Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Содержание

Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Форма поиска

Поиск

Вы здесь

Главная → Коробка передач ремонт и замена → Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Разнообразие коробок переключения передач, устанавливаемых на современные автомобили, некоторых автолюбителей приводит в определенное замешательство, особенно тогда, когда приходится остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии. Именно поэтому, в данной статье мы ответим на вопрос: «Что такое секвентальная коробка передач, принцип работы и основные ее отличия?».

Конструктивное исполнение 

Основой конструкции такой КПП служит секвентальный механизм (см. фото 1), позволяющий переключать передачи исключительно по возрастанию (убыванию).

Рычаг секвентальной КПП способен перемещаться только вперед или назад, а номер включенной передачи индицируется на дисплее. Специальный вал, обладающий бороздами волнообразной формы, осуществляет управление вилками переключения, и происходит это следующим образом.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» При толчке рычаг, вал проворачивается на градус определенной величины и приводит в движение вилки переключения, а их расположение, и, следовательно, включение той или иной передачи, обуславливается фигурной формой борозд.

В качестве привода секвентальной коробки передач, как правило, используют пневматические или электрические механизмы, а органы управления (кнопки, переключатели) располагают на рулевом колесе или под ним.

Итак, мы рассмотрели конструктивное исполнение данной КПП, точнее, его основной элемент – секвентальный механизм. Далее – принцип функционирования.

Секвентальная коробка передач, принцип работы

Принцип действия КПП данного типа практически аналогичен  принципу функционирования знакомой большинству автолюбителей механической трансмиссии. Тем не менее, отличия существуют, и мы их рассмотрим:

 

  • Наличие электронного блока управления, выполняющего функции отсутствующей педали сцепления.

  • Использование механизма переключения гидравлического типа для переключения передач, что существенно сокращает время данной операции (до 150 миллисекунд).Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Именно последняя особенность секвентальных коробок передач предопределила область применения данных механизмов. Ими оснащаются гоночные болиды – участники соревнований класса «Формула-1» и ей подобных. Основной причиной, определившей такую область использования секвентальных КПП, стала их способность минимизировать время включения нужной передачи в режиме сильной вибрации, сопутствующей высоким скоростям. Тем не менее, некоторые автопроизводители успешно используют подобные механизмы для оснащения обычных автомобилей.

Разумеется, секвентальные коробки передач, принцип работы которых мы рассмотрели выше, обладают не только определенными достоинствами, но и некоторыми недостатками. 

Плюсы и минусы секвентальных КПП

Функционирование любого механизма под нагрузкой предопределяет наличие у него некоторых (и не только положительных) эксплуатационных особенностей. К числу неоспоримых достоинств секвентальных коробок относят:

 

  • Экономичность, обеспеченная минимальным временем переключения.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

  • Простота управления автомобилем (особенно для новичков), обусловленная отсутствием педали сцепления.

  • Возможность выбора режима переключения передач: автоматический или механический.

  • Наличие «подрулевых лепестков», позволяющих выполнять переключение, не отрываясь от управления автомобилем (оставляя руки на рулевом колесе).

Минусами КПП данного типа, обусловленные особенностями конструктивного исполнения, специалисты считают:

  • Низкая степень эксплуатационной надежности гидравлического механизма, вызванная неустойчивостью агрегата к износу.

  • Высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ. 

Похожие материалы

Как ремонтировать АКПП у Land Rover?

Замена сальника коробки (штока КПП) на примере ВАЗ 2108-2109

Промежуточный вал

Коробка передач на «ВАЗ 2106»

Прославленная на весь Евразийский континент тольяттинская «шестерка» компле

Замена сальника штока выбора передач

Протечка сальников – не самое приятное явление.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Эта проблема одинакова как для…

Трансмиссия автомобиля — какой бывает?

Трансмиссия – это вспомогательное дополнение двигателю, без которого нормальная…

Секвентальная кпп на ваз 2108. Конструкция кулачковой кпп, особенности управления транспортным средством с кулачковой коробкой передач

Оптимизация рабочих ресурсов двигателя при управлении занимала умы конструкторов с момента выпуска первого автомобиля. Это достигалось разными способами, но одним из базовых было повышение эффективности при взаимодействии с коробкой переключения передач (КПП). Сама механика сопряжения двух узлов требует определенных затрат динамического усилия, но без этой функции обойтись невозможно. Одной из самых энергетически выгодных систем для изменения частоты крутящего момента является кулачковая КПП, которая, впрочем, имеет и существенные ограничения по применению.

Особенности устройства механизма

Хотя по целому ряду характеристик кулачковые «коробки» превосходят стандартные трансмиссии, их конструкцию можно рассматривать как упрощенную относительно обычной механики.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Главная особенность с точки зрения технического устройства заключается в избавлении от синхронизаторов. Вместе с ними оптимизировалось устройство целой группы элементов, которые должны были делать управление передачей более легким, но они же и удлиняли период подачи команды через несколько узлов. В итоге целая инфраструктура с мелкими зубьями была заменена набором кулачкового ряда. На КПП такого типа одна муфта может содержать до 7 кулачков, что увеличивает запас площади сцепки по ширине. При этом размер шестерни в данной системе больше, чем в стандартных КПП, не говоря о замене скошенной формы зубьев на прямую. Последнее было обусловлено необходимостью снижения потерь на трении и минимизации осевой нагрузки на вал.

Принцип действия

Техника работы может быть секвенциальной или поисковой. В первом случае реализуется последовательное переключение передач, а во втором — обычное, как в стандартной КПП. На практике чаще используется именно секвенциальный принцип, так как он в большей степени позволяет отразить возможности кулачковой конструкции.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Переключение может осуществляться вверх и вниз, а также по сторонам. Управление от водителя производится через рычаг, связанный с валом. Например, переключения кулачковой КПП на ВАЗ-2108 отличаются жесткостью, безотказностью и простотой. Рычаг двигает вал с бороздами волнообразной формы, прокручивая его на определенный градус. В результате активизируется или «нейтралка», или передача. Кстати, в целях дополнительной экономии времени сама ручка КПП делается крупной и высокой, чтобы водитель меньше времени затрачивал на манипуляции с механическим управлением. В техническом отношении наивысшую ступень развития занимают полуавтоматические кулачковые системы, в работе с которыми водителю нужно лишь дожидаться нужного переключения электроникой.

Эксплуатационные возможности

Рабочий момент при обращении с кулачковой системой переключения передач существенно сокращается, что дает экономию времени. Независимо от характеристик двигателя, скорость изменения крутящего момента у кулачковой КПП происходит быстрее, чем у обычной трансмиссии.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Время на выполнение операции составляет 0,4-0,6 с, что ощутимо при сравнении с выключением/включением сцепления на автомобиле со стандартной «коробкой». Что еще важно, конструкция секвенциальных механизмов расширяет возможности для тюнинга. Это касается случаев полного переоборудования автомобиля в гоночную модификацию с ножным переключением скоростей. В данном случае нужно устанавливать вместе с парами КПП и основную пару дифференциала, что может скорректировать динамические качества машины. Опять же рядовому водителю такое обновление вряд ли понадобится, но для ценителя спорт-тюнинга обеспечит новое качество вождения.

Применение кулачковых моделей КПП

На легковых машинах, предназначенных для дорог общего пользования, такие механизмы применяют редко. Для такого обеспечения должны быть определенные основания, связанные с повышением динамики или упрощением конструкционной базы трансмиссионного агрегата. Нередко кулачковые КПП используют в единичных тюнинговых мероприятиях для демонстрации тех или иных возможностей концептуальных моделей.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» В случае с японским спорткаром Mitsubishi Lancer Evolution сочетание секвенциальной «коробки» и двигателя на 420 л.с., в частности, позволило разгон до 100 км/ч выполнить за 3,5 с.

