Хонда Соитиро – создатель глобальной империи Honda
Хонда Соитиро – уникальный предприниматель, создатель всемирной империи Honda. Обладая неиссякаемой энергией и трудолюбием, он буквально заражал окружающих страстью к любимому делу.
Хонда Соитиро (1906-1991) – создатель компании Honda Motor. После основания в 1948 году компания занималась производством мотоциклов, однако через 15 лет, в 1963 году, перешла на выпуск автомобилей. Несмотря на то, что Honda последней вышла на рынок автопрома, ей удалось добиться значительного успеха и превратиться в крупнейшего в мире автопроизводителя.
Хонда Соитиро покинул пост президента в 1973 году, в возрасте 66 лет, и тот факт, что его детище прочно сохраняет позиции мирового лидера, является лучшим подтверждением его заслуг в роли инженера и руководителя. В основе этого успеха — способность предприятия к непрерывному росту и преданные кадры.
Амбициозные цели
Хонда Соитиро родился в крохотной деревеньке в префектуре Сидзуока в бедной семье кузнеца. В 15 лет он уехал в Токио и поступил в ученики в авторемонтную мастерскую. Все его дальнейшие мечты были связаны с производством автомобилей. В 22 года Соитиро возвращается на родину и открывает собственную ремонтную мастерскую. Убедившись в успешности своего первенца, Хонда приступает к производству одного из важнейших компонентов двигателя – поршневых колец. Выпуск комплектующих стал первым шагом на пути перехода от ремонта автомобилей к их производству.
Год, когда проект стал приносить прибыль, ознаменовался поражением Японии во Второй Мировой войне. В 1948 году, несмотря на сложную экономическую сиутацию, 42-летний Хонда решает начать производство мотоциклов, то есть перейти от комплектующих к выпуску транспортных средств. Это был уже третий проект предпринимателя.
Благодаря выдающимся инженерным способностям он успешно справляется с производством двухколёсных транспортных средств и наконец-то решает заняться автомобилями. Когда осуществилась эта многолетняя мечта, Хонде исполнилось 57 лет. Он объявляет об участии в крупнейших в мире автогонках – Формуле 1. Несмотря на то, что к тому моменту его компания выпускала лишь небольшие грузовики, в 1964 году он подаёт заявку на участие, рассчитывая применить в производстве уже зарекомендовавшие себя в мировых первенствах технологии для производства мотоциклов, и на следующий год выигрывает Гран-При в Мексике.
Строгость и доброта
Хонда Соитиро отличался выдающимися лидерскими качествами, успешно совмещая способность идти вперёд с заботой о персонале. Он постоянно ставил перед собой новые цели и неустанно искал новые возможности. Там, где другие видели только препятствия и трудности, Хонда находил возможности для новых проектов. В работе он был очень строг и всё время покорял новые вершины – от ремонта автомобилей и выпуска поршневых колец — к производству мотоциклов, участию в мотоциклетных гонках, выпуску автомобилей и участию в Формуле 1.
Во время разработки спорткара серииSХонда делится своими идеями с работником, рисуя на полу эскизы (1962 год, НИИ Вако)
Забота о сотрудниках проявлялась во внимательном отношении, и несмотря на строжайшее отношение к работе люди были готовы следовать за своим лидером. Строгость была необходимым условием движения вперёд. Хонда не шёл на компромиссы и мог поднять руку на провинившегося сотрудника. Однако он был человеком широкой души, люди чувствовали его тепло. В нём естественным образом сочетались такие противоречивые качества, как строгость и забота, душевная теплота и жёсткость.
Невозможное возможно
В 1954 году, когда компания, испытывая серьёзные проблемы, была на грани банкротства, Хонда объявил об участии в крупнейших в мире мотогонках на острове Мэн. Он хотел воодушевить своих работников, показав им достойную мечту. Об участии в «Формуле-1» Хонда объявил в 1963 году, когда правительство Японии никак не соглашалось на открытие производства автомобилей. Оба решения об участии в гонках были приняты в ситуации, когда мало кто верил в победу. Однако Хонда придерживался кредо «Не попробуешь – не узнаешь, на что способен». Он побуждал окружающих к действию, и упорный труд давал свои плоды. Процесс достижения цели способствовал развитию кадров и разработке технологий. Хонда стремился получать новый опыт, и этот опыт становился базой для новых амбициозных целей.
