Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

Содержание

ШРУС и карданная передача: особенности, принцип работы

ШРУС, часто называемый водителями «автомобильной гранатой», доставляет немало хлопот. Характерный хруст при выворачивании колёс до упора говорит о том, что нужно ехать на станцию технического обслуживания, чтобы вновь разбираться, что не так с этой деталью. Давайте рассмотрим, что она собой представляет, какой бывает и почему ломается.

Немного истории

За появление механизма, ставшего прародителем современного шарикового ШРУСа, мы должны благодарить талантливого инженера А. Рцеппа. Именно он запатентовал данное устройство на заре минувшего столетия, встав на одну ступень с французским конструктором Ж. Грегуаром. Последний примерно в то же время оформил патент на синхронный шарнир «Тракта» сухарикового типа, который быстро нашёл применение в грузовых машинах. В 60-х годах изобретение Рцеппа претерпело некоторые изменения благодаря японским инженерам. И, надо сказать, результат их работы впечатляет.

ШРУС: устройство и виды

ШРУС — аббревиатура, означающая «шарнир равных угловых скоростей».Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Им оснащается негабаритная техника с FWD, но иногда «гранату» можно увидеть в ТС с полным приводом. Главная функция устройства — передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, что даёт возможность без труда управлять машиной, несмотря на компактность и небольшой вес шарнира.

Передаётся вращающий момент под углом, который постоянно изменяется. Интересным наименованием «граната» ШРУС обзавёлся благодаря сходству с настоящим снарядом. Впрочем, его поломка для машины тоже ничем хорошим не оборачивается: если блокировки отсутствуют, техника моментально обездвиживается.

По типу строения рассматриваемые устройства принято разделять на четыре вида:

  • трипоидные — применяются в легковушках и малогабаритных грузовиках;
  • шариковые — передают крутящий момент в легковых машинах с передним приводом;
  • спаренные карданные — работают в тракторах, внедорожниках, грузовых ТС;
  • кулачковые — предназначаются для грузовиков с внушительной грузоподъёмностью.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

Как функционирует «граната»

Многие автомобилисты отмечают, что ШРУС напоминает карданный вал (который относится к самым сложным узлам), проработанный до совершенства. Он справляется с углами поворота до 70° без каких-либо проблем. Что касается карданной передачи, то она может передавать крутящий момент асинхронно, но угол скрещивания существенно затрудняется.

Несмотря на длинную историю, ШРУС начали массово устанавливать благодаря переднеприводным транспортным средствам и независимой подвеске. Его строение может немного отличаться с учётом особенностей той или иной техники, но принцип работы всегда одинаков: крутящий момент передаётся от мотора к колёсам, поскольку одна часть вала соединяется со ступичным подшипником, а вторая — с деталью трансмиссии, распределяющей крутящий момент между приводными валами (дифференциалом).

Как правило, наружный ШРУС передаёт крутящий момент под разными углами без промедления. Его обойма и корпус оснащаются специальными ложбинками, предназначенными для перекатывания шариков.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Последние обеспечивают жёсткое соединение составным элементам. Внутренняя часть ШРУСа особой подвижностью не отличается, поэтому её возможности ограничиваются 20 градусами. Мы говорим о трипоидном шарнире с роликами на подшипниках, которые тоже перекатываются по ложбинкам, но уже в ответном стакане. Данная деталь очень важна, так как отвечает за целостность вала и сглаживает колебания подвески. Учитывая, что шарнир испытывает внушительные нагрузки, за ним нужно хорошо ухаживать: своевременно смазывать, изолировать от негативного воздействия пыли, влаги, температурных перепадов. Пыльник, предварительно наполненный смазочным составом, следует фиксировать на валах хомутами из металла, поскольку они более надёжные.

Использование ШРУС в карданных передачах

Во время движения автомобиля карданный вал неизбежно отклоняется от оси вращения по вертикали, что приводит к увеличению нагрузок на этот узел. Карданные шарниры на базе крестовин выдерживают такое отклонение под углом 30‒36 градусов.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? При превышении величины этого угла крестовину может заклинить. Кроме того, отклонение от оси вращения под критическими углами приводит к быстрому износу крестовины.