Кулачковый механизм КПП на ВАЗ

В России изготовлением компонентов для кулачковых узлов трансмиссии занимается завод Lada Special Transmission. Данная группа выпускает секвенциальные механизмы, подходящие для автомобилей ВАЗ. Как отмечают пользователи, отечественная продукция демонстрирует высокую устойчивость, четкость работы и надежность. Но также можно обращаться к решениям от восточноевропейских производителей наподобие TST и Dogbox. В линейках этих компаний можно встретить наиболее близкие по устройству секвенциальные КПП на ВАЗ. Кулачковые механизмы иностранного производства обычно поставляются в разборном виде. Например, часто предлагаются наборы без крепежной оснастки, что заставляет дополнительно искать комплектующие для фиксации агрегата к несущей базе. Иногда в качестве донорских комплектов берутся и автоматические трансмиссии.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковые КПП на «классику»

Разумеется, отечественными автомобилями потребности в оснащении кулачковыми «коробками» не ограничиваются. Классические седаны и хэтчбеки, которые используются на общественных дорогах, могут переоборудоваться под секвентальный принцип переключения передач. Для этого используют специальные модификации кулачковых КПП на ВАЗ и «классику» в той или иной конфигурации. Как правило, это механизмы с кулачковой муфтой и шестерными узлами по 5-7 элементов на поверхности. Чем больше кулачков, тем выше ресурс агрегата в паре муфты-шестерни. С другой стороны, усложнение конструкции повышает цену и затрудняет процесс интеграции устройства. И даже если основа изделия по параметрам вписывается в монтажную базу, то дополнительные сложности может вызвать доработка вилки переключателя передач. Нередко для этих целей задействуются штатные приспособления, которые дорабатываются сваркой или фрезеровкой. Вполне могут применяться и готовые «коробки» в сборе, но это касается в основном устаревающих 5-кулачковых механизмов.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковые «коробки» и гоночная механика

Все же целевой нишей для использования кулачковых механизмов переключения передач являются спортивные автомобили. Уже приводился пример спорткара от «Митцубиси», и этим применение данного узла в машинах не ограничивается. Эту практику продолжает Subaru Impreza, обеспеченная секвенциальной «коробкой». И в отношении этой модели стоит отметить различия в подходах к комплектации кулачковым агрегатом. В гражданских версиях спорткара применяется именно последовательный принцип изменения крутящего момента. Но в раллийной модификации это решение запрещено, поэтому оставляется базовый механизм поискового переключения. Ярким примером использования данной конструкции является и кулачковый ряд КПП «Тойота MR2». Это двухместный спорткар, последние модификации которого получили пятиступенчатую секвенциальную «коробку» SMT. К особенностям этого узла относят то, что он способен выдерживать нагрузки от двигателей мощностью порядка 800 л.с.

Ограничения по применению секвенциальных КПП

Если даже отбросить тот факт, что обращаться с кулачковыми «коробками» могут только водители с соответствующим опытом физического управления трансмиссией, существует несколько принципиально важных кинематических нюансов эксплуатации таких устройств.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Последовательное переключение снижает маневренность автомобиля при выполнении сложных перестроений на дорогах общего пользования. Иными словами, даже ловкий гоночный пилот будет иметь большой проигрыш при переключении вилки из-за необходимости перегазовки с резкими переходами от нижних ступеней к верхним. На прямой трассе, где необходимо постоянное и уверенное поддержание высокого скоростного режима, кулачковая КПП проявляет себя с лучших сторон, однако в гражданской машине ее преимущества переходят в недостатки.

Заключение

Концепция секвенциального переключения передач при всех своих особенностях сохраняет перспективы технологического развития. Это подтверждает и активное сращивание подобных трансмиссионных механизмов с электроникой. К примеру, сегодня появляются кулачковые агрегаты, работающие по командам программирующего компьютера Motec. Одной из главных функций электронного блока в автомобиле с такой начинкой, как заявляют разработчики, будет автоматическое управление работой системы зажигания и совершение перегазовок.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

В переводе с английского «sequence» означает «последовательность». В отличие от классической «механики», где водитель вправе переключиться, например, с 4 передачи на 2, минуя промежуточную, или тронуться со 2,КПП секвентальная такого не допускает: в обе стороны переключать передачи можно только последовательно. В чем преимущества и отличия секвентальной коробки, и для чего она изобретена?

Что такое- Секвентальная коробка

Секвентальная КПП на автомобиле подразумевает, что водитель выбирает передачи не произвольно, а в четкой последовательности, перемещая селектор КПП в одном из направлений. В этом отличие данной коробки от «механики», где после выжимания сцепления рычаг допускается перевести в любое из положений.

Такая КПП – изобретение относительно новое, появившееся в начале 90-х годов XX века. Изначально этими агрегатами оснащались гоночные автомобили: например, спорткары BMW 3 серии от подразделения «motorsport» автоконцерна. Выбор секвентальной коробки для оснащения спортивных автомобилей продиктован результатами испытаний: исследования показали, что водитель с помощью такой коробки может лучше контролировать машину, в сравнении с классической АКПП, при этом у него остается возможность влиять на процесс смены передач столь же эффективно, как и на «механике».Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Особенно это преимущество секвентального агрегата проявляется там, где нужно менять скорость езды последовательно.

Новая коробка обрела любовь автовладельцев, хотя некоторые и жаловались на некоторую «медлительность» переключения ступеней КПП. Но второе поколение секвентальных коробок решило и эту проблему.

Важно: у секвентальной коробки, как и у АКПП, педаль сцепления отсутствует.

Внешний вид рычага переключения:

Смещение «вверх» повышает передачу, «вниз» – понижает. Некоторые автомобили могут также оснащаться переключателями на руле, для удобства водителя. Роль педали сцепления выполняет гидравлический механизм под контролем , последний также берет на себя переключение, если коробка работает в режиме «полной» АКПП.

Интересно: широкое распространение такой тип переключения передач получил в гоночном спорте, конструировании сельскохозяйственной техники, большегрузных автомобилей и мотоциклов с небольшим числом ступеней трансмиссии.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковая или секвентальная

Создавая секвентальную КПП, разработчики ставили цель снизить интервал между сменами скоростей. Благодаря конструктивным особенностям такой трансмиссии это достигается путем упрощения переключения и отсутствию операций с педалью сцепления. Особенно важно это для новичков и неопытных водителей, у которых возникают сложности с правильным выполнением процедур переключения. Но и профессионалы оценят КПП по достоинству, благодаря ее удобству и возможности тонко чувствовать и контролировать поведения автомобиля, используя максимум его возможностей.

Принцип работы КПП, как уже упоминалось ранее – последовательное переключение, то есть водитель не может «перепрыгнуть» с 5 на 2 передачи, ему нужно пройти каждую по очереди. Конструктивносеквентальная коробка передач представляет собой несколько модернизированную «механику», снабженную электронным блоком и гидравлическим механизмом (или электрическими сервоприводами).

Секвентальная КПП в разрезе:

Следует упомянуть, что инженерами разработана и так называемая кулачковая КПП, конструктивно схожая с механической.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Отличия от обычной «механики» – в устройстве муфты КПП: вместо венца с небольшими зубцами на ней расположено несколько больших кулачков (до 7 штук), зацепляющихся с аналогичными кулачками на шестерне. Такие коробки оснащаются двумя механизмами переключения:

  • поисковый – обычный вариант, когда можно произвольно включить любую передачу;
  • секвентальная система управления.

