Почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную, на горячую
Очень часто в разговорах автовладельцев, посвященных эксплуатации и ремонту автомобилей, можно часто услышать фразу: «Стучат гидрокомпенсаторы на холодную» или «на горячую». И неудивительно, ведь с такой проблемой может столкнуться практически каждый – как обладатель иномарки, так и хозяин отечественного автомобиля.
Но прежде чем выяснять причины того, почему стучат гидрокомпенсаторы и как с этим бороться, необходимо рассмотреть, что вообще они собой представляют и зачем установлены в двигателе.
Зачем нужен гидрокомпенсатор
Как известно, в процессе работы двигатель нагревается, в результате чего происходит тепловое расширение деталей. Для компенсации этого расширения между деталями в двигателе предусматриваются тепловые зазоры. Особенно важными в этом смысле являются зазоры в клапанном механизме, ведь в случае неправильного их выставления нарушаются фазы газораспределения, что может привести к серьезным неисправностям. К примеру, прогорание клапана – при уменьшенном зазоре или стуки в двигателе (в случае, если зазор увеличен). Именно поэтому в клапанном механизме конструктивно предусмотрена возможность регулировки при помощи регулировочных болтов и шайб. Со временем по мере износа деталей этот зазор изменяется, что требует периодического снятия клапанной крышки и выполнения процедуры регулировки клапанных зазоров.
Наличие гидрокомпенсаторов в системе механизма газораспределения автомобиля полностью исключает необходимость делать регулировку, так как установка зазора происходит автоматически.
Описание конструкции
Гидрокомпенсаторы, подобно регулировочным шайбам, установлены в посадочных местах в головке блока цилиндров между стержнем клапана и кулачком распределительного вала.
Внешне гидрокомпенсатор представляет собой поршень, на днище которого давит кулачок распредвала. Внутри поршня находится плунжер, через который передается усилие от кулачка к стержню клапана. Также внутри поршня находится шариковый клапан, открывающий доступ маслу в полость поршня. При заполнении внутреннего пространства поршня маслом, оно давит на плунжер, вызывая перемещение плунжера и поршня вверх до тех пор, пока система не упрется в кулачок распределительного вала, таким образом, выбирая зазор. В случае износа деталей газораспределительного механизма большее количество масла поступит внутрь гидрокомпенсатора и зазор все равно будет скомпенсирован.
При надавливании кулачка на поршень гидрокомпенсатора, часть масла выдавливается из внутренней полости, затем шариковый клапан закрывается, преграждая путь маслу. Поршень смещается вниз и образуется зазор.
Неисправности
Теперь рассмотрим, почему стучат гидрокомпенсаторы. Чем бы это ни было вызвано, стучит гидрокомпенсатор из-за того, что не выполняет свою основную задачу – своевременно не регулирует клапанный зазор.
Причины, по которым может возникать стук гидрокомпенсаторов, можно классифицировать по конструктивным признакам (неисправность механической конструкции узла – проблема с «механикой» или нарушения в системах, обеспечивающих подачу масла – проблема с «гидравликой») или по условиям возникновения (стучат гидрокомпенсаторы на холодном двигателе или «на горячую»).
Поломки в самом гидрокомпенсаторе
Здесь можно выделить следующие причины:
- Выработка контактной поверхности. Образуется вследствие повреждения кулачками распределительного вала днища поршня, на котором образуются вмятины.
- Брак деталей.
- Износ плунжера и/или его посадочного места, что приводит к подтеканию масла из подплунжерного пространства;
- Засорение редукционного клапана, в результате чего он может «зависать».
- Загрязнение других деталей гидрокомпенсатора из-за нагара или различных примесей, содержащихся в моторном масле.
В общем случае эти проблемы «лечатся» заменой неисправных деталей на новые.
Нарушение в системе подачи масла
К таким неисправностям относятся:
- Воздух в системе смазки. Обычно это происходит при отклонении уровня масла в системе от нормативного.
- Скопление нагара и грязи в масляных каналах, по которым снабжаются гидрокомпенсаторы.
- Засорение масляного фильтра. В этом случае из-за низкой его пропускной способности в головку блока цилиндров подается недостаточное количество моторного масла.
- Недостаточные характеристики применяемого масла. Такая ситуация может возникать в двух случаях: применение моторного масла, не соответствующего требованиям (низкое качество, не соответствующий нормативному показатель вязкости и т. д.) или вследствие ухудшения характеристик смазочного материала в процессе эксплуатации (а также в случае перегрева двигателя).
- Неисправность масляного насоса (износ его деталей).
Последствия несвоевременной замена масла либо использования некачественных смазочных материалов
Как видно из приведенных примеров, качество моторного масла и состояние масляной системы играет ключевую роль в исправности системы гидрокомпенсаторов. Именно поэтому очень важно своевременно проводить техническое обслуживание автомобиля.
Гидрокомпенсатор стучит на «холодную» или на «горячую»
Прежде всего, необходимо отметить, когда проявляется стук гидрокомпенсаторов. Если это происходит «на горячую», то есть при прогретом двигателе, то в большинстве случаев это связано с уже описанными проблемами с качеством моторного масла или состоянием системы смазки. Иногда неисправность может носить плавающий характер. Например, при засорении масляных каналов в момент запуска двигателя может быть слышен стук, но в процессе работы загрязнения вымываются из каналов, и гидрокомпенсатор работает нормально.
Как точно диагностировать, какой из гидрокомпенсаторов стучит
Если стук носит постоянный характер, то необходимо определить, где именно кроется проблема. Для этого в большинстве случаев применяется акустическая диагностика с использованием специального прибора.
Если не устранять стук
Хотя данный стук не является «смертельной» поломкой и эксплуатировать автомобиль можно, со временем он приводит к некоторым неприятным последствиям.
В клапанах, где наблюдается стук, нарушаются тепловые зазоры, а, следовательно, и фазы газораспределения. Это приводит к ухудшению динамических характеристик автомобиля – снижению мощности, ухудшению приемистости и повышению расхода топлива автомобиля.
Повышенные ударные нагрузки сокращают срок службы привода газораспределительного механизма.
Кроме того, как уже было указано, данная неисправность может косвенно свидетельствовать о проблемах, возникших в системе смазки.
После замены масла застучали гидрокомпенсаторы: что делать?
Одна из самых распространенных неисправностей современных двигателей – стук гидрокомпенсаторов. Причин этого явления может быть множество. Во многих случаях они связаны с качеством моторного масла.
Об источниках и методах решения проблемы читайте в статье.
Гидрокомпенсатор представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, меняющий свою длину при нагнетании моторного масла. Это устройство предназначено для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов. Оно состоит из металлического корпуса, плунжера, поршня с обратным клапаном и возвратной пружины.
По своему назначению гидрокомпенсатор является промежуточным элементом между кулачком вала ГРМ и клапаном. Регулировка зазора и увеличение хода плунжера происходит за счет работы возвратной пружины, а также подачи масла в корпус гидрокомпенсатора.
В полость устройства смазочная жидкость попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а наружу выходит через естественные зазоры клапанной пары.
Качество работы гидрокомпенсатора зависит от поступления масла и состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания узлов.
Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стук, похожий на стрекот, с частотой вдвое меньше частоты оборотов двигателя.
Подозрение должно вызывать устройство, которое стучит больше нескольких минут после запуска двигателя или его полного прогрева.
Основными причинами стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе) являются:
- Слишком густое масло: при непрогретом двигателе оно плохо «заходит» в полость гидрокомпенсатора
- Загрязнение масляной магистрали или клапана гидрокомпенсатора: обычно такое происходит при низком качестве масла или несоблюдении сроков его замены
- Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора: бывает вызвано естественным износом детали или попаданием абразивных частиц в моторное масло.
Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):
- Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения: задиры на плунжере блокируют его движение, из-за чего гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность
- Слишком малая вязкость прогретого масла: оно вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом
- Повышенный уровень масла в двигателе: масло вспенивается из-за перемешивания коленчатым валом или попадания воды в двигатель
Основной причиной стука гидрокомпенсаторов после замены масла или его частичной доливки является низкое качество смазки или ее несоответствие техническим требованиям двигателя – прежде всего по вязкости.
Посторонние звуки могут также возникать из-за засора масляного фильтра.
Чтобы избежать указанных неисправностей, необходимо заливать в двигатель автомобиля то масло, которое рекомендовано автопроизводителем и имеет соответствующие допуски.
Покупать продукцию необходимо у проверенных продавцов, тщательно проверяя целостность упаковки.
При замене масла нужно обязательно осуществлять смену масляного фильтра. Соблюдение этих несложных правил поможет избежать возможных неприятностей при эксплуатации автомобиля.
Даже со стучащими гидрокомпенсаторами можно проездить довольно долго и без особых проблем. Однако со временем двигатель начнет работать громче, усилится вибрация, упадет мощность силового агрегата и увеличится расход топлива. Впоследствии произойдет износ всего клапанного механизма и распределительного вала двигателя, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт.