Решением этой проблемы стали карданные шарниры на базе ШРУС. У них величина критических углов отклонения от оси вращения вдвое выше, чем у крестовин. Эта характеристика особенно важна для внедорожников и автомобилей с высоким клиренсом. Карданами с ШРУС свои автомобили комплектуют почти все производители.

В сложных и тяжёлых условиях эксплуатации надёжность карданов с ШРУС существенно выше, чем карданных передач с крестовинами. Самой уязвимой их частью является защита ШРУС от грязи и пыли, поэтому нужно регулярно проверять состояние пыльников и при необходимости незамедлительно их менять.

Напомним, что современные автомобили комплектуются необслуживаемыми карданными валами на неразборных соединениях. Это проблема для владельцев автомобилей с истекшим сроком гарантии, а также в ситуациях, когда поломка кардана не признана гарантийным случаем.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? При таких обстоятельствах ремонт карданных валов в официальном автосервисе обойдётся вам очень дорого.

Почему ломается ШРУС

Срок эксплуатации ШРУСа должен быть таким же, как и срок жизнеспособности автомобиля. Иными словами, он не должен выходить из строя в течение десятилетий. Но на практике эта замечательная деталь не ждёт, когда ТС запросится на свалку. И в этом есть толика вины самих водителей, не следящих за состоянием пыльника. Когда его резина разрушается, грязь попадает в подвижные соединения и влияет на них, как жёсткий абразив. ШРУС даёт сбой и при агрессивном вождении или неопытном вмешательстве в конструкцию машины. Дрифт на переднем приводе, старты с вывернутыми колёсами и прочие «выступления» медленно убивают «автомобильную гранату». Не меньше вредит ему и тюнинг, направленный на улучшение эксплуатационных показателей двигателя. Да, мотор становится крутым, но ходовая часть остаётся прежней. Поэтому при увеличении нагрузки ШРУС долго не выдерживает.

Чем чревата поломка ШРУСа

Выход из строя этого устройства — настоящая боль для собственников автомобилей.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? При его повреждении приходится раскошеливаться на замену всего приводного вала. Конечно, гаражные спецы умудряются заменять только повреждённые элементы, но раскрученные СТО на такой риск не пойдут.

Ещё одно распространённое явление — поломка полуоси из-за заклинившего ШРУСа. В этом случае можно даже не пытаться реанимировать технику на дороге — она не поедет. Чтобы в один прекрасный момент не застрять на перекрёстке или на автомагистрали, нужно регулярно проверять пыльники «гранат», например, каждые 5 тысяч км пробега. Если возникнут хотя бы малейшие подозрения на ухудшение защитных барьеров узлов, следует тщательно почистить шарниры и поставить свежие пыльники. Помните: даже еле различимый хруст — веский повод для неотложной поездки в автосервис! Иначе ШРУС может сыграть с вами очень плохую шутку.

🚘 Пыльник ШРУСа – что это такое и зачем он нужен

Что такое пыльник автомобиля?

Взаимосвязанные между собой детали автомобиля требуют постоянной защиты. Наличие в узлах (места взаимодействия) различных смазочных материалов предполагает использование чехлов, предотвращающих вытекание смазки, а также попадание различных микрочастиц (пыль, вода, грязь и тому подобное).Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Эти защитные специальные чехлы из резины и называют пыльниками. Они могут быть совершенно различных размеров и форм, к примеру, вытянутые или в форме колокола, но все они имеют только одно предназначение — защита любого трущегося соединения (шарнирного или любого другого).

Любое повреждение пыльника – это достаточно серьёзная неприятность, ведь даже самая мелкая трещинка приведёт к попаданию в него влаги и пыли. Вследствие этого образуется абразив, который может привести к более быстрому износу, коррозии, а также проблемам в работе.

Так как пыльники подвержены различным воздействиям, то необходимо постоянно проверять их состояние. Это нужно для того, чтобы Вы смогли вовремя заменить их новыми, не допустив тем самым нарушений в работе защищаемого пыльниками узла.

