125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault
Родовое дерево о двух стволах (Часть 3)
Станислав Кирилец (Stanislav Kirilets, Германия), Денис Орлов
Фото Bibliothèque de Lyon, Bibliothèque nationale de France, Bibliothèques-spècialisèes Paris, Fortepan, Fondation Berliet, Lazarnik Collection, Memoires-Industrielles, Renault Trucks, из архивов Игоря Аверина, Ричарда Стэниера (Richard Stanier) и авторов
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Продолжаем исследование генеалогических хитросплетений компании Renault Trucks, справляющей в нынешнем году 125-летний юбилей. После окончания Второй мировой войны в автомобильной промышленности Франции началось укрупнение. Заводы Automobiles M. Berliet и Régie Nationale des Usines Renault сделали первые шаги к будущему слиянию. Расскажем о том, что ожидало их на этом пути
Плохой мир лучше хорошей войны
4 сентября 1944 года комиссар Республики Ив Фарж арестовал Мариюса Берлие как коллаборациониста – человека, запятнавшего себя сотрудничеством с нацистами. Поскольку в июле 1942 года промышленник передал управление делами своим сыновьям, в тюрьму Монлюк отправились и старшие из них: Жан, Анри, Морис и Поль. 23 сентября 1944 года та же участь постигла Луи Рено. Он добровольно явился в парижский Дворец правосудия, где был немедленно арестован.
События вокруг заводов и другой собственности автомобилестроителей заставляли вспомнить о временах Французской революции. Освобождение страны от оккупантов Французская коммунистическая партия использовала для упрочнения своего влияния. Газета L’Humanitè развернула настоящую травлю Луи Рено. Коммунисты играли заметную роль в движении Сопротивления; теперь же, после победы, они действовали теми же методами, что и якобинцы. Впрочем, уже наверняка не установишь взгляды и партийную принадлежность тех, кто в сентябре 1944 года вламывался в особняки промышленников, реквизировал ценности, продукты, вина. Всё списывалось на справедливый гнев народа.
Как и другие предприятия Франции, заводы Berliet и Renault работали на оккупантов. А на внутренний рынок шли главным образом машины, оснащённые газогенераторными установками (всего за годы войны заводы Третьего рейха сделали полмиллиона «газогенов»). Выпускать легковые модели захватчики запретили.
Больше других немцы получили автомобилей Renault – 32 877 штук. Это составило примерно 28% от всех французских поставок германским вооружённым силам. Для нужд страны в эти годы компания построила всего лишь 1687 грузовиков. Пропорция Berliet иная: немцы получили 2339 машин, французы – 6189. Иными словами, доля семьи Берлие в «коллаборационизме» едва превысила 2%. Причём год от года выпуск снижался такими темпами, что у гестапо возникли подозрения в саботаже: в 1943 году Поля Берлие чуть не расстреляли. Впрочем, куда эффективнее франтирёров (партизан) из Сопротивления действовала авиация союзников. В ночь с 1 на 2 мая 1944 года цехи в Венисьё разбомбили, а 26 мая – ещё раз. Доставалось и заводам Рено в Бийанкуре: только за один налёт в 1943 год туда упало 187 бомб!
Как относиться к тому, что в оккупации люди работали на нацистов? Идя на сотрудничество, Берлие и Рено сохраняли производственный потенциал для будущей мирной жизни. И хотя заводы Renault курировал представитель директората Daimler-Benz AG князь Вильгельм фон Урах, французские инженеры втайне трудились над малолитражным автомобилем. А Мариюс Берлие отстаивал каждого сотрудника, когда оккупационные власти выставляли ему разнарядку на отправку людей в Германию, на добровольно-принудительные работы. Во время войны лионские заводы управлялись марионеточным режимом Виши и с 1942-го по 1944-й официально назывались Berliet & Cie.
Ни сподвижники Шарля де Голля, ни коммунисты и не думали принимать всё это в расчёт. Такие перспективы! Заполучить в своё распоряжение крупнейшие, лучшие автомобильные предприятия страны. Оставалось выбрать способ. Реквизиция? Конфискация? Национализация? В правовом государстве каждое из этих действий неизбежно сопровождается юридической волокитой. Как пишет Эммануэль Шадо в фундаментальном исследовании жизни Луи Рено: «Нет ни одного убедительного прямого вещественного доказательства, что Луи Рено действительно избили в ночь с 3 на 4 октября 1944 года». Промышленник неоднократно выражал адвокатам опасения по поводу возможной расправы. А уже 4 октября ему потребовалась помощь врачей. Луи Рено впал в кому и 24 октября умер. 16 января 1945 года его заводы национализировали. Отказаться от легендарного имени голлисты не отважились. Предприятие стало Государственным управлением заводами «Рено» (Régie Nationale des Usines Renault).
Подействовал ли случай с Рено отрезвляюще на тех, кто похожим способом намеревался расправиться с семейством Берлие? Процесс над ними начался только 3 июня 1946 года. К тому времени ярость захвативших лионские заводы ещё 3 сентября 1944 года франтирёров поутихла, да и порядка в стране стало больше. 8 июня 1946 года суд присяжных приговорил Мариюса Берлие к двум годам, а его сыновей Жана и Поля – к пяти годам заключения. С конфискацией всего имущества. А сыновей Мориса и Анри к тому времени выпустили из-под стражи. Учитывая возраст и состояние здоровья, Мариюсу Берлие заменили тюрьму домашним арестом.
Однако старик не сдался. Он завалил власти петициями, отправив 2500 писем, строчил гневные заметки в газеты. Одна из статей недвусмысленно называлась: «Опыт советизации Берлие». Заступился за него и сам Шарль де Голль. Предприятие, где хозяйничали коммунисты, лихорадило.
Власти предложили Мариюсу Берлие отступные за прекращение протестов. В ответ услышали: «Мы не договариваемся с ворами». Упорство возымело действие. 28 декабря 1949 года государственный совет Республики вернул предприятие семье Берлие. Утвердили и прежнее название фирмы – Automobiles M. Berliet. Сам Мариюс Берлие не дожил до этого события каких-то полгода.
Наперекор всем планам
О довоенном разнообразии моделей заводу Berliet пришлось надолго забыть. В январе 1945 года со скрипом возобновили производство газогенераторных среднетоннажников VDCAG. А в декабре представили дизельный грузовик VDC6D грузоподъёмностью 5,5 т. Его можно было бы назвать первой послевоенной моделью Berliet, если не знать, что в основе – разработка 1938 года.
Заводы Renault, чья невероятно обширная довоенная производственная программа до сих пор ставит в тупик историков, также умерили пыл. Ставку сделали на грузовики, ещё недавно с такой охотой забираемые немцами: 2-тонный AHS, 3,5-тонный AHN и 5-тонный AHR. Всё семейство использовало унифицированную кабину. Поскольку при её создании явно обошлись без участия художника, пришлось придумать звучный эпитет: «гранённая, как бриллиант». Зато конструкцию отличала поразительная культура веса: собственная масса пятитонки AHR составляла всего 3700 кг. Семейство выпускали до 1947 года, заменив моделями, вошедшими в анналы как Goélette и Galion.
В 1948 году между фирмами состоялись первые переговоры о слиянии. Руководство Renault жаждало сосредоточиться на легковых и лёгких развозных моделях, перепоручив тяжёлую технику лионскому предприятию. В Berliet не то чтобы насторожились, просто не смогли прийти к какому-то решению на этот счёт. Зато подготовили к Парижскому автосалону 1949 года сразу две новинки GLA и GLR – прекрасный подарок реабилитированной фамилии Берлие.
Иметь 22 легковые и 28 грузовых марок для Франции было многовато. И все это понимали. Вскоре после войны заместитель министра промышленности Поль-Мари Пон предложил договориться, кто и какого класса модели станет выпускать и сгруппироваться по региональному принципу. Скажем, Berliet мог бы объединить усилия с заводами Isobloc и Rochet-Schneider.
Братство, свобода личности, экономическое равноправие… Иллюзии победителей быстро развеялись. Первый, кто пренебрёг договорённостью, стал герой Сопротивления Пьер Лефоше, управлявший фирмой Renault. Да и заводы с иностранным участием не поддержали «план Пона». А когда, казалось, план совсем порос пылью, соперники наперегонки кинулись его выполнять. Семья Берлие, зайдя на чужую территорию, «нарушила конвенцию» и уже в 1952 году приобрела завод Établissements Laffly в Бийанкуре, а годом ранее кузовное ателье Faurax & Chaussende в Лионе. Затем положила глаз на старинное лионское предприятие Société Anonyme des Établissements Rochet-Schneider. Оно дышало на ладан, и правительство перепоручило Berliet выгодный заказ на создание тягача для перевозки танков. В 1954 году в подчинение Berliet переходит конструкторское бюро Rochet-Schneider со всеми заделами, а в декабре 1959-го – и целиком завод на улице Фейё.
23 декабря 1955 года директорат Renault создаёт Société Anonyme de Véhicules Industriels et d’Équipements Mécaniques – SAVIEM, отделение, куда вошли заводы Latil и SOMUA, а позднее присоединились объединённые в предприятие SACA кузовные фирмы Besset, Floirat и Isobloc, их коллеги SNAV и Chausson, завод коммунальных машин SOVEL и компании по производству дорожно-строительной техники Richard-Continental. До июля 1958 года они продолжали выпускать прежнюю продукцию под странной маркой Saviem-LRS. В 1956 году в департаменте Кальвадос, на бывшей верфи Шантье в городе Бленвиль-сюр-Орн, SAVIEM открывает филиал SIB (Société Industrielle de Blainville). Туда, наконец, из тесного парижского предместья Бийанкур переезжает производство 5- и 7-тонных грузовиков Renault.
Они же первыми и сменили марку на Saviem Mondragon и Saviem Tancarville, в честь двух знаковых строек Четвёртой республики – плотины на Роне и подвесного моста через Сену.
Более известно прозвище, закрепившееся за этими моделями – Fainéant, т. е. «Лентяй». И всё из-за горизонтального 6-цилиндрового дизеля, 120 «лошадок» которого хватало в обрез. Автомобиль словно бы выражал собой отвращение инженеров Renault к тяжёлой технике. Двигатель они разместили в базе, из-за чего раму подняли и сгорбили в том месте, где заканчивалась кабина и начинался кузов. Такая компоновка с «подпольным» двигателем получила наибольшее распространение в Западной Германии, где продержалась довольно долго, в первую очередь на грузовиках и автобусах Büssing. Швейцарцы также ей увлекались.
Преимущества решения сомнительны: силовой агрегат висел в опасной близи от неровностей дороги, открытый летящим из-под колёс камням и грязи.
Выглядел «Лентяй» под стать: накладки на передней стенке кабины имитировали решётку радиатора, которой у грузовика не было, четыре фары стояли враскос – Квазимодо среди грузовиков!
Справедливо будет заметить, что и Berliet GLR смотрелся странно. Имел место оптический обман, и первыми в него попали дизайнеры, повторив на боковых створках капота ритмичные прорези облицовки радиатора. Такое оформление стало фирменной чертой марки, но сбивало зрителя с толку. Дальнее крыло казалось выпяченным вперёд, а фара подбитой. «Наша форма буфера, – гордо заявляли в Berliet, – снижает последствия столкновений»! Штатный дизайнер Berliet Жан Жюйе приложит немало усилий, чтобы исправить положение на последующих выпусках GLR.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Renault становится «Москвичом». Что будет с заводом в столице и как он выглядит прямо сейчас :: Autonews
О том, что бывший завод АЗЛК, а ныне «Рено Россия», снова становится «Москвичом», было объявлено 16 мая. По имеющейся информации, производство кроссоверов Renault Duster, Kaptur и Arkana здесь будет свернуто, но уже к концу года с конвейера должны сойти первые автомобили марки «Москвич».
Что это будут за машины, пока не ясно: столичные власти заявляют, что главным техническим партнером возрожденного бренда станет «КамАЗ», а упор будет сделан на автомобили для такси и каршеринга. Причем в перспективе появятся даже полностью электрические модели. По одной из версий, речь идет о крупноузловой сборке китайских JAC, но возможно партнерство и с другими производителями из Поднебесной. Корреспондент Autonews отправился на новый-старый завод «Москвич», чтобы пообщаться с людьми, которые там работают.
adv.rbc.ru
Производства нет, но пульс имеется
Огромная территория на Волгоградском проспекте выглядит почти безжизненной. Машины через главную проходную ездят от силы раз в десять минут, вокруг цехов тихо и безлюдно, пустуют уличные курилки. На площадках для готовой продукции, где совсем недавно стояли тысячи свежесобранных кроссоверов, сейчас можно устраивать гонки: лишь в одном уголке территории собралось около трех десятков автомобилей. Возможно, это экземпляры, недоукомплектованные из-за дефицита запчастей.
Фото: Autonews.ru
При этом перед дилерским центром «Авантайм» в двух шагах от завода плотно набились совершенно новые Renault без номеров. Какой-то запас у продавцов точно есть, а сами они уверяют, что обслуживанию машин ничто не угрожает, гарантийные обязательства будут выполнены в полном объеме, и вообще — «Renault никого не бросит». Сотрудники уверены, что дилерский центр не закроется, а вот как он будет называться, пока сами не знают. Власти объявляли, что сервисом проданных «Рено» станет заниматься Lada, потому что сама французская компания из России ушла.
Фото: Autonews.ru
Запчасти будут, новые модели — не факт
Несмотря на остановку производства, на складах бывшего предприятия Renault остались запчасти — только вот до сервисных центров и клиентских машин эти детали вряд ли доберутся. «Мы сейчас проводим инвентаризацию, а затем, скорее всего, утилизируем эти запасы, — рассказывает сотрудник заводского отдела логистики. — Продавать их никому нельзя, ведь везде стоит клеймо Renault, а никакого Renault у нас больше нет».
При этом катастрофических проблем с деталями, по словам собеседника, возникнуть не должно. «Фактический уровень локализации этих машин уже достигал 80, а то и 90 процентов. То есть поставщики компонентов просто продолжат делать то, что делали, только уже с другими логотипами. Однако от дефицита полупроводников все это не спасает — он как наступил в ковидную эпоху, так и держится».
Фото: Renault
Поделился сотрудник бывшего Renault и информацией о российских версиях Logan и Sandero нового поколения, чей дебют, предположительно, должен был состояться этим летом. Оказывается, работы над этим проектом затормозились из-за пандемии, и дальше нескольких собранных прототипов дело не продвинулось.
Учитывая долгие задержки рестайлинга Lada Vesta, это выглядит правдоподобно. Раз уж обновление давно освоенной модели так затянулось, то вывод совершенно новой, да тем более на незнакомой платформе CMF-B, в текущих реалиях дело очень непростое. Иными словами, новый «Логан» мы в ближайшей перспективе вряд ли увидим. Хотя списывать со счетов все сделанные наработки тоже не стоит.
Dacia Logan (Фото: Dacia)
Детальной информации нет ни у кого
«Мы сами читаем те же новости, что и вы, и ничего толком не знаем, — рассказывает еще один сотрудник предприятия. — Пока что не было никаких собраний или рассылок, увольнять вроде бы никого не собираются, конвейер стоит, как и стоял. Не факт, что оснастку перевезут в Тольятти: ветку для сборки Renault Duster там и так начали монтировать некоторое время назад, так что больших проблем с выпуском кроссовера под маркой Lada возникнуть не должно».
Фото: Renault
При этом, по словам заводчан, общие настроения далеки от упаднических. Директор новообразованного «Москвича» Дмитрий Пронин уже начал приезжать в свой офис и вникать в детали работы предприятия, а производственные и инженерные ресурсы должны позволить оперативно перейти на выпуск новых автомобилей.
«Все, конечно, будет зависеть от платформы, — рассказывает мужчина, представившийся простым сотрудником на производстве. — Если что-то уже знакомое, то перестроимся быстро. Если те же «китайцы», то освоим на первых порах крупноузловую сборку, а дальше разберемся. Опять же, «КамАЗ» со своими наработками поможет: делают же они электрические автобусы? Значит, можно взять их батарею, грубо говоря «отпилить» от нее кусок и установить, например, в китайский кузов. Получится уже вроде как наша разработка, новый «Москвич».
Вот почему Renault застрял в России.
С начала российского вторжения в Украину ряд иностранных автопроизводителей, присутствующих в России, в том числе Volkswagen, практически в одночасье приостановили работу заводов и прекратили поставки автомобилей, что поставило под сомнение их дальнейшее присутствие в стране.
Начало военных операций нарушило логистику в обеих странах, а также в Европейском союзе, поскольку несколько немецких автопроизводителей приостановили сборку на заводах в Западной Европе из-за нехватки компонентов — проблема, которая, как ожидается, не будет решена в ближайшие недели или месяцы.
Российские политики, предлагающие национализировать бездействующие заводы европейских автопроизводителей, таких как Volkswagen, только подогрели слухи о долгосрочных уходах иностранных автопроизводителей, добавив неопределенности в краткосрочные производственные перспективы.
Но немногие автопроизводители имеют такую большую долю в российской автомобильной промышленности, как Renault: она владеет контрольным пакетом акций российского АвтоВАЗа, который был основан в 1960-х годах как завод по лицензионному производству моделей Fiat и остается основным отечественным легковым автомобилем. производителя после закрытия АЗЛК в Москве и прекращения производства автомобилей на ГАЗе в Нижнем Новгороде.
В настоящее время Renault владеет 68% акций АвтоВАЗа, который производит автомобили под брендами Lada и Renault, что значительно затрудняет распутывание или перекрытие его позиций в промышленности страны.
После нескольких недель противоречивых сообщений о долгосрочных планах Renault в отношении своей деятельности в России, а также указаний на то, что автопроизводитель пересматривает свои позиции в России, автопроизводитель заявил несколько дней назад, что планирует приостановить производство на своем московском заводе.
«Что касается доли в АвтоВАЗе, Renault Group оценивает доступные варианты с учетом текущей ситуации, действуя ответственно по отношению к своим 45 000 сотрудников в России», — говорится в заявлении автопроизводителя.
Однако считается, что остановка производства связана как с нехваткой компонентов, так и с политическими соображениями. Renault также снизила операционную маржу группы на 2022 год примерно с 4% до 3%.
Эти шаги по-прежнему предполагают своего рода схему ожидания, поскольку автопроизводитель, вероятно, ожидает решающих событий в самом военном конфликте, которые могут внести дополнительную ясность в отношении его долгосрочных перспектив в стране. В зависимости от исхода дела Renault может остаться или продать свою долю другим крупным акционерам, российскому правительству или новым инвесторам.
Положение Renault особенно сложно, поскольку собственный внутренний автомобильный рынок России может столкнуться со значительным спадом даже при быстром разрешении военного конфликта, что затруднит сохранение его доли в АвтоВАЗе и его собственных операций в России в течение ряда лет, а также столкнется с критика в Западной Европе за ее отказ полностью уйти с российского рынка.
Аналогичным образом, его продолжающаяся деятельность в России может столкнуться с остановкой производства из-за нарушения цепочки поставок и производства компонентов — проблемы, с которыми сейчас сталкиваются другие автопроизводители, даже не работающие в России, в Европе.
Если Renault откажется от своей доли или продаст ее в текущих финансовых и политических условиях, с другой стороны, она сделает это в невыгодном положении, в то время как в процессе, вероятно, потеряет одну десятую всех продаж Группы Renault в стране, представляя почти полмиллиона автомобилей в год.
В результате автопроизводитель оказался перед дилеммой и, вероятно, ожидает политических событий, которые могли бы указать на более четкий путь в любом направлении.
Джей Рэми Джей Рэми вырос среди очень странных европейских автомобилей, и вместо того, чтобы искать что-то надежное и удобное для личного пользования, его привлекла более авантюрная сторона спектра надежности.
Renault пересматривает цены по всему миру после снижения Tesla
- Резюме
- Компании
- Продажи марки Renault выросли на 9% в первом квартале повышение конкуренции
ПАРИЖ, 17 апреля (Рейтер) — Французский автопроизводитель Renault (RENA. PA) пересматривает свою политику ценообразования на электромобили по всему миру, чтобы сохранить конкурентоспособность после волны снижения цен со стороны американского конкурента Tesla Inc (TSLA.O), топ-менеджера. сказал в понедельник.
После нескольких снижений цен в Соединенных Штатах, Tesla в пятницу снизила цены в Европе, в том числе на родной территории Renault во Франции, а также в Израиле и Сингапуре, расширив глобальную дисконтную кампанию, начатую в январе в Китае.
«Мы будем анализировать страну за страной, рынок за рынком, какой уровень конкурентоспособности нам нужен, чтобы оставаться в игре», — заявил журналистам в понедельник Фабрис Камболив, исполнительный директор бренда Renault.
Продажи бренда выросли 9% в первом квартале года, что указывает на то, что стратегия реструктуризации, ориентированная на наиболее прибыльные модели, может начать окупаться после четырех лет снижения доходов.
Cambolive сказал, что отскок продлился до апреля, добавив, однако, что снижение цен Tesla стало тревожным звонком.
Он сказал, что продажи электрифицированной модели Renault Megane, одной из самых популярных, резко выросли в марте.
После снижения цен Tesla на прошлой неделе стоимость Tesla Model 3 во Франции начинается с 41,9.90 евро по сравнению с 42 000 евро за электрический Megane.
В первом квартале во Франции было продано 3570 единиц Megane E по сравнению с 3158 Tesla Model 3, хотя американский автопроизводитель также продал в стране 9364 своих более престижных внедорожника Model Y.
«Понятно, что (снижение цен Tesla) является проблемой, начиная с затратной стороны. Это предупреждение, на которое мы обращаем внимание», — сказал Камболив.
На отдельном мероприятии в Париже президент Hyundai Motor Group (005380. KS) Люк Донкервольке заявил журналистам, что южнокорейский автопроизводитель не будет участвовать в ценовой войне, и сокращение Tesla отражает степень беспокойства перед лицом растущей конкуренции.
Мировые продажи марки Renault за первые три месяца года достигли 354 545 автомобилей.
Вся группа, которая также производит автомобили Dacia и Alpine и опубликует данные о продажах в целом в четверг, сообщила о снижении продаж на 5,9% в 2022 году. Продажи марки Renault, на которую приходится две трети общего объема группы, упали. на 9,4% в прошлом году, их четвертое ежегодное снижение подряд.
Французская компания, пострадавшая от кризиса COVID-19 и глобальной нехватки чипов сильнее, чем большинство конкурентов, делает ставку на автомобили с более высокой маржой, чтобы увеличить прибыль, и планирует выделить и вывести на рынок свое подразделение электромобилей в этом году. .
Являясь первопроходцем в гонке электромобилей, которая затем столкнулась со стремительным ростом Tesla, Renault в прошлом году заняла третье место среди брендов электромобилей по продажам в Европе после Tesla и Volkswagen (VOWG_p.