Tiptronic в АКПП — что означает эта опция и как ей пользоваться
Car.ru
Типтроник – это один из типов АКПП с опцией ручного режима переключения передач. Название было зарегистрировано в 1989 году и принадлежит компании Porshe. Узнаем подробнее о возможностях и принципах работы системы Tiptronic.
© Car.ruПервоначально Tiptronic разрабатывался для спортивных автомобилей, для того чтобы пилот мог быстро переключать передачи. Это не отдельная конструкция автоматической коробки, а ее опция, контролирующая динамику машины в разных режимах работы двигательной системы. В классическом автомате это делать не получится.
Видео дня
Типтороник получил широкое распространение в начале 2000-х годов. Сейчас термин стал нарицательным и применяется к любой коробке передач, подразумевающей ручное переключение. Однако не каждый автомат аналогичен разработке Porsche.
Tiptronic можно встретить в АКПП следующих марок авто: Audi, Volkswagen, Skoda, Porshe. В BMW есть аналогичная опция, но носит иное название – Стептроник.
В общем виде работа АКПП с опцией Типтроник аналогичная классическому автомату, но здесь водитель может быстро переключить управление в ручной режим. Такой переключатель присутствует в селекторе коробки передач (от одного до трех) и на рулевом колесе.
Сигналы направляются в блок управления коробкой передач, где запускается программа, обеспечивающая переключение скоростного режима. Если нужно повысить передачу, селектор переводят в переднее нефиксируемое положение, а когда понизить – в заднее нефиксируемое положение.
Таким образом, Tiptronic функционирует в 2-х режимах полного автомата и в ручном управлении, когда водитель сам определяет, какую именно передачу нужно включить.
Кроме стандартных позиций P, R, N, D имеется боковой вырез под ручной режим со знаками «+» (повышение передачи) и «-» (уменьшение). Если нужно снова перейти в автоматический вариант, селектор переводят в положение D.
На некоторых авто управление типтроником есть на руле, там также присутствует плюсовой и минусовой вариант. При нажатии коробка переходит в ручной режим, по окончании работы система вновь переводится в автоматический режим.
Типтроник позволяет при необходимости выбрать пониженную передачу, чтобы водитель в неблагоприятных дорожных условиях чувствовал себя на дороге более уверенно. Стоит учесть тот факт, что коробка передач с системой Типтроник стоит дороже классического варианта и имеет более сложную конструкцию, а значит и ремонт тоже обойдется дороже.
Система АКПП с типтроником предоставляет автомобилисту больше возможностей при управлении машиной.
Автоэксперт, Skoda, BMW, Audi, Volkswagen, Porsche
Car.ru: главные новостиМасло какой вязкости лучше выбирать для автомобиля
Представлен новый современный кроссовер «Москвич-5»
Новая Lada Vesta NG не получит усилитель заднего бампера
что это такое, как пользоваться функцией АКПП
Производители автомобилей постоянно совершенствуют узлы и агрегаты машин, добавляя им новые функции или улучшая существующие. Многие водители задаются вопросом – типтроник: что это такое? Прочитав статью, вы получите ответ на этот вопрос, узнаете о принципах работы такого устройства, его преимуществах и недостатках.
Как работает коробка передач
Любой автомобильный двигатель эффективно работает лишь в небольшом диапазоне оборотов, близких к пику мощности. Если обороты двигателя сильно отличаются, то падает крутящий момент (мощность). Чем медленней вращается коленчатый вал двигателя, тем ниже мощность. Однако, раскручивать мотор до 4–5 тысяч оборотов в минуту, чтобы стронуть с места автомобиль – верный путь к быстрому выходу силового агрегата из строя. Для этого нужна коробка переключения передач (КПП), чтобы преобразовывать соотношение скорость/крутящий момент мотора в такое, которое больше подходит для движения автомобиля. Коэффициент преобразования (передаточное число) зависит от типа КПП, мощности мотора и выбранной скорости. На первой скорости оно нередко достигает 4–4,5, то есть на 4–4,5 оборота коленчатого вала приходится один оборот приводного вала. На высших передачах это соотношение достигает 0,75–0,95. Дополнительное увеличение крутящего момента дает и редуктор (главная передача). Его соотношение неизменно и находится в пределах 2,5–4,5. У переднеприводных машин редуктор является неотъемлемой частью КПП, а на заднеприводных установлен отдельно.
После достижения определенной скорости, на которой двигатель набирает обороты, немного превышающие пик мощности, необходимо переходить на следующую передачу с меньшим коэффициентом. Это немного снижает крутящий момент колес, но увеличивает скорость их вращения. Затем происходит переход на следующую скорость. Если автомобиль начал подниматься в гору или необходимо совершить резкий маневр, связанный с быстрым ускорением, необходим переход на пониженную скорость, обеспечивающую больший крутящий момент колес. В механических КПП (МКПП) это происходит вручную. В автоматических КПП (АКПП) это происходит без участия водителя.
Что влияет на коэффициент передачи
Несмотря на большое количество различных типов АКПП, существуют всего два основных способа изменения коэффициента передачи:
В первом изменение происходит за счет сближения торцов бобин, которые соединены между собой ремнем. Чем сильней сжимает торцы, тем больше получается диаметр бобины. Этот же принцип реализован в цепной вариаторной АКПП. Такое изменение передаточного числа обеспечивает плавность набора скорости и быструю адаптацию к любому режиму езды без всякого усложнения коробки. В шестереночных АКПП и МКПП изменение происходит благодаря соединению различных групп шестеренок ведущего и ведомого валов. Каждая группа обладает собственным коэффициентом передачи. В МКПП водитель самостоятельно переключает скорости, а в АКПП это происходит автоматически.
Что такое типтроник
Система под названием типтроник позволяет вручную переключать передачи шестереночных гидромеханических АКПП. Типтроник реализует такое же переключение скоростей, как и мотоциклетная КПП:
- нажатие на кнопку повышения передачи приводит к включению следующей скорости;
- нажатие на кнопку снижения передачи приводит к переходу на предыдущую скорость.
Если АКПП работает в режиме пятой передачи. и водитель с помощью рычага активирует переключение скорости вниз, то вне зависимости от всех остальных условий, типтроник подключит соответствующие шестерни.
Никакого прямого воздействия на валы и шестеренки со стороны водителя не происходит. Типтроник оснащен системой защиты, которая не позволяет трогаться с места на любой передаче, кроме первой. Также эта система блокирует переключение передач, если оно представляет угрозу для АКПП.
Типтроник – плюсы и минусы
Типтроник позволяет объединить сильные стороны автоматических и механических КПП. Как и любая другая АКПП, типтроник обеспечивает автоматический выбор передач, соответствующих режиму езды. Для неопытных водителей, которые с трудом ориентируются в дорожной ситуации, эта функция будет очень полезной. Типтроник, как и АКПП, облегчает управление машиной во время городского движения, ведь водителю не приходится постоянно переключать передачи. При движении по трассе АКПП ничем не лучше МКПП, а в некоторых ситуациях автомат даже уступает механике.
АКПП выставляет передачу с учетом постоянной скорости движения, нагрузки на мотор и расхода топлива, но не может реагировать на изменение дорожной ситуации.
Когда требуется быстро обогнать движущийся впереди транспорт, автоматическая коробка не всегда успевает вовремя переключиться, в результате передаточное число оказывается недостаточным и мотор не может обеспечить нужный разгон. На автомобилях с механической КПП водитель заранее включает пониженную передачу, в результате чего двигатель придает автомобилю необходимое ускорение. Еще одно преимущество механики перед автоматами – меньший расход топлива, разница достигает 20%. Это вызвано тем, что водитель учитывает большее количество факторов, чем автомат, поэтому может точнее выбирать передачи.
Рис. 139 Рулевое колесо с двумя лепестками для Tiptronic
Сначала прочтите и примите к сведению вводную информацию и предупреждения о безопасностиС помощью Tiptronic можно переключать передачи вверх и вниз вручную в автоматической коробке передач.
Текущая выбранная передача будет сохранена. когда выбрана программа Tiptronic. Так будет до тех пор, пока система не выполняет переключение передач из-за текущей дорожной ситуации.Управление типтроником с помощью рычага селектора
- Переместите рычаг селектора в положение D/S вправо в ворота Типтроник .
- Осторожно нажмите рычаг селектора вперед ⊕ или назад ㊀, чтобы переключить передачу вверх или вниз .
Управление Tiptronic с помощью лепестков
- В режиме движения D или S или в режиме Tiptronic ворота, используйте лепестки на руле (стрелки).
- Потяните правую лопатку + к руль, чтобы переключить передачу.
- Потяните левый рычажок в сторону рулевого колеса, чтобы переключиться на более низкую передачу.
- Чтобы выйти из режима Tiptronic, потяните правый переключатель +
к рулевому колесу примерно
одна секунда.
Типтроник автоматически отключается, если лепестки селектора не работают некоторое время и рычаг селектора не находится в калитке типтроника.
ВНИМАНИЕ
- При ускорении коробка передач автоматически переключается на следующую передачу незадолго до достижения максимально допустимых оборотов двигателя.
- При переключении на более низкую передачу вручную коробка передач не переключится до тех пор, пока двигатель больше не может быть перегружен.
Автоматическая коробка передач: выбор передачи
Рис. 136 Автомобили с левосторонним управлением: селектор рычаг АКПП с кнопкой блокировки (стрелка) Рис. 137 Автомобили с правым рулем: селектор рычаг АКПП с кнопкой блокировки (стрелка)…Вождение с автоматической коробкой передач
Сначала прочтите и изучите вводную информацию и предупреждения о безопасности Коробка передач автоматически переключает передние передачи вверх и вниз. Спуск с холмов Чем круче уклон, тем ниже …Другие материалы:
Снятие и установка педали тормоза
Отдельно педаль тормоза снять нельзя. –
Чтобы его можно было снять, блок педалей/монтажный кронштейн
нужно удалить сначала
→ Глава. Примечание Снятие педали тормоза с…
Вздутия на боковине шины
Вздутие на боковине шины указывает на то, что
повреждена основа каркаса. Типичные причины таких повреждений включают, например, вождение
над бордюрами под острым углом. …
Введение
В этой главе содержится информация по следующим темам:
→ Подстаканники в передней части центральной консоли
→ Подстаканники в заднем центральном подлокотнике
→ Держатель для напитков в задней боковой обшивке
Держатель для бутылок
Держатели для бутылок расположены в открытых кладовых …
Техническое руководство по трансмиссии Porsche Tiptronic
В эпоху после Sportomatic все модели Porsche оснащались механическими коробками передач до появления модели 964 и ее системы Tiptronic
Слова: Шейн О’Донохью
Готовый к выпуску 1989 модельного года, 964-й прибыл на место во всеоружии. Он был разработан, чтобы перенести 911 с воздушным охлаждением — автомобиль, который многие считают неловко устаревшим — в современную эпоху, не теряя фирменного вида модели. Обновленный дизайн был беззастенчивой эволюцией G-серии, но под ним скрывалась модель 9.64 был в основном новым. И, как будто антиблокировочной тормозной системы, пружинной задней подвески, автоматически выдвигающегося заднего спойлера, гидроусилителя руля, унифицированного кузова и полного привода было недостаточно, Porsche предложил 964 с первой «правильной» автоматической коробкой передач: Типтроник.
Кто-то присвоил бы эту честь трансмиссии Porsche Sportomatic, но Sportomatic была механической коробкой передач с автоматическим включением сцепления. Между двигателем и коробкой передач использовался преобразователь крутящего момента, который сглаживал работу и позволял останавливаться при включенной передаче, но у Sportomatic не было возможности автоматически изменять передаточные числа. Тем не менее, несмотря на отсутствие коммерческого успеха Sportomatic, говорят, что заводским инженерам Porsche понравилась система, и это был первый порт захода, когда они начали планировать разработку новой автоматической коробки передач в преддверии 9-й модели. Запуск 64.
Примечательно, что в начале 1980-х годов несколько инженеров производителя, в том числе Петер оп де Бек, Райнер Вюст, Норберт Штельтер и Герд Бофингер, подали ряд патентов, касающихся управления сцеплением. Эти уважаемые люди явно намеревались использовать и улучшить чертеж Sportomatic, но желание включить пять передач вызвало проблемы с упаковкой, что потребовало бы переосмысления полуосей, приводящих в движение задние колеса. Примерно в то же время для использования в гонках на выносливость была разработана коробка передач Porsche Doppelkupplungsgetriebe (PDK) с двойным сцеплением. Финансирование системы зависело от технологии, доступной для дорожных автомобилей Porsche.
В связи с этим в начале десятилетия на тестовом муле модели 924 была установлена коробка передач PDK. В прототипах 944 разработка PDK продолжалась, но от проекта отказались, отчасти из-за проблем с удовлетворительной работой коробки передач, хотя в первую очередь из-за затрат, связанных с относительно небольшим объемом производства.
Porsche почти преодолел эти разочарования, когда казалось, что Audi может также использовать PDK, но бренд из Ингольштадта остановился на тогдашней новой автоматической коробке передач ZF, предназначенной для двигателей с высоким крутящим моментом. Как назло, агрегат ZF подходил к компоновке трансмиссии 9-ки.11, но с некоторыми изменениями.К коленчатому валу двигателя был прикручен преобразователь крутящего момента. Как объяснялось в статье о Sportomatic, опубликованной в прошлом месяце, базовый гидротрансформатор с масляным наполнением имеет насос («вентилятор», вращаемый двигателем), турбину («вентилятор», который вращает коробку передач) и статор между ними, изменяя поток. масла и вызывая увеличение крутящего момента. Все это основано на идее гидромуфты, в которой всегда есть проскальзывание. В коробке передач Sportomatic, например, проскальзывание гидротрансформатора на высоких скоростях составляло 3,5%, что приводило к выделению тепла в масле, повышенному расходу топлива и меньшему прямому приводу от двигателя к дороге.
В случае установки узла ZF на 964 выходной вал вращает три косозубые шестерни в передней части коробки передач (на противоположном конце коробки передач к двигателю), третья из которых соединена с дополнительным валом . Он проходит за корпус главной коробки передач обратно к дифференциалу, который затем распределяет мощность между задними колесами. Как бы головокружительно ни было полное понимание внутренней работы такой автоматической коробки передач, как эта (у нас нет места для анализа планетарной передачи и работы пакета мультимуфты, но мы сделаем это в следующем выпуске журнала). 911 и Porsche World), стоит отметить, что это не было новым изобретением для 964, и, если бы Porsche просто использовал трансмиссию производства ZF в том виде, в каком она была разработана, ее внедрение в 911 могло бы быть не более чем сноской в истории.
.Вместо этого Porsche хотел сделать все по-другому — штутгартскому концерну требовалось, чтобы автоматическая коробка передач адаптировала свою стратегию переключения под водителя и допускала ручное переключение выбранных передач. Конечно, сегодня это норма, но тогда это была новаторская идея и, что немаловажно, гораздо больше соответствовала спортивному имиджу марки Porsche, чем автоматическая коробка передач, которую можно было так же легко найти в обычной. роскошный автомобиль.
Воплощением этих новых идей стал отдельный управляющий компьютер — в наши дни его называют блоком управления коробкой передач (TCM). Porsche разработал эту установку с помощью ZF и давнего поставщика OEM-запчастей Bosch. Сотрудничество последнего имело решающее значение для успеха проекта, не в последнюю очередь потому, что Bosch отвечал за усовершенствованную электронную систему управления двигателем Motronic, используемую в 964. TCM 964 использовал информацию от блока управления двигателем Motronic, антиблокировочной системы тормозов и другое бортовое оборудование для расчета, какую из пяти различных стратегий переключения использовать в любой момент.
Интересно, что поток информации был двунаправленным, что позволило TCM дать команду системе Motronic на короткое время снизить выходной крутящий момент и частоту вращения двигателя при переключении на более высокую передачу путем замедления зажигания, что еще больше сгладило бы изменение передаточного числа. Кроме того, TCM был настроен на предотвращение переключения передач, когда датчик поперечной перегрузки показывал, что автомобиль проходит поворот с ускорением более 0,4 g, в то время как переключение на пониженную передачу можно было инициировать путем агрессивного нажатия на педаль акселератора, даже без нажатия на нее до упора. выключатель. Какой бы умной ни была эта стратегия адаптивного переключения передач, ручное управление было более ощутимым и привлекло внимание Porsche.
Рычаг переключения передач перемещался вперед и назад по одной линии от P (Стоянка) спереди, через R (Задний ход), N (Нейтраль) и D (Движение) к первой, второй и третьей передачам, выбираемым вручную. Очевидно, что трансмиссию можно было оставить в положении D большую часть времени, но водитель мог отменить или упредить стратегию коробки передач, переведя рычаг в пронумерованные положения. Стратегия управления позволяла двигателю разгоняться до ограничителя без увеличения скорости, если она использовалась таким образом.
Наряду со всем этим был новый ручной режим, который можно было выбрать из D, потянув весь рычаг вправо во вторую, меньшую переднюю и заднюю плоскость, идущую параллельно главным воротам. Новая система, обозначенная буквой M, имела небольшой знак «плюс» спереди, указывающий на повышение передачи, а также знак «минус» сзади для понижения передачи. Рычаг можно было «наклонить» вперед или назад по мере необходимости, поскольку он подпружинен к центру. Это то, что установило 9Коробка передач Tiptronic модели 64 отличалась от других систем той эпохи, предоставляя водителю контроль и участие, когда он этого хотел, но в сочетании с простотой использования, предлагаемой полностью автоматической коробкой передач в другое время. Как вы, наверное, догадались, именно благодаря движению рычага коробка передач получила свое название, хотя и только после того, как Porsche воспользовалась услугами Gotta Brands, немецкого креативного агентства, известного своими разработками для своих клиентов громких названий продуктов. Между прочим, та же организация придумала название модели Panamera и для Porsche.
Как ни странно, в своей первоначальной версии TCM Tiptronic не позволял двигателю работать на ограничителе, когда водитель использовал ручной режим. Вместо этого он изменился автоматически. Примечательно, что это поведение оставалось неизменным до 2007 года.
Что еще более разумно, Tiptronic не допускал переключения на пониженную передачу, которое приводило бы к превышению оборотов двигателя, хотя он ловко «запоминал» запрос на понижение передачи и выполнял его, как только обороты упавший. Кроме того, если водитель забывал переключиться на пониженную перед тем, как остановиться, коробка передач автоматически выбирала вторую передачу, прежде чем снова трогаться с места.
Автомобильная пресса положительно восприняла Tiptronic, но четырехступенчатый агрегат стал чрезвычайно популярен среди посетителей выставочного зала Porsche, на его долю пришлось почти треть продаж 964 в первые несколько лет производства. Tiptronic также станет популярным выбором среди 968 покупателей. И это несмотря на недостатки агрегата, которые не ограничивались тем фактом, что его производство обходилось значительно дороже, чем механическая коробка передач 964-го, и добавляли целых тридцать килограммов к общему весу хозяина 9.11. При 159 милях в час максимальная скорость 964 Carrera 2 была всего на 2 мили в час медленнее с установленным типтроником, но разгон от 0 до 62 миль в час увеличился с 5,7 секунды автомобиля с механической коробкой передач до значительно медленнее (по крайней мере, на бумаге) 6,6 секунды.
Конечно, требовалось серьезное мастерство, чтобы извлечь время спринта модели с механической коробкой передач, и, по правде говоря, в руках среднего водителя 964-й, оснащенный Tiptronic, в реальных условиях не медленнее. Это было, однако, немного менее экономично, но не катастрофически. Тем не менее, для 964, направлявшихся в Соединенные Штаты, передаточное число главной передачи в конечном итоге было увеличено, чтобы снизить расход топлива. Есть также свидетельства дальнейшей доработки трансмиссии Tiptronic модели 964 в последующие годы с целью повышения ее эффективности. Стоит отметить, что, несмотря на новое технико-экономическое обоснование, Tiptronic так и не был установлен на 964 Carrera 4, и это предложение было отклонено на том основании, что требуется значительная модернизация.
Неудивительно, что в модели 993 по-прежнему используется типтроник, хотя в алгоритм управления были внесены некоторые изменения: компания Porsche максимально использовала блокировочную муфту для гидротрансформатора, а также передала в TCM данные о торможении, что позволило активировать спортивная стратегия переключения на пониженную передачу при торможении, готовая к вероятному ускорению сразу после этого. Более очевидное (и рыночное) обновление было представлено для 9-й версии. 93 в 1995 году. Названный Tiptronic S, он получил тумблеры переключения передач на рулевом колесе. Были установлены два переключателя, по одному на каждой из двух верхних спиц колеса, что позволяло водителю переключать передачи движением любого большого пальца. Работа аналогична работе рычага — переключение вверх осуществлялось перемещением переключателя вверх, а переключение вниз активировалось перемещением переключателя вниз. При запуске эти кнопки активировались только тогда, когда водитель переводил рычаг в ручное положение, и при желании водителя по-прежнему можно было переключать передачи с помощью рычага.
Эта функция изменилась, когда Tiptronic S был установлен на 986 Boxster, что сделало необходимым использовать кнопки на рулевом колесе, если вы хотели вручную переключать передачи. Однако когда Boxster S был выпущен в 2000 году, система была обновлена еще раз, на этот раз, чтобы позволить водителю отменить автоматический выбор передачи в любое время, нажав одну из кнопок на рулевом колесе, даже не выбирая ручное управление. сначала режим вождения. Если после нажатия кнопки водитель больше ничего не делал, а машина не быстро входила в поворот, коробка через несколько секунд возобновляла работу в автоматическом режиме.
С момента своего появления коробка Tiptronic Boxster была первой в Porsche с пятью передачами переднего хода. Porsche и ZF вскоре воспользовались возможностью провести еще один раунд доработок, чтобы улучшить другие аспекты устройства. Блокировочная муфта, например, больше не была просто включена или нет — ею можно было управлять с разной степенью проскальзывания. Однако значительные изменения были внесены в использование Tiptronic в 911-м поколении 996. Ключевыми среди обновлений стали механическое усиление и улучшенное охлаждение трансмиссионной жидкости, что было достигнуто за счет использования сопутствующего контура охлаждающей жидкости двигателя.
996 Carrera 4 стал первым 911-м, который сочетал в себе полный привод и типтроник. Объединение стало возможным благодаря перемещению вязкостной муфты (которая распределяла крутящий момент на передние колеса) с передней части коробки передач на дифференциал на передней оси.