Чтобы пыльник идеально выполнял свою работу, он должен иметь следующие характеристики:

  1. Материал, применяемый для изготовления, должен быть эластичным;
  2. Пыльник должен быть адаптирован к функционированию при самых разных температурных режимах и устойчив к агрессивным средам;
  3. Реакция на ГСМ должна отсутствовать.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

Пыльник ШРУСа

ШРУС — это деталь каждого автомобиля, имеющего передний привод. Его конструкцией предусмотрено по 2 «гранаты» (второе название ШРУСа) на каждой из сторон (одна внутренняя, а вторая – внешняя), каждую из них защищает наружный пыльник ШРУСа и внутренний пыльник ШРУСа соответственно. Изготавливают их обычно из силикона либо неопрена для обеспечения защиты даже  при самых сложных условиях.

Внешним видом пыльники ШРУСа напоминают конус, который сложен «гармошкой». Такую форму выбрали не просто так – благодаря ей деталь удаётся оградить от пережатий при изменении угла. Фиксируется пыльник с двух сторон хомутами, помогающими надёжно защищать шарнир от пыли.

Если привод регулярно осматривать, то можно вовремя заметить любое из повреждений пыльника. Обнаружив малейшую трещинку или иной дефект, который может нарушить герметичность, необходимо сразу же поменять пыльник на новый.

Заменить пыльник вовсе не такое уж и сложное дело, но довольно хлопотное.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Первым делом необходим демонтаж привода. Далее, после завершения этого процесса, повреждённый пыльник разрезается и затем снимается граната. Прежде, чем одевать на шарнир новый пыльник, необходимо его промыть, а затем нанести смазку. Если у Вас всё сделано, то можете возвращать детали обратно на своё место.

Хомуты, так же как и пыльник с повреждениями, обязательно заменяются, их нельзя использовать повторно. Подробнее о замене пыльника ШРУСа Вы можете ознакомиться в статье «Замена наружного ШРУСа и пыльника ШРУСа».

Пыльник рулевой тяги

Используются пыльники и в рулевом управлении. Форма их, а также крепление обусловлены спецификой конструкции. От того, где они крепятся, зависит напрямую сложность замены пыльника:

  • Если пыльник расположен в месте, где рулевые тяги крепятся к рейке, как, например, в «девятке», то Вам придётся довольно сложно, так как для его замены нужно выполнить ряд процедур, которые включают и разборку механизма рулевого управления.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?
  • В ВАЗовских автомобилях обычно пыльники находятся на концах рейки. Для замены какого-либо из них, Вам нужно будет лишь убрать хомуты, затем открутить гайку, которой крепится тяга, отсоединить её и снять пыльник.
  • Среди множества видов пыльников можно найти и очень интересные. Например, в одной из моделей «Фольксваген» они изготовлены в виде эластичных колпачков, которые одеты на корпус и закреплены с помощью хомутов. Такие пыльники защищают механизм рулевого управления от попадания грязи и достаточно легко меняются.

Пыльник шаровой опоры

Отличается этот вид пыльников от описанных выше моделей тем, что конструкция их напоминает гриб, где узкая часть плотно прилегает к пальцу, а более широкая расположена на корпусе самой опоры. Для закрепления пыльника используют стопорное кольцо.

Замена пыльника шаровой опоры, имеющего повреждения, осуществляется довольно легко. Необходимо просто рассоединить ступицу и опору, а потом отвёрткой аккуратно подцепить стопорное кольцо.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? После того, как Вы это сделаете, можно спокойно снять с опоры пыльник. Прежде, чем устанавливать новый пыльник, необходимо как можно тщательнее промыть все поверхности, а также смазать их.

Такие же пыльники используют и для наконечников рулевых тяг – они абсолютно идентичны (и сама конструкция, и способ замены). Размер – это единственное, чем они всё же различаются.

Пыльник амортизатора

Эти пыльники используют, чтобы  защищать амортизаторы, обычно они выполнены в форме гофрированного чехла из резины и довольно часто не закрепляются вообще. Держатся они за счёт хорошего прилегания, а предназначением их является защита штока от пыли и грязи. Как всегда, есть и исключения – ВАЗовская «классика», где применяется металлический чехол. Он, конечно, обеспечивает более длительную защиту, однако менее эффективен, чем его сородичи, выполненные из резины.