Для участия в гонках необходим высокофункциональный мотор. В ходе его разработок происходило обучение молодых кадров. Отточенные на производстве гоночных автомобилей технологии находили применение в проектах автомобилей для обычного рынка. Именно так рождались конкурентные преимущества автомобилей Хонды – компактность и функциональность. Опыт производства мотора, способного обеспечивать высокоэффективное сгорание даже в самых неблагоприятных условиях гонок «Формулы-1», позволил получить уникальные технологии. Беспрецедентно низкий уровень загрязнения окружающей среды помог автомобилям Хонды завоевать место на глобальной арене. В основе этого успеха лежали завершившиеся в 1972 году разработки двигателя CVCC с революционным принципом сгорания.
Забота о каждом
Ещё один девиз Хонды – «Проникай в души людей». Это требование он предъявлял прежде всего своим разработчикам – поставить себя на место клиентов и задуматься о том, что им необходимо. Хонда не любил принимать решения на основе маркетинговых исследований. «Мы профессионалы в сфере технологий. Наши клиенты – всего лишь любители. Разве можно разрабатывать продукцию, основываясь на мнении любителей?».
Девиз Хонды находил применение и на рабочих местах. Если руководитель понимает подчинённых, он начинает относиться к ним более внимательно. Хонда особенно ценил рядовых работников и тех, чья работа не была на виду. Это был один из элементов его лидерского стиля.
«Если кажется, что правая рука слишком много заботится о левой – значит, заботы в самый раз», — считал Хонда. Его жизненный путь начинался с работы в авторемонтной мастерской, он своими руками изготовлял детали и занимался монтажом. При ручной работе в глаза бросается правая рука. Кажется, что человек использует только правую руку. Однако когда правая рука держит молоток, стуча по детали, левая рука обязательно придерживает эту деталь. Не фиксируя деталь, работать невозможно. Правая рука – это работники передовой линии, которые у всех на виду. Левая рука – это невидимые кадры, поддерживающие производство. На левой руке Хонды было 48 шрамов, а кончики двух пальцев сточены на 5 миллиметров. Это следы его собственных ошибок. Хонда всегда ценил левую руку, больше всего подверженную травмам.
Хонда с рабочими в корпоративной столовой (1960 год)
Мужественное решение об отставке
Будучи гениальным инженером, Хонда превратил своё детище в крупнейшую компанию. Значительный вклад в этот успех внёс Фудзисава Такэо, которого можно считать соучредителем компании. Предприятие дважды оказывалось на грани банкротства, и каждый раз своевременные действия Фудзисавы помогали выйти из кризиса. Выдающиеся человеческие качества Хонды способствовали сохранению нерушимого партнёрства с гениальным финансистом. Фудзисава от всего сердца хотел помочь развиваться своему гениальному другу.
В пожилом возрасте Хонда перестал поспевать за прогрессом технологий автомобилестроения и приобрёл черты авторитарного руководителя, мешая молодому поколению. Заметив это, Фудзисава сообщил Хонде о своём выходе в отставку. Хонда мгновенно понял скрытый смысл в словах своего друга и ответил: «Уходить будем вместе». В 1973 году партнёры вышли в отставку. Первым прееемником Хонды стал 45-летний Кавасима Киёси. Красивый уход Хонды, передавшего бразды правления в руки молодого поколения, стал одной из традиций предприятия.
Хонда Соитиро в спецодежде (1960 год, НИИ Вако)
Фотографии предоставлены компанией Honda Motors
Фотография к заголовку: Хонда Соитиро и автомобиль Honda MсLaren МР4/4, одержавший победу в 15 из 16 чемпионатов мира «Формулы-1», призёр номинации спортсменов и производителей (1988 год, выставочный павильон Honda в токийском районе Аояма).Соитиро Хонда — основатель японской автомобильной компании
Сегодня отвлечёмся от историй создания легендарных моделей автомобилей и вновь обратимся к биографии великих людей в автомобильной промышленности.
Автор: Дмитрий Новиков, редактор
При всей своей любви к автомобилям, я не питаю тёплых чувств к продукции японских марок. Дело не в надёжности этих машин или в их странном внешнем виде, дело, скорее всего, в чисто японском подходе к продукции. Современные модели могут иметь сумасшедший функционал, в котором не будет чего-то, что мы привыкли видеть в европейских машинах и наоборот. Безусловно, машины из Страны Восходящего Солнца имеют потрясающий дизайн, технологичный мотор или оснащение, которое опережает время, однако на каждый плюс можно найти минус — ресурс мощного атмосферного мотора, качество исполнения красивого автомобиля, материалы отделки салона и многое другое. К чему я это? К тому, что попавшаяся случайно биография Соитиро Хонда — основателя одноимённой компании и гениального изобретателя, меня поразила.
Начнём по порядку: Соитиро Хонда родился 17 ноября 1906 года в небольшом городке Хамамацу в Японии в семье кузнеца и швеи. Отец будущего изобретателя занимался ремонтом велосипедов, которые в те годы набирали популярность в Японии. Как только мальчик немного подрос, его привлекли в качестве помощника мастера по ремонту двухколёсного транспорта на мускульной силе. В то время в Хамамацу стали появляться первые автомобили. Первым встреченным на дороге общего пользования самодвижущимся транспортом стал легендарный Ford Model T. Если верить легенде, при первой встрече мальчик долго бежал за машиной, а когда та скрылась за очередным поворотом, Хонда увидел на земле несколько капель машинного масла — будущему изобретателю так понравился его запах, что он натёр свои руки песком с машинным маслом и долго вдыхал этот запах.
В 15 лет Соитиро Хонда решил, что школа не приносит ему никаких знаний и отправился устраиваться на работу в мастерскую Art Shokai в столицу Японии Токио. Вопреки ожиданиям, мальчика ждала работа няньки для сына владельца мастерской. Весь день Хонда готовил еду, ходил следом за ребёнком и убирался там, где ему прикажут. Стоит отметить, что Art Shokai была едва ли не первой станцией технического обслуживания в Японии, а также дилером бренда Daimler. В 1923 году к несчастью практически всех жителей страны и к счастью самого Соитиро Хонды, случается крупнейшее землетрясение, в результате которого города Токио и Йокогама были практически стёрты с лица Земли. Именно здесь и начинается история изобретателя Хонда.
В те дни в Токио творился настоящий хаос — горели и рушились дома, на улицах было полно раненных, а мастерская Art Shokai продолжала свою работу. Почти все работники компании бросили свои обязанности и отправились восстанавливать свои дома. В связи с этим Юзо Сакакибара — владелец и основатель мастерской, переводит Соитиро Хонду из разряда прислуги в сан мастера и юноша тут же принимается за работу. По легенде, он буквально чувствует причину поломки каждого автомобиля, который попадает к нему в руки и быстро устраняет неисправности. Вместе с тем, глядя на сгоревшие автомобили Хонда понимает, что деревянные спицы на колёсах неплохо было бы заменить металлическими, а также придумывает метод крепления таких спиц к ободу. На это изобретение японец получает свой первый патент.
После устранения последствия катастрофы Сакакибара, увлекающийся автомобильными гонками, предлагает Хонде построить свой собственный спортивный автомобиль. Для этого компания покупает списанный авиационный 8-цилиндровый мотор, который будущий изобретатель устанавливает на шасси Miller и самостоятельно собирает остальные агрегаты. После постройки машины, Хонда садится за руль и в 1925 году завоёвывает Гран-При Японии в гонке Chairman`s Trophy. Спустя три года Соитиро возвращается в родной город с целью открыть филиал Art Shokai. Практически сразу бизнес пошёл в гору — на Хонду работало сразу 15 механиков. Ещё не остывший от гонок, молодой человек строит свой второй спорткар, на этот раз из серийных компонентов Ford. В 1936 году управляя своим болидом в одной из гонок, Соитиро попадает в аварию, после чего около трёх месяцев проводит на больничной койке. По возвращению в строй, он отказывается от своей гоночной программы и начинает думать о расширении компании.
В том же году Хонда решает заняться собственным производством. В качестве объекта была выбрана автомобильная промышленность и изготовление дефицитных в то время поршневых колец.
Как только Хонда налаживает производство продукта, он предоставляет его образцы не кому-нибудь, а самому Кииширо Тойоде! Кольца оказались настолько хороши, что Toyota выкупает 40% предприятия Соитиро и становится основным потребителем его продукции. Позже в качестве клиента была найдена авиастроительная компания Nakajima Aircraft Company, которой также поставлялись поршневые кольца.
Как мы все знаем, Япония потерпела поражение во Второй Мировой войне, а её крупные города были разбомблены американцами. Многие предприятия был стёрты в пыль, однако завод Хонды пострадал не так сильно и Toyota, испытывавшая трудности с производством, предлагает Соитиро выкупить у него остатки предприятия. В результате инженер получает 450 000 йен — огромные деньги по тем временам. Часть этой суммы он тратит на немыслимое — покупает цистерну медицинского спирта и привозит её в свой дом. В течение года Соитиро Хонда пытается разработать собственный рецепт виски и саке, а между делом дегустирует свою продукцию и угощает ею любого, кто зайдёт к нему.
Под это дело Хонда основывает фирму Honda Technical Research Institute и разрабатывает свой собственный двигатель внутреннего сгорания объёмом 50 кубических сантиметров и мощностью 1 л.с., после чего налаживает серийное производство своих «мотопедов», назвав их Type A. Эти изделия отличались очень высокой надёжностью, неприхотливостью и простотой в управлении. В 1948 году Институт технических исследований Хонда был переименован в привычную всем нам Honda Motor Company. Спустя год компания выпускает свой первый полноценный мотоцикл, который получил имя Dream Type D. Таким названием модель обязана одному из инженеров компании, который на испытаниях мотоцикла сказал, что это просто мечта.
К 1953 году Honda занимает около 15% мотоциклетного рынка Японии. Тем временем на конвейер встаёт новая модель — Benly J-Type — недорогой и удобный в управлении байк. В конце 1953 года в стране разразился экономический кризис. Продажи продукции начали падать, поэтому Хонде пришла в голову отличная мысль — выйти на международный рынок. А как это сделать в середине XX века? Правильно — нужно принять участие в гонках и, желательно, одержать в них победу. С этой мыслью компания Honda заявляется на старт какого-то соревнования в Бразилии, но терпит неудачу — один из гонщиков заболел и не вышел на старт, а второй занял лишь 13-е место. В 1954 году Соитиро отправляется в качестве зрителя на гонки Isle of Man Tourist Trophy — чрезвычайно популярное зрелище тех лет. Вместе с тем инженер путешествует по Европе и покупает разработки будущих конкурентов для «вскрытия» и изучения.
Одновременно с участием в различных гоночных соревнованиях, Honda наращивает производство. Если в начале 50-х годов завод собирал по 130 мотоциклов в день, то к концу десятилетия тираж достигал 1 300 единиц мототехники ежедневно! В 1958 году на свет появился Honda Super Cub — скутер, который выпускается до сих пор. Мотоциклы только оригинальной конструкции разошлись по миру тиражом в 100 миллионов экземпляров, а ведь есть ещё индийские, китайские и иные мотоциклы, выпускаемые по лицензии. Тогда для удовлетворения спроса на модель пришлось открыть отдельный завод, который стал производить до 50 000 Super Cub в месяц. Уже в 1959 году Honda выходит на рынок США. В тот же год сбылась мечта Соитиро об участии в гонках на острове Мэн — его пилот занял шестое место. Спустя два года гонщики Honda заняли первые пять мест в этом легендарном соревновании и доказали миру преимущества японских мотоциклов.
Добившись успехов на гоночном поприще, а также в мировых продажах, Хонда не собирался останавливаться.
В 1972 году миру был представлен легендарный хэтчбэк Honda Civic. Успех модели многие связывают с разразившимся нефтяным кризисом — автомобиль имел передовой мотор CVCC, который помимо своей экономичности отвечал экологическим требованиям, установленным в то время в США. Кроме того в 1973 году японские компании Nissan и Toyota начали сокращение производства машин и увеличение их стоимости. Хонда сделал всё в точности до наоборот — удвоил производство и опустил цены. В результате такого нехитрого хода, продажи конкурентов упали на 40%, а продажи Honda выросли на 76%. В 1973 году Соитиро Хонда покидает пост главы компании, но остаётся работать в ней в качестве пожизненного консультанта.
Легендарный инженер умер от болезни почек в 1991 году. Вместо себя Хонда оставил огромную компанию, производящую широкий спектр транспортных средств — от автомобилей и мотоциклов до газонокосилок. Успех начинаний инженера был обеспечен его характером и склонностью к рисковым предприятиям. Всю свою жизнь Соитиро Хонда делал ставку на людей, имеющих практический опыт, и отвергал теоретиков. В его компании любой сотрудник мог высказать своё мнение и в награду получить за это более высокую должность. К слову, пост генерального директора после ухода Хонды занял не родственник, а его коллега. Стоит ли говорить, что конкуренты Honda были вынуждены предпринимать меры по разработке новых технологий, чтобы «догнать» японцев? Уже при жизни Соитиро Хонду сравнивали с Томасом Эдисоном и Генри Фордом и называли одним из величайших изобретателей. К концу своей жизни на счету Хонды были 150 патентов и более 470 изобретений.
История Honda | Honda Denton
Перейти к основному содержаниюСкрыть Показать
Honda имеет длинную и легендарную историю
Водители наверняка признают автомобили Honda одними из самых качественных транспортных средств на дорогах сегодняшнего дня. Однако история Honda началась задолго до того, как компания выпустила свой первый автомобиль. Основатель компании Соитиро Хонда всегда интересовался автомобилями и начал свою карьеру в гараже Art Shokai в качестве механика, работающего на гоночных автомобилях.
Ранние годы
Используя средства, предложенные другом (Като Ситиро), Хонда основала компанию Tokai Seiki в 1937 году. Эта компания в течение короткого периода времени производила поршневые кольца для компании Toyota. Со временем Honda научилась массово производить кольца двигателя для Toyota. Во время Второй мировой войны эта компания была передана в ведение военного министерства. После разрушения одного завода во время войны и еще одного в 1945 году из-за землетрясения в Микава, новая эра в истории Honda началась с создания моторизованного велосипеда под эгидой Института технических исследований Honda.
Технический научно-исследовательский институт Honda был ликвидирован в 1949 году, а полученные средства были использованы для создания Honda Motor Co. Ltd., имя, которое стало очень хорошо известно на улицах Америки. В этот ранний период компания сосредоточилась на производстве мотоциклов и к 1964 году стала одним из крупнейших производителей мотоциклов в мире.
Первые модели автомобилей были представлены в октябре 1963 года. К тому времени Honda уже более десяти лет была ведущим мировым производителем мотоциклов. Вполне естественно, что ранние модели легковых и грузовых автомобилей имели цепной привод на задние колеса, подобно мотоциклам, которые Honda производила с конца Второй мировой войны. Пройдет еще одно десятилетие — десятилетие многих достижений — прежде чем первые Honda будут отправлены в Соединенные Штаты и на другие международные рынки.
В последующие годы Honda продолжала разрабатывать новые линейки автомобилей и расширять свои горизонты. В 1973 году Honda была готова экспортировать свои автомобили в Соединенные Штаты, поскольку первая Honda Civic была предложена покупателям в районах Дентона, Фриско и Льюисвилля. Эти автомобили с высокой топливной экономичностью были именно тем, в чем нуждалась американская общественность, когда энергетический кризис достиг своего полного размаха, а цены на бензин взлетели до небес. В 1974 году четырехтактный двигатель Honda CVCC был невероятно экономичным, но Civic стал первым автомобилем, отвечающим новым стандартам Закона о чистом воздухе EPA без каталитического нейтрализатора.
К 1979 году начался новый этап в истории Honda, когда они стали первым японским производителем автомобилей, открывшим производство в США. В 1982 году Accord был построен на новом заводе в Мэрисвилле, штат Огайо. В 1984 году Honda CRX-HF станет первым автомобилем в мире, который достиг рейтинга EPA 50 миль на галлон.
Движение вверх
В 1986 году Honda запустила линейку роскошных автомобилей Acura, предложив спортивную Integra и флагманскую модель Legend. Эти модели предлагались через 60 различных дилерских центров в США.88 Honda стала первым автомобилем американского производства, экспортируемым в Японию. Honda Accord имеет честь быть первым автомобилем, построенным международным автопроизводителем и получившим звание самого продаваемого автомобиля в США.
Эти модели предлагались через 60 различных дилерских центров в США. 1988 Honda стала первым автомобилем американского производства, экспортируемым в Японию. Honda Accord имеет честь быть первым автомобилем, построенным международным автопроизводителем, который заслужил звание самого продаваемого автомобиля в США
Не останавливаясь на достигнутом, в 1990 году Honda выпустила Acura NSX. Это был первый в мире автомобиль с полностью алюминиевым кузовом. Он также будет первым, оснащенным двигателем с электронным управлением фаз газораспределения и подъемной силы (VTEC). В следующем году универсал Accord станет первым автомобилем в истории Honda, полностью спроектированным и построенным в США. В середине десятилетия Civic стал первым автомобилем, соответствующим калифорнийским стандартам автомобилей с низким уровнем выбросов. Два года спустя Accord соответствовал калифорнийским стандартам автомобилей со сверхнизким уровнем выбросов.
Новый век и новые идеи
В 2001 году произведенный в США Civic Coupe стал первым компактным автомобилем, получившим полный 5-звездочный рейтинг безопасности от NTHSA (Национальное управление безопасности дорожного движения), что сделало его одним из самых безопасных автомобилей на дорогах Дентона. В 2002 году была выпущена первая Honda Civic Hybrid, комбинированный бензиново-электрический автомобиль, расход топлива которого составлял 70 миль на галлон. В том же году FCX был представлен как первое транспортное средство на топливных элементах, сертифицированное EPA для повседневного использования в США.
Honda продолжает оставаться на переднем крае, прокладывая путь в будущее во многих областях. В октябре 2000 года, примерно через 37 лет после выпуска своих первых автомобилей, Honda представила ASIMO — Advanced Step in Innovation Mobility. ASIMO — робот-гуманоид, созданный для помощи людям с ограниченными физическими возможностями. С момента своего появления ASIMO широко используется для продвижения математического и естественнонаучного образования и исследований.
Хонда тоже не останавливается на достигнутом. Они постоянно входят в число мировых лидеров в разработке транспортных средств, использующих альтернативные источники топлива, начиная с первого гибридного электромобиля, доступного в США в 1999 в 2006 году с переходом на водородные топливные элементы в 2008 году и полностью электрический Fit EV в 2012 году. В то время как запас хода автомобиля в 82 мили ограничивал его практичность для тех, кто совершал короткие поездки, типичные для городских жителей, подключаемый гибрид был представил в следующем году, который сочетал в себе экологически чистые технологии и экономичность электрического двигателя с практичностью бензинового двигателя для дальних поездок.
Инновации продолжают изобиловать, поскольку Honda продолжает исследовать новые способы создания гибридов и сверхбезопасных и экономичных автомобилей. Автомобили Honda, доступные в Honda of Denton, сегодня являются одними из лучших на дорогах. Хотя они могут иметь мало общего с первым T360, выпущенным в 1963, такое же стремление к качеству, как и в этой модели, можно найти в каждом легковом автомобиле, грузовике, внедорожнике и фургоне, когда-либо созданном в истории Honda.
Соичиро Хонда, основатель Auto Giant, умер в возрасте 84 лет: предприниматель: японский изобретатель произвел революцию в мотоциклах и построил одну из крупнейших в мире автомобильных фирм.

ТОКИО —
Соитиро Хонда, автомеханик, основавший Honda Motor Co., сделавший свое имя синонимом мотоциклов и бросивший вызов мировым автогигантам, умер здесь в понедельник. Ему было 84.
Его смерть от печеночной недостаточности вернула воспоминания о том, как он и другие «гаражные» производители Японии возглавили восстановление страны из пепла поражения во Второй мировой войне.
Как и покойный Коносукэ Мацусита, основавший Matsushita Electric как компанию по производству лампочек, и Масару Ибука, технологический гений Sony Corp., Хонда создал свою корпорацию с помощью импровизированных средств — прикрепляя переработанные военные двигатели к велосипедам.
Изобретатель по натуре, который часто присоединялся к работе на заводах и в исследовательских лабораториях, Хонда разработал двигатели, которые превратили мотоцикл в средство передвижения по всему миру. Он также помог разработать новаторский двигатель с низким уровнем выбросов для легковых автомобилей.
В Японии Honda придала мотоциклу новый имидж, подняв его над статусом хот-роддера и сделав его приемлемым для домохозяек для поездок в продуктовый магазин.
На момент его смерти компания, которая носит его обычно неправильно произносимое имя — на самом деле это HONE-dah, а не HAWN-dah, — оставалась четвертым по величине производителем автомобилей в Японии, производя 1,9 миллиона автомобилей в год. Он также является крупнейшим в мире производителем двухколесных транспортных средств: за последний финансовый год было произведено 3,4 миллиона мотоциклов. Корпоративные продажи составили 30,5 миллиардов долларов.
Хотя Хонда не контролировал компанию с момента выхода на пенсию в 1973 году, его уход вызвал эмоциональный комментарий Нобухико Кавамото, президента Honda Motor.
«(Он) научил нас жизни без компромиссов и истинному смыслу технологий. С большой любовью и уважением мы звали его ояджи-сан (великий отец). Слова не могут выразить то горе, которое мы испытываем по поводу его ухода», — сказал Кавамото.
Индивидуалка среди конформистов, Хонда взяла за правило носить кричащие костюмы и рубашки диких расцветок. Даже руководители Honda описывали его как «фабричного тирана» с «вспыльчивым характером (и) громоподобными методами обучения молодых рабочих», он был прямолинеен и откровенен с посторонними. Его никогда не приглашали в элитные деловые круги, такие как степенная, но могущественная Кэйданрэн (Федерация экономических организаций). Самой высокой должностью «старшего руководителя», которую он занимал, был вице-президент Токийской торгово-промышленной палаты с 1979 по 1987 год.
Но для него это мало что значило.
«Пока вы не доставляете неприятностей и не доставляете неудобств другим людям, вам должно быть разрешено носить одежду любого цвета, который вы хотите», — сказал он однажды. «Такое мышление важно для изобретателей и художников. Если у них нет мужества и решимости порвать с устоявшимися представлениями, они не могут рассчитывать на хорошую работу».
Вместо того, чтобы присоединиться к деловому Учреждению, Хонда бросила ему вызов.
В 1967 году, когда Министерство международной торговли и промышленности пыталось объединить множество японских автопроизводителей, Honda вошла в бизнес легковых автомобилей, выпустив «семейный автомобиль» среднего размера под названием N360. У него был 40-сильный двигатель и максимальная скорость 81 миля в час.Бум автомобилизации 60-х годов мгновенно стал хитом.
Всего пять лет спустя, в 1972 году, фирма стала первым в мире автопроизводителем, разработавшим двигатель, способный ограничивать выбросы в соответствии со стандартами, установленными для 1975 года Законом США о чистом воздухе, без использования каталитического нейтрализатора, объявив о разработке экономичного двигателя с послойным зарядом CVCC (комбинированное вихревое сгорание).
Это объявление сильно смутило «Большую тройку» Детройта, которая в то время протестовала против слишком строгих стандартов Закона о чистом воздухе. Но в 1973, Ford Motor Co. лицензировала технологию.
Сол Сандерс, бывший иностранный корреспондент и автор биографии Honda, сказал, что Honda «почти ежедневно» появлялась в исследовательской лаборатории, где велась разработка революционного двигателя. Даже будучи президентом компании, «он работал одним из исследователей», — цитирует Сандерса слова инженера Honda. «Всякий раз, когда мы сталкивались с проблемой, он изучал ее вместе с нами».
«Успех, — сказал Хонда в 1974 году, когда ему присваивали звание почетного доктора Мичиганского технологического университета, — составляет 1% вашей работы, которая является результатом 99%, что называется неудачей. . . . (Успех) может быть достигнут только за счет повторяющихся неудач и самоанализа».
После его выхода на пенсию компания последовала новаторскому духу Honda, став первым японским автопроизводителем, который инвестировал в производство в Соединенных Штатах, открыв завод в Огайо в 1982 году. экспорт в США 390 761 автомобиля.
По продажам Honda также превзошла Chrysler в первой половине 1991, чтобы стать третьей по величине автомобильной компанией в Соединенных Штатах.
Но, как и многие другие венчурные капиталисты в Японии, Хонда так и не смог преодолеть свой первоначальный недостаток в качестве новичка в бизнесе легковых автомобилей дома. После своего первоначального выхода на японский рынок в конце 1960-х компания увидела, что ее зарубежные показатели неизменно превышают продажи в Японии. И в последние годы его продажи на родине начали снижаться.
В 1973 году Хонда в возрасте 67 лет и покойный Такео Фудзисава, бывший руководитель авиационной компании военного времени, который присоединился к Honda, чтобы обеспечить управление, продажи и финансовое руководство компанией, одновременно ушли на пенсию в 25-ю годовщину со дня основания Honda. Оба заявили о своей убежденности в том, что Honda должна оставаться молодой компанией.
«Honda всегда шла впереди времени, и я приписываю свой успех тому факту, что фирма обладает мечтами и молодостью», — сказала тогда Honda.
В отличие от большинства главных исполнительных директоров в Японии, которые уходят в отставку, чтобы стать председателями своих фирм, Хонда сохранила только титул «верховного советника».
И Хонда, и Фудзисава также отказались разрешить кому-либо из своих родственников присоединиться к фирме.
В том же духе, разделяя компанию и семью, семья Хонда в понедельник вывесила возле дома основателя плакаты, запрещающие визиты сотрудников компании, и объявила, что покойный основатель дал им указание запретить Honda Motor Co. проводить похороны компании. . Вместо этого фирма заявила, что будет держать o-rei no kai (встреча уважения), чтобы «выразить благодарность тем, кто поддерживал (Honda) на протяжении всей его карьеры».
Хонда родился в 1906 году и вырос в городе Тэнрю в префектуре Сидзуока (штат).
Старший сын кузнеца, ремонтировавшего велосипеды, юный Соитиро имел только начальное школьное образование, когда в подростковом возрасте ушел из дома в поисках счастья в Токио. В 1922 году он был принят на работу в авторемонтную компанию, но в течение года был вынужден работать няней у владельца автомастерской и его жены. Однако, работая в автомастерской, Хонда построил свой собственный гоночный автомобиль, используя старый авиационный двигатель и детали ручной работы, и участвовал в гонках.
В 1937 году он основал собственную компанию по производству поршневых колец, но обнаружил, что ему не хватает базовых знаний о литье. Чтобы получить его, он поступил в техническую среднюю школу, применяя теории, которые он изучал в классах, на своей собственной фабрике.
Но он не удосужился сдать экзамены в школе. Узнав, что он не получит диплом, Хонда прокомментировал, что диплом «стоит меньше, чем билет в кинотеатр. Билет гарантирует, что вы сможете попасть в театр. Но диплом не гарантирует, что ты сможешь зарабатывать на жизнь».
Вторая мировая война принесла фирме Honda бум, но когда боевые действия закончились, он продал ее Toyota Motors и «решил взять отпуск на год», говорится в сообщении компании. Он провел год на вечеринках с гейшами и употреблении спиртного, который сам же и перебродил. Спустя годы, уже на пенсии, когда его спросили, почему он согласился стать членом гражданского комитета, занимающегося искоренением проституции, Хонда ответил, что его собственный «уникальный опыт» сделал его особенно подходящим для этой работы.