит излишне увлекаться подобной продукцией.
Как выбрать вязкость моторного масла
Для каждой конструкции мотора выбор смазки выполняется индивидуально. К примеру, для четырех и двухтактных ДВС, разница вязкости будет огромна. В системах смазки, требующих предварительного перемешивания лубриканта с бензином, добавленная жидкость должна быть предельно текучей, чтобы не нарушать физические свойства топлива. Там где применяется разновидность мокрого картера, наоборот необходима оптимальная густота, для покрытия подвижных частей прочной пленкой.
Подбор масла для двигателя осуществляется исходя из требований производителя автомобиля. Внутри руководства пользователя указывается, какая необходима основа, вязкость. Примерное сравнение можно привести на машинах Рено Логан с мотором Н4М, и Деу Лаос с ВАЗовским ДВС.
Когда в первом случае актуально заливать 5W30, во вторую машину можно подобрать 10W40.
На зиму
Если порцию лубриканта планируется эксплуатировать исключительно зимой, допускается лить жидкости, предназначенные только для холодного времени года.
Примечание! Точный выбор густоты выполняется согласно климатическим условиям. К примеру, для Лада Гранта, используемой в умеренных широтах можно брать лубриканты типа 5W, 10W, 15W.
Какой вязкости масло лучше заливать в двигатель летом
Аналогично осуществляется подбор для теплого времени года. Здесь нет разницы, какая машина обслуживается Киа Рио 3 или Шевроле Нива – выбор основывается исключительно на допусках завода и температуре окружающей среды.
Какую вязкость масла выбрать после 100 тысяч пробега
Когда пробег авто переваливает за 100000 км пробега, имеет смысл залить масло гуще, чем советует завод. Решение обосновано увеличением рабочих зазоров и необходимостью использования более плотных смесей.
Однако здесь учитываются индивидуальные особенности и ресурс ДВС. Для примера в Приору 16 клапанную, при таком пробеге уже можно повысить вязкость лубриканта на порядок (было 5W30 стало 10W40), а для силовых установок Митсубиси и Хонды изменения не требуются.
После 200 тысяч пробега
На старых машинах с большим пробегом типа ВАЗ 2107, а также иномарках, износ поршневой группы наблюдается более выражено. Здесь требуется лить смеси гуще на порядок или два. К примеру, в Ладу 2114 после 200000 км, отмотанных спидометром можно заливать лубриканты типа 15W40, когда для новой версии будет актуален индекс 5W30.
Что будет если долить масло другой вязкости в двигатель
Распространенный миф – при смешивании автомасел различной вязкости происходит обязательное пенообразование и выпадение осадка, это в корне не так. Если сделать все правильно, никаких негативных последствий не произойдет.
К примеру, во время передвижения по трассе произошла утечка лубриканта, требуется срочная доливка, а необходимой жидкости под рукой нет. Допускается частичное смешивание формул одного завода с соответствием допусков. Это обосновано использованием одинаковых базовых компонентов и присадок на предприятии. Таким образом, при доливке в картер смеси типа 5W30, где уже залито 10W40 того же бренда и основы, ничего страшного не произойдет.
Можно ли смешивать масла одинаковой вязкости
Здесь еще проще, при использовании одной основы и соблюдении допусков API, ACEA мешать жидкости можно вообще без чувствительных последствий.
Главным аргументом здесь является то, что при полной замене масла, в картере остается в среднем 10-12% отработки.
Как определить вязкость моторного масла по формуле
Определение вязкости лубриканта по стандартной формуле SAE не вызывает затруднений даже у начинающих автомобилистов. Для этого организация создала специальную таблицу, где уже все просчитано.
Расчет вязкости смеси масел
Процедура выполняется по стандартной схеме, где учитывается вязкость обоих компонентов и пропорция смеси. Для примера можно взять типичную ситуацию, в моторе залита смесь 0W30, при доливке было использовано 25% лубриканта 5W40, в картере образуется смесь 2W34. При обратном соотношении (3:1) получится примерно 4W38.
Как проверить вязкость масла в двигателе
Точно измерить вязкость лубриканта, уже залитого в силовую установку, в домашних условиях невозможно. Это аргументировано тем, что для выполнения работы потребуется лабораторное оборудование и специальные приспособления.
Однако имеется способ измерения с помощью эталонной пробы – методика подойдет, если после заливки в канистре осталось немного неиспользованной жидкости. Последовательность действий такова:
- слить с ДВС шприц смазки и взять аналогичное количество свежего продукта;
- подвесить вертикально воронку с отверстием 1-2 мм на конце и влить в нее эталонный образец;
- измерить количество упавших капель за определенный промежуток времени с помощью секундомера;
- повторить процедуру с отработкой;
- установить разницу показателей двух проб.
Измерение поможет установить, насколько выработалось масло, обычно при разнице более 25% — жидкость уже требуется менять.
Изменение вязкости масла от наработки
При выработке ресурса номинальная вязкость автомасла изменяется. Метаморфозы происходят в двух направлениях.
- Уплотнение субстанции при нормальной температуре. Вызывается появлением посторонних примесей, сажи в составе, что провоцирует сгущение лубриканта. Это особенно чувствуется во время заморозков – усложняется холодный пуск ДВС.
- Разжижение при нагреве. Включения серной кислоты и воды минимизируют высокотемпературную вязкость продукта, вызывая стекание защитной пленки и износ нагруженных частей.
Этим объясняется густота жидкости при сливе из картера и отсутствие необходимой защиты во время активной эксплуатации ДВС.
Нужно ли промывать двигатель при смене вязкости масла
Рекомендации заводов говорят о необходимости промывки при каждом переходе с одного типа лубриканта на другой. Это аргументируется тем, что для смесей, каждый изготовитель применяет уникальные формулы, способные вызвать непредвиденную реакцию при контакте. Однако факт нивелируется спецификациями ACEA и API. При получении сертификата жидкости проходят обязательное тестирование на совместимость. Иными словами, если синтетика одного бренда 0W30 меняется на аналог 5W30, промывку можно не делать, но и лишней она не будет.
rus-avtomir.ru
Индекс вязкости — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Индекс вязкости (ИВ) — это относительная величина, показывающая степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры в градусах Цельсия и определяющая пологость кривой кинематической вязкости от температуры.
Известна система Дина и Дэвиса оценки ИВ. За эталоны принимают два масла: одно с очень пологой характеристикой, а другое — с очень крутой. У первого масла степень изменения вязкости условно принимают за 100, у второго — за 0. Сравнивая характеристику зависимости кинематической вязкости от температуры исследуемого масла с кривыми изменения вязкости у эталонных масел расчетным путём по специальным формулам определяют ИВ. Необходимо иметь в виду, что чем выше значение ИВ, тем более пологая характеристика зависимости вязкости от температуры, другими словами чем выше численное значение индекса вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.
Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. Высокий индекс вязкости необходим для всесезонных масел и некоторых гидравлических масел (жидкостей). Индекс вязкости определяется (по стандартам ASTM D 2270, DIN ISO 2909) при помощи двух эталонных масел. Вязкость одного из них сильно зависит от температуры (индекс вязкости принимается равным нулю, VI=0), а вязкость другого мало зависит от температуры (индекс вязкости принимается равным 100 единиц, VI=100). При температуре 100°С вязкость обоих эталонных масел и исследуемого масла должна быть одинаковой. Шкала индекса вязкости получается делением разницы вязкостей эталонных масел при температуре 40°С на 100 равных частей. Индекс вязкости исследуемого масла находят по шкале после определения его вязкости при температуре 40°С, а если индекс вязкости превышает 100, его находят расчётным путём.
Индекс вязкости сильно зависит от молекулярной структуры соединений, составляющих базовые минеральные масла. Наивысший индекс вязкости бывает у парафиновых базовых масел (около 100), у нафтеновых масел – значительно меньший (30-60), а у ароматических масел – даже ниже нуля. При очистке масел их индекс вязкости, как правило, повышается, что в основном связано с удалением из масла ароматических соединений. Высоким индексом вязкости обладают масла гидрокрекинга. Гидрокрекинг является одним из основных методов получения масел с высоким индексом вязкости. Высокий индекс вязкости у синтетических базовых масел: у полиальфаолефинов – до 130, у полиалкиленгликолей – до 150, у сложных полиэфиров – около 150. Индекс вязкости масел можно повысить введением специальных присадок – полимерных загустителей.
ru.wikipedia.org
Стокс (единица измерения) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Стокс.Стокс (русское обозначение: Ст; международное: St) — единица кинематической вязкости, входящая в систему единиц СГС. Названа в честь Дж. Г. Стокса. В Российской Федерации стокс допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока с областью применения «промышленность»[1]. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) относит стокс к единицам измерения, «которые могут временно применяться до даты, установленной национальными предписаниями, но которые не должны вводиться, если они не используются»[2].
Один стокс равен кинематической вязкости, при которой динамическая вязкость среды плотностью 1 г/см³ равна 1 пз. Кинематическая вязкость равна отношению динамической вязкости к плотности среды и дает понятие о вязкости среды в определенных условиях — под действием силы тяжести. Это связано с методом измерения вязкости в капиллярном вискозиметре, когда измеряется время вытекания жидкости из калиброванной ёмкости через отверстие под действием силы тяжести.
В Международной системе единиц (СИ) единицей измерения вязкости служит м²/с: 1 Ст = см²/с = 10−4м²/с. На практике часто применяется в 100 раз меньшая единица — сантистокс (сСт, cSt): 1 сСт = 1 мм²/с = 10−6м²/с
Примерные вязкости некоторых веществ[править | править код]
Вещество | Вязкость, сСт | |
---|---|---|
Вода | 1,011 | |
Мазут топочный М-100 | при 80 °C | 118 |
при 100 °C | 50 | |
Дизельное топливо при 20 °C | 3—6 | |
Печное топливо при 20 °C | < 8 | |
Судовое топливо IFO-380 | при 50 °C | 380 |
при 100 °C | 35 |
ru.wikipedia.org
Как измерить вязкость моторного масла
Тема топкости обсуждалась в различной технической документации, и на то были свои причины. Вязкость масла является наиболее важным физическим свойством.
Смазочная жидкости
Вы должны суметь выбрать правильную вязкость масла во избежание пагубных последствий для вашего автомобиля. Существует sae (расшифровка: Society of Automotive Engineers):
- машинные масла и ISO;
- в сфере использования выступает как классификация смазок.
Что такое вязкость масла и почему люди должны знать о процессе ее измерения?
Класс топкости говорит о сфере использования продукта, для сравнения с тем, что написано в документах. Разная топкость масла, увеличенная или уменьшенная, говорит о переменах в продукте, из-за чего может испортиться устройство.
Показатель густоты смазочной жидкости
Классификация масла
Бывает 2 типа вязкости: динамическая и кинематическая.
Динамическая вязкость считается соотношением силы и скорости сдвига. На это влияет температура, прямые плоскости сдвигаются со скоростью единицы. Из-за того, что динамическая топкость жидкостей является несущественной величиной, то чаще применяют сантипуаз (расшифровка: сП, 10-3Н*с*м-2).
Динамическая топкость отыгрывает основную роль, когда отделяются особенности смазок низких температурных режимов. Она редко используется для анализа жидкости либо когда нужно вычислить класс топкости. Есть множество важных моментов, из-за которых специалистов по жидкостям волнует кинематическая вязкость.
Кинематическая вязкость является производной величиной, определить ее не составляет особых трудностей. Высчитывается она следующим образом: см2*с-1, в СИ 1Ст = 10-4м2*с-1. Либо же чаще говорят – сантистокс (расшифровка: мм2*с-1). Когда измеряется класс топкости, температура составляет 40 и 100 градусов.
Тестирование смазочных жидкостей
Всегда необходимо соблюдать температуру, при которой определяется топкость, поскольку перемены вязкости зависят именно от температурного режима.
Помимо этого, когда градус поднимается, у всех продуктов вязкость снижается по-разному. Смотря, какой класс масла выбрать. Таким образом, появилось обозначение индекса топкости (расшифровка: VI).
Индекс вязкости — это величина, не имеющая конкретного размера. Обозначает перемены вязкости исходя от перепадов температурных режимов. Обыкновенное летнее моторное масло, к примеру, sae 30 насчитывает VI порядка 95, в то время как всесезонное моторное масло 15W-40 составит VI 135.
Что за средство для удаление царапин?Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства «жидкое стекло», и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.
Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.
Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.
Прочитать…
В системе вязкости sae, наивысшее sae будет иметь самая высокая топкость. Имеется в виду, что продукт, у которого вязкость sae 15W-40 соответствует sae 15 в холодном виде и sae 40 в теплом. Цифры 15 и 40 – оптимальные. Инициалы «W» означают Winter (Зима).
VI жидкости можно увеличить совершенно разными способами. VII — улучшители индекса топкости выглядят, словно продолговатые ленты органических полимеров, осторожно сворачивающиеся в холодный период. Но когда температура поднимается, полимеры «разворачиваются», чем делают процесс уменьшения вязкости более медленным.
Минеральная смазочная жидкость
Минеральное моторное масло глубокой очистки насчитывает высокий VI. Это так потому, что очистка ликвидирует все составляющие нефти с низким VI. В итоге синтетические смазочные компоненты бывают химически сделаны таким образом, дабы вязкость была максимально высокой.
По индексу топкости просматривается, как измеряется кинематическая вязкость при 2 температурах, обычно это цифры 40°C и 1000C. Вязкость определяется благодаря кинематическому вискозиметру.
Бывают единицы измерения кинематической топкости, применяющиеся меньше всего. Секунды Сейболта пользовались большой популярностью в Америке. Базировались на времени, которое было необходимо, чтобы 60 мл жидкости могли нормально пройти сквозь специальный калиброванный промежуток. Связаны с SUS и Furol Секунды Сейболта. По сути дела, это то же самое, что и обычные измерения, но используется с более вязкими жидкостями.
Секунды Рэдвуда применялись в Великобритании, способ базируется на времени, которое уходит на поток 50мл через вискозиметр. Эти цифры считаются стандартными при переливе жидкости. Бывают единицы переведения итогов измерения от одного процесса ко второму, но при этом температурный режим должен быть стабильным.
Тест-сравнение смазочных жидкостей для двигателя
По каким причинам снижается вязкость масла?
Классификация топкости масла sae снижается намного реже, нежели повышается. Это так, поскольку масло более предрасположено к возрастанию вязкости.
Моторное масло может подвергаться так званому термическому крекингу и это конкретная ситуация для масел теплоносителей. Термический крекинг являет собой противоположность полимеризации, несмотря на то, что то и другое является результатом продолжительного влияния высокой температуры.
Снижение уровня густоты смазочной жидкости
Как упоминалось выше, класс топкости увеличивается зависимо от прибавки разных составляющих. Продолговатые полимеры, раскручивающиеся при поднятии температуры, являются неустойчивыми к силам сдвига. Они означают, что когда компоненты воздействуют от весомых сдвигающихся сил, таких какие, к примеру, можно лицезреть в автоматических трансмиссиях, они подвергаются разрушению, и по итогу вязкость пропадает. Масла, имеющие высокий класс топкости с помощью процедуры очистки или из-за их неестественной базы, не поддаются этой особенности.
Топкость моторного масла может уменьшаться и из-за грязи, возникшей при разбавлении с горючим. Основной результат перемешивания, происходящий с маслом это уменьшение вязкости, и по итогу данная жидкость теряет свою суть применения. Значит, пленка от продукта очень тонкая, чтобы мешать соприкосновению передвигающихся стальных плоскостей, и рано или поздно повреждение не удастся обойти стороной. Понятно, что уровень повреждения и время до того, как это случится, будет напрямую зависеть от использования, внешних факторов, времени переливания, техобслуживания и т. д.
Классификация вязкости еще может быть уменьшена с помощью добавления растворителей, которые не так уж легко и выбрать. Их применяют как очищающие средства. Они могут оказаться в двигателе совместно с горючим плохого качества.
В завершение, как в ситуации с возрастанием топкости, вязкость масла снижается путем добавления его же. Но оно должно быть меньшей вязкости. Добавление 20% масла sae 10W в sae 50 уменьшит вязкость.
Проблемы при переменах вязкости
Всего лишь заменить масло, потому что топкость не такая, какой должна быть, не поменяет тот факт, что неисправность никуда не денется. Ответ на вопрос о том, почему так произошло, кроется намного глубже.
Когда топкость чересчур высока, следует проверить эти моменты:
- температурный режим;
- качество сгорания;
- наличие жидкости;
- присутствие воздуха;
- процесс, когда заливалось масло.
Если ситуация противоположная, требуется посмотреть:
- работоспособность системы питания;
- есть ли сила сдвига;
- повлиял ли растворитель на загрязнение;
- как заливалось масло.
Топкость зависит от чего угодно и с ней многое может случиться. Совершенно разные причины влияют на необратимые процессы, вследствие чего велика вероятность возникновения поломки. Контролируйте топкость, чтобы она не выходила за пределы нормы в итоге вы получите безотказную работу устройства, убережете себя от неисправностей в будущем, потратите меньше денег на ремонт оборудования, повысите заработок. Лишний раз удостоверьтесь, что вязкость присутствует постоянно, во избежание дальнейших недоразумений.
Обслуживание транспортного средства на СТО
Если вам что-то непонятно, или вы хотите более детально узнать все моменты касаемо топкости масла, то обращайтесь в специализированные центры. Квалифицированные специалисты проконсультируют по максимуму и ответят на все интересующие вопросы.
И немного о секретах Автора
Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби — рыбалка.
Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Рекомендации наших Читателей
maslodoc.ru
Динамическая вязкость масла лучше больше или меньше. Вязкость моторного масла – что означает этот показатель? Другие классификации моторных масел
Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла . Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.
Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание . Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.
По данным Общества трибологов и инженеров по смазке, вязкость является одним из важнейших физических свойств масла. Это часто один из первых параметров, измеренных большинством лабораторий анализа масла из-за его важности для состояния масла и смазки. Но что мы имеем в виду, когда говорим о вязкости масла?
Вязкость смазочного масла обычно измеряется и определяется двумя способами либо на основе ее кинематической вязкости, либо ее абсолютной вязкости. Хотя описания могут показаться схожими, между ними существуют важные различия. Кинематическая вязкость масла определяется как его сопротивление течению и сдвиг по причине силы тяжести. Представьте, что вы заполняете стакан с маслом турбины, а другой с толстым трансмиссионным маслом. Какой из них будет быстрее течь из стакана, если его наконечник на боку?
Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.
Стоит помнить требования:
- Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
- При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.
Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.
Масло турбины будет течь быстрее, потому что относительная скорость потока определяется кинематической вязкостью масла. Теперь давайте рассмотрим абсолютную вязкость. Для измерения абсолютной вязкости вставьте металлический стержень в те же самые два стакана. Используйте стержень для перемешивания масла, а затем измерьте силу, необходимую для перемешивания каждого масла с той же скоростью. Сила, необходимая для перемешивания трансмиссионного масла, будет больше, чем сила, необходимая для перемешивания масла турбины.
Исходя из этого наблюдения, может возникнуть соблазн сказать, что трансмиссионное масло требует больше усилий для движения, потому что оно имеет более высокую вязкость, чем масло турбины. Тем не менее, сопротивление масла протекает и сдвигается из-за внутреннего трения, которое измеряется в этом примере, поэтому правильнее сказать, что трансмиссионное масло имеет более высокую абсолютную вязкость, чем масло турбины, потому что требуется большее усилие для перемешивания трансмиссионное масло.
Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.
Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.
Для ньютоновских жидкостей абсолютная и кинематическая вязкость связаны с удельным весом нефти. Однако для других масел, таких как те, которые содержат улучшители индекса полимерной вязкости или сильно загрязненные или деградировавшие жидкости, это соотношение не подтверждается и может привести к ошибкам, если мы не осознаем различия между абсолютной и кинематической вязкостью. В статье «Дрю Тройер». Метод испытания вискозиметра капиллярной трубки Самый распространенный метод определения кинематической вязкости в лаборатории использует вискозиметр капиллярной трубки.
Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.
Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой изн
darcars.ru
что означают цифры (расшифровка) и как выбрать масло по вязкости?
Что такое вязкость масла? Это один из ключевых показателей качества, общий для всех типов масел. Он отвечает за густоту масла и может существенно изменяться, в зависимости от температуры. Поэтому очень важно, чтобы масло имело достаточную вязкость, позволяющую обеспечивать смазку трущихся деталей и механизмов в широком диапазоне температур.
В этой статье мы простым и понятным языком объясним, что такое вязкость масла, как она изменяется в зависимости от температуры, на какие параметры она влияет, и что означают цифры в обозначении вязкости масла по SAE.
Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)
Вязкость масла – это тот параметр, который на упаковке обозначают буквами SAE. Давно прошли те времена, когда по вязкости можно было определить минеральное это масло, полусинтетическое или синтетическое. Автомобилисты со стажем, наверняка, ещё помнят, когда на рынке спрашивали масло SAE. Тогда было все легко и просто: 15w-40 – минералка, 10w-40 – полусинтетика, а 5w-40 – синтетика.
Сегодня все по другому. Можно запросто найти полусинтетику 15w-40 или синтетику 10w-40, особенно в грузовом сегменте. Что же означают все эти цифры и буквы? Давайте разбираться по порядку.
По классификации SAE масла принято делить на зимние (с индексом “w”), летние и всесезонные. Стандартные параметры вязкости для зимних и летних масел обозначаются следующим образом:
- Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
- Летние масла: SAE 30, 40, 50.
Всесезонные масла имеют смешенную спецификацию, то есть сочетают в себе одновременно и зимний, и летний параметр вязкости, разделенный в обозначении знаком тире: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10w-30, 10w-40, 15w-40, 20w-50.
Как вы, наверное, уже догадались, практически все масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными и имеют смешанную спецификацию.
Вот мы и добрались непосредственно к расшифровке того, что означают цифры вязкости масла. В обозначении вязкости по SAE цифры означают следующее:
- Первая цифра (зимний параметр), например, 0w – указывает на минимальную температуру безопасного холодного пуска. Это означает, что чем меньше первая цифра, тем на более низкую температуру рассчитано масло.
- Вторая цифра (летний параметр) указывает на возможность применения масла в определенных температурных условиях.
Бытует миф, что цифры летнего параметра вязкости масла – означают температуру максимально допустимой окружающей среды, при которой возможна эксплуатация автомобиля. Например, масло с вязкостью 5w-30 рассчитано на температуру +30 °С. Это не правда! Никакого отношения эти цифры к температуре окружающей среды не имеют. Запомните, летний параметр – это цифры условные и они никакого отношение к окружающей среде не имеют.
Таблицу с диапазонами применяемости масел по SAE в зависимости от температур смотрите ниже.
Зависимость вязкости масла от температур
Как ни странно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Читайте дальше.
Необходимую вязкость маслу обеспечивают вязкостные присадки. Они представляют собой длинные синтетические цепочки, которые имеют разное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.
В описаниях к моторным маслам часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть та самая способность вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».
А как изменяется вязкость масла при повышении температуры? В таком случае «клубочки» вязкостных присадок наоборот разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.
Длина цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка длиннее. Причем, если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет длиннее в разы (не на проценты, а в разы).
Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и требует замены. Вот именно от длины этой цепочки в основном и зависит интервал замены масла.
Безусловно, на периодичность замены масла большое влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но речь об этом пойдет в другой раз, а сейчас мы это рассматривать не будем.
Запомните главное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше интервал его замены. И наоборот.
Приведем один показательный пример. Ещё недавно в некоторых дилерских центрах во время гарантийного сервисного обслуживания в автомобили заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега
unit-car.com