→ Получите полезные материалы по Ладе

Спасибо за подписку!

Требования к материалу, из которого изготавливают пыльники, очень завышены, ведь для того, чтобы функционировать так, как нужно в условиях перегрузок, он обязан выдерживать довольно широкий диапазон температурного режима.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Помимо этого, он должен быть стойким и не разрушаться при попадании на него масла или соли, которой в зимний период обрабатывают дороги.

Пыльник тормозного суппорта

Всего существует два вида пыльников суппорта – один из них предназначен для направляющей, а второй защищает поршень. Они отличаются друг от друга формой, но оба изготовлены из пружинистого материала, способного выдерживать перегрузки и обеспечить защиту суппорта от пыли.

Довольно часто автомобильный пыльник меняется во время проведения планового ремонта. Если Вы обнаружили какие-либо повреждения, то лучше всего будет сразу поменять изношенную деталь на новую. Не проведённая вовремя замена может вполне привести к очень печальным последствиям.

Пыльник маховика

 

Этот пыльник особо выделяется среди остальных. Для его изготовления используют металл – в этом его главное отличие от остальных вариаций. Пыльник маховика предназначен для надёжной защиты самой детали от попадания в него сторонних жидкостей или частиц, поэтому он имеет второе название — крышка картера сцепления.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

Конечно, он точно так же, как и остальные детали, может быть повреждён механически или изношен. Если нет возможности восстановить его рабочее состояние, то его необходимо заменить.

 

Замена «гранаты» на «Калине» своими руками: особенности, устройство и рекомендации

«Лада Калина» — это переднеприводный автомобиль, в котором двигатель и коробка расположены поперечно относительно кузова. Привод на колеса через главную передачу. Крутящий момент передается шарнирами равных угловых скоростей (попросту — ШРУС, или «граната»). Их несколько – закрытые и открытые. Несмотря на свою надежность, эти элементы могут выйти из строя. Что же, давайте рассмотрим, как производится замена «гранат» на «Калине», какие инструменты для этого нужны и каковы признаки неисправности.

Устройство

По своей конструкции внутренний и наружный ШРУС очень похожи. Итак, в конструкцию элемента входят:

  • Полуось.
  • Хомут и пыльник.
  • Зажим.
  • Корпус шарнира.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?
  • Сепаратор.
  • Мяч.
  • Стопорное и коническое кольцо.
  • Пружинная шайба.

Благодаря этому устройству элементы способны передавать крутящий момент на колеса под углом до 45 градусов (не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости).

Как определить поломку?

Граната представляет собой шарикоподшипник, обоймы которого имеют поперечные канавки. За счет этого изменяется угол между ведомой и ведущей полуосью. Таким образом, ШРУС не только передает крутящий момент, но и меняет угол между полуосями. Ввиду этого со временем на нем формируется поколение. В местах, где отсутствует плотная подгонка деталей, образуются люфты и посторонние шумы. На практике это сопровождается характерным хрустом. Возникает из-за большого выхода на шарики, которые движутся по канавкам. Хруст может появляться как при прямолинейном движении, так и при повороте. В последнем случае, скорее всего, требуется замена внешнего гранатомета «Калина».Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Игнорировать эту особенность не стоит, ведь подшипник может развалиться на большой скорости.

Инструменты

Для успешной замены внутренней «гранаты» «Калины» и внешней нам необходимо подготовить:

  • Две торцевые головки (17 и 30).
  • Трещотка и удлинитель.
  • Джек.
  • Балонник.
  • Зам.
  • Молоток.
  • Деревянный брусок.

Приступаем к работе. Демонтаж ШРУСа

В первую очередь ставим машину на ручник (или устанавливаем антиролики). Затем оторвите колесные болты и ступичную гайку. Последний можно не кормить, поэтому используем удлинитель. Далее устанавливаем машину на домкрат, поднимаем ее переднюю часть и снимаем колесо. Затем находим два болта, которыми граната крепится к поворотному кулаку. Откручиваем их с помощью удлинителя. Будьте осторожны – болты могут закиснуть. Для их удаления нужно приложить максимум усилий.