Коробку кулачкового типа используют по большей части в спорткарах и подготавливаемых для гонок машинах, благодаря высокой скорости и точности переключения. Для повседневной езды ее преимущества нивелируются высокой стоимостью, требовательностью к расходникам и быстрым износом. Кроме того, отсутствие синхронизаторов требует от водителя весьма точных действий, и для «городской» езды на такой КПП нужен хороший навык.

Преимущества и недостатки секвентальной коробки

Особенности секвентальной коробки и ее конструкция приводят к очевидным преимуществам:

  • Удобство переключения и высокая скорость смены передач.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

ЭБУ и гидравлика позволяют снизить время переключения до 150 мс, что критически важно для профессиональных гонщиков. Такого результата не может добиться ни одна, даже самая продвинутая, классическая МКПП или АКПП. Помимо скорости, секвентальная коробка исключает «промах» мимо нужной передачи, ведь переход между ними осуществляется строго последовательно.

  • Не теряется скорость машины при переключении.

При работе с «механикой» при смене передач скорость несколько снижается. Актуально это для турбированных моторов, успевающих за то время, пока водитель производит манипуляции с трансмиссией, свалиться в турбояму.

  • Экономичность авто.
  • Удобство управления благодаря возможности использования подрулевых лепестков.
  • Возможность выбора режима – ручное и полностью автоматическое переключение.

Это актуально для секвентальных коробок, умеющих работать в режиме АКПП. Но такой вариант конструкции используется не везде, секвентальная трансмиссия не обязательно комбинируется с автоматической.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Есть и недостатки секвентальной КПП:

  • Повышенная подверженность износу и нагрузкам.
  • Агрегаты весьма чувствительны к условиям эксплуатации.
  • Дороговизна коробки и ее обслуживания.
  • Детали КПП довольно дороги, и ремонт ее также обойдется во внушительную сумму.

Особенности

У секвентальной коробки есть четыре основных особенности:

  • Последовательные переключения скоростей.

Водитель не «промахнется» мимо нужной передачи и всегда может выставить именно ту ступень КПП, что нужна в данный момент, пройдя последовательно через другие.

  • Отсутствие третьей педали – сцепления.

Ее роль выполняет электронный блок, управляемый сигналами от многочисленных датчиков.

  • Использование в конструкции прямозубых шестерней.

Эти элементы обладают большим КПД, в сравнении с обычными косозубыми из классической МКПП, хотя и передают меньший (для компенсации этого устанавливают увеличенные шестерни).Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

  • Переключение передач осуществляют гидравлические сервоприводы.

Для сравнения: в роботизированной КПП используются приводы электрические. Поэтому называть секвентальную коробку «роботом» технически некорректно.

Если необходим автомобиль, который будет быстро разгоняться до 100 км/ч, иметь высокие динамические и скоростные показатели, следует обратить внимание на транспорт, где будет установлен секвентальный тип КПП.

Секвентальная КПП в разобранном виде

Секвентальная КПП обеспечивает динамичность хода, а также удобство управления машиной. Скорости переключаются в строгой последовательности. Данный вид КПП получил свое распространение в середине 1990-х годов.

Принцип работы секвентальной коробки передач. С помощью селектора осуществляется смена скоростных режимов. Коробка составляет достойную конкуренцию известным типам КПП. Несмотря на то, что присутствует сцепление, управление им осуществляется благодаря электронному блоку.

Схематическое изображение КПП

Следует отметить, что вес секвентальной коробки передач является небольшим.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Несмотря на это, вырабатывается большой момент силы. В ее основе лежат шестерни, которые имеют прямые зубья, сервопривод, базирующийся на гидравлической основе. Это является причиной того, почему быстро переключаются скорости. Имеющиеся муфты активизации передач представляют собой ряд кулачков. Секвентальная коробка не дает возможность автомобилисту осуществлять свободный выбор передач, т.е. перепрыгивать сразу через несколько.

Таким образом, машины, где установлен данный вид коробки, отличаются высокой скоростью переключения скоростей. Так как коробка базируется на гидравлической системе, отмечается отзывчивость транспорта.

Машины с секвентальной коробкой

BMW M3 с секвентальной КПП

Встречаться данная коробка может на автомобилях марки БМВ, где имеются индивидуальные тяги привода, обеспечивающие смену передач. В частности, на иномарке BMW М5 Е60 данный агрегат способствует увеличению динамичности вождения. Машина оснащена на двух осях дисковыми вентилируемыми тормозами, контролем курсовой устойчивости.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Следует отметить наличие двухдискового сцепления, двух ведущих и ведомых дисков, промежуточного диска. Помимо данной версии авто, указанный тип коробки может встречаться на BMW M3, Mercedes Benz C-Class. Перечисленные машины относятся к категории спортивные.

Среди отечественных автомобилей, данная коробка встречается на ВАЗ-2108. Агрегат представляет собой упрощенный вариант стандартной механики. Работа данного устройства позволяет эффективно маневрировать, быстро переходить с одной передачи на другую.

Сильные и слабые стороны кулачковых КПП

На ряде скоростных автомобилей присутствует кулачковая КПП. Преимущество данного типа коробки в том, что она позволяет машине достичь высоких скоростных показателей. Составляющие части данной КПП позволяют выдержать высокие нагрузки. Благодаря тому, что здесь имеются прямозубые шестерни, отмечается повышенный КПД, в меньшей степени создаются осевые нагрузки на валы кулачковой коробки передач. Механизм переключения у данной КПП бывает последовательный (секвентальный).Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Смена скоростей происходит в результате осуществления сдвига рычага вперед или назад. Как правило, у кулачковых КПП нет синхронизаторов, что увеличило скорость работы коробки.

Во время передвижения переключение передач осуществляется без выжима сцепления, достаточно немного отпустить педаль акселератора. При смене передач обороты силовой установки не падают, в результате, разгон быстрее происходит.

Однако кулачковая коробка имеет ряд недостатков:

  • относительно малый рабочий ресурс;
  • высокая цена;
  • с экономической точки зрения непосредственная установка коробки на авто на место имеющейся (АКПП или МКПП) не является выгодным решением.

Чтобы продлить ресурс данной КПП, ее следует вместе со всей автомобильной системой периодически диагностировать. В дополнении к этому осуществлять замену масла. В противном случае при продолжительной эксплуатации в горючем будет появляться большое количество металлических частиц. Это способствует уменьшению ресурса КПП.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Таким образом, секвентальные автоматические КПП можно встретить на гоночных машинах, мотоциклах. Данная КПП характерна не только для легковых, но и большегрузных авто. Скорости возможно переключать посредством подрулевых лепестков, что является преимуществом КПП. Простота в управлении – это дополнительный аспект, почему можно сделать выбор в пользу автомобиля с данной коробкой.

Обычно, когда речь заходит о коробке передач гоночной машины говорят такую фразу: если в парной гонке на ускорение друг против друга выйдут обычный автомобиль и гоночный с двигателями одинаковой мощности, победителем, несомненно, станет последний.

Ключ к победе — кулачковая коробка передач.

Главное достоинство кулачковой коробки — в скорости переключения передач. Если разгоняться на обычном автомобиле, переключая передачи вверх максимально быстро, почти ударом, то смена каждой передачи займет около 0,6 с. Примерно столько уходит на высокоскоростное выключение/включение сцепления.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Пилот гоночного автомобиля может сменить передачу втрое быстрее — и сделает это, не выжимая сцепления, и на каждом переключении будет выигрывать более 0,4 с! Это произойдет за счет того, что при каждом переключении у обычного автомобиля падают обороты двигателя и, соответственно, снижается интенсивность разгона. Чтобы выяснить, как устроена высокоскоростная гоночная коробка передач, мы отправились в Удельное, на подмосковную базу команды «Красные крылья», выступающей в ралли и кольцевых гонках.

Особенности гоночной механики

Денис Комаров, технический директор гоночной команды, готовит кулачковую коробку передач к фотосъемке. Он бережно протирает ветошью одну из шестеренок агрегата — огромное прямозубое колесо. Если бы такая шестерня лежала в мастерской сама по себе, можно было бы подумать, что она из коробки большого старого грузовика. Между тем она принадлежит компактному хетчбэку Citroёn С2.

Большой диаметр колеса объясняется двумя факторами. Во‑первых, коробка раллийной машины передает от двигателя на колеса солидный крутящий момент.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» А во-вторых, колесо прямозубое. Достоинство привычных косозубых шестерен, которые применяются в коробках «гражданских» автомобилей, заключается в том, что за счет более длинного зуба и, соответственно, большей поверхности распределения нагрузок они могут передавать тот же крутящий момент при меньших размерах. Кроме того, они работают заметно тише. Но прямозубые колеса применяются в гоночных машинах не случайно: они не создают осевых нагрузок на валах и повышают КПД коробки.

Удивительно, но гоночная коробка передач не сложнее, а даже проще обычной гражданской. Здесь нет никаких синхронизаторов, а вместо большого количества мелких зубцов, которые входят в зацепление при включении передачи на обычной коробке, применяются крупные кулачки — торцевые выступы на шестерне и муфте (обычно их 5−7 штук на колесо). Чтобы передачи включались как можно скорее, кулачки входят в зацепление с большим зазором по ширине. Поэтому при включении передач на раллийной машине можно слышать характерное металлическое клацанье — это кулачки шестерни и муфты столкнулись друг с другом.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковая коробка устроена так же, как обычная серийная, — только вместо косозубых шестерен прямозубые, вместо зубчатых муфт кулачковые и никаких синхронизаторов

Кулачковая коробка требует от пилота большой ловкости — особенно при переключении вниз: для синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии необходимо филигранно работать педалью акселератора и прекрасно чувствовать автомобиль. При бережной езде пилот при переходе вниз пользуется сцеплением, в ходе гонки — особенно на машинах с секвентальной кулачковой коробкой — педаль сцепления ему практически не нужна. В том числе поэтому раллисты иначе, чем гражданские водители, выжимают педали. Правая нога у них обычно лежит на педали газа, а левая заведует сцеплением и тормозами. Четко работать акселератором очень важно, ведь без правильно выполненной перегазовки переход на понижающую передачу либо вообще не произойдет, либо будет сопровождаться жестким ударом.

Именно поэтому пилоты раллийных машин ехидно улыбаются, когда я интересуюсь, насколько популярна кулачковая коробка среди любителей тюнинга.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Конечно, находятся фанаты уличных гонок, которые заменяют серийные коробки кулачковыми. Такая замена улучшает динамику разгона, но требует от водителя постоянной концентрации внимания при переключении вниз, а также наполняет салон шумом от работы прямозубых шестерен. Кулачковая коробка воет примерно так же громко, как гражданская косозубая, когда в ее картере нет масла. Добавим сюда высокую стоимость кулачковых коробок (до €20 000 за агрегат) и невысокий срок службы — и придем к выводу, что установка кулачковой коробки на обычный автомобиль совершенно не оправданна. Конечно, срок службы автомобиля зависит и от субъективных факторов. В жестких гоночных условиях синхронизаторы долго не живут. Так что если за рулем гражданского автомобиля окажется маньяк, кулачковая коробка, вполне возможно, будет служить ему дольше привычной. Тем не менее со временем гоночный агрегат начнет издавать характерный стук, говорящий о том, что скруглившиеся кулачки не обеспечивают надежного зацепления. Такая коробка нуждается в замене износившихся пар.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Денис рассказывает, что кулачковую коробку для проверки разбирают после каждой гонки, а некоторые пары в коробке приходится менять через каждые 2−3 этапа гонок. И это нормально!

Вперед-назад: хорошо и плохо

Есть и еще одна причина, почему кулачковые коробки не подходят для обычных дорог. Хотя эти агрегаты нередко оборудуют обычным поисковым механизмом переключения, самые быстрые и популярные у гонщиков коробки — секвентальные. В раллийных машинах пилота сильно трясет, поэтому водить рычаг переключения вперед-назад куда удобнее, чем выбирать передачи, как в обычном автомобиле. К тому же такая кинематика рычага позволяет сэкономить несколько миллисекунд на каждом переключении.

Разнообразие коробок переключения передач, устанавливаемых на современные автомобили, некоторых автолюбителей приводит в определенное замешательство, особенно тогда, когда приходится остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии. Именно поэтому, в данной статье мы ответим на вопрос: «Что такое секвентальная коробка передач, принцип работы и основные ее отличия?».Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Конструктивное исполнение

Основой конструкции такой КПП служит секвентальный механизм (см. фото 1), позволяющий переключать передачи исключительно по возрастанию (убыванию).

Рычаг секвентальной КПП способен перемещаться только вперед или назад, а номер включенной передачи индицируется на дисплее. Специальный вал, обладающий бороздами волнообразной формы, осуществляет управление вилками переключения, и происходит это следующим образом. При толчке рычаг, вал проворачивается на градус определенной величины и приводит в движение вилки переключения, а их расположение, и, следовательно, включение той или иной передачи, обуславливается фигурной формой борозд.

В качестве привода секвентальной коробки передач, как правило, используют пневматические или электрические механизмы, а органы управления (кнопки, переключатели) располагают на рулевом колесе или под ним.

Итак, мы рассмотрели конструктивное исполнение данной КПП, точнее, его основной элемент – секвентальный механизм.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Далее – принцип функционирования.

Принцип действия КПП данного типа практически аналогичен принципу функционирования знакомой большинству автолюбителей механической трансмиссии. Тем не менее, отличия существуют, и мы их рассмотрим:

    Наличие электронного блока управления, выполняющего функции отсутствующей педали сцепления.

    Использование механизма переключения гидравлического типа для переключения передач, что существенно сокращает время данной операции (до 150 миллисекунд).

Именно последняя особенность секвентальных коробок передач предопределила область применения данных механизмов. Ими оснащаются гоночные болиды – участники соревнований класса «Формула-1» и ей подобных. Основной причиной, определившей такую область использования секвентальных КПП, стала их способность минимизировать время включения нужной передачи в режиме сильной вибрации, сопутствующей высоким скоростям. Тем не менее, некоторые автопроизводители успешно используют подобные механизмы для оснащения обычных автомобилей.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Разумеется, секвентальные коробки передач, принцип работы которых мы рассмотрели выше, обладают не только определенными достоинствами, но и некоторыми недостатками.

Плюсы и минусы секвентальных КПП

Функционирование любого механизма под нагрузкой предопределяет наличие у него некоторых (и не только положительных) эксплуатационных особенностей. К числу неоспоримых достоинств секвентальных коробок относят:

    Экономичность, обеспеченная минимальным временем переключения.

    Простота управления автомобилем (особенно для новичков), обусловленная отсутствием педали сцепления.

    Возможность выбора режима переключения передач: автоматический или механический.

    Наличие «подрулевых лепестков», позволяющих выполнять переключение, не отрываясь от управления автомобилем (оставляя руки на рулевом колесе).

Минусами КПП данного типа, обусловленные особенностями конструктивного исполнения, специалисты считают:

    Низкая степень эксплуатационной надежности гидравлического механизма, вызванная неустойчивостью агрегата к износу.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

    Высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ.

Секвентальная коробка передач на ВАЗ 2108. Конструкция кулачковой коробки передач, особенности вождения автомобиля с кулачковой коробкой передач

Оптимизация ресурса работы двигателя при движении занимала умы конструкторов с момента выпуска первого автомобиля. Это достигалось разными путями, но одним из основных было повышение эффективности при взаимодействии с коробкой передач (КПП). Сама механика сопряжения двух узлов требует определенных динамических усилий, но без этой функции не обойтись. Одной из наиболее энергетически выгодных систем изменения частоты крутящего момента является кулачковый редуктор, который, однако, имеет существенные ограничения по применению.

Особенности механизма

Хотя кулачковые «коробки» по ряду параметров превосходят стандартные передачи, их конструкцию можно рассматривать как упрощенную по сравнению с обычной механикой. Главной особенностью с точки зрения технического устройства является избавление от синхронизаторов.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Вместе с ними было оптимизировано устройство целой группы элементов, которые должны были облегчить управление трансмиссией, но удлинили и период выдачи команды через несколько узлов. В результате вся инфраструктура с мелкими зубьями была заменена набором кулачковых рядов. На коробке передач этого типа одно сцепление может содержать до 7 кулачков, что увеличивает запас площади муфты по ширине. При этом размер шестерни в этой системе больше, чем в стандартных редукторах, не говоря уже о замене скошенной формы зубьев на прямую. Последнее было обусловлено необходимостью снижения потерь на трение и минимизации осевой нагрузки на вал.

Принцип действия

Методика работы может быть последовательной или исследовательской. В первом случае реализовано секвентальное переключение передач, а во втором – обычное, как в штатной коробке передач. На практике чаще используется именно последовательный принцип, так как он позволяет в большей степени отразить возможности кулачковой конструкции.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Переключение можно производить вверх-вниз, а также в стороны. Привод управляется с помощью рычага, соединенного с валом. Например, переключение кулачковой коробки передач на ВАЗ-2108 отличается жесткостью, надежностью и простотой. Рычаг перемещает вал с волнообразными канавками, прокручивая его на определенный градус. В результате включается либо «нейтраль», либо передача. Кстати, в целях еще большей экономии времени, саму ручку КПП делают крупной и высокой, чтобы водитель меньше времени тратил на манипуляции с механическим управлением… В техническом плане высшую ступень развития занимают полуавтоматические кулачковые системы, в котором водителю нужно только дождаться нужного переключения электроники.

Эксплуатационные возможности

Рабочий крутящий момент при обращении с кулачковой системой передач значительно снижается, что экономит время. Независимо от характеристик двигателя кулачковая коробка передач имеет более высокую скорость изменения крутящего момента, чем обычная коробка передач.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Время выполнения операции составляет 0,4-0,6 с, что заметно, если сравнивать с выключением/включением сцепления на автомобиле со штатной «коробкой». Что еще более важно, конструкция секвентальных передач расширяет возможности настройки. Это касается случаев полной переделки автомобиля в гоночную модификацию с помощью ножного переключателя. В этом случае необходимо установить вместе с коробкой передач пары и главную дифференциальную пару, которые могут скорректировать динамические качества машины. Опять же, обычному водителю такое обновление вряд ли понадобится, а вот ценителю спортивного тюнинга оно обеспечит новое качество вождения.

Применение кулачковых моделей коробок передач

На легковых автомобилях общего пользования такие механизмы используются редко. Для такого положения должны быть определенные основания, связанные с увеличением динамики или упрощением конструктивной базы трансмиссионного агрегата. Часто кулачковые редукторы используются в одиночных тюнинговых мероприятиях для демонстрации определенных возможностей концептуальных моделей.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» В случае с японским спорткаром Mitsubishi lancer Evolution сочетание секвентальной «коробки» и двигателя мощностью 420 л.с., в частности, позволило разогнаться до 100 км/ч за 3,5 секунды.

Кулачковый механизм КПП на ВАЗ

В России производителем комплектующих для узлов кулачковой трансмиссии занимается завод Лада СпецТрансмиссия. Эта группа выпускает секвентальные механизмы, подходящие для автомобилей ВАЗ. Как отмечают пользователи, отечественная продукция демонстрирует высокую стабильность, точность работы и надежность. Но вы также можете обратиться к решениям восточноевропейских производителей, таких как TST и Dogbox. В линейках этих компаний можно найти наиболее близкие по конструкции секвентальные коробки передач на ВАЗ. Кулачковые механизмы зарубежного производства обычно поставляются в разборном виде. Например, комплекты часто предлагаются без крепежных приспособлений, что заставляет дополнительно искать комплектующие для крепления агрегата к опорному основанию. Иногда в качестве донорских комплектов берут и АКПП.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковые коробки передач для «классики»

Конечно, потребность в оснащении кулачковыми «коробками» не ограничивается отечественными автомобилями. Классические седаны и хэтчбеки, используемые на дорогах общего пользования, могут быть переведены на секвентальный принцип переключения передач. Для этого используют специальные модификации кулачковых коробок передач для ВАЗ и «классики» в той или иной комплектации. Как правило, это механизмы с кулачковой муфтой и зубчатыми узлами из 5-7 элементов на поверхности. Чем больше кулачков, тем выше ресурс узла в паре муфта-шестерня. С другой стороны, сложность конструкции удорожает и усложняет процесс интеграции устройства. И даже если основа изделия по параметрам подходит к монтажной базе, дополнительные трудности может вызвать доработка вилки переключения передач. Часто для этих целей используются стандартные приспособления, которые дорабатываются сваркой или фрезеровкой. Можно использовать и готовые «коробки» в сборе, но это касается в основном устаревших 5-кулачковых механизмов.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Кулачковые «коробки» и гоночная механика

Целевой нишей для использования кулачковых КПП, однако, являются спортивные автомобили. Пример спортивного автомобиля от «Митсубиси» уже приводился, и этим использование данного агрегата в автомобилях не ограничивается. Эту практику продолжает Subaru Impreza, оснащенная секвентальной «коробкой». И применительно к этой модели стоит отметить различия в подходах к настройке кулачкового узла. В гражданских версиях спорткара применяется именно последовательный принцип изменения крутящего момента. Но в раллийной модификации это решение запрещено, поэтому базовый поисковый механизм переключения сохранен. Ярким примером использования такой конструкции является кулачковый ряд коробки передач Toyota MR2. Это двухместный спорткар, последние модификации которого получили пятиступенчатую секвентальную «коробку» СМТ. К особенностям данного агрегата можно отнести то, что он способен выдерживать нагрузки от двигателей мощностью около 800 л.с.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Ограничения на использование последовательных КПП

Даже если не учитывать тот факт, что с кулачковыми «коробками» передачи физического управления могут справиться только водители с соответствующим опытом, существует несколько принципиально важных кинематических нюансов работы таких устройств . Последовательные переключения снижают маневренность автомобиля при сложных перестроениях на дорогах общего пользования. Иными словами, даже шустрый гоночный пилот будет иметь большие потери при переключении вилок из-за необходимости перебазирования при резких переходах с низших ступеней на высшие. На прямой трассе, где необходимо постоянно и уверенно поддерживать высокий скоростной режим, кулачковая коробка передач проявляет себя с наилучшей стороны, однако в гражданской машине ее преимущества оборачиваются недостатками.

Заключение

Концепция секвентального переключения передач при всех ее особенностях сохраняет перспективы технологического развития.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Это подтверждается активным сращиванием таких трансмиссионных механизмов с электроникой. Например, сегодня появляются кулачковые узлы, работающие по командам программирующего компьютера Motec. Одной из основных функций электронного блока в автомобиле с такой начинкой, как заявляют разработчики, будет автоматическое управление работой системы зажигания и выполнением перегазовок.

В переводе с английского «sequence» означает «последовательность». В отличие от классической «механики», где водитель имеет право переключаться, например, с 4-й передачи на 2-ю, минуя промежуточную, или трогаться со 2-й, секвентальная коробка этого не позволяет: в обе стороны вы переключать передачи можно только последовательно. В чем преимущества и отличия секвентальной коробки и для чего она была изобретена?

Что такое Sequential Box

Секвентальная коробка передач на автомобиле означает, что водитель выбирает передачи не хаотично, а в четкой последовательности, перемещая селектор коробки передач в одном из направлений.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» В этом отличие этой коробки от «механики», где после выжима сцепления рычаг можно перевести в любое из положений.

Такая проходная — относительно новое изобретение, появившееся в начале 90-х годов XX века. Изначально этими агрегатами оснащались гоночные автомобили: например, спортивные автомобили BMW 3 серии из автоспортивного подразделения автопроизводителя. Выбор секвентальной коробки для оснащения спортивных автомобилей продиктован результатами испытаний: исследования показали, что водитель с помощью такой коробки может лучше управлять автомобилем, чем классическая АКПП, при этом у него остается возможность влиять на процесс переключения передач как эффективно как на «механике». Это преимущество секвентального узла особенно проявляется там, где необходимо последовательно изменять скорость движения.

Новая коробка снискала любовь автовладельцев, хотя некоторые жаловались на некоторую «заторможенность» переключения передач. Но второе поколение секвентальных коробок решило и эту проблему.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Важно: секвентальная коробка передач, как и автоматическая, не имеет педали сцепления.

Рычаг переключения Внешний вид:

Переключение «вверх» повышает передачу, «вниз» — понижает. Некоторые автомобили могут также иметь переключатели на рулевом колесе для удобства водителя. Роль педали сцепления выполняет управляемый гидравлический механизм, последний также берет на себя переключение передач, если коробка передач работает в «полноценном» режиме АКПП.

Интересно: данный тип переключения передач широко распространен в гонках, конструкции сельскохозяйственной техники, большегрузных автомобилей и мотоциклов с малым количеством ступеней трансмиссии.

Кулачковая или секвентальная

Создавая секвентальную коробку передач, разработчики ставили цель сократить интервал между переключением скоростей. Благодаря конструктивным особенностям такой трансмиссии это достигается более легким переключением передач и отсутствием работы педали сцепления.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Это особенно важно для новичков и неопытных водителей, у которых возникают трудности с правильным выполнением процедур переключения. Но профессионалы также оценят КПП, благодаря ее удобству и возможности тонко чувствовать и контролировать поведение автомобиля, используя максимум его возможностей.

Принцип работы КПП, как уже было сказано ранее, — последовательное переключение, то есть водитель не может «прыгать» с 5 на 2 передачи, ему нужно поочередно проходить каждую. Конструктивно секвентальная коробка передач представляет собой слегка модернизированную «механику», оснащенную электронным блоком и гидравлическим механизмом (или электросервоприводами).

Секционный последовательный КПП:

Следует отметить, что инженеры также разработали так называемый кулачковый редуктор, конструктивно аналогичный механическому. Отличия от обычной «механики» — в устройстве сцепления коробки передач: вместо венца с мелкими зубьями у него несколько крупных кулачков (до 7 штук), зацепляющихся с такими же кулачками на шестерне.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Такие коробки оснащены двумя механизмами переключения:

  • поисковик — обычный вариант, когда можно произвольно включить любую передачу;
  • система последовательного управления.

Коробки передач кулачкового типа используются в основном в спортивных и гоночных автомобилях из-за их высокой скорости и точного переключения передач. Для повседневной езды его преимущества компенсируются высокой стоимостью, требовательностью к расходным материалам и быстрым износом. Кроме того, отсутствие синхронизаторов требует от водителя очень точных действий, а для «городской» езды на такой КПП требуется хорошая сноровка.

Преимущества и недостатки секвентальной коробки

Особенности секвентальной коробки и ее конструкция приводят к очевидным преимуществам:

  • Легкость переключения и высокая скорость переключения передач.

ЭБУ и гидравлика сокращают время переключения до 150 мс, что очень важно для профессиональных гонщиков. Такого результата не может добиться ни одна, даже самая совершенная, классическая МКПП или АКПП.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Помимо скорости, секвентальная коробка исключает «промах» по нужной передаче, ведь переход между ними осуществляется строго последовательно.

  • Скорость машины не теряется при переключении передач.

При работе с «механикой» при переключении передач немного снижается скорость. Это актуально для двигателей с турбонаддувом, которые успевают свалиться в турболаг, пока водитель манипулирует трансмиссией.

  • Эконом автомобиля.
  • Удобство управления благодаря возможности использования подрулевых лепестков.
  • Выбираемый режим — ручное и полностью автоматическое переключение.

Актуально для секвентальных коробок передач, которые могут работать в режиме АКПП. Но такой вариант конструкции используется не везде, секвентальная коробка передач не обязательно сочетается с автоматом.

Есть и недостатки последовательной КПП:

  • Повышенная подверженность износу и нагрузкам.
  • Блоки очень чувствительны к условиям эксплуатации.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»
  • Высокая стоимость коробки и ее обслуживания.
  • Детали КПП
  • довольно дорогие, и ремонт ее тоже будет стоить внушительную сумму.

Особенности

Секвентальная коробка имеет четыре основные особенности:

  • Последовательное переключение передач.

Водитель не «промахнется» мимо нужной передачи и всегда сможет установить именно ту ступень коробки передач, которая нужна в данный момент, последовательно перебирая остальные.

  • Отсутствие третьей педали — сцепления.

Его роль выполняет электронный блок, управляемый сигналами от многочисленных датчиков.

  • Использование в конструкции цилиндрических зубчатых колес.

Эти элементы имеют высокий КПД, по сравнению с обычными косозубыми передачами от классической МКПП, хотя и передают меньше (чтобы компенсировать это, устанавливаются увеличенные шестерни).

  • Переключение передач осуществляется гидравлическими сервоприводами.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Для сравнения: в роботизированной коробке передач используются электроприводы. Поэтому технически некорректно называть последовательную коробку «роботом».

Если вам нужен автомобиль, который будет быстро разгоняться до 100 км/ч, иметь высокие динамические и скоростные показатели, стоит обратить внимание на транспорт, где будет установлен секвентальный тип КПП.

Секвентальный редуктор в разобранном виде

Секвентальный редуктор обеспечивает динамичность хода, а также простоту управления машиной. Скорости переключаются в строгой последовательности. Этот тип КПП получил широкое распространение в середине 1990-х годов.

Принцип работы секвентальной коробки передач. Селектор служит для изменения скоростных режимов. Коробка составляет достойную конкуренцию известным типам коробок передач. Несмотря на наличие сцепления, им управляет электронный блок.

Схематическое изображение КПП

Следует отметить, что вес секвентальной коробки передач небольшой.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Несмотря на это, создается большой крутящий момент. В ее основе шестерни, имеющие прямые зубья, сервопривод, основанный на гидравлической основе. Это причина быстрой смены передач. Доступные активационные муфты представляют собой серию кулачков. Секвентальная коробка не позволяет автомобилисту свободно выбирать передачи, т.е. перепрыгивать сразу несколько.

Таким образом, машины, где установлены коробки данного вида, отличаются высокой скоростью переключения передач. Поскольку в основе коробки гидравлическая система, отмечается отзывчивость транспорта.

Автоматы с секвентальной коробкой передач

BMW M3 с секвентальной коробкой передач

Данную коробку можно встретить на автомобилях марки BMW, где имеются индивидуальные приводные тяги, обеспечивающие переключение передач. В частности, на иномарке БМВ М5 Е60 этот агрегат способствует увеличению динамики движения. Машина оснащена двумя осями с вентилируемыми дисковыми тормозами, контролем курсовой устойчивости.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Следует отметить наличие двухдискового сцепления, двух ведомых и ведомых дисков, промежуточного диска. Помимо этой версии автомобиля, указанный тип коробки можно встретить на BMW M3, Mercedes Benz c-class. Перечисленные автомобили относятся к категории спортивных.

Среди отечественных автомобилей эта коробка встречается на ВАЗ-2108. Агрегат представляет собой упрощенную версию стандартной механики. Работа этого устройства позволяет эффективно маневрировать, быстро переключаться с одной передачи на другую.

Сильные и слабые стороны кулачковых коробок передач

На ряде скоростных автомобилей имеется кулачковая коробка передач. Преимущество коробки такого типа в том, что она позволяет машине достигать высоких скоростных показателей. Составные части коробки передач позволяют выдерживать высокие нагрузки. За счет того, что имеются прямозубые шестерни, имеет место повышенный КПД, в меньшей степени на валах кулачкового редуктора создаются осевые нагрузки. Механизм переключения передач у этой коробки секвентальный (секвентальный).Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Изменение скоростей происходит в результате осуществления смещения рычага вперед или назад. Как правило, кулачковые редукторы не имеют синхронизаторов, что повышало скорость редуктора.

Во время движения переключение передач осуществляется без выжима сцепления, достаточно слегка отпустить педаль акселератора. При переключении передач обороты силовой установки не падают, в результате разгон происходит быстрее.

Однако кулачковая коробка имеет ряд недостатков:

  • относительно небольшой рабочий ресурс;
  • высокая цена;
  • с экономической точки зрения непосредственная установка коробки на автомобиль взамен имеющейся (АКПП или МКПП) не является выгодным решением.

Чтобы продлить ресурс этой КПП, ее следует вместе со всеми системами автомобиля периодически диагностировать. В дополнение к этому замените масло. В противном случае при длительной эксплуатации в топливе появится большое количество металлических частиц. Это способствует уменьшению ресурса КПП.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Так, секвентальные автоматические коробки передач можно встретить на гоночных автомобилях, мотоциклах. Эта КПП характерна не только для легковых, но и для большегрузных автомобилей. Скорости можно переключать с помощью подрулевых лепестков, что является преимуществом коробки передач. Легкость в управлении — еще один аспект, по которому можно остановить свой выбор на автомобиле с этой коробкой передач.

Обычно, когда речь идет о гоночном автомобиле с коробкой передач, говорят такую ​​фразу: если в парной гонке на ускорение друг против друга выйдут обычный автомобиль и гоночный автомобиль с двигателями одинаковой мощности, то последний, несомненно, станет победителем.

Ключ к победе — кулачковый редуктор.

Основное преимущество кулачковой коробки – скорость переключения передач. Если разогнаться на обычном автомобиле, переключая передачи максимально быстро, почти с ударом, то переключение каждой передачи займет около 0,6 с.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Примерно столько уходит на высокоскоростное выключение/включение сцепления. Пилот гоночного автомобиля может переключать передачи в три раза быстрее — и сделает это, не выжимая сцепление, и будет выигрывать более 0,4 с при каждом переключении! Это произойдет из-за того, что с каждым переключением передач в обычном автомобиле падают обороты двигателя и, соответственно, снижается интенсивность разгона. Чтобы узнать, как работает коробка передач для скоростных гонок, мы отправились в Удельное, на подмосковную базу команды Red Wings, которая участвует в ралли и кольцевых гонках.

Особенности гоночной механики

Денис Комаров, технический директор гоночной команды, готовит кулачковый редуктор к фотосъемке. Аккуратно протирает тряпкой одну из шестерен агрегата — огромное цилиндрическое колесо. Если бы такая шестерня была в мастерской сама по себе, можно было бы подумать, что она из коробки большого старого грузовика. Между тем, он принадлежит компактному хэтчбеку Citroёn C2.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Большой диаметр колеса обусловлен двумя факторами. Во-первых, коробка передач раллийного автомобиля передает значительный крутящий момент от двигателя к колесам. А во-вторых, колесо прямозубое. Преимущество обычных косозубых передач, которые применяются в коробках «гражданских» автомобилей, состоит в том, что за счет более длинного зуба и, соответственно, большей поверхности распределения нагрузки они могут передавать тот же крутящий момент при меньшем размере. Кроме того, они заметно тише. А вот прямозубые колеса используются в гоночных автомобилях неспроста: они не создают осевых нагрузок на валы и повышают КПД коробки.

Удивительно, но гоночная коробка передач не сложнее, а даже проще обычной гражданской. Здесь нет синхронизаторов, а вместо большого количества мелких зубцов, входящих в зацепление при включении передачи на обычной коробке, используются большие кулачки — торцевые выступы на шестерне и муфте (обычно их 5-7 штук на колесо) . Чтобы шестерни включались как можно быстрее, кулачки входят в зацепление с большим зазором по ширине.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Поэтому при включении передач на раллийном автомобиле можно услышать характерный металлический лязг, когда кулачки шестерни и сцепления сталкиваются друг с другом.

Кулачковый редуктор устроен так же, как и обычный серийный — только вместо косозубых шестерен цилиндрические, вместо зубчатых муфт кулачковые и без синхронизаторов

Кулачковый редуктор требует от пилота большой ловкости — особенно при переключении на пониженную передачу: для синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии необходимо деликатно пользоваться педалью акселератора и отлично чувствовать машину. При аккуратной езде пилот использует сцепление на спуске, во время гонки — особенно на машинах с секвентальной кулачковой коробкой — педаль сцепления ему практически не нужна. Это одна из причин, почему раллийные водители используют педали не так, как обычные водители. Их правая нога обычно ложится на педаль газа, а левая отвечает за сцепление и тормоза. Очень важно аккуратно работать с акселератором, ведь без правильно выполненного ребейза переключения на пониженную передачу либо вообще не будет, либо оно будет сопровождаться жестким ударом.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Вот почему пилоты раллийных автомобилей ехидно улыбаются, когда я спрашиваю, насколько популярна кулачковая коробка передач среди любителей тюнинга. Конечно, есть любители стритрейсинга, которые меняют серийные коробки передач на кулачковые. Такая замена улучшает динамику разгона, но требует от водителя постоянной концентрации внимания при переключении на пониженную передачу, а также наполняет салон шумом от работы прямозубых шестерен. Кулачковый редуктор воет примерно так же громко, как гражданская косозубая шестерня, когда в ее картере нет масла. Добавьте к этому высокую стоимость кулачковых коробок (до €20 000 за единицу) и низкий срок службы — и приходим к выводу, что установка кулачковой коробки на обычный автомобиль совершенно неоправданна. Конечно, срок службы автомобиля зависит и от субъективных факторов. Синхронизаторы недолговечны в суровых гоночных условиях. Так что если за рулем гражданского автомобиля окажется маньяк, то кулачковая коробка, вполне возможно, прослужит ему дольше обычного.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Однако со временем гоночный агрегат начнет издавать характерный стук, свидетельствующий о том, что скругленные кулачки не обеспечивают надежного зацепления. Такая коробка нуждается в замене изношенными парами. Денис говорит, что коробку распредвала разбирают для осмотра после каждой гонки, а некоторые пары в коробке приходится менять каждые 2-3 этапа гонок. И это нормально!

Туда и обратно: хорошо и плохо

Есть еще одна причина, по которой кулачковые коробки не подходят для обычных дорог. Хотя эти агрегаты часто оснащены обычным поисковым механизмом переключения, самые быстрые и популярные среди гонщиков коробки — секвентальные. В раллийных машинах пилота сильно трясет, поэтому водить рычагом переключения передач туда-сюда гораздо удобнее, чем выбирать передачи, как в обычном автомобиле. Кроме того, такая кинематика рычага экономит несколько миллисекунд при каждом переключении.

Разнообразие коробок передач, устанавливаемых на современные автомобили, приводит некоторых автолюбителей в замешательство, особенно когда приходится делать выбор в пользу того или иного типа трансмиссии.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Именно поэтому в этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое секвентальная коробка передач, принцип работы и ее основные отличия?»

Конструктивное исполнение

В основе конструкции такой коробки передач лежит секвентальный механизм (см. фото 1), позволяющий переключать передачи исключительно в восходящем (нисходящем) порядке.

Рычаг секвентального переключения передач может перемещаться только вперед или назад, а номер включенной передачи отображается на дисплее. Специальный вал с волнообразными канавками управляет вилками переключения, а происходит это следующим образом. При нажатии рычага вал поворачивается на градус определенной величины и приводит в движение вилки переключения, а их расположение, а, следовательно, и включение той или иной передачи определяется фигурной формой пазов.

В качестве привода секвентальной коробки передач, как правило, используются пневматические или электрические механизмы, а органы управления (кнопки, переключатели) располагаются на руле или под ним.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Итак, мы рассмотрели конструкцию этой коробки передач, точнее ее основной элемент — секвентальный механизм. Далее — принцип работы.

Принцип работы КПП данного типа практически аналогичен принципу работы знакомой большинству автомобилистов механической трансмиссии. Однако отличия есть, и мы их рассмотрим:

    Наличие электронный блок управления, выполняющий функции отсутствующей педали сцепления.

    Применение механизма переключения гидравлического типа для переключения передач, что значительно сокращает время этой операции (до 150 миллисекунд).

Именно последняя особенность секвентальных коробок передач предопределила область применения этих механизмов. Ими оснащены гоночные автомобили-участники соревнований класса Формула-1 и тому подобное. Основной причиной такого направления использования секвентальных КПП, стала их способность минимизировать время, необходимое для включения нужной передачи в режиме сильных вибраций, сопровождающих высокие скорости.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» Однако некоторые автопроизводители успешно использовали подобные механизмы для оснащения обычных транспортные средства.

Безусловно, секвентальные коробки передач, принцип работы которых мы рассмотрели выше, имеют не только определенные преимущества, но и некоторые недостатки.

Плюсы и минусы секвентальных редукторов

Функционирование любого механизма под нагрузкой предопределяет наличие в нем некоторых (и не только положительных) эксплуатационных особенностей. К неоспоримым преимуществам секвентальных коробок относятся:

    Экономичность с минимальным временем переключения.

    Легкость вождения (особенно для новичков) за счет отсутствия педали сцепления.

    Выбор режима переключения передач: автоматический или механический.

    Наличие «лепестков», позволяющих переключаться, не отрывая взгляда от автомобиля (оставляя руки на руле).

Недостатками данного типа КПП, обусловленными особенностями конструктивного исполнения, специалисты считают:

    Низкая степень эксплуатационной надежности гидромеханизма, обусловленная неустойчивостью узла к износу.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

    Высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ.

Единственная секвентальная коробка передач для Volkswagen/Audi/Seat/Skoda/KTM

В комплект входит

  • Передний дифференциал повышенного трения
  • ШРУСы — Левый + Правый
  • Полный последовательный механизм
  • Входной вал
  • Выходной вал
  • Алюминиевый задний кожух с ЧПУ
  • 1-я – 6-я передачи с собачками
  • Селекторные стержни
  • Селекторная вилка
  • Перемещающий ролик
  • Датчик индикатора передачи
  • Полный комплект подшипников и игольчатых роликоподшипников
Связаться с нами

Наши преимущества

Последовательная коробка передач 02M / 02Q / 0A8 имеет трехвальную конструкцию и рассчитана на крутящий момент до 800 Нм.Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Может использоваться как с дизельными, так и с бензиновыми двигателями, так как доступны различные соотношения. Пользовательские коэффициенты также могут быть разработаны.

Оригинальный колокол используется либо от полноприводного, либо от полноприводного агрегата, который используется с 2,0-литровым 4-цилиндровым или 3,2-литровым 6-цилиндровым двигателем.

Также возможна установка секвентальной коробки передач взамен коробок передач 02A, 02J, 02T, 0A6, DSG VW с монтажным комплектом.
 

Возможное применение этого редуктора:

  • Фольксваген Поло, Гольф, Сирокко, Бора, Джетта
  • Сеат Леон, Толедо, Ибица
  • КТМ XBow
  • Шкода Фабия, Октавия
  • Ауди А1, А3, С1, С3, ТТ

Доступно как для 2WD, так и для AWD

НОВЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ ШРУСЫ ВКЛЮЧЕНЫ!! Вы можете просмотреть их здесь 

ИЗОТРОПНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ на всех деталях в стандартной комплектации

Доступные передаточные числа

02M Последовательный 4,167 / 3,333 — ТКЕ

ШЕСТЕРНЯ Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 28т 11т 2,55
2-й 25т 15т 1,67
3-й 21т 17т 1,24
4-й 20т 21т 0,95
5-й 22т 23т 0,96
6-й 20т 25т 0,80

02M Последовательный 4,417 / 3,533 — ДЛИННЫЙ

ШЕСТЕРНЯ Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 28т 11т 2,55
2-й 25т 15т 1,67
3-й 21т 17т 1,24
4-й 20т 20т 1,00
5-й 23т 22т 1,05
6-й 18т 20т 0,80

02M Последовательный 4.

Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» 417 / 3533 — XBOW

ШЕСТЕРНЯ Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 27т 12т 2,25
2-й 25т 15т 1,67
3-й 25т 19т 1,32
4-й 24т 22т 1,09
5-й 22т 19т 1,16
6-й 20т 20т 1,00

02M Последовательный 4,417 / 3,533 — КАН

ШЕСТЕРНЯ Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 29т 11т 2,64
2-й 25т 13т 1,92
3-й 24т 16т 1,50
4-й 22т 18т 1,22
5-й 22т 17т 1,29
6-й 20т 18т 1,11

02M Последовательный 4.

Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ» 167 / 3333 — KANx

ПЕРЕДАЧА Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 29т 11т 2,64
2-й 25т 13т 1,92
3-й 24т 16т 1,50
4-й 22т 18т 1,22
5-й 22т 17т 1,29
6 20т 18т 1,11

02M Последовательный 5182 / 3800 — GTX

МЕХАНИЗМ Количество зубов ШЕСТЕРНЯ
передаточное число
выход ввод
1-й 30т 12т 2,50
2-й 26т 14т 1,86
3-й 25т 17т 1,47
4-й 24т 20т 1,20
5-й 22т 16т 1,38
6-й 20т 17т 1,18

02M Последовательный 4.

Секвентальная коробка на ваз: Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *