Расчет расхода топлива легкового автомобиля
Ситуация
Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.
В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.
Пробег автомобиля составил:
1) по городам:
— Минск — 5 км;
— Жодино — 3 км;
— Могилев — 8 км;
2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):
— Минск — Жодино — 70 км;
— Жодино — Могилев — 169 км;
— Могилев — Минск — 199 км.
Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям <*>:
Основание | Увеличение нормы, % | Уменьшение нормы, % |
Наличие кондиционера | 7,00 | |
Перемещение по загородным дорогам | 15,00 | |
Эксплуатация в городах с населением: | ||
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел.; | 5,00 | |
— от 300 тыс. до 1 млн.чел.; | 10,00 | |
— от 1 до 3 млн.чел. | 15,00 |
Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.
Линейная норма расхода топлива
На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км <*>.
Повышение (понижение) линейной нормы
К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям <*>. Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя <*>.
В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля <*>:
1) в городах с численностью:
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;
— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;
— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;
— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.
По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:
— в Минске — 1982444 чел.;
— в Могилеве — 381353 чел.;
— в Жодино — 64559 чел.
В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:
— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;
— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.
При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;
2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.
В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% <*>. Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.
Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% <*>.
При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <*>.
Расчет нормируемого расхода топлива
Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:
где
Рнорм — нормируемый расход, л;
Нлин — линейная норма расхода топлива, л;
Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;
ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.
Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».
Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.
Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации:
Рнорм | Пояснения |
(9,8 x 0,01) | 9,8 л — линейная норма расхода топлива |
x | |
(5 x (1 + 0,15 + 0,07)) | Пробег по Минску |
+ | |
(3 x (1 + 0,07)) | Пробег по Жодино |
+ | |
(8 x (1 + 0,1 + 0,07)) | Пробег по Могилеву |
+ | |
((70 + 169 + 199) x (1 — 0,15 + 0,07)) | Пробег по загородным дорогам |
= | |
41,32 | Расход топлива по норме, л |
Методы расчета расхода и их калибровочные коэффициенты / База знаний / hobDrive
Обычно сам автомобиль (и его ЭБУ) не сообщает сколько в каждый момент расходуется топлива.
Хобдрайв использует показания групп датчиков для вычисления этого значения.Конечно, вычисленное значение зависит от многих внешних условий, известных и не известных.
На разных автомобилях и ЭБУ используются различные методы подсчета расхода.
Это зависит от информации, которая поступает с ЭБУ. На некоторых авто может быть поддержка нескольких методов расчета.
Алгоритмы расчета расхода топлива
Метод расчета расхода топлива выбирается на экране «Параметры Автомобиля»:
— Экраны -> Настройка
— Параметры автомобиля -> Метод расчета топлива
Экран предлагает настроить метод расчета и его параметры, и одновременно контролировать «Часовой расход».
В случае, если вы не уверены какой метод поддерживает ваш автомобиль, выбирайте последовательно начиная с первого и контролируйте показания «Часовой расход» (на этом же экране), но обязательно на холостом ходу!
Если «Часовой расход» показывает прочерк, то этот метод вам не подходит, если показания слишком завышенные или слишком заниженные — датчик покажет желтый/красный оттенок.
При настройке метода расхода топлива нет смысла смотреть на показатель «Расход топлива» в литрах на 100км. Этот показатель показывает правильные данные только когда автомобиль движется и набрана достаточная статистика.
В программе доступно несколько алгоритмов.
MAF Датчик
Это вариант по умолчанию для большинства современных бензиновых автомобилей. Расчёт топлива в этом варианте ведётся по MAF (Mass Air Flow, ДМРВ, Датчик массового расхода воздуха). Это достаточно точный метод при условии что автомобиль исправен и подает стехиометрическую смесь.
Калибровочные коэффициенты для метода MAF:
– Коэффициент Топливо-воздушной смеси (AFR): Основная константа, означающая отношение количества топлива к количеству воздуха, попавшего в камеры сгорания.
Примеры для различных видов топлива (Воздух :Топливо) (AFR)
Неэтилированный бензин 14,7:1
Пропан (сжиженный газ) 15,5:1
Метан (сжатый газ) 17,2:1
Дизельное топливо 14,6:1
Метанол (метиловый спирт) 6,4:1
Этанол (этиловый спирт) 9,0:1
MAP Датчик
Подсчёт расхода по MAP датчику (Manifold Absolute Pressure, Давление на впускном коллекторе). Альтернатива методу MAF.
На автомобилях без MAF используется MAP, температура впуска, объемная эффективность и обороты для определения расчетного значения потока воздуха.
Калибровочные коэффициенты для метода MAP:
– Коэффициент Топливо-воздушной смеси (AFR) — Аналогичен предыдущему описанию.
– Объемная эффективность (Volumetric Efficiency VE): Корректировочная константа для оценки эффективности использования попавшего в камеры сгорания двигателя. Значение по умолчанию: «95».