Теперь выкручиваем руль в крайнее положение (чтобы диск выглядывал из колесной арки).Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Стяните поворотный кулак вместе с амортизатором. Далее снимаем наружную часть ступицы с внешней «гранатой». Если он тугой, можно использовать молоток. Но бить надо через деревянный брусок, иначе деталь будет сильно повреждена.

Далее (если это наружная петля) извлекаем старый пыльник и хомут. Теперь нужно достать из ступицы ту самую «гранату». Для этого можно воспользоваться съемником или провести удары молотком по ШРУСу. При этом необходимо вращать его полуоси.

В том случае, если внутреннюю «гранату» предполагается заменить на «Калину», все операции проводятся аналогично. Единственное — деталь достается из коробки с помощью крепления, без забивания.

Сборка

Когда старая деталь разобрана, пора подготовить новую к установке. Обратите внимание, что при установке ШРУСа делается и пыльник «гранаты» «Калины». Старый категорически запрещается, даже если он целый. Элемент уже подвергся износу, и хомуты не дадут прежней тяги. Итак, сначала одеваем новый пыльник на полуось.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Чтобы установка прошла гладко, смажьте места соединений консистентной смазкой. Затем впрессуйте смазку в сам подшипник. Обратите внимание, что для этого требуется специализированный персонал. Никакой литол и графит не помогут. Эта смазка продается в пакетиках по несколько граммов (или в тюбиках). Лучше не экономить и покупать проверенные составы. Ведь именно от смазки будет зависеть ресурс нового подшипника. Остатки состава добавляют в пыльник и устанавливают «гранату» на полуось. Для этого используйте молоток и деревянный брусок. Важно наносить легкие удары – новые ШРУСы лягут без проблем. Как заменяется «граната» на Калине? Затем удалите лишний воздух из пыльника и закрутите хомут. После этого наденьте поворотный кулак и зафиксируйте ступичную гайку. Крутящий момент последнего составляет 225-250 Нм. Процедуру затяжки лучше всего выполнять с помощью динамометрического ключа. Как заменяется «граната» на Калине? Теперь осталось только затянуть все колесные гайки и спустить автомобиль с домкрата.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? На этом замена «гранат» на «Калину» успешно завершена.

Как продлить ресурс?

Обычно такие подшипники ходят по 250-300 и более тысяч километров. У них очень прочная конструкция. Однако есть несколько факторов, которые могут значительно сократить их продолжительность жизни. Это состояние пыльника. Именно из-за него внутрь попадают вода, пыль, песок. В результате смазка превращается в густой абразив, оказывающий разрушающее воздействие на подшипник. Как не допустить этого? При эксплуатации периодически проверяйте состояние пыльника на ШРУСе. Если на нем есть трещины или надрывы, его необходимо срочно заменить. Обнаружив поломку на ранней стадии, мы сможем сохранить исправность шарнира. На треснувший пыльник он еще может какое-то время «походить» (но все же нежелательно, особенно в сырую погоду). Если эту проблему игнорировать в дальнейшем, потребуется дорогостоящий ремонт. Даже если замену «гранаты» на «Калину» можно произвести своими руками, ее цена все равно будет около 2,5 тысяч рублей.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Таких элементов в машине несколько.

Заключение

Итак, мы выяснили, как происходит замена «гранат» на Калине своими руками. Операцию можно провести за 1-2 часа без ассистента. Из специальных инструментов рекомендуется подготовить съемник и динамометрический ключ. С ними дело пойдет намного проще. Также необходимо правильно подобрать смазку. Он должен быть устойчив к перепадам температур и не менять своих свойств длительное время. Среди производителей стоит отметить «ШРУС-4», «ШРБ-4», а также импортные «Ликви Моли» и «Мобил-1».

ШРУС хрустит. Как проверить и устранить неисправность

      В передней подвеске переднеприводного автомобиля есть деталь со странным на первый взгляд названием ШРУС. И не один, а четыре. Хитрое название означает «шарнир равных угловых скоростей». В технической литературе обычно используется термин гомокинетический шарнир. Внешне ШРУС напоминает гранату, поэтому в народе его так и прозвали. Но для большинства автомобилистов ни форма, ни расшифровка аббревиатуры не объясняют, для чего предназначена эта деталь.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Попробуем разобраться, а заодно выяснить, как проявляется неисправность ШРУСа и как определить, какой из шарниров является источником проблемы.