Была ли полезна статья?
Рейтинг: 3. 89 (18 оценок)
Почему двигатель стучит на холодную?
Информация, автомобильные советы и рекомендации
Любого автовладельца радует ровная, правильная, практически бесшумная работа двигателя автомобиля, ведь это свидетельствует о его полной работоспособности. Но, различные звуки, возникающие особенно при холодном двигателе, могут настораживать, поскольку являются своеобразным сигналом, указывающим на проблемы, требующие немедленного устранения.
Одним из таких сигналов является стук в двигателе на холодную.
Причин детонации в двигателе много. Некоторые стуки указывают лишь на незначительные проблемы, которые можно легко диагностировать и исправить. Но некоторые звуки указывают на проблемы с ДВС и требуют немедленного вмешательства во избежание каких-либо неприятных ситуаций, например капитального ремонта двигателя.
Содержание
Типы стуков в двигателе
Возникновение любого звука происходит от удара одного элемента двигателя внутреннего сгорания о другой, при этом каждое из ударов может иметь свой звук, интенсивность, продолжительность и частоту .
- Если шум двигателя слабый , возможно пропадающий при движении, автомобилю обычно не грозит серьезное повреждение, но своевременная проверка двигателя всегда хорошая идея, даже если стука нет 🙂
- Средняя громкость и интенсивность звука указывают на более серьезные проблемы. В этом случае первое, что вам нужно сделать, это отправиться в ближайшую мастерскую, чтобы избежать серьезных проблем с двигателем.
- Если звук чистый и громкий , то водителю следует срочно заглушить двигатель и вызвать эвакуатор. Если вы продолжите движение таким образом, двигатель может заглохнуть.
Каковы причины детонации двигателя?
Причин возникновения стуков в двигателе довольно много. Основные из них обусловлены механическим износом деталей и узлов, а также образованием детонационных процессов. Характер звука во многом зависит от причины его появления, то есть выхода из строя детали, или степени детонации. Этот фактор становится основополагающим для правильной диагностики.
Стук, возникающий при запуске холодного двигателя внутреннего сгорания с последующим его прогревом, может полностью исчезнуть, стать менее интенсивным, не изменить своего характера при дальнейшей работе двигателя или иметь более высокую интенсивность из-за увеличения давления и/или температуры.
Итак, основными факторами, способными вызвать стук в двигателе, являются
- Металлический стук в двигателе е при условии полной исправности ДВС сигнализирует о несоответствии принятым нормам тепловых зазоров. Исправить эту ситуацию можно, профессионально отрегулировав клапана.
- Потеря работоспособности гидрокомпенсаторов также вызывает детонацию двигателя в холодном состоянии . Компенсаторы выходят из строя, по причине механического износа, использования масла, не подходящего для автомобиля по требуемым характеристикам, а также его несвоевременной замены.
Для устранения этой проблемы достаточно произвести полную мойку двигателя, заменить моторное масло на требуемое, а также масляный фильтр.
- Увеличение зазора между коренными подшипниками может вызвать стук в первые несколько секунд после запуска двигателя. Самоотменяется при увеличении показателя давления в системе смазки. Неправильная работа подшипников также может быть вызвана снижением производительности масляного насоса.
В этом случае количество поступающего масла становится недостаточным, и в то же время происходит закупорка каналов, что приводит к тому, что масло не успевает производить качественную смазку всех узлов и деталей . В результате они начинают издавать неприятный скрежет и скрежет.
- Повторяющиеся удары тупым металлом в двигатель при ускорении могут свидетельствовать о выходе из строя шатунов. Этот звук характерен для изношенного шатуна, ударяющего о шейку коленчатого вала. Здесь нужна срочная помощь профессионального автослесаря, так как эксплуатация автомобиля в таком состоянии категорически запрещена.
- Характерный звук в двигателе также свидетельствует о наличии проблем с газораспределительным механизмом . Наиболее распространенная причина – увеличение зазоров распредвалов. При последующем прогреве двигателя эти стуки либо становятся менее интенсивными, либо полностью исчезают.
- Если поршень сильно изношен, он также может издавать стук во время работы. Поврежденные поршни свободно двигаются, как бы «гуляя» в цилиндрах, издавая при ударах по «юбке» характерный металлический звук. Подобные стуки могут вызывать деформацию поршневых колец.
- Стук от детонации довольно громкий . Его интенсивность естественным образом увеличивается с каждым циклом двигателя. Основная причина – несвоевременное и неравномерное воспламенение топливно-воздушной смеси, что провоцирует самопроизвольные разрушительные взрывы внутри цилиндров.