Датчик Форсунки
Подсчёт расхода по доступному на некоторых автомобилях датчику Импульса Форсунки («InjectorPulseWidth»). На протоколе OBD2 этот датчик недоступен.
Калибровочные коэффициенты для метода «Injector Sensor»
– Число цилиндров: Число цилиндров в двигателе. Значение по умолчанию: «4» цилиндра.
– Производительность форсунки: Количество топлива в мл/мин, впрыскиваемого одной форсункой. Исторически в хобдрайве указывается половина реальной производительности форсунки. Значение по умолчанию: «134.23» мл/мин (для реальной производительности 268 мл/мин).
Датчик нагрузки на двигатель (дизель)
Подсчёт расхода топлива по датчику нагрузки на двигатель. Дает грубое приближение данных о расходе, используется только для дизельных автомобилей. Требует калибровки.
Калибровочные коэффициенты для метода «EngineLoad Sensor»
– Коэффициент расхода по нагрузке: Глобальный корректирующий коэффициент. Значение по умолчанию: «1»
– Кривая коэффициента по нагрузке: Используется для детальной подстройки расчёта расхода. Значение состоит из группы чисел, разделённых запятой. Каждое число означает коэффициент расхода при определённом RPM (от 0rpm до 10000rpm). Шаг rpm определяется количеством чисел в строке ( для десяти чисел, шаг RPM будет 1000).
Значение по умолчанию:
«0.025, 0.025, 0.10, 0.20, 0.3, 0.4, 0.3, 0.3, 0.3, 0.3»
Например при RPM 2000 и датчике нагрузке 40% расход в час будет: 0.10*40 = 4 л\час
Встроенный датчик часового расхода
Подсчёт расхода по внутреннему датчику часового расхода автомобиля, который высчитывает сам ЭБУ (присутствует, например,на автомобилях с ЭБУ Январь, Микас).
Калибровочные коэффициенты для метода «Встроенный датчик часового расхода» не применяются, так как по идее сам ЭБУ уже с максимальной точностью расчитал объем израсходованного топлива.
Датчик циклового расхода (турбодизель)
Подсчёт расхода по внутреннему датчику циклового наполнения цилиндров топливом (CycleConsumption).
Калибровочные коэффициенты для метода «Датчик циклового расхода (турбодизель)»
– Число цилиндров: Число цилиндров в двигателе. Значение по умолчанию: «4» цилиндра
– Коэф. по цикловому расходу: Плотность ДТ.
Значение по умолчанию: 1.
Если ед.измерения циклового расхода в мм3/цикл, то коеф. равен 1.
Если измеряется в мг/цикл, то показатель плотности принято указывать (задан Ростехназдором) равным 0.84
Внимание! Разделителем целой и дробной части для нецелочисленных параметров является точка (например, 1.8 литра)
Калибровка расхода и настройка коэффициентов
Самый простой способ подстройки коэффициентов и точной калибровки расхода — это сравнение показаний хобдрайв-а с реальным расходом по баку.
Для подсчёта реального расхода с бака, нужно вносить записи о заправках, с указанием точного количества залитых литров и одометра.
После двух заправок хобдрайв сможет посчитать реальный расход с бака. Вы сможете увидеть его на экране «События и заправки». Если данных достаточно и значения расхода адекватны, их можно использовать для калибровки.
Полученное значение нужно сравнить с показаниями расхода на экране «Бортовой компьютер» за относительно длинный интервал: «заправка», «месяц», «все время», и основываясь на расхождениях скорректировать ваш параметр (AFR, VE, либо «производительность форсунки» и т. д.).
Например, при реальном показании расхода в 12 л/100км хобдрайв показывает расход за месяц в 11 л/100км.
Это значит что при использовании метода MAF, вам нужно умножить текущий AFR на (12/11 = 1.09).
При использовании MAP вам нужно аналогично умножить текущий VE на 1.09.
При использовании Injector корректируется производительность форсунки (умножается на 1.09).
При использовании EngineLoad в простейшем случае вам надо аналогично менять «Коэффициент расхода по нагрузке».
Еще один быстрый способ подбора корректирующего коэффициента —
посмотреть расход в литрах/час на прогретом двигателе на холостых оборотах.
У многих бензиновых двигателей он должен быть равен половине объема.
Например, хобдрайв показывает 1 литр в час на холостых. Если у вас двигатель 1.6л, то
расход на холостых должен быть около 0.8 литра в час.
Новое значение VE = 95 * 0.8/1 = 76
Вопросы и комментарии
Свои вопросы и комментарии оставляйте пожалуйста на нашем форуме:
http://hobdrive. com/forum/viewtopic.php?f=9&t=27
Расчет потребления | Wialon Hosting
Для расчета расхода топлива система использует данные, обработанные на этапах Подготовка данных и Фильтрация .
Расход топлива по ДУТ (V израсходовано ) рассчитывается по формуле:
V израсходовано = V начальный − V конечный + V0 заправлен 90000 0002 где:
Два варианта и частный случай тесно связаны с расчетом потребления:
- Заменить недопустимые значения математически рассчитанными параметрами ;
- Исключить хищения из расхода топлива опция;
- случай, когда начало или конец интервала делит наполнение или кражу на части.
Опция «Заменить недопустимые значения математически рассчитанными»
Эту опцию можно найти в разделе Общие настройки свойств датчика.
Эта опция позволяет заменить недействительные значения, рассчитанные на основе данных ДУТ, значениями, рассчитанными математическим путем. Математический расчет использует данные, указанные в свойствах датчиков зажигания, относительных и абсолютных моточасов ( Расход, л/ч вариант), а также значение датчика эффективности двигателя.
Неверные значения выявляются следующим образом:
- если объем израсходованного топлива, рассчитанный за интервал по приведенной выше формуле, больше 0 или равен 0, значение считается правильным;
- , если значение объема отрицательное, оно считается недействительным и для интервала используется математический расчет.
«Исключить хищения из расхода топлива» опция
Этот параметр находится в разделе Общие свойств шаблона отчета. Он определяет, учитывается ли хищение топлива как расход топлива при расчете различных показателей. Эта опция позволяет исключить отклонения расхода топлива, связанные с выявленными хищениями.
Отключение опции может потребоваться в тех случаях, когда разрешен слив топлива, например, когда сельскохозяйственная техника заправляется топливозаправщиком и пользователь хочет знать общий оборот израсходованного топлива за указанный период времени.
Как выявляется заправка и слив, если они разделены интервалом
Разберем этот случай на примере заправки топливом. Например, начало антракта делит наполнение на две части.
При этом второе сообщение в интервале считается начальным сообщением заполнения. Это сообщение показывает, что уровень топлива увеличился по сравнению с предыдущим значением. Первое сообщение служит эталоном и используется для определения дельты (d = V текущий — V предыдущий ) для второго. Невозможно рассчитать дельту для первого сообщения, так как предыдущего сообщения нет. Конечный посыл начинки не изменился.
В этом расчете объем заполнения уменьшен по сравнению с неразделенным заполнением, поскольку начальное сообщение заполнения является более поздним сообщением.
Время наполнения может остаться прежним, как если бы наполнение не было разделено, или может быть сдвинуто на более позднее время. Это зависит от того, попадает ли «неразделенное» время наполнения в интервал. Если это так, время заполнения остается прежним.
Было ли это полезно?
Скачать
Все страницы
Только эта страница
Максимум 1000 символов
Как рассчитать необходимое количество топлива и стоимость
Содержание
1
Для предприятий, которые используют топливо для обеспечения своей деятельности, понимание того, сколько топлива необходимо и сколько оно будет стоить, имеет важное значение для эффективного составления бюджета и планирования. В этом блоге мы рассмотрим, как рассчитать количество необходимого топлива и связанные с этим затраты на примере коммерческой кухни, использующей природный газ для питания своего оборудования.
Шаг 1. Определение нормы расхода топлива
Первым шагом в расчете необходимого количества топлива является определение нормы расхода топлива. Это скорость, с которой оборудование использует топливо и обычно измеряется в единицах энергии за единицу времени. Например, газовая плита может иметь расход топлива 2500 кДж/час.
Шаг 2: Расчет общего энергопотребления
После того, как уровень потребления топлива известен, следующим шагом является расчет общего энергопотребления. Это общее количество энергии, которое будет использовано оборудованием в течение заданного периода времени. Например, если газовая плита используется 5 часов в день, общее потребление энергии составит 12 500 кДж в день.
Этап 3. Определение содержания энергии в топливе
Содержание энергии в топливе является мерой того, сколько энергии содержится в заданном количестве топлива. Для природного газа энергоемкость обычно измеряется в мегаджоулях на кубический метр (МДж/м³). Энергосодержание природного газа может варьироваться в зависимости от источника и местоположения, но типичное значение составляет около 38 МДж/м³.
Этап 4: Расчет необходимого количества топлива
Зная расход топлива, общее потребление энергии и энергоемкость топлива, можно рассчитать необходимое количество топлива. Это делается путем деления общего потребления энергии на энергосодержание топлива. Например, если общее потребление энергии составляет 12 500 кДж в сутки, а энергоемкость природного газа — 38 МДж/м³, то необходимое количество природного газа составит:
12 500 кДж/сутки ÷ (38 МДж/м³ × 1 000 000 кДж/МДж) = 0,33 м³/сут
Этап 5: Определение стоимости топлива
Последний шаг — определение стоимости топлива. Это может варьироваться в зависимости от поставщика и местоположения, но для природного газа стоимость обычно измеряется в единицах стоимости на единицу энергии (например, в долларах США/МДж).