      Для чего нужен шарнир равных угловых скоростей?

      Основная особенность переднего привода в том, что вращение приходится передавать на колеса, которые во время движения не только перемещаются вверх-вниз, но и поворачиваются на значительный угол.

      В карданной передаче, которая изначально использовалась для этой цели, отклонение от соосного расположения валов приводит к уменьшению угловой скорости вращения ведомого вала относительно ведущего вала. И чем круче поворот, который делает автомобиль, тем медленнее вращение ведомых полуосей. В итоге все это вылилось в потерю мощности, рывки в поворотах и ​​напряженную работу трансмиссии в целом, а значит быстрый износ и сокращение срока службы ее деталей. Сами карданные шарниры также не отличались долговечностью.

      Изобретение шарнира равных угловых скоростей коренным образом изменило ситуацию.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Его использование позволяет полуосям вращаться с постоянной угловой скоростью, даже если колеса повернуты на значительный угол. В результате обеспечивается отсутствие вибраций и рывков, а главное передача вращения от мотора к колесам осуществляется без значительных потерь мощности.

      Разновидности ШРУСов и особенности их конструкции

      На каждой из полуосей установлено по два ШРУСа. То есть в переднеприводной машине всего четыре гранаты — две внутренние и две внешние.

      Внутренние и внешние петли различаются функционально и конструктивно. Внутренний расположен рядом с коробкой передач и предназначен для передачи крутящего момента от полуоси. Его рабочий угол, как правило, не превышает 20°, но в то же время он допускает некоторое смещение по оси, что обеспечивает возможность изменения его длины. Укорачивание или удлинение приводного вала необходимо для компенсации хода подвески.

      Внешний ШРУС установлен на противоположном конце полуоси, рядом с колесом. Он способен работать под углом около 40°, обеспечивая вращение и вращение колеса.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Понятно, что внешняя граната работает в более напряженных условиях, а потому несколько чаще выходит из строя, чем внутренняя. Этому же способствует и летящая из-под колес грязь, внешнему ШРУСу ее явно достается больше, чем внутреннему.

      Существует несколько вариантов конструкции шарниров равных угловых скоростей. Однако в наше время в автомобилях в основном можно встретить два типа ШРУСов — «Трипод» и шаровую опору «Рцеппа». Первый не имеет большого рабочего угла, но надежен и относительно дешев, поэтому обычно используется как внутренний шарнир. В нем используются ролики, которые размещены на трехбалочной вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.

      Второй имеет значительно больший рабочий угол, поэтому логично, что он используется как внешний ШРУС. Он назван в честь инженера-механика Альфреда Рзеппа (также распространено неправильное произношение Рзеппа), уроженца Польши, работавшего в компании Форд. Именно он в 1926, создал конструкцию ШРУС с шестью шариками, которые удерживаются в отверстиях сепаратора, расположенного между корпусом и внутренней обоймой.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Движение шариков по канавкам на внутреннем кольце и изнутри корпуса позволяет изменять угол между осями ведущего и ведомого валов в широких пределах.

      ШРУС Жеппа и его модернизированные разновидности («Бирфилд», «Лебро», ГКН и др.) до сих пор успешно применяются в автомобилестроении.

      Причины хруста в ШРУСах

      Сами по себе ШРУСы очень надежны и вполне могут прослужить пару сотен тысяч километров, а то и дольше. Если, конечно, не допускать попадания в них грязи и воды, вовремя менять пыльники и смазки, аккуратно ездить и избегать плохих дорог.

      И все же гранаты тоже рано или поздно выходят из строя. По тем или иным причинам в обойме или корпусе шарнира появляются выработки. Катящиеся внутри шарики ударялись о них, издавая характерный глухой металлический стук. Потом говорят о «хрусте» ШРУСа.

      Люфт и износ возникают вследствие естественного износа или в результате неправильной эксплуатации. Причин может быть несколько, но самая распространенная – это поврежденный пыльник.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Через разрывы в защитном резиновом чехле вытекает масло, оставляя без смазки трущиеся элементы шарнира. Кроме того, через щели пыльника в ШРУС попадает влага, мусор, песок, которые действуют как абразив, ускоряя износ гранаты. Состояние пыльников следует проверять регулярно — каждые 5…6 тысяч километров пробега, и при малейших признаках повреждения менять не задумываясь. Резиновый пыльник намного дешевле ШРУСа.

      Вторым по частоте фактором, приводящим к преждевременному износу гранат, является агрессивный стиль вождения. Экстремальная езда по пересеченной местности и резкое начало движения в момент выворота колес особенно губительны для ШРУСов.

      Другая возможная причина — тюнинг двигателя с увеличением мощности. Это может значительно увеличить нагрузку на трансмиссию. В результате его элементы, в том числе и ШРУСы, будут подвергаться более быстрому износу.

      Если граната начала стучать вскоре после замены, возможно, вам попался бракованный экземпляр или подделка.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Но нельзя исключать ошибки при установке, способные вывести из строя новый качественный шарнир. Поэтому, если вы не очень уверены в своих силах, замену ШРУСов лучше доверить специалистам.

      Почему шарнир хрустит при низких температурах

      Смазка имеет особое значение для обеспечения долговременной исправной работы ШРУСа. За его состоянием нужно следить и периодически менять. Но первую попавшуюся смазку в гранату не запихнешь. Категорически запрещается использовать графитовую смазку. Для ШРУС выпускается специальное масло, как правило, содержащее в качестве присадки дисульфид молибдена. Обладает водоотталкивающими свойствами и способен смягчать ударные нагрузки. Вот как это должно применяться. Для правильной замены смазки гранату необходимо снять, разобрать и тщательно промыть.

      Качество смазки не всегда на должном уровне. Некоторые сорта плохо переносят морозы и могут загустевать при низких температурах. Затем гранаты начинают трещать. Внутренние ШРУСы достаточно быстро прогреваются и перестают стучать, тогда как внешние могут продолжать шуметь гораздо дольше.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? В таких случаях лучше избегать резких поворотов и ускорений до прекращения хруста. Вероятно, следует подобрать более качественную смазку, способную обеспечить нормальную работу петель в морозную погоду.

      Что будет, если проигнорировать проблему

      ШРУСы не разваливаются в одночасье без каких-либо предварительных симптомов. Внутренние дефекты и износ появляются постепенно, а процесс разрушения детали занимает длительное время. Поэтому некоторое время с хрустящими петлями ездить можно, но по возможности следует избегать резких ускорений и поворотов на большой скорости. Также важно не упустить момент и не дать гранате разрушиться. Не исключено, что другие части трансмиссии также будут повреждены. С развалившимся ШРУСом автомобиль не сможет двигаться, и вам придется доставлять его в гараж или на СТО с помощью буксира или эвакуатора. В некоторых случаях заклинивший ШРУС может привести к потере управления автомобилем. Вряд ли нужно объяснять, к каким последствиям это может привести.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

      Поэтому, если загрохотало или захрустело в подвеске, не откладывайте выяснение причин и определение виновника проблемы. Более того, иногда хруст означает просто нехватку смазки, а устраняется такая неисправность относительно просто и дешево.

      Выявление конкретного неисправного шарнира

      Поскольку в переднеприводном автомобиле имеется четыре ШРУСа, важно локализовать неисправность и определить, какая из гранат нуждается в замене или хотя бы смазке. Многие не знают, как это сделать, хотя во многих случаях все оказывается не так уж и сложно.

      В первую очередь, конечно, следует провести визуальный осмотр. Если пыльник поврежден, то ШРУС однозначно требует как минимум разборки, профилактики, смазки и замены защитного резинового пыльника, а как максимум — замены. О повреждении пыльника будет косвенно свидетельствовать разбрызгивание смазки на соседние детали.

      Попробуйте вручную повернуть шарнир вокруг оси. Исправный ШРУС должен оставаться неподвижным.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Если есть люфт, то шарнир однозначно подлежит замене. Однако надежнее будет определить наличие или отсутствие люфта, разобрав полуось с гранатами и зажав ее в тисках.

      Определение неисправного наружного ШРУСа

      Чем больше угол между ведущим и ведомым валами, тем большую нагрузку испытывает шарнир, особенно если при этом он получает значительный крутящий момент от двигателя. Отсюда проще всего определить неисправный наружный ШРУС. Поверните руль максимально влево или вправо и резко начните движение. Если хруст появляется при повороте колес влево, то проблема в левой внешней гранате. Если начинает стучать при повороте руля вправо, нужно разбираться с правым наружным шарниром. Звук, как правило, слышен достаточно отчетливо и может сопровождаться. Симптомы обычно достаточно выражены и не вызывают сомнений. Если звук слабый, особенно с правой стороны, то лучше попросить помощника послушать.

      Определение неисправного внутреннего ШРУСа

      Неисправный внутренний ШРУС часто проявляется не так явно.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Если дорожное покрытие ровное, проблемная внутренняя граната обычно начинает издавать звуки на большой скорости или при разгоне, когда увеличивается нагрузка на шарнир. Здесь также возможны вибрации и рывки машины. На малых и средних скоростях слышен хруст внутреннего шарнира при движении по прямой на неровной дороге, особенно при попадании колеса в выбоину.

      Вы можете выбрать подходящую выбоину, благо их выбор на отечественных дорогах очень широк, и попробуйте проехать ее сначала только левым колесом, потом только правым. Если в первом случае возникает металлический хруст, то под подозрением левый внутренний ШРУС, если во втором — проверьте правый. Только не переусердствуйте, иначе таким образом можно испортить исправную гранату.

      И не забывайте, что подобные стуки при езде по плохой дороге могут исходить и от запчастей.

      Еще один метод, подходящий для обоих типов ШРУСов

      Если у вас есть под рукой домкрат, вы можете проверить все четыре шарнира и более точно определить, какой из них является источником проблемы.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Процедура следующая:

      1. Установите рулевое колесо в среднее положение.

      2. Подвесьте одно из передних колес.

      3. Включите ручной тормоз, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и запустите двигатель.

      4. Выжав сцепление, включите 1-ю передачу и постепенно отпускайте педаль сцепления. Подвешенное колесо начнет вращаться.

      5. Нагрузить ШРУСы, плавно нажав на педаль тормоза. Проблемный внутренний шарнир даст о себе знать характерным хрустом. Если обе внутренние гранаты работают, то посторонних звуков не будет, и двигатель начнет глохнуть.

      6. Теперь поверните руль максимально влево. Вышедший из строя внутренний шарнир все равно будет шуметь. Если левая внешняя граната имеет внутреннюю работу, она также будет греметь. Соответственно звук станет громче.

      7. Аналогично проверьте правый наружный ШРУС, повернув руль до упора вправо.

      После завершения проверки установите ручку переключения передач в нейтральное положение, заглушите двигатель и подождите, пока колесо перестанет вращаться.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната? Теперь можно опускать машину на землю.

      Решение

      Определив проблемный шарнир, необходимо его демонтировать, разобрать, тщательно промыть и осмотреть. При наличии выработок, повреждений, люфтов ШРУС следует заменить на новый. Нет смысла его ремонтировать. Попытка отшлифовать рабочие поверхности, скорее всего, будет пустой тратой времени и усилий и не даст длительного эффекта.

      Если деталь в порядке, то после мойки ее следует заполнить специальной смазкой для ШРУСов и вернуть на место. То же самое нужно сделать с новым шарниром. Как правило, для внутренней гранаты нужно около 100…120 г смазки, для внешней — чуть меньше. Смазку при сборке нужно также закладывать под пыльник, а затем надежно затягивать его хомутами с двух сторон.

      Так как ошибки при установке ШРУСов могут привести к их преждевременному выходу из строя, лучше первый раз проводить эту процедуру в присутствии более опытного автомобилиста, который по ходу объяснит все тонкости процесса.

      При замене деталей, имеющих в машине симметричную пару, следует руководствоваться общим правилом — менять оба элемента одновременно.Шрус и граната это одно и тоже: ШРУС: зачем в машине граната?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *