Регулировка зажигания (Установка УОЗ)
Для грамотной настройки карбюратора прежде необходимо проверить угол опережения зажигания. Мощность и экономичность мотора напрямую зависят от установки зажигания. Невозможно профессионально ремонтировать карбюратор, не обращая внимания на систему зажигания. Для измерения УОЗ нужно пользоваться стробоскопом, а данные по различным моторам брать из профессиональных справочников, которые сейчас продаются повсеместно.
Когда на распределителе зажигания установлен вакуумный регулятор
опережения зажигания, то нужно точно знать, при каких условиях к регулятору поступает вакуум. Всего существует два основных варианта:
1. Вакуум поступает в регулятор только после лёгкого нажатия на педаль газа.
2. Вакуум постоянно поступает в регулятор при заведённом моторе. В конце 80-х, начале 90-х годов на иномарках применялись сложные конструкции вакуумных соединений для механического управления зажиганием. Смысл этих усложнений состоял в изменении силы вакуума, воздействующего на регулятор в зависимости от температуры двигателя. Кроме множества трубочек, в этих конструкциях применялись различные термовыключатели и включатели, клапана задержки и сборщики конденсата. Но даже самая сложная схема соединений относилась к первому или второму вариантам. В конце концов, конструкторы систем зажигания отказались от ненадёжного механического управления и теперь в современных автомобилях работают нерегулируемые электронные блоки, автоматически управляющие зажиганием.
Всё это говорится для того, чтобы было понятно — самую сложную систему вакуумных соединений можно упростить, если знаешь, при каких условиях к регулятору должен поступать вакуум.
Исправность вакуумного регулятора на распределителе зажигания проверяется трубкой, один конец которой, надет на регулятор. При работающем на оборотах холостого хода двигателе, нужно создать в трубке вакуум. Обороты двигателя должны увеличиться на 100-200 об.
/мин. Это означает исправность вакуумного регулятора.Перед регулировкой УОЗ нужно убедиться, что вакуум к регулятору поступает именно так, как нужно. Если пропустить этот пункт, то регулировка зажигания может оказаться неправильной. Эту ошибку очень часто повторяют работники автосервиса.
Для регулировки зажигания с помощью стробоскопа, на двигателе существуют установочные метки или градуированная шкала. Искать эти метки нужно на шкивах коленвала в передней части двигателя или в окошке над маховиком. Эти места на двигателе часто покрыты толстым слоем грязи или ржавчиной. Поэтому, перед измерением нужно хорошо всё почистить, а метки подкрасить.
Регулировка должна производиться на прогретом моторе, работающем на холостом ходу. Поворачивая на небольшой угол распределитель зажигания, совмещаем нужные метки при моргающем свете стробоскопа.
Перечень рекомендуемых значений зажигания для некоторых автомобилей, выпускающихся в странах СНГ:
Все классические «Жигули» и «Нива» — 5-10 градусов до ВМТ.
ВАЗ-2108 и все карбюраторные модификации — 10-12 градусов до ВМТ.
Москвичи- 10 — 20 градусов до ВМТ.
Газель, Волга — 5-15 градусов до ВМТ.
Таврия — 5-10 градусов до ВМТ.
На всех этих автомобилях вакуум на трамблёре появляется только после нажатия на педаль газа.
Данные заводов изготовителей отличаются от этих значений. Но практика показывает, что такие углы опережения наиболее оптимальны для мощности и экономичности моторов.
После проведения регулировок требуется короткая поездка для проверки ездовых качеств автомобиля. Детонационный «стук пальцев» допускается только при резком разгоне, и по времени может длиться не более четверти секунды. При плавном ускорении стука не должно быть. Езда с длинными промежутками детонационного стука приводит к серьёзным поломкам цилиндро-поршневой группы.
После качественного ремонта карбюратора, во время контрольной поездки может возникнуть детонационный стук, даже при нормально установленном зажигании. В таком случае не спешите устанавливать более позднее зажигание. Большое количество нагара, который накопился в цилиндрах за время эксплуатации автомобиля с неисправным карбюратором, может быть причиной детонационных стуков. Чтобы выжечь нагар из цилиндров — достаточно 10-20 минут контрольной поездки с исправной системой питания и зажигания. Устанавливать более позднее зажигание нужно только в том случае, когда контрольная поездка не устранила детонацию.
При повышении влажности воздуха, поступающего в двигатель, детонация ослабевает. Это объясняется тем, что влага, находящаяся в воздухе значительно способствует снижению теплового режима двигателя.
Перечень рекомендуемых значений зажигания для некоторых иномарок:
Ауди — выпуска первой половины 80-х годов, карбюратор Пирбург 1В — 10 градусов. Вакуум — после нажатия на газ.
Ауди с карбюратором Кайхин или Пирбург 2Е2 — 16-22 градуса. Вакуум — постоянный.
Ауди с карбюратором Екотроник 2ЕЕ — 16-22 градуса. Вакуум — постоянный.
ФОЛЬКСВАГЕН:
Джета, Гольф, Пассат с карбюратором Пирбург 2Е2 — 16 — 22 градуса. Вакуум — постоянный.
Джета, Гольф, Поло с карбюратором Пирбург 2ЕЗ — 20-25 градусов. Вакуум — постоянный. ФОРД:
Съерра с карбюратором Вебер ISC — 6-10 градусов. Вакуум — постоянный. Подключён к компьютеру.
Съерра, Транзит с карбюратором Моторкрафт — 8-10 градусов. Вакуум — после нажатия на газ.
ОПЕЛЬ:
Кадет с кабюратором Пирбург 1В — 10 — 12 градусов. Вакуум
— постоянный.Подключён к датчику нагрузки.
Аскона с карбюратором Вараджет — 10 — 12 градусов. Вакуум
— после нажатия на газ.
Рекорд с карбюратором Вараджет — 10 — 12 градусов. Вакуум
— после нажатия на газ.
Омега с карбюратором Пирбург 2ЕЗ — зажигание не регулируется. Вакуум — постоянный. Подключён к блоку зажигания.
Варбург с карбюратором Пирбург 1В — 18-24 градусов. Вакуум — постоянный.
Шкода с карбюратором Пирбург 2ЕЗ — 2-10 градусов. Вакуум после нажатия на газ.
Вернуться назад
Зажигательная физика – опережение, трамблер и УОЗ — журнал За рулем
Как настроить зажигание? Что такое УОЗ? Куда вращались бегунки в отечественных машинах? Что значит выражение «выставить по искре»? – много интересных вопросов, на которые владельцы современных авто могут и не дать правильных ответов.
Что такое угол опережения зажигания – он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество древних машинок, незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.
На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.
Терминология
Прерыватель-распределитель зажигания – электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на свечи зажигания. Часто его называют трамблером.
Контактный и бесконтактный трамблеры задне- и полноприводных карбюраторных автомобилей ВАЗОпережение зажигания – воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.
Угол опережения зажигания (УОЗ) – угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.
Детонация в двигателе: откуда она берется и чем грозитКонтактная система зажигания – система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.
Бесконтактная система зажигания – система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала – например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).
Прерыватель системы зажигания – механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.
Бегунок – элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.
Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) – величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для классических Жигулей УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.
Когда и зачем нужно настраивать зажигание?
Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке – и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный – двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.
Не пора ли вам «капиталить» мотор: основные признакиВ частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность мотора, он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании ( малый УОЗ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно перегреется, поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.
Способ лечения один — поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на бензин с другим октановым числом. Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.
Центробежный и вакуумный механизмы опережения зажигания в контактном трамблереЦентробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.
Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.
Деликатес для мотора: кому и для чего нужен гоночный бензин?Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.
Если октановое число топлива не соответствует тому, которым руководствовался конструктор при проектировании мотора, то даже при оптимальной работе упомянутых регуляторов нормальной работы мотора ждать не стоит. Самое неприятное явление, которое может при этом возникнуть, – детонация. Грубо говоря, это взрывообразное сгорание смеси, чреватое капремонтом. Для предотвращения детонации в классических моторах былой эпохи нужно было открыть капот и вручную повернуть корпус трамблера в нужную сторону. Залил низкооктановый бензин – изволь сделать зажигание более поздним…
Само собой, что в современных двигателях оптимальный УОЗ выставляет управляющий контроллер. Он следит за оборотами, нагрузкой, октановым числом, температурой и т.п.
Как регулировать УОЗ?
На слух? По искре? По лампочке? По стробоскопу? Сейчас разберемся.
Автожаргонизмы, которые мы позабылиСразу скажем, что про стробоскоп говорить не будем. Во-первых, у рядового водителя под рукой его попросту нет. А, во-вторых, с ним лучше не связываться. Дело в том, что стробоскоп показывает момент зажигания только при работающем моторе, но при этом за счет центробежного регулятора УОЗ смещается в сторону опережения даже на минимальных оборотах холостого хода. Поэтому точной регулировки ждать, вообще говоря, не стоит.
Правильные рекомендации по регулировке всегда содержатся в профильной литературе по конкретной модели автомобиля – их и следует придерживаться. Возьмем для примера автомобиль АЗЛК-2141 с двигателем УЗАМ и контактной системой зажигания. Обратите внимание, что бегунок у уфимских моторов вращается ПРОТИВ часовой стрелки.
Последовательность операций для москвичевского мотора должна быть следующая.
- Ослабляем крепление трамблера.
- Определяем начало хода сжатия в первом цилиндре. Для этого выворачиваем свечу этого цилиндра, затыкаем отверстие подходящей пробкой (хоть из смятой бумаги) и проворачиваем пусковой рукояткой коленвал до выскакивания пробки наружу.
- Продолжаем проворачивать коленвал до совмещения первой риски на его шкиве с острием штифта установки зажигания, запрессованным в нижнюю крышку картера.
- Убеждаемся, что бегунок смотрит своей токоведущей пластиной на контакт крышки трамблера, соответствующий проводу первого цилиндра.
- Подсоединяем любую маломощную лампочку (например, в отвертке-пробнике) одним концом к массе, а другим – к клемме низкого напряжения катушки, соединенным с прерывателем.
- Включаем зажигание и поворачиваем корпус трамблера против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя. Лампа, закороченная прерывателем, должна погаснуть.
- Взявшись за бегунок, прикладываем небольшое усилие по часовой стрелке для устранения зазоров механизме привода, после чего медленно поворачиваем трамблер по часовой стрелке до загорания лампочки.
- Затягиваем крепление трамблера. Не забываем вернуть свечу на место!
На автомобилях типа ВАЗ-2108, перешедших на электронное зажигание, но при этом сохранивших как центробежный, так и вакуумный регуляторы, процедура полностью аналогичная – с точностью до иного расположения штатных меток. Бегунок при этом вращается против часовой стрелки. Однако подключать лампочку-пробник при этом нужно между коммутатором и катушкой зажигания, а ни в коем случае не к датчику Холла.
А что означает выражение «выставить по искре»? Грубо говоря, то же самое, что и по лампочке. В этом случае вместо лампочки используют вывернутую заранее свечу зажигания, резьбовую часть которой нужно постараться соединить с массой двигателя. Вместо загорания лампочки ловим момент проскакивания искры – вот и всё.
А как же регулировка на слух? Ее проводят так: при движении на прогретом моторе со скоростью примерно 50 км/ч на 4-й передаче следует резко нажать на правую педаль. Если УОЗ выставлен верно, то при этом должна прослушиваться кратковременная исчезающая детонация. Если детонация слишком сильная, следует повернуть трамблер по направлению вращения бегунка. Если детонации нет вообще – против вращения бегунка. Вы же еще помните, что в отечественном автопроме бегунки вращались и туда, и обратно?
Тем, кому интересна зажигательная тема былых времен, рекомендуем посмотреть вот сюда. Про свечи можно почитать вот тут, а также вот тут.
Если есть вопросы – задавайте!
Как правильно отрегулировать зажигание XT500
Как правильно отрегулировать зажигание XT500В вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Меню
Учетная запись
Настройки
Язык Английский- Немецкий
- Французский ais
Как правильно отрегулировать зажигание XT500
Важно — перед регулировкой зажигания проверьте основное состояние отдельных деталей. Только при правильно функционирующих компонентах можно оптимально отрегулировать зажигание.
A. Проверка опережения зажигания:
С помощью стробоскопа зажигания замигайте магнитное колесо на холостом ходу и проверьте плавность хода и постоянную индикацию. Если, например, износились пружины центробежного регулятора, вы увидите шаткое стробоскопическое изображение на холостом ходу (в крайних случаях оно будет перескакивать с F на T на холостом ходу). Особенно важно: при проверке опережения зажигания метка максимальной ранней регулировки должна стоять точно. Если это не так и регулировка слишком ранняя (слишком большая и, следовательно, слишком левая), центробежный регулятор изношен.
Затем проверьте войлочную пластину на контактной пластине. Он должен быть смазан, иначе кулачок может износиться. При изношенном кулачке регулировка больше невозможна, так как время размыкания контактов больше не является правильным.
При обеих неисправностях регулятор угла опережения зажигания (центробежный регулятор) подлежит замене, ремонт невозможен. К сожалению, центробежный регулятор в настоящее время недоступен — в случае неисправности рекомендуем перейти на зажигание CDI.
B. Проверить конденсатор:
Из-за очень низкой емкости конденсатор зажигания XT можно измерить только с помощью специального измерителя емкости (0,22 мФ +/- 10%). С помощью мультиметра можно определить только неисправность (настройка проверки диода или измерение сопротивления): если сопротивление не бесконечно или присутствует непрерывность, конденсатор пробит. Тем не менее, визуальная проверка работоспособности возможна: искра на снятой свече зажигания должна быть значительно слабее при отключенном конденсаторе, чем при подключенном конденсаторе.
C. Проверить контакты:
Осмотрите контакты на наличие точечной коррозии и кратеров. Контакты можно обработать мелкой наждачной бумагой.
Теперь можно приступить к первой фактической процедуре регулировки зажигания — статической регулировке:
Первое, что нужно сделать, это убедиться, что винты контактной пластины затянуты. Проверните двигатель до полного размыкания контактов. Отрегулируйте контактный зазор на 0,35-0,45 мм с помощью щупа. Контакты привинчиваются к контактной пластине через прорези. Ослабьте один винт (при необходимости оба винта — если они закручены очень сильно), который удерживает контакты на месте. Не ослабляйте винт слишком сильно, чтобы обеспечить легкую регулировку. Регулировка производится подкручиванием контактов на опорной пластине (с помощью отвертки в маленьких канавках). Теперь затяните винты и только после этого проверьте регулировку.
D. Статическая регулировка угла опережения зажигания:
Здесь есть два разных метода, оба имеют своих убежденных сторонников и противников. Наш совет — попробуйте оба и решите сами.
Поместите оловянную фольгу, папиросную бумагу или калибр 0,03 мм между контактами. Осторожно потяните за бумагу/щуп при вращении двигателя (приложите SW 19 мм к магнитному колесу, отвинчивание свечи зажигания поможет!), когда вы достигнете отметки F на магнитном колесе, бумажный/щуп должен просто выскользнуть из контакты. Зажмите контрольную лампу или лампочку между положительным полюсом батареи и листовой пружиной подвижного контакта. Если контакты замкнуты, лампа загорается. Поверните магнитное колесо в сторону F; если он установлен на F, лампа должна просто погаснуть.
Внимание: Оптимальная настройка зажигания редко достигается при статической настройке. Следовательно, после статической настройки следует выполнить динамическую настройку с помощью стробоскопа зажигания.
E. Динамическая регулировка угла опережения зажигания:
Лампа зажигания стробоскопа зажигания должна быть рассчитана на 6 В или высококачественную версию на 12 В. Кроме того, есть также независимые от мощности автомобиля стробоскопы синхронизации зажигания.
Подключите источник питания и индукционный датчик в соответствии с описанием производителя. Запустите двигатель (проблем быть не должно после хорошей статической регулировки) и прошить магнитное колесо/ранняя регулировка.
Начало регулировки: 2250 +/- 150 об/мин
Концы регулировки: 3000 +/- 200 об/мин
Диапазон регулировки: 20° +/- 3°
Упреждающее зажигание: 27° +/- 3°
F. Управление катушкой зажигания:
Первичная катушка: 0,75 Ом — здесь измеряется расстояние между скобой заземления и японской вилкой (или плоским язычком вилки 6,3 мм)
Вторичная катушка: 5,7 кОм — здесь измеряется между концом провода зажигания (без штекера свечи зажигания) и скобой заземления
.
G. Проверка катушки источника зажигания и катушки освещения:
Это относится к двум катушкам на статоре генератора под магнитным колесом. Они очень редко выходят из строя. Мы рекомендуем проверить непрерывность (настройка проверки диодов на мультиметре) на 4-контактном разъеме генератора, чтобы исключить неисправность (замыкание на землю). Катушка освещения: непрерывность должна измеряться между землей (пустое место на двигателе) и белым или желтым кабелем. Желтый кабель — это отвод для переднего/заднего фонаря (регулируемая цепь переменного тока), белый кабель — это отвод для выпрямителя. Катушка зажигания: непрерывность должна измеряться между массой (оголенное место на двигателе) и черным кабелем.
Наиболее важные продукты для обслуживания контактного зажигания
Перейти к категории продуктов: Контактное зажигание XT500СТРОБ СИГНАЛА ВРЕМЕНИ ЗАЖИГАНИЯ — Jack Motors
СТРОБ СИГНАЛА СТРАНИЦЫ ВРЕМЕНИ ЗАЖИГАНИЯ
СДЕЛАНО В ПОЛЬШЕ
ОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ:
СВЕТИЛЬНИК С КОРПУСОМ ИЗ ТРУБЫ ПВХ ( ДИАМЕТР 16 ММ, ДЛИНА 65 ММ) ИЛИ ДРУГОЙ КОРПУС.
Лампа стробоскопическая применяется для регулировки зажигания в двигателях с искровым зажиганием
Типичная схема моностабильного мультивибратора, схему которой можно найти на многих сайтах.
На YOUTUBE есть много видео о том, как пользоваться стробоскопом
Просто введите «стробоскоп для опережения зажигания»
Вспышка светодиодного диода происходит, как только искра пересекает свечу зажигания.
Дополнительный кабель длиной 1 м используется в качестве «спускового крючка» и должен быть подведен ближе к проводу зажигания.
Кабель действует как «антенна», вызывающая импульс, который запускает вспышку светодиода. Для срабатывания вспышки достаточно приблизить кабель «антенны» на 5 см от провода зажигания. В крайнем случае несколько раз обмотайте провод зажигания «антенной». Про приложение писать не буду, ибо интересующиеся знают что это за
Технические данные:
напряжение питания +12в (мин 5В-макс 16В)
защита от обратного подключения силовых кабелей
естественно при питании от батареи 6В свет будет слабее чем при 12В
LED- OSW5DKA201A
Диаметр светодиода 10мм
Цвет светодиода — белый
яркость 85000-100000мкд
угол раскрытия луча 8°
прозрачная диодная линза
Вероятно, это светодиод с лучшим соотношением яркости и угла.
Свет фокусируется на небольшом участке.
Более яркого диода в инете не нашел.