- При холодном двигателе появление детонационных толчков, а следовательно, и характерного стука приводит к использованию топлива с более низким октановым числом (согласно рекомендациям производителя).
- Очень частым фактором появления стука в двигателе является использование более тонкой прокладки головки блока цилиндров , что вызывает увеличение степени сжатия.
- Различные стуки в подкапотном пространстве могут быть вызваны различными поломками навесного оборудования и узлов, таких как водяной насос-генератор, ГРМ и др.
Как самостоятельно диагностировать стуки двигателя
Если это невозможно сделать на профессиональной диагностике в автосервисе можно попробовать выявить причины появления характерного металлического звука в двигателе самостоятельно.
- Изначально следует четко убедиться, что звук исходит от мотора, а не от других деталей . Если на автомобиле установлена механическая коробка передач, рекомендуется полностью выжать сцепление, чтобы отсоединить сцепление от двигателя. В этом случае можно будет определить, что причина стука находится в двигателе, а не в трансмиссии.
- Затем нужно внимательно прислушаться к стуку, определить его продолжительность, цикличность и интенсивность .
Как отмечалось ранее, для разных пороков характерен даже определенный уровень тональности.
- Громкий звук, набирающий силу и исходящий из верхней области ГБЦ -> проблема с клапанными зазорами;
- Звук, похожий на удар маленького металлического шарика по крышке с характерным нарастанием -> неисправность гидрокомпенсатора;
- Шуршащий, свистящий и скрипящий звук -> плохая или неисправная цепь ГРМ или ремень ГРМ, а также ремень генератора;
- Детонация имеет звон , яркий звук , обычно термин «стук пальцев»
- Также в обязательном порядке проверить состояние крепления опор двигателя и по возможности всего шасси
- Прослушать внимательнее к звукам двигателя автовладельцы часто используют прибор фонендоскоп технического типа. Профессиональная диагностика предполагает использование тестера двигателя типа OBD 2.
Заключение
Как видите, диагностика стука в двигателе дело непростое и лучше обратиться к профессиональному механику, у которого есть все необходимые для этого инструменты операция
Причин появления шума в двигателе очень много, в том числе и стуков различного типа. Многие из них указывают на мелкие проблемы, с которыми автомобиль может мирно «уживаться» длительное время. Но также появившийся стук может свидетельствовать о серьезных поломках деталей и/или узлов двигателя, игнорировать которые категорически запрещено.
Конструкция двигателя подразумевает взаимодействие множества деталей и узлов, подвергающихся в процессе эксплуатации довольно значительным нагрузкам. Маркером многих отказов двигателей внутреннего сгорания является исходящий стук, который имеет свой тон, продолжительность и интенсивность для каждого типа отказа.
Благодаря этому при тщательной диагностике можно не только выявить причину неисправности двигателя, но и своевременно ее устранить.
Симптомы распространенных гидравлических проблем и их основные причины
Упреждающее техническое обслуживание делает упор на регулярное выявление и исправление основных причин, которые в противном случае привели бы к отказу оборудования. В случае гидравлических систем есть три легко обнаруживаемых признака, которые дают раннее предупреждение о первопричинных состояниях. Эти симптомы включают ненормальный шум, высокую температуру жидкости и медленную работу.
Аномальный шум
Аномальный шум в гидравлических системах часто возникает из-за аэрации или кавитации. Аэрация происходит, когда воздух загрязняет гидравлическую жидкость. Воздух в гидравлической жидкости издает тревожный стук или стук, когда он сжимается и разжимается, циркулируя по системе.
Другие симптомы включают вспенивание жидкости и неравномерное движение привода. Аэрация ускоряет разложение жидкости и вызывает повреждение компонентов системы из-за потери смазки, перегрева и возгорания уплотнений.
Воздух обычно поступает в гидравлическую систему через впускное отверстие насоса. По этой причине важно убедиться, что всасывающие линии насоса находятся в хорошем состоянии, а все хомуты и фитинги затянуты. Гибкие впускные линии со временем могут стать пористыми; поэтому замените старые или подозрительные впускные линии. Если уровень жидкости в резервуаре низкий, может образоваться вихрь, позволяющий воздуху попасть во всасывающее отверстие насоса.
Проверьте уровень жидкости в бачке и, если он низкий, долейте до нужного уровня. В некоторых системах воздух может попасть в насос через уплотнение вала. Проверьте состояние уплотнения вала насоса и, если оно протекает, замените его.
Кавитация возникает, когда объем жидкости, потребляемой какой-либо частью гидравлического контура, превышает объем подаваемой жидкости. Это приводит к тому, что абсолютное давление в этой части контура падает ниже давления паров гидравлической жидкости. Это приводит к образованию паровых полостей внутри жидкости, которые взрываются при сжатии, вызывая характерный стук.
Последствия кавитации в гидравлической системе могут быть серьезными. Кавитация вызывает эрозию металла, которая повреждает гидравлические компоненты и загрязняет жидкость. В крайних случаях кавитация может привести к механическому отказу компонентов системы.
Хотя кавитация может возникнуть практически в любом месте гидравлического контура, чаще всего она возникает в насосе. Забитый впускной фильтр или засоренный впускной трубопровод могут привести к испарению жидкости во впускном трубопроводе. Если насос имеет сетчатый фильтр на входе, важно, чтобы он не засорялся. Если на впускной линии установлен запорный клапан шиберного типа, он должен быть полностью открыт.
Этот тип изоляционного устройства склонен к вибрации в закрытом состоянии. Всасывающая линия между резервуаром и насосом не должна быть перекрыта. Гибкие впускные линии со временем разрушаются; поэтому замените старые или подозрительные впускные линии.
Высокая температура жидкости
Температура жидкости выше 180°F (82°C) может повредить уплотнения и ускорить разложение жидкости. Это означает, что работа любой гидравлической системы при температурах выше 180°F вредна и ее следует избегать. Температура жидкости слишком высока, когда вязкость падает ниже оптимального значения для компонентов системы. Температура, при которой это происходит, зависит от класса вязкости жидкости в системе и может быть значительно ниже 180°F.
Высокая температура жидкости может быть вызвана чем угодно, что либо снижает способность системы рассеивать тепло, либо увеличивает ее тепловую нагрузку. Гидравлические системы рассеивают тепло через резервуар. Поэтому уровень жидкости в резервуаре необходимо контролировать и поддерживать на правильном уровне. Убедитесь, что вокруг резервуара нет препятствий для потока воздуха, таких как скопления грязи или мусора.
Важно осмотреть теплообменник и убедиться, что сердцевина не заблокирована. Способность теплообменника рассеивать тепло зависит от расхода как гидравлической жидкости, так и охлаждающего воздуха или воды, циркулирующих через теплообменник. Поэтому проверьте работоспособность всех компонентов охлаждающего контура и при необходимости замените.
Когда жидкость движется из области высокого давления в область низкого давления, не совершая полезной работы (падения давления), выделяется тепло. Это означает, что любой компонент с аномальной внутренней утечкой увеличит тепловую нагрузку на систему. Это может быть что угодно: от цилиндра, из которого протекает жидкость под высоким давлением через уплотнение поршня, до неправильно отрегулированного предохранительного клапана. Определите и замените любые компоненты, выделяющие тепло.
Воздух выделяет тепло при сжатии. Это означает, что аэрация увеличивает тепловую нагрузку на гидравлическую систему. Как уже объяснялось, кавитация — это образование паровых полостей внутри жидкости. Эти полости выделяют тепло при сжатии. Как и аэрация, кавитация увеличивает тепловую нагрузку. Поэтому осмотрите систему на наличие возможных причин аэрации и кавитации.
Помимо повреждения уплотнений и сокращения срока службы гидравлической жидкости, высокая температура жидкости может привести к повреждению компонентов системы из-за недостаточной смазки в результате чрезмерного утончения масляной пленки (низкая вязкость). Для предотвращения повреждений, вызванных высокой температурой жидкости, в системе следует установить датчик температуры жидкости, а также немедленно исследовать и устранять все признаки высокой температуры.
Медленная работа
Снижение производительности машины часто является первым признаком неисправности гидравлической системы. Обычно это проявляется в более длительном цикле или медленной работе. Важно помнить, что в гидравлической системе поток определяет скорость и отклик привода. Следовательно, потеря скорости указывает на потерю потока.
Поток может выйти из гидравлического контура через внешнюю или внутреннюю утечку. Внешняя утечка, такая как лопнувший шланг, обычно очевидна и поэтому ее легко обнаружить. Внутренняя утечка может произойти в насосе, клапанах или исполнительных механизмах, и если вы не одарены рентгеновским зрением, ее труднее локализовать.
Как отмечалось ранее, при наличии внутренней утечки возникает перепад давления, а при перепаде давления выделяется тепло. Это делает инфракрасный термометр полезным инструментом для определения компонентов с аномальной внутренней утечкой. Однако измерение температуры не всегда позволяет определить внутреннюю утечку, и в этих случаях потребуется использование гидравлического расходомера.